Деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации при реализации общих и специальных полномочий в контексте правового института ограничений прав и свобод человека и гражданина (теоретико-правовой аспект)

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Иванов А. Э.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 151 -158.

УДК 340.1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИСКОЙ ФЕДАРАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Иванов А. Э.

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Развитие и существование правового института ограничения прав и свобод человека и гражданина в первую очередь обусловлено необходимостью защиты нравственности, основных прав и законных интересов личности, обеспечение безопасности государства и основ конституционного строя действующего на современном этапе. Все это является первоочередной задачей для нашего государства, кото-рое как определенно в Конституции Российской Федерации, является демократическим и правовым. Для более эффективного решения задач в области защиты прав и свобод человека и гражданина, была создана государственная военная организация, которая входит в структуру федеральных органов исполнительной власти. Войскам национальной гвардии Российской Федерации, отводиться особая роль, которая предполагает осуществление в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Для войск правопорядка личность выступает и как объект защиты, так и может выступать объектом правомерного принудительного воздействия, на который распространяется меры принуждения в ходе реализации как общих, так и специальных полномочий.

Ключевые слова: правовой институт ограничений прав и свобод, человек и гражданин, проблемы эволюции, правовые средства, государство и субъекты права, войска национальной гвардии РФ.

Войска национальной гвардии Российской Федерации, являющиеся государ-ственной военной организацией, входящей в состав Федеральной службы войск национальной гвардии, создавались с главной задачей – обеспечение государственной и общественной безопасности, а также защиты основных прав и свобод челове-ка и гражданина.

Военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии выполняют возло-женные на них задачи, как в рамках общих, так и специальных полномочий. Полно-мочия войск национальной гвардии Российской Федерации закреплены в федераль-ном законодательстве регулирующих деятельность войск национальной Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и гражданина, наиболее значимых инте-ресов общества и государства, являются первоочередными задачами, для выполне-ния которых и создан Федеральный орган исполнительной власти, такой как войска национальной гвардии.

Для выполнения возложенных на войска национальной гвардии Российской Фе-дерации задач, должностные лица наделяются разнообразными по своему характеру властными полномочиями, которые имеют свое отражение в рамках их полномочий. Полномочия с одной стороны входят в сферу основных, наиболее важных прав и свобод граждан РФ, и тесно связана с большим риском наступления неотвратимых последствий. С другой же стороны это одно из самых результативных средств,

151

Деятельность войск национальной гвардии

предназначенных для защиты законных интересов граждан, не переступающих рам-ки закона. Отсюда следует то, что реализация полномочий ограничена четкими пра-вовыми рамками, которые регулируются действующим законодательством.

Происходящие изменения отечественного законодательства, затрагивают обще-ственные отношения, складывающиеся в процессе охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также мер принуждения, применяемые при реализа-ции полномочий. В настоящее время такого рода процессы происходит в очень быстром темпе. Между нормотворческим и правоприменительным процессами в реальной жизни, возникают определенные противоречия, такие как предписание одних норм права противоречат предписаниям других норм. В таких случаях про-исходит замедление в регулировании общественных отношений в ходе реализации полномочий войск национальной гвардии Российской Федерации.

Отечественное законодательство, выполняющее функцию по регулированию общественных отношений и правопорядка, постоянно обновляется и не стоит на месте. Поэтому полномочия военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии РФ, постоянно конкретизируются и изменяются по мере необходимости.

Признание, соблюдение и защита основных прав и свобод личности являются главными задачами любого правового демократического государства, одним из главных направлений деятельности войск национальной гвардии РФ, которое они реализуют через исполнение общих и специальных полномочий.

Правовой основой деятельности войск национальной гвардии являются норма-тивные правовые акты, представляющие собой систему актов, которые находятся в постоянной устойчивой динамичной связи, в целях обеспечения качественной орга-низации деятельности военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.

Рассматривая категорию «Полномочия войск национальной гвардии Российской Федерации», можно охарактеризовать ее как совокупность полномочий, которые должностные лица могут осуществлять без специального дословного закрепления. Для реализации полномочий, как правило, определяется общий текст и ссылка на норму права [1].

