Миграционный учет (контроль): современные реалии и перспективы развития

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Миграционный учет (контроль): современные реалии…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 136–150.

УДК 342.951

МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ (КОНТРОЛЬ): СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Евсикова Е. В.

Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

В статье сделана попытка раскрыть проблемные вопросы надлежащего нормативно-правового уре-гулирования системы миграционных правоотношений в сфере миграционного учета (контроля), как наиболее важного и значимого для государства в условиях глобализации, всеобщей цифровизации и усиления миграционных потоков. При проведении исследования автор опирается на такие категории, как «миграционный учет» и «система миграционного учета», делая вывод о необходимости координа-ции усилий и взаимодействия всех субъектов системы миграционного учета в целях надлежащего его осуществления.

Также, автор изучает отдельные положения проекта федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без граж-данства», регламентирующие вопросы постановки на миграционный учет по месту жительства и по месту пребывания, а также по месту нахождения организации, в которой лицо осуществляет трудовую деятельность; основания постановки и снятия с миграционного учета (конроля); ведение «контрольно-го списка» иностранных граждан, которое осуществляется федеральным органом исполнительной вла-сти в области обеспечения безопасности; режимы пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, которые Проект подразделяет на: краткосрочное пребывание, долгосрочное пребывание и постоянное проживание; ведение электронного реестра работодателей, привлекающих иностранных работников; ведение электронного реестра иностранных работников, имеет право осуществлять трудо-вую деятельность.

На основе проведенного анализа автор приходит к выводу о необходимости усовершенствования нормативно-правового урегулирования миграционных правоотношений в сфере миграционного учета (контроля) путем разработки и принятия нового более совершенного и ориентированного на практиче-ские проблемы законодательства.

Ключевые слова: миграционные правоотношения; миграционный учет (контроль); миграционные правонарушения

  • современных реалиях вопросы надлежащего нормативно-правового урегули-

рования системы миграционных правоотношений и системы миграционного учета (контроля), как наиболее важного и значимого для государства в условиях глобали-зации, цифровизации, усиления миграционных потоков, выдвигаются на первый план и требуют активных действий, как со стороны законодателей путем разработки

  • принятия нового законодательства в сфере миграционного учета, так и со стороны правоприменителей, что, также предполагает проведение полноценных и каче-ственных научных исследований по обозначенной проблематике [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

При этом, следует учитывать постоянно возрастающие миграционные потоки прибывающих на территорию Российской Федерации потенциальных участников миграционных правоотношений. Так, по данным МВД РФ за январь-июнь 2022 г. встало на миграционный учет 8 065 083 иностранных граждан и лиц без граждан-ства, из них зарегистрировано по месту жительства – 282 982, зарегистрировано по месту пребывания – 7 782 101, количество фактов снятия с миграционного учета – 6 466 598 [8].

По словам Президента РФ В.В. Путина, на расширенном заседании Коллегии МВД 17.02.2022г., «…эффективная борьба с экстремизмом прямо связана

Евсикова Е. В.

  • решением задач в миграционной сфере. Мы, безусловно, рады всем, кто приезжает к нам учиться, работать, просто жить, кто соблюдает, между тем, законы России и с уважением относится к нашей культуре и к традициям. У таких иностранных граждан, и прежде всего у наших соотечественников, приезжающих из-за рубежа, должна быть возможность свободно и без бюрократических проволочек оформить все необходимые документы. Однако нелегальная миграция, деятельность преступ-ных группировок, которые строят на нелегальной миграции свой криминаль-ный бизнес, – против этих людей должны быть выработаны самые жёсткие меры, а любые проявления экстремизма, нарушения правопорядка, незаконная трудовая деятельность – служить основанием для быстрого принятия и исполнения решений

о высылке таких людей за пределы России и о запрете на въезд в нашу страну в будущем» [9].

Как видим, постоянно усиливающиеся миграционные потоки, вызванные про-цессами глобализации, заставляют государства концентрировать внимание и усилия на обеспечении качественного миграционного учета и контроля, который позволяет определить тенденцию развития трудового рынка по отраслям, обеспечить сниже-ние миграционных правонарушений и преступлений [10].

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования подтверждается тем, что в настоящее время государство все больше внимания уделяет миграцион-ным процессам и миграционным отношениям, что влечет за собой изменения в их административно-правовое регулирование, а также принятие ряда новых норматив-но-правовых актов, направленных на усовершенствование правового регулирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, порядка применения мер ад-министративного принуждения к указанным лицам в случае нарушения режима пребывания или режима общественного порядка и общественной безопасности [11], осуществления миграционного учета и контроля в целях фиксации потока мигран-тов на территорию Российской Федерации, определения их правового статуса и ре-жима их пребывания, предупреждения совершения указанными лицами правонару-шений и преступлений в сфере миграционных правоотношений.

