Обеспечение ментальной безопасности личности в условиях цифровизации

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Донская О. Г., Новикова Т. Ю., Москалева Е. Н.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – С. 81-86.

УДК 343.92

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Донская О. Г., Новикова Т. Ю., Москалева Е. Н.

В статье представлен авторский анализ уровня защищенности ментальной безопасности личности, при этом особое внимание уделяется защите подростков и молодежи. Авторы исследуют современный информационный контент на предмет угроз для формирования личности. Проводится анализ негативного интернет-контента в соотношении с кризисными факторами. Авторами представлены аргументированные предложения по обеспечению ментальной безопасности личности в современных реалиях.

В заключении авторы указывают, что криминологическое обеспечение ментальной безопасности личности зависит от множества факторов. Негативный информационный контент способен оказывать деструктивное воздействие на процесс формирования личности. Нравственно-идеологическое и право-вое направления общественной жизни должны быть обеспечены эффективной охраной. Обеспечение ментальной безопасности личности является частью государственной политики в целом которая также требует разработки современных программ специального назначения, ориентированных на нейтрали-зацию негативного влияния информационной среды.

Ключевые слова: цифровая криминология, цифровой ресурс, кризисные факторы, кибернетическое пространство, общественная жизнь, современная реальность, гражданское общество.

    • течением времени общество видоизменяется. Трендом современности является развитие информационных технологий. Цифровизация открывает новые возможно-сти взаимодействия между людьми, организациями, государствами. Цифровые ре-сурсы делают жизнь граждан более комфортной, позволяют соответствовать совре-менному ритму взаимодействия.

В России поддерживается идея создания и внедрения передовых решений, в том числе в области искусственного интеллекта. В силу новых возможностей многие инструменты социального регулирования в обществе утрачивают свое значение. Цифровизация по своей сути – это трансформация, переход к новой модели мышле-ния и ведения дел, где решения принимаются на основе данных и аналитики.

Процесс цифровизации необратим, поэтому трансформация общественной жизни неизбежна. Многие граждане в силу профессиональной необходимости вынуждены повышать квалификацию в области IT-технологий, перепрофилироваться. В про-фессии программиста выделяют три специализации: прикладные программисты, системные програмисты, веб-программисты, основными направлениями которых являются «Информатика и вычислительная техника» или «Информационная без-опасность». Появляются новые востребованные профессии: маркетолог, специалист

  • области кибербезопасности, дизайнер интерфейсов, IT-медик, SEO-специалист, биоинженер, оператор дрона и др. Это открывает новые возможности для профес-сиональной реализации.

При этом новые реалии глобализации требуют соответствующей подготовки не только специалистов в области IT-технологий, но всего общества, каждого индиви-да, в частности. Необходимо своевременное приобретение знаний и умений в обла-сти информационных технологий, а также выработка определенных навыков распо-

81

Донская О. Г., Новикова Т. Ю., Москалева Е. Н.

знавания угроз в сети Интернет. Виктимологический аспект в цифровом мире также актуален, как и в повседневности.

  • связи с развитием цифровизации замечены негативные тенденции: «киберне-тическое пространство и информационная продукция императивно, агрессивно, ин-тенсивно, турбулентно и парадоксально оказывают влияние на личность, часто ста-новясь детерминантами ее социализации, неосознанного социального обучения и источником неформального образования» [1, с. 313]. В силу актуальности данной проблемы формируется новое направление в области криминологических знаний «Цифровая криминология». «Цифровая экономика и развитие цифровых технологий несет в себе огромный потенциал криминологических рисков, поскольку правовая основа, организационно-управленческие составляющие антикриминальные инстру-менты еще находятся на стадии разработки, а представители организованных пре-ступных формирований уже используют новые технологии» [2, с. 47].

Криминологи и социологи все больше обращают внимание на различные вирту-альные угрозы для ментальной безопасности человека и социума, особенно нега-тивному влиянию подвержены подростки и молодежь, в силу отсутствия у них со-циального опыта и недостаточности правовых знаний.

К современным угрозам ментальной безопасности можно отнести новые медиа, видеоигры, инновации в области кинематографа и музыкальной индустрии. В игро-вой и художественной форме осуществляется проецирование детализированной и реалистичной асоциальной активности в физический мир. «Большинство современ-ной кино- и аудиопродукции закладывает у социума установки к потреблению, па-разитированию и саморазрушению. Такое деструктивное мировоззрение гармонич-но вкладывается в сюжетную линию, модель поведения и образ жизни главных ге-роев, продакт-плейсмент и др., формируя аморальный, безнравственный или асоци-альный духовно-нравственный облик потребителей данной продукции» [1, с. 313].

