Деликтологическая характеристика правонарушений в области антиалкогольного и антитабачного законодательства РФ, совершаемых несовершеннолетними

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – С. 213 – 220.

УДК 342.924

ДЕЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АНТИАЛКОГОЛЬНОГО И АНТИТАБАЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, СОВЕРШАЕМЫХ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

  • статье рассмотрены проблемы административного регулирования нарушений несовершеннолет-них, установленных законодательством РФ правил оборота спирта и спиртосодержащей продукции, а также употребления табака и табачных изделий. Отечественное законодательство, в частности Консти-туция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. (далее – Конституция РФ) не только наде-ляет граждан и организации определенными правами, но также и предусматривает меры ответственно-сти за нарушение этих прав, а также за иные виды различных посягательств. Одним из видов таких деликтов выступают правонарушения, связанные с приобретением алкогольной продукцией и ее упо-треблением (в том числе и в общественных местах), а также нарушения антитабачного законодатель-ства.

Ключевые слова: деликтологическая характеристика, правонарушения в области алкогольного за-конодательства, правонарушения в области антитабачного законодательства, несовершеннолетние, алкогольная и спиртосодержащая продукция, психоактивные вещества, одурманивающие вещества, вовлечение, общественное место, алкогольная или табачная продукция.

  • условиях современной действительности общественная опасность правонару-

шений, предметом которых выступает алкогольная продукция и табачные изделия, выражается не только в том, что такие проступки могут повлечь за собой соверше-ние новых правонарушений, а в худшем случае и совершение действий, ответствен-ность за которые предусмотрена уголовным законодательством РФ, но и то, что в их совершение могут легко вовлекаться дети – наиболее незащищенная и несформиро-вавшаяся как личность категория граждан. Такое положение, по нашему мнению, самым губительным образом влияет на здоровье подрастающего поколения, имеет далеко идущие негативные последствия в вопросе формирования экономического, духовного, интеллектуального и даже оборонного потенциала государства и обще-ства.

Говоря о деликтологической характеристике рассматриваемой категории право-нарушений, в первую очередь стоит рассмотреть особенности личности правонару-шителя, в нашем случае — несовершеннолетнего лица, как субъекта правонарушений

  • области антиалкогольного и антитабачного законодательства РФ.
    • соответствии с Минимальными стандартными правилами ООН относительно осуществления судопроизводства в отношении несовершеннолетних 1985 г. («Пе-кинские правила») несовершеннолетний – это ребенок или молодой человек, кото-рый в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правона-рушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответ-ственности, применимой к взрослому [1].
    • тоже время, следует отметить, что мнение исследователей по поводу того, по-чему к несовершеннолетним в административной практике особое отношение — раз-деляется.

213

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

Так, часть исследователей считает, что специальное отношение к подросткам связано с тем, что у них имеются, в силу возраста, психологические особенности поведения.

Вторая группа исследователей объясняют особенное отношение не только в силу их психологических черт характера, но и в силу социального статуса несовершен-нолетнего [2].

    • нашей точки зрения, в данном вопросе, прежде всего, следует обратить внима-ние на то, что несовершеннолетние лица в принципе характеризуются неустойчиво-стью психики, отсутствием сформировавшегося правового сознания, подверженно-стью негативному влиянию, отсутствию должного уровня критического мышления
  • глубокого анализа поступающей информации. Совершение же правонарушений в области антиалкогольного и антитабачного законодательства РФ, может повлечь за собой наложение огромного отпечатка на дальнейшее развитие данных субъектов. Более того, совершение противоправного деяния в столь раннем возрасте может предопределить характер отношений правонарушителя с законом в будущем. Здесь имеется в виду наличие в дальнейшем рецидива совершения посягательств, которые могут из административных перерасти в уголовные. Согласимся с мнением Юши-ной Ю. В. указывающей на то, что одним из показательных элементов преступности несовершеннолетних является критерий выявленных несовершеннолетних лиц, со-вершивших преступные деяния в состоянии опьянения, так как внушительной части несовершеннолетних лиц, совершивших уголовно-наказуемые правонарушения присущи антисоциальные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, токсиче-ских веществ), склонность к попрошайничеству, бродяжничеству и др. Зачастую подобные виды девиантного поведения у молодежи возникают в связи с влиянием старших по возрасту лиц, ведущих подобный образ жизни и склоняющих подрост-ков к нему [3].

