Научные подходы применяемые в процессе понимания и изучения правового режима контртеррористической операции

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Луценко В. В.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 335–341.

УДК 340.1

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПОНИМАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

Луценко В. В.

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Чрезвычайное правовое регулирование по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с террористической деятельностью, в современных условиях, приобретает особое значение в качестве средства охраны общества и государства, поддержания уровня национальной безопасности на должном уровне. Изучение проблем обычного, чрезвычайного и особого правовых режимов, в том числе правового режима контртеррористической операции, предполагает критический анализ, а также изучение этих правовых явлений в практическом и концептуальном плане. Этот процесс осуществля-ется с целью получения теоретических знаний, с помощью которых можно как можно полнее изучить сущность различных видов правовых режимов, получить исчерпывающий перечень данных об этих явлениях, в том числе наиболее полную юридическую характеристику.

Ключевые слова: теория права, правовые режимы, механизм правового регулирования, критиче-ский анализ, контртеррористическая операция, правовые средства, юридическая техника.

Понятие «правовой режим контртеррористической операции» применяется в юриспруденции в общей теории права, в его различных отраслях, в содержании нормативных правовых актов в первую очередь направленных на урегулирование вопросов, связанных с противодействием терроризму. Правовая категория «право-вой режим контртеррористической операции», при достаточно широком примене-нии в разделах дисциплины основы теории национальной безопасности, админи-стративно права, является крайне изученным [4, с. 120-139]. В отраслях права пра-вовые категории «правовой режим» и «чрезвычайный правовой режим» в основном применяются к субъектам права, их видам деятельности, объектам регулируемых данными правовыми режимами правоотношений [3, с. 120-139].

Изучение чрезвычайных правовых режимов зачастую проводится без поиска их истинной сущности, всестороннего теоретического изучения данной категории, где происходит только отражение его содержания, законодательного закрепления и т.д. Таким образом, необходимость научного анализа правовых явлений «правовой ре-жим контртеррористической операции» и «чрезвычайные правовые режимы», с со-блюдением основных руководящих идей и положений, используемых при познании предметов теории права, сегодня является актуальным [9, с. 70-75].

Изучение определенного порядка правового регулирования общественных отно-шений при урегулировании общественных отношений в сочетании взаимодейству-ющих между собой запретов и дозволений, позитивных обязываний, в том первона-чальном виде, как они существуют, восходит к периоду архаической эпохи Древней Греции и позднее к продолжившим их греческие традиции Древнеримским ученым.

  • первым авторам, в чьих работах было первое упоминание о правовых режимах, формирования воззрений о них и понимания их в социально-политическом смысле, стали работы Платона, Лукреция, Панетия, Аристотеля, Цицерона и др. Дальнейшее изучения правовых режимов получило свое продолжение в научных трудах фило-

335

Научные подходы применяемые в процессе…

софов и ученых в области истории государственного и публичного права:

Ф. Аквинского, Л. Дюги, А. Эсмен и др. [1].

При изучении правового режима контртеррористической операции особое вни-мание должно обращаться на тот комплекс общественных отношений и существу-ющих правовых явлений, на которые направлено его действие. К примеру, состоя-ние глобальной безопасности постоянно находится под воздействием деструктив-ных кризисов, создаваемых террористическими организациями. Военно-политическая обстановка в стране также не является стабильной, в связи с чем от государства требуется постоянное использование правовых средств, непосред-ственно направленных на помощь при противодействии терроризму, который пред-ставляет реальную угрозу интересам национальной безопасности. Таким образом, государству необходимо регулирование общественных отношений в условиях по-стоянно нарастающей террористической опасности. Свое особое место среди чрез-вычайных правовых режимов занял именно правовой режим контртеррористиче-ской операции. Данному правовому режиму присущ весь набор правовых средств, направленных на своевременную ликвидацию и (или) минимизацию последствий проявлений угрозы терроризма [5, с. 1102-1103].

  • ходе изучении правового режима контртеррористической операции подлежит более подробно разработать его понятийный аппарат, представить на общетеорети-ческом уровне его роль и место в механизме правового регулирования государства с отражением ее в теоретико-правовой модели. При теоретико-правовом моделирова-нии автор предлагает создание такой модели, в которой будет воплощено представ-ление обо всех составных частях правового режима контртеррористической опера-ции, как в его общем понимании, так и в сравнении с другими экстраординарными правовыми режимами.

