Конституционно-правовая характеристика народной законодательной инициативы

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Трифонов С. Г.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 253–260.

УДК 342.2

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Трифонов С. Г.

Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

На данный момент в конституционном законодательстве РФ отсутствует институт представления законодательных инициатив в законодательный орган государственной власти, как это предусмотрено законодательством многих зарубежных стран. Именно поэтому актуальным в настоящее время усмат-ривается введение института народных законодательных инициатив, которые должны направляться в Федеральное Собрание и будут предусматривать определенные обязательства по реагированию на них. По сути, доступность для граждан инициирования проектов законов позволит власти актуализировать законотворчество и приобщить к этому процессу носителя суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный российский народ. Кроме того, этот вопрос приобретает особую актуальность ввиду того, что в западной науке соответствующее право существу-ет уже более века и имеет под собой достаточно вескую конституционно-правовую основу.

Наиболее часто понятие «народная законодательная инициатива» воспринимается как синоним по-нятия «народная правотворческая инициатива». Эти термины вполне могут использоваться как тожде-ственные, но в то же время они имеют содержательные акценты, которые не совпадают. В материаль-ном смысле предмет народной законодательной инициативы находит свое выражение в вопросах, вы-носимых народной законодательной инициативой: принятие, изменение или отмена законов государ-ства и их отдельных положений.

Право народной законодательной инициативы является системой правовых возможностей и может касаться как личных прав (право на свободу мысли и слова, на свободное высказывание своих взгля-дов и убеждений), так и политических (право на участие в управлении делами государства), а, следова-тельно, является составной частью правового статуса человека и гражданина.

Ключевые слова: правотворчество, законотворчество, народная законодательная инициатива, гражданское общество, демократия, субъекты законодательной инициативы.

  • теории конституционного права произошла определенная эволюция относи-тельно понимания понятия «народная законодательная инициатива». Так, в научной литературе отсутствует единая трактовка понятия «народная законодательная ини-циатива», которое рассматривается как институт, что означает, что «проект право-вого акта, подписанный определенным количеством избирателей, должен быть при-нят к рассмотрению законодательным органом» [1, с. 223]; «способ принятия пуб-лично-властных решений» [2, с. 291].

Особенно спорным в науке является проблема выяснения ряда терминологиче-ских конструкций, которые связаны с понятием «народная законодательная инициа-тива». Нормативные определения народной законодательной инициативы представ-ляют достаточно широкий диапазон подходов к пониманию содержания этого явле-ния, что позволяет говорить о наличии различных наименований народной законо-дательной инициативы. Так, терминологически используются такие смежные поня-тия: «народная законотворческая инициатива», «народная правотворческая инициа-тива», «народная инициатива», «законодательная инициатива граждан», «граждан-ская инициатива» и «гражданская инициатива». Они довольно часто толкуются как равноценные. Дело в том, что отсутствие единого понимания в определении содер-жания этого понятия может привести к значительным затруднениям и путанице,

253

Конституционно-правовая характристика…

вызванной пересечением содержания ряда устоявшихся в конституционной науке понятий.

  • законодательстве стран Европы широко используются различные дефиниции этого явления: «народная инициатива» в Австрии, Словении, Сербии, «гражданская инициатива» в Македонии, «законодательная инициатива граждан» в Беларуси, Португалии, Польше, Литве, Румынии. С юридической точки зрения этот перечень различных категорий обозначает одинаковую суть реализации народом законода-тельных полномочий в парламенте. Следовательно, правовая природа народной за-конодательной инициативы, а с ней, в определенной степени, и соответствующих терминов, отражает не только общие особенности исторического развития, но и конкретику каждой страны.

Практика общественных инициатив не так часто распространяется на общенаци-ональном уровне, а приобретает различные формы именно на местном уровне. Об-щественную инициативу еще называют «местной инициативой, которая является формой выражения волеизъявления членов территориальной общины путем иници-ирования рассмотрения соответствующим советом любого вопроса местного значе-ния» [3, с. 36-45], тогда как правовое регулирование народной законодательной инициативы имеет достаточно формализованный статус путем представления гото-вых законопроектов в представительный орган.