Также следует иметь в виду, что поскольку подростковый период является так называемым «переходным периодом» в жизни человека, во время которого он стре-мится доказать свою значимость и самостоятельность, совершая при этом обще-ственно опасные поступки, в том числе и правонарушения, то, к несовершеннолет-нему необходимо проявлять особое внимание не только со стороны родителей, но и со стороны общественности и государства, характеризующееся специфическими административными и воспитательными мерами.

Законодатель, в свою очередь, регламентируя особые положения администра-тивного воздействия, обязан учитывать вышеуказанные особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя, в целях предупреждения рецидива, а также воспитания законопослушного члена общества.

Рассматривая непосредственно состав правонарушений в части употребления несовершеннолетними алкогольной продукции, следует отметить, что администра-тивное законодательство Российской Федерации регламентирует вопросы привле-чения виновных к ответственности в данной области посредством совокупности статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [4]. (далее – КоАП РФ).

В частности, ст. 6.10. КоАП РФ регламентирует ответственность лиц, вовлекших несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих ве-

214

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

ществ. Под «вовлечением» в данной статье следует понимать одно или несколько действий, направленных на возникновение у несовершеннолетнего желания употре-бить или употребление такой продукции, выражающиеся в уговорах, угощении, обещании какой-либо выгоды, угрозе, обмане и т.д. И хотя на первый взгляд, по данной статье не возникает никаких вопросов относительно субъекта правонаруше-ния, и по смыслу диспозиции ч.1 ст.6.10 КоАП РФ таким лицом должен быть со-вершеннолетний гражданин, за пределами правового регулирования остаются ситу-ации, когда в качестве «вовлекающего» в употребление алкогольной и спиртосо-держащей продукции выступает также несовершеннолетний.

    • ст. 20.22 КоАП РФ законодатель устанавливает в качестве объективной сторо-ны правонарушения деяние в виде возможных двух вариантов действий: либо нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет; либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продук-ции. При этом не имеет значение место совершения указанных действий.
    • то же время анализ законодательства об административной ответственности несовершеннолетних дает возможность утверждать о наличии целого ряда пробелов
  • недостатков, которые в современных условиях создают существенные препят-ствия в борьбе с девиантным поведением несовершеннолетних [5].
    • качестве проблематики правоприменительной практики указанных статьей КоАП РФ следует отметить, что до сегодняшнего дня законодательно не утвержде-но чѐткое определение такого действия как «потребление (распитие)» алкогольной продукции. Такое положение, в некоторых случаях, затрудняет установление за-вершѐнности противоправного деяния, и, соответственно, виновности лица. Также стоит обратить внимание, что в ст. 20.22 КоАП РФ санкция статьи предусматривает наказание за данное правонарушение родителям или законным представителям несовершеннолетнего, в случае если правонарушение было совершено лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.
    • указанных составах речь идет непосредственно о несовершеннолетних, но также стоит отметить, что несовершеннолетними гражданами могут быть соверше-ны и другие правонарушения, например, по ст. 20.20 КоАП РФ, то есть употребле-ние алкогольной продукции в общественных местах. Также имеют место случаи появления несовершеннолетних лиц в состоянии опьянения в общественных местах
  • ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 20.21 КоАП РФ. Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что на настоящий момент
  • КоАП РФ отсутствует специальная норма, которая была бы посвящена непосред-ственно административной ответственности несовершеннолетних возрастом до 16 лет, за некоторые нарушения антиалкогольного законодательства и употребление алкогольной продукции в общественных местах и, в каждом случае будет квалифи-цироваться индивидуально, в зависимости от возраста лица, совершившего право-нарушение.

Также стоит учитывать, что в КоАП РФ содержатся в большей мере отсылочные нормы, которые вызывают необходимость обратиться к иным законодательным ак-там. Так, в сфере антиалкогольного законодательства основным нормативным до-кументом, которым пользуется правоприменитель, выступает Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении

215

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

потребления (распития) алкогольной продукции» [6]. (далее – Закон № 171-ФЗ). Как следует из обозначенного нормативного акта, в отношении всех несовершенно-летних граждан устанавливается запрет на употребление алкогольной продукции. Одной из основных норм в Законе № 171-ФЗ является та, в которой отражен пере-чень общественных мест, в пределах территории которых употребление алкоголь-ной продукции лицами, в том числе и несовершеннолетними, не допускается. К числу данных мест относятся:

— территории школ, детских садов, интернатов и других учреждений сферы обра-зования;

  • общественный транспорт, а также вокзалы, аэропорты и автобусные станции;
  • рынки, вблизи торговых объектов и других общественных местах;
  • территории военных городков и другой инфраструктуры Минобороны РФ;
  • места общего пользования многоквартирных домов;
  • места массового отдыха граждан (кроме загородных пикников).