Основной текст. В условиях формирования современной правовой действитель-ности национальная правовая система остро нуждается в надлежащих и качествен-ных средствах правового регулирования миграционных правоотношений и мигра-ционного учета (контроля), в том числе, для осуществления контроля за проживани-ем прибывающих иностранных граждан и лиц без гражданства; соблюдения ми-грантами действующего законодательства и предупреждение совершения правона-рушений и преступлений в миграционной сфере; контроля за осуществлением ми-грантами трудовой деятельности; регулирования экономической и политической сфер; защиты прав, свобод и законных интересов граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства; привлечения виновных в ответственности; обеспечения ста-бильности и развития миграционных правоотношений в соответствии с требовани-ями законодательства в условиях глобальной цифровизации всех сфер обществен-ной жизни.

Следует отметить, что основной вектор развития миграционных правоотношений

  • ключе цифровой трансформации миграционной среды был задан после определе-

137

Миграционный учет (контроль): современные реалии…

ния одной из национальных целей развития – «достижение цифровой зрелости» [12].

Вследствие чего, был разработан проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее – Проект) [13], который под миграционным учетом иностранных граждан (лиц без гражданства) понимает фиксацию и обобще-ние предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах (лицах без гражданства) и о перемещениях иностранных граждан на тер-ритории РФ, т.е. фактически дублирует понятие, закрепленное в Федеральном за-коне от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О миграционном учете иностран-ных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 109-ФЗ) [14], который раскрывает понятие «миграционный учет» через категорию «гос-ударственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, а также о перемещениях иностранных граж-дан и лиц без гражданства».

Обозначим, что в рамках данного исследования мы будем исходить из понима-ния института миграционного учета сквозь призму теории систем, т.е. говоря о таком правовом явлении, как «система миграционного учета», под которой следует понимать совокупность субъектов миграционного учета, т.е. имеющих соответствующие полномочия на его осуществление органов публичной власти и их должностных лиц, лиц, подлежащих миграционному учету, т.е. граждан (в рамках внутреннй миграции) и иностранных граждан и лиц без гражданства (в рамках внешней миграции), юридических лиц, подлежащих административному надзору в связи с привлечением к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, органов, способствующих надлежащему осуществлению и реализации миграционного учета (так, например, пограничные органы федеральной службы безопасности в пунктах пропуска через Государственную границу РФ в течение од-них суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Рос-сийскую Федерацию либо выезда из РФ иностранного гражданина; органы записи актов гражданского состояния в течение одних суток сообщают в органы миграци-онного учета сведения о регистрации фактов рождения и смерти, о государственной регистрации перемены иностранным гражданином имени, включающего в себя фа-милию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии), либо изменения сведе-ний о дате или месте рождения иностранного гражданина; налоговые органы; МИД РФ, ФСБ Российской Федерации – которые выступают поставщиками сведений в государственную информационную систему миграционного учета, а значит способ-ствуют его надлежащей реализации; Федеральная служба по техническому и экс-портному контролю, которая обеспечивает защиту сведений, входящих в государ-ственную информационную систему миграционного учета), а также государственной информационной системы миграционного учета и совокупность мер по регистрации и учету инотсранных граждан и лиц без гражданства, а также мер противодействия фиктивной регистрации по месту жительства и фиктивной постановке на учет по месту пребывания [3, с. 192].

Под категорией «миграционный учет», по нашему мнению, следует понимать общественные отношения по фиксации, обощению, ведению и мониторингу сведений о гражданах, иностранных гражаданах, лицах без гражданства и их

Евсикова Е. В.

перемещениях, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на основе норм миграционного законодательства и юридических фактов, между субъектами миграционного учета (органами публичной власти и их должностными лицами, уполномоченными на осуществление миграционного учета), лицами, подлежащими миграционному учету (граждан (в рамках внутреннй миграции) и иностранных граждан и лиц без гражданства (в рамках внешней миграции)), юридическими лицами, подлежащими административному надзору в связи с привлечением к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, органов, способствующих надлежащему осуществлению и реализации миграционного учета (ограны пограничной службы; органы регистрации актов гражданского состояния; налоговые органы; органы министерства иностранных дел; органы службы безопасности; органы службы по техническому и экспортному контролю) [3, с. 192].

При этом, добиться ожидаемых результатов и обеспечить качественное осу-ществление миграционного учета (контроля) возможно только при надлежащем взаимодействии и сотрудничестве всех обозначенных субъектов миграционного учета и органов, способствующих надлежащему осуществлению и реализации миграционного учета, а также граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства

  • юридических лиц, привлекающих к трудовой деятельности граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства вожна эффективная и качественная реализация правоотношений по миграционному учету не просто путем фиксации сведений о нахождении и перемещении граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а путем предупреждени и профилактики совершения миграционных правонарушений и стабилизации административно-деликтной ситуации в Российской Федерации в целом.

Так, в соответствии со ст. 8 ФЗ № 109-ФЗ основанием для постановки на мигра-ционный учет является: 1) факт въезда иностранного гражданина в Российскую Фе-дерацию; 2) факт регистрации рождения на территории Российской Федерации ино-странного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства РФ; 3) факт утраты гражданства РФ лицом, находящимся в РФ.

