ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF A RISK-BASED APPROACH TO ENSURING SAFETY IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 343.9

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Ignatov A.N., Abisova K.S., Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

PAGES: from 295 to 300

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: traffic safety, information and communication technologies, risks, risk-based approach, social media, content, countering crimes and offences.

ABSTRACT (ENGLISH):

Ensuring safety in the field of road traffic is directly related to the information sphere, both in technical and communicative aspects. The practice of introducing a risk-based approach using information and communication technologies in the field of road traffic provides an opportunity to carry out the prevention of offenses and crimes in this area and reduce the growth trend in road accidents. Features of the use of information and communication technologies in ensuring safety in the field of road traffic are due to the ambivalence of their criminogenic and preventive potential, which, on the one hand, determines their influence as a factor in the determination of various deviations, including offenses and crimes in this area, and, with on the other hand, it defines a wide range of opportunities for using the information space and technologies in order to prevent, detect and suppress relevant offenses and crimes and minimize negative consequences. Systematic monitoring of the information space to identify current risks (including the emergence of new types of socially dangerous behavior in the field of traffic), also to identify, record and document various types of violations in the field of traffic on a mass level and develop measures (to minimize them).

Сфера дорожного движения является одной из наиболее социально значимых и динамично развивающихся, но, в то же время, и рискогенной сферой общественных отношений. Экспоненциальный рост количества участников дорожного движения, технических средств, задействованных в нем и являющихся источниками повышенной опасности, существенное усложнение технического и технологического обеспечения системы дорожного движения обуславливают наличие высокого уровня разноплановых рисков, в том числе для жизни и здоровья человека, а также общественной безопасности.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, для достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности, необходимо реализовывать государственную политику, направленную на решение задач, в том числе в сфере повышения безопасности дорожного движения [1].

Безопасность дорожного движения, как процесс, отражающий степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также сама деятельность, направленная на обеспечение данного процесса путем предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий [2], относится к числу наиболее сложных компонентов общественной безопасности. Сегодня, как никогда ранее отмечается взаимосвязь информационно-коммуникационных технологий и деятельности по обеспечению безопасности в сфере дорожного движения, что находит своё проявление, как с технической, так и с коммуникативной стороны.

Суть риск-ориентированного подхода определяется выявлением и снижением рисков и обеспечения эффективности управления и повышения тем самым уровня безопасности в той или иной сфере деятельности. В сфере обеспечения безопасности, риск-ориентированный подход предусматривает мониторинг, анализ, оценивание рисков, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Именно от эффективности деятельности по выявлению и оценке рисков причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям, существующих в сфере дорожного движения и принятии на основе данной информации комплекса управленческих решений зависит эффективность обеспечения безопасности в данной сфере. Практика внедрения риск-ориентированного подхода с использованием информационно-коммуникационных технологий в сфере обеспечения дорожного движения предоставляет возможность осуществлять профилактику правонарушений и преступлений в данной сфере и снижение тенденции роста дорожно-транспортных происшествий, что в свою очередь в перспективе позволяет минимизировать негативные последствия в виде человеческих потерь, имущественного ущерба и т.д.

Количество интернет-пользователей в России по состоянию на конец 2021 года составило 124 миллиона человек, в свою очередь месячная аудитория социальных сетей составляла 99 миллионов пользователей, уровень проникновения Интернета в январе 2021 года – 85%. Платформы социальных медиа являются одними из самых популярных ресурсов. Согласно данным по сайтам с наибольшим количеством трафика в России, десятку первых составляют поисковые платформы Yandex, Google, видеохостинг YouTube, социальные сети Вконтакте, Одноклассники, Instagram, Facebook (по состоянию на март 2022 года, в Российской Федерации, американская компания Meta признана экстремисткой, а деятельность её платформ Instagram, Facebook запрещена), почтовый сервис Mail.ru, интернет-энциклопедия со свободным контентом Wikipedia, интернет-сервис для размещения объявлений Avito [3].

Указанные интерактивные интернет-платформы основаны на принципах сетевой коммуникации, что подразумевает возможность создавать, хранить и распространять информацию, адресованную широкой аудитории. Информация в социальных медиа представлена в большинстве своём в визуальной или текстовой форме. Безусловно, социальные медиа коренным образом изменили коммуникативные практики в обществе, что позволило им быть инструментом формирования дозволенного поведения в общественном сознании.

Потенциал использования информационно-телекоммуникационных технологий при реализации риск-ориентированного подхода в обеспечении безопасности в сфере дорожного движения определяется, прежде всего тем, что использование данных технологий позволяет посредством системного мониторинга информационного пространства выявлять актуальные риски (в том числе появление новых видов социально-опасного поведения в сфере дорожного движения), также на массовом уровне выявлять, фиксировать и документировать различного рода нарушения в сфере дорожного движения и вырабатывать меры (правового, организационного, материально-технического и иного характера) по их минимизации.

