Государственное планирование в сфере сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей с 1946 по 1965 гг

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Государственное планирование в сфере сохранения…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 100-107.

УДК: 34:338.26

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ С 1946 ПО 1965 ГГ.

Лукьянова М. Г.

Адвокатская палата г. Москвы

В статье раскрываются вопросы государственного планирования в Советском государстве с 1946 года в контексте формирования и укрепления духовно-нравственных ценностей. Цель исследования – изучение историко-правового опыта государственного планирования по формированию духовно-нравственных ценностей с 1946 по 1965 гг. Предметом исследования являются планы пятилетнего развития народного хозяйства СССР.

На основе декретов, резолюций и законов об утверждении планов социального и экономического развития выявлен механизм укрепления духовно-нравственных ценностей у населения страны. Четвёртый пятилетний план (1946-1950 гг.) был призван восстановить народное хозяйства, в том числе дать образование тем, кто не получил его из-за военных действий, а также укрепить такую традиционную ценность, как патриотизм. Последующие государственные планы (1951-1965 гг.) большое внимание уделяли научно-атеистической пропаганде / антирелигиозной работе, что также накладывало отпечаток на духовно-нравственные ценности. Упор делался на формировании «нового человека» посредством внедрений необходимой для советской власти информации в образовательные

  • культурно-развлекательные программы.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; духовно-нравственные ценности; СССР; КПСС; нравственность; духовность; государственное планирование; стратегии развития; пятилетние планы; директивы.

Стабильные среднесрочные и долгосрочные государственные стратегии / планы развития имеют решающее значение для достижения необходимых социально-культурных и экономико-политических преобразований в области устойчивого раз-вития страны, а также для постепенного продвижения к поставленной цели. Пяти-летние планы, называемые «пятилетки», составленные, согласно директивам съез-дов партии КПСС, являлись руководящими хозяйственно-политическими докумен-тами, являющимися законами для всех звеньев производственной деятельности. Они стали инструментами для реализации политики государства в сфере воспита-ния и образования. Специфика партийно-государственных правовых актов состояла

  • том, что они соединяли партийно-политическую и государственно-правовую со-ставляющую в правовом регулировании [1, с. 57].

Система образования была направлена на подготовку всесторонне развитых и подготовленных людей, которые всё умеют делать [2, с. 33]. III Всероссийский съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ) провозгласил, что от коммунистического воспитания детей, их физического и духовного развития за-висит создание нового поколения здоровых духом и телом строителей коммунисти-ческого общества [3, с. 21].

За период с 1946 по 1965 г. СССР было реализовано 4 пятилетних планов-директив (3 пятилетних и 1 семилетний). Они тесно связаны с развитием страны и имеют ярко выраженные фазовые характеристики на разных исторических этапах экономического развития России. Планы стали руководящими указаниями инвести-

Лукьянова М. Г.

рования в человеческий капитал, с целью улучшения развития общества, государ-ства и инновационных возможностей.

Первые пятилетние планы развития (1928-1942 гг.) позволили ликвидировать не-грамотность, обеспечить население возможностью получить образование разных уровней. В свою очередь, на основе образовательных и культурно-развлекательных учреждений строился базис формирования и укрепления духовно-нравственных ценностей.

    • конце Второй мировой войны СССР стал одной из двух великих военных дер-жав мира. Несмотря на победу, экономика Советского государства [4], а также часть культурно-просветительских учреждений были разрушены. Послевоенное время было напряженным периодом в развитии страны и общества, направленное на вос-становление народного хозяйства, в том числе социально-культурного сектора.

Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 24 мая 1945 г. № 1158 [5] было принято решение поручить Госплану СССР представить в СНК СССР

  • 15 июня 1945 г. перспективный план восстановления и развития народного хозяй-ства на 1945-1947 гг., предварительно рассмотрев его с наркоматами и союзными республиками. В августе 1945 г., правительство приняло решение о составлении 4-го пятилетнего плана [6, с. 228]. На первой сессии Верховного Совета СССР в 1946 г. был утверждён пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг.
    • первые послевоенные годы государством была поставлена цель «восстановить и превзойти» двоенный уровень. Это касалось и культурного уровня народов СССР.

