Генезис правового института «беженца» в Российской Федерации

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Ерёмина И. С.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 3–10.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 342.715

ГЕНЕЗИС ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА «БЕЖЕНЦА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ерёмина И. С.

Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

В статье рассматриваются основные этапы развития отечественного законодательства, регулиру-ющего правовой статус беженцев в России. Автор приходит к выводу, что возникновение и развитие института «беженца» в Российской Федерации берет свое начало с распада СССР и связанных с ним миграционных потоков из бывших республик СССР (отток русскоязычного населения). В статье рас-крыты отличительные признаки понятия «беженец»; определены актуальные вопросы, связанные с вынужденной миграцией. Проведен анализ современного российского законодательства регламенти-рующего правовой институт беженцев, который показывает, что проделана огромная работа для реа-лизации эффективной государственной политики в сфере предоставления защиты и помощи бежен-цам. Сотни тысяч беженцев успешно интегрированы в Россию. Но, есть ряд недостатков в правовом регулировании правового статуса беженцев: предоставление защиты беженцам носит ограничитель-ный характер и сосредоточено в основном на усилении иммиграционного контроля; достаточно затя-нута процедура признания лица беженцем. Автор предлагает, что в современных условиях глобально-го цивилизационного и ценностного кризиса совершенствование российского законодательства о бе-женцах должно быть направлено в первую очередь на предотвращение появления в РФ лиц, способ-ствующих распространению деструктивной идеологии, представляющих объективную угрозу нашим национальным интересам. В связи с этим представляется целесообразным включить в ФЗ «О бежен-цах» нормы, регламентирующие комплекс мероприятий по проверке лиц, претендующих на статус беженца в РФ. В исследовании применялись общенаучные и частнонаучные методы: диалектический, сравнительный, формально-юридический и др.

Ключевые слова: беженцы; миграция; правовой статус; убежище; права и свободы; добровольное переселение; иностранные граждане; лица без гражданства; жертва преследования; вынужденные ми-гранты.

Крупнейшие геополитические изменения, социальные и военно-политические кризисы, межэтнические конфликты стали причиной массовых миграционных по-токов в конце 20-го – начале 21-го веков. Для многих иностранных государств по-токи вынужденной миграции оказали существенное воздействие на внутреннюю ситуацию в государстве и международную политику. Вынужденная миграция явля-ется одной из острых гуманитарных проблем не только для зарубежных стран, но и для России. Распад СССР, усиление кризисных процессов в экономике, духовно-культурной сфере на постсоветском пространстве, специальная военная операция на Украине повлияли на возникновение значительных миграционных потоков в Рос-сийскую Федерацию. Так, согласно сводке основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – ноябрь 2022 г.: число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства РФ – 637 923 ( 667939 за январь-ноябрь 2021 г.); поставлено на учет участников Государ-ственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Росси соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей – 61 079 (72 884 за январь-ноябрь 2021 г.); оформлено разрешений на временное проживание ино-странным гражданам и лицам без гражданства (первично) – 164 410 (130 753 за ян-

3

Генезис правового института «беженца»…

варь-ноябрь 2021 г.); количество фактов постановки на миграционный учет ино-странных граждан и лиц без гражданства – 15 462 697 (11 895 887 за январь-ноябрь 2021 г.); направлено представлений о неразрешении иностранным гражданам и ли-цам без гражданства въезда в Российскую Федерацию – 128 244 (161 756 за январь-ноябрь 2021 г.) [1]. Как видно из статистики, число лиц, прибывающих в РФ только увеличивается. Все вышесказанное обуславливает необходимость исследования правового института «беженца» в РФ. Одной из групп внешних вынужденных ми-грантов в РФ являются беженцы – это «лица, которые не являются гражданами РФ и которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне стра-ны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой стра-ны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуть-ся в нее вследствие таких опасений» [2].

    • советский период в конституционном (государственном) праве отсутствовало понятие «беженец». СССР не ратифицировало международные нормы, которые устанавливали статус беженцев в стране пребывания. Хотя категория вынужденных мигрантов существовала на территории советского государства (из Афганистана). В советском праве режим лиц, подпадающих под данную категорию устанавливался Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» [3], он устанавливал правовой режим пребывания иностранных граждан в СССР, но не учитывал особенности беженцев как категории иностранных граждан, которые вы-нужденно покинули свое государство.

