Гражданство Российской Федерации: трансформации правовых механизмов

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Росенко М. И.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – С. 38–46.

УДК 342.7

ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ

Росенко М. И.

Юридический институт Севастопольского государственного университета

    • статье обращается внимание на изучение социальной обусловленности и эффективности соответствующих норм, их генезиса в российской правовой системе. В данной статье рассматривается
  • анализируется институт гражданства в России. Рассмотрены основные положения института гражданства, закрепленные в Конституции России, федеральных законах о гражданстве, на национальном и международном уровнях. Проведен сравнительный анализ некоторых правовых норм действующего законодательства и вступающего в силу ФЗ от 28.04.2023 N 138-ФЗ «О гражданстве

Российской Федерации»». Особое внимание уделено проблемам и способам приобретениям гражданства России, а именно иностранным лицам и гражданам Украины, проживавшим на территориях, которые по результатам референдума вошли в состав Российской Федерации. Отмечено, что институциональные особенности российского политического процесса, вызванные серьѐзными геополитическими потрясениями последних лет, обусловливают особенности социокультурного развития российского общества, которые оказывают как прямое, так и опосредованное воздействие на роль института гражданства в конституционно-правовых отношениях. Сделан вывод, что трансформация правовых норм, регламентирующих реализацию права на гражданство, является разумным ответом на все внутренние и внешние современные вызовы и угрозы современности, т.к. вопросы гражданства тесно связаны с территориальной организацией государства, с разрешением национального вопроса в определенных государственно-правовых формах, с осуществлением государственного суверенитета.

Ключевые слова: гражданство, гражданин, институт гражданства, приобретение гражданства, устойчивая правовая связь, прекращение гражданства, основания отклонения гражданства, упрощен-ный порядок приобретения гражданства, выход из гражданства.

Общественные отношения в сфере создания и применения правовых норм, закрепляющих за гражданами Российской Федерации ряд конституционных обязанностей в последнее время приобрели особую актуальность. Институт гражданства видоизменяется в последние годы, требуя решения актуальных вопросов.

Огромная роль в анализе и исследовании гражданства принадлежит многим ученым. В большей степени в период советского времени юристы рассматривали гражданство через призму того, что человек принадлежит к определенному государству, то есть входит в состав государства. Этого мнения придерживались Л.Д. Воеводин и А.А. Головко [15, с. 4-5]. Однако такой подход не отражает полную характеристику рассматриваемого института, так как данное определение гражданства не определяет взаимоотношения, возникающие между гражданином и государством и предусматривающие их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу. В проекте закона о гражданстве в 1938 г. отмечалось, что «гражданин Союза Советских Социалистических Республик должен быть достоин тех прав и обязанностей, которые предоставлены ему Сталинской Конституцией» [9, с. 1]. По этому проекту предусматривалось лишение гражданства по рождению, что на данный момент исключается и противоречит Конституции РФ.

Особая роль в исследовании института гражданства принадлежит Олегу Емельяновичу Кутафину. Выдающийся учѐный считал, что гражданство является самостоятельным институтом в системе конституционного права и должно определяться через категорию «принадлежность к народу государства» [17, с. 113]. По его мнению, это закрепляет правовой статус личности как гражданина данного государства, так как народ представляет собой политико-юридическое единство, на котором основывается государство.

38

Росенко М. И.

Возникающие взаимоотношения гражданина с государством, определяются в качестве их взаимных прав и обязанностей. Уникальность гражданства заключается в том, что между определенной страной и личностью формируется устойчиво-правовая взаимосвязь. Поэтому обладая гражданством, гражданин имеет массу прав и свобод, которые установлены государством, однако при этом человек одновременно обязан нести закрепленные в законе права

  • обязанности. Хотелось бы отметить, что довольно часто понятие «гражданство» отождествляют с понятием «патриотизм», однако же, первая дефиниция является наиболее сложнее. Связь этих слов определена тем, что юридический статус «гражданина» всегда отождествлялся с национальным государством.