В целях обеспечения воспитания и укрепления духовно-нравственных ценностей, была расширена сеть культурных учреждений, где обеспечивалось всеобщее обуче-ние детей. Особое внимание уделялось формированию духа социалистического от-ношения к труду; строжайшему соблюдению государственной дисциплины; дружбе народов СССР [7, с. 534]; упрочнению советского общественного и государственно-го строя; укреплению социалистической законности; соблюдению ленинских норм партийной жизни и принципов коллективности руководства [8, с. 5]; проявлению морально-политического единств народа.

Большая роль отводилась научно-просветительной пропаганде. При этом про-слеживалась прямая зависимость между подъёмом культуры и грамотностью насе-ления. Учителя должны были знать образовательную программу советской школы – основы марксизма-ленинизма, историю СССР и советской педагогики. Все школы снабжались государственными учебными программами, пособиями и учебниками. На уровне ЦК ВКП(б) осуществлялась организация курсов по подготовке партий-ных и пропагандистских работников.

Отметим, что идейно-воспитательная работа строилась дифференцированно: учитывался уровень подготовки, потребности и интересы различных групп. Была проведена перестройка партийно-политической, организационно-партийной, пропа-гандистской и агитационно-массовой работы.

Выдвинуты следующие задачи 4-го пятилетнего плана по культурно-просветительскому сегменту: восстановить и расширить сеть школ и ВУЗов; улуч-шить подготовку кадров; улучшить постановку народного здравоохранения; обес-печить дальнейший расцвет советской культуры и искусства.

101

Государственное планирование в сфере сохранения…

Отдельное внимание уделялось молодёжи, которая не могла в условиях Великой Отечественной Войны и временной оккупации получить образование в школе.

Задачи образовательного процесса устанавливались по нескольким направлени-ям государственного воспитания: детский сад; детский дом сирот (воспитание поте-рявших родителей в период войны); школа для детей с 7 лет; ВУЗы; специальные средние учебные заведения / техникумы; подготовка специалистов высшей и сред-ней квалификации; подготовка высококвалифицированных специалистов в области новой техники.

Задачами культурного сектора стали: обеспечение населённых пунктов кино-установками; расширение стационарной киносети; увеличить количество постоян-ных театров, клубов и массовых библиотек; восстановление учебных и научных учреждений, музеев, театров, кино, клубов, библиотек и изб-читален.

Продолжилось укрепление основополагающей духовно-нравственной ценности – патриотизма. Победа во 2-й мировой войне имела огромное значение для воспита-ния граждан в духе чувства долга, ответственности перед Родиной, любви к родно-му языку, героическим страницам истории и др. Принятие пятилетнего плана со-провождалось агитационно-пропагандистской работой в виде докладов, лекций, бе-сед о нём.

За годы выполнения плана произошли крупные достижения в областях науки, культуры и искусства. Были восстановлены учебные и культурно-просветительские учреждения.

План развития народного хозяйства СССР в пятую пятилетку (1951-1955 гг.) должен был разрабатываться в течение 1949-1951 гг., однако директивы по плану были приняты XIX съездом КПСС только 6 октября 1952 г. [9, с. 5]. Им закрепля-лись уже установленные в предыдущих планах задачи, в частости в области разви-тия культурного уровня народа и социалистического воспитания.

Отдельное внимание уделялось научно-атеистической пропаганде / антирелиги-озной работе, что также накладывало отпечаток на духовно-нравственные ценности. Антиподами морально-нравственного составляющего советского человека укрепля-лись: бессознательность, темнота, мракобесничество в виде религиозных верований [8, с. 430]. Дух «воинствующего материализма» [8, с. 432] проявлялся с начала из-дания Гослитиздатом сказок, народных песен, пословиц и поговорок, направленных против религии. Пропаганда материалистического мировоззрения была направлена на повышение сознательности населения и освобождения от религиозных предрас-судков. Наряду с этим, считались недопустимыми оскорбления чувств верующих и церковнослужителей, в том числе выпады против духовенства и верующих; вмеша-тельства в деятельность религиозных объединений со стороны администрации; гру-бое отношение к духовенству [8, с. 446]. Опубликование анекдотов и басен о цер-ковнослужителях нанесло серьёзный ущерб воспитательной и культурно-просветительской работе. Помимо этого, велась критика носителей консерватизма в научно-технической сфере.