Определяя понятие «Полномочия военнослужащих и сотрудников войск нацио-нальной гвардии Российской Федерации», можно сказать, что это правовое явление, представляющее собой право военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии действовать от имени государства в ходе реализации их полномочий, опре-деленных федеральным законодательством.

Федеральный закон № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» закрепляет перечень полномочий, которыми наделены должностные лица, а именно:

– требовать от физических и должностных лиц соблюдения общественного порядка, прекращения противоправных действий;

– пресекать административные правонарушения, преступления и противо-правные действия;

– осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность физических лиц. Юридическим фактом проверки документов, являются имеющиеся данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления или же пола-гать, что данный гражданин находится в розыске, либо же в отношении него имеет-

Иванов А. Э.

ся повод к возбуждению дела об административном правонарушении или имеются основания для их задержания в иных случаях, предусмотренных федеральным зако-ном;

– осуществлять производство по делам об административных правонарушени-ях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных право-нарушениях [2];

– осуществлять охрану мест происшествия с принятием необходимых мер, также требовать от граждан покинуть данное место происшествия;

– осуществлять доставление граждан в служебные помещения полиции в це-лях решения вопроса о задержании гражданина;

– устанавливать личность граждан, если имеются достаточные основания по-лагать, что данное лицо находиться в розыске и скрывается от органов дознания, следствия или суда;

– осуществлять защиту граждан от угроз, способных причинить вред его жиз-ни и здоровью, в тех случаях, когда он самостоятельно не способен позаботиться о себе, либо если опасность нельзя избежать иным способом;

– осуществлять досмотр транспортных, плавучих средств, которые нарушают правила в пределах объектов охраняемые войсками национальной гвардии РФ;

– осуществлять контроль за действиями граждан по соблюдении ними про-пускного и внутриобъектового режимов на объектах, охраняемых войсками нацио-нальной гвардии;

– осуществлять досмотр и (или) осмотр физических лиц, посещающих охраня-емые войсками национальной гвардии объекты, также осуществлять осмотр нахо-дящихся при них вещей;

– осуществлять пропускной режим транспортных и плавучих средств при въезде или выезде с объекта, охрану которого осуществляют войска национальной гвардии Российской Федерации;

– осуществлять беспрепятственное проникновение на территории и в помеще-ния, охраняемые войсками национальной гвардии в целях пресечения правонару-шений, а также в целях задержания лиц, проникнувших на данные объекты с нару-шением пропускного режима;

– осуществлять деятельность, связанную с приемом, хранением и уничтоже-нием оружия, в том числе боеприпасов и патронов к оружию, а также взрывных устройств и взрывчатых веществ [3];

– при несении службы по охране общественного порядка и обеспечении об-щественной безопасности на акваториях водных объектов осуществлять при необ-ходимости досмотр плавучих средств;

– осуществлять в соответствии с нормативными актами Президента Россий-ской Федерации, разведку районов выполнения служебно-боевых задач;

– осуществлять, предусмотренную федеральными законами, деятельность по выдаче лицензий:

  1. гражданам и организациям на приобретение гражданского и служебного оружия;
  2. на экспонирование или коллекционирование оружия, основных частей огне-стрельного оружия и патронов к нему;

153

Деятельность войск национальной гвардии

  1. на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему.

– осуществлять, предусмотренную федеральными законами, деятельность по выдаче разрешений:

  1. на хранение гражданского и служебного оружия;
  2. на хранение и ношение гражданского и служебного оружия;
  3. на хранение и ношение наградного оружия;
  4. на транспортирование, вывоз с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации личного, служебного и наградного оружия;
  5. на хранение и использование отдельных моделей и типов боевого ручного стрелкового и служебного оружия, которое получено во временное пользование в соответствии с нормативно правовыми актами.

– осуществлять периодические проверки работников юридических лиц с осо-быми уставными задачами и частных охранников на пригодность к действиям в условиях применения оружия и специальных средств;

– осуществлять выдачу во временное пользование физическим и юридическим лицам отдельные виды и модели оружия и боеприпасов к нему, в порядке преду-смотренным законодательством Российской Федерации;

– осуществлять контроль за деятельностью, в том числе контроль за соблюде-нием требований и условий, установленных законодательством Российской Феде-рации, в отношении:

  1. организаций, осуществляющих образовательную деятельность по програм-мам профессионального обучения частных детективов и частных охранников;
  2. организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополни-тельным программам для руководителей частных охранных организаций.