Если мы углубимся в этимологию понятия «гражданства», то обнаружим, что оно произошло из дефиниции «гражданин», которое связано с понятием «город» — огражденная, искусственно укрепленная местность. Употребление исследуемого понятия можно найти еще в Древней Греции, где «гражданами» были люди, которые обладали законными правами участвовать в государственных делах. Но существовал определенный ценз, так, например, гражданами не могли быть рабы. Аристотель, определяя «правильное государственное устройство», проводил анализ понятий «гражданин» и «гражданство». Он признавал свойства гражданина, который участвовал в суде и народном собрании [12, с. 31]. В Древнем Риме тоже можно найти отсылки к исследуемому понятию. Там гражданство считалось знаком особого достоинства, дававшее право активно участвовать в делах государства.

    • буржуазный период – это конец XVIII — конец XIX вв. понятие «гражданства» все более расширяется и конкретизируется. В теоретических осмыслениях анализируется и появляется четкое понятие «гражданин» и для обозначения лиц, уполномоченных осуществлять народный суверенитет. Заслуга тех времен выражается в том, что понятие «гражданин» раскрывается посредством понятия правового статуса личности, что отожествляется уже с понятием «гражданства».

Институт «гражданства», так как и его понятие постепенно трансформируется и преобразовывается. Наиболее обширные исследования и анализы проводятся в XX в., потому что в это время происходит демократизация общественных отношений: в большинстве Конституциях государств закрепляются основные права и свободы человека и гражданина. Все это приводит к трансформации понятийного аппарата гражданства. Данный институт стал рассматриваться в позиции устойчивой правовой связи лица с государством, где устанавливаются равноправные отношения. Обновленному подходу понимания гражданства способствовало признание и закрепление категории «права человека» на международном и национальных уровнях [14, с. 117].

Таким образом, совершенствование института гражданства происходит в истории постепенно, отражая постоянную смену политического строя и взглядов на то, в каких взаимоотношения обуславливаются права и обязанности государства и человека. Отметим, что понятие подданный, говорит о безволии и подчиненности народа власти государства, а гражданин — это свободный человек, имеющий свои права и обязанности, участвующий в жизни страны [10, с. 20]. Если охарактеризовать гражданство как конституционно-правовой институт, то он включает в себя нормы, регулирующие основания приобретения и утраты гражданства. Этот институт состоит из норм Конституции РФ, ФЗ «О гражданстве» и других правовых актов, которые рассмотрим далее. Для начала стоит охарактеризовать международно-правовые документы, так как в ст.15 Конституции РФ закреплено, они входят в правовую основу России. Значимым источником является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [1], где закрепляются и признаются основные права и свобода человека и гражданина. Важно обратить внимание на ст. 15, где предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно его лишен. Это подчѐркивает и укрепляет политико-правовую связь между личностью и государством.

39

Росенко М. И.

Следующий документ – это Международный пакт о гражданских и политических правах [4], где в ст. 24 закреплено, что каждый ребенок имеет право на гражданство. Параллельно с этим правом закрепляются и другие в Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 [3], где в ст. 7 указано про приобретение гражданства ребенка.

  • отечественных нормах Российской Федерации положения о гражданстве имеют большую правовую основу, которые закреплены в Конституции РФ [5], в федеральных законах, главный из которых – ФЗ от 31.05. 2002 №62 «О гражданстве Российской Федерации» [7]. Важную роль в аспектах регламентации анализируемого института принадлежит подзаконным актам, например, указы Президента Российской Федерации.

На сегодняшний день все еще действует Федеральный закон от 31.05. 2002 №62: «О гражданстве Российской Федерации», поэтому в ст. 3 содержится актуальное и легальное определение гражданства «Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» [7].

Дефиниция гражданства выражает в четкой формулировке, охарактеризовавшая субъективное право человека. Гражданство является одной из составляющих конструкции правового статуса индивида и конституционно-правовым институтом взаимоотношений между человеком и государством. Поэтому личность имеет не только права, но и обязанности перед законами государства.

Можно сделать вывод, что гражданство представляет собой неофициальное соглашение между человеком и государством, которое определяет права и обязанности каждого из них. Важно, что политическая позиция не может прервать его правовую связь с государством в соответствии со ст. 6 Конституции РФ.