Анализ соцсетей популярных среди подростков блогеров свидетельствует о трансляции контента, негативно влияющего на формирование морально-нравственного облика современного гражданина. При этом публичное афиширова-ние личной жизни блогеров ориентирует зрителей на сверхблагополучную в мате-риальном плане жизнь, что требует соответственно получения сверхдоходов. Из поля восприятия данной действительности выпадает важный элемент в формирова-нии представлений зрителя об источниках доходов, позволяющих обеспечить эле-менты пропагандируемой роскоши. При этом духовному развитию личности в со-временной интернет-среде практически не уделяется внимания. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, спра-ведливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра и др. Данные ориентиры духовного и нравственного воспитания детей реализуются в образовательной среде. На официальных сайтах, школ и ВУЗов широко представле-ны направления воспитательной работы. С учетом востребованности интернет-ресурса среди подрастающего поколения, назрела необходимость в обеспечении ментальной безопасности личности. Интернет-зависимость, бесконтрольный про-смотр негативного контента неминуемо будет отражаться на психике человека, мо-

82

Донская О. Г., Новикова Т. Ю., Москалева Е. Н.

жет существенно искажать представления о современной реальности, на массовом уровне разрушать нравственные устои и национальные традиции.

    • условиях постоянного расширения объективно-виртуальной реальности слож-но предположить каким образом негативная часть информационной среды будет воспринята подрастающим поколением. Современные подростки имеют доступ к сети Интернет, так они общаются со сверстниками, знакомятся, находят новые увлечение. Слабо контролируемое времяпровождение в интернет-среде может при-водить к самым негативным последствиям. Так, в современный период ведется борьба с группами-смерти, склоняющими детей к суициду. Опасным явлением в сети Интернет является вербовка подростков в различные преступные, в том числе, террористические и экстремистские организации. Активно вовлекается молодежь в сбыт наркотических средств и психотропных веществ. Все чаще посредством ин-формационно-телекоммуникационной сети совершаются посягательства на поло-вую неприкосновенность несовершеннолетних. Правоохранительные органы актив-но противодействуют данным преступлениям. При этом, стоит предположить, что определенная часть данных посягательств может быть латентной. Наращивание возможностей искусственного интеллекта в ближайшей перспективе позволит в полной мере обеспечить выявление любых противоправных проявлений в инфор-мационной среде.

Подростки и молодежь формируются в новом цифровом обществе. Это новое поколение, от которого зависит будущее страны и мира, в целом. При этом данное поколение «впитывает» информацию разного характера и «всемирной паутины». Существует реальная угроза «потребления» подростками и молодежью контента, отрицательно влияющего на такие важные ипостаси как «правовая культура», «мо-раль», «нравственность», «справедливость» и т.д. Разнородность предлагаемой в сети Интернет информации позволяет восполнить любой интерес как подростка, так

  • взрослого. Каким образом отразится вседозволенность в использовании информа-ционной среды на облике современного гражданина предугадать сложно. В таких условиях невозможно опереться на опыт предыдущего поколения, так как оно про-ходило формирование и самореализацию в иных социально-психологических усло-виях. Поэтому сложно прогнозировать каким образом будет развиваться такое мас-совое явление как преступность в ближайшем и перспективном будущем. Погруже-ние индивида в виртуальную (дополненную) реальность в игре или при виртуаль-ных контактах может оказывать негативное психическое воздействие, в том числе на восприятие пользователем самого себя. «Гражданская идентичность является отражением изменений, происходящих в самосознании людей, которые связаны с восприятием экономических, социально-политических и других явлений нашей жизни» [3]. Трудности самоопределения молодежи обусловлены также и тем, что все больше увеличивается расслоение общества по социально-экономическим пока-зателям [4].

Национальная ментальность имеет повышенную уязвимость в силу назревшего нравственно-психологического кризиса. «Обретение самоидентификации в совре-менном обществе коренным образом отличается от её обретения в традиционном, что порождает проблему кризиса идентификации, характерную для нашего време-ни. Для российского человека ситуация усложняется в связи с тем, что на глобаль-ный кризис накладывается сформированное в последние годы потребительское ми-

83

Донская О. Г., Новикова Т. Ю., Москалева Е. Н.

ровоззрение, исключающее нравственные ориентиры на ответственность, порядоч-ность, правдивость, честность» [5, с. 3].

Представляется необходимым дальнейшее комплексное исследование данной проблематики с целью прогнозирования последствий бесконтрольного использова-ния информационной среды подростками и молодежью. Очевидна потребность в выработке коллективного иммунитета к контенту, несущему угрозы ментальной безопасности личности. Вероятностные негативные последствия должны быть свое-временно выявлены и нейтрализованы.

Эффективным прогностическим критерием результативного поведения личности

  • критической ситуации является устойчивость личности. Это определяется тем, что исход кризиса во многом зависит от понимания кризиса как события в большей или меньшей степени опасного и деструктивного.