Крайне важно обратить внимание на тот факт, что, устанавливая на законода-тельном уровне запрет на употребление алкоголя несовершеннолетними лицами, для граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста уже предусмотрены исклю-чения. Иными словами, совершеннолетние лица могут употреблять алкогольную продукцию, но не в тех местах, которые признаются общественными. Несовершен-нолетний же не имеет права ни в каком случае осуществлять употребление спирто-содержащей продукции.

Что касается нарушений несовершеннолетними лицами антитабачного законода-тельства, то здесь необходимо подчеркнуть следующий момент: одной из обязанно-стей граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табач-ного дыма и последствий потребления табака является забота о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака.

Недопущение потребления табака детьми и подростками является одним из принципов реализации Концепции демографической политики Российской Федера-ции на период до 2025 года, утверждѐнной Указом Президента Российской Федера-ции от 09.10.2007 № 1351 и направленной на создание условий для роста численно-сти населения, повышения качества и продолжительности жизни [7]. Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окру-жающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон № 15-ФЗ) признано недопустимым потребление табака несовершеннолетними [8].

    • 15 ноября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 21 октября 2013 г.
  • 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», которым установлена админи-стративная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потреб-ления табака (ст.6.23 КоАП РФ).

Вместе с тем стоит отметить, что несовершеннолетние могут совершать и иные правонарушения в части несоблюдения антиалкогольного и антитабачного законо-дательства. Например, одним из видов правонарушений выступает нарушение, предусмотренное ст. 6.24 КоАП РФ, выраженное в нарушении установленного фе-

216

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

деральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей про-дукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, поскольку к административной ответственности за данное правонаруше-ние могут быть привлечены лица уже начиная с шестнадцатилетнего возраста.

Действующим законом Российской Федерации установлен запрет продажи та-бачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечения детей

  • процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака предусмотре-на административная ответственность по ст. 6.23. КоАП РФ. Законодатель опреде-лил, что вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака может осуществляться путем покупки для подростков либо передачи, продаже им табач-ных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табач-ные изделия или табачную продукцию любым способом. Указанные действия со-ставляют объективную сторону данного правонарушения. Субъектом правонаруше-ния может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

По общему правилу, продажа табачной продукции и табачных изделий осу-ществляется без высказывания требования о предъявлении документа, удостоверя-ющего личность. Однако положения ч. 2 и ч. 3 статьи 20 Федерального закона № 15-ФЗ возлагают на продавца обязанность убедиться в возрасте покупателя.

Особое внимание в процессе выявления и установления фактов нарушения несо-вершеннолетними антиалкогольного и антитабачного законодательства стоит уде-лять именно вовлечению несовершеннолетних в совершение правонарушений, по-скольку зачастую проблема заключается именно в том, что лица, не достигшие воз-раста 18 лет, употребляют алкогольную или табачную продукции вследствие недоб-росовестных действий иных лиц.

    • правовой доктрине на данный момент криминологами выделяется такой под-ход, что при употреблении несовершеннолетними алкогольной и табачной продук-ции, а также в случаях вовлечения подростков в употребление указанной продук-ции, влечет за собой криминализацию несовершеннолетних. Иными словами, упо-требляя алкоголь, повышается риск совершения другого правонарушения, которое в отдельных случаях может обладать высокой степенью общественной опасности и квалифицироваться уже как преступление. Поведение подростков в состоянии алко-гольного опьянения характеризуется повышенной жестокостью, цинизмом и до-вольно часто внешней немотивированностью. Таким образом, употребление алко-голя выделяется как одна из основных причин высокого уровня преступности в стране [9].

Для определения направлений организации комплексной профилактики упо-требления несовершеннолетними алкогольной и табачной продукции следует ис-следовать механизм ее детерминации, как еще один элемент криминалистической характеристики правонарушения. Нельзя также не отметить, что вовлечение несо-вершеннолетних в употребление алкогольной продукции или табакокурение проис-ходит по причине снижения качества жизни граждан, а также повышения числа случаев употребления рассматриваемой продукции взрослыми гражданами, имею-щими детей. Если же говорить о вовлечении в употребление несовершеннолетних,

217

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

совершенное не со стороны родителей подростков, то нередкими являются ситуа-ции по продаже алкоголя и сигарет несовершеннолетним, поскольку со стороны со-ответствующих лиц – продавцов данных товаров, не соблюдается требование по удостоверению возраста лица, приобретающего соответствующую продукцию.