В частности, следует учитывать возможности использования сотрудниками ГИБДД социальных сетей в целях выявления и фиксации различного рода правонарушений и преступлений в сфере безопасности дорожного движения, выявления и пресечения деятельности блогеров и иных лиц, пропагандирующих и тиражирующих на следят своих страницах нарушение правил дорожного движения и иные девиации в данной сфере.

Информационно-телекоммуникационные технологии являются сегодня мощным инструментом популяризации и хабитулизации разного рода, в том числе асоциальных и противоправных форм человеческого поведения, детерминируют риски появления и масштабирования различных по степени и характеру общественной опасности и социальной вредности правонарушений в сфере дорожного движения.

С количественной точки зрения социальные сети стали крупнейшим в истории хранилищем личной информации о человечестве [4, с. 10]. Феномен популярности блогов в социальных медиа напрямую коррелирует с типом выбранного контента. Архитектоника современного медиа пространства конструирует образ инфлюенсера – пользователя, имеющего обширную и лояльную аудиторию.

Превращение блогеров в лидеров общественного мнения связано с укреплением горизонтальных социокоммуникационных связей в поле интернета, из-за чего усиливается символическое значение репрезентируемого в глобальной сети (в частности в социальных медиа и блогинге) медиаконтента, который, исходя из заложенной в него смысловой нагрузки, вступает в конкуренцию с медиаконтентом «традиционных» СМИ [5, с. 35].

Одними из инфлюенсеров в рамках российских социальных медиа являлись и являются блогеры под псевдонимами «Эдвард Бил», «Литвин», «Дима Гордей», «Давидыч» и др. Вышеуказанные лица на просторах социальных медиа неоднократно публиковали контент, связанный с нарушением ими правил дорожного движения, а именно превышение скорости, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части, встречного разъезда или обгона. Например, по информации газеты Известия, за три месяца 2021 года у блогера под псевдонимом «Эдвард Бил» насчитывалось более 400 штрафов за превышение скорости, то есть каждый день, не менее четырех-пяти таких нарушений фиксировали только камеры, установленные в Москве.

Чаще всего публикации в социальных медиа (истории, посты и т.д.), связанные с нарушением правил дорожного движения осуществлялись для большей просматриваемости контента, а как следствия её дальнейшей монетизации. Измерить ROI (финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности) возможно методом самостоятельного аудита с помощью инструмента «Статистика», встроенного во многие социальные медиа. Это позволяет лучше узнать аудиторию и скорректировать коммуникацию. Основываясь на статистике востребованности контента, блогер, например, врезался в машину, обклеенную как специальный полицейский автомобиль, сажал за руль школьника или сбрасывал с обрыва старый автомобиль, рассматривая при этом социальные медиа как средство получения материальной выгоды.

Известно, что в июне 2019 года представители Общественной палаты Российской Федерации обратились к Министру внутренних дел Российской Федерации Владимиру Колокольцеву с просьбой проверить нескольких видеоблогеров, по их мнению, представляющих опасность для общества, в том числе блогера под псевдонимом «Эдвард Бил». Представители Общественной палаты Российской Федерации подчеркивали, что в социальных медиа происходит «разгул вседозволенности», а ввиду прямой взаимосвязи публикуемого контента, просматриваемости и как следствие монетизации, блогеры балансируют на грани нарушения Уголовного кодекса. Прямые трансляции, истории, фото в социальных медиа, видеоматериалы с платформ видеохостингов свидетельствуют о систематическом нарушении правил дорожного движения. Практика демонстрации подобного материала и осуществление противоправных и преступных деяний, безусловно, служит основанием для проведения профилактики и документации некоторых деяний правоохранительными органами.

Однако, 1 апреля 2021 г. в городе Москве, на Новинском бульваре при выезде из тоннеля в сторону Смоленской площади на внешней стороне Садового кольца произошло ДТП, в результате которого столкнулись 5 автомобилей. Причиной стал выезд автомобиля на встречную полосу, за рулем которого находился блогер под псевдонимом «Эдвард Бил». Управляемый им автомобиль был снят с учёта и ездил по подложным номерам, а на этой машине совершено более 400 нарушений скоростного режима.

Публикация в социальных сетях массового контента, сопряженного с демонстрацией нарушений безопасности в сфере дорожного движения несет в себе высокий криминогенный потенциал. Публичное озвучивание количества неоплачиваемых штрафов, демонстрация нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения, некорректное поведение в отношении сотрудников правоохранительных органов, длительное продолжение противоправной и преступной деятельность и пр., детерминирует развития у широкой общественности, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, правового нигилизма в данной сфере и является катализатором социального подражательства.

