Государственная политика в сфере подготовки кадров для военной или иной государственной службы в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: опыт и актуальные проблемы

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Дерюгин А. А., Крижановская Г. Н.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридиче-ские науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 43– 51.

УДК 323

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ВОЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Дерюгин А. А., Крижановская Г. Н.

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

Российской Федерации

    • статье представлен авторский взгляд на современные проблемы государственной политики, направленной на совершенствование и развитие системы подготовки кадров для военной или иной государственной службы. Авторы основываются на том, что принципы образовательной политики, опирающиеся на национальные интересы государства, сегодня являются одним из средств решения важнейшей проблемы – обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Авторы по-лагают, что в современных условиях, когда остро стоит вопрос обеспечения суверенитета государства
  • его культурных ценностей, подготовка профессиональных кадров для защиты Отечества должна рассматриваться как многоплановая, системная, целенаправленная и скоординированная функция гос-ударства, основой которой является российская национальная идея и традиционные духовно-нравственные ценности.

Ключевые слова: безопасность государства, государственная служба, государственная политика, национальная безопасность, образование, духовно-нравственные ценности, культурный суверенитет, образование, военная служба.

На протяжении всего существования государства, его сущность, отражается в государственных функциях и государственной политике, имеющих общую соци-альную природу и цель, связанную с обеспечением гармоничной жизнедеятельно-сти общества.

Очевидно, что внешние и внутренние угрозы безопасности (в том числе военного характера) заставляют мобилизовать государственный механизм на противодей-ствие им, путем совершения действий по повышению обороноспособности, выявле-ния и устранения причин и условий, которые порождают угрозы суверенитету ста-ны.

Геополитические реалии таковы, что для Российской Федерации обеспечение во-енной безопасности и суверенитета было и остается краеугольным камнем в поли-тике государства и его функциях. Одним из аспектов данного направления деятель-ности является реализация государственной образовательной политики, направлен-ной на подготовку кадров для структур, входящих в военную организацию государ-ства и задействованных в обеспечении ее внутренней и внешней безопасности.

Принципы современной образовательной политики, выработанные исходя из ин-тересов государства и общества, указывают на то, что образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем социальных отношений.

Государственная политика РФ в сфере образования базируется на нормах федерального законодательства и, прежде всего, на положениях Конституции Российской Федерации [1], закрепляющих право на образование.

43

Государственная политика в сфере подготовки кадров…

Осуществляя стратегическое планирование в указанной области общественных отношений российское государство формирует свою образовательную политику, направленную на развитие научного потенциала, повышение качества и доступности образования, что позволит ускорить структурную перестройку российской экономики и государства в целом, исходя из современных вызовов и угроз [6].

    • условиях обширного перечня экзистенциальных угроз безопасности России одним из важнейших стратегических приоритетов в государственной политике яв-ляется сбережение российского народа и развитие человеческого потенциала. Вы-полнение данной государственной функции невозможно без повышения уровня об-разования населения, его воспитания, с целью формирования гармонично развитого
  • социально ответственного гражданина.

Особо следует выделить еще одно стратегическое направление в сфере развития Российской Федерации и повышения ее суверенитета – защита традиционных рос-сийских духовно-нравственных ценностей [7], культуры и исторической памяти. Что также невозможно без решения следующих задач в области образования:

— развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирова-ния развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству;

— сохранение материального и нематериального культурного наследия россий-ского народа, популяризация достижений российской науки и техники, литературы, художественной культуры, музыки и спорта, в том числе путем доработки учебных программ образовательных организаций;

— повышение роли России в мировом гуманитарном, культурном, научном и об-разовательном пространстве.

Для решения этих задач требуется определить и формально закрепить основы государственной национальной политики: обеспечение интересов государства, об-щества, человека и гражданина, укрепление государственного единства и целостно-сти Российской Федерации, сохранение этнокультурной самобытности ее народов, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, гармонизация общественных и государственных интересов.

Государственная национальная политика Российской Федерации в настоящий момент и ближайшую перспективу также затрагивает образовательную область об-щественных отношений, закрепляя ее основные компоненты:

— формирование гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответ-ственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнацио-нального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

    • изучение исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации
  • значимых событий, повлиявших на формирование общероссийского единства и солидарности;
    • сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, ми-ровым культурным ценностям, культурным ценностям и традициям народов РФ [4].