При этом, основанием для снятия с миграционного учета является: 1) факт выез-да иностранного гражданина из Российской Федерации; 2) факт смерти иностранно-го гражданина в Российской Федерации; 3) вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федера-ции, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; 4) факт приобре-тения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящим-ся в Российской Федерации; 5) факт убытия иностранного гражданина из места пре-бывания (за исключение случаев, предусмотренных ФЗ № 109-ФЗ).

При этом, пограничные органы федеральной службы безопасности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Россий-скую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного гражданина. А органы записи актов гражданского состояния в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о регистрации фактов рождения/смерти, о государственной регистрации перемены иностранным гражданином имени, вклю-чающего в себя фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии), ли-бо изменения сведений о дате или месте рождения иностранного гражданина.

139

Миграционный учет (контроль): современные реалии…

Согласно действующему законодательству, миграционный учет предусматривает две формы реализации: по месту пребывания и по месту проживания в рамках се-мидневного срока, который дается для предоставления соответствующей информа-ции в орган миграционного учета (например, уведомления о прибытии иностранно-го гражданина в место пребывания; заявления о регистрации иностранного гражда-нина по месту жительства, которое сдается лично либо в электронной форме через «Единый портал государственный и муниципальных услуг (функций)», что, однако, не способствует надлежащей реализации миграционных правоотношений и мини-мизации правонарушений в сфере миграционного учета [15].

Например, Проект предусматривает, что «учет иностранного гражданина (лица без гражданства) по месту пребывания в Российской Федерации» — это фиксация в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом сведений о нахождении ино-странного гражданина в месте пребывания; а «фиктивная постановка на учет по ме-сту пребывания (регистрация по месту жительства)» – это постановка иностранного гражданина (лица без гражданства) на учет по месту пребывания (регистрация по месту жительства) на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина (лица без гражданства) на учет по месту пребывания (регистрация по месту жительства) в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающего лица или нанимателя (собственника) соответствующего жилого или иного помещения предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина (лица без гражданства) на учет по месту пребывания по адресу организации (физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем), в которой (у которого) он в установленном порядке не осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Как отмечают многие исследователи, одним из недостатков действующего ФЗ № 109-ФЗ является срок регистрации мигрантов, который составляет 7 дней после пе-ресечения границы, за несоблюдение данных положений административно-деликтным законодательством предусмотрен административный штраф в размере 5 000 тысяч рублей с депортацией и запретом въезда на территорию Российской Фе-дерации в течение 3х лет, что негативно влияет как на самого мигранта, так и на бюджет, поскольку, мигрант в данном случае теряет возможность осуществлять де-ятельность, т. е. снижение конкуренции, а бюджет недополучает налоговые поступ-ления. Вследствие чего стали появляться так называемые «резиновые квартиры» с огромным количеством прописанных в их лиц, что, по сути, только усугубляет про-блему надлежащего нормативно-правового урегулирования миграционных право-отношений и осуществления миграционного учета (контроля) [10].

Таким образом, чтобы не нарушать требования ФЗ № 109-ФЗ о семидневной ре-гистрации и постановке на миграционный учет мигрантам удобнее обратиться к не-легальным организациям и гражданам для помощи в постановке на миграционный учет — «фиктивный учет», что способствует динамике административно-деликтной ситуации в данной сфере и росту правонарушений и преступлений в сфере мигра-ционных правоотношений и миграционного учета, что подтверждается статистиче-скими данными Судебного Департамента при Верховном Суде РФ.

Евсикова Е. В.

Так, за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства тре-бований ст. 18.8 КоАП РФ (правил въезда в РФ или режима пребывания (прожива-ния) в РФ) в первой половине 2022 г. в суды общей юрисдикции поступило 46 328 дел данной категории, всего рассмотрено 45 952 дела, всего подвергнуто наказанию

– 41 838 лиц, из них физических лиц – 41 838, назначены наказания в виде: преду-преждения – 9, административного выдворения – 167 (административного выдво-рения как дополнительного – 28 034), административного штрафа – 41 662, на об-щую сумму по вступившим в законную силу постановлениям – 118778452 руб., взысканных принудительно и уплаченных добровольно – 23454880 руб. [16].

Однако, в 2021 г. в суды общей юрисдикции поступило 79 631 дело данной кате-гории, всего рассмотрено 79 697 дел, всего подвергнуто наказанию – 72 718 лиц, из них физических лиц – 72 718, назначены наказания в виде: предупреждения – 123, административного выдворения – 433 (административного выдворения как допол-нительного – 21 549), административного штрафа – 72 162, на общую сумму по вступившим в законную силу постановлениям – 198 152 897 руб., взысканных при-нудительно и уплаченных добровольно – 198 152 897 руб. [17].

Кроме того, в 2020 г. в суды общей юрисдикции поступило 57 315 дел данной категории, всего рассмотрено 57 335 дел, всего подвергнуто наказанию – 52 842 ли-ца, из них физических лиц – 52 842, назначены наказания в виде: предупреждения – 14, административного выдворения – 188 (административного выдворения как до-полнительного – 25 225), административного штрафа – 52 640, на общую сумму по вступившим в законную силу постановлениям – 159 247 604 руб., взысканных при-нудительно и уплаченных добровольно – 38 482 805 руб. [18].