Не избегание кризиса, а научение жить в различных эмоциональных ситуациях и является, по нашему мнению, важным этапом профилактики негативных зависимо-стей. С этой целью важным является поиск личностного конструкта, который может сделать процесс преодоления кризисных ситуаций более продуктивным, адекват-ным задачам выполняемой деятельности. Поэтому в центре внимания исследовате-лей оказываются не только жизненные трудности, стрессы, кризисы и конфликты, по также и те психологические резервы и ресурсы личности, которые помогают че-ловеку их успешно преодолевать. В последнее время проблематика психологиче-ских ресурсов активно освещается в литературе, начиная с механизмов психологи-ческой защиты и копинг-поведения, и заканчивая такими понятиями, как личност-ный адаптационный потенциал, личностный потенциал, а также стрессоустойчи-вость и жизнестойкость. На наш взгляд, нравственные ресурсы личности и сила традиций являются важнейшими элементами взаимодействия личности с внешней средой.

Цифровые технологии активно внедряются и в практику борьбы с преступно-стью: «обеспечивается информационная безопасность технологической инфра-структуры органов внутренних дел, развивается электронное взаимодействие с ор-ганами государственной власти и организациями» [6, с. 255]. Считаем, что при при-менении возможностей цифровой индустрии необходима оптимизация работы с различными типами личности в виктимологическом аспекте. Требуется установле-ние «картины» цифрового взаимодействия личности и цифровой среды.

Оптимизация общих процессов технологического внедрения и автоматизации, поможет эффективно анализировать и прогнозировать виктимогенную ситуацию, позволяя сотрудникам правоохранительных органов во взаимодействии с социоло-гами и педагогами, подбирать оптимальный способ нейтрализации проблемы. В частности, в рамках разработки эффективных мер обеспечения ментальной безопас-ности личности в современных реалиях, с учетом выявленных специалистами зако-номерностей, в профессиональные гаджеты сотрудников правоохранительных орга-нов могут быть заложены методические рекомендации по работе с подростками группы риска. Возможно выстраивание алгоритма профилактической деятельности с учетом их типологии и направленности личности, интересов и увлечений, а также уровня «зараженности» негативной виртуальной средой.

При планировании перспективных мер обеспечения ментальной безопасности личности необходимо совершенствовать алгоритм действий по преодолению право-

84

Донская О. Г., Новикова Т. Ю., Москалева Е. Н.

вого нигилизма, который является «симптомом» отклоняющегося от требований правовых норм поведения. Самыми эффективными регуляторами поведения субъ-ектов общественных отношений выступают конституционные нормы. Выступая ча-стью правосознания, конституционное правосознание формирует у отдельно взятой личности и российского социума в целом представления об общественных отноше-ниях, а также о государственно-правовых процессах, происходящих в России. В условиях цифровизации российского общества требуется формирование качествен-но нового уровня правового сознания.

Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан устанавливается, что «развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление нацио-нального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов» [7]. Поддер-живаем высказанное в юридической литературе мнение Т.В. Драбиной о том, что «в условиях цифровизации только совместными усилиями государства, гражданского общества и представителей юридической науки возможно преодоление правового нигилизма и формирование должного правосознания, достаточного для реализации положений Конституции Российской Федерации» [8, с. 160].

  • развитием цифровизации появляются новые возможности правового просве-щения граждан, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По инициативе сенатора от Ростовской области И. Рукавишнико-вой в России внедряется портал юридической помощи и правового просвещения, являющейся своеобразной единой информационной точкой получения «скорой пра-вовой помощи» [9]. Данный цифровой ресурс можно считать существенным шагом на пути разрушения правового нигилизма.

Таким образом, криминологическое обеспечение ментальной безопасности лич-ности зависит от множества факторов. Негативный информационный контент спо-собен оказывать деструктивное воздействие на процесс формирования личности. Нравственно-идеологическое и правовое направления общественной жизни должны быть обеспечены эффективной охраной.

  • одной стороны, обеспечение ментальной безопасности личности является ча-стью государственной политики в целом, с другой – данная проблема требует раз-работки современных программ специального назначения, ориентированных на нейтрализацию негативного влияния информационной среды. В данном аспекте важная роль принадлежит гражданскому обществу, в лице педагогов, семьи, бли-жайшего окружения.

Список литературы:

  1. Буткевич С.А. Предупреждение угроз ментальной безопасности: правовой, криминологический и психолого-педагогический инструментарий // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2021. – Т. 7 (73). № 2. – С. 313-314.
  2. Ищук Я.Г., Пинкевич Т.В., Смольянинов Е.С. Цифровая криминология: учебное пособие. – М.: Ака-демия управления МВД России, 2021. 244 с.
  3. Целуйкина Т.Г. Психологические особенности формирования гражданской идентичности студентов на разных этапах обучения в вузе // Мир науки. Педагогика и психология — 2019 — №2 — URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN219.pdf (дата обращения: 27.03.2022).

