CULTURAL ADAPTATION OF MIGRANTS AS A CONDITION FOR COUNTERING THE SPREAD OF EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
JOURNAL:« SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES
Publication text (PDF):Download
UDK: 343.85
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Y.N. Roditeleva, E.S. Tsareva., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TYPE:Article
DOI: 10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)- 277-284
PAGES:from 277 to 284
STATUS:Published
LANGUAGE:Russian
KEYWORDS: adaptation of migrants, integration of migrants, legal status, extremism, xenophobia, cultural adaptation, host state.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article deals with the problem of cultural adaptation of migrants as a condition that contributes to reducing the spread of extremism ideas, including settles on the Internet. The issues of cultural adaptation of migrants in the Russian Federation are regularly brought to the attention of society and various state structures. However, the lack of a comprehensive understanding of the integration policy and the issues of the approach to the adaptation of migrants significantly hampers the implementation of a comprehensive integration policy not only in Russia, but also in the entire world community. Issues of interethnic relations always will be relevant for such a multinational and multi-confessional country as Russian Federation, the measures proposed in the article are aimed at harmonizing interethnic and inter-confessional relations by forming attitudes to interethnic harmony and tolerant communication. The article reflects the concept of cultural adaptation and identifies the problems of integration of migrants in the international community on the example of the host country, as well as the measures taken by the Russian side to implement the migration policy. The article systematizes and analyzes approaches to the measures aimed at countering the spread of ideas of extremism through the cultural adaptation of persons permanently or temporarily residing in the territory of the Russian Federation.
Российская Федерация является крупнейшим многонациональным и поликонфессиональным государством на современной мировой арене, сложившимся на почве общности и самобытности культур народов, населяющих ее, поэтому вопросы межнационального взаимодействия всегда находятся в фокусе особого общественного внимания. Бесконфликтные межнациональные отношения в стране являются обеспечивают безопасные условия социальной жизни, экономической и политической стабильности в стране. Однако, интенсификация миграционных потоков, распространение радикальных экстремистских идей требует от государства и общества совместных принципиальных и решительных усилий, способствующих содействию интеграции приезжих в российское общество.
Термин «миграция» подразумевает перемещение определённого количества людей из одних стран в другие по политическим, социально-экономическим и иным причинам. Под термином «адаптация» следует понимать процесс приспособления лиц, которые прибывают в принимающую страну. Правое регулирование миграции как социального явления осуществляется международными Конвенциями, принятыми ООН: «О статусе беженцев» (от 28.07.1951), «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.) и Протокола, касающегося статуса беженцев (от 31.01.1967), а также национальным законодательством Российской Федерации [1, 2, 3, 4].
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена увеличением миграционных потоков, трансформационных изменений и повышением информатизации социальной среды в современном обществе, провоцирующих рост и распространение ксенофобских идей и настроений экстремистского толка в станах, принимающих переселенцев на временной или постоянной основе. Снижению темпов роста подобных настроений должна способствовать организованная и результативная культурная адаптация мигрантов.
В ходе изучения данной проблематики были проанализированы труды отечественных учёных и зарубежных исследователей, таких как Д.М. Абдрахманов, И.В. Демичев, А.А. Налчаджян, А.А. Д.В. Полетаев, Т.Г. Стефаненко, А.А. Эндрюшко и другие, а также международное и российское законодательство в сфере миграции [6, 7, 9, 10].
Миграция по видам делится на: сезонную, временную и безвозвратную. В современном мире увеличение миграционных потоков стало возможно благодаря доступности всех видов транспорта, что в свою очередь повышает мобильность людей при перемещении из одного региона планеты в другой. В настоящее время мы наблюдаем возросший приток граждан иных государств, а также лиц без гражданства в страны Европейского Союза, Россию и США. К сожалению, в вышеуказанных государствах выявились вопросы относительно социокультурной адаптации прибывших граждан, причём очень остро встали вопросы, касающиеся отношения определённых групп местных жителей к приезжим, в результате чего наблюдается рост ксенофобии, приводящей к насилию против прибывших лиц [10].
Все вышеперечисленные негативные тенденции вызывают определённую тревожность в принимающих государствах, поэтому правительства ряда стран уже вырабатывают и внедряют в жизнь общества государственные программы по интеграции мигрантов.
В отечественной научной литературе под культурной адаптацией понимается сложный процесс и его результат достижения человеком достигается совместимости с новой культурной средой [9], таким образом термин «культурная адаптация» можно обосновать как принятие перемещённым лицом (мигрантом) культуры принимающей страны. Именно при помощи данного механизма вновь прибывшие лица адаптируются к нормам и ценностям принимающего общества.
