Международно-правовое регулирование трудовой миграции: системный анализ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Трифонова К. В.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 247–252.

УДК 341.9

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Трифонова К. В.

Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Статья посвящена проблеме международно-правового регулирования трудовой миграции. Проводится анализ международных актов, принятых в рамках ООН, МОТ, ЕС, СНГ, ЕАЭС и межгосударственных соглашений регулирующих правовой статус трудящихся мигрантов. Исследуются критерии отнесения личности к категории трудовых мигрантов. Делается вывод о наличии признаков для отнесения физического лица к данной категории, но при этом данная дефиниция отсутствует в текстах нормативно-правовых актов. Автор указывает, что в настоящее время имеются два пути противодействия незаконной трудовой миграции: ужесточение российского законодательства и создание условий для сокращения количества правонарушений в этой сфере. В заключении автор указывает, что в настоящее время можно выделить два основных способа для решения вопроса, связанного с противодействием нелегальной миграции как в целом, так и трудовой миграции, в частности, которые состоят, во-первых, в ужесточении уголовного и административного законодательства, во-вторых в формировании условий для сокращения количества правонарушений в этой сфере. В части использования зарубежного опыта в России для решения проблем незаконной трудовой миграции возможно исключительно с учетом национальных интересов.

Ключевые слова: ООН, МОТ, ЕС, СНГ, международные акты, мигрант, трудовая миграция, гражданство, иностранный гражданин.

Повышение интенсивности международной миграции непосредственно связано с активными глобализационными и интеграционными процессами, наблюдаемыми в последние десятилетия.

Международно-правовое регулирование труда представляет собой «регламентацию с помощью международных договоров и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой интересов работников» [1, с. 80]. Международно-правовое регулирование труда включает не только совокупность международных норм в сфере труда, но и нормы иных отраслей международного права, оказывающих воздействие на сферу труда. Иванов Д.В. писал, что «основными причинами перемещения людей в поисках работы из одного государства в другое являются бедность и неспособность зарабатывать или производить достаточно для того, что-бы обеспечить себя и свою семью» [2, с. 206].

Необходимо согласиться с Бекяшевым Д.К., который считает, что: «международная трудовая миграция – это миграция, связанная с пересечением иностранными физическими лицами государственной границы какого-либо государства на определенный срок в целях получения работы в стране въезда» [3, с. 392].

Причинами международной трудовой миграции являются: неравномерность мирового экономического развития; неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами; дисбаланс населения, проявляющийся в избытке рабочей силы в развивающихся странах и в ее недостатке в определенных отраслях в развитых странах и др. [4].

Цели политики в области трудовой миграции, вытекающие из общепризнанных международных норм: реализация права граждан на свободу перемещений; содей-

247

Международно-правовое регулирование трудовой…

ствие сокращению безработицы и облегчению ситуации на национальных рынках труда; повышение благосостояния трудящихся; предотвращение утечки интеллектуального потенциала страны за границу; защита прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах пребывания [5, с. 178].

Выработка концепции миграции сейчас включена в полномочия международных

  • региональных организаций. В 1989 г. на 59-й сессии Совета Международной организацией по миграции (МОМ) были даны дефиниции «миграция» и «мигрант».

«Миграция – часть процесса развития государств: тех, из которых лица уезжают,

  • тех, в которые пытаются попасть, а также государств, которые принадлежат к обеим категориям, независимо от причин перемещения [6, с. 12].

«Мигрант — это лицо, перемещающееся из одного государства в другое и нуж-дающееся в международных миграционных услугах, которые предоставляются международными организациями» [7, р. 12-14].

    • 1996 г. Экономический суд СНГ рассматривал вопрос о толковании термина «мигрант». Было указано на отсутствие его договорно-правовой регламентации и предложено следующее определение: мигрант – это понятие, включающее в себя все категории лиц, осуществляющие пространственные перемещения, независимо от причин перемещения, их длительности и пространственных границ [8].

Наличие четко унифицированных понятий «миграция» и «международная ми-грация» облегчило бы работу по выявлению точного количества лиц, являющихся мигрантами, определению их правового статуса, что позволило им отстаивать свои интересы. Сфера правового регулирования трудовой миграции включает в себя нормы международного публичного и международного частного права, нашедшие отражение в различных актах, принятых ООН, МОТ, Советом Европы, СНГ, регио-нальными объединениями государств, а также многосторонних и двусторонних со-глашениях РФ.

Одним из главных международно-правовых документов в области прав трудя-щихся-мигрантов на сегодняшний день является Международная конвенция о защи-те прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г.