Помимо всего прочего, к числу детерминант употребления несовершеннолетни-ми гражданами алкоголя и табака, относятся и тяжелые материальные условия се-мей с детьми, многие семьи относятся к числу малоимущих которым в силу низкого дохода сложно организовать досуг для ребенка. Соответственно, ситуация склады-вается таким образом, что дети могут находиться в компании лиц, злоупотребляю-щих алкоголем, что в конечном итоге приведет первоначально – к свыканию и не-критичному восприятию ситуации, а затем к заинтересованности и желанию вос-произведения (копирования) дивиантного поведения взрослых. При этом, следует отметить, что сформировавшееся у подростка антиобщественное поведение доволь-но сложно поддается коррекции и несовершеннолетние уже выполняют те действия, которые посчитают нужными, не прислушиваясь, в частности, к мнению родителей или иных взрослых лиц.

Рассматривая современное состояние численности правонарушений в области несоблюдения несовершеннолетними гражданами антиалкогольного и антитабачно-го законодательства, стоит рассмотреть также и статистические данные. Показа-тельным в рассматриваемой теме является проводимое сотрудниками кафедры уго-ловного права и криминологии Воронежского института МВД России исследование особенностей алкоголизации несовершеннолетних [10]. В качестве опрашиваемых выступали сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних из различных субъектов нашего государства. В анкете содержались вопросы относительно моти-вов, которыми руководствуется несовершеннолетний при употреблении алкоголя и табака, причин употребления, предпринимаемых мер профилактики и т.д.

  • учетом полученных опрашиваемыми лицами данных, было установлено, что проблема употребления алкогольной и табачной продукции характерна для всех регионов, но где-то в большей, где-то в меньшей степени. Также стоит отметить, что 70 % опрашиваемых указали на высокий уровень частоты случаев нарушения антиалкогольного и антитабачного законодательства, поскольку практически каж-дый сотрудник ПДН в процессе своей деятельности сталкивался с подростками, злоупотребляющими алкоголем.

Что касается среднего возраста несовершеннолетних правонарушителей, то по результатам исследования было установлено, что он несколько разнится в зависи-мости от пола подростка. Так, если это девочки, то средний возраст начала употреб-ления – 12,9 лет. Мальчики же начинают употреблять запрещенные напитки и при-менять табачную продукцию еще раньше – в 12,5 лет. Более того, в 1,6 % случаев встречается также и то, что алкоголь употребляется лицами по достижении десяти-летнего возраста. Столь раннее употребление алкогольной и табачной продукции, бесспорно, приводит к повышению количества случаев совершения в дальнейшем данными лицами других правонарушений, включая и более опасные.

Таким образом, как видно из представленных данных, возраст употребления ал-когольной и табачной продукции находится на критично низком уровне, что гово-рит о необходимости решения данной проблемы и совершенствования деятельности правоохранительных органов направленную на изменение сложившейся негативной

218

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

ситуации в виде раннего употребления несовершеннолетними гражданами алко-гольной и спиртосодержащей продукции, а также табака и табачных изделий.

Подводя итог отметим, что в настоящее время административное регулирование нарушений несовершеннолетними установленных правил оборота спирта и спирто-содержащей продукции, а также употребления табака и табачных изделий, требует совершенствования. В нашей статье мы постарались не только дать деликтологи-ческую характеристику правонарушений антиалкогольного и антитабачного зако-нодательства РФ, совершаемых несовершеннолетними, но и осветить некоторые правовые пробелы, касающиеся законодательного разъяснения и закрепления эле-ментного состава объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны правона-рушений несовершеннолетних в данной области. Выявленные проблемы, а также предложенные возможные пути их разрешения, бесспорно способствуют совершен-ствованию процесса выявления и профилактики правонарушений в рассматривае-мой области, а также исправления лиц их совершивших. Указанные дилеммы, как и

  • целом проблематика правонарушений несовершеннолетних, по нашему мнению, требуют самого пристального внимания со стороны законодателя, так как непосред-ственно влияют на уровень общественной безопасности как в настоящий момент времени, так и в будущем.

Список литературы:

1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29.11.1985 // СПС «Консуль-тант Плюс».

2. Пышнова Е.С. Особенности правового статуса несовершеннолетних в уголовном праве // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69. С. 92.

3. Юшина, Ю. В. Характеристика преступности несовершеннолетних на территории Республики Крым

  • Ю. В. Юшина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2022. – Т. 8, № 1. – С. 203-211.

