Конституционно-правовые основы социолого-идеологического механизма законодательного процесса в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации (на примере Государственного Совета Республики Крым)

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Анохин А. Н.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 107 – 113.

УДК 342.56

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОМ) ОРГАНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Анохин А. Н.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

  • статье исследуются конституционно-правовые основы социолого-идеологического механизма законодательного процесса в Государственном Совете Республики Крым. Данный механизм представ-ляет собой процесс реализации волеизъявления народа Республики Крым в лице депутатского корпуса. Воля депутатского корпуса, сочетающего в себе представительные и законодательные начала, в ходе процесса соединяет в законодательном решении фактические общественные условия (социологиче-ский элемент) и идеи права (идеологический элемент), находя при этом компромисс между «сущим» и «идеальным» (снятия между ними противоречия), выраженный в «должном» (законе).

Ключевые слова: Социолого-идеологический механизм законодательного процесса, Государ-ственный Совет Республики Крым.

  • отечественной юридической науке проблемы, связанные с теоретическими и

конституционно-правовыми вопросами правотворчества и законодательного про-цесса всегда имели особую актуальность и значимость.

Среди многочисленных современных исследовательских аспектов можно выде-лить: рассмотрение законотворчества как процессуальной формы парламентской деятельности [1, с. 13-20], анализ направлений законотворческой деятельности за-конодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации [2, с. 22-29]. Отдельно следует отметить исследование указанных проблем в рамках кон-кретных законодательных (представительных) органов субъектов Российской Феде-рации [3, с. 77-82]. Вместе с тем учеными не уделено должного внимания социоло-го-идеологическому механизму законодательного процесса, представляющему со-бой реализацию волеизъявления депутатского корпуса в виде соединения в законе («должном») социологического и идеологического элементов, снятия противоречия между «сущим» и «идеальным». Соответственно, цель статьи –показать конститу-ционно-правовые основы социолого-идеологического механизма законодательного процесса в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Феде-рации (на примере Государственного Совета Республики Крым).

Конституционные основы законодательного процесса в Российской Федерации в наиболее общем виде изложены в Преамбуле Конституции РФ [4], в рамках учреди-тельного (правотворческого) процесса, осуществляемого народом России.

Дифференциация рассматриваемого процесса составляет следующий иерархиче-ский уровень конституционных основ правотворческого процесса. Данный уровень устанавливает статус народа России в качестве источника и субъекта государствен-ной власти, а также тип и форму его государственной организации (статьи 1 и 3 Конституции РФ). Если в Преамбуле Конституции РФ народ выступал в статусе

107

Конституционно-правовые основы…

субъекта общественно-исторического процесса (как социально-историческая общ-ность и субъект учредительной власти), то в главе 1 Конституции РФ понятием «народ» охватываются все граждане РФ (государствоведческий аспект), а также «народ» в статусе избирательного корпуса (конституционно-правовой аспект). Эти два аспекта выступают в своем единстве: избирательный корпус – это все граждане России, отвечающие избирательным цензам.

Следует отметить, что в философско-правовой литературе смысл правотворче-ского процесса объясняется необходимостью дать начало позитивному праву, осу-ществить акт, который выступает источником этого права. Причем воля власти – лишь результирующий фактор правообразования, который непосредственно соеди-няет форму и материю права в правовом содержании, выступающих как идея права