Гражданство имеет свои основные принципы. Главным принципом является устойчивость, проявляющийся, во-первых, в устойчивости в пространстве, который означает, что правовая связь гражданина действует как на территории России, так и за ее пределами. Во-вторых, проявляется в устойчивости во времени, означающий его непрерывность. Важный принцип – это принцип равного и единого гражданства, то есть российское гражданство является равным для всех вне зависимости от условия и времени его приобретения. Принцип запрета на лишение гражданина – этот принцип предполагает, что гражданин может выйти из гражданства РФ по собственному волеизъявлению и на добровольной основе. Обратим внимание, что Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» упоминает статус двойного гражданства и безгражданства.

Двойное гражданство — это такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства. Это довольно частое явление в международной практике в силу миграционных процессов. Расхождение законодательства разных стран относительно порядка приобретения и утраты гражданства является наиболее частой причиной возникновения двойного гражданства.

Безгражданство предполагает отсутствие у человека гражданства какого-либо государства. Состояние безгражданства может возникнуть с момента рождения ребенка. Например, если родители определенного лица не имеют гражданства, а оно родилось на территории государства, где действует принцип «права крови», то ребенок не может приобрести гражданство [18, с. 208]. Безгражданство может приводить к негативным факторам и неудобствам для государства, связанные, например, с регулированием выезда или въезда лиц без гражданства.

  • России для уменьшения таких случаев безгражданства предусматривает предоставление российского гражданства ребенку, родители которого являются лицами без гражданства или родители которого неизвестны в течение 6 месяцев. Не так давно было нововведение в этом аспекте, которое предполагает, что ребенок, который рожден суррогатной материю на территории России приобретает гражданство РФ.

40

Росенко М. И.

Исследуем пути возникновения гражданства в соответствие с правовыми нормами российского законодательства. ФЗ «О гражданстве» в ст.11 закрепляет четыре способов приобретения российского гражданства, которые рассмотрим далее. Первое основание – получение гражданства по рождению предполагает «принцип почвы» (по месту рождения) и «принцип крови» (передается от родителей) Законодательство РФ объединяет оба принципа, но «принцип крови» носит приоритетный статус [18, с. 96]. Если сравнить с мировой практикой отражение этих принципов, то, например, в Мексики устанавливается оба принципа в качестве равнозначных. Некоторые конституции могут отдавать предпочтение одному и этих принципу, например, Конституция Боливии устанавливает приоритет принципа почвы. Второе основание приобретения гражданства – это в результате приема в гражданство Российской Федерации. Оно допускается по двум основаниям: в общем порядке (ст.13) и в упрощѐнном (ст.14).

Давайте рассмотрим для начала общий порядок принятия в гражданство, то есть стадии, которые должны пройти любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, чтобы получить гражданство Российской Федерации. По мнению многих, это наиболее трудный порядок натурализации, так как проявляются трудности, обладающие процедурным и временным характером.

Чтобы подавать заявление в обычном порядке иностранцу необходимо сначала получить разрешение на временное проживание. Через 1 год он может получить вид на жительство, а уже через 5 лет приобрести гражданство Российской Федерации. Помимо этих правил существуют дополнительные, которые иностранный гражданин обязан соблюдать на территории России. Это иметь законный источник средств к существованию и свободно владеть русским языком.

Необходимо обсудить проблему определения законного источника дохода. Несмотря на то, что законодательные органы закрепили это правило, они не объясняют, каким образом предоставлять информацию о величине или размере законного источника дохода. Было бы актуально предусмотреть не законный источник средств к существованию, а о наличии законной работы граждан, претендующие на получение российского гражданства.

  • ст. 13 комментируемого закона есть некоторые исключения для отдельных лиц, которые могут получить гражданство РФ, не дожидаясь пятилетнего срока. Например, если лицо имеет высокие достижения или заслуги перед РФ либо владеет профессией, которая вызывает интерес для Российской Федерации. В этот перечень также включены граждане, которым предоставлено политическое убежище или признаны беженцами. Срок проживания на территории РФ после получения вида на жительство будет сокращено до одного года.

