О правовом регулировании пребывания иностранных граждан на территории РФ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

О правовом регулировании пребывания иностранных…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 418-423.

УДК 342.922

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Михайлов В. В., Булатов Т. Р.

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

В статье проведен анализ проблем нормативно-правовой регламентации порядка и условий пребы-вания иностранных граждан в Российской Федерации, членов их семей, в том числе детей; рассмотре-ны и приведены статистические данные, отражающие основные проблемы в области миграции в со-временной России, дана оценка состояния миграционного законодательства и выработаны и предло-жены пути совершенствования отдельных нормативных положений современного законодательства страны. Проведён краткий историко-правовой анализ миграционной политики государства с учётом защиты прав трудовых мигрантов. Рассмотрены основные черты нового миграционного законодатель-ства государства и деятельности органов по противодействию незаконной миграции, а также признаки

миграции как таковой и понимание её сущности. Проводится сравнение законодательной базы Рос-сийской Федерации, относительно защиты прав мигрантов, с аналогичными юридически-правовыми стандартами международного права.

Ключевые слова: права человека, иностранные граждане, лицо без гражданства, беженцы, ми-гранты.

Рассмотрим вопросы правового регулирования пребывания иностранных граж-дан на территории нашего государства. В настоящее время РФ является ведущим миграционным центром, одним из крупнейших мировых лидеров по количеству ми-грационных процессов, ежегодно принимая миллионы трудовых мигрантов. Стоит отметить, что 75% от общего числа этих лиц приезжают в РФ из стран СНГ, а в по-следние годы показывает весьма крупную положительную динамику миграция из стран Центральной Азии, она набирает еще больше обороты в связи с привлека-тельностью российского рынка.

Первые шаги по разработки проекта новой миграционной политики РФ были предприняты с 1993 г. Важную роль в этом процессе сыграло принятие Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», который отменил ранее установленные требования прописки и установил правила регистрации [1]. Положительный потенциал данного закона не смог реализоваться в связи с практи-чески непреодолимыми трудностями в действии бюрократического механизма, устанавливающего процедуру регистрации, сведя на нет его возможный эффект.

  • 1994 году руководством страны одобрена и принята Федеральная миграцион-ная программа, определившая на длительный срок будущую миграционную поли-тику РФ, вплоть до 2002 г.
  • 2018 г. утверждена Концепция государственной миграционной политики Рос-сийской Федерации на 2019–2025 г. [2]. В числе главных причин ее принятия можно обозначить активный спад миграционной привлекательности страны. По статисти-ческим сведениям, приток мигрантов в страну, пребывающих на длительный период времени, за 2018 г. достиг минимального значения с момента распада СССР, при этом за последние три квартала их приток оказался почти вдвое ниже, чем годом ранее. Общее количество выехавших из страны мигрантов увеличилось на 16,9%, а

Михайлов В. В., Булатов Т. Р.

число прибывших сократилось на 4% по сравнению с аналогичными показателями 2017 г. [3].

Одним из фундаментальных основ новой политики в сфере миграции можно обозначить как территориальный принцип, который основывается на положениях федеральных и региональных программ, в связи с чем выбор мест проживания и видов занятости зависели исключительно из тех потребностей, которые были зало-жены в эти программы. Однако такой законодательно закрепленный «силовой» подход не позволил решить те вопросы, которые пыталось решить руководство страны. В связи с чем, попытки выбора вида деятельности и мер, направленных на удержание мигрантов на определенной территории, не достигли особых результа-тов.

Следующим отрицательным моментом необходимо указать на созданный инсти-тут иммиграционного контроля, призванный осуществлять противодействие неза-конной миграции. Дело в том, что деятельность данного института во многом дуб-лировала функции пограничного контроля, что также повлекло межведомственную несогласованность различных ведомств, что в дальнейшем обусловило его неэф-фективность и недооформленность в правовом плане [4].

Согласно действующему законодательству РФ [5], въезжающие на территорию РФ иностранные граждане обязаны встать на миграционный учет, который, соглас-но российскому закону [6], определяется формой государственного регулирования процессов миграции, направленной на соблюдение прав любого иностранца и реа-лизацию национальных интересов страны в сфере миграции (преамбула закона). Закон содержит определение термина «миграционным учет» раскрывая под ним государственную деятельность, связанную с фиксацией и обобщением сведений и перемещениях иностранцев (ст. 1). Как справедливо отмечается рядом исследовате-лей [7, c. 28], термин «миграция населения», непосредственно связанный с мигра-ционной сферой, так и не получил должного отражения в правовой системе РФ.

