К вопросу об альтернативных подходах к обеспечению безопасности движения

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Пестов Р. А.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 205–213.

УДК 342.9

К ВОПРОСУ ОБ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПОДХОДАХ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Пестов Р. А.

Ростовский юридический институт МВД России

Статья посвящена исследованию современных проблем обеспечения безопасности движения, представлен альтернативный подход, который исследует вождение как культуру, которая передается через поведение и оказывает длительное воздействие на участников дорожного движения. Неопреде-ленность условий дорожного движения и правоприменения увеличивает вероятность конфликтов, что,

  • свою очередь, может увеличить общий уровень стресса и вероятность ошибки на дорогах. Автором проанализирован терминологический аппарат «опасное вождение», «агрессивное вождение», предло-жен комплекс мер направленных на улучшение культуры вождения.

Ключевые слова: правовое регулирование, административная ответственность, профилактика правонарушений, дорожно-транспортные происшествия, дорожное движение, агрессивное вождение,

безопасность, культура.

Президентом Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России в 2022 г. поставлена комплексная задача по организации действенной си-стемы профилактики правонарушений, а также повышению культуры поведения на дорогах [1].

Научная актуальность связана с необходимостью формулирования новых мето-дик деятельности органов государственной власти и взаимодействия с обществен-ными институтами, позволяющими сформировать неприятие безответственного по-ведения на дорогах нашей страны.

Практическая актуальность определяется статистическими данными, согласно которым с январь по август 2022 г. раскрыто свыше 706 тыс. преступлений [2], 3,2% которых составляют нарушения правил дорожного движения лицами, подвергну-тыми административному наказанию, в 2021 г. вынесено 179 миллионов постанов-лений по делам об административных правонарушениях в сфере нарушения правил дорожного движения [3].

Социальная актуальность обусловлена тем, что административные правонару-шения являются антисоциальным явлением, предвестником совершения обще-ственно опасных деяний, в этой связи профилактика и предупреждение правонару-шений являются одним из средств противодействия деструктивных социальных процессов в обществе.

Отдельные вопросы предупреждения правонарушений ранее исследовались в рамках полемики о соотношении дефиниций «предупреждения» и «профилактики» правонарушений [4], работы отдельных структурных подразделений полиции [5] или предупреждению правонарушений среди отдельных социальных групп или ка-тегорий служащих [6, 7].

Проблемы понимании различий в уровне смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, профилактики деликтов, а также форсайт поведения участников дорожного движения, формирования их типологических свойств явля-ются предметом исследования для ученых различных стран [8, 9], так как участники дорожного движения в одном и том же районе сталкиваются с аналогичной дорож-

205

К вопросах об альтернативных подходах…

ной сетью, местностью и потенциально подвержены влиянию сходной культуры вождения, а культурные факторы являются более сильными предикторами водите-ля, даже чем восприятия риска. В связи с этим изменение культуры вождения по-может сформировать убеждения, ценности, которые отразятся на поведении на до-рогах и положительно отразится на профилактике дорожно-транспортных происше-ствий.

Термин «профилактика» (от лат. «prophilaktikos» – предохранять) и «предупре-ждение» (от лат. «praeventio» – опережать) представлены как в федеральном зако-нодательстве, так и ведомственном нормотворчестве, в частности п. 2 ст. 3 ФЗ от 23.06.2016 № 182-ФЗ (далее – закон о профилактике) [10] раскрывается дефиниция «профилактика правонарушений», в п. 1 гл. I приказа МВД России от 17.01.2006 № 19 применен термин «предупреждение преступлений» органами внутренних дел, анализ показывает, что федеральный закон более широко определяет профилактику, рассматривая ее в качестве комплекса различных мер, то есть особое внимание уде-лено характеру реализуемых мер, в то время как приказ называет предупреждение – деятельностью отдельных служб (подразделений) и сотрудников ОВД в рамках их юрисдикционных полномочий, в этом случае акцент делается на компетентностный подход.

Вместе с тем в настоящее время необходим альтернативный подход, который ис-следует вождение как культуру и предлагает метод рассмотрения уместности взгля-дов, убеждений и ожиданий, воплощенных в этой культуре.