Не так давно добавили еще категорию граждан в этом основании, связанную с заключением контракта о прохождении службы в РФ. Они также вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без представления вида на жительство.

Один из проблематичных вопросов — это определение критериев «интересности» и «полезности» зарубежных ученых. Возможны ситуации, когда, например, ученый из Казахстана, несмотря на свое уважение и признание в своем государстве, может не принести никакой пользы для России, из-за различных факторов, таких как климатические, культурные и т.д. Следовательно, необходимо упростить процесс предоставления гражданства России для ученых, чьи научные достижения могут быть полезны конкретно для российского общества и государства. Следует затронуть вопрос, связанный с приобретением гражданства по упрощенному основанию. В соответствии с пунктом 2, статьи 14 ФЗ «О гражданстве» вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации по упрощенному основанию, если:

— родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

— состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет, и он должен проживать на территории РФ;

— являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом;

41

Росенко М. И.

  • определенные категории детей и недееспособных лиц и др. В 2020 году были дополнены основания такие как:
  • граждане имеют хотя бы одного родителя, проживающего на территории РФ с российским гражданством;
  • граждане, которые хотят приобрести гражданство РФ являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.

Существуют и иные обстоятельства, крайне сильно упрощающие условия приобретения гражданства, например, связанные с предпринимательской деятельностью, где существуют определенные нюансы. Во всех этих случаях лицу не требуется удовлетворять требование о проживании на территории государства в течение 5 лет, однако им необходимо оформить вид на жительство. Также этим лицам необязательно иметь законный источник средств к существованию.

Согласно ст.14 ч. 5 без представления вида на жительство гражданство РФ упрощенно могут получить ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

По Указу Президента РФ №440 от 11.07.2022 [8] граждане Украины, ДНР, ЛНР могут получить гражданство РФ по упрощенной процедуре на основании миграционной карты тем самым минуя промежуточные этапы, которые обусловлены в общем порядке.

В настоящее время при обращении за приемом в гражданство РФ не требуется отказ от имеющегося иностранного гражданства. Данное правило действует в отношении всех иностранных граждан, в том числе граждан Украины (п. «в» ч. 2.1 ст. 14 ФЗ № 62; пп. «в» п. 2 ст. 1, ст. 2 ФЗ №134 от 24.04.2020 [6]).

Третье основание приобретения гражданства предусматривает восстановление в отечественном гражданстве, то есть в случае, когда лицо уже имело гражданство Российской Федерации, но по каким-то причинам вышло из него. Для этих субъектов применяется общий порядок приобретения гражданства, однако по закону сокращен срок проживания на территории Российской Федерации до 3-х лет.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации, обозначенного категорией «иные», определяется выбор гражданства в случае, когда государственная граница государства подвергается изменению по договору. Такой механизм называется оптацией, базирующейся на принципе изменения народонаселением изначального гражданства после соответствующего изменения территории [18, с. 92]. Людям предоставляется возможность выбирать гражданство посредством оптации. То есть они могут изменить свое исходное гражданство на гражданство другой страны.

В рамках оптации применяется упрощенный вариант приобретения гражданства. При несогласии с оптацией, лицо вправе выехать с территории, однако практически большая часть населения отдает предпочтение сохранению прежнего места жительства.

В качестве примера может выступить ситуация, когда Крым и Севастополь в 2014 г. вошли в состав России по договору [2]. В рамках отмеченного соглашения предусматривалось право оптации.

Обратим внимание, что в ФЗ «О гражданстве» в статье 16 закреплены основания, по которым могут отклонить заявления о получении гражданства. Например, если лицо участвовало в международных вооружѐнных конфликтах, направленных против РФ. При этом человек, который приобрел гражданство России, может его также лишиться по такому основанию как: если будут подложные документы и сведения и т.д. Здесь можем видеть, что предел ограничений на одобрение получения гражданства довольно широк, что в какой-то мере способствует безопасности в нашей стране.