– осуществлять охрану на договорной основе режимных и особо важных объ-ектов, имущества граждан и организаций;

– осуществлять охрану объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в том числе и объектов на коммуни-кациях. Перечень таких объектов утверждается правительством Российской Феде-рации;

– обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной, охранной тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объек-тах, когда охрана осуществляется с помощью технических средств охраны;

– обеспечивать безопасность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в том числе руководителей высших исполнительных органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц;

– осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за обеспече-нием безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса;

– осуществлять проверку в сфере контроля за оборотом оружия, на соблюде-ние установленных законодательством Российской Федерации требований, а имен-но:

  1. мест производства, хранения, торговли, экспонирования и коллекциониро-вания оружия, основных частей огнестрельного оружия;
  2. мест производства патронов к оружию и составных частей к ним;

Иванов А. Э.

  1. объектов, где используются и применяются все виды оружия и боеприпасы к

ним;

  1. мест утилизации боеприпасов;
  2. документов у граждан, подтверждающих законность владения ими различ-ных видов оружия и его использования.

– согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасности при обращении с оружием и наличия навыков без-опасного обращения с оружием, в том числе устанавливать порядок проверки таких знаний в организациях, где используется оружие;

– участвовать в проведении проверок мест производства, хранения, использо-вания и распространения пиротехнических изделий IV и V, а также взрывчатых ма-териалов промышленного назначения;

– проверять достоверность данных, содержащихся в документах, которые предоставляются для принятия решений о выдаче разрешений и лицензий, преду-смотренных нормативно правовыми актами. Достоверность данных осуществляется путем проведения собеседований с соискателями лицензий либо разрешений, также направлений соответствующих запросов в государственные органы, осуществляю-щие правоохранительную, лицензионную, контрольную, надзорную и иной вид дея-тельности;

– осуществлять отказ в выдаче лицензий и разрешений при наличии основа-ний, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также осу-ществление иных видов деятельности связанных с лицензиями и разрешениями на конкретные действия с оружием, комплектующими к нему и боеприпасами;

– исполнять решения суда о конфискации или возмездном изъятии оружия и боеприпасов у физических лиц или организаций;

– входить беспрепятственно в служебные помещения, занимаемые частными охранными организациями и частными детективами, а также в помещения учрежде-ний осуществляющих образовательную деятельность по программам подготовки частных охранников и частных детективов, а также руководителей частных охран-ных организаций, в целях:

    1. выполнения возложенных на войска национальной гвардии Российской Фе-дерации, обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности и частной детективной дея-тельности;
    2. осмотра мест хранения огнестрельного оружия и специальных средств;
    3. проверки организации охраны, осуществляемой частными охранными орга-низациями, на соответствие установленных правил;
    4. получения письменной и устной информации о частных охранных организа-циях, частных охранников и частных детективах, а также об организациях осу-ществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников и частных детективов, руководителей частных охранных организаций;
    5. выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявлен-ных нарушений правил касающихся осуществлений частной охранной деятельности
  • частной детективной деятельности.

155

Деятельность войск национальной гвардии

– осуществлять ношение гражданской одежды, а также форму одежды и знаки различия сотрудников федеральных органов исполнительной власти, работников организаций в соответствии с определяемым порядком руководителем уполномо-ченного федерального органа исполнительной власти;

– осуществлять остановку транспортных средств, если в этом есть необходи-мость, обусловленная выполнением возложенных на ВНГ РФ обязанностей по уча-стию в обеспечении безопасности дорожного движения в соответствии с россий-ским законодательством;

– осуществлять пресечение нарушений установленного общественного поряд-ка и общественной безопасности в населенных пунктах, а при необходимости в ис-правительных учреждениях;

– получать информацию от государственных органов и их должностных лиц, необходимую для осуществления деятельности войск национальной гвардии при реализации возложенных на них задач. Порядок получения такого рода информации безвозмездный;

– осуществлять пресечение полетов беспилотных воздушных судов в воздуш-ном пространстве находящегося над территориями и объектами, охрану которых осуществляют войска национальной гвардии Российской Федерации;

–осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности [4].

