ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

GENERAL CHARACTERISTICS OF OBJECTIVE SIGNS OF CORRUPTION CRIMES COMMITTED IN THE FIELD OF EDUCATION

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 343

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Akhmedkhanova S.T., North Caucasian Institute (branch) VGUYu (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

TYPE: Article

PAGES: from 265 to 270

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: education, corruption, objective side, crime, functions, official.

ABSTRACT (ENGLISH):

Сorruption crime in the field of education is a complex and multifaceted process that generates negative trends in a developing society and contributes to the generation of a negative worldview towards the system of free public education among today’s youth. Corruption crime in the field of education is an illegal, punishable, socially dangerous act concerning the interests of the state in the field of providing free education to the younger generation; committed by persons of a noble profession, negative, illegal acts directly at their workplace, pursuing an exclusively selfish interest.

The subjects of corruption crime, exercising their powers, undermine the authority and status of the educational process and form a negative attitude towards the education system in society. Corruption crime in the educational environment is characterized by a number of distinctive features: it is a negative illegal process; it concerns the interests of the state in the sphere of the realization of the right of every citizen to receive free education; it negatively affects the upbringing and development of the younger generation; connected with the implementation of income in the workplace, I use official, official, position and authority; the mandatory presence of selfish motivation; undermining the authority and status of educational activities; the formation of a negative attitude to the educational process.

В сфере образования коррупционная преступность зарождается в области управления образовательной системой, либо обеспечения образовательного процесса. Управленческие структуры системы образования включают в себя комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих структур, осуществляющих управление всеми системами государственного и муниципального образования, разрабатывающие образовательные программы, направленные на развитие системы образования, обеспечивающие методическое и информационное сопровождение образовательного процесса, государственно регламентирующие все этапы образовательной деятельности, начиная с системы среднего образования с начальных классов.

Непосредственно сама образовательная деятельность включает в себя: учебный процесс, административное руководство, хозяйственное сопровождение. Ярко выражены коррупционные проявления в самом учебном процессе. Согласно ст. 290 УК РФ под получением взятки, понимают получение должностным лицом, как непосредственно, так через посредника определенного денежного, либо имущественного вознаграждения, совершая определенные действия, входящие в служебные полномочия должностного лица в отношении взяткодателя, либо оказывая содействие совершению определённых действий, в виде покровительства или попустительства.

Субъектом преступления не всегда являются должностные лица, которые обладают достаточными полномочиями по выполнению определенных действий в пользу взяткодателя, а могут быть лица, которые содействуют выполнению определенных действий другими должностными лицами. В качестве взятки субъекты коррупционной преступности могут получить денежные средства, ценные бумаги, материальные ценности, различные льготы, услуги [2, c. 272].

Объективная сторона получения взятки заключается в совершении определенных действий в отношении лица, предлагающего вознаграждение за совершаемые должностным лицом действия, исходящие из круга его должностных обязанностей, либо выходящее за пределы его обязательств, и при этом взяткополучатель осознавал противоправность характера своих действий, целью которых является получение материального вознаграждения.

Чтобы лицо признать виновным за совершение преступного деяния, предусмотренного ст. 290 УК РФ, необходимо установить факт получения денежного вознаграждения за совершение определенных действий в пользу взяткодателя. Не всегда предметом преступления выступают денежные средства, взяткодатель может оказать услуги имущественного характера, либо предоставить в пользование и распоряжение определенное имущество.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ, понятие как незаконное оказание услуг имущественного характера включает в себя предоставление любых имущественных выгод, а также освобождение от имущественных затрат, связанных с выплатой задолженности по кредиту, предоставление туристических путевок по низкой стоимости, предоставление транспорта, проведение строительных и ремонтных работ.

Согласно проведенному анализу, объективная сторона получения взятки ст. 290 УК РФ представляет собой получение должностным лицом определенного вознаграждения за совершение действий, либо бездействии в отношение взяткодателя, с использованием своих должностных полномочий. Понятие бездействия, в данном случае, характеризуется как воздержание должностного лица от действий, которые оно должно было выполнить при наличии определенных обстоятельств.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ, под преступным бездействием понимают воздержание должностного лица от преступных действий, которое оно обязано совершить с использованием своих служебных полномочий, либо неисполнение лицом своих служебных обязанностей. К бездействию относится не составление протокола при нарушении правил дорожного движения, отстранение от вождения транспортным средством, направление водителя на предмет установления состояния алкогольного или наркотического опьянения [6, c. 126-128].