Однако очевиден и тот факт, что приобретению гражданства корреспондирует и пассивная возможность его лишения.

42

Росенко М. И.

Отметим, что в ноябре 2022 г. президент России предложил лишать приобретенного гражданства за «действия, создающие угрозу безопасности Российской Федерации». Это может быть дискредитация российской армии, публичное распространение ложных сведений об использовании ВС РФ. Подобное отношение к институту гражданства демонстрирует действительно серьѐзное намерение государства к данному аспекту. А в апреле этого года Государственная Дума приняла поправку к закону «О гражданстве Российской Федерации» о прекращении приобретенного гражданства за дискредитацию армии, а также за призывы к экстремизму и дезертирство в новом федеральном законе, закону «О гражданстве Российской Федерации который вступил в силу 26 октября 2023 г.

Перечень оснований, обуславливающих возможность прекращения гражданства, зафиксирован положениями ст. 18 ФЗ №62. Эти пункты позволяют прекратить правовую связь между лицом и государством.

Согласно ст. 19 ФЗ лицо может выйти их гражданства Российской Федерации по собственному волеизъявлению, то есть добровольно.

Выход из гражданства может не допускаться согласно ФЗ «О гражданстве» ст. 20. если:

  • существуют невыполненные обязательства перед РФ;
  • связан с уголовным делом;
  • не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения.

Резюмируя всѐ вышесказанное, и подводя на этом основании итог, можно сказать о том, что гражданство на современном этапе развития общественных отношений играет огромную и определяющую роль в отношении определения правового статуса личности [16, с. 78].

Гражданство предполагает решение вопросов, связанные с миграцией и демографией. Демографическая миграционная политика представляет собой систему мер, которые государство принимает с целью достижения определенных демографических целей, таких как увеличение или снижение естественного прироста населения. Эти меры оказывают прямое воздействие на обеспечение национальной безопасности России [14].

Правовое положение личности в каждом государстве различно. В Российской Федерации ситуация, связанная с миграцией в последние несколько лет изменяется с учѐтом политической и социально-экономической обстановки. В законе о гражданстве государство закрепляет определенные механизмы в отношении мигрантов. В ряде стран (США, Франция) устанавливаются довольно высокие требования, которые могут ограничивать число новых граждан. Другие же страны могут, наоборот, упростить процедуру приобретения гражданства, стремясь увеличить численность за счет мигрантов.

Как было отмечено раннее, с началом мобилизации был издан Указ Президента РФ от 30 сентября 2022 г. № 690, направленный на увеличение количества лиц, принимающих участие в военных действиях, за счет привлечения иностранных граждан.

Проведение спецоперации и необходимости решения вопроса о приобретении российского гражданства в упрощенном порядке для всех граждан Украины, жителей Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики 11 июля 2022 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации № 440. Однако усиление обеспечения национальной безопасности Российской Федерации обусловливают необходимость корреляции законодательства о гражданстве Российской Федерации в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Актуальной проблемой в контексте приобретения гражданства РФ является то, что человека никак невозможно проверить на добросовестное получение гражданства во многих случаях. Безусловно приобретѐнного гражданства в связи с некоторыми аспектами могут лишить, однако выяснить намерение получения гражданства и что замыслил человек до того как его получит довольно трудно, так как никакие собеседования и проверки в отношении лица не проводятся, кроме указанных в законодательстве о гражданстве. Люди могут следовать прагматичным целям, что может быть не безопасно для нашей страны.

43

Росенко М. И.

    • Государственной Думе предлагалось основание лишать гражданство по рождению тех, кто действует против своей Родины, однако это условие не может быть осуществлено, так как напрямую будет противоречит положениям Конституции.

Необходимо выделить недавно принятый Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 62-ФЗ «Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины», который вступил в силу 17 июня 2023 г.

По закону те, кто имеет гражданство Украины, может подать заявление о его прекращении через орган МВД или Единый портал государственных и муниципальных услуг. После того как такая подача будет осуществлена граждане будут считать не имеющими гражданства Украины и

  • дальнейшем им запрещено использовать украинский паспорт. Если такое будет обнаружено, то повторное заявление на подачу гражданства России необходимо ожидать не менее 10 лет. Огромное внимание стоит обратить, на новый Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О гражданстве Российской Федерации», который вступит в силу через 180 дней

(26.10.2023).