Возникновение и развитие института «беженца» в Российской Федерации берет свое начало с распада СССР и связанных с ним миграционных потоков из бывших республик СССР (отток русскоязычного населения). Нормативно-закрепленного определения «беженец» так пока и не существовало, но появились временные по-ложения, регулирующие миграционные процессы.

    • период с 1992-2004 гг. правовое регулирование статуса «беженец» существен-но изменилось. Россия присоединилась к Конвенции о статусе беженцев и апатри-дов 1951 г. (далее – Конвенция о статусе беженцев) [4] и Протоколу к ней 1967года
  1. (далее – Протокол 1967 г.). Конвенция о статусе беженцев закрепляет в кодифи-цированном виде права беженцев и носит универсальный характер. В ней содер-жится определение понятия беженец – «это лицо, находящееся вне страны граждан-ской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой пресле-дований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к опре-деленной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасе-ний стать жертвой преследований» [6]. В сформулированном понятии «беженец» заложен принцип «преследования», влекущий за собой невозможность возвращения вышеуказанных категорий лиц в страну своего гражданства. Также в Конвенцию о статусе беженцев заложен принцип «невысылки», согласно которому любое лицо, находящееся в поисках убежища, не может быть отправлено против его воли в страну, где может быть подвергнуто преследованиям.

Ерёмина И. С.

Универсальным международным документом также является Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее – Устав УВКБ ООН), приня-тый Генеральной ассамблеей ООН 14 декабря 1950 г. Содержащееся в нем опреде-ление беженца аналогично определению, которое содержит Конвенция о статусе беженцев. Таким образом, статус беженца можно получить на основании Устава УВКБ ООН (мандатный беженец) или Конвенции о статусе беженцев и Протокола

  • ней 1967 года. Различия данных документов лишь в том, что действие Конвенции о статусе беженцев не распространяется на лиц, пользующихся помощью и защитой других учреждений или органов ООН, кроме Верховного комиссара по делам бе-женцев. Компетенция Верховного комиссара по делам беженцев распространяются

без временных и географический ограничений при любых обстоятельствах вынуж-денного перемещения людей в другую страну.

Дальнейшее развитие правовой институт беженца получил в принятой Генераль-ной ассамблеей ООН Декларации о территориальном убежище. Положения данной Декларации закрепляют, что предоставление убежища каким-либо государством является актом мирным и гуманным. Установлено также право лица искать и поль-зоваться убежищем. Однако данные права не распространяются на лиц, в отноше-нии которых есть основания полагать, что они совершили преступления против ми-ра и человечества, военные преступления.

Достаточно крупный блок нормативных документов, регулирующих правовой статус беженцев представляют собой двусторонние соглашения. К примеру, одно из них было подписано 6 октября 1992 г. – Соглашение между Правительством Рос-сийской Федерации и УВКБ ООН. Соглашение содержит обязательства Российской Федерации по обеспечению беспрепятственного доступа сотрудников Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев на российской территории. Дея-тельность созданного в г. Москве Бюро регионального представителя Верховного комиссара по делам беженцев была направлена на помощь и защиту различных ка-тегорий вынужденных переселенцев.

  • феврале 1993 г. основные положения Конвенции о статусе беженцев и Прото-кола к ней 1967 г. нашли свое отражение в Федеральном законе «О беженцах». В нем достаточно расширительно трактовались (по сравнению с Конвенцией о статусе беженцев и Протокола к ней 1967 г.) права и обязанности беженцев; помощь бежен-цам со стороны российского государства. Однако в законе «О беженцах» не была предусмотрена в обязательном порядке процедура проверки и идентификации лиц, ищущих убежища в РФ. Также в нем не были предусмотрены механизм признания лиц в качестве беженцев и ограничительные меры в отношении лиц, представляю-щих опасность для общественной и государственной безопасности.

Правовое регулирование института беженцев также регламентируется Соглашени-ем стран СНГ «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24 сентября 1993 г. (далее – Соглашение) [7]. Согласно Соглашению, его участники создают Меж-государственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам для оказа-ния им помощи и защиты. Так, государство выезда возмещает беженцам и вынуж-денным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его террито-рии жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка.