Вместе с тем, в 2019 г. в суды общей юрисдикции поступило 146 084 дела дан-ной категории, всего рассмотрено 146 106 дел, всего подвергнуто наказанию – 135 812 лиц, из них физических лиц – 135 812, назначены наказания в виде: предупре-ждения – 31, административного ареста – 1, административного выдворения – 1209 (административного выдворения как дополнительного – 99 746), административно-го штрафа – 134 571, на общую сумму по вступившим в законную силу постановле-ниям – 390 049 162 руб., взысканных принудительно и уплаченных добровольно –

104 308 811 руб. [19].

При этом, в 2018 г. в суды общей юрисдикции поступило 155 487 дел данной ка-тегории, всего рассмотрено 155 418 дел, всего подвергнуто наказанию – 145 365 лиц, из них физических лиц – 145 365, назначены наказания в виде: предупреждения

– 19, административного выдворения – 426 (административного выдворения как дополнительного – 106 229), административного штрафа – 144 920, на общую сум-му по вступившим в законную силу постановлениям – 404 590 491 руб., взысканных принудительно и уплаченных добровольно – 121 001 113 руб. [20].

Таким образом, анализ статистических данных свидетельствует динамике право-нарушений в сфере миграционного учета (контроля), несмотря на значительный спад в 2020 году, вызванный, по нашему мнению, ограничениями в связи с профи-лактикой короновирусной инфекции COVID-19, что еще раз подтверждает необхо-димость усовершенствования нормативно-правового урегулирования данной сферы правоотношений, особенно, в части осуществления миграционного учета (кон-троля).

141

Миграционный учет (контроль): современные реалии…

Вследствие чего, в рамках реализации п. 4 Плана мероприятий по реализации в 2020 – 2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Рос-сийской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 265-р [21], разработан Проект, который регулирует общественные отношения, складывающиеся по поводу получения (утра-ты) иностранными гражданами и лицами без гражданства права на въезд и нахож-дение на территории Российской Федерации, связанные с этим права, свободы и обязанности иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан Российской Фе-дерации и организаций, обстоятельства, исключающие нахождение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также об-стоятельства (условия), имеющие значение для допуска иностранных граждан и лиц без гражданства к участию в трудовых, гражданско-правовых, образовательных и иных отраслевых правоотношениях.

Интересно, что Проект предусматривает ведение «контрольного списка», кото-рое осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обес-печения безопасности. Включению в контрольный список подлежит иностранный гражданин: 1) при исполнении вынесенного в отношении него решения о высылке,

  • том числе в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренных законом; 2) в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Россий-ской Федерации; 3) уклонившийся в период своего предыдущего краткосрочного или долгосрочного пребывания, постоянного проживания в Российской Федерации от уплаты налога или административного штрафа либо не возместивший расходы федерального бюджета, связанные с его высылкой в принудительной форме; 4) нарушивший разрешенные сроки пребывания в период предыдущего пребывания
  • Российской Федерации; 5) объявленный персоной нон грата.

Иностранный гражданин подлежит исключению из контрольного списка: 1) по истечении срока ограничения права на въезд в Российскую Федерацию в связи с исполнением решения о его высылке; 2) по истечении пяти лет со дня выезда из Российской Федерации в случае превышения им разрешенного срока пребывания в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации; 3) если отменено вынесенное в отношении него решение о высылке или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, на основании которых он был включен в контрольный список; 4) если иностранным гражданином, включенным в контроль-ный список в связи с уклонением в период своего предыдущего пребывания в Рос-сийской Федерации от уплаты налога или административного штрафа либо невоз-мещения расходов, связанных с его высылкой, осуществлены соответствующие вы-платы; 5) если иностранный гражданин, включенный в контрольный список за нарушение разрешенного срока пребывания в период своего предыдущего пребы-вания в Российской Федерации, осуществил платеж в бюджет РФ.

Однако, иностранному гражданину, включенному в контрольный список, может быть разрешен разовый въезд в Российскую Федерацию в случае: 1) если его нахождение в РФ необходимо для участия в уголовном процессе; 2) наличия тяже-лого заболевания, подтвержденного медицинским заключением, у близкого род-ственника (члена семьи), пребывающего (проживающего) в Российской Федерации, либо смерти близкого родственника (члена семьи), пребывавшего (проживавшего)

Евсикова Е. В.

на момент смерти в РФ, либо при наличии иных обстоятельств гуманитарного ха-рактера; 3) если он подлежит приему в порядке реадмиссии на территорию РФ.

    • случае разрешения разового въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину, включенному в контрольный список, течение сроков ограничения въезда в Российскую Федерацию приостанавливается со дня въезда на ее террито-рию и возобновляется со дня выезда за ее пределы.

