Инфраструктура рынка труда как вид специальной инфраструктуры предпринимательства

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Босос Е. В.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – С. 366-372.

УДК 346.14.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА КАК ВИД СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА1

Басос Е. В.

Московский государственный юридический университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Автором рассматривается современная инфраструктура рынка труда в контексте ее влияния на раз-витие предпринимательской среды и интеллектуальной экономики. Отмечаются основные направле-ния модернизации сферы труда и занятости, обусловленные цифровизацией общества, изменением характера трудовых отношений и появлением новых форм бизнес-сотрудничества.

Ключевые слова: предпринимательская среда, инфраструктура предпринимательства, инфра-структура рынка труда, цифровизация рынка труда.

  • последние годы предпринимательский сектор в России подвергается серьез-ным испытаниям, которые вызваны структурными изменениями в экономике вслед-ствие пандемии COVID-19 и санкционного давления. При этом в наибольшей сте-пени негативные обстоятельства отразились на рынке труда. В соответствии со ста-тистическими данными кризисные явления в торгово-промышленной сфере в 2020 году привели к уменьшению количества занятых граждан до 70 млн. (при общей численности рабочей силы примерно 75 млн. человек) и росту численности офици-ально зарегистрированных безработных на 323,5% по сравнению с предыдущим годом, увеличив в итоге уровень безработицы до 5,8% [1, с. 14]. В настоящее время ситуация на рынке труда, несмотря на непродолжительный период снижения безра-ботицы, остается нестабильной в связи с введенными против РФ экономическими ограничениями. С другой стороны, внедрение современных технологий, цифрови-зация промышленного производства и сферы услуг приводят к дефициту квалифи-цированных кадров, обладающих соответствующими навыками.
  • сложившихся условиях для бизнеса первоочередное значение имеют эффек-тивные инфраструктурные отношения, складывающиеся как по поводу найма и пе-реобучения работников, так и в связи с привлечением незанятых граждан к пред-принимательской деятельности. Таким образом, следует согласиться с тем, что «… создание новых рабочих мест и условий для ведения малого бизнеса – это одно из направлений деятельности руководства РФ в процессе решения задачи обеспечения более благоприятной предпринимательской атмосферы …» [2, с. 68]. При этом в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости насе-ления в Российской Федерации» (далее – Закон РФ о занятости) государственная политика в области содействия занятости населения также направлена, в том числе, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Формирование и укрепление кадрового потенциала страны в целях решения при-оритетных задач научно-технологического и социально-экономического развития РФ обеспечивается в настоящее время такими базовыми документами, как указ

1 Исследование проведено в рамках выполнения НИР «Влияние системных проблем развития пред-принимательской среды в сфере интеллектуальной собственности в условиях цифровой трансформа-ции экономики и формирование путей их разрешения» (8-ГЗ-2022).

366

Босос Е. В.

Президента РФ от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», указ Президента РФ от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Феде-рации на период до 2030 года», Стратегия развития национальной системы квали-фикаций Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия разви-тия квалификаций).

Поскольку рынок труда является частью рыночной экономики, разновидностью рынка ресурсов, а «… рыночная экономика по самой природе носит предпринима-тельский характер» [3, с. 19], то инфраструктуру рынка труда справедливо рассмат-ривать в качестве одного из видов специальной инфраструктуры предприниматель-ства.

Исходя из широкого понимания инфраструктуры как интегральной экономиче-ской категории, составляющие которой создают условия для устойчивого функцио-нирования и развития экономического производства, товарного обмена и жизне-обеспечения [4, с. 9], в научной литературе представлены, в частности, следующие определения инфраструктуры предпринимательства:

  1. как комплекса общих условий, обеспечивающих развитие предприниматель-ства в основных отраслях народного хозяйства и удовлетворяющих потребности всего населения (точка зрения западных экономистов) [5, с. 2];
  2. как совокупности институтов и посреднических структур, связывающих про-изводителя продукции (услуг) и потребителя в едином рыночном пространстве [6, с.