Таким образом можно с делать вывод, что воспитание такой ценности, как созна-тельность трудящихся, базировалось не только на саморазвитии и ответственном отношении к труду и государственной собственности, но и научном мировоззрении и прогрессивизме.

Лукьянова М. Г.

По окончанию пятой пятилетки были достигнуты успехи во всех областях куль-турного строительства. В частности, завершено осуществление всеобщего семилет-него обучения, а в крупных городах уже перешли на десятилетнее образование. Од-нако, на XX съезде КПСС было отмечено, что в школьном обучении нужно отра-зить большую связь с практической деятельностью. Также предложили создать школы-интернаты и дошкольные детские учреждения при колхозах [10, с. 21].

После смерти И.В. Сталина снизился уровень контроля, что привело к резкому сокращению показателей народнохозяйственного плана.

Шестой пятилетний план на 1956-1960 годы составлялся под влиянием огромных успехов, достигнутых в пятой пятилетке, и ясного осознания тех областей хозяй-ствования, где советская экономика продолжала отставать от западной [11, с. 126]. Активно продвигалась позиция мирного сосуществования с другими странами, а также дружбы и братского сотрудничества всех народов СССР. Получили развитие культура и морально-политическое единство общества. Последнее подразумевало под собой сплочение народов и народностей Советского Союза на основании това-рищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от экс-плуатации трудящихся, создающих единый моральный и духовный облик. Они объ-единены общими интересами и целями, что позволяет успешно реализовывать дол-госрочные государственные планы.

Интересно, что духовно-нравственные ценности были «политизированы», т.е. построены с помощью единого механизма государственно-правового регулирова-ния, а также на основе советской идеологии [12, с. 13] и социалистической морали. Вместе с тем, воспитание населения СССР должно происходить в духе высокой по-литической бдительности: защита Советской власти; укрепление армии; внешняя и внутренняя безопасность. Велась борьба с начётничеством и догматизмом.

    • сфере культуры задачами плана стала учебно-воспитательная работа в школах
  • расширение сети внешкольных детских учреждений. Образовательную сферу должна сопровождать деятельность клубов, Дворцов и Домов культуры, Домов тех-ники и других культурно-просветительских учреждений. Развитие получили сети заочных и вечерних общеобразовательных школ для обучения трудящихся без от-рыва от производства. Также отдельным пунктом вынесена наука.
    • системе Министерства культуры СССР строились кинотеатры, развивая кино как массовое искусство в целях повышения идейно-художественного уровня насе-ления страны. Расширялось книгоиздательское дело.

Большой вклад в воспитательной и культурно-массовой работе играли профсою-зы. Они содействовали повышению социалистической сознательности и общеобра-зовательного и производственно-технического уровня. Помимо этого, заботились о воспитании детей рабочих и служащих.

Отраслевые профсоюзы должны были воспитывать население в духе советского патриотизма, социалистического интернационализма и дружбы народов; чувства хозяина страны; ответственности перед Родиной за выполнение производственных планов; коммунистического отношения к труду и общественной собственности; любви к своему предприятию; расширения кругозора; поддержке обучающимся [10,

с. 223].

Причины отказа от выполнения шестой пятилетки и замены её семилеткой не вполне ясны [11, с. 163]. В этот период произошло много экономических и полити-

103

Государственное планирование в сфере сохранения…

ческих преобразований, в том числе постепенное отдаление от командной экономи-ки. Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР 19.09.1957 принял по-становление о разработке перспективного плана развития народного хозяйства

СССР на 1959-1965 гг. [13] (7-й план). XXI съезд КПСС в 1959 г. обсудил доклад о контрольных цифрах развития на данный период и принял по нему решение.

Вопросы коммунистического воспитания, народного образования, развития науки и культуры были выделены в V пункте. Именно в нём устанавливалось, что необходимо улучшение работы по воспитанию советских людей, повышению их коммунистической сознательности и активности.

Формирование нового человека предполагалось в духе: коллективизма и трудо-любия; сознания общественного долга; социалистического интернационализма; патриотизма; соблюдения высоких принципов морали нового общества.