Наиболее часто понятие «народная законодательная инициатива» воспринимает-ся как синоним понятия «народная правотворческая инициатива». Эти термины вполне могут использоваться как тождественные, но в то же время они имеют со-держательные акценты, которые не совпадают. Так, юридическая энциклопедия Б. М. Топорнина различает эти конструкции, подчеркивая это тем, что «народная за-конодательная инициатива предоставляет возможность установленном числу граж-дан право вносить проекты законов на рассмотрение представительному органу, тогда как народная правотворческая инициатива представляет право на внесение актов правотворческого характера по вопросам местного значения в соответствую-щие органы местного самоуправления» [4, с. 529], что дает основания понимать, что народная правотворческая инициатива принадлежит к формам участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Следует отметить, что применение понятия «народная законодательная инициа-тива» уместно в том случае, если народный законопроект получает коллективную поддержку в масштабе всей страны, а не жителей определенного муниципального района. В свою очередь, на региональном и местном уровнях целесообразно приме-нять термины «народная правотворческая инициатива», «гражданская инициатива», которые направлена на принятие, изменение или отмена муниципально-правого ак-та определенного муниципального образования, местной администрации или долж-ностных лиц местного самоуправления.

Несмотря на содержательный аспект понятия «народная законодательная иници-атива», для удобства изложения необходимо ввести понятное понятие «народный законопроект». Итак, в материальном смысле предмет народной законодательной инициативы находит свое выражение в вопросах, выносимых народной законода-тельной инициативой: принятие, изменение или отмена законов государства и их отдельных положений.

Трифонов С. Г.

Конституции большинства демократических государств мира закрепляют круг субъектов законодательной инициативы путем их точного перечисления, хотя этот перечень в разных странах может существенно отличаться. Каждое «государство в зависимости от его природы и назначения решает по-своему вопросы субъектов права законодательной инициативы» [1, с. 69-74].

Традиционно, субъектами права законодательной инициативы являются специ-ально созданные государственные органы, которые наделены соответствующими полномочиями создавать законодательные акты. Как правило, субъектами права законодательной инициативы в парламенте могут быть: правительство (или глава государства, парламент, народ или иной специальный субъект. Ключевой прерога-тивой в контексте этого исследования является выделение коллективного права народа на механизм реализации народной законодательной инициативы и участия в нем. Абсолютную правоспособность в конституционном праве имеет народ [6]. Подъем народа на уровень субъекта, который правомочен напрямую решать поли-тические вопросы, основывается на общей теории народного суверенитета.

Народ является особым субъектом конституционно-правовых отношений, носи-телем коллективных суверенных прав. Он является единственным первоисточником власти и осуществления власти в государстве, имеющем единый интерес и единую волю. Очевидно, что употребление понятия «народная законодательная инициати-ва» имеет целью подчеркнуть особого субъекта законотворчества — народ.

  • целом постановка вопроса о категории «народ» как субъекте законодательной инициативы сначала кажется нелогичной, поскольку по классическому пониманию общей теории государства под народом следует понимать всех граждан государства, независимо от их возраста, социального статуса, или наделения политическими правами, детей, граждан, признанных недееспособными по решению суда, граждан, находящихся в местах лишения свободы по обвинительному приговору суда, кото-рые, не пользуясь рядом политических прав, предусмотренных законом, не пере-стают быть частью народа, то есть в доктрине конституционного права этот вопрос освещается с точки зрения того, из чего состоит народ.

Стоит обратиться к мнению Мерсияновой И.В., который рассматривает консти-туционно-правовую категорию «народ» в трех разных значениях: «как субъект пра-ва на самоопределение, как общее количество граждан и как общее количество из-бирателей» [7, с. 51]. Непосредственное отношение к изучаемому предмету имеет последний критерий, согласно которому народ в виде избирательного корпуса участвует в реализации права народной законодательной инициативы. Следова-тельно, понятие «народ» следует выразить через дихтомию «народ-избирательный корпус».