  1. полномочия войск национальной гвардии, представляет собой право военно-служащим и сотрудникам ВНГ действовать от имени государства в ходе реализации полномочий, определенных федеральным законодательством.
  2. правовые основы полномочий войск национальной гвардии Российской Фе-дерации, следует отметить то, что присутствует необходимость анализа нормативно правовой базы и ее изучения перед началом выполнения должностных и специаль-ных обязанностей. Нормативно правовая база является основой деятельности ком-петентных органов и их должностных лиц, в том числе и войск национальной гвар-дии Российской Федерации.
  3. при рассмотрении правовых принципов, на которых осуществляется реали-зация полномочий, следует отметить то, что правовые принципы являются исход-ными, основополагающими началами, которые закреплены в Федеральном законе «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», и определяют смысл и содержание деятельности данного федерального органа исполнительной власти.

Были проанализированы различные точки зрения относительно понятия право-вых принципов и их классификации, в результате чего был сделан вывод о том, что правовые принципы – это исходные, основополагающие начала, закрепленные в нормативных правовых актах, определяющие смысл и содержание права и правовой системы в целом, а также основанные на праве принципа деятельности государ-ственных и иных органов в сочетании с иными принципами их деятельности: эко-номическими, организационно-функциональными и т.п. [5].

  1. при рассмотрении классификации полномочий войск национальной гвардии Российской Федерации, необходимо отметить то, что классификация как метод научного исследования позволяет раскрыть систему возложенных полномочий ис-ходя из специфики выполняемых задач, а также тех должностных лиц кто входит в общий состав войск национальной гвардии Российской Федерации.

Иванов А. Э.

  1. военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии исполняют полномочия в строго соответствии с нормативными правовыми актами и иными ве-домственные руководящие документы, регулирующие деятельность войск. К руко-водящим документам относятся:

− Федеральный закон № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации;

− Приказы Федеральной службы войск национальной гвардии;

− Наставления по служебно-боевой деятельности, определяющих порядок ор-ганизации и несения службы в зависимости от предназначения подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации [7].

Полномочия, которые определены для войск национальной гвардии РФ, пред-определены общими принципами демократического и правового государства, а также общими принципами права.

Полномочия войск национальной гвардии Российской Федерации, основываются на общеправовых принципах права, к которым относятся следующие принципы:

–целесообразности;

–справедливости;

–гуманности;

–законности;

–соблюдения прав и свобод человека и гражданина [8].

Также, полномочия войск национальной гвардии Российской Федерации, реали-зуются на отраслевых принципах, таких как:

− единоначалия;

− централизации управления.

Воплощение данной группы принципов является обязательной частью при раз-работке и государственном закреплении полномочий, реализуемых в ходе государ-ственного регулирования.

Делая вывод, автор хотел отметить то, что полномочия войск национальной гвардии Российской Федерации, занимают главную роль в механизме правоохрани-тельной деятельности войск национальной гвардии РФ. Данный механизм имеет особенные черты и достаточно широкую область применения в качестве правоохра-нительных средств.

Список литературы:

  1. Долганова И.В., Ерофеева Д.В., Ефимова О.В., Кирпичев А.Е., Кулаков В.В., Левушкин А.Н., Сви-рин Ю.А., Смирнова В.В., Филиппова С.Ю. Актуальные проблемы гражданского права: учебник (под ред. д.ю.н., проф. Р.В. Шагиевой). — «ЮСТИЦИЯ», 2019 г. – 412 с.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

(ред. от 25.03.2022)URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/9442fc1b5e99c7d8228a526e90e6c859048ec3d5/ #dst102267 (дата обращения 10.09.2022).

  1. Марин В.А. Системное взаимодействие войск национальной гвардии российской федерации //

Вестник Московского университета МВД России. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnoe-vzaimodeystvie-voysk-natsionalnoy-gvardii-rossiyskoy-federatsii

(дата обращения: 12.09.2022).

  1. Линёв А.Н. Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» в ме-ханизме нормативно-правового регулирования правоохранительной деятельности // Государственная служба и кадры. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnyy-zakon-o-voyskah-natsionalnoy-

gvardii-rossiyskoy-federatsii-v-mehanizme-normativno-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 15.09.2022).