Закон снижает количество требований для получения гражданства РФ, например, для категорий лиц, у которых есть родственники по прямой линии, проживавшие на территории, относящейся к Российской империи или СССР.

Закон расширил перечень оснований для прекращения Российского приобретенного гражданства. Гражданство может быть отменено в случае совершения действий, угрожающих национальной безопасности РФ. Отметим, что гражданство по рождению не может быть прекращено в соответствии с Конституцией.

    • нем исключены инвесторы, которые имели право на приобретение гражданство по упрощенной схеме, так как данная норма не была востребована в действительности на практике. Будет закрепляться упрощенное получение гражданства у супругов только при наличии общего ребенка. Это будет способствовать пресечению фиктивных браков между иностранцами и гражданами РФ. Участники государственной программы по переселению соотечественников будут обязаны подтверждать владение русского языка и иметь знание истории России. Таким образом, новый закон предоставляет как существенные послабления в приобретении гражданства, так и ужесточение норм оснований.

Выводы. Подведя итог, хотелось бы отметить, что роль института гражданства в конституционно-правовых отношениях государства многогранна, динамично развивающаяся и требующая гибкого реагирования на вызовы и угрозы современности.

Гражданство играет важную функциональную роль в обеспечении правового статуса человека. Это, своего рода, пускающий механизм» использования системного комплекса конституционно-правовых прав и обязанностей человека и гражданина. В этой связи, Конституция РФ не ограничивает деятельность граждан, а представляет собой законодательный документ, заложивший ценности государства.

Институциональные особенности российского политического процесса, вызванные серьѐзными геополитическими потрясениями последних лет, обусловливают особенности социокультурного развития российского общества, которые оказывают как прямое, так и опосредованное воздействие на институционализацию гражданского общества в России. Трансформация правовых норм, регламентирующих реализацию права на гражданство, является разумным ответом на все внутренние и внешние современные вызовы, т.к. вопросы гражданства тесно связаны с территориальной организацией государства, с разрешением национального вопроса в определенных государственно-правовых формах, с осуществлением государственного суверенитета.

Список литературы:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Ре-золюцией 2017 А (III) от 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.

44

Росенко М. И.

  1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федера-цию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI. // СПС КонсультантПлюс.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) (Нью-Йорк, 16.12.1966) // СПС КонсультантПлюс.

5. Конституция Российской Федерации: с изменениями, вынесенными на Общероссий-

ское голосование 1 июля 2020 года. // СПС КонсультантПлюс.

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» от 24.04.2020 N 134-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. 24.09.2022) «О гражданстве Российской Федера-ции». // СПС КонсультантПлюс.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2022 № 440 «О внесении изменений в Указ Пре-зидента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федера-ции в упрощенном порядке». // СПС КонсультантПлюс.
  4. Вторая сессия Верховного Совета СССР. Под знаменем Ленина. –10-11 августа 1938 г. – № 192. – С. 1-4. URL: http://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/13691/1/0019102.pdf (дата обращения: 05.08.2023).
  5. Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / С.А. Авакьян // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Рефера-

тивный журнал– 2003. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2004-03-011-avakyan-s-a-rossiya-grazhdanstvo-inostrantsy-vneshnyaya-migratsiya-spb-yurid-tsentr-press-2003-643-s 20 (дата обращения: 01.08.2023).

  1. Брусницын Д.Д. Современные толкования гражданств России / Д.Д. Брусницын // Вестник науки.

– 2022. – Т.2, № 12 (57). – С. 194–200. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tolkovaniya-

grazhdanstva-rossii (дата обращения: 05.07.2023).