Особо отметим то, что российская образовательная система подвержена негатив-ному воздействию, выраженному в тайных или явных попытках западных госу-

Дерюгин А. А., Крижановская Г. Н.

дарств оказать на нашу страну разного рода давление, с единственной целью – раз-ложение государства, подрыв его обороноспособности, разрушение суверенных принципов в подготовке кадров для военной службы и службы в государственных органах.

Отчетливо осознавая это, вопросы качества образования в рамках развития воен-ной организации государства становятся еще более актуальными.

Система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к воору-женной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, раскрытая в Воен-ной доктрине Российской Федерации, предусматривает ряд концептуальных взгля-дов на образовательную деятельность:

— повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также нара-щивание военно-научного потенциала;

    • совершенствования систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки;
    • совершенствования структуры военных образовательных организаций высшего образования, федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программам военной подготовки, а также оснащения их современной учебной мате-риально-технической базой [5].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что попытки модернизации рос-сийской системы образования идут уже достаточно давно, но не все из них, как по-казало время, имели положительный эффект для общества и государства. Причин этому несколько: быстро развивающийся мир, желание Российской Федерации при-соединиться к западной системе образования, вступив в Болонскую систему, транс-формация личностных качеств молодежи, порой под воздействием целенаправленно осуществляемого негативного воздействия. В результате под угрозой оказалась са-мобытность отечественного образования, с его традициями, устоями, духовно-нравственными ценностями, основы формирования высшей школы и российской интеллигенции и пр.

Отдельно подчеркнем, что аналогичные процессы в настоящее время идут в дружественных России государствах-партнерах. Так с 2019 г. в Казахстане и Кыр-гызстане, в рамках европейской программы Erasmus+ реализуется проект HiEdTec –

Modernisation of Higher Education in Central Asia Through New Technologies, направ-

ленный на внедрение и распространение цифровых технологий в университетах государств-участников программы. Протягивая Казахстану и Кыргызстану руку по-мощи, Запад действует в рамках концепции «мягкой силы», обеспечивая тем самым

  • свои собственные геополитические интересы в регионе [10, с. 40].

Из всего вышесказанного следует то, что от нашей страны требуется незамедли-тельная модернизация системы образования, с целью в кратчайшие сроки подгото-вить высококвалифицированных специалистов, в том числе и выпускников военных образовательных организаций высшего образования. Это невозможно себе предста-вить без подготовки соответствующей базы из будущих абитуриентов, подготов-ленных в рамках различных уровней общего образования.

Сейчас реалии таковы, что в кратчайшие сроки необходимо искать новые пути повышения качества усвоения обучающимися учебного материала. И делать это нужно обязательно с учетом психологических и биологических особенностей со-

45

Государственная политика в сфере подготовки кадров…

временной молодежи, а также опираясь на накопленный опыт (российский и совет-ский). Отметим, что система отечественного образования, нацеленного на подго-товку обучающихся к военной или иной государственной службе, прошла большой путь и имеет крепкие традиции, опосредствованные национальными интересами нашей страны.

Задача «держать порох сухим» для нашей страны является актуальной, на про-тяжении более чем трехсот лет предопределяя вопрос подготовки кадров для воен-ных образовательных организаций. Радикальные изменения всех сфер жизни обще-ства, постоянные войны выносили на повестку дня вопрос о необходимости форми-рования системы военных учебных заведений, создания для них учебных программ, направленных на формирование у обучающихся не только профессиональных навыков, но и особого сознания, особой национальной идеи, стержнем которых яв-лялся бы патриотизм.

Создание регулярной армии предполагало подготовку профессиональных воен-ных. Поэтому в XVIII в. в России начали появляться военные учебные заведения в форме военных школ и кадетских корпусов, для которых разрабатывалась отече-ственная система воспитания. В 1701 г. Петр I основал «Школу математических и навигацких наук» (с 1715 г. – Морская академия, впоследствии преобразована в Морской кадетский корпус). Это было одно из первых в России государственных учебных заведений, положивших начало системе инженерно-технического и воен-ного образования, в которое, по повелению императора, набирали обучающихся всех свободных сословий в возрасте 12-17 лет. Обучение было строго регламенти-ровано, а обучающиеся находились на полном государственном обеспечении, для их воспитания были определены нравственные постулаты.

Немаловажным Петр Великий считал изучение истории, особенно ее наиболее мрачных страниц, так как эти знания наряду с пониманием целей недружелюбно настроенных к России соседних государств позволит будущим офицерам и государ-ственным служащим понимать исторические задачи, стоящие перед вверенной им страной, вызовет у них любовь и уважение к фигуре Государя, любовь к Отечеству.

После смерти Петра I дело подготовки обучающихся для военной службы было продолжено. Императрица Анна Иоановна «дабы шляхетство от малых лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были» 29 июня 1731 г. издала указ о создании Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. В корпусе положено было обучать не только военным, но и общеобразовательным предметам, «понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна». Тем самым закладыва-лись основы образовательной политики, направленной на подготовку кадров не только, для военной, но и иной государственной службы.

Учебное заведение было открыто в столице империи Санкт-Петербурге, жизнь и быт кадет организовывались исходя из того, что они «меньше гулянием и непри-стойными обхождениями, и забавами напрасно время не тратили, но во всем, как в учении, так и в прочем их состоянии и поведении, над ними непрестанное имелось надзирание» [11].

На сформировавшихся в этот период принципах в дальнейшем развивалась си-стема кадетского воспитания и образования, обусловленная определяющей ее це-лью – подготовка обучающихся к службе в интересах государства. В разные перио-ды истории государственная политика, направленная на подготовку обучающихся к

Дерюгин А. А., Крижановская Г. Н.

военной службе или иной государственной службе, в дореволюционной России подвергалась воздействию различных факторов, порой носивших субъективный ха-рактер. Однако, всегда ее целью оставалась выработка в кадетах соответствующих знаний, умений и навыков, служащих прочной основой государства и определяю-щей его сущность идеологии: сознательное повиновение власти и закону, чувство чести и патриотизма, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.

    • период правления Екатерины Великой росла популярность кадетского образо-вания. Кадетские корпуса стали называть «рассадниками патриотизма», так как в них особый упор делался на нравственное совершенствование воспитанников, через привитие им представлений о чести кадета, любви к Родине, мужской дружбе, во-инской доблести и отваге.
    • 1766 г. И. И. Бецкой представил на утверждение императрице «Устав Сухо-путного шляхетного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества». В Уставе также особое внимание отводилось качествам личности, необходимым для воспитателя. «Их должность так важна, что во всякое время определять во оную должно с прилежным рассмотрением их нравов» [12]. Целью проекта И. И. Бецкого было создание новой «породы людей», очищенных от пороков современного им общества. Для этого нравственное воспитание было по-ставлено в центр образовательной деятельности. В отличие от предшественников И. И. Бецкой был уверен, что обучение должно осуществляться без принуждения к нему, и, тем более, без применения телесных наказаний. Воспитатели, по его мне-нию, должны были быть добросовестными людьми, и своей жизнью подавать при-мер своим ученикам.

XIX в. принес новые реалии. В начале века Российской империи удалось стать ведущей мировой державой, а победа над Наполеоном позволила Александру I се-рьезно влиять на решение ключевых проблем международных отношений того пе-риода. Победа над армией Наполеона, которая считалась в тот момент сильнейшей в мире, позволила россиянам гордиться собой, своей страной, дала веру в собствен-ные силы и свою значимость. Но у победы была и обратная сторона. Заграничные походы русской армии и долгое проживание офицеров за границей вызвало подъем общественного движения в Российской империи. Правительству Николая I при-шлось столкнуться с рядом трудностей. Его правление началось с восстания декаб-ристов, показавшее, что воспитанию офицеров следует уделять пристальное внима-ние.

    • 1828 г. Николаем I был утвержден школьный устав. Он предполагал формиро-вание у обучающихся благочестия, их нравственное воспитание. Причем последне-му отдавался приоритет перед развитием умственных способностей и грамотности. Целью обучения было формирование непоколебимой приверженности монархиче-ской государственной власти. Выпускники должны были считать преданное служе-ние Государю главным делом всей своей жизни и быть готовыми умереть за Госу-даря и отечество.
    • середине XIX в. был создан штаб управления военно-учебными заведениями.
  • его задачи входило совершенствование воспитательной работы и усиление кон-троля над ее результатами. В 1848 г. начальником штаба военно-учебных заведений Я. И. Ростовцевым было подготовлено и издано «Наставление для образования вос-питанников кадетских корпусов», в котором определяющими считались религиоз-

47

Государственная политика в сфере подготовки кадров…

но-нравственная и патриотическая цели воспитания. Для их достижения «все пре-подавание должно было быть проникнуто любовью к Вере, Государю России, Зако-ну и Долгу» [8, с. 55]. Эти постулаты мы можем считать той национальной идеей, которая лежала в основе военного образования в Российской империи. Сформиро-ванная система военного образования имела ряд положительных черт. Она была переведена на единые программы подготовки, которые должны были не повторять заграничные, получила стройную теорию обучения, тесно связанную с практикой. Именно в тот период были разработаны основные виды учебных занятий и методи-ка их преподавания, которые используются и в современном военном образовании.

Система воспитания решала задачу формирования всесторонне развитого офице-ра, с четкой патриотической позицией. Патриотическое воспитание в военных учеб-ных заведениях осуществлялось посредством погружения обучающихся в особую культурную среду, способную вызвать у них гордость за то, что они являются рус-скими и служат русскому государству. Это достигалось путем украшения помеще-ний учебных заведений репродукциями картин выдающихся русских художников, портретами деятелей культуры, ученых, героев полководцев. В кадетских корпусах могли быть организованы музеи. Реликвии учебных заведений всегда располагались на видных местах и особо почитались всеми [9, с. 12].

  • послеоктябрьский период российское кадетское образование было ликвидиро-вано, как чуждый элемент революционной политики советского государства. Вме-сте с тем, угрозы военной безопасности и суверенитета для советского социалисти-ческого государства потребовали вновь обратиться к имеющемуся опыту подготов-ки обучающихся к военной службе. Перед руководителями нового, молодого госу-дарства стояла сложная задача: удержать власть, противостоять «контрреволюцион-ной» пропаганде и иностранному влиянию. Все это не могло отразилось на системе воспитания целью, которой стало создание «нового человека», способного и до-стойного жить при коммунизме. Но магистральная задача воспитания оставалась неизменной – воспитание патриотов, особенно среди молодежи, по долгу службы призванной защищать Родину от внешних и внутренних врагов. В связи с этим по-требовалось разработать новую модель воспитания, сохранив полезные черты им-перского периода и добавив новые, согласовывающиеся с марксистско-ленинской идеологией.
  • 1943 г. было принято «Положение о суворовских военных училищах войск НКВД СССР», которое определяло задачи, стоявшие перед образованными учили-щами, среди которых можно выделить воспитание будущих советских офицеров в духе пламенного патриотизма, любви и беспредельной преданности Родине – Сою-зу Советских Социалистических Республик и делу партии Ленина-Сталина, а также подготовку всесторонне развитых, культурных воспитанников – суворовцев, пол-ных глубокого уважения к героическому прошлому советского народа и его воен-ным и чекистским традициям, любящих военное дело, как свою пожизненную про-фессию» [13]. Таким образом в период с 1943 по 1991 гг. в Советском Союзе была воссоздана и успешно действовала система образовательных организаций, создан-ных по образу дореволюционных кадетских корпусов. Важным элементом патрио-тического воспитания было формирование уважения к национальности, тем более что в суворовские училищах был мультинациональный состав обучающихся. В учебное время патриотическое воспитание осуществлялось в ходе уроков истории.

Дерюгин А. А., Крижановская Г. Н.

Однако, по сравнению с уроками истории в Российской империи здесь упор делался не на героических подвигах, а на объяснение законов общественного развития с точки зрения марксистско-ленинской идеологии, важности классовой борьбы и эко-номических факторов в историческом процессе, миссии советского народа в миро-вой истории.

Таким образом формировался именно советский патриотизм и национальная гордость советских суворовцев. Во внеурочном воспитании на первом месте стояли беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, занятие спортом, в том числе его олимпийскими видами, походы в кино и художественные галереи. Портреты полководцев и репродукции картин с изображением батальных сцен и сюжетов во-енной истории располагались на стенах классов суворовских училищ.

    • итоге в условиях закрытой военно-образовательной организации было обеспе-чено патриотическое воспитание и образование детей и подростков, формирование их гражданской позиции и качеств, необходимых советскому офицеру. Патриотиче-ское воспитание суворовцев осуществлялось в рамках общей концепции патриоти-ческого воспитания советской молодежи, опиралось на духовные ценности прошло-го России, опыт патриотического воспитания в кадетских корпусах и других воен-ных образовательных учреждениях Российской империи, пропаганде традиций со-ветской армии, органов и войск МВД. Особое место в патриотическом воспитании молодежи занимала ВОВ, героизм и стойкость защитников Ленинграда и т.д.

Распад Советского Союза затронул и отечественную систему образования и с 1992 г. начался современный этап российского кадетского образования, включав-ший множество изменений и преобразований, порой неоднозначного характера. Важно, чтобы современная система подготовки офицерских кадров учитывала опыт

  • императорской России, и СССР, была ориентирована на сохранение патриотиче-ских традиций и духовно-нравственных ценностей.

Сегодня патриотическое воспитание представляет собой систематическую и це-ленаправленную деятельность органов государственной власти, институтов граж-данского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению граждан-ского долга и конституционных обязанностей. В современных условиях, когда ост-ро стоит вопрос подготовки профессиональных кадров для защиты Отечества, это многоплановая, системная, целенаправленная и скоординированная функция госу-дарства по формированию и воспитанию своеобразного духовно-нравственного стержня, основанного на национальной идеи, опирающейся на:

— высокие моральные и психологические качества обучающихся, ориентирован-ные, в первую очередь, на преданность и служение интересам государства и готов-ности к его защите в мирное и военное время;

— гордость и уважение обучающимися военных и государственных традиций, приобретенных Россией в различные периоды, в независимости от действовавшего политического строя и субъективных оценок того или иного исторического этапа;

— высокое патриотическое и правовое сознание обучающихся, осознанную вер-ность и уважение традиционным ценностям, признанным в российском обществе и находящимся под защитой государства.

Необходимо подчеркнуть то, что только планомерное совершенствование обра-зовательной политики, направленное на обеспечение национальных целей развития,

49

Государственная политика в сфере подготовки кадров…

позволит в современных условиях обеспечить суверенитет Российской Федерации. Данный подход ни в коей мере не направлен на ограничение или умаление прав обучающихся, а наоборот в полной мере соответствует международным требовани-ям в данной области: направленность на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; воспитание уважения к правам и свободам чело-века, его культурной самобытности, языку и ценностям, а также к национальным ценностям страны происхождения и пр. [2].

Реализацию образовательной функции государства невозможно осуществить без развития системы организаций, реализующих программы общего образования, в рамках подготовки обучающихся к военной службе. Государственная политика в данной сфере должна осуществятся в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными требованиями, раскрытыми законом «Об образовании в Российской Федерации», т. е. выступать как публичное начало в организации образовательной деятельности, а также с учетом накопленного исторического опыта.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования июля 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 16 марта 2020. № 11. Ст. 1416. – Текст : непосредственный.
  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993 год. – Текст : непосредственный.
  3. Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, заключенной в Париже в 1960 г. и ратифицированной СССР в 1962 г. // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XV. 1962 год.

– Текст : непосредственный.

  1. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2012. № 52. Ст. 7477. – Текст : непосредственный.
  2. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // Российская газета. № 298. 30.12.2014. – Текст : непосредственный.
  3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). Ст. 5351. – Текст : непосредственный.
  4. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства РФ. 14.11.2022. № 46. Ст. 7977. – Текст : непосредственный.
  5. Ростовцев, Я. И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений : высочайше утверждено 24 декабря 1848 года / генерал-майор Ростовцев. СПб. : Тип. военно-учебных заведений, 1849. 221 с. – Текст : непосредственный.
  6. Смирнов, С. Н. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса : автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Смирнов Сергей Николаевич. – Кострома, 2002. 23 с. – Текст : непосредственный.
  7. Трофимова, Е. В., Троицкий, Н. А. Цифровизация юридического образования как драйвер формирования единого образовательного пространства ЕАЭС // Право и бизнес. 2022. № 1. С. 39–42. – Текст : непосредственный.
  8. Указ императрицы Анны «О записи дворян в кадетский корпус» (1731г.) [Электронный ресурс] — URL: http://www.ruscadet.ru/history/doc/anna.htm (дата обращения: 12.05.2023 г.). – Режим доступа: для всех пользователей. – Текст : электронный.
  9. Устав Императорского шляхетного сухопутного кадетского корпуса [Электронный ресурс] — URL: http://www.ruscadet.ru/history/doc/ustav-1766.htm (дата обращения: 18.05.2023 г.). – Режим доступа: для всех пользователей. – Текст : электронный.
  10. Постановление СНК СССР № 946 от 04.09.1943«О сформировании суворовских военных училищ войск НКВД СССР» // Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р9422. Оп. 1. Д. 53. – Текст : непосредственный.

Deryugin A.A., Krizhanovskaya G.N. State policy in the field of personnel training for military or other public service in the context of ensuring the national security of the Russian Federation: experi-

Дерюгин А. А., Крижановская Г. Н.

ence and current problems // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical sci-ence. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 43–51.

The article presents the author’s view on modern problems of state policy aimed at improving and devel-oping the system of personnel training for military or other public service. The authors are based on the fact that the principles of educational policy based on the national interests of the state are today one of the means of solving the most important problem – ensuring the national security of the Russian Federation. The authors believe that in modern conditions, when the issue of ensuring the sovereignty of the state and its cultural val-ues is acute, the training of professional personnel for the protection of the Fatherland should be considered as a multifaceted, systematic, purposeful and coordinated function of the state, the basis of which is the Russian national idea and traditional spiritual and moral values.

Keywords: state security, public service, public policy, national security, education, spiritual and moral values, cultural sovereignty.

Spisok literatury:

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya iyulya 2020 g.) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 16 marta 2020. № 11. St. 1416. – Tekst : neposredstvennyj.

2. Konvenciya o pravah rebenka (odobrena General’noj Assambleej OON 20 noyabrya 1989 g.) (vstupila v silu dlya SSSR 15 sentyabrya 1990 g.) // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. Vypusk XLVI. 1993 god. – Tekst : neposredstvennyj.

3. Konvencii o bor’be s diskriminaciej v oblasti obrazovaniya, zaklyuchennoj v Parizhe v 1960 g. i ratificiro-vannoj SSSR v 1962 g. // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. Vypusk XV. 1962 god. – Tekst : ne-posredstvennyj.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 19.12.2012 № 1666 «O Strategii gosudarstvennoj nacional’noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Sobranie zakonodatel’stva RF. 24.12.2012. № 52. St. 7477. – Tekst : neposredstvennyj.

5. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 25.12.2014 № Pr-2976) // Rossijskaya gazeta.

  • 298. 30.12.2014. – Tekst : neposredstvennyj.

6. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. 05.07.2021. № 27 (chast’ II). St. 5351. – Tekst : neposredstvennyj.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu

  1. ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» // Sobranie zakonodatel’stva RF.

14.11.2022. № 46. St. 7977. – Tekst : neposredstvennyj.

8. Rostovcev, YA. I. Nastavlenie dlya obrazovaniya vospitannikov voenno-uchebnyh zavedenij : vysochajshe

utverzhdeno 24 dekabrya 1848 goda / general-major Rostovcev. SPb. : Tip. voenno-uchebnyh zavedenij,

1849. 221 s. – Tekst : neposredstvennyj.

9. Smirnov, S. N. Pedagogicheskie usloviya ispol’zovaniya simvoliki v vospitanii patrioticheskih chuvstv uchashchihsya kadetskogo korpusa : avtoref. dis. …kand. ped. nauk: 13.00.02 / Smirnov Sergej Nikolaevich. – Kostroma, 2002. 23 s. – Tekst : neposredstvennyj.

10. Trofimova, E. V., Troickij, N. A. Cifrovizaciya yuridicheskogo obrazovaniya kak drajver formirovaniya edinogo obrazovatel’nogo prostranstva EAES // Pravo i biznes. 2022. № 1. S. 39–42. – Tekst : neposredstven-nyj.

11. Ukaz imperatricy Anny «O zapisi dvoryan v kadetskij korpus» (1731g.) [Elektronnyj resurs] — URL: http://www.ruscadet.ru/history/doc/anna.htm (data obrashcheniya: 12.05.2023 g.). – Rezhim dostupa: dlya vsekh pol’zovatelej. – Tekst : elektronnyj.

12. Ustav Imperatorskogo shlyahetnogo suhoputnogo kadetskogo korpusa [Elektronnyj resurs] — URL: http://www.ruscadet.ru/history/doc/ustav-1766.htm (data obrashcheniya: 18.05.2023 g.). – Rezhim dostupa: dlya vsekh pol’zovatelej. – Tekst : elektronnyj.

13. Postanovlenie SNK SSSR № 946 ot 04.09.1943«O sformirovanii suvorovskih voennyh uchilishch vojsk NKVD SSSR» // Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. F. R9422. Op. 1. D. 53. – Tekst : ne-posredstvennyj.

.

51