39];

  1. как совокупности специализированных (включающих инфраструктурные от-расли) и отраслевых (включающих виды инфраструктуры) факторов, направленных на обеспечение функционирования и оказания поддержки субъектам предпринима-тельства, а также способствующих активизации ресурсов предпринимателя [7, с.

10];

  1. как системы экономико-организационных и правовых отношений по поводу оказания инфраструктурных услуг, то есть деятельности организаций инфраструк-туры по реализации функций имущественной, финансовой, консультационной, ин-формационной, правовой, инновационной, социальной, экспортной поддержки биз-неса [8, с. 12-13].

Соответственно различаются и доктринальные понятия инфраструктуры рынка труда, которая, в частности, определяется:

  1. как составная часть рынка труда, включающая организации, обеспечивающие содействие занятости, а также нормативно-правовую и финансовую среду [9, с. 56];
  2. как совокупность отношений субъектов хозяйствования, обслуживающих ра-ботодателей, наемных и других работников, реализующих свое воздействие на ры-ночную экономику через механизмы экономического, демографического, правово-го, организационного и социального регулирования в процессе формирования, рас-пределения и перераспределения рабочей силы по отраслям народного хозяйства и регионам страны [10, с. 141].

Инфраструктура рынка труда как часть инфраструктуры предпринимательства выполняет те же функции, что и инфраструктура предпринимательства в целом, — воспроизводственную и регулирующую [6, с. 40]. Воспроизводственная функция заключается в создании условий для существования и непрерывного движения

367

Босос Е. В.

производственных процессов путем вовлечения населения в предпринимательские структуры. Регулирующая функция направлена на обеспечение баланса интересов субъектов экономики, равномерного распределения человеческих ресурсов, а в це-лом на достижение национальной экономической безопасности.

    • настоящее время значительная роль в инфраструктуре рынка труда по-прежнему отводится государственной службе занятости, включающей в себя Феде-ральную службу по труду и занятости (Роструд), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содей-ствия занятости населения и государственные учреждения службы занятости насе-ления.

На данный момент государственная служба занятости находится в стадии модер-низации, введения новых принципов консультирования и оказания государственных услуг на основе современных цифровых технологий. Совершенствование деятель-ности службы занятости населения и повышение ее эффективности – главное направление государственной политики в сфере содействия занятости населения, исходя из паспорта национального проекта (программы) «Производительность тру-да и поддержка занятости», который начал реализовываться в 2019 году. Представ-ляется, что практическим следствием реформирования должно стать максимальное удовлетворение трудовой потребности населения, особенно в условиях повышения производительности труда, создание условий для реализации предпринимательской инициативы, развитие и сбережение человеческого капитала.

    • соответствии с подп. 3 ч. 2 ст. 15 Закона РФ о занятости ключевыми задачами государственной службы занятости населения как структуры, обеспечивающей вза-имодействие субъектов на рынке труда, является помощь гражданам в поиске под-ходящей работы и содействие работодателям в подборе необходимых работников, осуществляемыми в соответствии с новыми стандартами, утвержденными Минтру-дом России в 2022 году. Оказание данных государственных услуг осуществляется посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отноше-ний «Работа в России», функционирующей в соответствии с Постановлением Пра-вительства РФ от 13 мая 2022 года №867 «О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Используя данную федераль-ную государственную информационную систему, работодатель имеет возможность оперативно размещать сведения о себе и имеющихся вакансиях, в том числе для лиц
  • ограниченными возможностями, взаимодействовать с органами службы занятости населения, гражданами, ищущими работу, и работниками. Посредством единой цифровой платформы через подсистему «Электронный кадровый документооборот» обеспечивается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником, лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.