При изучении сущности правового режима контртеррористической операции, автор рассматривает его общие закономерности, отличительные признаки, принци-пы, на которых он основывается и функционирует, методы и механизм, который позволит определить его самостоятельную юридическую категорию.

  • процессе системного и комплексного общетеоретического изучения правового режима контртеррористической операции, следует особое внимание обратить на проведение анализа и сравнительной характеристики ранее представленных науч-ных результатов об этом правовом явлении. Данный анализ позволит выработать научно-практические рекомендации по изучению данного правового режима, тем самым показать отличительные стороны от других смежных юридических катего-рий, определить его индивидуальные особенности и признаки, которые позволять считать его самостоятельным правовым явлением.
  • процессе научного изучения правового режима контртеррористической опера-ции, следует включать весь комплекс взаимосвязанных приемом и способов, кото-рые позволят осуществить всестороннее изучение данного государственного-правового явления. К таким методам следует отнести общенаучные (анализ и син-тез, моделирование, системно-структурный, функциональный подходы), специаль-ные (формально-юридический, сравнительно-правовой метод и метод толкования норма права) и частные методы. Использование представленных методов, позволит познать, каким образом следует интерпретировать и логически познавать юридиче-скую категорию – правового режима контртеррористической операции во всех его

Луценко В. В.

проявлениях.

Остановимся на тех принципах, на которых основывается познание всех право-вых режимов, в том числе и экстраординарных. К основополагающим отнесем такие принципы, как историзма, объективности, универсальности и плюрализма. Руко-водствуясь в научном анализе принципом историзма, предполагается изучение пра-вовых режимов как «изменяющееся правовое явление во времени», и должен рас-сматриваться в динамике исторического развития всего права и наиболее ярких со-бытий связанных с проявлением терроризма. Принцип плюрализма показывает воз-можность использования различных идейно-теоретических подходов, концепций, которые могут содержать противоречивые суждения и мнения относительно пони-мания правового режима контртеррористической операции.

Получение предельно достоверной информации об изучаемом правовом режиме, используя по возможности только объективные факторы, реализуются в принципе объективности. Влияние субъективных факторов, таких как: личное мнение, тради-ции, общественное отношение должны сводиться к минимуму.

Рассматривая сущность и содержание правового режима контртеррористической операции, обратимся к генезису терминов «режим» и «правовой режим».

Этимология термина «режим» берет свое начало от французского языка, и до-словно переводится как «правление, управление». Семантическим свойством слова «режим» является отличительная характеристика его значения, которая служит для различения его значения от других слов. Таким образом, значением к семантиче-ским свойствам термина режим, следует отнести государственно-политический строй, образ правления, условия существования, функционирования, деятельности чего-либо. Далее остановимся на информации, которая представлена в юридиче-ском словаре и дадим определение «правовому режиму», которое применяется в юриспруденции.

Таким образом, правовой режим, согласно БЮС, это специальный порядок регу-лирования общественных отношений, в котором сочетаются конкретно определен-ные юридические средства, направленные на создание желаемого состояния в об-ществе и конкретной степени позитивности или неблагоприятности в процессе удо-влетворения интересов человека, общества и государства. В процессе познаватель-ной процедуры, посредством постижения действительности мышления относитель-но значения термина «правовой режим», получило свое начало после публикации научных трудов О.С. Иоффе и С.С. Алексеева. Ученные впервые определили дан-ную категорию в контексте комбинирования различных типов правового регулиро-вания и сопутствующих им проблемам.

Эволюция юридической категории «правовой режим» раскрывается при изуче-нии основных подходов к ее пониманию. По мнению В.Б. Исакова, «правовой ре-жим» представляет собой такой социальный режим объекта, при котором он обес-печивается правовыми нормами и сочетанием конкретно определенных юридиче-ских средств. В свою очередь С.С. Алексеев под данной категорией понимает опре-деленный порядок регулирования, который выражается в процессе синтеза пози-тивных обязываний, дозволений и запретов. Все эти составляющие в комплексе со-здают обособленную направленность регулирования. Трудно не согласиться с пози-цией Л.А. Морозовой, которая утверждает то, что правовой режим проявляется в одной из отраслей права, которая предназначена для урегулирования специфиче-

337

Научные подходы применяемые в процессе…

ских общественных отношений. При этом урегулирование происходит при исполь-зовании определенного набора юридических средств, органично сочетающихся в единой системе и, как итог, достигается определенный результат такого воздей-ствия. В свою очередь Н.И. Малько и А.В. Матузов считают, что под правовым ре-жимом следует понимать специфичный порядок регулирования, выражающийся в процессе создания желаемой социальной обстановки. В подобной обстановке дол-жен быть достигнут такой уровень благоприятности или же неблагоприятности, ко-торый будет способствовать удовлетворению интересов человека, общества или государства [8, с. 17].