Преступное деяние, в виде получения взятки ст. 290 УК РФ считается оконченным с момента получения хотя бы части материальных благ за совершение противоправных деяний, при этом не имеет значение наличие реальной возможности у взяткополучателя пользоваться и распоряжаться полученными денежными средствами. Взятка, полученная группой лиц по предварительному сговору, рассматривается, как оконченное преступное деяние с момента получения материальных благ хотя бы одним должностным лицом и, если в данном преступлении участвовало несколько должностных лиц, заранее обговоривших детали совместного совершения, не зависимо от того, осознавал ли взяткодатель факт участия нескольких лиц в преступлении.

Посредничество ст. 2911 УК РФ в даче, либо получении взятки, представляет собой процесс непосредственной передачи взятки по поручению одной сторон, преступление считается оконченным с момента достижения и реализации соглашения между сторонами о передаче материальных благ другой стороне. Это, своего рода, способствование в процессе непосредственной передаче материальных благ от взяткодателя к взяткополучателю, преступная деятельность, направленная на достижение и реализацию заключенного между сторонами соглашения.

Объективная сторона данного состава преступления предусматривает передачу должностному лицу материальных благ в целях совершения взяткополучателем определённых действий, входящих в круг его должностных полномочий, но причиняющих вред охраняемым законом интересам личности и государства. Согласно ст. 33 УК РФ, объективную сторону состава преступления, связанного с дачей взятки, выполняет непосредственно взяткодатель, следовательно, пособничество в даче взятки предусматривает действия, направленные на содействие процессу передаче материальных благ. В случаях, когда должностное лицо отказалось брать взятку и осуществлять определенные действия в интересах взяткодателя, подобные действия необходимо квалифицировать как покушение на дачу взятки [4, c. 2-9].

Получение взятки, как преступное деяние, предполагает совершение ряда альтернативных действий: принятие материальных благ должностным лицом непосредственно; принятие материальных благ родными и близкими должностного лица с его согласия, либо при отсутствии его возражения; получение материальных благ посредником с последующей передачей лицу, осуществляющему служебные полномочия; получение материального блага любым лицом, на которое указало должностное лицо.

Процесс получения взятки образует состав преступления с момента принятия хотя бы части поучаемых материальных благ, что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 июля 2013 г. № 24. Материальные блага подразделяются на два вида в зависимости от времени их совершения: взятка-подкуп, которая передаётся с целью побуждения лица на совершение определенных действий, и материальные блага, которые передаются как вознаграждение должностному лицу после совершения действий интересующих взяткодателя.

Квалифицирующие обстоятельства состава преступления связаны с размером взятки, незаконными действиями, направленными на получение взятки, наличием специального субъекта, требования передачи взятки и наличия признаков соучастия при совершении преступления. В квалифицированном составе данной статьи в качестве самостоятельного состава предусмотрено обещание и предложение посредничества во взяточничестве. Наказуемость наступает при осуществлении конкретных действий, направленных на реализацию преступного результата, а также, если сумма взятки достигает значительного размера [7 c. 219].

Статья 291.2 УК РФ предусматривает наступление уголовной ответственности в случаях мелкого взяточничества на сумму 10000 руб., согласно диспозиции данной статьи, ответственность предусмотрена как для взяткополучателя, так и для взяткодателя. При квалификации по данной статье необходимо учитывать направленность умысла субъектов преступления, и наличие определенных обстоятельств, если к передаче планировалась взятка, превышающая 10 тыс. рублей, однако на деле передали сумму меньше, чем 10 тыс. рублей, содеянное необходимо квалифицировать как покушение на ст.ст. 290-291 УК РФ.

Статья 292 УК РФ предусматривает ответственность за случаи внесения должностным лицом и государственным и муниципальным служащим заведомо недостоверных сведений, искажающих, несоответствующих действительности и при этом мотивируется наличием у субъекта преступления корыстной заинтересованности. Предметом преступления выступают официальные документы органов государственной власти, имеющие юридически закрепленное значение, и влекущие определенные последствия, закрепляющие права и отражающие факты, способствующие возложению обязательств, либо освобождению от них, изменению их объема.

Объективная сторона преступления предусматривает совершение должностным лицом несколько альтернативных действий: совершение хотя бы одного из них предусматривает наступление полной ответственности по данной статье. Внесение при начальном составлении официального исходящего государственного и муниципального документа заведомо недостоверных, ложных, недействительных сведений, подтверждающих факты несоответствующие действительности, путем использования бланка государственного документа, либо изготовления нового бланка документа [3, c. 230-234].

