ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ И ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

INTERACTION OF THE POLICE AND OTHER ENTITIES OF LAW ENFORCEMENT IN PUBLIC PLACES (ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

Publication text (PDF): Download

UDK:342.95

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Zabroda D.G., Tihij I.V.

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-1-362-370

PAGES: from 362 to 370

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS:police, interaction, public places, protection of law and order, subjects of protection of law and order, Republic of Crimea.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article considers theoretical, legal and applied aspects of interaction between the police and other law enforcement entities in public places.

The interaction of law enforcement entities is intended to mean the activities of the police, law enforcement and other State bodies, local self-government bodies and the public, regulated mainly by administrative and legal norms, aimed at ensuring law enforcement in public places, carried out through the most rational combination of forces, means and powers at their disposal.

The legal basis for joint law enforcement activities of the police and other law enforcement entities in public places in the Republic of Crimea has been revealed.

The forms of joint activities of the police and other actors in this area are described, examples of the nor-mative consolidation of their powers are given. In particular, with the units of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation, local authorities and public groups of law enforcement.

A number of problems have been identified that reduce the effectiveness of interaction between the police and other law enforcement actors in public places and proposed ways to solve them.

 

Охрана правопорядка в общественных местах является сложной социальной проблемой, в решении которой принимает участие значительное число субъектов. Так, в одном из определений правопорядка прямо указан такой его признак, как «… обеспечиваемость государственными органами и иными субъектами» [1].

Определяя круг субъектов обеспечения правопорядка в общественных местах, обратим внимание на то, что их состав зависит от задач, стоящих в конкретный период развития государства. Так, А.В. Виссаров считает, что функция обеспечения правопорядка в пределах компетенции реализуется всеми государственными органами, особое место среди которых занимают органы внутренних дел и другие правоохранительные органы [1, с. 8].

В то же время, наибольший объем задач и полномочий по обеспечению правопорядка в общественных местах возложен именно на органы внутренних дел Российской Федерации, которые и являются организатором взаимодействия в этой сфере.

Перечень участников мероприятий, связанных с обеспечением правопорядка в целом и в общественных местах, в частности конкретизирован в отдельных законодательных и программных документах, в том числе субъектового и местного уровня. Например, участниками мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» определено 18 центральных органов исполнительной власти [2]. Координацию деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры [3].

Непосредственно в регионах Российской Федерации являются соответствующие правоохранительные и государственные органы субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления. В частности, в Республике Крым к ним относятся Аппарат Совета министров Республики Крым, Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, Министерство здравоохранения Республики Крым, Министерство спорта Республики Крым, Служба по мобилизационной работе и территориальной обороне Республики Крым; администрация муниципальных образований; общественные объединения правоохранительной направленности [3-8].

Следует обратить внимание, что теоретические вопросы взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка в целом и в отдельных его областях неоднократно рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов. Как правило, в основу соответствующих определений содержится такие его основные признаки как: нормативная урегулированость, предмет взаимодействия, цель, основной способ обеспечения согласованности действий.

При этом взаимодействие рассматривают как принцип правоохранительной деятельности, направление, этап деятельности и способ достижения целей обеспечения правопорядка.

К признакам взаимодействия обносят: общность деятельности; наличие не менее двух участников; согласованность совместной деятельности по цели, месту, времени, способам; нормативно-правовая урегулированость; иерархичность и распределение полномочий.

Интерпретируя понятие «взаимодействие», предложенное Д.Г. Забродой [9, с. 6; 10, с.11; 11, с. 56-63], под взаимодействием субъектов обеспечения правопорядка предлагается понимать – урегулированную преимущественно административно-правовыми нормами, согласованная по месту и времени деятельность полиции, правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и общественности, направленную на обеспечение правопорядка в общественных местах, осуществляемую путем наиболее рационального объединения сил, средств и полномочий, имеющихся в их распоряжении.