Четырехлетняя практика правоприменения ФЗ «О беженцах» 1993 г., а также при-нятие Конституции РФ 1993 г. послужили основанием для дальнейшего совершен-

5

Генезис правового института «беженца»…

ствования законодательства о статусе беженцев. Так, в июне 1997 г. были приняты изменения в ФЗ «О беженцах», в котором положения Конвенции о статусе беженцев максимально нашли свое отражение. Так согласно п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах» бежен-цем признается «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по при-знаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к опре-деленной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного место-жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» [7]. Теперь законодательно закреплялись: а) компетенция должностных лиц, ведающих делами беженцев; б) права и обязанности лиц, ходатай-ствующих о признании беженцем; в) сроки действия статуса «беженец»; г) детально определена процедура признания лица беженцем.

  • настоящее время предоставление заинтересованным лицам статуса «беженец» возложено на Главное управление по вопросам миграции МВД России. В соответ-ствии со ст. 3 ФЗ «О беженцах» процедура признания человека беженцем состоит из следующих этапов: 1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее – ходатайство); 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее – свидетель-ство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдачу свидетель-ства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рас-смотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; 7) выдачу удостоверения беженца либо уве-домления об отказе в признании беженцем [8].

При проведении процедуры признания беженцем обязательным элементом яв-ляются мероприятия по проверке законодательно установленных критериев для признания лица беженцем. Например, проводятся индивидуальные собеседования; проверка достоверности полученной информации по результатам собеседования; обязательная государственная дактилоскопическая регистрация и др.

Следующий (третий) этап совершенствования правового регулирования статуса «беженец» в РФ начинается с 2005 г. Следует согласиться с мнением Е.А. Школя-ренко, которая считает, что на данном этапе происходит глубокое реформирование законодательства России и ее субъектов. Так, законодательно установлен механизм реализации социально-экономических прав беженцев. Приводится в соответствие нормы национального права в соответствие с нормами международного «беженско-го» права, которое является составной частью международного гуманитарного пра-ва [9]. Но, стоит отметить, что данная работа пока не завершена. Предоставление защиты беженцам носят ограничительный характер при процедуре получения ста-туса беженца и сосредоточено в основном на усилении иммиграционного контроля.

С 2006 г. в РФ действует госпрограмма оказания содействия добровольному пе-реселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Соотечественники, признанные беженцами, могут стать участниками данной программы. Такая катего-рия беженцев имеет право на: а) освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством

Ерёмина И. С.

РФ о таможенном регулировании; б) получение разрешения на временное прожива-ние вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства РФ в упро-щенном порядке в соответствии с законодательством РФ; в) получение медицин-ской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; г) получение услуг в области содействия занято-сти населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации про-фессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профес-сии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных ра-бот, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте РФ в соответствии с законодательством РФ; д) получение за счет средств федерального бюджета государственных гарантий и социальной под-держки в зависимости от выбранной территории вселения, в т.ч.:

    • компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания, в том числе на оплату проезда и провоза личного имущества, включая транспортные средства;
    • компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление до-кументов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, а также на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фак-тических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание; подъемных; ежемесячного пособия при от-сутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законо-дательством РФ деятельности в период до дня приобретения гражданства РФ (но не более чем в течение 6 мес.). Размер пособия определяется с учетом величины про-житочного минимума, установленной в соответствующем субъекте Российской Фе-дерации для трудоспособного населения; жилищной субсидии после приобретения гражданства РФ и др. [10].

Программа предусматривает не только права ее участников, но и их ответствен-ность. В программе участвуют 80 субъектов России. Несмотря на существование комплекса проблемных моментов при реализации Государственной программы (от-сутствие подходящих вакансий при трудоустройстве; подтверждение квалификации при трудоустройстве; отсутствие мест в центре временного размещения) у многих семей беженцев-соотечественников есть реальная возможность при обустройстве на новом месте получить достаточную материальную и административную поддержку со стороны Российской Федерации.