Внесение исправлений в уже составленные государственные документы, искажающие действительность раннее внесенных сведений, подписка, дописка сведений, заверяющих ложные факты в официальных документах.

К коррупционным преступлениям относятся также ст. ст. 285-286 УК РФ, требующие особого подхода при квалификации преступного деяния, совершенного должностным лицом (специальным субъектом) с использованием, либо злоупотреблением своих полномочий. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями квалифицируется наличием трех обязательных признаков. Преступное деяние представляет собой совершение противоправного, запрещенного законом деяния (возможно и путем бездействия) должностным лицом используя свои полномочия, прописанные в Федеральном законе соответствующего государственного органа, причиняя вред охраняемым интересам общества и государства.

Формально, действия лица являются правомерными, так как обусловлены его компетенциями и должностными обязанностями, однако они совершаются вопреки законным интересам службы, основным целям и задачам деятельности должностного лица, не вызванные служебной необходимостью. Если должностное лицо использует неслужебные отношения, связанные с личными связами, авторитетом занимаемой должности, то квалификация по данной статье не образуется. Объективной стороной данного состава преступления предусмотрено обязательное наступление последствий в виде причинения вреда охраняемым законном интересам общества и государства, а также существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций.

Обязательным признаком данного противоправного деяния, позволяющим быстро и правильно квалифицировать совершенное преступление и значительно облегчающий процесс правоприменительной практики для сотрудников правоохранительных органов является наличии должностного лица в качестве субъекта преступления, выполняющего организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. О функциях представителя власти говорится в примечании к ст. 318 УК и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19, об иных функциях — в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19.

Не всегда выполнение административно-хозяйственных и сугубо профессиональных функций присуща должностному лицу, обязательному субъекту злоупотребления должностными полномочиями, при квалификации трудность возникает в разграничении компетенций между государственными и коммерческими служащими, так-как и те, и другие выполняют управленческие функции в подконтрольных им структурах. Отличительной особенностью присущих должностному лицу функций является осуществление их постоянно, временно или по специальному полномочию.

Функции должностного лица закреплены в Федеральном законе, регламентирующем деятельность соответствующей государственной структуры, их выполнение является обязательным при назначении или избрании на должность на постоянной основе либо на законодательно закрепленный промежуток времени. Постоянное выполнение функций не ограничено временными рамками и осуществляется лицом с момента занятия им своей должности [1, c. 230-235].

Временное назначение связано с временным отсутствием должностного лица на постоянной основе выполняющим свои функции. По специальному полномочию функции осуществляются лицом посторонним по отношению к данному государственному и муниципальному органу, выполнение временно закрепленных за ним функций входят в круг обязательств лица в силу занимаемой им должности по основному месту работы (проверяющий, специалист, ревизионист, надзиратель).

Понятие должностного лица присуща лицам выполняющим административно-хозяйственные и организационно -распорядительные функции в органах государственной власти и муниципальных управлениях, государственных корпорациях и компаниях, муниципальных унитарных предприятиях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации. Данный признак выступает существенным критерием для разграничения совершенного преступного деяния, для правильной квалификации в правоприменительной практике, для отнесения к преступлениям против государственной службы и преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

REFERENCES

1. CHashin A. Korrupciya v Rossii / CHashin Aleksandr. — M.: Delo i servis (DiS), 2020. – 920 c.

2. Artem’ev A.B. Antropologiya korrupcii / A.B. Artem’ev. — M.: Izdatel’stvo yuridicheskogo instituta (Sankt-Peterburg), 2019. – 272 c.

3. Goncharenko G.S. Ponyatie, sushchnost’ i vidy korrupcii sovremennoj Rossii // Administrativnoe i municipal’noe pravo, 2010, № 6 – S.230-234.

4. Dzh. Poup Protivodejstvie korrupcii: element sistemy Nacional’noj celostnosti / Dzh. Poup – Transparency International, 2000. 1990. № 8. – S. 2-9.

5. Dzhozef S. Naj Korrupciya i politicheskogo razvitiya: Analiz zatrat i vygod. / Dzhozef S. Naj // The American Political Science Review, 1967. № 2. – S. 419-423.

6. Romashina E.V. Pravovoj mekhanizm protivodejstviya korrupcii v Sovetskoj Rossii // Istoriya gosudarstva i prava, 2010, № 17.- S. 127-150.

7. Sulakshin S.S. Doktrina gosudarstvennoj politiki protivodejstviya korrupcii i tenevoj ekonomike v Rossijskoj Federacii (maket-proekt) / C. S. Sulakshin. — M.: Nauchnyj ekspert, 2018. — 219 c.