Правовой основой взаимодействия полиции в этой области являются законодательные и подзаконные акты, в том числе и органов местного самоуправления. Так, ст. 10 ФЗ «О полиции» указывает, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Этот закон устанавливает такие формы взаимодействия: оказание помощи (ч. 2 ст.1, п. 34 ч. 1 ст. 13); содействие (ч. 3 ст.1, ч. 3 ст. 10, п. 6, 7, 9, 30, 31, 35, 36, 41,  ч. 1 ст. 12); совместная деятельность (п. 6, п. 35,  ч. 1 ст. 12, п. 18 ч. 1 ст. 13); уведомление (ч. 2 ст. 11, ч. 7 ст. 15, ч. 6 ст. 19, ч. 3 ст. 22) [12].

В учебной литературе к основным формам взаимодействия относят: обмен информацией, совместное обсуждение её в целях принятия оптимальных управленческих решений; разработку и реализацию совместных планов и отдельных мероприятий по обеспечению правопорядка; совместное изучение состояния преступности (мониторинг, прогноз, выявление тенденций, закономерностей и подготовку материалов и справочных баз), разработку компромиссных предложений для действующих сторон с последующим проведением общих или отдельных мероприятий с созданием специальных групп; координацию деятельности; оказание консультационной помощи; участие в совместных мероприятиях [13, с.131-132; 14, с.44-45; 15, с.56-59].

Еще одним важным источником, регламентирующим взаимодействие в сфере обеспечения правопорядка, является ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». В нем, под участием граждан в охране общественного порядка понимается «…оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах» [16].

В соответствии с этим нормативным актом, граждане имеют право: участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению ОВД (полиции) и иных правоохранительных органов (п. 2. ч.1 ст.8); оказывать помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести (п. 1 ч. 3 ст. 9); в качестве внештатного сотрудника оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка (п. 4 ч. 5 ст. 10); участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности путем содействия ОВД (полиции) и иным правоохранительным органам при их обращении в мероприятиях по охране общественного порядка (п. 2 ч. 7 ст. 11) [16].

Формы взаимодействия с общественностью в ходе привлечения к выполнению задач полиции разнообразны. Например, Уставом патрульно-постовой службы полиции к ним отнесены: взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование нарядов о совершенных преступлениях и иных правонарушениях; оказание методической и практической помощи в обучении формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений; информирование руководителей органов внутренних дел о выявленных нарушениях в деятельности представителей общественных формирований правоохранительной направленности; совместное участие в охране общественного порядка и проведение оперативно-профилактических мероприятий, охране места происшествия, преследовании и доставлении правонарушителей и др.[17].

Анализ научных публикаций и практики охраны правопорядка в общественных местах, позволяет сделать вывод о целесообразности рассмотрения взаимодействия полиции с Федеральной службой войск национальной гвардии (далее – ФСВНГ, Росгвардия, ВНГ России) и общественными объединениями правоохранительной направленности, как субъектами наиболее часто участвующими в соответствующих мероприятиях.

Взаимодействие полиции с Росгвардией регламентируется приказом МВД России и национальной гвардии Российской Федерации от 07.10.2016 № 292/633 «О некоторых вопросах организации взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности».

В ходе скоординированной работа полиции и Росгвардии в 2019 г. удалось повысить уровень безопасности граждан в общественных местах. Например, В 2019 г. на территории Республики Крым состоялось 6765 массовых мероприятий. На охрану общественного порядка было задействовано 27115 сотрудников ОВД, 7398 военнослужащих Россгвардии. Серьёзных нарушений общественного порядка не допущено [18].

Кроме того, военнослужащие Федеральной службы Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым (в/ч № 6917) активно взаимодействуют с полицией УМВД России по г. Симферополю. Так, в 2019 г. во II смену (16.00-24.00) для совместного несения службы с сотрудниками ОБ ППСП выделялось по – 12 военнослужащих ФСВНГ по Республике Крым (всего — 84 раза). При этом, совместными нарядами: задержаны – по 1 гражданину за хранение наркотиков и за совершение преступления против порядка управления; выявлено – 3 гражданина в оперативном розыске; выявлен – 1 мобильный телефон в розыске; составлено – 434 административных протоколов; проверено – 486 человек по интегрированным банкам данных МВД по РК; проверено у 10-ти граждан, телефонные карты операторов мобильной связи. С августа 2019 г. выделение военнослужащих ФСВНГ по РК, отсутство-вало, так как они самостоятельно несли службу по охране общественного порядка, однако с 06.12.2019 продолжили нести совместную службу [19].