Вместе с тем, сами режимы пребывания иностранных граждан в Российской Фе-дерации Проект подразделяет на: краткосрочное пребывание, долгосрочное пребы-вание и постоянное проживание, а именно:

— краткосрочное пребывание – предоставленное иностранному гражданину право пребывания на территории Российской Федерации без получения права на долго-срочное пребывание или постоянное проживание не более девяноста дней суммарно

  • течение календарного года за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

— долгосрочное пребывание – предоставленное иностранному гражданину право пребывания на территории Российской Федерации при наличии оснований и со-блюдении им условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, свыше девяноста дней суммарно в течение календарного года без получения права на по-стоянное проживание;

— постоянное проживание – предоставленное иностранному гражданину, имею-щему сложившиеся социальные и иные связи с Российской Федерацией, право на постоянное проживание на территории РФ при наличии оснований и соблюдении им условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Следует учитывать, что иностранный гражданин не вправе осуществлять дея-тельность, отличную от заявленной при въезде в Российскую Федерацию цели пре-бывания, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодатель-ством. Однако, иностранный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет и обладающий дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о смене цели пре-бывания, за исключением случаев въезда в целях транзитного проезда.

На наш взгляд, крайне важной является предусмотренная Проектом обязанность иностранного гражданина в течение тридцати дней со дня въезда в Российскую Фе-дерацию пройти медицинское освидетельствование, подтверждающее отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым федераль-ным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также отсутствие у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в медицинских организациях, находящихся на территории Российской Федерации, которую следует добавить обязанностью пройти тест на антитела пока-зывает наличие или отсутствие иммунного ответа организма человека на инфициро-вание коронавирусной инфекцией.

Следует отметить, что Проект достаточно подробно регламентирует процедуру миграционного учета, который осуществляется в целях формирования полной, до-стоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере мигра-ции, и включает в себя регистрацию (снятие с регистрации) по месту жительства и

143

Миграционный учет (контроль): современные реалии…

постановку на учет (снятие с учета) по месту пребывания.

При этом, в большинстве случаев, миграционный учет носит уведомительный характер. А разрешительный порядок миграционного учета устанавливается только:

  1. в пограничной зоне; 2) в закрытых административно-территориальных образова-ниях; 3) в закрытых военных городках; 4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностран-ным гражданам требуется специальное разрешение; 5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение; 6) в зонах экологического бедствия; 7) на отдельных тер-риториях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения ин-фекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введе-ны особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  2. в зоне проведения контртеррористической операции; 9) в период мобилизации и в военное время; 10) в иных случаях, установленных федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

Следует отметить, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет и снятию с учета по месту пребывания в случае убытия из места пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Проектом. А постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, подлежит регистрации по ад-ресу указанного помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хра-нение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражда-нине: 1) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии – биометрические данные, содержащиеся в указанном документе); 2) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации; 3) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии); 4) дата и место рождения; 5) пол; 6) гражданство (подданство); 7) цель

въезда в Российскую Федерацию; 8) профессия; 9) уровень образования;

  1. семейное положение; 11) дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жи-тельства и их адреса; 12) дата и заявленный срок постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты и заявленные сроки постановки на учет и сня-тия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса; 13) сведения о закон-ных представителях; 14) дата и место смерти в Российской Федерации либо дата вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, наименование и место нахождения указанного суда;
  2. основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета;
  3. иные сведения, предусмотренные законом.
    • случае, если лицо ставится на учет по месту нахождения организации, в кото-рой оно осуществляет трудовую деятельность, также фиксируются сведения об ад-ресе организации, об адресе регистрации по месту жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, о фактическом месте нахожде-ния иностранного гражданина (наименование субъекта Российской Федерации, му-

Евсикова Е. В.

ниципального образования, города, сельского поселения или иного населенного пункта, кадастровый номер земельного или лесного участка), в том числе коорди-нат, определяемых с использованием сигналов глобальных спутниковых навигаци-онных систем.

Как и ФЗ № 109-ФЗ, Проект предусматривает, что миграционный учет осу-ществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами, что видится вполне оправданным.

Например, согласно статистических данных МВД, за 11 месяцев 2022 г. органы МВД приняли около 400 решений об аннулировании ранее выданных иностранным гражданам разрешительных документов для проживания в России после признания недействительным брака с российскими гражданами, поскольку действующее зако-нодательство позволяет иностранным гражданам претендовать на упрощенный при-ем в гражданство РФ, если они состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет, а также при наличии в семье общего ребенка. Так, согласно статистическим данным Главного управления по вопросам миграции МВД России сейчас в Россий-ской Федерации находятся порядка 6 млн. иностранных граждан, половина из кото-рых – трудовые мигранты. С начала 2022 года было зафиксировано около 660 000 случаев фиктивной регистрации иностранных граждан, они были сняты с учета, по фактам правонарушений были возбуждены уголовные дела. Число фиктивных реги-страций брака составило 220, что явилось основанием для разработки МВД проекта Федерального закона, который исключает возможность для иностранцев и лиц без гражданства легализовать миграционный статус в России через фиктивный брак или фиктивное установление отцовства [22].

Вместе с тем, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства осу-ществляется: по месту жительства и по месту пребывания.

    • случае регистрации по месту жительства, заявление иностранного гражданина
  • регистрации по месту жительства должно быть подано в федеральный орган ис-полнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по месту нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, непосредственно лично или в электрон-ной форме, в том числе с использованием мобильного приложения, либо через мно-гофункциональный центр, либо через подведомственное предприятие в течение се-ми рабочих дней с даты предоставления ему права на постоянное проживание либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

Однако, в случаях регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания, проект предусматривает совершенно другие сроки. Так, уведом-ление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подаeтся в феде-ральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территори-альный орган в отношении:

  1. иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию, – в тече-ние тридцати дней со дня его въезда в Российскую Федерацию, за исключением случаев, когда законом предусмотрены сокращенные сроки регистрации;
  2. иностранного гражданина, изменившего место пребывания после истечения тридцатидневного срока со дня въезда в Российскую Федерацию, – в течение семи рабочих дней со дня прибытия в новое место пребывания, за исключением случаев, когда законом предусмотрены сокращенные сроки регистрации.

145

Миграционный учет (контроль): современные реалии…

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подает-ся в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение одного рабочего дня со дня прибытия в место пребыва-ния, в случае если иностранный гражданин: 1) находится в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стацио-нарных условиях, или организации социального обслуживания; 2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в слу-чае постановки на миграционный учет по месту нахождения организации; 3) нахо-дится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства; 4) находится на территории порта РФ, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города РФ, в случае схода на берег иностранного гражданина, являюще-гося членом экипажа невоенного судна иностранного государства.

Что, по нашему мнению, в целом содержит более продуманный с практической стороны подход к определению сроков постановки на миграционный учет, в том числе, с учетом реальной возможности мигрантов предоставить необходимые доку-менты и пройти регистрацию на основании соответствующей очереди, которая, за-частую, не позволяет ввиду отсутствия свободных мест пройти постановку на ми-грационный учет в предусмотренный действующим законодательством 7-мидевный срок и создает боле сложностей и проблем, чем помогает надлежащим образом уре-гулировать миграционные правоотношения и миграционный учет (контроль).

Вместе с тем, достаточно остро на сегодняшний день стоит проблема надлежа-щего урегулирования привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации, которой Проект уделяет внимание и предусматривает, что для привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг) должны быть включены в электронный реестр работодате-лей, привлекающих иностранных работников. Работодатель или заказчик работ (услуг), зарегистрированный в электронном реестре работодателей, привлекающих иностранных работников, осуществляет привлечение иностранных граждан на включенные в указанный реестр вакансии (предложения о работе).

При этом, работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать к тру-довой деятельности иностранных граждан по профессии (специальности, должно-сти, виду экономической деятельности), не указанной в учетной записи в электрон-ном реестре работодателей, привлекающих иностранных работников.

Для реализации права на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранный гражданин должен состоять в реестре ино-странных работников. Так, иностранный гражданин, включенный в реестр ино-странных работников, имеет право осуществлять трудовую деятельность у любого работодателя или заказчика работ (услуг), включенного в электронный реестр рабо-тодателей, привлекающих иностранных работников

Таким образом, в целях регулирования правоотношений по привлечению ино-странных граждан к трудовой деятельности на территории РФ предлагается исполь-зовать: 1) электронный реестр работодателей, привлекающих иностранных работ-ников; 2) реестр иностранных работников; 3) реестр недобросовестных работодате-лей.

Евсикова Е. В.

Ведение электронного реестра работодателей, привлекающих иностранных ра-ботников, осуществляется на базе единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», осуществляется федеральным органом ис-полнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, который будет обеспечивать с использованием подсистемы «Личный кабинет органа службы занятости населения субъекта Российской Феде-рации» в единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» доступ органам государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации к информации о заявленных работодателями или заказчиками работ (услуг), включенными в электронный реестр работодателей, при-влекающих иностранных работников, свободных рабочих местах и вакантных должностях для привлечения иностранных работников для подбора кандидатов для трудоустройства из числа граждан Российской Федерации в приоритетном порядке, что в условиях всеобщей цифровизации является важным этапом на пути к дости-жению «цифровой зрелости».

Проведенный анализ миграционного учета (контроля) и перспектив его развития

  • Российской Федерации свидетельствует о необходимости повышения качества нормативно-правового урегулирования порядка осуществления миграционного уче-та (контроля) на всех стадиях его осуществления, в том числе путем упрощения процедуры регистрации и постановки на миграционный учет, в целях усовершен-ствования реализации и осуществления миграционных правоотношений и преду-преждения совершения правонарушений и преступлений в сфере миграции, что бу-дет способствовать обеспечению законности и правопорядка, а также экономиче-скому развитию нашего государства за счет обеспечения привлечения и миграцион-ного учета специалистов в соответствующих сферах и отраслях, путем разработки и принятия более качественного законодательства в сфере миграционного учета (контроля), учитывающего наработки современной правовой доктрины и правопри-менительной практики, прежде всего, в сфере миграционных правоотношений.

Список литературы:

  1. Капранова Ю.В., Понежина Л.Ю. Правовое регулирование миграционных процессов: учебное по-собие / Ростов-на-Дону, 2019.
  2. Трифонова К.В. Институт трудовой правосубъектности иностранного работника: системный ана-лиз / К.В. Трифонова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернад-ского. Юридические науки. – 2022. – Т. 8. – № 1. – С. 300-307.
  3. Евсикова Е.В., Ковалишина К.В. Система миграционного учета в Российской Федерации в услови-ях цифровизации и ее элементы /Евсикова Е.В., Ковалишина К.В. // Евразийский юридический журнал, 2022. – Т. 10 (173). – С. 190-192.
  4. Капранова Ю.В., Капранов А.В. Миграция как глобализационный процесс: история и современ-ность// Актуальные проблемы миграционных процессов: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2019. С. 44-50.
  5. Ковалишина К.В., Евсикова Е.В. Миграционный учет в системе миграционных правоотношений: теоретический аспект / Ковалишина К.В., Евсикова Е.В. // Евразийский юридический журнал, 2022. – Т. 10 (173). – С. 185-187.
  6. Трифонова К.В., Трифонов С.Г. Особенности взаимодействия правохранительных органов в сфере обеспечения миграционной безопасности / К.В. Трифонова, С.Г. Трифонов // Ученые записки Крым-ского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2022. – Т. 8. — № 2. – С. 357-365.
  7. Капранова Ю.В., Тузов А.И. Профилактика правонарушений в сфере трудовой миграции: содержа-ние и проблемы совершенствования// Юристъ-Правоведъ. 2020. № 2 (93). С. 192-198.
  8. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Отдельные показатели миграционной ситу-ации в Российской Федерации за январь — июнь 2022 года с распределением по странам и регионам.

147

Миграционный учет (контроль): современные реалии…

[Электронный ресурс] [Режим доступа] :

https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/31387860/.

9. Путин В.В. Расширенное заседание коллегии МВД России. Опубликован

  • разделах: Новости, Выступления и стенограммы. Дата публикации: 17 февраля 2022 года, 14:05. Тек-

стовая версия. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.kremlin.ru/events/president/news/67795

10. Никиенко К.Г. Проблемы миграционного учета иностранцев по месту жительства и пребывания / Никиенко К.Г. // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2019 . — № 6. – С. 57-62. 11. Евсикова Е.В. Некоторые вопросы обеспечения и защиты прав человека в административно-деликтных отношениях в сфере миграционных правонарушений /Е.В. Евсикова // Океанский менедж-мент. – 2022. — № 1 (15). – С. 11-16.

12. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Феде-рации на период до 2030 года». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

13. Проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Россий-ской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (подготовлен МВД России 08.07.2021). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://base.garant.ru/56883645/

14. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О миграционном учете иностран-ных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // [Режим досту-па] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/

15. Евсикова Е.В., Буц С.Б., Кравченко Н.А., Ковалишина К.В. Проблемы усовершенствования норма-тивно-правового регулирования миграционных правоотношений в Республике Крым в условиях циф-ровизации / Е. В. Евсикова, С. Б. Буц, Н. А. Кравченко, К. В. Ковалишина // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 9(172). – С. 134-137.

16. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2022 года. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных

правонарушениях». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7096

17. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2021 год. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонаруше-ниях». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6120

18. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2020 год. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонаруше-ниях». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671

19. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонаруше-ниях». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5258

20. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2018 год. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонаруше-ниях». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891

21. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 N 265-р (ред. от 24.11.2021) <О плане мероприятий по реализации в 2019 — 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 годы>. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318894/.

22. МВД подготовило законопроект об исключении фиктивных браков мигрантов в России. Ведомо-сти. Дата размещения ресурса : 04 января 2023 г. // Время размещения ресурса: 10:05. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://www.vedomosti.ru/society/news/2023/01/04/958050-mvd-podgotovilo

Evsikova E.V. Public legal responsibility in modern russian law: theoretical and legal aspect // Sci-entific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р.

136-150.

The article attempts to reveal the problematic issues of proper regulatory regulation of the system of mi-gration legal relations in the field of migration accounting (control), as the most important and significant for the state in the context of globalization, universal digitalization and increased migration flows. When conduct-ing the research, the author relies on such categories as «migration accounting» and «migration accounting system», concluding that it is necessary to coordinate the efforts and interaction of all subjects of the migration accounting system in order to properly implement it.

Евсикова Е. В.

Also, the author studies certain provisions of the draft federal law «On the conditions of entry (exit) and stay (residence) in the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons», regulating the issues of migration registration at the place of residence and at the place of stay, as well as at the location of the organi-zation in which the person carries out work; grounds for registration and removal from migration registration (control); maintaining a «control list» of foreign citizens, which is carried out by the federal executive authori-ty in the field of security; regimes of stay of foreign citizens in the Russian Federation, which the Project di-vides into: short-term stay, long-term stay and permanent residence; maintaining an electronic register of em-ployers attracting foreign workers; maintaining an electronic register of foreign employees, has the right to carry out labor activity.