Это первый план государства, закрепляющий открыто ряд духовно-нравственных ценностей, которые необходимо укреплять. Одной из главных задач школы стало воспитание у молодёжи глубокого уважения к принципам социалисти-ческого общества. Ее решение виделось в охвате всех детей детскими яслями, сада-ми, школами-интернатами; развитии советской литературы и искусства. Деятели литературы, кино, радио, телевидения, театра, музыки, скульптуры, живописи были призваны укреплять высокие эстетические вкусы и принципы коммунистической морали. Во всех учебных заведениях был введен курс эстетики [14, с. 71]. Эстетиче-ское воспитание необходимо для привития гражданам умения ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, понимать богатство родной природы

  • др.
    • период выполнения семилетнего плана был принят моральный кодекс строите-ля коммунизма. В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС на котором была утверждена программа КПСС. Во второй части расписывались задачи партии, в том числе в области идеологии [15], воспитания, образования, науки и культуры. Глав-ным в идеологической работе считалось воспитание в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всесто-роннее, гармоничное развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры [16, с. 166].
    • воспитание коммунистической сознательности входили:
  • формирование научного мировоззрения;
  • трудовое воспитание;
  • утверждение коммунистической морали: нравственные начала и основные пра-вила коммунистического общежития (моральный кодекс строителя коммунизма);
  • развитие пролетарского интернационализма / международной солидарности трудящихся;
  • развитие социалистического патриотизма / преданность и верность Родине и содружеству социалистических стран;
  • всестороннее и гармоничное развитие человеческой личности: сочетание ду-ховного богатства, моральной чистоты и физического совершенство;
  • преодоление пережитков капитализма в сознании и поведении людей (буржуаз-ной идеологии и морали, частнособственнической психологией, суевериями и пред-рассудками);

Лукьянова М. Г.

  • разоблачение буржуазной идеологии.
    • задачи в области культурного строительства входили: — всестороннее развитие культурной жизни общества;

— повышение воспитательной роли литературы и искусства (идейное обогащение

  • нравственное воспитание);
  • развитие международных культурных связей.

Подводя итоги роли государственного планирования в сфере формирования ду-ховно-нравственных ценностей, стоит отметить ряд выводов:

  1. В пятилетних планах развития народного хозяйства большое внимание уделя-лось развитию культуры и образованию. Эти две сферы позволяли влиять на воз-можность формирования и укрепления духовно-нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственные ценности создавали единый моральный и духовный облик человека – строителя коммунизма.
  3. Важное значение первой послевоенной пятилетки имеет укоренение такой традиционной ценности, как патриотизм. При этом она состояла не только из чув-ства долга, ответственности перед Родиной, но и любви к Вооружённым Силам

СССР. Также, преданность и верность Родине стояла наравне с преданностью соци-алистическим странам.

  1. Важной ступенью влияние планов на формирование духовно-нравственных ценностей стало их прямое закрепление в постановлении внеочередного 21 съезда КПСС 1959 г. Предполагалось формирование нового человека в духе: коллективиз-ма и трудолюбия; сознания общественного долга; социалистического интернацио-нализма; патриотизма; соблюдения высоких принципов морали нового общества.
  2. В период выполнения семилетнего плана был принят моральный кодекс стро-ителя коммунизма.
  3. Механизм реализации формирования и укрепления духовно-нравственных ценностей базировался на нормативно-правовых актах и осуществлялся посред-ством учебных учреждений, внешкольной деятельности, а также культурно-просветительских образований и деятелей литературы, кино, радио, телевидения, театра, музыки, скульптуры, живописи и др.

Таким образом вопросы формирования духовно-нравственных ценностей были важной частью пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. Обзор пя-тилеток позволяет не только описать экономико-социальный контекст, но и выявить идейно-нравственные, духовные и моральные установки, которые закладывались механизмами государственного регулирования в развитие всех социальных групп населения всех возрастов.

Разработка и реализация среднесрочных планов экономического и социального развития СССР являлись способом управления государством и возможностью во-площения социалистической модели воспитания «нового советского человека», в основе которого был заложен кодекс строителя коммунизма.