85

Донская О. Г., Новикова Т. Ю., Москалева Е. Н.

4. Кожанов И.В. Диагностика сформированности гражданской идентичности у студентов // Фундамен-

тальные исследования. 2014. № 6-7. — С. 1504–1508. — URL:

http://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=34369 (дата обращения: 21.03.2022).

  1. Ветров Р.Ю. Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций: автореф. дисс. … д.ю.н. М., С. 3.
  2. Гутиева И.Г. Некоторые проблемы противодействия преступности на современном этапе // Евразий-ский Юридический журнал. — 2021. — № 6 (157). — С. 255.
  3. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Пр-1168) // Российская газета. 2011. № 151.
  4. Драбина Т.В. Актуальные проблемы конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма в Российской Федерации в условиях цифровизации // Сборник статьей по результатам меж-дународной научнопрактической конференции «Юридическая деятельность в условиях цифровиза-ции» / под ред. Е.В. Евсиковой, В.С. Тихомаевой. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2021. – С. 160.
  5. В России будет создан единый портал бесплатной правовой помощи https://news.rambler.ru/other/42498560/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source= copylink (дата обращения: 04.04.2022).

Donskaya Olga G., Novikova Tatyana Y., Moskaleva Elena N. Ensuring the mental security of the person in the conditions of digitalization // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – Р. 81-86.

The article presents the author’s analysis of the level of protection of the mental security of the individual, with special attention being paid to the protection of adolescents and youth. The authors explore modern in-formation content for threats to the formation of personality. The analysis of negative Internet content in rela-tion to crisis factors is carried out. The authors present well-reasoned proposals for ensuring the mental securi-ty of the individual in modern realities.

In conclusion, the authors point out that the criminological support of the mental security of a person de-pends on many factors. Negative information content can have a destructive effect on the process of personali-ty formation. The moral-ideological and legal directions of public life must be provided with effective protec-tion. Ensuring the mental security of the individual is part of the state policy as a whole, which also requires the development of modern special-purpose programs aimed at neutralizing the negative impact of the infor-mation environment.

Keywords: digital criminology, digital resource, crisis factors, cyberspace, public life, modern reality, civ-il society.

Spisok literatury:

  1. Butkevich S.A. Preduprezhdeniye ugroz mental’noy bezopasnosti: pravovoy, kriminologicheskiy i psikhologo-pedagogicheskiy instrumentariy // Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Yuridicheskiye nauki. – 2021. – T. 7 (73). № 2. – S. 313-314.
  2. Ishchuk YA.G., Pinkevich T.V., Smol’yaninov Ye.S. Tsifrovaya kriminologiya: uchebnoye posobiye. –

M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2021. 244 s.

  1. Tseluykina T.G. Psikhologicheskiye osobennosti formirovaniya grazhdanskoy identichnosti studentov na raznyye yazyki obucheniya v vuze // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — 2019 — №2 — URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN219.pdf (data obrashcheniya: 27.03.2022).
  2. Kozhanov I.V. Diagnostika sformirovannosti grazhdanskoy prinadlezhnosti u studentov // Fundamen-

tal’nyye issledovaniya. 2014. № 6-7. — S. 1504–1508 gg. — URL: http://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=34369 (data obrashcheniya: 21.03.2022).

  1. Vetrov R.YU. Nravstvennyye resursy preodoleniya lichnost’yu krizisnykh situatsiy: avtoref. diss. … d.yu.n. M., S. 3.
  2. Gutiyeva I.G. Nekotoryye problemy protivodeystviya prestupnosti na sovremennom etape // Yevraziyskiy Yuridicheskiy zhurnal. — 2021. — № 6 (157). — S. 255.
  3. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere razvitiya pravovoy gramotnosti i pra-vosoznaniya grazhdan (utv. Prezidentom RF 28 aprelya 2011 g. Pr-1168) // Rossiyskaya gazeta. 2011. № 151.
  4. Drabina T.V. Aktual’nyye problemy konstitutsionno-pravovogo mekhanizma preodoleniya pravovogo nigilizma v Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh tsifrovizatsii // Sbornik stat’yey po rezul’tatam mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii «Yuridicheskaya deyatel’nost’ v usloviyakh tsifrovizatsii» / pod red. Ye.V. Yevsikovoy, V.S. Tikhomayevoy. – Simferopol’ : IT «ARIAL», 2021. – S. 160.
  5. V Rossii budet sozdan yedinyy portal besplatnoy pravovoy pomoshchi https://news.rambler.ru/other/42498560/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source= copylink (data obrashcheniya: 04.04.2022

.

86