Based on the analysis, the author comes to the conclusion that it is necessary to improve the regulatory and legal regulation of migration legal relations in the field of migration accounting (control) by developing and adopting a new, more advanced and practical-oriented legislation.

Keywords: migration legal relations; migration accounting (control); migration offenses.

Spisok literaturi:

  1. Kapranova YU.V., Ponezhina L.YU. Pravovoe regulirovanie migracionnyh processov: uchebnoe posobie / Rostov-na-Donu, 2019.
  2. Trifonova K.V. Institut trudovoj pravosub»ektnosti inostrannogo rabotnika: sistemnyj analiz / K.V. Tri-fonova // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. – 2022. – T. 8. — № 1. – S. 300-307.
  3. Evsikova E.V., Kovalishina K.V. Sistema migracionnogo ucheta v Rossijskoj Federacii v usloviyah cifrovizacii i ee elementy /Evsikova E.V., Kovalishina K.V. // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal, 2022. – T. 10 (173). – S. 190-192.
  4. Kapranova YU.V., Kapranov A.V. Migraciya kak globalizacionnyj process: istoriya i sovremennost’// Aktual’nye problemy migracionnyh processov: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 44-50.
  5. Kovalishina K.V., Evsikova E.V. Migracionnyj uchet v sisteme migracionnyh pravootnoshenij: teoretich-eskij aspekt / Kovalishina K.V., Evsikova E.V. // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal, 2022. – T. 10 (173). – S. 185-187.
  6. Trifonova K.V., Trifonov S.G. Osobennosti vzaimodejstviya pravohranitel’nyh organov v sfere obespech-eniya migracionnoj bezopasnosti / K.V. Trifonova, S.G. Trifonov // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. – 2022. – T. 8. — № 2. – S. 357-365.
  7. Kapranova YU.V., Tuzov A.I. Profilaktika pravonarushenij v sfere trudovoj migracii: soderzhanie i prob-lemy sovershenstvovaniya// YUrist»-Pravoved». 2020. № 2 (93). S. 192-198.
  8. Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Otdel’nye pokazateli migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za yanvar’ — iyun’ 2022 goda s raspredeleniem po stranam i regionam. [Elektronnyj resurs] [Rezhim dostupa] : https://mvd.rf/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/31387860/.
  9. Putin V.V. Rasshirennoe zasedanie kollegii MVD Rossii. Opublikovan v razdelah: Novosti, Vystupleniya i stenogrammy. Data publikacii: 17 fevralya 2022 goda, 14:05. Tekstovaya versiya. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.kremlin.ru/events/president/news/67795
  10. Nikienko K.G. Problemy migracionnogo ucheta inostrancev po mestu zhitel’stva i prebyvaniya / Nikienko K.G. // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. – 2019 . — № 6. – S. 57-62.
  11. Evsikova E.V. Nekotorye voprosy obespecheniya i zashchity prav cheloveka v administrativno-deliktnyh otnosheniyah v sfere migracionnyh pravonarushenij /E.V. Evsikova // Okeanskij menedzhment. – 2022. — № 1 (15). – S. 11-16.
  12. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O nacional’nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na

period do 2030 goda». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

  1. Proekt Federal’nogo zakona «Ob usloviyah v»ezda (vyezda) i prebyvaniya (prozhivaniya) v Rossijskoj Federacii inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva» (podgotovlen MVD Rossii 08.07.2021). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://base.garant.ru/56883645/
  2. Federal’nyj zakon ot 18.07.2006 N 109-FZ (red. ot 14.07.2022) «O migracionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/
  3. Evsikova E.V., Buc S.B., Kravchenko N.A., Kovalishina K.V. Problemy usovershenstvovaniya norma-tivno-pravovogo regulirovaniya migracionnyh pravootnoshenij v Respublike Krym v usloviyah cifrovizacii / E. V. Evsikova, S. B. Buc, N. A. Kravchenko, K. V. Kovalishina // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. – 2022. – № 9(172). – S. 134-137.
  4. Sudebnyj Departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel’nosti federal’nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 1 polugodie 2022 goda. № 1-AP

«Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah».

[Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7096

149

Миграционный учет (контроль): современные реалии…

  1. Sudebnyj Departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel’nosti federal’nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2021 god. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6120
  2. Sudebnyj Departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel’nosti federal’nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2020 god. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671
  3. Sudebnyj Departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel’nosti federal’nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2019 god. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5258
  4. Sudebnyj Departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel’nosti federal’nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2018 god. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891
  5. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 22.02.2019 N 265-r (red. ot 24.11.2021) <O plane meropriyatij po realizacii v 2019 — 2021 godah Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019

— 2025 gody>. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318894/.

  1. MVD podgotovilo zakonoproekt ob isklyuchenii fiktivnyh brakov migrantov v Rossii. Vedomosti. Data razmeshcheniya resursa : 04 yanvarya 2023 g. // Vremya razmeshcheniya resursa: 10:05. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.vedomosti.ru/society/news/2023/01/04/958050-mvd-podgotovilo

.