Прежде чем термин «культура» стал центральным в социальных и гуманитарных науках, он был широко известен за пределами академических кругов, где во основ-ном использовался для обозначения тренировки умственных способностей у людей.

  • этом смысле «культура» была примерно синонимом «образования»: культурный человек был образованным человеком, а качества образованных людей и вещи, ко-торые образованные люди производили и потребляли, истолковывались как куль-турные.

Используемые в настоящее время определения «культуры» могут быть отнесены к одному из семи вариантов в зависимости от того, что они представлено централь-ной темой: структура, функция, процесс, продукт, усовершенствование, власть (идеология) или членство в группе.

    • социологии упор делается на нематериальные культурные продукты, такие как убеждения, ценности и нормы, и на то, как они служат для структурирования чело-веческих социальных отношений, исходя из этого под культурой в рамках нашего исследования мы понимаем информацию, как передаваемую между отдельными людьми или группами, где эта информация проходит и вызывает воспроизводство и устойчивое изменение поведенческих черт.

Информация считается культурной не в силу своего содержания, а скорее в зави-симости от того, откуда она поступает, как она распространяется и что она делает. Культура передается через поведение и оказывает длительное, непреходящее воз-действие на него. С ее помощью мы приходим к пониманию себя и своего отноше-ния к миру.

Так в США вождение автомобиля связано с культурой потребления, еще в 1928 г. в рамках избирательной кампании будущим главой государства была обещана машина для каждой семьи, а современные рекламные слоганы транснациональных

Пестов Р. А.

автомобильных концернов предлагают самореализацию и прогресс посредством статуса водителя определенной марки транспортного средства.

  • странах Европы в связи социально-экономическим ростом 1960-1990 гг. наблюдался рост количества автомобилей на душу населения, в настоящее время наблюдается переход на альтернативные виды транспорта, так в Норвегии самый низкий уровень смертности на дорогах в Европе: 20 смертей на миллион жителей в 2017 г., а также самый низкий риск смерти на дорогах, несмотря на доступность транспортных средств для населения.

Для Советской России рассвет массовой автомобилизации пришелся на 1960-1970 гг., однако легковой автомобиль считался символом достатка, а предпочтение для выпускаемой продукции отдавалось грузовым автомобилям и автобусам, что отражалось в культурном образе водителя представляемом в кинолентах того пери-ода. Вместе с тем, несмотря на рост автопарка (в 1992 г. автопарк легковых автомо-билей насчитывал порядка 10 миллионов единиц, что в четыре раза меньше анало-гичного показателя в 2022 г.) автомобиль все еще считается показателем достатка.

Культурный подход предполагает рассмотрение того, как создается и поддержи-вается культура вождения. Таким образом, он представляется подходом, который социально ориентирован и оказывает влияние на культуру вождения, а не просто на наказание отдельного правонарушителя.

Это подтверждается задачами федеральной целевой программой, действовавшей до 2020 г., одной из которых являлось повышение уровня культуры вождения [11], действующая стратегия в настоящее время в качестве основных направлений реали-зации предусматривает «изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения» [12].

Дорожное движение представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе передвижения людей (грузов) транспортными (мо-бильными) средствами в границах дорог. В этих отношениях взаимодействует мно-жество специфических участников, что указывает о социальной природе процесса [13], последний являясь частью социального порядка неразрывно связан с модерни-зацией общества, а его поддержание является одной из сторон функционирования культуры.

  • каждой стране существуют свои проблемы безопасности дорожного движения, связанные с поведением водителей. Являясь основой транспортной системы, обес-печение безопасности дорожного движения является основной задачей политики в различных странах. Однако из-за увеличения мобильности на дорогах, вызванного автомобилизацией и ростом экономической активности, дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП) по-прежнему являются основной причиной гибели людей во всем мире.

Неопределенность условий дорожного движения и правоприменения увеличива-ет вероятность конфликтов, что, в свою очередь, может увеличить общий уровень стресса и вероятность ошибки на дорогах.