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Пономарев, А. В. Проблемы применения и перспективы совершенствования административного воз-действия, применяемого в отношении несовершеннолетних / А. В. Пономарев, С. Ю. Русанова, Э. А. Османов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юриди-ческие науки. – 2020. – Т. 6, № 4. – С. 280-287. – EDN LMBDJW.

6. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограни-чении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

7. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демо-графической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

8.Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воз-действия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсо-держащей продукции» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 721.

9. Тутинас Е. В., Лукьянцева А. К вопросу об усилении юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков и табакокурение // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. №. 1. С. 249.

10. Белоусова А. Н. Криминологические аспекты организации комплексной профилактики пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних //Вестник Воронежского института МВД России. 2020. №. 1. С. 206.

Bagramyan S.L., Merkazova V.A. Delictological characteristics of offenses in the field of anti-alcoholic and anti-tobacco legislation of the russian federation committed by minors // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – Р. 213 – 220.

The article deals with the problems of administrative regulation of violations of minors, the rules established by the legislation of the Russian Federation for the circulation of alcohol and alcohol-containing

219

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

products, as well as the use of tobacco and tobacco products. Domestic legislation, in particular the Constitution of the Russian Federation, adopted on December 12, 1993 (hereinafter referred to as the Constitution of the Russian Federation) not only gives citizens and organizations certain rights, but also provides for liability measures for violation of these rights, as well as for other types of various encroachments. One of the types of such delicts are offenses related to the purchase of alcoholic products and its use (including in public places), as well as violations of anti-smoking legislation.

Keywords: delictological characteristics, offenses in the field of alcohol legislation, offenses in the field of anti-tobacco legislation, minors, alcoholic and alcohol-containing products, psychoactive substances, intoxicants, involvement, public place, alcoholic or tobacco products.

Spisok literatury:

1. Minimal’nyye standartnyye pravila Organizatsii Ob»yedinennykh Natsiy, kasayushchiyesya otpravleniya pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnikh (Pekinskiye pravila) ot 29.11.1985 // SPS «Konsul’tantPlyus». 2. Pyshnova Y.S. Osobennosti pravovogo statusa nesovershennoletnikh v ugolovnom prave // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2021. № 69. S. 92.

3. Yushina, U. V. Kharakteristika prestupnosti nesovershennoletnikh na territorii Respubliki Krym / Y. V. Yushina // Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. – 2022. – T. 8, № 1. – S. 203-211.

4. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot

11.06.2022) // Sobraniye zakonodatel’stva RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.

5. Ponomarev, A. V. Problemy primeneniya i perspektivy sovershenstvovaniya administrativnogo vozdeystvi-ya, primenyayemogo v otnoshenii nesovershennoletnikh / A. V. Ponomarev, S. YU. Rusanova, E. A. Os-manov // Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. – 2020. – T. 6, № 4. – S. 280-287. – EDN LMBDJW.

6. Federal’nyy zakon ot 22.11.1995 № 171-FZ (red. ot 26.03.2022) «O gosudarstvennom regulirovanii pro-izvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol’noy i spirtosoderzhashchey produktsii i ob ogranichenii potre-bleniya (raspitiya) alkogol’noy produktsii» // Sobraniye zakonodatel’stva RF. 1995. № 48. St. 4553.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 09.10.2007 № 1351 (red. ot 01.07.2014) «Ob utverzhdenii Kontseptsii demografich-eskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» // Sobraniye zakonodatel’stva RF. 2007. № 42. St. 5009.

8. Federal’nyy zakon ot 23.02.2013 № 15-FZ (red. ot 30.12.2020) «Ob okhrane zdorov’ya grazhdan ot vozdeystviya okruzhayushchego tabachnogo dyma, posledstviy potrebleniya tabaka ili potrebleniya ni-kotinsoderzhashchey produktsii» // Sobraniye zakonodatel’stva RF. 2013. № 8. St. 721.

9. Tutinas Ye V., Luk’yantseva A. K.,Voprosu ob usilenii yuridicheskoy otvetstvennosti za vovlecheniye nesovershennoletnikh v upotrebleniye alkogol’nykh napitkov i tabakokureniye // Elektronnyy vestnik Ros-tovskogo sotsial’no-ekonomicheskogo instituta. 2016. №. 1. S. 249.

  1. Belousova A. N. Kriminologicheskiye aspekty organizatsii kompleksnoy profilaktiki p’yanstva i alkogolizma sredi nesovershennoletnikh //Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2020. №. 1. S. 206.

.

220