Таким образом, народ как субъект права законодательной инициативы – это граждане государства, обладающие избирательной правосубъектностью и могут участвовать в нарушении вопроса о принятии решения о подготовке народного за-конопроекта, направленного на удовлетворение выдвинутых коллективных требо-ваний по важным вопросам государственной и общественной жизни и обеспечение достойных условий жизнедеятельности общества, объявления сбора определенного количества подписей электоральной группы о его поддержку и официального вне-сения проекта закона на обязательное рассмотрение представительного органа госу-дарственной власти.

255

Конституционно-правовая характристика…

Говоря о народе как субъекте законодательной инициативы, следует учесть, что степень персонификации, организованности народа не позволяет считать его непо-средственным субъектом законодательных отношений, поскольку в большинстве случаев он действует через общественные организации, группы граждан и тому по-добное.

Так, установленная по количеству группа избирателей выступает в роли отдель-ного субъекта конституционного права. Так сказать, именно индивидуальные и кол-лективные субъекты права усиливают активную правосубъектность народа, а, сле-довательно, совокупная воля граждан тем самым формирует народную волю.

По поводу участия народа как субъекта государственно-правовых отношений в процессе осуществления законодательной инициативы, следует остановиться на том, что соответствующее участие институализируется в правах отдельного граж-данина. Участие отдельного гражданина в реализации права народной законода-тельной инициативы связано не с личным статусом, а с его положением как члена коллектива, сообщества. Из этого следует, что» народное волеизъявление «является общим совокупным результатом (следствием) реализации каждым гражданином собственного волеизъявления, а каждый гражданин является первичной» автоном-ной единицей народа» [7, с. 41].

Необходимо признать, что в рамках сложной проблематики определения опти-мального круга субъектов права законодательной инициативы находится и вопрос о возможном наделении этим правом народа определенного государства. Аргументом

  • пользу подобного решения может служить, прежде всего, способ его осуществле-ния власти. Ведь бесспорным является тот факт, что конституционное провозгла-шение основ непосредственной демократии является явно недостаточным. Необхо-димо разработать эффективный и реально функционирующий механизм осуществ-ления и реализации прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, тесная взаимо-связь народа в лице граждан, обладающих активным избирательным правом с зако-нодательной деятельностью парламента есть серьезный аргумент в пользу возмож-ного включения этого специфического субъекта в круг субъектов права законода-тельной инициативы. Собственно, включение его в перечень субъектов законода-тельной инициативы свидетельствует об углублении демократических основ в орга-низации законодательной деятельности представительной системы.

Соответственно, система нормативных правовых актов, созданных в результате законотворчества граждан, — это воля не отдельных индивидов, а общая сложная воля всего народа, и эта система не может быть изменена по желанию или по воле отдельных индивидов.

Основой реализации принципа народного суверенитета являются «политические права и свободы граждан, реализация которых позволяет превратить принцип народного суверенитета из конституционной декларации в политическую реаль-

ность» [8, с. 95-97].

    • литературе встречается мнение, что «народная законодательная инициатива является законным интересом гражданина» [9, с. 220]. Однако, законный интерес не предполагает от других людей юридически необходимого поведения. Субъективное право же возлагает на других лиц определенную юридическую обязанность дей-ствовать указанным образом. На практике нередко возникают случаи трансформа-ции законных интересов в субъективное право и наоборот.

Трифонов С. Г.

Отсюда можно сделать вывод, что право народной законодательной инициативы является системой правовых возможностей и может касаться как личных прав (пра-во на свободу мысли и слова, на свободное высказывание своих взглядов и убежде-ний), так и политических (право на участие в управлении делами государства), а, следовательно, является составной частью правового статуса человека и граждани-на.

Как было отмечено выше, правом народной законодательной инициативы обла-дает определенное потенциальное количество граждан с активным избирательным правом, что является их определяющим признаком как избирателей. Таким образом, эти субъекты благодаря своим юридическим свойствам и фактическому положению могут быть участниками конкретных правоотношений, беря на себя соответствую-щие права и обязанности, то есть, «народная законодательная инициатива порожда-ет отношения по реализации права законодательной инициативы специальным субъектом – народом» [10, с. 18]. Исходя из этого предмет исследования составляют правомочия субъекта законодательной инициативы, которые присущи ему на раз-ных стадиях законодательного процесса. Это возможность внести законопроект, возможность требования его рассмотрения и возможность получения мотивирован-ного отказа и права внести законопроект повторно.