  1. Бучакова М. А. Философско-правовые подходы к определению гражданства // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2(20). С. 30-32.
  2. Бучакова, М.А. Институт гражданства: вопросы теории и правоприменительной практики / М.А. Бучакова, Т.А.Грязнова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2023. – Т. 28, № 1 (92). –

С. 115–119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-grazhdanstva-voprosy-teorii-i-pravoprimenitelnoy-

praktiki (дата обращения: 05.08.2023).

  1. Верещагина А.В., Самыгин С.И. Гафиатулина Н.Х. и др. Социология безопасности. М.: ИНФРА-М, 2017 — 264 с.
  2. Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. M., 1972. — 300 с.
  3. Гандалоев, Р.Б. Современные нормы права о понятии, особенностях, способах возникновения и прекращения гражданства / Р.Б. Гандалоев // Вестник Московского университета МВД России.– 2022.

– № 6. – С. 76–81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-normy-prava-o-ponyatii-

osobennostyah-sposobah-vozniknoveniya-i-prekrascheniya-grazhdanstva (дата обращения: 05.08.2023).

17. Иксанов, И. С. О значении академика О. Е. Кутафина в разработке института гражданства / И.С. Иксанов // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2022. – № 6. – С. 111–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachenii-akademika-o-e-kutafina-v-razrabotke-instituta-grazhdanstva.

18. Стрекозов, В. Г. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования /

В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. —Юрайт, 2023. — 279 с. — Текст : электронный // Образо-

вательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511551/p.96

Rosenko M. I. Citizenship of the Russian Federation: transformation of legal mechanisms // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – Р. 38–46.

The article draws attention to the study of the social conditionality and effectiveness of the relevant norms, their genesis in the Russian legal system. This article examines and analyzes the institution of citizenship in Russia. The main provisions of the institution of citizenship, enshrined in the Constitution of Russia, federal laws on citizenship, at the national and international levels, are considered. A comparative analysis of some legal norms of the current legislation and the Federal Law of 28.04.2023 N 138-FZ «On Citizenship of the Russian Federation» coming into force has been carried out.» Special attention is paid to the problems and ways of acquiring Russian citizenship, namely, foreign citizens and citizens of Ukraine who lived in the terri-tories that became part of the Russian Federation according to the results of the referendum. It is noted that the institutional features of the Russian political process caused by the serious geopolitical upheavals of recent years determine the features of the socio-cultural development of Russian society, which have both direct and

45

Росенко М. И.

indirect impact on the role of the institution of citizenship in constitutional and legal relations. It is concluded that the transformation of the legal norms regulating the realization of the right to citizenship is a reasonable response to all internal and external modern challenges and threats, since citizenship issues are closely related to the territorial organization of the state, with the resolution of the national question in certain state-legal forms, with the exercise of state sovereignty.

Keywords: citizenship, citizen, institution of citizenship, acquisition of citizenship, stable legal connec-tion, termination of citizenship, grounds for rejection of citizenship, simplified procedure for acquiring citi-zenship, renunciation of citizenship.

Spisok literatury:

  1. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata na tret’ej sessii General’noj Assamblei OON Rezoly-uciej 2017 A (III) ot 10.12.1948) // SPS Konsul’tantPlyus.
  2. Dogovor mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Krym o prinyatii v Rossijskuyu Fe-deraciyu Respu-bliki Krym i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novyh sub»ektov (Moskva, 18 marta 2014 g.) // SPS Konsul’tantPlyus.
  3. Konvenciya o pravah rebenka. Prinyata General’noj Assambleej OON ot 20.11.1989 g. // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. 1993. Vypusk XLVI. // SPS Konsul’tantPlyus.
  4. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah (Prinyat 16.12.1966 Rezolyu-ciej 2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii General’noj Assamblei OON) (N’yu-Jork, 16.12.1966) // SPS Konsul’tant-Plyus.
  5. Konstituciya Rossijskoj Federacii: s izmeneniyami, vynesennymi na Obshcherossij-skoe golosovanie 1 iyulya 2020 goda. // SPS Konsul’tantPlyus.
  6. Federal’nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Federal’nyj zakon «O grazhdanstve Rossij-skoj Federacii» v chasti uproshcheniya procedury priema v grazhdanstvo Rossijskoj Federa-cii inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva» ot 24.04.2020 N 134-FZ. // SPS Konsul’-tantPlyus.
  7. Federal’nyj zakon ot 31.05.2002 № 62-FZ (red. 24.09.2022) «O grazhdanstve Rossijskoj Federacii». //

SPS Konsul’tantPlyus.