Однако деятельность государственной службы занятости населения не ограничи-вается исключительно посредническими услугами и направлена также на оценку текущего состояния занятости населения и прогнозирование ее дальнейшего разви-тия, на информирование о положении на рынке труда (подп. 1 ч. 2 ст. 15 Закона РФ о занятости). Мониторинг отношений в сфере занятости позволяет вовремя оцени-вать потребности экономики и бизнеса в трудовых ресурсах, актуализировать про-фессиональные навыки граждан, прогнозировать появление новых квалификаций и

368

Босос Е. В.

ориентировать образовательные организации на подготовку востребованных специ-алистов. В соответствии со Стратегией развития квалификаций полномочия по про-ведению мониторинга рынка труда, экспертизе образовательных стандартов и про-грамм, актуализации профессиональных стандартов возложены на советы по про-фессиональным коммуникациям, создаваемые на базе объединений работодателей по отраслевому и профессиональному признаку. Данные советы создают основу инфраструктуры национальной системы квалификаций.

  • целях реализации приоритетной задачи по созданию цифровых ресурсов для участников национальной системы квалификаций Томским госуниверситетом и Всероссийским центром изучения общественного мнения была разработана и пред-ставлена в конце сентября 2022 года единая для всех регионов пилотная платформа мониторинга рынка труда РФ, которая позволяет выявить реальные профессиональ-ные нужды работодателей и составить образовательные программы, формирующие востребованные компетенции.

Кроме того, на государственную службу занятости населения возложены обязан-ности по разработке и реализации программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения. В данном контексте важнейшей задачей является создание механизмов и возможностей для освоения гражданами современных спе-циальностей и применения их на практике. Организация профессионального обуче-ния дополнительного профессионального образования отдельных категорий граж-дан осуществляется в рамках федерального проекта «Содействие занятости» нацио-нального проекта «Демография».

Следствием технического прогресса и инновационного развития стало появление на рынке труда специальных цифровых платформ, предлагающих новый формат бизнес-сотрудничества, основанный на делегировании полномочий и горизонталь-ной интеграции.

  • соответствии с докладом МОТ по характеру осуществления трудовой функции выделяются две широкие категории цифровых платформ: онлайновые веб-платформы и платформы, ориентирующиеся на местоположение [11, с. 18].

Онлайновые веб-платформы посредством открытого обращения к географически рассредоточенной толпе предлагают работникам выполнить задачи или рабочие за-дания онлайн или удаленно (crowdwork). В данном случае трудовая функция может выполняться на других платформах и охватывать задачи разной степени сложности от микрозадач до решения сложных аналитических проблем, которые при этом мо-гут разделяться между виртуальным облаком работников.

Платформы, ориентирующиеся на местоположение, аккумулируют задачи, тре-бующие личного выполнения в определенных географических местах (такси, услуги на дому и т.п.).

  • основном цифровые платформы выполняют роль посредников на рынке труда, квалифицируя потенциальных исполнителей услуг как самостоятельных экономи-ческих субъектов: организаций, индивидуальных предпринимателей, самозанятых. Однако цифровая платформа может выступить и непосредственным работодателем, предложив трудовые отношения лицам, ответственным за функционирование плат-формы.

369

Босос Е. В.

Вовлеченность населения России в платформенную занятость в настоящее время оценивается в размере 6-8 млн. человек, а к 2030 году прогнозируется увеличение до 15 млн. человек [12, с. 23]

Несмотря на значительные организационные преимущества и снижение транзак-ционных издержек, деятельность цифровых платформ приводит к значительным негативным последствиям:

— отсутствие законодательных механизмов обеспечения трудовых прав и соци-альных гарантий лиц, занятых на платформе (права на отдых, достойных условий труда, отпуск, права на ведение коллективных переговоров), увеличивающаяся ин-тенсивность труда и уменьшающаяся заработная плата, обусловленные глобальной конкуренцией и снижением количества реальных рабочих мест, создают социально опасную ситуацию, описанную еще К. Марксом, когда «… лес протянутых и ищу-щих работы рук становится все гуще, а сами руки – все более тощими» [13, с. 211];