157

Деятельность войск национальной гвардии

  1. Гарник Л.Ю. Функции федеральной службы войск национальной гвардии российской федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-federalnoy-sluzhby-voysk-natsionalnoy-gvardii-rossiyskoy-federatsii

(дата обращения: 16.09.2022).

  1. Федеральный закон от 3 июня 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета. – 2016. – 6 июля.
  2. Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том первый; издание седьмое, перераб. и доп.).- М.: Норма: ИНФРА-М, 2021, – 864 с.
  3. Луценко В.В. Войска национальной гвардии как инструмент в механизме государственного воз-действия на общественные процессы и отношения в Российской Федерации / В. В. Луценко // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 2-1. – С. 92-96.

Ivanov A.E. Activities of the national guard troops of the Russian Fedaration in the implementation of general and special powers in the context of the legal institute of restrictions of the rights and free-doms of human and citizen (theoretical and legal aspect) // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 151-158.

The development and existence of a legal institution for restricting the rights and freedoms of man and cit-izen is primarily due to the need to protect morality, fundamental rights and legitimate interests of the individ-ual, ensuring the security of the state and the foundations of the constitutional system that is in force at the present stage. All this is a top priority for our state, which, as defined by the Constitution of the Russian Fed-eration, is democratic and legal. For a more effective solution of tasks in the field of protecting the rights and freedoms of man and citizen, a state military organization was created, which is part of the structure of the federal executive authorities. The troops of the National Guard of the Russian Federation are assigned a spe-cial role, which involves the implementation, within their powers, of state administration in the field of pro-tecting the constitutional rights and freedoms of man and citizen, protecting public order and ensuring public safety. For the troops of law and order, a person also acts as an object of protection, and can also act as an object of lawful coercive influence, which is subject to coercive measures in the course of the implementation of both general and special powers.

Keywords: legal institution of restrictions on rights and freedoms, man and citizen, problems of evolution, legal means, the state and subjects of law, troops of the National Guard of the Russian Federation.

Spisok literatury:

  1. Dolganova I.V., Erofeeva D.V., Efimova O.V., Kirpichev A.E., Kulakov V.V., Levushkin A.N., Svirin YU.A., Smirnova V.V., Filippova S.YU. Aktual’nye problemy grazhdanskogo prava: uchebnik (pod red. d.yu.n., prof. R.V. SHagievoj). — «YUSTICIYA», 2019 g. – 412 s.
  2. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot

25.03.2022)URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/9442fc1b5e99c7d8228a526e90e6c859048ec3d5/ #dst102267 (data obrashcheniya 10.09.2022).

  1. Marin V.A. Sistemnoe vzaimodejstvie vojsk nacional’noj gvardii rossijskoj federacii // Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnoe-vzaimodeystvie-voysk-natsionalnoy-gvardii-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 12.09.2022).
  2. Linyov A.N. Federal’nyj zakon «O vojskah nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii» v mekhanizme nor-mativno-pravovogo regulirovaniya pravoohranitel’noj deyatel’nosti // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnyy-zakon-o-voyskah-natsionalnoy-gvardii-rossiyskoy-federatsii-v-mehanizme-normativno-pravovogo-regulirovaniya (data obrashcheniya: 15.09.2022).
  3. Garnik L.YU. Funkcii federal’noj sluzhby vojsk nacional’noj gvardii rossijskoj federacii // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2020. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-federalnoy-sluzhby-voysk-natsionalnoy-gvardii-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 16.09.2022).
  4. Federal’nyj zakon ot 3 iyunya 2016 g. № 226-FZ «O vojskah nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii» //

Rossijskaya gazeta. – 2016. – 6 iyulya.

  1. Konstitucionnoe pravo Rossii. Uchebnyj kurs (Avak’yan S.A.) (uchebnoe posobie v dvuh tomah, tom pervyj; izdanie sed’moe, pererab. i dop.).- M.: Norma: INFRA-M, 2021, – 864 s.
  2. Lucenko V.V. Vojska nacional’noj gvardii kak instrument v mekhanizme gosudarstvennogo vozdejstviya na obshchestvennye processy i otnosheniya v Rossijskoj Federacii / V. V. Lucenko // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. – 2019. – T. 9. – № 2-1. – S. 92-96.

.