Формализация наблюдателей в законодательстве советского периода

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Киреев К. П.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – С. 326 – 331.

УДК 340.5

ФОРМАЛИЗАЦИЯ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Киреев К. П.

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

  • данной статье на основе историко-сравнительного метода осуществлен анализ законодательства советского периода развития Российского государства с целью систематизации легализованного мате-риала о многообразии наблюдателей в различных правоотношениях. В качестве итогов автором пред-ставлено видовое многообразия наблюдателей, статус которых формализован законодательством со-ветского периода. В частности, установлены индивидуальная и коллективная формы наблюдения; на основе критерия юридической природы дана характеристика наблюдателям от общественности в орга-нах государственной власти; исключительно представителям государственный власти; наблюдателям, представляющим и органы государственной власти, и общественность; в зависимости от сферы дея-тельности наблюдателей указан универсальный и специальный государственный контроль, а также народовластный и избирательный процессы.

Ключевые слова: наблюдатель, наблюдательные комиссии, избирательный процесс, референдум, исправительно-трудовые учреждения.

  • юридической науке [13, с. 154-165; 14, с. 53-60; 15, с. 235-242; 19, с. 44-52]

традиционно и на основе действующего законодательства [11] наблюдателей сопо-ставляют с избирательным процессом. Однако современные нормативные правовые акты регламентируют участие наблюдателей и в иных общественных отношениях [9, 10, 12].

Словари называют наблюдателем «того, кто следит глазами за кем-либо или чем-либо, смотрит что-либо; того, кто профессионально следит за текущими событиями, чтобы дать им оценку и предсказать, что может произойти в будущем» [18]. Пола-гаем, такая содержательно широкая трактовка наблюдателей позволяет сделать вы-вод, как минимум, о реализации ими прогнозирующей и контрольной функциях. При обращении к конкретным правовым нормам, к примеру, Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, может быть сделан вывод и о правозащитной функции наблюдателей в рамках избирательного процесса [11].

Такая распространенность наблюдателей в различных видах правоотношений, на наш взгляд, актуализирует систематизацию знаний о них. В этой связи первооче-редным шагом может стать анализ на основе историко-сравнительного метода (предполагает сравнение различных государственных и правовых институтов на конкретных этапах исторического развития [17]) законодательства советского пери-ода на предмет выявления в нем норм, легализующих индивидуальные и коллек-тивные формы наблюдения. Далее представим полученные результаты с учетом хронологического порядка нормативных правовых актов.

Итак, функционал наблюдателя «за своевременным и правильным представлени-ем государственными, кооперативными и частными предприятиями статистической отчетности» [7] был отведен за органами рабоче-крестьянской инспекции (в после-дующем отменен) [7]. Уточним, что Рабоче-крестьянская инспекция являлась раз-новидностью органов государственного контроля; учреждена Декретом ВЦИК от 08.02.1920 г. «О Рабоче-Крестьянской Инспекции» [1]. «Именно масштабное вовле-

326

Киреев К. П.

чение в контрольную работу представителей рабочего и крестьянского классов объ-ясняет специфическое наименование данного органа – «Рабоче-Крестьянская Ин-спекция» [16, с. 249-257].

    • 1930 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР в военно-исправительных ча-стях Рабоче-крестьянской красной армии были организованы наблюдательные ко-миссии «в составе председателя – командира военно-исправительной части и двух членов – представителей военного трибунала и соответствующего политического органа Рабоче-крестьянской красной армии» [2].

Наблюдательным комиссиям, в частности, предоставлялись права:

«а) условно-досрочного освобождения лиц, содержащихся в военно-исправительных частях;

б) перевода указанных лиц в общие места заключения в случаях увольнения их с непрерывной службы в частях Рабоче-крестьянской красной армии, а также в тех случаях, когда содержание этих лиц в военно-исправительных частях будет призна-но комиссией нецелесообразным» [2].

Отметим, в отличие от предыдущей функции наблюдения, в Рабоче-крестьянской красной армии наблюдательные комиссии формировались из предста-вители руководящего состава и структурных подразделений соответствующего гос-ударственного образования.