  • реальные фактические общественные условия. Именно равнодействующая прин-ципов справедливости и фактических условий, которые определяют возможность реализации справедливости в данных исторических условиях, и формируют содер-жание позитивного права [5, c. 182]. Следовательно, воля субъекта правотворчества соединяет в нормативном решении фактические общественные условия (социоло-гический элемент) и идеи права (идеологический элемент), находя при этом ком-промисс между «сущим» и «идеальным», выраженный в «должном». Основываясь на данных положениях, рассмотрим механизм процесса воплощения воли народа – избирательного корпуса в действующие законы.
    • соответствии с характеристикой российского государства в качестве демокра-тического (статья 1 Конституции РФ) народ в статусе избирательного корпуса (субъекта и источника государственной власти – социологический аспект) реализу-ет свою государственную власть через органы государственной власти (статья 3 Конституции РФ). При этом важно указать, что правильно говорить не просто об органах государственной власти, а о представительных учреждениях народа, соче-тающих в себе представительные и государственные начала. С этой точки зрения парламент имеет двойную природу: представительную и государственную. В рам-ках парламента воля народа в статусе избирательного корпуса трансформируется в государственную (законодательную) волю и окончательно выступает в виде систе-мы действующих законов. Поэтому процесс преобразования представительных начал в государственные (воли народа в законодательство) можно определить, как законодательный процесс, рассматриваемый в социолого-правовом аспекте.

Ст. 1 Конституции РФ учреждает российское государство в качестве правового. Исходя из этого, данный тип государства основывается на идеологии либерализма. Это означает, что право, исходящее от правового государства, воплощает в себе идейные основы либерализма. Соответственно, на данном этапе исследования мо-жем констатировать, что в рамках парламента воля народа при переводе ее в статус закона соединяет фактические общественные условия с идеями либерализма, то есть в волеизъявлении депутатского корпуса – «сущее» (социологический аспект) корректируется посредством идей либерализма – «идеальное» (идеологический ас-пект). В таком случае, закон – это и есть компромиссное решение –«должное», ко-торое принимается в рамках законодательного процесса и выражает единство «су-щего» и «идеального».

Однако ситуация усложняется тем, что, согласно ст. 1 и 7 Конституции РФ, рос-сийское государство учреждается в качестве демократического и социального,

Анохин А. Н.

идеологической основой которых выступает коллективизм и социальная солидар-ность, ценности традиционного общества. Следовательно, право демократического, социального государства должно воплощать в себе идеи коллективизма и социаль-ной солидарности. Возникает противоречие, порождаемое самой Конституцией РФ, включающей в себя и идеологию либерализма, и идеологию коллективизма (соци-альной солидарности), противоречащие друг другу. Данное противоречие перено-сится в парламент при принятии законов, поскольку возникает проблема: посред-ством какой идеологии (либерализма или коллективизма) следует корректировать волю избирательного корпуса?

Это противоречие обусловлено еще и тем, что народ (избирательный корпус) не является единым и монолитным с точки зрения волеизъявления. Исходя из этого, Конституция закрепляет демократию не в смысле господства народа, основой кото-рого могла бы быть его единодушная воля; речь идет о рациональной организации политического процесса и об обеспечении политического единства народа в усло-виях многопартийности и плюрализма. Именно такое понимание, основывающееся на отказе от интерпретации демократии как господства народа в смысле идентичной демократии, то есть совпадения управляющих и управляемых, нашло выражение в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 года № 10 – П1 [6, с. 46].

Подобное понимание народовластия указывает на наличие противоречий внутри самого избирательного корпуса, которые переносятся при помощи избирательных систем в представительные учреждения народа (в депутатский корпус). В данных учреждениях эти противоречия институционализируются в форме депутатских фракций и других объединений. Часть депутатских фракций (партийных объедине-ний либеральной ориентации) выражают идейную основу либерализма, часть депу-татских фракций (политических партий социальной направленности) выражают идеи коллективизма и социальной солидарности. В таких условиях проблема соеди-нения «сущего» и «идеального» для создания «должного» (законов) усложняется указанным противоречием внутри депутатского корпуса. Однако принятие решений

  • условиях демократического государства решается на основе демократического принципа большинства, снимающего подобные противоречия через механизм зако-нодательного процесса (но не разрешающего их в социологическом смысле). Сле-довательно, законодательный процесс можно интерпретировать как попытку (про-цесс) снятия в волеизъявлении депутатского корпуса противоречий между «сущим» (фактическими общественными условиями) и «идеальным» (соответствующей идеологией) в форме «должного» (законах), при помощи демократического прин-ципа большинства.