Отправной точкой нового (четвертого) этапа становления института «беженца» явилось начало проведения Российской Федерацией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине. С этого времени разработаны и приняты более де-сятка нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения прав и свобод бежен-цев. Так, в соответствии с Постановлением Правительства России от 05.03.2022

  • 293 граждане ДНР и ЛНР имели право получить временное убежище на террито-рии России в упрощенном порядке (в октябре 2022 г. ЛНР и ДНР стали субъектами России). Граждане Украины, признанные в установленном законодательством Рос-сийской Федерации порядке беженцами, имеют право на: обращение с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке [11]; бес-платное прохождение медицинского освидетельствования [12]; назначение пенсии в соответствии с законодательством РФ [13]; бесплатные программы профессиональ-ного обучения [14]; бесплатное переобучение или получение дополнительного про-

7

Генезис правового института «беженца»…

фессионального образования по наиболее востребованным профессиям [15]; встать на учет в налоговом органе РФ в качестве самозанятых [16].

Указом Президента России от 27.08.2022 № 586 с 1 июля по 31 декабря 2022 г. гражданам ДНР, ЛНР, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории этих государств и прибывшим на территорию Российской Федерации после 18.02.2022 были установлены следующие выплаты: ежемесячная выплата пенсионерам и инвалидам – 10 000 руб.; доплата к пенсии лицам, достигшим воз-раста 80 лет, и инвалидам I группы и детям-инвалидам – 3000 руб.; единовременная выплата беременным женщинам – 10 000 руб.; ежемесячная выплата ветеранам ВОВ – 5000 руб.; единовременная выплата при рождении ребенка – 20 000 руб.; ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до 18 лет – 4000 руб., а в слу-чае если такой ребенок находится под опекой или попечительством – 15 000 руб., на каждого ребенка в возрасте до 23 лет при условии его обучения по очной форме в образовательной организации – 4000 руб.; ежемесячная выплата единственному ро-дителю на каждого ребенка в размере 10 000 руб. [17].

Проведенное исследование становления правового института «беженца» в Рос-сийской Федерации показывает, что проделана огромная работа для реализации эф-фективной государственной политики в сфере предоставления защиты и помощи беженцам. Сотни тысяч беженцев успешно интегрированы в Россию. Но правопри-менительная деятельность показывает, что есть ряд недостатков в правовом регули-ровании правового статуса беженцев. Так, стоит согласиться с С.Г. Трифоновым и К.В. Трифоновой, что достаточно затянута процедура признания лица беженцем. Предусмотренные законодательством стадии предварительного рассмотрения хода-тайства; принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо в отказе в рассмотрении ходатайства по существу процедурно только усложняют и затягивают предусмотренный процесс [18]. Полагаем, что вышеука-занные стадии следует объединить в одну – в стадию предварительного рассмотре-ния ходатайства.

Анализ содержания оснований для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу позволяет прийти к выводу о том, что ст. 5 ФЗ «О беженцах» следует до-полнить следующими основаниями: наличие достоверных сведений, что пребыва-ние лица на территории российской Федерации будет угрожать безопасности Рос-сийской Федерации; наличие достаточных сведений полагать, что лицо в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации является иностранным агентом.

  • связи с этим представляется целесообразным включить в ФЗ «О беженцах» нормы, регламентирующие детальный комплекс мероприятий по проверке лиц, пре-тендующих на статус беженца в Российской Федерации. Так как в современных условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса совершенствование российского законодательства о беженцах должно быть направлено в первую оче-редь на предотвращение появления в Российской Федерации лиц, способствующих распространению деструктивной идеологии, представляющих объективную угрозу нашим национальным интересам.

Список литературы:

1. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — ноябрь 2022 года // https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/34428645 (дата обращения 23.12.2022)

Ерёмина И. С.

2.Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» (с изменениями и дополнениями) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425.

3.Закон СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (утратил силу) // Ведомости ВС СССР», 1981, № 26. Ст. 836.

4. Международные акты. Конвенция о статусе беженцев и апатридов 21 июля 1951 г. // Гражданин и право. 2002. № 6. С. 22 — 28.

5. Международные акты. Протокол, касающийся статуса беженцев: [принят конференцией полномоч-ных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов 31 января 1967 г.] // Гражданин и пра-во. 2002. № 6. С. 29 — 31.