Большинство дорожно-транспортных происшествий могут быть напрямую свя-заны с человеческим фактором как единственным или сопутствующим. Человече-ский фактор при вождении можно рассматривать как состоящий из двух отдельных компонентов: навыки и стиль вождения. Навыки вождения включают обработку информации и двигательные навыки, которые улучшаются с обучением и практи-

207

К вопросах об альтернативных подходах…

кой, то есть с опытом участия в дорожном движении. Стиль вождения относится к тому, как водители выбирают вариант вождения, обычное, агрессивное или опасное вождение, включая, например, выбор скорости вождения (риск), резкое торможе-ние, перестроение при интенсивном движении (импульсивность), позицию к меха-низмам обеспечения безопасности и др., согласно п. 2.7. Правил дорожного движе-ния (далее – ПДД) водителю запрещается «опасное вождение», однако юридической ответственности за нарушение п. 2.7 в законодательстве РФ до сих пор не преду-смотрено, если мы рассмотрим термин «агрессивное вождение», то в п. 6.5 ГОСТ Р 58782-2019 под ним понимается «параметр, который служит для определения не-оправданно резкого разгона ТС с последующим снижением скорости» [14], однако термин констатирует качественные критерии вождения, что в полной мере не поз-воляет его соотнести с опасным вождением, закрепленным в ПДД, а отсутствие санкций за такие действия приводит к лишению эффективности уже принятых мер.

Выходом из сложившейся ситуации является комплекс мер, направленных на улучшение культуры вождения.

Так в рамках правового поля необходимо закрепление в ПДД термина «агрес-сивное вождение» или включение в «опасное вождение» действий, связанных с «агрессивном вождением», что на наш взгляд является наиболее эффективным ва-риантом, так как самостоятельная регулятивная норма может усложнить квалифи-кацию и привести к дискреционным решениям [15]. Приведение в соответствие терминологии в ПДД позволит конкретизировать основания ответственности.

До закрепления вышеуказанных положении одной из мер предупреждения должно стать применение установленной в законе о профилактике формы профи-лактического воздействия и п.12 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» согласного, которого сотрудники полиции могут объявлять физиче-скому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения административных правонарушений либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

Однако и здесь имеется ряд пробелов, не позволяющих в полной мере применить их к опасному вождению, так в частности ст. 19.5. КоАП РФ устанавливает ответ-ственность за невыполнение в срок постановления, представления, решения, что логично исходя из ст. 29.13. КоАП РФ, которая устанавливает обязанность долж-ностных лиц рассматривающего дело об административном правонарушении вно-сить представление о принятии мер по устранению причин административного пра-вонарушения и условий, способствовавших его совершению, однако ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ устанавливая срок 30 дней не распространяется на физических лиц и речь идет о возбужденном производстве, тогда как предостережение применяется при отсутствии состава административного правонарушения.

На наш взгляд применение данной меры будет эффективным при условии внесе-ния ясности в отношении ответственности. По мнению Е.В. Поздняковой необхо-димо дополнить гл. 19 КоАП РФ статьей, предусматривающей ответственность за невыполнение требований, содержащихся в официальном предостережении [16], вместе с тем считаем, что ответственность должна наступать в случае повторного совершения однородного действия по которому ранее выносилось предостереже-ние.

Пестов Р. А.

Также в качестве положительного зарубежного ориентира может быть взята ст. 606 КРКоАП [17], согласно которой предусмотрена ответственность за нарушение участником дорожного движения ПДД, повлекших создание аварийной обстановки. Только за 2020 г. в Республике Казахстан было привлечено к административной от-ветственности по данному составу 14363 правонарушителя [18, с. 67].

Также необходимо внести изменения в Регламент МВД России [19] в части пе-речня административных процедур, дополнив процедурой вынесения официального предостережения.

Социальный контекст влияет на разные компоненты стиля вождения, а культура вождения является относительно стабильной социальной конструкцией, постепенно формируемой с течением времени. Так еще в 1986 New York Times назвала введе-ние в США законов о ремнях безопасности «нарушением прав человека», между тем долговременная работа по обеспечению безопасности дорожного движения в США достигла положительных результатов, и это связано с мерами, ограничиваю-щими свободу людей рисковать в дорожном движении, например, ограничение их скорости, принуждение к использованию ремней безопасности.