    • 1975 г. были учреждены наблюдательные комиссии при исполнительных ко-митетах районных и городских советов депутатов трудящихся в целях усиления общественного контроля за деятельностью исправительно-трудовых учреждений
  1. Такие комиссии создавались «из представителей советских, профсоюзных и комсомольских организаций (в том числе представителей органов здравоохранения, просвещения, культуры и др.) под председательством членов исполнительных ко-митетов районных или городских Советов депутатов трудящихся» [3]. Как видим, состав заявленных комиссий был смешанным – представители государственных ор-ганов и общественности.

К числу основных задач наблюдательных комиссий было отнесено:

«а) осуществление постоянного контроля за соблюдением социалистической за-конности в деятельности исправительно-трудовых учреждений;

б) наблюдение за выполнением мероприятий, предусмотренных Положением об исправительно-трудовых учреждениях, по перевоспитанию заключенных на основе приобщения их к общественно полезному труду, правильной организации труда, улучшению быта, культурного обслуживания, производственно-технического обу-чения и повышению общеобразовательного уровня заключенных, а также оказание помощи администрации исправительно-трудовых учреждений в проведении этой работы;

в) привлечение общественности к участию в перевоспитании заключенных;

г) содействие лицам, освобожденным из мест заключения, в трудоустройстве»

  1. и др.

Заявленный нами контрольный функционал подтверждают правовые нормы ис-следуемого хронологического периода. Так, «наблюдательные комиссии осуществ-ляли контроль за начислением рабочих дней заключенным, производимым админи-страцией исправительно-трудовых учреждений (п. 8)» [3].

327

Киреев К. П.

Уточним, что деятельность наблюдательных комиссий характеризовалась все-сторонним взаимодействием с субъектами, управомоченными в данной сфере. В частности, «на заседания наблюдательных комиссий приглашались прокуроры, осуществляющие надзор за местами заключения, а также администрация и предста-вители общественных организаций исправительно-трудовых учреждений» (п. 12).

    • 1965 г. Положение о наблюдательных комиссиях было обновлено [8]. Число членов комиссии теперь устанавливалось в зависимости от объема работы комис-сии. Состав комиссии был расширен, в него «входили депутаты Советов, представи-тели профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, трудовых коллективов (из числа опытных воспитателей, ветеранов труда, пенсионеров – учи-телей, медицинских работников, офицеров запаса и других)» (ст. 3) [8].

Отдельно отмечалось, что в состав наблюдательной комиссии «не могли входить работники органов внутренних дел (милиции), прокуратуры, судов, а также адвока-

ты» (ст. 4) [8].

По сравнению с Положением о наблюдательных комиссиях 1957 г. в рассматри-ваемом Положении 1965 г. существенно были обновлены основные задачи наблю-дательных комиссий при исполнительных комитетах районных, городских (без рай-онного деления), районных в городах Советов народных депутатов. В частности:

«а) осуществление постоянного общественного контроля за деятельностью ис-правительно-трудовых учреждений, воспитательно-трудовых профилакториев и ор-ганов, исполняющих приговоры судов;

б) осуществление контроля за организацией и проведением воспитательной ра-боты на предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают лица, передан-ные на поруки, осужденные условно или к наказанию и др.;

в) учет и общественное наблюдение за поведением в быту и на производстве лиц, неоднократно судимых, по отбытии ими наказания;

г) привлечение общественности к оказанию помощи администрации исправи-тельно-трудовых учреждений, воспитательно-трудовых профилакториев и органов, исполняющих приговоры судов в работе по исправлению и перевоспитанию осуж-денных;

е) оказание необходимой помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы, воспитательно-трудовых профилактори-ев, от ссылки и высылки, а также другим лицам, освобожденным от отбывания наказания» (ст. 8) [8].