Данный фактор влияния информационного пространства и технологий на состояние безопасности в сфере дорожного движения должен быть учтен правоохранительными органами при организации и осуществлении превентивной деятельности.

Рассматривая возможности использования информационно-телекоммуникационных технологий при реализации риск-ориентированного подхода в обеспечении безопасности в сфере дорожного движения, следует также учитывать и то, что существующее сегодня интернет-пространство является средой осуществления, а использование информационно телекоммуникационные технологий — способом совершения [6, c. 82-89] различных преступлений против безопасности дорожного движения.

Интернет ресурсы предоставляют сегодня практически в беспрепятственном доступе методическую и техническую информацию о различных способах, а также орудиях и средствах (в том числе о возможности их приобретения) преступной деятельности. Являясь крупнейшим хранилищем личной информации, социальные сети активно используются преступниками для получения всеобъемлющей информации о потенциальной жертве преступного посягательства (угона, похищения транспортного средства и пр.).

Информационно-телекоммуникационные технологии также активно используются преступниками в целях осуществления коммуникации и кооперации преступной деятельности, а также в целях мониторинга криминального рынка, как на предмет востребованности (спроса и предложения) различных криминальных практик, так и на предмет поиска рынков сбыта имущества, добытого преступным путем.

Указанное, в свою очередь, определяют возможность использования правоохранительными органами информационно телекоммуникационных технологий в целях выявления лиц, преступных групп и организаций, специализирующихся на хищении транспортных средств, «авто-мошенничестве», «авто-подставах» и совершении иных преступлений в сфере дорожного движения, выявления и блокирования их коммуникационных каналов, каналов сбыта и розыска похищенного имущества.

Следует отметить, что особое значение использование потенциала рассматриваемых технологий в правоохранительной деятельности по обеспечению безопасности в сфере дорожного движения приобретает в сегодняшних условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию, актуализировавших проблему массово хищения автотранспортных средств различного класса.

Отдельное внимание при рассмотрении возможностей использования информационно-телекоммуникационных технологий при реализации риск-ориентированного подхода в обеспечении безопасности в сфере дорожного движения, следует уделить проблеме взаимосвязи данных технологий с рисками экстремисткой и террористической деятельности. Информационно-телекоммуникационные технологии могут быть использованы субъектами экстремисткой и террористической деятельности в целях критического повышения уровня социальной напряженности, устрашения населения, дестабилизации работы органов власти и воздействия на принятие решения органами власти и иными уполномоченными субъектами. Речь идет как о возможностях технического воздействия на объекты критической инфраструктуры, так и умышленных, заведомо ложных, массовых «фейковых» вбросах в информационную среду информации, дестабилизирующих работу дорожных сетей и инфраструктуру (о блокировке дорог и транспортных магистралей, в том числе в силу угроз безопасности, их разрушении, крупных авариях и т.п.), которые могут спровоцировать массовое паническое поведение людей, критически осложняя состояние безопасности в сфере дорожного движения.

Таким образом, особенности использования социальных сетей в обеспечении безопасности в сфере дорожного движения обусловлены амбивалентностью их криминогенно-превентивного потенциала, что, с одной стороны, определяет их влияние как фактора детерминации различных девиаций, в том числе, правонарушений и преступлений в данной сфере, а, с другой стороны, определяет широкий спектр возможностей использования данного информационного пространства и технологий в целях профилактики, выявления и пресечения соответствующих правонарушений и преступлений и минимизировать негативные последствия. Реализация риск-ориентированного подхода в обеспечении безопасности в сфере дорожного движения определяет необходимость системного мониторинга информационного пространства с целью выявления соответствующих рисков и их минимизации.

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. № 400 «O Strategii nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2021. № 27(chast’ II). St. 5351.

2. Federal’nyj zakon ot 10.12.1995 № 196-FZ «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // SZ RF. 1995. № 50. St. 4873.

3. Global Digital 2021[Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://wearesocial.com/digital-2021 (data obrashcheniya 26.03.2022).

4. SHalimov A.B. Bytie v social’nyh setyah // Sistema cennostej sovremennogo obshchestva. 2011. №20. S. 10-13.

5. Efanov A.A. Dekonstrukciya obraza inflyuensera v sovremennom mediaprostranstve // Monitoring. 2021. №5. S.32-45.

6. Ignatov A.N. Informacionno-kognitivnye tekhnologii v arsenale sposobov soversheniya prestuplenij // Gumanitarnye, social’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2020. № 11-2. S. 82-89.