Статья 1 Конституции РФ также учреждает форму государственного устройства России – федерацию, что предполагает сочетание начал централизации (интегра-ции) и децентрализации (дифференциации) в территориальной организации госу-дарства и народа. Территориальные коллективы и субъекты федерации (представля-емые органами государственной власти этих субъектов) – структуры дифференциа-ции, народ России и федерация в целом (представляемая федеральными органами государственной власти) – структуры интеграции, составляют единую систему – народа России и территориальных коллективов, государственной власти федераль-ного уровня и субъектов федерации.

109

Конституционно-правовые основы…

Ст. 10 Конституции РФ устанавливает принцип разделения государственной вла-сти в РФ на законодательную, исполнительную, судебную, то есть ее разделение «по – горизонтали». Пункты 1 и 2 ст. 11 Конституции РФ устанавливают принцип разделения государственной власти «по – вертикали». Статьи 71, 72, 73 Конститу-ции РФ закрепляют и распределяют «предметы ведения» между уровнями системы государственной власти. Соответственно приведенные положения имеют характер дифференциации и должны рассматриваться в комплексе с интегративными харак-теристиками. И, если органы государственной власти – это субъектный состав рас-сматриваемой системы, то «предметы ведения» – это ее объектный состав. Следова-тельно, имеем дифференциацию субъектного состава законодательной власти (ор-ганов законодательной власти) и ее объектного состава (предметов ведения) как «по – горизонтали», так и «по – вертикали».

Развитие и конкретизация исследуемых положений Конституции РФ дано в ФЗ от 21.12.2021 № 414 – ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» [7] и в актах конституционного значения субъектов РФ. Ст. 2 ука-занного Закона устанавливает принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте РФ. Эти принципы отражают федеративную организацию российского государства и фиксируют верховенство Конституции РФ, суверенитет, целостность РФ, единство системы публичной власти.

    • гл. 2 «Законодательный орган субъекта РФ» рассматриваемого Закона закреп-лены положения, определяющие основы организации и деятельности органа зако-нодательной власти субъекта РФ. Так, ч. 1 ст. 7 устанавливает, что законодательный орган субъекта РФ является представительным и единственным законодательным органом государственной власти субъекта РФ.

Представительные основы законодательного органа государственной власти от-ражены в ст. 15 этого Закона – «Избрание депутатов законодательного органа субъ-екта РФ», где регулируется общий порядок формирования депутатского корпуса. Ст. 16 рассматриваемого Закона содержит положения об организации депутатского корпуса в соответствии с принципом политической (партийной) принадлежности, согласно которому депутаты вправе образовывать депутатские объединения (фрак-ции).

Согласно ч. 2 ст. 12 данного Закона, законы субъекта РФ принимаются боль-шинством голосов от установленного числа депутатов. Решение о принятии закона оформляется постановлением законодательного органа субъекта РФ.

Конституция Республики Крым [8] выступает способом развития и конкретиза-ции положений Конституции РФ в условиях федеративной организации российско-го государства. Согласно Преамбуле Конституции РК Государственный Совет РК реализуя волю многонационального народа РК принимает Конституцию РК. В со-ответствии с частью 1 ст. 2 Конституции РК источником власти в Республике Крым является ее народ, являющийся частью многонационального народа.

  • соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 2 Конституции РК, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Поэтому выражая свою власть посред-ством референдума и выборов, народ РК выступает в статусе избирательного кор-пуса, будучи источником государственной власти, и ее первичным субъектом.

Анохин А. Н.

Исходя из положений п. 2 ст. 1 Конституции РК, вне пределов ведения РФ, пол-номочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, Республика Крым обладает всей полнотой государственной власти. В данном случае Республи-ка Крым упоминается в качестве субъекта РФ, и в содержательном аспекте, как представляется, речь должна идти о полноте государственной власти в лице терри-ториального коллектива – народа РК и сформированных народом (избирательным корпусом) РК органах государственной власти. Это имеет важное значение для кон-кретизации (персонализации) государственной власти с позиций народовластия, с точки зрения выделения представительных начал государственной (законодатель-ной) власти в РК.