Повышение безопасности дорожного движения часто является результатом уси-ления патернализма и уменьшения индивидуальной свободы участников дорожного движения. Патернализм возможно рассматривать в качестве вмешательства в сво-боду действий человека, оправданное причинами, относящимися исключительно к благополучию, добру, счастью, потребностям, интересам или ценностям человека, которого принуждают.

Это происходит без согласия лица, свободу которого ограничивают. Это означа-ет, что патерналистские меры вынуждают людей делать что-то ради их собственно-го блага, хотя они сами не захотели бы или не захотели бы этого делать. Явные слу-чаи патернализма в политике безопасности дорожного движения включают обяза-тельное ношение шлемов для мотоциклистов и пристегивание ремнями безопасно-сти.

Баланс между личной свободой и вмешательством государства, или «патерна-лизмом», является в значительной степени политическим (идеологическим) и куль-турным вопросом.

Вместе с тем культура вождения зависит от принятых социальных норм и мно-гих других факторов, из-за очевидной значимости стиля вождения к риску несчаст-ного случая были разработаны десятки инструментов самоотчета для измерения стиля вождения, так статистические данные [18, с. 68; 20, с. 97] подтверждают мне-ние о прямой зависимости между культурой вождения и уровнем интеллектуально-го развития, образования участника дорожного движения (более 40% виновных в совершении ДТП не имеют высшего образования, а количество виновных в совер-шении ДТП имеющих ученую степень составляет менее 0,03%, эти же пропорции справедливы и к тяжести последствий ДТП). Другие исследования показывают дифференциацию по гендерному признаку (мужчин характерна маскулинность при которой улучшена сложная (сенсомоторная) координация, что при низкой культуре вождения может приводить к ДТП, для женщин более характерна культура вожде-ния, нацеленная на надежность и соблюдение правил и установок).

Имеет значение и возраст (психосоциальное развитие), так молодые люди ис-пользуют автомобиль не только как средство передвижения, но и воспринимают его

209

К вопросах об альтернативных подходах…

как пространство, позволяющее реализовать себя независимо, при этом проявляют наибольшую склонность к отвлекающим действиям во время поездки, в значитель-ной степени из-за их слаборазвитых навыков вождения и восприятия опасности.

Однако, независимо от гендерных и иных признаков водитель может оказаться правонарушителем в случаях предусмотренных ст. 12.21.4 КоАП РФ, при неиспол-нении обязанности по оплате при проезде по платным дорогам, в частности води-тели из субъектов РФ по складывающей практике производит оплату на пункте взимания платы, однако иначе дело обстоит с платными дорогами, где подразумева-ется безбарьерный проезд (отсутствие вышеуказанных пунктов), что предполагает обязанность последующей оплаты путем on-line сервиса или с помощью транспон-дера. В итоге при неоплате в течение 5 дней водитель получает постановление по делу об административном правонарушении, при чем одним из вариантов уведом-ления является госпочта Госуслуг, возникает вопрос, почему уведомление об оплате

  • эти 5 дней не доставляется подобным образом, что в итоге позволит в большин-стве случаев оплатить проезд без применения штрафных санкций предусмотренных КоАП РФ, что сути также можно назвать профилактикой правонарушений.

Таким образом, государству, как регулятору общественных отношений, призван-ному нейтрализовать угрозы, необходимо воздействовать на культуру вождения посредством мотивационно-целевых и когнитивного составляющих.

Так в рамках образовательной составляющей и профилактики девиантного пове-дения необходимо в процессе образования начиная с дошкольных учреждений (раннего возраста) сформировать, а затем с помощью семьи совершенствовать си-стему знаний, умений, ценностей, позволяющих снизить межличностно-агрессивный компонент в области дорожного движения. Именно семья должна стать ключевым актором моделирующим поведение в сфере БДД, так как окружа-ющая среда, в которой находится ребенок, часто создается сама собой и, таким об-разом, в значительной степени формируется близкими несовершеннолетнему людь-ми, способами, специально предназначенными для облегчения обучения.