Список литературы:

1. Кодан, С. В. Коммунистическая партия в законодательных практиках советского государства в 1917-

1980-е годы (историко-теоретический контекст) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. –

2021. – № 3. – С. 31-50. – DOI 10.24412/2309-1592-2021-3-31-50.

2. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. – Москва: Издательство политической литературы. – Издание 5, 1981. – Т. 41. – 696 с

105

Государственное планирование в сфере сохранения…

3. Зори советской пионерии. Очерки по истории пионерской организации (1917-1941) // Сост.: В.Г.

Яковлев. Под ред. И.Г. Гордина. – Москва: Просвещение, 1972. – 271 с.

4. Soviet Union After World War II. – URL: https://factsanddetails.com/russia/History/sub9_1e/entry-

4975.html (дата обращения: 25.08.2023).

5. Постановление СНК СССР от 24.05.1945 № 1158 «О перспективном плане восстановления и разви-тия народного хозяйства на 1945 — 1947 годы» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.02.2023).

6. Литвиновский, И. А. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной вой-ны // Российские и славянские исследования: Сб. науч. статей. Вып. 1 / Редкол.: О. А. Яновский (отв. ред.) и др. Мн.: БГУ, 2004. –С. 228–232.

7. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пле-нумов ЦК (1898-1986). Т. 7. 1938-1945 // Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 9-е изд., испр. и доп. – Москва: Политиздат, 1985. –574 с.

8. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пле-нумов ЦК (1898-1986). Т. 8. 1946-1955 // Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 9-е изд., испр. и доп. – Москва: Политиздат, 1985. –542 с.

9. Баев, Е. В. Стратегическое планирование в СССР на примере разработки пятого пятилетнего плана // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2018. – № 4. –

  • 3-13.
  1. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 9. 1956-1960 // Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 9-е изд., испр. и доп. – Москва: Политиздат, 1986. –574 с.
  2. Ханин, Г. И. Экономическая история России в новейшее время : монография : В 2 т. / Г. И. Ханин; Новосиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск, 2008. Т. 1. Экономика СССР в конце 30-х годов, 1987. – 516 с.
  3. Идеология, пропаганда и агитация в СССР: Справочное пособие / авт.-сост. Д. В. Кузнецов. Б.м.: Б.и., 2019. – 924 с.
  4. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.09.1957 № 1146 «О разработке перспективного плана развития народного хозяйства СССР на 1959 — 1965 годы» // СП СССР. – 1957. – № 13. – ст. 122.
  5. Махлина, С. Т. Эстетика и искусство в советский период // Вестник СПбГИК. – 2019. – №1 (38). – С. 71-74.
  6. Грицюк, М.В. К вопросу об идеологии российской государственности // Ученые записки Крымско-го федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2022. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ideologii-rossiyskoy-gosudarstvennosti (дата обращения: 05.09.2023).
  7. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 10. 1961-1965 // Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 9-е изд., испр. и доп. – Москва: Политиздат, 1986. – 493 с.

Lukyanova M. G. State planning in the field of preservation and strengthening of Russian spiritual and moral values: from 1946 to 1965 // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Jurid-ical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 100–107.

The article reveals the issues of state planning in the Soviet state since 1946 in the context of the formation and strengthening of spiritual and moral values. The purpose of the study is to study the historical and legal experience of state planning in the formation of spiritual and moral values from 1946 to 1965. The subject of the study is the plans for the five-year development of the national economy of the USSR. On the basis of decrees, resolutions and laws on the approval of plans for social and economic development, a mechanism has been identified for strengthening the spiritual and moral values of the country’s population. The Fourth Five-Year Plan (1946-1950) was designed to restore the national economy, including educating those who did not receive it due to hostilities, as well as strengthening such a traditional value as patriotism. Subsequent state plans (1951-1965) paid great attention to scientific and atheistic propaganda / anti-religious work, which also left an imprint on spiritual and moral values. Emphasis was placed on the formation of a «new person» through the introduction of the information necessary for the Soviet government into educational, cultural and entertainment programs.

Keywords: spiritual and moral education; spiritual and moral values; USSR; CPSU; moral; spirituality; state planning; development strategies; five year plans; directives.