— сложность в защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, полу-ченные в результате платфоренной занятости;

  • возникновение структурных проблем на рынке труда, в том числе вследствие низкой эффективности занятости, когда профессиональная квалификации не соот-ветствует выполняемой работе;
  • огромные объемы данных о транзакциях между заказчиками услуг и работни-ками позволяют цифровым платформам обеспечивать условия для максимизации своих доходов либо за счет более высоких затрат для тех, кто запрашивает услуги, либо за счет более низких зарплат для работников, либо за счет того и другого вме-сте, а кроме того, создают проблему конфиденциальности персональных данных

[14, с. 8].

Подводя итог, следует отметить, что инфраструктура рынка труда в настоящее время переживает масштабное реформирование, обусловленное процессами цифро-визации общества, высокими требованиями к производительной деятельности и профессиональной квалификации работников, необходимостью эффективного управления рынком труда, что увеличивает количество функций, возлагаемых, прежде всего, на государственную службу занятости населения. Вследствие чего постоянный мониторинг ситуации в сфере занятости населения, изучение потребно-стей предпринимательской среды, содействие гражданам в получении востребован-ных навыков становятся важнейшей задачей, направленной на развитие и поддер-жание устойчивости интеллектуальной экономики. Основным же механизмом взаи-модействия субъектов на рынке труда становится электронный формат, осуществ-ляемый посредством использования специальный цифровых платформ, что позво-ляет обеспечить доступность услуг в сфере труда и занятости, оперативность в ре-шении кадровых вопросов, мобильность трудовых ресурсов и дистанционную заня-тость. Таким образом, эффективное развитие предпринимательской среды требует большей вовлеченности бизнеса во взаимодействие с учреждениями службы заня-тости населения, кадровыми центрами и операторами цифровых трудовых плат-форм.

Список литературы:

  1. Труд и занятость в России: стат. сборник / Росстат. – М., 2021.
  2. Кошелева Т.Н. Направления развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на рынке организации труда // Инновационные научные исследования. 2021. №2-1 (4). С. 66-71.

370

Босос Е. В.

  1. Предпринимательство как стратегический ресурс развития хозяйственной системы / под ред. д.э.н., проф., засл. деят. науки РФ В.А. Гневко. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2009. 262 с.
  2. Бахтин М.Н., Дядюн И.А., Кособуцкая А.Ю. Генезис и развитие понятия «инфраструктура» в рабо-тах зарубежных и отечественных исследователей // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2020. №1. С. 5-10.
  3. Седых Ю.А., Макаренко Т.А. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства // Интернет-журнал «Мир науки». 2015. №2. С. 1-6.
  4. Галочкина О.А., Разумова И.В. Инфраструктура предпринимательства : сущность и виды // Вестник экономики, права и социологии. 2012. №1. С. 38-40.
  5. Палякин Р.Б. Формирование бинарной модели развития инфраструктуры предпринимательства с учетом асимметрии институциональной среды. – Казань: Изд-во ООО «Абзац», 2018. 160 с.
  6. Руденко Л.Г. Государственное управление инфраструктурной поддержкой малого предпринима-тельства: автореферат дис. …. д.э.н. – Москва, 2021. 41 с.
  7. Лапшин В.Ю., Лапшина И.М. Генезис инфраструктурного комплекса рынка труда в России: от ра-ботных домов к системе маркетинга рабочей силы // Вестник ТГУ. 2012. Выпуск 6 (110). С. 56-61.
  8. Убушаева Б.Г. Развитие теоретических аспектов региональной инфраструктуры рынка труда // Вестник университета. №4. С.139-145.
  9. World Employment and Social Outlook 2021: The role of digital labour platforms in transforming the world of work. – Geneva: ILO, 2021. 283 p.
  10. Герауф Ю.В., Глотова Н.И. Платформенная занятость – главный тренд развития рынка труда в со-временных условиях // Экономика. Профессия. Бизнес. 2021. №4. С. 22-27. 13. Маркс К. Избранные произведения / под ред. В.В. Адоратского. – М.: ПАРТИЗДАТ ЦК ВКП(б). В 2 т.: Т.1. 377 с.
  11. Бобков В.Н., Черных Е.А. Платформенная занятость: масштабы и признаки неустойчивости // Мир новой экономики. 2020. №14 (2). С. 6-15.