6. См. ст. 1 Конвенции о статусе беженцев и апатридов 21 июля 1951 г. // Гражданин и право. 2002.№ 6.

7. Соглашением стран СНГ «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24 сентября 1993 г. // Российская газета. 1993. № 27. С. 21

8.Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 14.07.2022) «О беженцах» // Собрание законода-тельства РФ. 1997, № 26. Ст. 2956.

  1. Школяренко Е.А. Соотношение понятий «беженец» в российском и международном праве // Вест-ник Кемеровского государственного университета. 2010. № 1. С. 181.
  2. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (с изменения-ми и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 2006, № 26. Ст. 2820.
  3. Указ Президента России от 04.05.2022 № 255 «О внесении изменений в Указ Президента Россий-ской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощен-ном порядке» и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»// (www.pravo.gov.ru) 4 мая 2022 г. № 0001202205040019.
  4. Постановления Правительства России от 19.05.2022 № 903 «О внесении изменений в постановле-ние Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 1134»; от 28.07.2022 № 1340 // pravo.gov.ru, 19 мая 2022 г. № 0001202205190022.
  5. Информация Минтруда России от 13.04.2022 // Солидарность» от 20-27 апреля 2022 г. № 16.
  6. Постановление Правительства России от 02.09.2022 № 1545 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // pravo.gov.ru, 2 сентября 2022 г. № 0001202209020049.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2022 № 2343 «О внесении изме-нений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // pravo.gov.ru, 20 декабря 2022 г. №

0001202212200039.

  1. Федеральный закон от 28.06.2022 № 206-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // pravo.gov.ru) 28 июня 2022 г. N 0001202206280039.
  2. Указом Президента России от 27.08.2022 № 586 «О выплатах гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно поки-нувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации» // pravo.gov.ru, 27 августа 2022 г. №

0001202208270001.

  1. Трифонов С.Г., Трифонова К.В. Особенности взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения миграционной безопасности // Ученые записки Крымского федерального универси-тета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 9. №2. С. 308-318.

Eremina I. S. The genesis of the «refugee» legal institute in the russian federation // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 3–10.

The article discusses the main stages in the development of domestic legislation regulating the legal status of refugees in Russia. The author comes to the conclusion that the emergence and development of the “refu-gee” institution in the Russian Federation originates from the collapse of the USSR and the associated migra-tion flows from the former republics of the USSR (the outflow of the Russian -speaking population). The arti-cle reveals the distinctive features of the concept of «refugee»; topical issues related to forced migration are identified. An analysis of modern Russian legislation regulating the legal institution of refugees has been car-ried out, which shows that a lot of work has been done to implement an effective state policy in the field of providing protection and assistance to refugees. Hundreds of thousands of refugees have been successfully integrated into Russia. But, there are a number of shortcomings in the legal regulation of the legal status of refugees: the provision of protection to refugees is restrictive and focuses mainly on strengthening immigra-tion control; the procedure for recognizing a person as a refugee is rather lengthy. The author proposes that in the current conditions of a global civilizational and value crisis, the improvement of Russian legislation on refugees should be aimed primarily at preventing the appearance in the Russian Federation of persons who

9

Генезис правового института «беженца»…

contribute to the spread of destructive ideology, representing an objective threat to our national interests. In this regard, it seems appropriate to include in the Federal Law «On Refugees» the norms regulating a set of measures to verify persons claiming refugee status in the Russian Federation. The study used general scientific and particular scientific methods: dialectical, comparative, formal legal, etc.

Key words: refugees; migration; legal status; shelter; rights and freedoms; voluntary resettlement; Foreign citizens; stateless persons; victim of persecution; forced migrants.

Spisok literatury

  1. Svodka osnovnyh pokazatelej deyatelnosti po migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za yanvar — noyabr 2022 goda // https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/34428645 (data obrasheniya 23.12.2022)
  2. Federalnyj zakon ot 19 fevralya 1993 g. N 4528-I «O bezhencah» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Vedomosti SND i VS RF. 1993. № 12. St. 425
  3. Zakon SSSR ot 24 iyunya 1981 g. № 5152-H «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v SSSR»

(utratil silu) // Vedomosti VS SSSR», 1981, N 26, st. 836.