Под экстремизмом следует понимать приверженность к радикальным взглядам и осуществление противозаконных действий в отношении других групп граждан, что угрожает общественной безопасности и политическому устройству страны [8]. Экстремизм, как радикальные взгляды, являются самым существенным препятствием, стоящим на пути культурной адаптации мигрантов. В этой связи экстремистские идеи и мировоззрения нуждаются в глобальной профилактике, здесь недостаточно мер одной какой-либо страны, только объединив усилия в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, можно решить эту проблему.
Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством, в котором вопросы обострения межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений представляют внутреннюю угрозу национальной безопасности. В этой связи для надлежащей профилактики экстремизма органы всех уровней власти применяют имеющиеся знания и навыки для обеспечения гармоничных отношений в субъектах страны.
Основная роль в противодействии проявлениям экстремизма и реализации приоритетных направлений государственной политики в данном направлении отводится органам внутренних дел (ОВД). Особая роль правоохранительных органов в сфере борьбы с экстремистской деятельностью направлена на противодействие электронным ресурсам, распространяющим экстремистскую информацию. Вопросами противодействия экстремистской деятельности и терроризму в России занимается управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России).
Подчеркнём, что при активном развитии информационных технологий, значительная часть экстремистов действует посредством сети «Интернет», призывая молодых людей вступать в экстремистские организации, обеспечивать их финансирование либо совершать противоправные деяния в виде массовых беспорядков и террористических актов.
Российский опыт в сфере противодействия экстремизму, в том числе и в сети Интернет насчитывает не один год, а на органы внутренних дел – Министерство внутренних дел РФ –возложена функция главного координатора всей деятельности по профилактике, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экстремисткой направленности.
На постоянной основе сотрудниками органов внутренних дел проводится профилактическая и просветительская работа с молодежью, направленная на разъяснение опасности экстремизма и его последствий, ответственность за экстремистские призывы в сети Интернет. В сотрудничестве с педагогическими коллективами образовательных и общественных организаций и учреждений проводятся занятия, направленные на формирование устойчивого негативного отношения к проявлениям агрессии по признакам расовой, культурной, конфессиональной или иной принадлежности.
МВД России и его структурное подразделение – ГУПЭ МВД России проводит оперативно-розыскные мероприятия по установлению и поиску лидеров и участников экстремистских организаций, ведёт работу по пресечению деятельности преступных сообществ. К сожалению, необходимо отметить, что действующих механизмов по противодействию проявлениям экстремизма в сети Интернет недостаточно. Каждый день в сети Интернет появляется значительное количество материалов экстремистского характера, поэтому приоритетной задачей является создание действенного правового организационного механизма по противодействию экстремизму в сети Интернет.
Важным направлением борьбы с экстремистскими организациями является предупреждение преступных деяний, что позволяет значительно снизить их количество. Высказывания в сети Интернет, как и высказывания в средствах массовой информации, послужили поводом для привлечения к ответственности лиц, ведущих блоги запрещенной тематики или оставляющих комментарии на сайтах, содержащие экстремистские материалы. Это вызывает определённую озабоченность, ведь далеко не всегда в целом законопослушные граждане могут идентифицировать информацию, представленную на сайтах и ресурсах сети Интернет на предмет наличия в них высказываний экстремистского характера.
Подчеркнём, что в Российской Федерации залогом стабильной внутриполитической ситуации является всесторонняя адаптация и интеграция мигрантов в культурное и правовое поле нашего государства. Ключевым документом, регулирующим государственную политику в миграционной сфере, является Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая определяет социокультурную адаптацию мигрантов [4].
Согласно перечня задач, которые закреплены в пункте «З» статьи 21 упомянутой Стратегии это:
– содействие культурной адаптации мигрантов, обучение их владению русским языком как государственным;
– реализация оптимального взаимодействия властей с общественными организациями, которые своей деятельностью способствуют адаптации мигрантов, в том числе и в культурной среде;
– реализация комплекса мер, благодаря которым будет обеспечено надлежащее отношение мигрантов к культуре российского общества.
Следует отметить, что вопросы миграционной политики продиктованы недостатком трудовых ресурсов в Российской Федерации в комплексе с тяжёлой демографической ситуацией 90-х годов, в результате государству необходим рост численности трудоспособного населения. Ситуация со старением населения характерна для всех регионов земли, однако более ярко выражена в странах Европейского Союза, стран бывшего СССР, Китае, Японии, США и ряде других.
В этой связи для купирования вопроса по привлечению трудовых ресурсов, органами государственной власти было принято решение по привлечению трудовых ресурсов из-за рубежа и ближнего зарубежья, в первую очередь Украины, Молдавии и стран Средней (Центральной) Азии.