Основная цель принятия Конвенции – создание международно-правового меха-низма защиты прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. До ее принятия отдельные положения, регулирующие правовой статус трудящихся-мигрантов, со-держались в ряде документов, выработанных в рамках Международной организации труда (МОТ): в Конвенции о трудящихся-мигрантах (№ 97), в Конвенции о злоупо-треблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (№ 143), в Рекомендации о трудящихся-мигрантах (№ 86), в Рекомендации о трудящихся-мигрантах (№ 151), в Конвенции о принудитель-ном или обязательном труде (№ 29) и Конвенции об упразднении принудительного труда (№ 105) и других. По состоянию на 30 мая 2013 г. ее ратифицировали 47 гос-ударств; подписали, но не ратифицировали 16 государств [9].

Статья 2 Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их се-мей от 18 апреля 1990 г. определяет, что «трудящийся — мигрант — это лицо, кото-рое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются» [10, с. 492]. При этом определение трудящегося-мигранта, представленное в Конвенции, не ограничивает действие статуса такого лица в государстве, гражданином которого он или она не

Трифонова К. В.

является и где будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятель-ностью, а также не ограничивает сам процесс миграции никакими временными рам-ками. Более того, определение охватывает мигрантов как с документами, так и без таковых. В данном контексте понятие конкретизируется в определении отдельных категорий мигрантов.

Ранее в Конвенции МОТ №97 о работниках-мигрантах 1949 г. применяется тер-мин не «трудящийся-мигрант», а «работник-мигрант» и обозначает «лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу, иначе, чем на собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве работника-мигранта. В данной Конвенции, выделяются следующие катего-рии работников-мигрантов: пограничные работники, въехавшие на короткий срок лица свободных профессий и артисты, моряки» [11, с. 965-981].

Принятие Конвенции МОТ № 143 о работниках-мигрантах (дополнительные по-ложения) было обусловлено резким ростом масштабов безработицы и нерегламен-тированной миграции. Данный акт представляет собой первую многостороннюю попытку рассмотреть вопрос о положении нелегальных мигрантов, а также преду-сматривает санкции в отношении торговцев нелегальной рабочей силой. Данная Конвенция закрепила понятие «трудящийся-мигрант» — «… лицо, которое мигриру-ет или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако в международном миграционном праве, как и в национальном законодательстве большинства стран мира, до сих пор не сложился единый подход к понятию трудящегося-мигранта».

    • настоящее время международно-правовое регулирование трудовой миграции осуществляется в рамках Содружества независимых государств (СНГ), Союзного государства Беларуси и России, и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а до 1 января 2015 г. оно осуществлялось в рамках Евразийского экономического сооб-щества (ЕврАзЭС).
    • рамках Евразийского Экономического Сообщества, на протяжении долгих велся проект по подписанию Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов. Конвенция была подписана 14 ноября 2008 года, между Азербайджаном, Молдовой, Арменией, Российской Федерацией, Грузией, Белоруссией, Таджикистаном, Турк-менистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Казахстаном [12].

Данная Конвенция была направлена на регулирование статуса трудящихся-мигрантов государств – участников СНГ и членов их семей, а также на создание условий для обеспечение одинакового количества обращений в отношении трудя-щихся-мигрантов, членов их семей и граждан принимающего государства в той ме-ре, как это регламентируется ее законодательством и международными обязатель-ствами. В настоящее время данная Конвенция не действует в РФ, Таджикистане и Узбекистане.

Конвенция 2008 г. распространяет свое действие на всех трудящихся-мигрантов

  • членов их семей, находящихся на территории принимающего государства — члена СНГ. При этом круг членов семьи трудящегося-мигранта устанавливается в соот-ветствии с законодательством принимающего государства.

Это позволит в определенной степени регулировать численность лиц, на которых будут распространяться положения Конвенции 2008 г. Кроме того, действие данной

249

Международно-правовое регулирование трудовой…

Конвенции не распространяется на ряд категорий иностранных граждан, в том чис-ле моряков, лиц, ходатайствующих о предоставлении им статуса беженца или убе-жища на территории принимающей стороны и получивших его, священнослужите-лей, занимающихся религиозной деятельностью в официально зарегистрированных религиозных организациях, лиц, приезжающих в целях обучения (ст. 3).

    • понятии «трудящийся-мигрант», данном в Конвенции 2008 г., не ясно, что именно понимается под оплачиваемой трудовой деятельностью; не уточнено, рас-пространяется ли действие Конвенции на лиц, осуществляющих трудовую деятель-ность в соответствии с гражданско-правовыми договорами. Апеллирование к анало-гичным понятиям, закрепленным в других международных актах, в данном случае невозможно, поскольку установленный в ст. 1 Конвенции 2008 г. понятийный аппа-рат применяется только для целей данной Конвенции. Учитывая, что в ст. 1 в каче-стве субъекта, предоставляющего работу трудящимся-мигрантам, упоминается как работодатель, так и наниматель, можно сделать вывод, что трудовая деятельность предполагает деятельность, осуществляемую не только на основе трудовых, но и гражданско-правовых договоров [9].

Концепция согласованной социальной политики ЕврАзЭС, утвержденная реше-нием Межгосударственного Совета от 18 апреля 2007 г. N 335, учитывала сферу миграции населения. В ч. V Концепции среди ожидаемых результатов реализации единой социальной политики отмечено «свободное перемещение граждан и функ-ционирование единого рынка труда» и «использование общего образовательного пространства». Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанное правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Ка-захстан в 2010 г. и вступившее в силу 1 января 2012 г., создает режим наибольшего благоприятствования для трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами сторон. Ст. 3 Соглашения 2010 г. устанавливает, что «деятельность, связанная с привлече-нием трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудо-устройства без учета ограничений по защите национального рынка труда» и трудя-щимся-мигрантам не требуется получение разрешений на ее осуществление на тер-ритории участников. Ст. 7 Соглашения 2010 г. закрепляет основные направления сотрудничества сторон: согласование политики в сфере регулирования внешней трудовой миграции; содействие организованному набору трудящихся-мигрантов на территории сторон; предупреждение незаконного использования их труда; обмен информацией по вопросам правового статуса трудящихся-мигрантов и членов их семей. Несмотря на трехсторонний характер Соглашения, ст. 22 делает его откры-тым для «присоединения к нему других государств, являющихся членами Таможен-ного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, с согласия всех гос-ударств – участников Соглашения».

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), участниками которого на основе учредительного договора от 29 мая 2014 г. стали Армения, Беларусь, Казахстан и Российская Федерация, продолжит создание единого экономического пространства

  • определит перспективы международно-правового регулирования региональной трудовой миграции. Проведенный анализ международных актов приводит к выводу о том, что в настоящее время нет единого понимания в применении дефиниции «трудящийся-мигрант».

Трифонова К. В.

Для России актуальным вопросом является улучшение управления миграцион-ными потоками, в том числе на основе использования передового опыта зарубеж-ных стран с учетом особенностей российской государственности [14, с. 79-83; 15, с.

208-213]. В целом имеются два пути противодействия незакон-ной трудовой миграции: первый – ужесточение уголовного законодательства и ад-министративных мер, второй – создание условий для сокращения количества пра-вонарушений в этой сфере. Второй путь применяется все в большей мере «направ-лено на упрощение миграционного процесса (документооборота), сокращение неле-гальной миграции, что помогает уменьшить коррупционные риски в сфе-ре миграции и укрепить экономику» [13, с. 76-81].

  • заключении, необходимо отметить, что в области правового регулирования внешней трудовой миграции большое значение имеют нормы международного пуб-личного и частного права, закрепленные в актах, принятых ООН, МОТ, СНГ, реги-ональными объединениями государств, а также многосторонних и двусторонних соглашениях РФ. При этом международные договоры и соглашения выступают для РФ, ведущим международно-правовым источником в сфере правового регулирова-ния внешней трудовой миграции.

Список литературы:

  1. Филипова И.А. Международное и национальное трудовое право: учебное пособие. Нижний Новго-род: Нижегородский госуниверситет, 2015. 80 с.
  2. Иванов Д.В. Вынужденная и трудовая миграция населения в международном и национальном пра-ве. М., 2010. С. 206.
  3. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой ми-грации: монография. М.: Проспект, 2013. 392 с.
  4. Трифонов С.Г., Капранова Ю.И. Ретроспективный анализ института гражданства.// Философия права. №3, 2019.
  5. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. М.: Издательство РГСУ; Ака-демический Проект, 2007. — 472 с.
  6. Старовойтова С.С. Анализ предпосылок миграционных процессов // Современные научные иссле-дования и инновации. 2015. № 10. – С.12.
  7. Continued effectiveness of the Organization in view of the new challenges: Doc. MC/1631 / Intergovernmental Committee for Migration. Geneva, 1989. P. 12-14.
  8. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам»//СПС Кон-сультант Плюс
  9. Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // СПС Консультант Плюс.
  10. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Заклю-чена 18.12.1990) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 492

— 515.

  1. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I.-Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 965-981.
  2. Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств» (Заключена в г. Кишиневе 14.11.2008) // СПС Консультант Плюс
  3. Оганесян А.П. Зарубежный опыт противодействия преступлениям, посягающим на документообо-рот в сфере миграции // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ. 2018. N 1. С. 76-81.
  4. Трифонов С.Г. Конституционно-правовой институт омбудсмана по вопросам миграции: опыт Фе-деративной Республики Германия // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. 2020. № 4. С. 79-83.
  5. Коваль В.Н. Международно-правовое регулирование трудовых отношений моряков //Ученые запи-ски Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. 2022. № 4.