    • информационном контексте необходимо совершенствование использования информационных государственных порталов, с помощью которых будет предостав-ляться актуальная информация необходимая для участников дорожного движения, а также превентивная работа с нарушителями правил дорожного движения.
    • социально-экономическом аспекте необходимы инфраструктурные изменения, связанные с соотношением автомобилей и альтернативных видов транспорта и удобством передвижения на них (транспортная инфраструктура), что позволит со-здать конкуренцию вида транспорта, используемого при перемещении по маршруту и в конечном счете, скажется на безопасности.
    • правовом поле необходимо продолжить совершенствование нормативно-правовой базы с включением в документы стратегического планирования культур-ной компоненты, а ужесточение административной ответственности не должно ос-новываться на отдельных фактах привлекших внимание средств массовой инфор-мации, а основываться на статистических данных и научно обоснованно.

Список литературы

1. Расширенное заседание коллегии МВД России от 17.02.2022 http://www.kremlin.ru/events/president/news/67795

  1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-август 2022

года https://мвд.рф/reports/item/32515852/

Пестов Р. А.

3. 128 млрд за нарушения. В России собрано рекордное количество штрафов https://aif.ru/auto/safety/128_mlrd_za_narusheniya_v_rossii_sobrano_rekordnoe_kolichestvo_shtrafov

  1. Бойко В.Н. К вопросу о соотношении терминов «профилактика правонарушений», «предупрежде-ние правонарушений» и «меры административного предупреждения» / В.Н. Бойко, И.А. Симакина // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. – 2016. – № 4(37). – С. 98-102.
  2. Хабибова Л.Д. Основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции по пре-дупреждению и профилактике правонарушений и преступлений / Л.Д. Хабибова // Право: ретроспек-тива и перспектива. – 2021. – № 2(6). – С. 39-44.
  3. Лубский А.В. Особенности рефлексивных и нерефлексивных структур правового поведения в со-временном российском обществе / А.В. Лубский, Р.А. Лубский, Р.А. Пестов // Философия права. – 2019. – № 1(88). – С. 54-59.
  4. Коршунова, И.Г. К вопросу предупреждения правонарушений среди сотрудников органов внут-ренних дел / И. Г. Коршунова // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступ-ности: задачи, проблемы и перспективы : Материалы Всероссийской научно-практической конферен-ции, Краснодар, 23 июня 2017 года. – Краснодар: Федеральное государственное казенное образова-тельное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Мини-стерства внутренних дел Российской Федерации», 2017. – С. 229-231.
  5. Галым Ф.Г. Некоторые проблемы профилактики транспортных уголовных правонарушений, свя-занных с нарушением правил дорожного движения / Ф.Г. Галым // Современные проблемы уголовного процесса: пути решения: Сборник материалов 2-й Международной конференции, Уфа, 08 апреля 2021 года. – Уфимский ЮИ МВД России: Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – С. 62-69.
  6. Хужакулов С.Б. Понятие и сущность раннего предупреждения правонарушений в Республике Уз-бекистан / С. Б. Хужакулов // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. – 2019.

– № 2(46). – С. 45-49.

  1. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.06.2016, № 26 (Часть I), ст. 3851.
  2. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 16.05.2020) «О федеральной целе-вой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» // Собрание зако-нодательства РФ, 14.10.2013, № 41, ст. 5183.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы» // Собрание законодательства РФ, 29.01.2018, № 5, ст. 774.
  4. Соболевская М.А. Проблема социального порядка в современной социологической теории: от дис-курса порядка к порядку дискурса / М. А. Соболевская. — Текст : непосредственный // Молодой уче-ный. — 2013. — № 12 (59). — С. 794-798. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8423/ (дата обращения:

14.11.2022).

  1. ГОСТ Р 58782-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Параметры и критерии оценки качества вождения с целью оценки безопасности использования транспортных средств (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.12.2019 № 1474-ст) // М.: Стандартинформ, 2020.
  2. Позднякова Е.В. Официальное предостережение (предостережение), объявляемое органами внут-ренних дел: вопросы теории и правоприменения // Вестник ВИ МВД России. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ofitsialnoe-predosterezhenie-predosterezhenie-obyavlyaemoe-organami-vnutrennih-del-voprosy-teorii-i-pravoprimeneniya (дата обращения: 13.11.2022).
  3. Валиев, Р. Г. Усмотрение как фактор практики правового регулирования / Р. Г. Валиев // Власть Закона. – 2022. – № 3(51). – С. 72-81.
  4. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года №

235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.11.2022 г.) URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577399.