Естественно, приоритетом при культурной адаптации прибывающих мигрантов являются иностранные работники, имеющие профессионально-квалификационные специальности, которые востребованы отечественно экономикой.
Согласно данным Государственного комитета статистики, в 2020 году на территорию Российской Федерации въехали около 11,7 млн. иностранных граждан, при этом доля лиц с иностранным гражданством, прибывших для работы по контракту составила 25%. Однако, пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы, в результате чего часть трудовых мигрантов вынуждена были покинуть территорию Российской Федерации.
Концепцией демографической политики Российской Федерации [5] до 2025 г. предусматривается принимать в страну 300 тыс. человек ежегодно. Однако в этой связи следует помнить, что неконтролируемый миграционный поток может превысить в отдельных регионах коренное население, что в результате приведёт к всплеску мигрантофобии и антимигрантстким настроениям.
В пользу данного тезиса говорит тот факт, что лица, прибывающие в Российскую Федерацию, например, из Центральной Азии, а это в большинстве молодые люди от 25 до 35 лет имеют средний уровень образования и не владеют в полном объёме русским языком. В результате у них возникают трудности в общении, в том числе на бытовом уровне. Кроме того, такие лица не имеют представления о нормах поведения в российском обществе, что в отдельных случаях создаёт негативное отношение со стороны российских граждан по отношении к мигрантам.
В этой связи, Российская Федерация при приёме новых будущих граждан заинтересована в их дальнейшей и ускоренной адаптации, в первую очередь культурной, так как, имея даже общие представления о культуре, морали, а также законах принимающей стороны, мигранты будут без особых проблем интегрироваться в российское общество. Те же, кто не примет обычаи, и законы принимаемой стороны будут вынуждены либо уехать на свою родину, либо встанут на преступный путь экстремизма. В последнем случае именно за такими лицами правоохранительным органам следует усилить свой надзор.
Следует сделать вывод о том, что слишком интенсивная миграция иностранных граждан усиливает нагрузку на правоохранительные органы, в первую очередь МВД и ФСБ. В этом случае необходима последовательная планомерная работа по культурной адаптации прибывающих из-за рубежа иностранных граждан.
Поэтому государство заинтересовано в выстраивании эффективной системы как культурной, так и социальной адаптации мигрантов, при этом такая система будет надёжным инструментом, способствующим укреплению взаимоотношений между местным населением и иностранными гражданами, учитывая собственный опыт по культурной адаптации мигрантов, следует изучать и обобщать также и зарубежный опыт, в частности стран Европейского Союза, что позволит избежать в дальнейшем проблемных вопросов.
Так, основываясь на опыте Франции и позже Федеративной Республики Германии, можно сказать, что в указанных странах адаптация мигрантов в национальное сообщество не проводилась, отсутствовала чётко сформированная миграционная политика. Было принято считать, что временные трудовые мигранты после окончания срока трудового договора вернутся в страну отбытия, однако такого не случилось. Поэтому в настоящее время на территории Франции, например, мигранты и приравненные к ним лица живут обособленно (в отдельных районах городов или пригородах), в результате чего в них сформировалась транснациональная преступность, возрос наркотрафик, а сами мигранты не торопятся интегрироваться во французское общество. Указанная выше проблема актуальна для последних волн миграционных потоков, чего нельзя сказать о лицах, которые прибыли во Французскую Республику ещё в 60-70-е годы прошлого века и постепенно адаптировались в принимающей стране. В результате в настоящее время во Франции набирают популярность «правые» политические силы, что в свою очередь ведёт к росту ксенофобии и экстремизма [10].
Таким образом, международный опыт может убедительно показать, что действия государства и институтов гражданского общества по культурной адаптации мигрантов должны быть скоординированы и слажены.
Относительно проблемных вопросов культурной адаптации, то здесь следует отметить определенное несоответствие миграционного законодательства, которое способствует привлечению временных трудовых ресурсов для работы в России, однако в таких правовых нормах не закреплены меры, способствующие культурной адаптации иностранных граждан [7]. Следует отметить такую важную проблему, как трудности юридического и социально-экономического характера, именно они замедляют интеграцию иностранных граждан в российское общество [6].
Таким образом, следует более активно привлекать общественные организации в лице национальных общин и землячеств для поступательной адаптации иностранных граждан в сфере культуры. Отметим, что такие ассоциации активно представлены в Совете при Президенте России по межнациональным отношениям. Именно благодаря им сформирована устойчивая связь между мигрантами, органами власти и российском обществом в целом, именно они могут влиять на настроения целых этнических групп. Поэтому только общественные объединения следует привлекать на начальном этапе для культурной адаптации мигрантов, так как большинство членов национальных обществ уже давно проживают в России, знают её законы и обычаи, моральные ценности и именно такие граждане могут результативнее помочь в культурной адаптации своих земляков.