  • правовой доктрине существуют несколько основных подходов к определению сущности миграции. Сторонники первого подхода [8, c. 8] определяют миграцию в широком смысле, понимая под этим любое перемещение субъектов за границы ка-кой-либо территории, независимо от цели и периода времени. Сторонники второго подхода [9, c. 4] понимают миграцию в узком смысле, связывая ее исключительно с территориальным перемещением субъектов в связи с переменой места постоянного жительства. Понимание миграции в узком смысле, по нашему мнению, является не совсем правильной, поскольку существует перемещение людей, которое в некото-рых случаях носит продолжительный характер, а значит, по их мнению, тоже под-падает под дефиницию как миграция. Наиболее правильным выводом в этой ситуа-ции нам представляется, что приведенные мнения необходимо рассматривать не в противовес, а в качестве дополнения одного к другому, что позволит более полно определить представление о рассматриваемом термине.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить следующие признаки миграции: а) пересечение границы (внешней либо внутренней) территориальных образований; б) наличие определенной цели перемещения; в) нахождение субъекта на территории государства (постоянное или временное) при условии действия национального за-конодательства (юрисдикции).

419

О правовом регулировании пребывания иностранных…

Аккумулируя выводы во взаимосвязи с нормами действующего российского за-конодательства под термином «миграция населения» необходимо понимать про-странственное перемещение субъектов (мигрантов) для постоянного или временно-го нахождения на территории РФ, независимо от целей, длительности пребывания и пространственных границ, при условии действия национального законодательства.

  • связи с этим, одним из предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере является необходимость закрепления на федеральном зако-нодательном уровне данного авторского определения путем дополнения положений Федерального закона № 109-ФЗ, что положительно отразится на единообразном его толковании и последующем правоприменении.
    • содержание миграционного учета, исходя из анализа положений ст. 4 Феде-рального закона № 109-ФЗ, законодателем включено следующее: а) регистрация по месту жительства (пребывания) мигранта, учет иных сведений о мигранте; б) ана-лиз, обработка, хранение и последующее применение информации о протекающем процессе миграции, включая качественные и количественные показатели; в) веде-ние государственной информационной системы учета сведений о миграционных процессах [10].

Вышеуказанный закон под осуществлением действий по регистрации понимает фиксацию сведений о месте жительства субъекта (п. 5 ч. 1 ст. 2). Кроме того, зако-ном закрепляется свобода передвижения по территории РФ и выбора места пребы-вания без предварительного разрешения миграционных органов, предусматриваю-щего уведомительный порядок ее осуществления (ч. 2 ст. 4). Однако наличие обо-значенных законодательных положений идет в разрез с нормами иных законов, в частности, Федерального закона № 115-ФЗ [11], содержащего императивный запрет иностранному гражданину изменять или избирать место своего проживания (ч. 2 ст. 11). В свою очередь, это противоречит положениям Конституции РФ в части сво-бодного передвижения и выбора место жительства или пребывания каждого, кто находится на законных основаниях на территории РФ (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ).

Как верно отмечено Е.А. Серебряковой, определенный перечень конкретных до-кументов для миграционного учета, срока и порядка исполнения устанавливает спе-циальный регламент МВД РФ [12, c. 51]. В настоящий момент действует новый Ад-министративный регламент МВД РФ [13] по оказанию государственной услуги осуществления миграционного учета иностранцев, в юрисдикцию которого вклю-чаются территориальные подразделения по вопросам миграции МВД РФ на район-ном и региональном уровнях. Помимо этого, данным документом определены во-просы взаимодействия подразделений в сфере миграции с федеральными органами исполнительной власти и его территориальными подразделениями, органами мест-ного самоуправления, гостиницами, организациями федеральной почтовой связи и многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципаль-ных услуг в целях реализации иностранцами миграционного учета на территории России.

    • заключении нашего исследования отметим ученых А.И. Халиуллина и Л.А. Шагиева, [14, c. 711] ссылающихся на статистику ООН, исходя из которой, 9 % населения России – это мигранты, больше половины из них находится в стране не-законно. По мнению Е.В. Анохина [15, c. 49], крупные стройки России уводят из страны национальные богатства, при этом половина работников на этих стройках –

Михайлов В. В., Булатов Т. Р.

гастарбайтеры, мигранты, которые переводят огромную часть своего заработка на родину.

Очевидно, что сегодня в России сложилась непростая ситуация, связанная с при-влечением на строительные объекты мигрантов, в т. ч. нелегалов, что в массовом порядке происходит по всей стране. Нужно сказать, что низкий уровень их квали-фикации приносит вред рынку труда России. Как представляется, связано это с тем, что нелегалы соглашаются практически на любые предлагаемые условия труда, в т. ч. на низкую заработную плату.

Вместе с тем, нужно отметить, что отказаться от участия иностранцев-рабочих в строительстве невозможно. Для того чтобы упорядочить процессы трудовой миграции необходимо дополнить КоАП РФ альтернативной, более строгой мерой административного наказания для должностных лиц, принимающих на работу мигрантов-нелегалов, а именно, дисквалификацию на срок до 3 лет.

Отметим, что ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ под дисквалификацией понимает лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном ор-гане управления юрлица, входить в совет директоров, осуществлять предпринима-тельскую деятельность по управлению юрлицом, а также осуществлять управление юрлицом в других случаях. Устанавливается, по общему правилу, на срок от 6 ме-сяцев до 3 лет, о чем говорится в ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ.

Учитывая сказанное, необходимо в составы административных правонарушений по ст. ст. 18.11, 18.13, 18.15, 18.16, 18.19 КоАП РФ внести в качестве администра-тивного наказания для должностных лиц дисквалификацию за повторность право-нарушений, предусмотренных частями 2 названных статей.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день законодательная база Российской Федерации, регламентирующая вопросы миграции, в том числе касаемо вопросов защиты миграционных прав, в целом соответствует критериям общепризнанных базовых международных стандартов, однако до сих пор остается потребность в сохранении должного внимания данному направлению, поскольку не все проблемные вопросы разрешены. При этом, безусловно, присутствуют органи-зационные трудности, связанные с реформированием данных отношений, в том числе постоянной передачей полномочий различным субъектам в миграционной сфере.

Список литературы:

. Закон РФ от 25 июня 1993 г. №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передви-жения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ от 12 августа 1993 г., № 32, ст.1227.

  1. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 годы» // Собрание законодательства Российской Фе-дерации от 5 ноября 2018 г. № 45. Ст. 6917.
  2. Караваев А.О. К вопросу об определении термина «трудящийся мигрант» в законодательстве Рос-сийской Федерации // Теория государства и права. №2(18). 2020. С. 99-106.
  3. Создание институциональной и инфраструктурной среды для управления миграционными потоками на основе частно-государственного партнерства / Аналитический сборник, август 2012
  4. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 годы» // Собрание законодательства Российской Фе-дерации от 5 ноября 2018 г. № 45. Ст. 6917.
  5. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: фе-дер. закон от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ: в ред. от 28 ноября 2015 г. // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 30. – Ст. 3285.

421

О правовом регулировании пребывания иностранных…

  1. Андрейцо С.Ю., Булатов Р.Б. Защита прав иностранных граждан в современной России: монография // СПб.: ГУАП, 2018.
  2. Галуза Е.В. Миграционные процессы в Современной России: учебное пособие / Е.В. Галуза, Г.С. Денисова, Ю.А. Кашуба и др. – Ростов-н/Д.: Терра, 2004.
  3. Абезгильдин Р.Р. К вопросу о контроле за миграцией в Российской Федерации / Р.Р. Абезгильдин // Миграционное право. – 2016. – № 4.
  4. O миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: фе-дер. закон от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ: в ред. от 28 ноября 2015 г. // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 30. – Ст. 3285.
  5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Рос-сийской Федерации» (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.
  6. Серебрякова Е.А. Трудовой договор с иностранцем: от заключения до прекращения / Е.А. Серебря-кова, Е.Г. Ситникова. – М.: Редакция Российской газеты, 2017. Вып. 17. – С. 51.
  7. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Феде-рации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностран-ных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации ино-странного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии ино-странного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации ино-странного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении вы-полнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его по-становки на учет по месту пребывания: приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 881 // Российская газета. 27 декабря 2017 г.
  8. Халиуллина А.И. Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней / А.И. Халиуллина, Л.А. Шагиева // Молодой ученый. – 2016. – № 28 (132).
  9. Анохин Е.В. Влияние развития форм собственности на конкурентоспособность экономики России / Е.В. Анохин // Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. – № 2.

Mikhailov V. V. Bulatov T. R. On the legal regulation of the stay of foreign nationals in the Russian Federation // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 418-423.

The article analyzes the problems of legal regulation of the procedure and conditions for the stay of for-eign citizens in the Russian Federation, members of their families, including children; statistical data are con-sidered and presented, reflecting the main problems in the field of migration in modern Russia, an assessment of the state of migration legislation is given, and ways to improve certain regulatory provisions of the coun-try’s modern legislation are developed and proposed. A brief historical and legal analysis of the migration policy of the state is carried out, taking into account the protection of the rights of labor migrants. The main features of the new migration legislation of the state and the activities of bodies to combat illegal migration, as well as signs of migration as such and an understanding of its essence, are considered. A comparison is made of the legislative framework of the Russian Federation, regarding the protection of the rights of migrants, with similar legal and legal standards of international law.

Keywords: human rights, foreign citizens, stateless person, refugee, migrants.

Spisok literatury:

  1. Zakon RF ot 25 iyunya 1993 g. №5242-I «O prave grazhdan Rossijskoj Federacii na svobodu peredvizheniya, vybor mesta prebyvaniya i zhitel’stva v predelah Rossijskoj Federacii» // Vedomosti SND i VS RF ot 12 avgusta 1993 g., № 32, st.1227.
  2. Ukaz Prezidenta RF ot 31 oktyabrya 2018 g. N 622 «O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019 — 2025 gody» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 5 noyabrya 2018 g. № 45. St. 6917.
  3. Karavaev A.O. K voprosu ob opredelenii termina «trudyashchijsya migrant» v zakonodatel’stve Rossijskoj Federacii // Teoriya gosudarstva i prava. №2(18). 2020. S. 99-106.
  4. Sozdanie institucional’noj i infrastrukturnoj sredy dlya upravleniya migracionnymi potokami na osnove chastno-gosudarstvennogo partnerstva / Analiticheskij sbornik, avgust 2012
  5. Ukaz Prezidenta RF ot 31 oktyabrya 2018 g. N 622 «O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki

Rossijskoj Federacii na 2019 — 2025 gody» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 5 noyabrya

2018 g. № 45. St. 6917.

Михайлов В. В., Булатов Т. Р.

  1. O migracionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 18 iyunya 2006 g. № 109-FZ: v red. ot 28 noyabrya 2015 g. // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2006. – №
  2. – St. 3285.
  3. Andrejco S.YU., Bulatov R.B. Zashchita prav inostrannyh grazhdan v sovremennoj Rossii: monografiya // SPb.: GUAP, 2018. 143 s.
  4. Galuza E.V. Migracionnye processy v Sovremennoj Rossii: uchebnoe posobie / E.V. Galuza, G.S. Den-isova, YU.A. Kashuba i dr. – Rostov-n/D.: Terra, 2004. – 244 s.
  5. Abezgil’din R.R. K voprosu o kontrole za migraciej v Rossijskoj Federacii / R.R. Abezgil’din // Migracion-noe pravo. – 2016. – № 4. – S. 3-7.
  6. Galuza E.V. Migracionnye processy v Sovremennoj Rossii: uchebnoe posobie / E.V. Galuza, G.S. Den-isova, YU.A. Kashuba i dr. – Rostov-n/D.: Terra, 2004. – 244 s.
  7. Karavaev A.O. K voprosu ob opredelenii termina «trudyashchijsya migrant» v zakonodatel’stve Rossijskoj

Federacii // Teoriya gosudarstva i prava. №2(18). 2020. S. 99-106.

  1. Serebryakova E.A. Trudovoj dogovor s inostrancem: ot zaklyucheniya do prekrashcheniya / E.A. Serebry-akova, E.G. Sitnikova. – M.: Redakciya Rossijskoj gazety, 2017. Vyp. 17. – 175 s.
  2. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii po pre-dostavleniyu gosudarstvennoj uslugi po osushchestvleniyu migracionnogo ucheta inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii, form zayavleniya o registracii inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva po mestu zhitel’stva, uvedomleniya o pribytii inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva v mesto prebyvaniya, otmetki o registracii inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva po mestu zhitel’stva, otmetok o podtverzhdenii vypolneniya prinimayushchej storonoj i inostrannym grazhdaninom dejstvij, neobhodimyh dlya ego postanovki na uchet po mestu prebyvaniya: prikaz MVD Rossii ot 23 noy-abrya 2017 g. № 881 // Rossijskaya gazeta. 27 dekabrya 2017 g.
  3. Haliullina A.I. Nelegal’naya migraciya v Rossii i metody bor’by s nej / A.I. Haliullina, L.A. SHagieva // Molodoj uchenyj. – 2016. – № 28 (132).
  4. Anohin E.V. Vliyanie razvitiya form sobstvennosti na konkurentosposobnost’ ekonomiki Rossii / E.V. Anohin // Aktual’nye problemy ekonomiki i prava. – 2015. – № 2. – S. 41-52.

.

423