Basos E. V. Labor market infrastructure as a type of special entrepreneurship infrastructure // Sci-entific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – Р. 366-372.

The author examines the modern infrastructure of the labor market in the context of its impact on the de-velopment of the entrepreneurial environment and intellectual economy. The main directions of modernization of the sphere of labor and employment due to the digitalization of society, the changing nature of labor rela-tions and the emergence of new forms of business cooperation are noted.

Key words: business environment, entrepreneurship infrastructure, labor market infrastructure, labor mar-ket digitalization

Spisok literatury:

  1. Trud i zanyatost’ v Rossii: stat. sbornik / Rosstat. – M., 2021.
  2. Kosheleva T.N. Napravleniya razvitiya infrastruktury podderzhki malogo predprinimatel’stva na rynke or-ganizacii truda // Innovacionnye nauchnye issledovaniya. 2021. №2-1 (4). S. 66-71.
  3. Predprinimatel’stvo kak strategicheskij resurs razvitiya hozyajstvennoj sistemy / pod red. d.e.n., prof., zasl. deyat. nauki RF V.A. Gnevko. – SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskoj akademii upravleniya i ekonomiki, 2009.
  4. s.
  5. Bahtin M.N., Dyadyun I.A., Kosobuckaya A.YU. Genezis i razvitie ponyatiya «infrastruktura» v rabotah zarubezhnyh i otechestvennyh issledovatelej // Vestnik VGU. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2020. №1. S.

5-10.

  1. Sedyh YU.A., Makarenko T.A. Infrastruktura podderzhki malogo predprinimatel’stva // Internet-zhurnal

«Mir nauki». 2015. №2. S. 1-6.

  1. Galochkina O.A., Razumova I.V. Infrastruktura predprinimatel’stva : sushchnost’ i vidy // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. 2012. №1. S. 38-40.
  2. Palyakin R.B. Formirovanie binarnoj modeli razvitiya infrastruktury predprinimatel’stva s uchetom asim-metrii institucional’noj sredy. – Kazan’: Izd-vo OOO «Abzac», 2018. 160 s.
  3. Rudenko L.G. Gosudarstvennoe upravlenie infrastrukturnoj podderzhkoj malogo predprinimatel’stva: avtoreferat dis. …. d.e.n. – Moskva, 2021. 41 s.
  4. Lapshin V.YU., Lapshina I.M. Genezis infrastrukturnogo kompleksa rynka truda v Rossii: ot rabotnyh do-mov k sisteme marketinga rabochej sily // Vestnik TGU. 2012. Vypusk 6 (110). S. 56-61.

371

Босос Е. В.

  1. Ubushaeva B.G. Razvitie teoreticheskih aspektov regional’noj infrastruktury rynka truda // Vestnik univer-siteta. №4. S.139-145.
  2. World Employment and Social Outlook 2021: The role of digital labour platforms in transforming the world of work. – Geneva: ILO, 2021. 283 p.
  3. Gerauf YU.V., Glotova N.I. Platformennaya zanyatost’ – glavnyj trend razvitiya rynka truda v sovremen-nyh usloviyah // Ekonomika. Professiya. Biznes. 2021. №4. S. 22-27. 13. Marks K. Izbrannye proizvedeniya / pod red. V.V. Adoratskogo. – M.: PARTIZDAT CK VKP(b). V 2 t.: T.1. 377 s.
  4. Bobkov V.N., CHernyh E.A. Platformennaya zanyatost’: masshtaby i priznaki neustojchivosti // Mir novoj ekonomiki. 2020. №14 (2). S. 6-15.

.

372