Среди проблем, которые возникают в ход совместной деятельности полиции и ФСВНГ в РК и г. Севастополе, руководители территориальных органов внутренних дел на районном уровне отмечают: некачественное документирование правонарушений сотрудниками и военнослужащими Россгвардии, в связи с запретом ношения ими во время службы мобильных телефонов; отвлечение нарядов полиции для реагирования на срабатывание средств технической охраны при наличии в местах патрулирования нарядов внедомственной охраны ВНГ России (далее – ВО, ВО), осуществляющих охрану общественного порядка в общественных местах; потребность в транспортировании служебными автомобилями полиции в подразделения ОВД лиц, доставляемых нарядами Росгвардиии, при наличии у них собственного транспорта; недостаточное участие нарядов Росгвардиии в охране общественного порядка в сельских и отдалённых населенных пунктах, где требуется соответствующее усиление присутствия правоохранительных органов; отсутствие в дежурных частях ОВД информации о расстановке нарядов ОВО ВНГ в отдельных населенных пунктах [19, с. 16; 20].

Решение этих вопросов предусматривает повышение уровня организации совместных мероприятий, в том числе и с использованием имеющихся в распоряжении этих органов средств; налаживание постоянного обмена информацией о размещении нарядов ФСВНГ и полиции для современной координации их совместной деятельности; проведение совместных занятий по документированию преступлений и административных правонарушений; оснащение нарядов Росгвардии служебными видеорегистраторами или средствами фото- видеофиксации; детализировать особенности взаимодействия между нарядами полиции и Росгвардии в совместных планах обеспечения правопорядка в конкретных населенных пунктах.

Полиция активно привлекает к охране общественного порядка представителей общественности. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными организациями правоохранительной направленности оказывает положительную динамику в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности граждан.

Так, в общественные формирования, оказывающие содействие с сотрудникам территориальных органов МВД России в поддержании общественного порядка и предупреждении фактов совершения преступлений и административных правонарушений, входят 12,7 тыс. общественных организаций общей численностью 348,9 тыс. человек, из которых 10,5 тыс. – народных (184 тыс. человек) и 1,4 тыс. – казачьих (146,8 тыс. человек) дружин, а также 18,1 тыс. внештатных сотрудников полиции.

В 2019 г. с участием народных дружинников, представителей общественных объединений правоохранительной направленности и внештатных сотрудников полиции за совершение преступлений задержано 6,5 тыс. человек, пресечено свыше 348,1 тыс. административных правонарушений [21].

УОООП МВД по РК постоянно проводится работа по реализации требований ФЗ от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в части привлечения граждан к участию в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности как индивидуально, так и коллективно, в составе соответствующего объединения. На сегодня в региональный реестр народных дружин, из числа членов казачьих обществ, общественных объединений правоохранительной направленности внесено 48 народных дружин, численностью 942 человека. Так, в 2019 г. на территории Республики Крым в совместных патрулях с сотрудниками полиции задействовалось 8961 дружинник и 2305 реестровых казака. При несении службы по охране общественного порядка нарядами комплексных сил сов-местно с дружинниками задержано за совершение преступлений 72 лица, за совершение административных правонарушений 1435 лиц. Членами казачьих обществ выявлено 431 административных правонарушений, 218 лиц задержано по подозрению в совершении преступлений [22].

В 2019 г. нарядами отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции УМВД России по г. Симферополю совместно с представителями Народной дружины «Народное ополчение – Народная дружина Республики Крым»: задержано – по 3 гражданина за совершение кражи и хранение наркотиков, 4 гражданина, находящихся в розыске, 1 гражданин за совершение преступление (прочее); составлено – 517 административных протокола; проверено – 772 человека по интегрированным банкам данных МВД по РК; проверено у 14-ти граждан, телефонные карты операторов мобильной связи [19, C.16].