Для надлежащей культурной адаптации мигрантов и противодействию распространения экстремизма следует принять такие меры, как:
– отрегулировать вопросы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере культурной адаптации мигрантов;
– проводить мероприятия профилактического характера для нейтрализации возможных угроз на почве экстремистских настроений, в том числе с привлечением сотрудников правоохранительных органов;
– привлекать иностранных граждан к участию в организации и проведении культурно-информационных, культурно-досуговых и праздничных мероприятий;
– обеспечить надлежащую занятость прибывающих иностранных граждан с целью их социально-экономического обустройства на местах пребывания в Российской Федерации;
– повысить эффективность и результативность средств популяризации русского языка и культуры, как рубежом, так и в странах СНГ, в первую очередь, Центральной Азии;
– проводить мероприятия, способствующие формированию установок на межнациональное согласие и толерантное общения;
– выработать действенный механизм по привлечению из-за рубежа в Россию в первую очередь высококвалифицированных специалистов.
Немаловажным фактором для культурной адаптации мигрантов является организация практических проектов и принятие действенной нормативно-правовой базы.
Для достижения указанных целей следует развивать межгосударственные отношения со странами, из которых эмигрирует большинство трудоспособного населения, в этом случае в стране убытия разъяснялись бы правила поведения и нормы законов принимающей стороны, которой является Российская Федерация. Как было отмечено выше, ключевую роль в культурной адаптации мигрантов принимают национальные общины (диаспоры) в Российской Федерации, которые своими действиями более эффективно решают вопросы по адаптации своих соотечественников, в результате чего приобретаются необходимые им знания и навыки поведения и общения, что способствует повышению качества и устойчивости адаптации мигранта к условиям страны пребывания [6].
Не стоит также забывать профилактику экстремизма и ксенофобских настроений, здесь правоохранительные органы должны работать чётко и слаженно, без промедления реагировать на возникающие противоправные общественно опасные деяния со стороны отдельных лиц, как из местного населения, так и из числа приезжих.
Относительно имеющихся в рамках государственной поддержки курсы изучения русского языка и законодательных норм, следует дополнить нормами поведения, принятыми в российском обществе, что отразить в памятках, выпускаемых для мигрантов.
В заключение следует отметить, что культурная адаптация мигрантов носит характер взаимодействия в обществе, при этом прибывающим мигрантам принимающее общество должно оказать максимальное содействие по интеграции в страну прибытия. При этом механизм культурной адаптации мигрантов должен начинать действовать с момента приезда иностранца в Российскую Федерацию.
1. Konvenciya OON «O statuse bezhencev» ot 28.07.1951 // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 27.05.2021.
2. Mezhdunarodnaya konvenciya o zashchite prav vsekh trudyashchihsya-migrantov i chlenov ih semej (prinyata rezolyuciej 45/158 General’noj Assamblei OON ot 18 dekabrya 1990 g.) // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 27.05.2021.
3. Protokol, kasayushchijsya statusa bezhencev ot 31.01.1967 // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 29.05.2021.
4. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 «O Strategii gosudarstvennoj nacional’noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 25.05.2021.
5. Ukaz Prezidenta RF ot 9 oktyabrya 2007 g. № 1351 «Ob utverzhdenii Koncepcii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 26.05.2021.
6. Abdrahmanov D.M. Integraciya inokul’turnyh migrantov v Rossii / D.M. Abdrahmanov, I.V. Demichev, M.M. Nugumanov, R.F. Kagarmanov, F.A. Dusmuhametov. – Ufa, 2014. – 248 s.
7. Efimova O.B., YAkimov A.N. Razvitie mezhnacional’nogo dialoga. Adaptaciya i integraciya migrantov. Praktiki regionov Rossijskoj Federacii. – Sankt-Peterburg, 2021. – 64 s.
8. Skorovarov I.I. Problemy bor’by s molodezhnym ekstremizmom v seti Internet // Innovacionnaya nauka. – 2018. – № 6. – S. 121–123.
9. Stefanenko T.G. Etnopsihologiya: uchebnik dlya studentov vuzov. – Moskva, 2014. – 352 s.
10. Endryushko A.A. Teoreticheskie podhody k izucheniyu adaptacii migrantov v prinimayushchem obshchestve: zarubezhnyj opyt // Vestnik Instituta sociologii. – 2017. – № 4. – S. 46–70.