Использование в терминологии юридических дисциплин такой дефиниции как «режим», показывает его теоретическую и практическую важность при раскрытии основных правовых явлениях. При этом, в ходе критического анализа точки зрений различных авторов относительно «правового режима», авторы статьи приходят к выводу, что в понимании сущности правового режима у ученых занимавшихся изу-чением этого вопроса, отсутствует единство и достаточное теоретическое воззрение его основ и содержания.

Исходя из проведенного исследования, следует отметить то, что правовой ре-жим, независимо от условий его функционирования и общественных отношений, предназначенный регулировать, является многосторонним правовым явлением, со сложной структурой и имеет определенный набор специфических средств правово-го регулирования. Любой правовой режим должен иметь нормативное закрепление

  • тесно переплетаться со специфической группой общественных отношений, кото-рый в свою очередь будут являться предметом его правового регулирования. Регла-ментация действия правовых режимов закреплена в соответствующих нормативных правовых актах, в содержание которых включено подробное «руководство» по их применению.

Используемый метод теоретико-правового моделирования, входящий в группу частноправовых методов (на примере правового режима контртеррористической операции, позволил авторам представить модель механизма правового регулирова-ния общественных отношений в условиях противодействия терроризму.

Так как право является разносторонним явлением, то его главной целью является регулирование общественных отношений, формирующихся в различных правовых реалиях. При этом, с другой стороны, право следует определять как специфическое средство для решения наиболее значимых проблем и задач, стоящих перед лично-стью, обществом или государством. Такого рода правопонимание при исследовании правовых средств, осуществляется инструментально. При всем многообразии про-блем, связанных с функционированием правовых средств, в первую очередь заслу-живает внимания общетеоретическая проблема.

Все правовые режимы представляют собой определенную группу правовых средств, предназначенных для регулирования общественных отношений при удо-влетворении наиболее значимых интересов субъектов права. Цели, которые ставят-ся перед правовыми режимами, могут быть различными, но в итоге они сводятся к единому – беспристрастной упорядоченности общественных отношений.

Рассмотрим механизм правового регулирования, который представляет собой систему правовых средств, находящихся в тесной взаимосвязи между собой, и име-ющих общую цель – решение определенных проблем, которые возникают на пути

Луценко В. В.

удовлетворения интересов личности, общества и государства.

Определение термина позволяет понять, что механизм правового регулирования контртеррористической операции имеет основную цель – упорядочивание и регули-рование общественных отношений, возникающих в процессе противодействия тер-роризму, ликвидации и (или) минимизации последствий терроризма [6, с. 371-374]. Однако, как отмечает Э.Ф. Мамедов, среди научного сообщества нет единого мне-ния о том, стоит ли признавать юридическую технику одним из компонентов меха-низма правового регулирования, или же наоборот стоит ли считать механизм право-вого регулирования одним из элементов юридической техники [7, с. 293-297]. В структуру механизма правового регулирования режима контртеррористической операции входят правовые средства, которые действуют в единой взаимосвязи меж-ду собой. Определение вида правовых средств, содержащихся в том или ином пра-вовом режиме, зависит от характера движения интересов субъектов права к опреде-ленным ценностям, а также присутствием препятствий, стоящих на их пути.

Правовое регулирование в условиях противодействия терроризму протекает в следующих стадиях с присущими им элементами: 1) Нормы права. 2) Юридические факты или фактические составы. 3) Правоотношения. 4) Акты реализации прав и обязанностей. 5) Охранительный правоприменительный акт.

На 1-й стадии формируются определенные правила поведения, при соблюдении которых возможно удовлетворение интересов субъектов права в условиях террори-стической угрозы. На данной стадии определяется не только круг наиболее значи-мых интересов субъектов права и правоотношений, но рассматриваются возможные препятствия на пути правового регулирования при противодействии терроризму. В связи с этим законодатель определяет, как правило, исчерпывающий перечень, вхо-дящий в один из элементов механизма правового регулирования режима контртер-рористической операции – правоотношения, возникающие между субъектами права. Первая стадия выражается в нормах права, составляющих механизм правового ре-гулирования противодействия терроризму.

На 2-й стадии происходит в первом случае определение конкретных юридиче-ских фактов, при наступлении которых правовой режим начинает свое действие, во втором – вступление в силу организационно-исполнительного правоприменитель-ного акта, который позволяет перейти от общих правил поведения к более конкрет-ным. Главным элементом, юридическим фактом, наступление которого приводит в действие правовой режим контртеррористической операции, является обстоятель-ства угрозы совершения террористического акта. В ходе применения правового ре-жима контртеррористической операции должны быть достигнуты следующие цели: пресечение террористического акта; раскрытие террористического акта; минимиза-ция или ликвидация последствий терроризма; защита жизненно важных интересов субъектов права.

Поэтому для начала действия правового режима контртеррористической опера-ции необходимо наступления либо одного юридического факта в виде угрозы тер-роризма, либо целой системы юридических фактов. При этом реальная угроза тер-роризма должна быть решающим юридическим фактом, который служит законным основанием для руководителя контртеррористической операции о начале ее прове-дения. В случае отсутствия определенных обстоятельств, являющихся основанием для введения правового режима контртеррористической операции, создаются опре-

339

Научные подходы применяемые в процессе…

деленные препятствия, которые следует характеризовать в формальной (законной) и содержательной стороны. Проблема теряет свою силу в случае наступления опреде-ленных юридических фактов и правоприменительной деятельности руководителем контртеррористической операции и принятия им соответствующего акта примене-ния права. Ограничение свободного передвижения физических лиц транспортных средств в пределах территорий, на которых введен правовой режим операции, не-возможен без определения данного ограничения в содержании организационно-исполнительного правоприменительного акта.

На третьей стадии происходит выявление определенного разделения субъектов на управомоченных и обязанных. Другими словами здесь определяются участники данных правоотношений, одни из которых наделяются императивными началами, а другие путем наложения на них определенных обязанностей и запретов, должны выбирать активную или пассивную модель поведения в условиях проведения кон-тртеррористической операции. Не смотря на это, так или иначе, речь идет о право-отношениях, складывающихся в условиях противодействия терроризму и правового режима контртеррористической операции. Данные правоотношения основываются на нормах права действующего законодательства, начинающих свое действие в слу-чае наступления конкретно определённых юридических фактов. В таком виде про-исходит трансформация концептуальной программы в конкретно определённую ли-нию поведения для всех субъектов, принимающих участие в контртеррористиче-ской операции.

  • ходе действия четвертой стадии происходит реализация должного поведения субъектов правоотношений и юридической возможности правоохранительными ор-ганами действовать определенным образом для скорейшего разрешения кризисной ситуации связанной с терроризмом.

Все стадии в процессе функционирования правового механизма регулирования контртеррористической операции направлены на скорейшее удовлетворение инте-ресов субъектов права. Достижение целей, которые ставит законодатель перед участниками контртеррористической операции, в первую очередь, достигаются бла-годаря актам реализации субъективных прав и обязанностей. Такие акты являются основным средством, которые должны находить свое отражение в должном поведе-нии конкретных субъектов при реализации ими своих прав и обязанностей. При этом акты, имеющие в своем содержании образец модели должного поведения участников контртеррористической операции, как правило, выражаются в формах исполнения, использования и соблюдения.

Рассмотрев основные подходы в понимании правового режима контртеррори-стической операции в контексте теории права, следует прийти к выводу о том, что данный вид правового режима является упорядоченным набором правовых средств, которые выполняют роль связующих частей, необходимых для нормального функ-ционирования механизма правового регулирования общественных отношений в условиях проявления терроризма. Эти общественные отношения могут складывать-ся могут складываться при наступлении определенных юридических фактов терро-ристического характера. Правовые средства, принципы и гарантии создают опреде-ленные условия, в которых происходит удовлетворение (или не удовлетворение) интересов личности, общества и государства. Достижение наиболее оптимального социального-значимого результата в процессе правового регулирования обществен-

Луценко В. В.

ных отношений, является главенствующей целью любого правового режима.

Список литературы:

  1. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др. Большой юридический словарь. М., 2001. — 790 с.
  2. Захарцев С.И. Теоретико-правовой аспект правового режима контртеррористической операции / С.И. Захарцев, В.В. Луценко // Юридическая наука: история и современность. – 2022. № 9. – С. 44-51.
  3. Захарцев С.И., Клименко О.А., Мирзоев А.К., Сальников М.В., Третьяков И.Л. Суверенитет Рос-сийской Федерации: современные угрозы и обеспечение военной безопасности // Мир политики и со-циологии. — 2017. — № 1. — С. 120-139.
  4. Захарцев С.И., Клименко О.А., Мирзоев А.К., Сальников М.В., Третьяков И.Л. Суверенитет Рос-сийской Федерации: современные угрозы и обеспечение военной безопасности // Мир политики и со-циологии. — 2017. — № 1. — С. 120-139.
  5. Луценко В.В. Особенности правового статуса военнослужащих войск национальной гвардии в условиях проведения режима контртеррористической операции / В.В. Луценко // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 30. – С. 1100-1104.
  6. Луценко В.В. Тип, методы и способы правового режима контртеррористической операции / В.В. Луценко // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10, № 4(37). – С. 371-374.
  7. Мамедов Э.Ф. Юридическая техника и механизм правового регулирования: понятие и соотноше-ние / Э.Ф. Мамедов // Вестник ИрГТУ. 2013. No7 (78). – С. 293 – 297.
  8. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. – 1996. № 1. – С. 17.
  9. Никонов Д.А. Роль войск национальной гвардии Российской Федерации в политическом механиз-ме противодействия терроризму / Д.А. Никонов, Ф.С. Сибгатуллин, В.В. Луценко // Правопорядок: история, теория, практика. – 2022. – № 1(32). – С. 70-75.

Lutsenko V.V. Scientific approaches used in the process of understanding and studying the legal regime of a counter-terrorism operation // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 335–341.

Emergency legal regulation for the prevention and liquidation of emergency situations associated with ter-rorist activities, in modern conditions, is of particular importance as a means of protecting society and the state, maintaining the level of national security at the proper level. The study of the problems of ordinary, emergency and special legal regimes, including the legal regime of the counter-terrorist operation, involves a critical analysis, as well as the study of these legal phenomena in practical and conceptual terms. This process is carried out in order to obtain theoretical knowledge, with the help of which it is possible to study the es-sence of various types of legal regimes as fully as possible, to obtain an exhaustive list of data on these phe-nomena, including the most complete legal description.

Key words: theory of law, legal regimes, mechanism of legal regulation, critical analysis, counter-terrorist operation, legal means, legal technique.

Spisok literatury:

  1. Dodonov V.N., Ermakov V.D., Krylova M.A. i dr. Bol’shoj yuridicheskij slovar’. M., – 2001. – 790 s.
  2. Zaharcev S.I. Teoretiko-pravovoj aspekt pravovogo rezhima kontrterroristicheskoj operacii / S.I. Zaharcev, V.V. Lucenko // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost’. – 2022. № 9. – S. 44-51.
  3. Zaharcev S.I., Klimenko O.A., Mirzoev A.K., Sal’nikov M.V., Tret’yakov I.L. Suverenitet Rossijskoj Fed-eracii: sovremennye ugrozy i obespechenie voennoj bezopasnosti // Mir politiki i sociologii. — 2017. — № 1.
  4. Zaharcev S.I., Klimenko O.A., Mirzoev A.K., Sal’nikov M.V., Tret’yakov I.L. Suverenitet Rossijskoj Fed-eracii: sovremennye ugrozy i obespechenie voennoj bezopasnosti // Mir politiki i sociologii. — 2017. — № 1.
  5. Lucenko V.V. Osobennosti pravovogo statusa voennosluzhashchih vojsk nacional’noj gvardii v usloviyah provedeniya rezhima kontrterroristicheskoj operacii / V.V. Lucenko // Innovacii. Nauka. Obrazovanie. – 2021.

– № 30. – S. 1100-1104.

  1. Lucenko V.V. Tip, metody i sposoby pravovogo rezhima kontrterroristicheskoj operacii / V.V. Lucenko // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. – 2021. – T. 10, № 4(37). – S. 371-374.
  2. Mamedov E.F. YUridicheskaya tekhnika i mekhanizm pravovogo regulirovaniya: ponyatie i sootnoshenie / E.F. Mamedov // Vestnik IrGTU. 2013. No7 (78). – S. 293 – 297.
  3. Matuzov N.I., Mal’ko A.V. Pravovye rezhimy: voprosy teorii i praktiki // Pravovedenie. – 1996. № 1.
  4. Nikonov D.A. Rol’ vojsk nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii v politicheskom mekhanizme pro-tivodejstviya terrorizmu / D.A. Nikonov, F.S. Sibgatullin, V.V. Lucenko // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. – 2022. – № 1(32). – S. 70-75.

.

341