  1. Mezhdunarodnye akty. Konvenciya o statuse bezhencev i apatridov 21 iyulya 1951 g.] // Grazhdanin i pravo. 2002. № 6. S. 22 — 28.
  2. Mezhdunarodnye akty. Protokol, kasayushijsya statusa bezhencev: [prinyat konferenciej polnomochnyh predstavitelej po voprosu o statuse bezhencev i apatridov 31 yanvarya 1967 g.] // Grazhdanin i pravo. 2002. №
  3. S. 29 — 31.
  4. Sm. st. 1 Konvencii o statuse bezhencev i apatridov 21 iyulya 1951 g. // Grazhdanin i pravo. 2002. № 6.
  5. Federalnyj zakon ot 19.02.1993 № 4528-1 (red. ot 14.07.2022) «O bezhencah» // Sobranie za-konodatelstva RF. 1997, № 26. St. 2956.
  6. Shkolyarenko E.A. Sootnoshenie ponyatij «bezhenec» v rossijskom i mezhdunarodnom prave // Vestnik

Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 1. S. 181.

  1. Ukaz Prezidenta RF ot 22 iyunya 2006 g. N 637 «O merah po okazaniyu sodejstviya dobrovolnomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushih za rubezhom» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Sobranie zakonodatelstva RF. 2006, № 26. St. 2820.
  2. Ukaz Prezidenta RF ot 22 iyunya 2006 g. N 637 «O merah po okazaniyu sodejstviya dobrovol’nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Sobranie zakonodatel’stva RF. 2006, № 26. St. 2820.
  3. Ukaz Prezidenta Rossii ot 04.05.2022 № 255 «O vnesenii izmenenij v Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 aprelya 2019 g. N 183 «Ob opredelenii v gumanitarnyh celyah kategorij lic, imeyushchih pravo obratit’sya s zayavleniyami o prieme v grazhdanstvo Rossijskoj Federacii v uproshchennom poryadke» i Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 aprelya 2019 g. № 187 «Ob otdel’nyh kategoriyah inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva, imeyushchih pravo obratit’sya s zayavleniyami o prieme v grazhdanstvo Rossijskoj

Federacii v uproshchennom poryadke»// (www.pravo.gov.ru) 4 maya 2022 g. № 0001202205040019.

  1. Postanovleniya Pravitel’stva Rossii ot 19.05.2022 № 903 «O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 31 oktyabrya 2014 g. № 1134»; ot 28.07.2022 № 1340 // pravo.gov.ru,
  2. maya 2022 g. № 0001202205190022.
  3. Informaciya Mintruda Rossii ot 13.04.2022 // Solidarnost'» ot 20-27 aprelya 2022 g. № 16
  4. Postanovlenie Pravitel’stva Rossii ot 02.09.2022 № 1545 «O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravi-tel’stva Rossijskoj Federacii» // pravo.gov.ru, 2 sentyabrya 2022 g. № 0001202209020049.
  5. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 19.12.2022 № 2343 «O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel’stva Rossijskoj Federacii» // pravo.gov.ru, 20 dekabrya 2022 g. №

0001202212200039.

  1. Federal’nyj zakon ot 28.06.2022 N 206-FZ «O vnesenii izmenenij v stat’i 3 i 5 Federal’nogo zakona «O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special’nogo nalogovogo rezhima «Nalog na professional’nyj dohod» // pravo.gov.ru) 28 iyunya 2022 g. N 0001202206280039.
  2. Ukazom Prezidenta Rossii ot 27.08.2022 № 586 «O vyplatah grazhdanam Doneckoj Narodnoj Respu-bliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki, Ukrainy i licam bez grazhdanstva, vynuzhdenno pokinuvshim territorii Doneckoj Narodnoj Respubliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki, Ukrainy i pribyvshim na territoriyu Ros-sijskoj Federacii» // pravo.gov.ru, 27 avgusta 2022 g. № 0001202208270001.
  3. Trifonov S.G., Trifonova K.V. Osobennosti vzaimodeystviya pravoohranitelnyih organov v sfere obespecheniya migratsionnoy bezopasnosti // Uchenyie zapiski Kryimskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. 2022. T. 9. №2. S. 308-318.

.