ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА И ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ: К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ

LEGAL REMEDIES AND LEGAL INCENTIVES: ON THE QUESTION OF THE RELATION OF CONCEPTS

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF):Download

UDK: 34.01

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Dorofeev A.V., Belgorod State National Research University

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-26-30

PAGES: from 26  to 30

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: legal incentives, legal means, legal incentives, concept, category, motivation, legal impact, classification.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article comprehends the instrumental nature of legal incentives; analyzes the conceptual apparatus of the category «legal incentives»; compares different points of view on the problem of the relationship between the concepts of «legal means»and» legal incentives».

Важнейшее значение в формировании и активизации полезного правомерного поведения играет его стимулирование. При этом от стимулирования, как процесса воздействия на мотивацию поведения субъектов права, следует отличать категорию правового стимула – как средства такого воздействия.

В самом общем виде правовые стимулы являются видом правовых средств. Попытки осмыслить инструментальную природу правового стимулирования предпринимались и на отраслевом уровне [2, 5, 12, 13, 20, 23 и др.] и с общетеоретических позиций [1, 8, 9, 10, 15, 19, 22 и др.]. Вместе с тем, понятийно-категориальный аппарат учения о правом стимулировании вызывает немало дискуссий. Так, в научных исследованиях в качестве синонимов нередко упоминаются «правовые средства», «юридические средства», «правовые инструменты» [6, 11, 18]. Анализ источников позволяет утверждать, что вопрос о понятии правовых средств в общетеоретической науке и сейчас остается дискуссионным; в юридической литературе по этому поводу высказаны три основные точки зрения.

Так, С.С. Алексеев писал, что с общетеоретических позиций правовые средства – это институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, которым принадлежит роль ее активных центров [1, с. 15]. То есть ученым устанавливается знак равенства между правовыми средствами и правовыми установлениями (предписаниями). Полагаем, что здесь присутствует некоторая идеализация закона, правового предписания; общеизвестно, что качество законов хотя и облегчает их применение, но не гарантирует качества такового.

В свою очередь, Б.И. Пугинский указывал, что правовые средства представляют собой сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества [13, с. 87]. То есть здесь акцентируется деятельностный аспект исследуемого феномена и игнорируется смысл, «дух» закона в угоду его «букве». Ведь, исходя из предложенного определения, воздействующему субъекту достаточно соблюсти формальные рамки закона (см. авторское «с дозволенной степенью усмотрения») и интересы общества (интересы личности, особенно стимулируемой, ученым проигнорированы; интересы государства – тоже), чтобы произвести любое «стимулирующее воздействие», лишь бы оно служило достижению собственных целей.

Возможно поэтому в последние годы наблюдается тенденция формализации в индивидуальном стимулировании госслужащих и работников, а взвешенность и личностный подход заменяется нормированием заслуг (как пример можно привести годовые, квартальные, ежемесячные премии, премии к профессиональному празднику, юбилею, которые даются всем сотрудникам вне зависимости от заслуг и личного вклада). В этом плане очень показательно массовое введение в российскую практику разнообразных критериев, нормативов, показателей «оценки качества» работ, услуг, труда, квалифицированности, активности, креативности и т.п. Безусловно, стимулируемый субъект должен знать и понимать последствия того или иного варианта поведения; определенность и гарантированность в процессе стимулирования должны присутствовать и на этапе формулирования правовых предписаний, и в процессе их реализации. Однако чрезмерная регла-ментированность и нормированность превращает стимулирование мотивации поведения в собственно стимулирование поведения, т.е. в работу «постфактум», что вызывает лишь раздражение и осознание принципиальной невыполнимости требуемого. Можно обещать орден за совершение подвига, но нельзя требовать его совершения каждый день.

Кроме того, подобное понимание стимула нивелирует, если не уничтожает свободу стимулируемого лица – свободу выбора варианта поведения, свободу выбора цели и средств ее достижения, свободу определения последовательности своих действий, их скорости. Так альтернатива и свобода заменяется «обязаловкой», а «не стремление» к награде расценивается как не квалифицированность, несоответствие должности. Считаем, что в рамках стимулирования допустимо определять только конечный результат (выгоду) и пределы поведения субъекта в ходе его достижения. При сохранении принципов справедливости, свободы и альтернативности этого будет достаточно для обеспечения эффективности института стимулирования в целом и стимулирования труда госслужащих, в частности.

Относительно понимания содержания термина «правовой стимул» более со-временный подход прослеживается в работах профессора А.В. Малько и плеяды их учеников. Так, он пишет, что «правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), при помощи которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей» [7, с. 69].

Полагаем, что такой подход можно назвать интегративным, сочетающим вы-шеназванные точки зрения. Согласно ему, признаками правовых средств следует признать следующее:

а) они выступают обобщающими юридическими способами обеспечения ин-тересов субъектов права и достижения ими поставленных целей;

б) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препят-ствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

в) представляя собой систему, они выступают основными действующими элементами механизма действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (то есть функциональной стороны права);

г) влекут юридические последствия, приводят к конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

д) обеспечиваются государством [7, с. 69-70].

Исходя из этого, в качестве разновидностей правовых средств называются две группы: средства права (инструменты – установления, акты-документы) и средства правореализации (деяния, деятельность) [3, с. 10-11; 10, с. 74 и др.]. Причем по информационно-психологической направленности и те, и другие могут выступать в качестве стимулирующих либо ограничивающих [10, с. 92, 139-182].