С. 208-213.

251

Международно-правовое регулирование трудовой…

Trifonova K.V. International legal regulation of labor migration: a system analysis // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 247-252.

The article is devoted to the problem of international legal regulation of labor migration. An analysis is made of international acts adopted within the framework of the UN, ILO, EU, CIS, EAEU and interstate agreements regulating the legal status of migrant workers. Criteria for attributing a person to the category of labor migrants are investigated. It is concluded that there are signs for referring an individual to this category, but this definition is not in the texts of regulatory legal acts. The author points out that at present there are two ways to counteract illegal labor migration: the tightening of Russian legislation and the creation of conditions for reducing the number of offenses in this area. In conclusion, the author points out that at present there are two main ways to solve the issue related to combating illegal migration, both in general and labor migration, in particular, which consist, firstly, in tightening criminal and administrative legislation, in secondly, in creat-ing conditions for reducing the number of offenses in this area. In terms of using foreign experience in Russia to solve the problems of illegal labor migration, it is possible only taking into account national interests.

Keywords: UN, ILO, EU, CIS, international acts, migrant, labor migration, citizenship, foreign citizen Spisok literatury:

  1. Filipova I.A. Mezhdunarodnoye i natsional’noye trudovoye pravo: uchebnoye posobiye. Nizhniy Novgo-rod: Nizhegorodskiy gosuniversitet, 2015. 80 s.
  2. Ivanov D.V. Vynuzhdennaya i trudovaya migratsiya naseleniya v mezhdunarodnom i natsional’nom prave. M., 2010. S. 206.
  3. Bekyashev D.K., Ivanov D.V. Mezhdunarodno-pravovoye regulirovaniye vynuzhdennoy i trudovoy mi-gratsii: monografiya. M.: Prospekt, 2013. 392 s.
  4. Trifonov S.G., Kapranova YU.I. Retrospektivnyy analiz instituta grazhdanstva.// Filosofiya prava. №3,

2019.

  1. Yudina T.N. Migratsiya: slovar’ osnovnykh terminov: Ucheb. posobiye. M.: Izdatel’stvo RGSU; Akad-emicheskiy Proyekt, 2007. — 472 s.
  2. Starovoytova S.S. Analiz predposylok migratsionnykh protsessov // Sovremennyye nauchnyye issledo-vaniya i innovatsii. 2015. № 10. – s.12
  3. Continued effectiveness of the Organization in view of the new challenges: Doc. MC/1631 / Intergovernmental Committee for Migration. Geneva, 1989. P. 12—14.
  4. Soglasheniye stran SNG ot 24.09.1993 «O pomoshchi bezhentsam i vynuzhdennym pereselentsam»//SPS

Konsul’tant Plyus

  1. Azarova Ye.G., Andrichenko L.V., Bocharnikova M.A., Golovanova N.A., Zakharov M.L., Korshunova

T.YU., Lomakina L.A., Plyugina I.V., Seregina L.V., Chikanova L.A. Analiticheskiy obzor na temu: «Soot-vetstviye rossiyskogo zakonodatel’stva trebovaniyam mezhdunarodnoy organizatsii truda» / otv. red. L.A. Chikanova // SPS Konsul’tant Plyus.

  1. Mezhdunarodnaya konventsiya o zashchite prav vsekh trudyashchikhsya-migrantov i chlenov ikh semey (Zaklyuchena 18.12.1990).// Mezhdunarodnoye publichnoye pravo. Sbornik dokumentov. T. 1.- M.: BEK, 1996. S. 492 — 515.
  2. Konventsii i rekomendatsii, prinyatyye Mezhdunarodnoy konferentsiyey truda. 1919 — 1956. T. I. — Zheneva: Mezhdunarodnoye byuro truda, 1991. S. 965 — 981.
  3. Konventsiya o pravovom statuse trudyashchikhsya-migrantov i chlenov ikh semey gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv» (Zaklyuchena v g. Kishineve 14.11.2008).//SPS Konsul’tant Plyus
  4. Oganesyan A.P. Zarubezhnyy opyt protivodeystviya prestupleniyam, posyagayushchim na dokumen-tooborot v sfere migratsii // Vestnik Vserossiyskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD RF. 2018. N 1. S. 76-81.
  5. Trifonov S.G. Konstitutsionno-pravovoy institut ombudsmana po voprosam migratsii: opyt Federativnoy Respubliki Germaniya. //Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Yuridicheskiye nauki. 2020. № 4. (VAK). S. 79-83.
  6. Koval’ V.N. Mezhdunarodno-pravovoye regulirovaniye trudovykh otnosheniy moryakov.//Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Yuridicheskiye nauki. 2022. № 4. (VAK). S. 208-213.

.