Кроме приведенного перечня возможностей субъекта права народной законода-тельной инициативы, необходимо выделять функциональные роли гражданина в процедуре подготовки и реализации народной законодательной инициативы. Так, гражданин может быть членом инициативной группы; участником проведения аги-тационной кампании; уполномоченным представителем инициативной группы в парламенте; докладчиком и наблюдателем на заседаниях парламента и комитетов; участником судебного процесса в связи с рассмотрением жалобы о нарушении пра-ва народной законодательной инициативы.

Следовательно, граждане имеют право создать инициативную группу или иной координирующий орган, с помощью которого можно было бы организовать сбор подписей граждан под требованием о внесении народного законопроекта в парла-мент и, после легитимации инициативной группы, – возможность каждого гражда-нина поддержать народную законодательную инициативу в подписном листе, вы-ражая свое решение относительно необходимости рассмотрения парламентом народного законопроекта. Вполне обоснованно можно предположить, что только лично принимая участие в инициативном процессе, гражданин может в полном объ-еме реализовать свое конституционное право непосредственно участвовать в реали-зации права народной законодательной инициативы.

Поскольку инициативную группу граждан можно отнести к институтам граж-данского общества, есть основания утверждать, что народная законодательная ини-циатива как явление влияет не только на «профильные» сферы, где должны реали-зовываться групповые интересы, но и на политическую жизнь разных слоев обще-ства в целом.

  • этом контексте рассмотрено политическое право стоит расценивать как ре-зультат права определенного количества избирателей в установленной форме и установленном способе инициировать начало законодательного процесса в предста-вительном органе, причем праву законодательной инициативы корреспондирует обязанность парламента рассмотреть инициативу, что поступила.

257

Конституционно-правовая характристика…

Обязанность представительного органа заключается в рассмотрении народного законопроекта, то есть осуществление предварительной проработки законопроекта, обеспечение выступления инициатора внесения документа народной законодатель-ной инициативы на заседание парламента для рассмотрения и принятия по нему публично — властного решения [14, с. 86-91].

Очевидно, что обязанность законодательного органа является гарантией реали-зации права народной законодательной инициативы, определяет статус субъекта законодательной инициативы, выделив его таким образом из круга других субъек-тов законодательной деятельности, и является основой для реализации механизма судебной защиты в случаях нарушения парламентом права субъекта на законода-тельную инициативу.

Важно отметить, что инициатива государственных органов и народная законода-тельная инициатива в государстве не должны противопоставлять друг другу, а орга-нично дополнять друг друга, потому что проявление инициативы в законодатель-ных органах представляет собой процесс взаимодействия представительной и непо-средственной демократии. В этом смысле, целесообразно указать на взаимное соче-тание двух важных субъектов, имеющих непосредственное отношение к народной законодательной инициативы. Функционирования коллегиальных представитель-ных органов государственной власти постоянно связан с волей избирателей, что позволяет им непосредственно участвовать в законодательном процессе, и тем са-мым реализовать свои политические права [15, с. 75-83].

Вопрос о последствиях реализации народной законодательной инициативы в конституционной науке является спорным. Хотя проблема юридической силы ре-шения парламента по народной законодательной инициативы является недостаточ-но понятной, в свою очередь законодательный орган субъекта реализации народной законодательной инициативы должен обеспечить надлежащую процедуру предлага-емой законодательной инициативе.

Из изложенного следует, что в основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность, в основе обязанности – юридически закрепленная необ-ходимость, что характеризует начало правоотношения народной законодательной инициативы. Может быть и такая ситуация, когда не во всех случаях отображается правовая связь «право народной законодательной инициативы» – «обязанность пар-ламента» по неукоснительному рассмотрению народной законодательной инициа-тивы в представительном органе публичной власти (например, в Италии). Таким образом, законодательный орган государственной власти вправе самостоятельно в установленном порядке и в рамках своих полномочий принимать нормативные пра-вовые акты.