Согласно п. 1 Конституции РК Государственный Совет РК – Парламент Респуб-лики Крым является постоянно действующим высшим и единственным законода-тельным (представительным) органом государственной власти Республики Крым.

  • соответствии с Законом Республики Крым «О Государственном Совете Рес-публики Крым» [9], основными функциями Государственного Совета являются: 1) законодательная, которая состоит в деятельности Государственного Совета по под-готовке и принятию законов Республики Крым; 2) представительная, которая за-ключается в выражении воли населения Республики Крым путем проведения выбо-ров (референдумов) на основе свободного волеизъявления избирателей (граждан), в представлении интересов населения путем принятия от его имени решений, дей-ствующих на территории Республики Крым.

Ст. 4 данного Закона устанавливает принципы деятельности Государственного Совета РК, где в качестве принципа № 12 закреплена многопартийность. Ст. 5 этого Закона устанавливает, что Государственный Совет состоит из 75 депутатов, избира-емых гражданами РФ, проживающими на территории РК и обладающими в соответ-ствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеоб-щего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Пункты 1 и 2 ст. 19 указанного Закона предусматривают, что депутаты Государ-ственного Совета объединяются в депутатские фракции или другие депутатские объединения. Депутатские фракции и другие депутатские объединения обладают равными правами. Согласно ст. 77 данного Закона, законы Республики Крым при-нимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.

    • 1 ст. 1 Конституции РК устанавливает, что Республика Крым является демо-кратическим, правовым государством в составе РФ, а пункт 1 ст. 7 Конституции РК закрепляет, что Республика Крым – социальное государство.

Итак, изложенное свидетельствует, что в теоретическом отношении законода-тельный процесс представляет собой механизм перевода волеизъявления народа – избирательного корпуса в систему действующих законов. При этом в законе – «должном» снимается противоречие между социологическим и идеологическим элементами, показывая результаты снятия противоречия и достигнутый депутат-ским корпусом компромисс.

Кроме того, приведенный нормативный материал свидетельствует, что террито-риальный коллектив – народ Республики Крым является источником и субъектом (в статусе избирательного корпуса) государственной власти в РК. Государственный Совет РК — это высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти. Учитывая, что народ РК в политическом отношении выра-

111

Конституционно-правовые основы…

жает различные партийные предпочтения, Государственный Совет формируется на основе принципа многопартийности, что находит свое институциональное вопло-щение в форме депутатских фракций и других объединений. Признание Республики Крым одновременно правовым и демократическим, социальным государством за-кладывает в Конституцию РК две идеологические системы – либерализм и коллек-тивизм (солидаризм), а также критерии, по которым разделяются депутатские фрак-ции.

  • учетом сказанного, социолого-идеологический механизм законодательного процесса в Государственном Совете РК представляет собой перевод политической воли народа (избирательного корпуса) РК через депутатский корпус, организован-ный в депутатские фракции, в законы РК. При этом в законах РК волеизъявление депутатского корпуса соединяет фактические общественные условия с соответ-ствующей идеологией (либерализмом или коллективизмом) в зависимости от фрак-ционной принадлежности депутатов. Решение (закон) принимается на основе демо-кратического принципа большинства, отражая политические пропорции и волеизъ-явление народа Республики Крым.

Список литературы:

  1. Овсепян Ж. И. Гносеологическая природа законодательных полномочий парламента: вопросы тео-рии и понятийного аппарата // Российское право: образование, практика, наука. – №6. – 2019. С. 13 –
  2. Серова Ю. В. Актуальные проблемы законотворческой деятельности законодательных (представи-тельных) органов субъектов РФ // Право и современное государство. – №6. – 2019. – С. 22 – 29.
  3. Адельсеитова А. Б., Мариева А. А. Реализация законодательной функции Государственным Сове-том Республики Крым // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернад-ского. Юридические науки. – 2021. – Т.7 (73). Ч.1. – С. 77 – 82.
  4. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
  5. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления: Монография. – Харьков: Право, 2002. – 328 с.
  6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. – 3 – е изд., пере-смотр. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. -1040 с.
  7. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ: Федеральный закон № 414 –

ФЗ: [принят Государственной Думой 14 декабря 2021 года]: (с изменениями и дополнениями) – Доступ

из справ. -правовой системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.