    • деятельности наблюдательных комиссий также сохранялся формат всесторон-него взаимодействия с субъектами, управомоченными в данной сфере. К примеру, «на заседание наблюдательной комиссии приглашались прокурор, осуществляющий надзор за местами лишения свободы и органы, исполняющие приговоры судов, и в зависимости от характера рассматриваемых вопросов – представители администра-ции исправительно-трудовых учреждений, воспитательно-трудовых профилактори-ев и органов, исполняющих приговоры судов…» (ст. 13) [8].

Уточним, что в заявленный хронологический период установлены нормы, лега-лизовавшие статус наблюдателей в рамках отдельных предприятий (например, наблюдатели в организациях и предприятиях гидрометеорологической службы [6]).

    • заключении отметим традиционный формат наблюдения для народовластного
  • избирательного процессов. Так, в 1991 г. постановлениями Президиума Верховно-

328

Киреев К. П.

го Совет РСФСР был введен институт наблюдателей за проведением референдумов СССР и РСФСР 17.05.1991 г. на территории РСФСР [4]; за проведением выборов Президента РСФСР [5]. Так, «для оказания организационной и методической помо-щи … был предоставлен статус и права официальных наблюдателей Президиума Верховного Совета РСФСР … народным депутатам РСФСР» (п. 1) [4, 5].

Официальным наблюдателям Президиума Верховного Совета РСФСР было ре-комендовано «оказывать комиссиям по проведению референдумов / выборов содей-ствие в реализации возложенных на них задач» (п. 2), а также возлагались обязанно-сти содействовать соблюдению законодательства о референдуме / выборах.

    • аспекте контрольных правомочий надлежит отметить предоставленный офи-циальным наблюдателям Президиума Верховного Совета РСФСР доступ ко всем материалам комиссий референдумов / выборов в любой момент работы комиссий, в том числе и расположенным в воинских частях (по выборам Президент) [5]. У наблюдателей в рамках народовластного процесса было право обжалования реше-ний комиссий в Центральную комиссию РСФСР по проведению референдумов

СССР и РСФСР [4].

Подводя итоги осуществленного исследования, отметим, что в заявленном хро-нологическом периоде выявлены правовые нормы, легализующие индивидуальную

  • коллективные формы наблюдения. В аспекте юридической природы установлены наблюдатели от общественности в органах государственной власти; исключительно представители государственный власти; наблюдатели, представляющие и органы государственной власти, и общественность. Что касается сферы, в которой наблю-датели реализуют деятельность, здесь отмечен универсальный государственный контроль, контроль в отдельных сферах, в частности, в рамках народовластного и избирательного процессов; за исправительно-трудовыми учреждения и т.п.

Список литературы:

  1. Декрет ВЦИК от 08.02.1920 г. «О Рабоче-Крестьянской Инспекции» // Собрание узаконений и рас-поряжений Правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943. С. 123-125.
  2. Постановление ЦИК и СНК СССР от 30.05.1930 г. «Об организации наблюдательных комиссий в военно-исправительных частях Рабоче-крестьянской красной армии» // СЗ СССР. 1930. № 27. Ст. 299.
  3. Постановление Совмина РСФСР от 24.05.1957 г. № 349 «Об утверждении Положения о наблюда-тельных комиссиях при исполнительных комитетах районных и городских Советов депутатов трудя-щихся» // СП РСФСР. 1958. № 3. Ст. 22.
  4. Постановление Президиума ВС РСФСР от 04.03.1991 г. «О введении института наблюдателей Пре-зидиума Верховного Совета РСФСР за проведением референдумов СССР и РСФСР 17 марта 1991 года на территории РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 10. Ст. 274.
  5. Постановление Президиума ВС РСФСР от 20.05.1991 г. «О введении института наблюдателей Пре-зидиума Верховного Совета РСФСР за проведением выборов Президента РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 715.
  6. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 26.03.1969 г. № 119/8 «О дополнении Типового Положения о премировании рабочих-повременщиков, наблюдателей, руководящих и инже-нерно-технических работников организаций и предприятий гидрометеорологической службы» // Бюл-летень Госкомтруда СССР. 1969. № 6.
  7. Постановление СТО СССР от 03.06.1927 г. «Об освобождении органов рабоче-крестьянской инспек-ции от обязанности наблюдать за своевременным и правильным представлением статистической от-четности государственными, кооперативными и частными предприятиями» // СЗ СССР. 1927. № 41. Ст. 423.
  8. Указ Президиума ВС РСФСР от 30.09.1965 г. «Об утверждении Положения о наблюдательных ко-миссиях» // Ведомости ВС РСФСР. 1965. № 40. Ст. 990.
  9. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Феде-рации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

329

Киреев К. П.