Интересно, что средства реализации правовых установлений в последние годы приобретают все большее значение: «акцент должен быть смещен с законодательного процесса, с создания декларативных актов в области прав человека на разработку механизма реализации этих прав» [16, с. 139].

В литературе справедливо указывается, что проблема правовых средств, их своевременного и качественного совершенствования становится все более актуальной, научно и практически значимой, а значит, без ее должного разрешения невозможно оптимизировать весь механизм правового регулирования, настроить российскую правовую систему на социально плодотворную работу [9, с. 82 и др.].

Следует отметить, что при изучении механизма правового регулирования (как системы правовых средств, с помощью которых осуществляется перевод нормативных предписаний в упорядоченность общественных отношений [4, с. 3] в качестве его структурных компонентов обычно называют правовые нормы (нормативные предписания), правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, юридические факты (составы), правоприменительные акты. И далее авторы без конкретизации упоминают «и другие правовые средства» [14, с. 491]. Аналитическим путем можно выяснить, что к ним причисляют правовые режимы, правовые статусы, правовые механизмы, субъективные права и юридические обязанности, законные интересы, процессуальные акты и действия, меры наказания, ограничения, поощрения, стимулирования и т.д.

Отнесение правовых стимулов к правовым средствам научно обосновал в своем диссертационном исследовании К.В. Шундиков [21], а затем развил свое видение проблемы в совместной монографии с профессором А.В. Малько. Он же классифицировал правовые средства на первичные (простые) и комплексные, основные и вспомогательные, регулятивные и охранительные, отраслевые и межотраслевые, материально-правовые и процессуальные, нормативные и индивидуальные, однократные и многократные, обычные и исключительные, стимулирующие и ограничивающие [10, с. 84, 90-93].

Итак, правовые стимулы выступают видом правовых средств, обеспечивающих реализацию права, связь между целями правового регулирования и его социально-полезными результатами.

REFERENCES

  1. Alekseev S. S. Legal means: problem statement, concept, classifications // The Soviet State and Law. — 1987. — No. 6. — pp. 61-72.
  2. Barinov N. A. Property needs and civil law. — Saratov, 1987. — 120 p.
  3. Gorshenev V. M. Methods and organizational forms of legal regulation in the modern period of communist construction. Autoref. dis. … doct. yurid. sciences’. — Sverdlovsk, 1969. — 32 p.
  4. Gorshenev V. M. Participation of public organizations in legal regulation. — Moscow: Gosyurizdat, 1963. — 167 p.
  5. Kalmykov Yu. Kh., Barinov N. A. Legal means of ensuring the property needs of citizens / / Civil law in the service sector. — Sverdlovsk, 1984 – — 168 p.
  6. Korobova A. P. On the forms and means of implementing legal policy // Legal policy and legal life. — 2001. — No. 4. — pp. 6-12.
  7. Malko A.V. Legal means: questions of theory and practice / / Journal of Russian Law. — 1998. — No. 8. — pp. 66-77.
  8. Malko A.V. Legal means: concept and types // Theory of State and law. Course of lectures. — M., 2001. — pp. 722-723.
  9. Malko A.V. Political and legal life of Russia. Current problems. — Moscow: Lawyer, 2000. — 255 p.
  10. Malko A.V., Shundikov K. V. Goals and means in law and legal policy. — Saratov, 2003. — 294 p.
  11. Mazurenko A. P. Legal (legislative) technique as a tool of law-making policy // Legal policy and legal life. — 2006. — No. 4. — pp. 162-170.
  12. Ogibalin Yu. A. Means and methods of ensuring individual freedom of the individual in civil substantive and procedural law. — Tver, 1991 – — 132 p.
  13. Puginsky B. I. Civil legal means in economic relations. — Moscow: Yurid. lit., 1984. — 224 p.
  14. Radko T. N. Theory of state and law. — 2nd ed. — Moscow: Prospekt, 2009 – — 617 p.
  15. Sapun V. A. Activity on the use of legal means in the implementation of Soviet law / / Problems of the implementation of law. Inter-university collection of scientific works. — Sverdlovsk, 1990. — pp. 25-31.
  16. Sociology of Law / Edited by V. M. Syrykh – — M.: «Justicinform», 2001. — 446 p.
  17. Strunkov S. K. Goals and means in law: the concept and signs // Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University. Issue 27. — Tolyatti, 2003. — pp. 68-73.
  18. Subochev V. V. Legal interests as a means of judicial and legal policy // Actual problems of judicial and legal policy. Collection of articles of the IV International Scientific and Practical Conference. — Penza, 2007. — p. 388-391.
  19. Khalfina R. O. Law as a means of social management. — M., 1988 – — 125 p.
  20. Stefan M. I. Procedural means ensuring the protection of rights in civil litigation. Autoref. dis. … doct. yurid. sciences’.- Kiev, 1973. — 479 p.
  21. Shundikov K. V. Goals and means in law (general theoretical aspect). Dis. … cand. yurid. sciences’. — Saratov, 1999. — 150 p.
  22. Shundikov K. V. Legal means of implementing legal policy // Jurisprudence. — 1997. — No. 11. — pp. 14-19.
  23. Elkind P. S. Goals and means of achieving them in the Soviet criminal procedure law. — L., 1976 – — 265 p.
  24. The effectiveness of legal means of ensuring the quality of products / Edited by V. P. Gribanov. — M., 1987. — 110 p.
Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login Cherry188 Slot Pulsa Login Cherry188 Slot Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login macaoslot official cherry188 official cherry188 pusat gacor isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin link alternatif interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam