О некоторых особенностях развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: историко-правовой и организационный аспекты

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Пономарева О. М., Петрова Е. А.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 135–144.

УДК 343.8

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ

Пономарева О. М., Петрова Е. А.

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России

В статье рассматриваются особенности становления и развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Приведен анализ международных и отдельных нормативных актов отече-ственного законодательства в области прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных и определена их роль в формировании современного отечественного уголовно-исполнительного законо-дательства. Акцент при изучении к на сделан на минимальных стандартных правилах обращения с осужденными, которые существенно повлияли как на развитие отечественного уголовно-исполнительного законодательства, так и на изменение правового положения подозреваемых, обвиня-емых и осужденных. Исследование организационных изменений в уголовно-исполнительной системе построено не только на ретроспективном анализе, но и современных тенденций и проблем ее развития

  • поиске возможных путей их решения.

Ключевые слова: осужденные, подозреваемые, обвиняемые, права человека, уголовное наказание, содержание под стражей, уголовно-исполнительная система, уголовно-исполнительное законодатель-ство, минимальные стандартные правила обращения с заключенными, концепция развития уголовно-исполнительной системы, ресоциализация осужденных.

Становление прав человека в общественном сознании, достижения в их осу-ществлении и, наконец, всеобщее признание – это путь эволюционного прогресса самого человечества.

Идеологической основой концепции прав и свобод личности явилась естествен-но-правовая доктрина, выдвинувшая постулат о естественных, прирожденных пра-вах человека, которые государство должно охранять. Значительный вклад в разви-тие доктрины внесли идеи французских просветителей (Руссо, Монтескье, Вольте-ра), Дж. Локка, Г. Гроция, Т. Пейна, Т. Джефферсона и ряда других ученых.

Гуманистические идеи равенства людей, защиты от дискриминации по нацио-нальному или расовому принципу, жестокости, насилия рождались и развивались как ответная реакция на различные нарушения прав человека. Переломным перио-дом в реализации концепции прав человека стал XX в., первая половина которого была сопряжена с масштабными нарушениями прав человека, дискриминацией в мировом масштабе, а вторая половина ознаменовалась масштабной практической реализацией концепции прав человека в разных государствах.

  • Российской Федерации активное продвижение концепции прав человека нача-лось в 90-е гг. В 1990 г. в Верховном совете РСФСР были созданы Комиссии по правам человека, которые стали отправной точкой создания и реализации целого ряда изменений (легализации правозащитных движений, института Уполномочен-ного по правам человека и т.д.).

Мировое сообщество во второй половине XX в. заметно продвинулось в реше-нии проблем прав человека. Для реализации идей концепции прав человека был со-здан правовой фундамент (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская

135

О некоторых особенностях развития уголовно-исполнительной…

конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и еще 70 конвенций в области прав человека, а также ряд межгосударственных договоров по правам человека), выработан механизм меж-дународной судебной защиты прав человека (Европейский суд по правам человека).

  • РФ международные механизмы подкреплялись внутренней политикой госу-дарства, действиями органов государственной власти. При этом отношение к тер-мину «права человека» в РФ начало изменяться еще с 2010 г., под сомнение различ-ными исследователями ставилась универсальность прав человека, а также заложен-ный в Конституции РФ приоритет международного законодательства по отноше-нию к российскому. Практически это выражалось в постепенно растущем нежела-нии исполнять решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге, чему способствовала, в частности, позиция руководства Конституционного суда РФ [9].

Нельзя отрицать и наличие проблем реализации международных правил и стан-дартов в отдельных государствах, что обусловлено различным пониманием системы универсальных прав человека и особенностей их реализации, наличием в отдельных государствах «двойных стандартов и двойственной системы ценностей».

  • целом происходящие глобальные процессы, связанные с изменением мирового порядка, исключение России из Совета Европы и принятие решения о выходе РФ из Европейской Конвенции по правам человека и возможность неисполнения решений ЕСПЧ пока не касаются изменений в вопросах нормативного обеспечения и органи-зации системы национального законодательства, в том числе в части исполнения уголовных наказаний и отношения к осужденным в РФ.

Организационные основы современной уголовно-исполнительной системы Рос-сийской Федерации были заложены в 2004 – 2006 гг.

  • период существования СССР система исполнения наказания находилась в со-ставе НКВД, затем МВД, в рамках которого было образовано специализированное ведомство. Уже в период существования РФ данное ведомство также находилось в составе МВД в виде Главного управления исполнения наказаний. Министерство юстиции РФ был наделено функцией контроля в сфере исполнения наказаний. В ходе административной реформы ГУИН было преобразовано в ФСИН.

Организационное оформление системы исполнения наказаний предшествовал период становления российского уголовно-исполнительного законодательства, ко-торое является нормативной основой ее деятельности.

Одной из основных проблем, решение которой определило вектор развития уго-ловно-исполнительной системы, стала проблема реализации прав осужденных, по-дозреваемых и обвиняемых. Осужденные, подозреваемые и обвиняемые – категории лиц, правовой статус которых предусматривает ограничение прав и свобод в период отбывания наказания или на период расследования уголовного дела.

  • государстве и социуме к вышеперечисленным категориям лиц складывается негативное отношение, которое даже после снятия обвинения или отбытия наказа-ния ограничивает их возможности возвращения к нормальной социальной жизни (ограничение или невозможность официального трудоустройства, административ-ный надзор или как минимум пристальное внимание со стороны правоохранитель-ных органов), дискредитируя идею ресоциализации.

Конституция РФ, провозглашает ценностью права и свободы человека и гражда-нина и гарантирует обеспечение прав и свобод осужденным [1]. В ч. 4 ст. 15 Кон-

Пономарева О. М., Петрова Е. А.

ституции РФ содержится положение, что составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Однако, проведение РФ специ-альной военной операции и политическое противостояние странам блока НАТО и ряду сочувствующих им государств в 2022 г. привели к внесению изменений в ст. 79 и 125 Конституции, направленные на подтверждение и укрепление верховенства Конституции РФ в российской правовой системе.

При этом при формировании отечественного законодательства основными меж-дународными актами, которые легли в основу изменений, внесенных в отечествен-ное законодательство и систему исполнения наказаний в 90-е- 2000 гг. XX в. стали Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и поли-тических правах, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесче-ловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказании, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заклю-ченными, − Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заклю-ченными (Правила Нельсона Манделы) (пересмотренный текст) (приняты Резолю-цией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 2015 г.) (далее – Правила) и др.[2].

Остановимся на последнем документе более подробно, так как в Российской Фе-дерации он послужил отправной точкой изменения системы исполнения наказаний на законодательном уровне и на уровне практической реализации.

Начало формирования современных Правил было положено еще в 1926 г., с при-нятием документа Международной пенитенциарной комиссией. Однако, оконча-тельный вариант Правил сложился в 1955 г. и был принят Конгрессом ООН по пре-дупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Этот документ не имеет нормативной основы, не является обязательным к ис-полнению, тем не менее, стал для большей части государств своеобразным этало-ном по вопросу обращения с осужденными, а также подозреваемыми и обвиняемы-ми. Длительное существование не снизило его актуальности, при всех изменениях развития общества и государства документ остается фундаментальной основой по-строения системы исполнения наказаний в части, касающейся условий содержания осужденных, режима отбывания наказания.

  • 2010 г. на очередном Конгрессе ООН по предупреждению преступности и об-ращению с правонарушителями был поставлен вопрос о необходимости внесения изменений в Правила. Обоснованием необходимости внесения изменений послужи-ли изменившиеся условия существования мирового сообщества, изменения струк-туры преступности и появление ее новых видов, трансформирование потребностей современных государств в сфере реализации исполнения уголовных наказаний.

В процессе обсуждения необходимости внесения изменений четко прослежива-лись две позиции: представители одних государств выступали за глобальный пере-смотр положений Правил с учетом требований времени, а другая группа считала, что Правила доказали свою жизнеспособность и необходимости в их глобальном пересмотре нет, нужно лишь скорректировать совсем утратившие актуальность по-ложения. При подготовке к пересмотру была создана группа экспертов, включаю-щая представителей различных государств, которые на основании совещаний и ана-лиза сложившейся практик в различных странах должны были определить основные

137

О некоторых особенностях развития уголовно-исполнительной…

направления изменений. Пришли к мнению, что все-таки сама концепция Правил не должна быть повергнута пересмотру, а только лишь необходимо учесть актуальные для всех стран членов ООН тенденции развития исполнения наказаний.

    • результате были выделены основные направления, которые были подвергнуты пересмотру: реализация мер предварительного заключения с учетом разумных сро-ков и расширения перечня мер пресечения помимо содержания под стражей; при-менение альтернативных лишению свободы уголовных наказаний, сокращение чис-ла тюрем как экономически затратных, но неэффективных способов влияния на личность, совершившего преступление; создание условий для охраны физического
  • психического здоровья осужденных; создание особых условий для различных ка-тегорий осужденных (пожилые лица, инвалиды, женщины, несовершеннолетние, осужденные к пожизненному заключению и проч.); совершенствование работы с кадрами, обеспечивающими деятельность учреждений пенитенциарной системы; развитие осужденных (обучение, переподготовка, развитие трудовых навыков); наличие институтов внешнего контроля за деятельностью учреждений исполнения наказаний (представителей общественных организаций, объединений и т.п.).

Все эти изменения нашли свое отражение в действующей редакции Правил, ко-торые должны реализовываться на основе национального законодательства, с уче-том развития практики, материально-технического и финансового обеспечения. Мировое сообщество должно оказывать помощь государствам в реализации требо-ваний Правил и стремлении привести в соответствие с ними существующую систе-му исполнения наказаний.

Трансформация российского уголовно-исполнительного законодательства начала XXI в. во многом была обусловлена глобальной целью государства в тот период – необходимостью интеграции в мировое сообщество, стремлением соответствовать в различных сферах жизни общества и государства международным стандартам. Наличие возможности реализации прав осужденных в России на уровне междуна-родных норм в тот период времени выступало критерием признания равенства рос-сийского государства остальным цивилизованным странам и принятия на равных в международное сообщество государств. В связи с этим немаловажной задачей была имплементация отдельных норм международного права в национальную систему уголовно-исполнительного законодательства и его дальнейшее развитие с учетом требований международных нормативных актов.

Российская Федерация внесла ряд изменений, которые принципиально изменили подход к исполнению уголовного наказания, способствовали гуманизации самой системы исполнения наказаний, привели к расширению видов уголовного наказа-ния, не связанных с изоляцией от общества. Принятие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) и иных отдельных нормативных актов привели к оформлению правового статуса осужденного, который наделялся следующими правами: право на получение информации о своих правах и обязанно-стях, о порядке и об условиях отбывания наказания, право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые инстанции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания [10, с. 30-34].

Пономарева О. М., Петрова Е. А.

Осужденные получили возможность обжаловать решения национальных судеб-ных органов в Европейский Суд по правам человека, решения которого основаны на соблюдении норм Конвенции по защите прав человека и основных свобод. До вто-рой половины февраля 2022 г. РФ несла ответственность перед международным со-обществом за соблюдение Правил, в том числе и выступая ответчиком в суде. Од-нако, кардинальное изменение международной обстановки, политика изоляции за-падных стран в отношении России, выход России из Совета Европы привел к отсут-ствию реальной возможности обжалования судебных решений в Европейский Суд по правам человека, при этом Российская Федерация не отказывается от действия Правил на территории государства.

Таким образом, изменение уголовно-исполнительного законодательства Россий-ской Федерации на основе международных нормативных актов и требований обще-ства и государства привели к организационным преобразованиям системы исполне-ния наказаний – был образован самостоятельный орган власти в сфере исполнения наказаний – Федеральная службы исполнения наказаний.

Дальнейшее развитие уголовно-исполнительной системы потребовало изменения организационно-методических основ профессионально-служебной деятельности, которые нашли отражение в «Концепции развития уголовно-исполнительной си-стемы до 2020 года» [5], Распоряжении Правительства РФ «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года»

  1. (далее – Концепция).

Генеральной целью первого концептуального документа стала гуманизация ре-жима отбывания наказания с учетом прав и свобод человека, а именно: ориентация на создание при отбывании наказания человеческих условий содержания (социаль-но-бытовых), поддержания здоровья и оказания качественной медицинской и пси-хологической помощи, оказание возможных услуг на платной основе, обеспечение возможности труда, получения образования, развития способностей.

До 2020 г. был реализован целый ряд важнейших с точки зрения гуманизации исполнения наказания задач:

— расширение системы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от обще-ства, возможность отбывания наказания в виде принудительных работ в исправи-тельных центрах; изменены возможности отсрочки, условий отбывания наказания для женщин-осужденных (беременных, имеющих малолетних или несовершенно-летних детей) (ст. ст. 88, 89, 90, 97, 99, 100 УИК РФ);

— установлено право на участие общественных наблюдательных комиссий, попе-чительских советов, религиозных организаций в жизни осужденных [3,4,7];

  • усовершенствованы условия отбывания наказания и условия воспитания [8];
  • осужденные в соответствии со ст. 175 УИК РФ могут самостоятельно обра-щаться в суд с ходатайством об освобождении отбывания наказания или замене не-отбытой части наказания более мягким видом наказания;
  • если осужденному не обеспечиваются соответствующие условия содержания в период нахождения под стражей и в исправительных учреждениях, то выработан механизм компенсации способом судебного обжалования (ст. 12.1 УИК РФ);
  • установлены нормы площади помещения на осужденного и лицо, содержащее-ся под стражей (ст. 99 УИК РФ) [8];

139

О некоторых особенностях развития уголовно-исполнительной…

  • установлены условия медицинского обеспечения осужденных (ст. 101 УИК

РФ);

  • изменен порядок и условия предоставления свиданий и телефонных перегово-ров осужденным и лицам, содержащимся под стражей, осужденным на пожизнен-ное лишение свободы (ст. 89, 125 УИК РФ);
  • увеличен размер средств, которые осужденные могут расходовать на товары первой необходимости, продукты питания (ст. 88, 118 УИК РФ);
  • проведено строительство новых учреждений исполнения наказаний и рекон-струкция учреждений, не соответствующих современным требованиям;
  • апробирована и внедрена система электронного мониторинга подконтрольных

лиц;

  • применение в учреждениях исполнения наказаний профилактических мер, направленных на недопущение совершения правонарушении и преступлений в пе-риод отбывания наказания и превентивных мер социальной реабилитации осужден-ных после освобождения.

Какие же задачи ставятся перед системой исполнения наказаний в настоящее время?

  • расширение и развитие системы социальной реабилитации осужденных в учре-ждениях уголовно-исполнительной системы, с привлечением, психологов, социаль-ных работников, реализацией различных направлений воспитательной работы;
    • изменение организации путем проведения организационно-штатных мероприя-тий, повышение качества кадрового потенциала за счет повышения требований к отбору персонала, уровню образования; формирование в обществе положительного имиджа уголовно-исполнительной системы, расширение взаимодействия с институ-тами гражданского общества;
  • обеспечение безопасности осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы путем соблюдения правил взаимодействия, использовани-ем современных средств охраны и надзора, повышения качества организации охра-ны и надзора;
  • конкретизация условий содержания и режима отбывания наказания для различ-ных категорий осужденных (женщин, несовершеннолетних, инвалидов) с учетом уже достигнутых результатов;
  • развитие типов учреждений (исправительных центров, учреждений объединен-ного типа);
    • развитие системы труда осужденных и различных видов производства в учре-ждениях уголовно-исполнительной системы;
    • формирование системы пробации, направленной на сопровождение лиц, от-бывших наказание с целью их социальной адаптации в обществе [6].

Система исполнения наказаний развивается по пути гуманизации условий со-держания осужденных и обращения с ними, совершенствования мер профилактиче-ского воздействия, развития системы уголовных наказаний, не связанных с изоля-цией от общества, создания условий социальной адаптации осужденных, развития кадрового обеспечения деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Предпринимаемые государством меры, направленные на гуманизацию системы исполнения наказаний, расширение видов наказаний, не связанных с изоляцией от

Пономарева О. М., Петрова Е. А.

общества, не в полной мере соотносятся с устоявшимися представлениями обще-ства об уголовном наказании как о лишении свободы, жестком, но единственно справедливом способе воздействия на лиц, совершивших уголовные преступления.

Однако, заданный государством курс на дальнейшее совершенствование законо-дательных норм в совокупности с соблюдением механизма и порядка их реализа-ции, совершенствованием условий отбывания наказания и развитием системы постпенитенциарной адаптации поддержит эффективное устойчивое развитие уго-ловно-исполнительной системы. Основными учреждениями отбывания наказания в России выступают колонии с различными типами режимов и условиями содержа-ния. В западных государствах таким учреждением выступает тюрьма. В России се-годня имеется только 8 тюрем и 643 исправительные колонии [11].

Это уникальный опыт нашей страны, ни в какой стране мира, за исключением пространства бывшего СССР, нет таких учреждений, отличающихся от мест лише-ния свободы в других государствах лимитом наполнения (тысяча и более), массо-вым совместным проживанием (отряды) и осуществлением различных видов дея-тельности. В условиях советского государства система колоний имела множество положительных черт (система воспитательной работы, создание условий для труда)

  • отрицательных (развития внутренней неофициальной социальной системы и суб-культуры осужденных).

Сам подход к организации жизни в условиях лишения свободы в нашей стране отличался от подхода, существующего в целом ряде иных государств, что значи-тельно затрудняет реализацию заложенных в международных стандартах подходов.

При активном развитии видов мер пресечения по-прежнему остается одной из основных мер содержание под стражей, для реализации которой используется си-стема следственные изоляторы. Многие помещения СИЗО, колоний, тюрем являют-ся устаревшими, и обеспечить условия содержания в них в полном соответствии с предъявляемыми требованиями не представляется возможным.

Усилия, предпринятые в период реализации Концепции 2010-2020 гг., отчасти изменили в лучшую сторону условия содержания, был произведен капитальный ре-монт помещений многих учреждений и СИЗО, произведена реконструкция ряда объектов и построены новые (например, «Кресты-2»), но при этом финансирования не хватает для продолжения этого направления деятельности. В связи с этим в но-вой Концепции принято решение сноса ветхих и не пригодных к восстановлению помещений учреждений (88 единиц к 2030 г.).

Вопросы материального обеспечения осужденных (питание, проживание, веще-вое обеспечение, медицинское обслуживание) решаются на довольно достойном уровне. Однако, по сравнению, например, с европейскими странами, бюджетные средства, выделяемые для этих целей в разы меньше, что отражается на комфортно-сти и безопасности условий отбывания наказания.

Со стороны общества и по оценке ФСИН возможность привлекать осужденных к труду и выполнению различных общественно-полезных работ должна быть реали-зована не только через право на труд, а через их обязанность трудиться. С одной стороны, данную позицию можно оценить, как возврат к советской системе отбыва-ния наказания, а с другой – осужденные находятся почти на полном содержании за счет средств федерального бюджета, соответственно, те из них, которые способны принести пользу обществу должны это делать. Указанные меры будут способство-

141

О некоторых особенностях развития уголовно-исполнительной…

вать не только трудовому воспитательному воздействию, но и выступать элементом социальной адаптации.

Вопрос о социальной адаптации осужденных остается одним из самых сложных для решения. Несмотря на профессиональную ориентацию лиц, отбывающих нака-зание, обучение их рабочим специальностям, развитие государственно-частного партнерства в вопросах создания инфраструктуры социальной адаптации, государ-ственных и муниципальных программ в различных субъектах, направленных на ре-шение вопросов социальной адаптации осужденных, создание в субъектах квотиру-емых рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Однако, этих мер явно недостаточно для создания полноценных создать условий социальной реабилитации и адаптации бывших осужденных, поскольку по данным Минюста приблизительно 44 % лиц, освободившихся из тюрем, повторно совершают уголов-ные преступления и опять попадают в места лишения свободы [12].

Многие из них, отбывая срок неоднократно не испытывают желания бороться с трудностями «свободной» жизни, в которой не государство, а они сами должны нести за себя ответственность, поэтому они довольно быстро опять оказываются в местах лишения свободы, где им обеспечен гарантированный жизненный минимум, привычная и понятная социальная среда.

  • одной стороны, государство и общество ориентирует их на стремление к нор-мальной жизни в социуме без совершения противозаконных действий, но при этом отсутствие социальной поддержки в широком смысле (работа, жилье, психологиче-ская помощь) ведет к их дезадаптации и возврату к преступной деятельности. Пси-хология человека, отбывавшего наказание в местах лишения свободы, характеризу-ется склонностью к приспособленчеству, нежеланием прикладывать усилия для по-лучения результата, что также вновь может привести его в места лишения свободы.

В этом случае на основании социального партнерства помощь и поддержку мо-гут оказывать негосударственные организации. Так, в августе 2022 г. совместно ре-гиональным фондом «Мой бизнес» и адаптационным центром для бывших осуж-дённых «Рубикон» провели в г. Барнауле Алтайского края в исправительной коло-нии № 3 УФСИН России по Алтайскому краю обучение осуждённых основам пред-принимательской деятельности. В различных субъектах РФ существует подобный опыт работы и с осужденными, и с сотрудниками. В целом создание положительно-го имиджа уголовно-исполнительной системы в обществе – это сложная задача для того уровня правосознания и понимания системы исполнения наказаний, которая сохраняется в российском обществе. Негативная оценка, усиленная средствами мас-совой информации, снижает уровень достижений системы в представлении обще-ства, но поставленные перед системой исполнения наказаний цели должны быть реализованы.

Проведенный анализ позволяет отметить, что к настоящему времени российское уголовно-исполнительное законодательство сформировано. На основе кодификации различных нормативных правовых актов в 1996 г. создан и вступил в действие Уго-ловный кодекс, в 1997 г. – УИК РФ.

В процессе проходившей кодификации происходило не только упорядочение нормативного материала в единые нормативные акты, но и изменение содержания норм, предмета правового регулирования уголовного и уголовно-исполнительного

Пономарева О. М., Петрова Е. А.

законодательства, его целей, принципов, методов и средств. За период существова-ния УИК РФ в нормативный акт было внесено более 100 изменений и дополнений.

Значительным изменениям подверглась уголовно-исполнительная система, успе-хи были достигнуты в сфере улучшения условий содержания подозреваемых, обви-няемых и осужденных в местах лишения свободы, применения наказаний альтерна-тивных лишению свободы и ряды иных направлений.

Однако, для сохранения достигнутых результатов и решении существующих проблем необходимо совершенствовать и укреплять правовой статус и меры под-держки осужденных и сотрудников, на которых возложена реализация уголовных наказаний; привлекать осужденных к труду, улучшать его условия; совершенство-вать условия содержания осужденных, укреплять материально-техническую базу учреждений исполнения наказаний; развивать сотрудничество с другими право-охранительными органами и органами власти. В стране для этого уже создан ряд условий, внедрены множество изменений, демонстрирующих положительный ре-зультат, но предстоит еще многое сделать на пути гуманизации наказания и расши-рения возможностей ресоциализации осужденных.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
  2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году) // Официальный сайт Организации

объединенных наций [Электронный ресурс]. — URL: http://www.https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml. – (Дата обращения 01.05.2023).

  1. Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ (ред. 05.12.2022) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Дата обращения 01.05.2023).
  2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Дата обращения 01.05.2023)
  3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Дата обращения 01.05.2023).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Дата обращения

01.05.2023).

  1. Приказ Министерства юстиции РФ от 19.03.2015 № 62 «Об утверждении Порядка формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срока полномочий, компетенции и порядка деятельности указанного попечительского совета» // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Дата обращения 01.05.2023).
  2. Приказ Министерства юстиции РФ от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Дата обращения 01.05.2023).
  3. Зорькин, В. Д. Пределы уступчивости / В.Д. Зорькин // Российская газета. — 2010. — №5325. — 29 октября. – Текст непосредственный.
  4. Кобец, П. Е. Проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной политике Российской Федерации / П. Е. Кобец // Вестник Самарского юридического института ФСИН России. — 2012. — № 6. — С. 30-34. – Текст непосредственный.
  5. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fsin.gov.ru. – (Дата обращения 01.05.2023).

143

О некоторых особенностях развития уголовно-исполнительной…

  1. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.minjust.gov.ru. – (Дата обращения 01.05.2023).

Ponomareva O.M., Petrova E.A. On some features of the development of the penal system of the Russian Federation: historical, legal and organizational aspects // Scientific notes of V. I. Vernadsky cri-mean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 135–144.

The article discusses the peculiarities of the formation and development of the penal system of the Russian Federation. The analysis of international and individual normative acts of domestic legislation in the field of rights and freedoms of suspects, accused and convicted persons is given and their role in the formation of modern domestic penal enforcement legislation is determined. The emphasis in the study of the criminal code is placed on the minimum standard rules for the treatment of convicts, which significantly influenced both the development of domestic penal enforcement legislation and the change in the legal status of suspects, accused and convicted. The study of organizational changes in the penal system is based not only on a retrospective analysis, but also on current trends and problems of its development and the search for possible ways to solve them.

Keywords: convicts, suspects, accused, human rights, criminal punishment, detention, penal enforcement system, penal enforcement legislation, standard minimum rules for the treatment of prisoners, the concept of the development of the penal enforcement system, the resocialization of convicts.

Spisok literatury:

  1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (v red. ot 01.07.2021) // SZ RF. 2014. № 31, st. 4398.
  2. Minimal’nye standartnye pravila obrashcheniya s zaklyuchennymi (Prinyaty na pervom Kongresse Organ-izacii Ob»edinennyh Nacij po preduprezhdeniyu prestupnosti i obrashcheniyu s pravonarushitelyami, sos-toyavshemsya v ZHeneve v 1955 godu) // Oficial’nyj sajt Organizacii ob»edinennyh nacij [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml.
  3. Federal’nyj zakon ot 10.06.2008 g. № 76-FZ (red. 05.12.2022) «Ob obshchestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestah prinuditel’nogo soderzhaniya i o sodejstvii licam, nahodyashchimsya v mestah prinuditel’nogo soderzhaniya» [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Data obrashcheniya 01.05.2023).
  4. Federal’nyj zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ (red. ot 27.12.2018) «Ob osnovah obshchestvennogo kontrolya v Rossijskoj Federacii» // Konsul’tant Plyus: komp. sprav. pravovaya sistema [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Data obrashcheniya 01.05.2023).
  5. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 14.10.2010 № 1772-r (red. ot 23.09.2015) «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel’noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // Konsul’tant Plyus: komp. sprav. pravovaya sistema [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Data obrashcheniya 01.05.2023)
  6. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 29.04.2021 № 1138-r «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel’noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // Konsul’tant Plyus: komp. sprav. pravovaya sistema

[Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Data obrashcheniya 01.05.2023)

  1. Prikaz Ministerstva yusticii RF ot 19.03.2015 № 62 «Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya popechitel’skogo soveta pri ispravitel’nom uchrezhdenii, sroka polnomochij, kompetencii i poryadka deyatel’nosti ukazannogo popechitel’skogo soveta» // Konsul’tant Plyus: komp. sprav. pravovaya sistema [El-ektronnyj resurs]. — URL: http://www.consultant.ru. – (Data obrashcheniya 01.05.2023).
  2. Prikaz Ministerstva yusticii RF ot 04.07.2022 № 110 «Ob utverzhdenii pravil vnutrennego rasporyadka sledstvennyh izolyatorov ugolovno-ispolnitel’noj sistemy, pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel’nyh uchrezhdenij i pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel’nyh centrov ugolovno-ispolnitel’noj sistemy» // Kon-sul’tant Plyus: komp. sprav. pravovaya sistema [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.consultant.ru.
  3. Zor’kin, V. D. Predely ustupchivosti / V.D. Zor’kin // Rossijskaya gazeta. — 2010. — №5325. — 29 oktyabrya.

– Tekst neposredstvennyj.

  1. Kobec, P.E. Problemy realizacii mezhdunarodnyh standartov obrashcheniya s osuzhdennymi v ugolovno-ispolnitel’noj politike Rossijskoj Federacii /

P. E. Kobec // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii. — 2012. — № 6. — S. 30-34. – Tekst neposredstvennyj.

  1. Oficial’nyj sajt Federal’noj sluzhby ispolneniya nakazanij // [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.fsin.gov.ru. – (Data obrashcheniya 01.05.2023).
  2. Oficial’nyj sajt Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii // [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.minjust.gov.ru. – (Data obrashcheniya 01.05.2023).

.