  1. Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обви-няемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.
  2. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 31.07.2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  3. Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После Россий-ской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)» // 2016. № 26 (Часть I) Ст. 3855.
  4. Григоревский В.А. Правовые проблемы назначения наблюдателей на выборах // Гражданин. Выбо-ры. Власть. 2019. № 3 (13). С. 154-165.
  5. Исраелян В.Б. Правовые основы статуса общественного наблюдателя на выборах Президента Рос-сийской Федерации и на выборах мэра города Москвы // Российское государствоведение. 2018. № 4. С. 53-60.
  6. Кондращенко Д.А. Проблемы и перспективы развития правового статуса наблюдателей на выборах в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23. № 2. С. 235-242.
  7. Султанмуратов Д.Ю. Рабоче-крестьянская инспекция: правовые основы деятельности и особенно-сти осуществления контрольно-ревизионной работы // Вопросы студенческой науки. 2020. Выпуск №
  8. (52). С. 249-257.
  9. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 544 с.

18. Толковый словарь русского языка Д.В. Дмитриева. 2003;

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/2476/%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%

BB%D1%8E%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C?ysclid=lnwxk1qdt6577986804 (дата обращения 11.09.2023 г.).

  1. Чепкасов Р.А. Наблюдатель на выборах как институт общественного контроля за избирательным процессом // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12. № 8-1. С. 44-52.

Kireev K. P. Formalization of observers in the legislation of the soviet period // Scientific notes of V.

I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – Р. 326 – 331.

In this article, based on the historical and comparative method, the analysis of the legislation of the Soviet period of the development of the Russian state is carried out in order to systematize the legalized material about the diversity of observers in various legal relations.

As a result, the author presents the species diversity of observers whose status is formalized by the legisla-tion of the Soviet period. In particular, individual and collective forms of observation are established; on the basis of the criterion of legal nature, a characteristic is given to observers from the public in state authorities; exclusively representatives of state authorities; observers representing both state authorities and the public; depending on the scope of the observers’ activities, universal and special state control, as well as people’s and electoral processes are indicated.

Keywords: observer, supervisory commissions, electoral process, referendum, correctional labor institu-tions.

Spisok literatury:

  1. Dekret VCIK ot 08.02.1920 g. «O Raboche-Krest’yanskoj Inspekcii» // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij Pravitel’stva za 1920 g. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR M. 1943. S. 123-125.
  2. Postanovlenie CIK i SNK SSSR ot 30.05.1930 g. «Ob organizacii nablyudatel’nyh komissij v voenno-ispravitel’nyh chastyah Raboche-krest’yanskoj krasnoj armii» // SZ SSSR. 1930. № 27. St. 299.
  3. Postanovlenie Sovmina RSFSR ot 24.05.1957 g. № 349 «Ob utverzhdenii Polozheniya o nablyudatel’nyh komissiyah pri ispolnitel’nyh komitetah rajonnyh i gorodskih Sovetov deputatov trudyashchihsya» // SP RSFSR. 1958. № 3. St. 22.
  4. Postanovlenie Prezidiuma VS RSFSR ot 04.03.1991 g. «O vvedenii instituta nablyudatelej Prezidiuma Ver-hovnogo Soveta RSFSR za provedeniem referendumov SSSR i RSFSR 17 marta 1991 goda na territorii

RSFSR» // Vedomosti SND RSFSR i VS RSFSR. 1991. № 10. St. 274.