  1. Галым Ф.Г. Некоторые проблемы профилактики транспортных уголовных правонарушений, свя-занных с нарушением правил дорожного движения / Ф.Г. Галым // Современные проблемы уголовного процесса: пути решения: Сборник материалов 2-й Международной конференции, Уфа, 08 апреля 2021 года. – Уфимский ЮИ МВД России: Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – С. 62-69.
  2. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административно-го регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» // Российская газета, № 232, 13.10.2017.
  3. Эйсмунт В.В. Образование личности как фактор обеспечения культуры безопасности вождения / В.В. Эйсмунт, А.А. Клюшин // Модернизация научной инфраструктуры и цифровизация образования :

211

К вопросах об альтернативных подходах…

Материалы XI Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 23 июня 2021 года. – Ростов-на-Дону: ООО «Издательство ВВМ», 2021. – С. 97-101.

Pestov R. A. On the question of alternative approaches to ensuring traffic safety // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 205-213.

The article is devoted to the study of modern problems of ensuring traffic safety, an alternative approach is presented that explores driving as a culture that is transmitted through behavior and has a lasting impact on road users. Uncertainty in traffic conditions and law enforcement increases the likelihood of conflicts, which in turn can increase overall levels of stress and the likelihood of errors on the roads. The author analyzed the terminological apparatus «dangerous driving», «aggressive driving», proposed a set of measures aimed at im-proving the culture of driving.

Key words: legal regulation, administrative responsibility, crime prevention, traffic accidents, traffic, ag-gressive driving, safety, culture.

Spisok literatury:

1. Rasshirennoe zasedanie kollegii MVD Rossii ot 17.02.2022 http://www.kremlin.ru/events/president/news/67795

  1. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii za yanvar’-avgust 2022 goda https://mvd.rf/reports/item/32515852/
  2. 128 mlrd za narusheniya. V Rossii sobrano rekordnoe kolichestvo shtrafov https://aif.ru/auto/safety/128_mlrd_za_narusheniya_v_rossii_sobrano_rekordnoe_kolichestvo_shtrafov
  3. Bojko V.N. K voprosu o sootnoshenii terminov «profilaktika pravonarushenij», «preduprezhdenie prav-onarushenij» i «mery administrativnogo preduprezhdeniya» / V.N. Bojko, I.A. Simakina // Vestnik Dal’nevos-tochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. – 2016. – № 4(37). – S. 98-102.
  4. Habibova L.D. Osnovnye napravleniya deyatel’nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii po preduprezhdeniyu i profilaktike pravonarushenij i prestuplenij / L.D. Habibova // Pravo: retrospektiva i per-spektiva. – 2021. – № 2(6). – S. 39-44.
  5. Lubskij A.V. Osobennosti refleksivnyh i nerefleksivnyh struktur pravovogo povedeniya v sovremennom rossijskom obshchestve / A.V. Lubskij, R.A. Lubskij, R.A. Pestov // Filosofiya prava. – 2019. – № 1(88). – S. 54-59.
  6. Korshunova, I.G. K voprosu preduprezhdeniya pravonarushenij sredi sotrudnikov organov vnutrennih del / I. G. Korshunova // Obespechenie obshchestvennoj bezopasnosti i protivodejstvie prestupnosti: zadachi, prob-lemy i perspektivy : Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnodar, 23 iyunya 2017 goda. – Krasnodar: Federal’noe gosudarstvennoe kazennoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego profes-sional’nogo obrazovaniya «Krasnodarskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii», 2017.

– S. 229-231.