Spisok literatury:

  1. Kodan, S. V. Kommunisticheskaya partiya v zakonodatel’nyh praktikah sovetskogo gosudarstva v 1917-1980-e gody (istoriko-teoreticheskij kontekst) // Istoriko-pravovye problemy: novyj rakurs. – 2021. – № 3. – S. 31-50. – DOI 10.24412/2309-1592-2021-3-31-50.
  2. Lenin, V. I. Polnoe sobranie sochinenij. – Moskva: Izdatel’stvo politicheskoj literatury. – Izdanie 5, 1981.

– T. 41. – 696 s.

Лукьянова М. Г.

  1. Zori sovetskoj pionerii. Ocherki po istorii pionerskoj organizacii (1917-1941) // Sost.: V.G. Yakovlev. Pod red. I.G. Gordina. – Moskva: Prosveshchenie, 1972. – 271 s.
  2. Soviet Union After World War II. – URL: https://factsanddetails.com/russia/History/sub9_1e/entry-

4975.html (data obrashcheniya: 25.08.2023).

  1. Postanovlenie SNK SSSR ot 24.05.1945 № 1158 «O perspektivnom plane vosstanovleniya i razvitiya narodnogo hozyajstva na 1945 — 1947 gody» // SPS «Konsul’tantPlyus» (data obrashcheniya: 03.02.2023).
  2. Litvinovskij, I. A. Vosstanovlenie narodnogo hozyajstva SSSR posle Velikoj Otechestvennoj vojny // Rossijskie i slavyanskie issledovaniya: Sb. nauch. statej. Vyp. 1 / Redkol.: O. A. Yanovskij (otv. red.) i dr. Mn.: BGU, 2004. –S. 228–232.
  3. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah s»ezdov, konferencij i ple-numov CK (1898-1986). T. 7. 1938-1945 // In-t marksizma-leninizma pri CK KPSS. 9-e izd., ispr. i dop. – Moskva: Politizdat, 1985. –574 s.
  4. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah s»ezdov, konferencij i ple-numov CK (1898-1986). T. 8. 1946-1955 // In-t marksizma-leninizma pri CK KPSS. 9-e izd., ispr. i dop. – Moskva: Politizdat, 1985. –542 s.
  5. Baev, E. V. Strategicheskoe planirovanie v SSSR na primere razrabotki pyatogo pyatiletnego plana // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo). – 2018. – № 4. – S. 3-
  6. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah s»ezdov, konferencij i ple-numov CK (1898-1986). T. 9. 1956-1960 // In-t marksizma-leninizma pri CK KPSS. 9-e izd., ispr. i dop. – Moskva: Politizdat, 1986. –574 s.
  7. Hanin, G. I. Ekonomicheskaya istoriya Rossii v novejshee vremya : monografiya : V 2 t. / G. I. Hanin; Novosib. gos. tekhn. un-t. Novosibirsk, 2008. T. 1. Ekonomika SSSR v konce 30-h godov, 1987. – 516 s.
  8. Ideologiya, propaganda i agitaciya v SSSR: Spravochnoe posobie / avt.-sost. D. V. Kuznecov. B.m.: B.i., 2019. – 924 s.
  9. Postanovlenie CK KPSS, Sovmina SSSR ot 19.09.1957 № 1146 «O razrabotke perspektivnogo plana razvitiya narodnogo hozyajstva SSSR na 1959 — 1965 gody» // SP SSSR. – 1957. – № 13. – st. 122.
  10. Mahlina, S. T. Estetika i iskusstvo v sovetskij period // Vestnik SPbGIK. – 2019. – №1 (38). – S. 71-74.
  11. Gricyuk, M.V. K voprosu ob ideologii rossijskoj gosudarstvennosti // Uchenye zapiski Krymskogo feder-al’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. – 2022. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ideologii-rossiyskoy-gosudarstvennosti (data obrashcheniya: 05.09.2023).
  12. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah s»ezdov, konferencij i ple-numov CK (1898-1986). T. 10. 1961-1965 // In-t marksizma-leninizma pri CK KPSS. 9-e izd., ispr. i dop. – Moskva: Politizdat, 1986. – 493 s.

.

107