  1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 11.07.2022 № 440 «O vnesenii izmenenij v Ukaz Prezidenta

Rossijskoj Federacii ot 24 aprelya 2019 g. № 183 «Ob opredelenii v guma-nitarnyh celyah kategorij lic, imeyushchih pravo obratit’sya s zayavleniyami o prieme v grazh-danstvo Rossijskoj Federacii v uproshchen-nom poryadke». // SPS Konsul’tantPlyus.

  1. Vtoraya sessiya Verhovnogo Soveta SSSR. Pod znamenem Lenina. –10-11 avgusta 1938 g. – № 192. – S. 1-4. URL: http://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/13691/1/0019102.pdf (data obrashche-niya: 05.08.2023).
  2. Avak’yan S. A. Rossiya: grazhdanstvo, inostrancy, vneshnyaya migraciya / S.A. Avak’yan // Social’nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 4, Gosudar-stvo i pravo: Referativnyj zhurnal– 2003. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2004-03-011-avakyan-s-a-rossiya-grazhdanstvo-inostrantsy-vneshnyaya-migratsiya-spb-yurid-tsentr-press-2003-643-s 20 (data obrashcheniya: 01.08.2023).
  3. Brusnicyn D.D. Sovremennye tolkovaniya grazhdanstv Rossii / D.D. Brusnicyn // Vestnik nauki. – 2022.

– T.2, № 12 (57). – S. 194–200. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tolkovaniya-

grazhdanstva-rossii (data obrashcheniya: 05.07.2023).

  1. Buchakova M. A. Filosofsko-pravovye podhody k opredeleniyu grazhdanstva // Psiho-pedagogika v pravoohranitel’nyh organah. 2003. № 2(20). S. 30-32.
  2. Buchakova, M.A.. Institut grazhdanstva: voprosy teorii i pravoprimenitel’noj prak-tiki / M.A. Buchakova, T.A.Gryaznova // Psihopedagogika v pravoohranitel’nyh organah. – 2023. – T. 28, № 1 (92). – S. 115–119.

URL:https://cyberleninka.ru/article/n/institut-grazhdanstva-voprosy-teorii-i-pravoprimenitelnoy-praktiki

(data obrashcheniya: 05.08.2023).

  1. Vereshchagina A.V., Samygin S.I. Gafiatulina N.H. i dr. Sociologiya bezopasnosti. M.: INFRA-M, 2017 — 264 s.
  2. Voevodin L. D. Konstitucionnye prava i obyazannosti sovetskih grazhdan. M., 1972. — 300 s.
  3. Gandaloev, R.B. Sovremennye normy prava o ponyatii, osobennostyah, sposobah voznik-noveniya i prekrashcheniya grazhdanstva / R.B. Gandaloev // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii.– 2022. – № 6. – S. 76–81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-normy-prava-o-ponyatii-osobennostyah-sposobah-vozniknoveniya-i-prekrascheniya-grazhdanstva (data obrashcheniya: 05.08.2023).
  4. Iksanov, I. S. O znachenii akademika O. E. Kutafina v razrabotke instituta grazhdan-stva / I.S. Iksanov // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina. – 2022. – № 6. – S. 111–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachenii-akademika-o-e-kutafina-v-razrabotke-instituta-grazhdanstva (data obrashcheniya: 04.05.2023).
  5. Strekozov, V. G. Konstitucionnoe pravo : uchebnik dlya srednego professional’nogo obrazovaniya / V. G. Strekozov. — 8-e izd., pererab. i dop. —YUrajt, 2023. — 279 s.. — Tekst : elektronnyj // Obrazovatel’naya

platforma YUrajt [sajt]. — URL: https://urait.ru/bcode/511551/p.96 (data obrashcheniya: 02.05.2023).

.

46