  1. Galym F.G. Nekotorye problemy profilaktiki transportnyh ugolovnyh pravonarushenij, svyazannyh s narusheniem pravil dorozhnogo dvizheniya / F.G. Galym // Sovremennye problemy ugolovnogo processa: puti resheniya: Sbornik materialov 2-j Mezhdunarodnoj konferencii, Ufa, 08 aprelya 2021 goda. – Ufimskij YUI MVD Rossii: Ufimskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2021. – S. 62-
  2. Huzhakulov S.B. Ponyatie i sushchnost’ rannego preduprezhdeniya pravonarushenij v Respublike Uzbeki-stan / S. B. Huzhakulov // Voprosy kriminologii, kriminalistiki i sudebnoj ekspertizy. – 2019. – № 2(46). – S. 45-49.
  3. Federal’nyj zakon ot 23.06.2016 № 182-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 27.06.2016, № 26 (CHast’ I), st. 3851.
  4. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 03.10.2013 № 864 (red. ot 16.05.2020) «O federal’noj celevoj pro-gramme «Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2013 — 2020 godah» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 14.10.2013, № 41, st. 5183.
  5. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 08.01.2018 № 1-r «Ob utverzhdenii Strategii bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya v Rossijskoj Federacii na 2018 — 2024 gody» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 29.01.2018, №

5, st. 774.

  1. Sobolevskaya M.A. Problema social’nogo poryadka v sovremennoj sociologicheskoj teorii: ot diskursa poryadka k poryadku diskursa / M. A. Sobolevskaya. — Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. —

2013. — № 12 (59). — S. 794-798. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8423/ (data obrashcheniya: 14.11.2022).

  1. GOST R 58782-2019. Nacional’nyj standart Rossijskoj Federacii. Parametry i kriterii ocenki kachestva vozhdeniya s cel’yu ocenki bezopasnosti ispol’zovaniya transportnyh sredstv (utv. i vveden v dejstvie Pri-kazom Rosstandarta ot 25.12.2019 № 1474-st) // M.: Standartinform, 2020.
  2. Pozdnyakova E.V. Oficial’noe predosterezhenie (predosterezhenie), ob»yavlyaemoe organami vnutrennih

del: voprosy teorii i pravoprimeneniya // Vestnik VI MVD Rossii. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ofitsialnoe-predosterezhenie-predosterezhenie-obyavlyaemoe-organami-vnutrennih-del-voprosy-teorii-i-pravoprimeneniya (data obrashcheniya: 13.11.2022).

Пестов Р. А.

  1. Valiev, R. G. Usmotrenie kak faktor praktiki pravovogo regulirovaniya / R. G. Valiev // Vlast’ Zakona. – 2022. – № 3(51). – S. 72-81.
  2. Kodeks Respubliki Kazahstan ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 5 iyulya 2014 goda № 235-V (s

izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 18.11.2022 g.) URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577399.

  1. Galym F.G. Nekotorye problemy profilaktiki transportnyh ugolovnyh pravonarushenij, svyazannyh s narusheniem pravil dorozhnogo dvizheniya / F.G. Galym // Sovremennye problemy ugolovnogo processa: puti resheniya: Sbornik materialov 2-j Mezhdunarodnoj konferencii, Ufa, 08 aprelya 2021 goda. – Ufimskij YUI MVD Rossii: Ufimskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2021. – S. 62-
  2. Prikaz MVD Rossii ot 23.08.2017 № 664 (red. ot 21.12.2017) «Ob utverzhdenii Administrativnogo re-glamenta ispolneniya Ministerstvom vnutrennih del Rossijskoj Federacii gosudarstvennoj funkcii po osushchestvleniyu federal’nogo gosudarstvennogo nadzora za soblyudeniem uchastnikami dorozhnogo dvizheniya trebovanij zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // Rossijskaya gazeta, № 232, 13.10.2017.
  3. Ejsmunt V.V. Obrazovanie lichnosti kak faktor obespecheniya kul’tury bezopasnosti vozhdeniya / V.V. Ejsmunt, A.A. Klyushin // Modernizaciya nauchnoj infrastruktury i cifrovizaciya obrazovaniya : Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Rostov-na-Donu, 23 iyunya 2021 goda. – Rostov-na-Donu: OOO «Izdatel’stvo VVM», 2021. – S. 97-101.

.

213