  1. Конституция Республики Крым: [принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г.]: (с изменениями и дополнениями). — Доступ из справ. -правовой системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
  2. О Государственном Совете Республики Крым — Парламенте Республики Крым: Закон Республики Крым № 2-ЗРК от 15 мая 2014 г.: (с изменениями и дополнениями). – Доступ из справ.-правовой си-стемы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.

Anokhin A. N. Constitutional and legal foundations of the sociological and ideological mechanism of the legislative process in the legislative (representative) body of a constituent entity of the Russian Fed-eration (on the example of the State Council of the Republic of Crimea) // Scientific notes of V. I. Vernad-sky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 107–113.

The constitutional and legal foundations of the sociological and ideological mechanism of the legislative process in the State Council of the Republic of Crimea are examined in the article. The given mechanism is a process of implementing the people’s will of the Republic of Crimea represented by the deputy corps. The deputies’ will (combining representative and legislative principles) in the course of the process combines in the legislative decision the actual social conditions (the sociological element) and the ideas of law (the ideo-

Анохин А. Н.

logical element), finding a compromise between the “existing” and the “ideal” (resolving between them con-tradictions), expressed in the «due» (law).

Key words: Sociological and ideological mechanism of the legislative process, State Council of the Re-public of Crimea.

Spisok litteratury:

1.Ovsepyan Zh.I. Gnoseologicheskaya priroda zakonodatel`ny`x polnomochij parlamenta: voprosy` teorii i

ponyatijnogo apparata // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. №6. — 2019. S.13 – 20.

2.Serova Yu.V. Aktual`ny`e problemy` zakonotvorcheskoj deyatel`nosti zakonodatel`ny`x (predstavitel`ny`x) organov sub«ektov RF // Pravo i sovremennoe gosudarstvo. №6. — 2019. S. 22 – 29.

3.Adel`seitova A.B., Marieva A.A. Realizaciya zakonodatel`noj funkcii Gosudarstvenny`m Sovetom Respu-bliki Kry`m // Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V.I.Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. – 2021. – T.7 (73). Ch.1. – S.77 – 82.

4.Konstituciya Rossijskoj Federacii: [prinyata vsenarodny`m golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izmeneni-yami, odobrenny`mi v xode obshherossijskogo golosovaniya 01 iyulya 2020 g.]. — Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy` Konsul`tantPlyus. – Tekst: e`lektronny`j.

5.Maksimov S.I. Pravovaya real`nost`: opy`t filosofskogo osmy`sleniya: Monografiya. – Xar`kov: Pravo,

2002. – 328s.

6.Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii / pod red. V.D.Zor`kina. — 3 – e izd., peresmotr. – M.: Nor-

ma: INFRA-M, 2013. -1040s.

7.Ob obshhix principax organizacii publichnoj vlasti v sub«ektax RF: Federal`ny`j zakon № 414 – FZ:

[prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 14 dekabrya 2021 goda]: (s izmeneniyami i dopolneniyami) – Dostup iz

sprav.-pravovoj sistemy` Konsul`tantPlyus. – Tekst: e`lektronny`j.

8.Konstituciya Respubliki Kry`m: [prinyata Gosudarstvenny`m Sovetom Respubliki Kry`m 11 aprelya 2014

g.]: (s izmeneniyami i dopolneniyami). — Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy` Konsul`tantPlyus. – Tekst:

e`lektronny`j.

  1. O Gosudarstvennom Sovete Respubliki Kry`m – Parlamente Respubliki Kry`m: zakon Respubliki Kry`m № 2-ZRK ot 15 maya 2014 g.: (s izmeneniyami i dopolneniyami). – Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy` Kon-sul`tantPlyus. – Tekst: e`lektronny`j.

.

113