  1. Postanovlenie Prezidiuma VS RSFSR ot 20.05.1991 g. «O vvedenii instituta nablyudatelej Prezidiuma Ver-hovnogo Soveta RSFSR za provedeniem vyborov Prezidenta RSFSR» // Vedomosti SND RSFSR i VS RSFSR. 1991. № 21. St. 715.
  2. Postanovlenie Goskomtruda SSSR, Sekretariata VCSPS ot 26.03.1969 g. № 119/8 «O dopolnenii Tipovogo

Polozheniya o premirovanii rabochih-povremenshchikov, nablyudatelej, rukovodyashchih i inzhenerno-tekhnicheskih rabotnikov organizacij i predpriyatij gidrometeorologicheskoj sluzhby» // Byulleten’ Gos-komtruda SSSR. 1969. № 6.

  1. Postanovlenie STO SSSR ot 03.06.1927 g. «Ob osvobozhdenii organov raboche-krest’yanskoj inspekcii ot obyazannosti nablyudat’ za svoevremennym i pravil’nym predstavleniem statisticheskoj otchetnosti gosudar-stvennymi, kooperativnymi i chastnymi predpriyatiyami» // SZ SSSR. 1927. № 41. St. 423.

330

Киреев К. П.

  1. Ukaz Prezidiuma VS RSFSR ot 30.09.1965 g. «Ob utverzhdenii Polozheniya o nablyudatel’nyh komissi-yah» // Vedomosti VS RSFSR. 1965. № 40. St. 990.
  2. Federal’nyj konstitucionnyj zakon ot 28.06.2004 g. № 5-FKZ «O referendume Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2004. № 27. St. 2710.
  3. Federal’nyj zakon ot 15.07.1995 g. № 103-FZ «O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij» // SZ RF. 1995. № 29. St. 2759.
  4. Federal’nyj zakon ot 12.06.2002 g. № 67-FZ «Ob osnovnyh garantiyah izbiratel’nyh prav i prava na uchas-tie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii» (red. ot 31.07.2023 g.) // SZ RF. 2002. № 24. St. 2253.
  5. Federal’nyj zakon ot 23.06.2016 g. № 186-FZ «O CHrezvychajnom i Polnomochnom Posle Rossijskoj

Federacii v inostrannom gosudarstve i Postoyannom predstavitele (predstavitele, postoyannom nablyudatele) Rossijskoj Federacii pri mezhdunarodnoj organizacii (v inostrannom gosudarstve)» // 2016. № 26 (CHast’ I)

St. 3855.

  1. Grigorevskij V.A. Pravovye problemy naznacheniya nablyudatelej na vyborah // Grazhdanin. Vybory.

Vlast’. 2019. № 3 (13). S. 154-165.

  1. Israelyan V.B. Pravovye osnovy statusa obshchestvennogo nablyudatelya na vyborah Prezidenta Ros-sijskoj Federacii i na vyborah mera goroda Moskvy // Rossijskoe gosudarstvovedenie. 2018. № 4. S. 53-60.
  2. Kondrashchenko D.A. Problemy i perspektivy razvitiya pravovogo statusa nablyudatelej na vyborah v Rossijskoj Federacii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie.

Pravo. 2023. T. 23. № 2. S. 235-242.

  1. Sultanmuratov D.YU. Raboche-krest’yanskaya inspekciya: pravovye osnovy deyatel’nosti i osobennosti osushchestvleniya kontrol’no-revizionnoj raboty // Voprosy studencheskoj nauki. 2020. Vypusk № 12 (52). S.

249-257.

  1. Teoriya gosudarstva i prava / pod red. A.S. Pigolkina. M.: Gorodec, 2003. 544 s.
  2. Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka D.V. Dmitrieva. 2003; https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/2476/%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0% BB%D1%8E%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C?ysclid=lnwxk1qdt6577986804 (data obrashcheniya 11.09.2023 g.).
  3. CHepkasov R.A. Nablyudatel’ na vyborah kak institut obshchestvennogo kontrolya za izbiratel’nym pro-

cessom // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2022. T. 12. № 8-1. S. 44-52.

.

331