Как справедливо подчеркивает А.А. Мишин, народная инициатива заключается в том, что парламент обязан рассмотреть законопроект, под которым подписалось установленное число избирателей [11, с. 488]. Указанное замечание является важ-ным ввиду того, что представительный орган власти ни в коей мере не должен про-тивостоять прямому участию граждан в процессах разработки и принятия государ-ственных решений.

Таким образом, реализация права народной законодательной инициативы по-рождает конституционные отношения, имеющий свой круг субъектов, объект и со-держание. Субъектами правоотношения, с одной стороны, являются установленное

Трифонов С. Г.

количество граждан государства, обладающий активным избирательным правом, а с другой – государство в лице соответствующих государственных органов, уполно-моченных на определенные действия по содействию реализации народных законо-дательных инициатив. В конечном счете принятие или непринятие акта служит объ-ектом правоотношений.

Список литературы:

  1. Цгоев Т. В. Правотворческая инициатива как стадия правотворческого процесса : дис. … кандидата юрид. наук.: 12.00.01 / Цгоев Т.В. – М., 2006. – 223 с.
  2. Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления, конституционноправовые институты / В. Н. Руденко; отв. ред. Кокотов А. Н., Кукушкин М. И. — Екатеринбург: РИО УрО РАН, 2003. – 476 с.
  3. Панченко Т.В. Субсидиарная демократия в условиях глобализации и регионализации политическо-го пространства // Политический менеджмент. – 2009. – № 5(38). – С. 36-45.
  4. Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б. Н. Топорнин. – М. : Юристъ, 2001. — 1272 с.
  5. Дудкина Г. И. Конституционно-правовые основы законодательной инициативы./ Г. И. Дудкина // Актуальные проблемы государства и права: сб. науч. стир. – 2012. – Вып. 68. – С. 69-74
  6. Крупенина Е. Э. Проблемные аспекты реализации гражданами Республики Беларусь права законо-дательной инициативы [Электронный ресурс] / Е. Э. Крупенина // Теория и практика совершенствова-ния законодательства и правоприменения: традиции и новации : материалы междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов (г. Минск, 30-31 окт. 2009 г.). — Минск, 2010. — С. 55-56. — Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/36075
  7. Мерсиянова И.В. Тенденции развития гражданского общества (по результатам эмпирического ис-следования). – М.: ГУ-ВШЭ, 2020. – С. 51.
  8. Волкодаева Н. А. Формы реализации законодательной инициативы / Н. А. Волкодаева // Вопросы гуманитарных наук. — 2010. — № 6. — С. 95-97
  9. Мачковский Г. И. Французско-русский юридический словарь. — 4-е изд., стереотип / Г. И. Мачков-ский. – М.: РУССО, 2002. – 440 с.
  10. Афиногенов Д.В. Законодательная инициатива граждан и их объединений в Российской Федерации // Публичная политика — 2007: Сб. ст. / Под ред. М.Б. Горного, А.Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2008. С.18
  11. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А. А. Ми-шин. — 8-е изд. — М. : Юстицинформ, 2021. – 488 с.
  12. Вичева А.А. Обеспечение доступности медицинской помощи как новый уровень конституционных полномочий органов местного самоуправления в России. //Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки №1. 2022. С.54-61
  13. Трифонова К.В. Система органов исполнительной власти в сфере: актуальные проблемы и пути решения.// //Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юриди-ческие науки №4. 2021. С.89-99
  14. Сибилева А. Ю. Муниципальный округ – новый вид муниципального образования: проблемы и перспективы реформы территориальной организации местного самоуправления // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки №2. 2020. С. 86-
  15. Савченко М. С., Опарин В. Н. Становление и развитие дистанционного электронного голосования на выборах в Российской Федерации // Власть закона. №2. 2022. С.75-83

Trifonov S. G. Guarantees of implementation of the constitutional right of human and citizen to ju-dicial protection // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 253–260.

At the moment, in the constitutional legislation of the Russian Federation there is no institution for submit-ting legislative initiatives to the legislative body of state power, as provided for by the legislation of many foreign countries. That is why the introduction of the institution of popular legislative initiatives, which should be sent to the Federal Assembly and will provide for certain obligations to respond to them, is currently seen as relevant. In fact, the availability for citizens to initiate draft laws will allow the authorities to update law-making and involve in this process the bearer of sovereignty and the only source of power in the Russian Fed-eration — the multinational Russian people. In addition, this issue is of particular relevance due to the fact that in Western science the relevant law has existed for more than a century and has a fairly strong constitutional and legal basis.

Most often, the concept of «people’s legislative initiative» is perceived as a synonym for the concept of «people’s law-making initiative». These terms may well be used as identical, but at the same time they have substantive accents that do not match. In a material sense, the subject matter of the people’s legislative initia-

259

Конституционно-правовая характристика…

tive finds its expression in the issues raised by the people’s legislative initiative: the adoption, amendment or repeal of the laws of the state and their individual provisions.

The right of popular legislative initiative is a system of legal possibilities and can relate to both personal rights (the right to freedom of thought and speech, to freely express one’s views and beliefs), and political (the right to participate in the management of state affairs), and therefore is an integral part of legal status of a per-son and a citizen.

Key words: lawmaking, lawmaking, people’s legislative initiative, civil society, democracy, subjects of legislative initiative.

Spisok literaturi:

  1. Tsgoyev T. V. Pravotvorcheskaya initsiativa kak stadiya pravotvorcheskogo protsessa : dis. … kandidata yurid. nauk.: 12.00.01 / Tsgoyev T.V. — M., 2006. — 223 s.
  2. Rudenko V. N. Pryamaya demokratiya: modeli pravleniya, konstitutsionnopravovyye instituty / V. N. Rudenko; otv. red. Kokotov A. N., Kukushkin M. I. — Yekaterinburg : RIO UrO RAN, 2003. — 476 s.
  3. Panchenko T.V. Subsidiarnaya demokratiya v usloviyakh globalizatsii i regionalizatsii politicheskogo prostranstva // Politicheskiy menedzhment. – 2009. – № 5(38). – S. 36-45.
  4. Yuridicheskaya entsiklopediya / otv. red. B. N. Topornin. — M.: Yurist», 2001. — 1272 s.
  5. Dudkina G. I. Konstitutsionno-pravovyye osnovy zakonodatel’noy initsiativy./ G. I. Dudkina // Ak-tual’nyye problemy gosudarstva i prava: sb. nauch. stir. – 2012. – Vyp. 68. – S. 69-74
  6. Krupenina Ye. E. Problemnyye aspekty realizatsii grazhdanami Respubliki Belarus’ prava zakonodatel’noy initsiativy [Elektronnyy resurs] / Ye. E. Krupenina // Teoriya i praktika sovershenstvovaniya zakonodatel’stva i pravoprimeneniya: traditsii i novatsii : materialy mezhdunar. nauch. konf. studentov, magistrantov i aspiran-tov (g. Minsk, 30-31 okt. 2009 g.). — Minsk, 2010. — S.55-56. — Rezhim dostupa: http://elib.bsu.by/handle/123456789/36075
  7. Mersiyanova I.V. Tendentsii razvitiya grazhdanskogo obshchestva (po rezul’tatam empiricheskogo issle-dovaniya). — M.: GU-VSHE, 2020. – S.51
  8. Volkodayeva N. A. Formy realizatsii zakonodatel’noy initsiativy / N. A. Volkodayeva // Voprosy gumani-tarnykh nauk. — 2010. — № 6. — S. 95-97
  9. Machkovskiy G. I. Frantsuzsko-russkiy yuridicheskiy slovar’. — 4-ye izd., stereotip / G. I. Machkovskiy. — M. : RUSSO, 2002. — 440 s.
  10. Afinogenov D.V. Zakonodatel’naya initsiativa grazhdan i ikh ob»yedineniy v Rossiyskoy Federatsii // Publichnaya politika — 2007: Sb. st. / Pod red. M.B. Gornogo, A.YU. Sungurova. SPb.: Norma, 2008. S.18
  11. Mishin A. A. Konstitutsionnoye (gosudarstvennoye) pravo zarubezhnykh stran : uchebnik / A. A. Mishin. — 8-ye izd. — M. : Yustitsinform, 2021. – 488 с.

.