Изучение научных публикаций и правоохранительной практики показывает, что к основным вопросам, связанным с участием граждан в охране общественного порядка могут быть отнесены, необходимость: расширения видов участия граждан в охране общественного порядка; внедрение дополнительных средств стимулирования позитивных результатов участия граждан в охране общественного порядка (например, введение региональных льгот по оплате коммунальных услуг, бесплатного проезда в транспорте, снижения ставки налогообложения; учет такого участия при приеме на службу в правоохранительные органы, применение дополнительного оплачиваемого отпуска); усиления правовой и социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка, в том числе и лиц, индивидуально пресе-кающих административные правонарушения (например, мелкое хулиганство (ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ), побои (ст. 6.1.1 КоАП) и др.) [23]; исключения фактов нарушения дисциплины членами народных дружин, в том числе и разработки механизма привлечения их корпоративной дисциплинарной ответственности; целесообразности функционирования народных дружин, фактически не участвующих в охране общественного порядка; повышения уровня информированности населения о роли общественности в охране общественного порядка и о позитивных результатах функционирования общественных объединений правоохранительной направленности [24]; совершенствования подготовки членов народных дружин, внештатных со-трудников полиции к действиям по охране общественного порядка, выполнения поручений сотрудников полиции и др. [25-28].

Основными путями решения очерченных вопросов предлагается признать: активизацию информационно-разъяснительной работы с целью пропаганды участия общественности в охране общественного порядка, оказания помощи полиции; рассмотрение органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления возможности дополнительного стимулирования граждан, участвующих в охране общественного порядка; разработка предложений о внесении в КоАП РФ норм, касающихся институтов крайней необходимости и задержания правонарушителей; конкретизация в уставах общественных объединений правоохранительной направленности положений о нарушении обязанностей их членов, порядка привлечения таких лиц к дисциплинарной ответственности; увеличение числа молодёжных организаций, оказывающих помощь полиции в обеспечения правопорядка в местах обучения и проживания студентов и слушателей; разработка комплекса методических материалов, в том числе и использованием Интренет-ресурсов, для обучения граждан основам правоохранительной деятельности, а также повышение качества инструктажей перед заступления нарядов общественности на охрану правопорядка; регулярно изучать результаты деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и в случае уклонения их от выполнения уставных обязанностей инициировать приостановление (прекращение) их деятельности и др.

REFERENCES

  1. Vissarov A.V. The rule of law and the subjects of its provision (theoretical and legal aspect): abstract of the dissertation … cand. yurid. nauk. M., 2003 – — 24 p.
  2. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 345 of 15.04.2014 «On approval of the State Program of the Russian Federation «Ensuring Public Order and Countering Crime» / / [Electronic resource] // Access from the help.- legal system «Consultant Plus».
  3. Federal Law No. 2202-1 of 17.01.1992 «On the Prosecutor’s Office of the Russian Federation» [Electronic resource] // Access from the help.- the legal system «Consultant Plus».
  4. Law of the Republic of Crimea No. 5-ZRK dated 29.05.2014 «On the system of Executive Bodies of State Power of the Republic of Crimea» [Electronic resource] // Access from the help.- the legal system «Consultant Plus».
  5. The Law of the Republic of Crimea dated 01.09.2014 No. 60-ZRK » On the prevention of offenses in the Republic of Crimea [Electronic resource]. — Access mode: https://rg.ru/2014/09/09/krim-zakon60-reg-dok.html;
  6. Law of the Republic of Crimea dated 26.10.2016 No. 288-ZRK / 2016 «On certain issues of citizens’ participation in the protection of public order in the Republic of Crimea » [Electronic resource] // Access from the help.- the legal system «Consultant Plus».
  7. On the approval of the State Program of the Republic of Crimea «Prevention of crime and offenses in the Republic of Crimea» for 2017-2019: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea No. 533 of 8.11.2016 [Electronic resource]. — Access mode: https://business.rk.gov.ru/files/strategy/gosprog/16.pdf;.
  8. On the approval of the municipal Program «Law and Order in the inner-city municipal formation of the city of Sevastopol-Verkhnesadovsky Municipal District for 2016-2020»: Decision of the Council of the Verkhnesadovsky Municipal District of the city of Sevastopol dated 10.05.2016 No. 22/147 [Electronic resource]. — Access mode: https://sev.gov.ru/files/iblock/b08/10_22_147-polozhenie-o-pravoporyadke-novoe.pdf.
  9. Zabroda D. G. Interaction of the subjects of the fight against corruption (administrative and legal aspect): abstract of the dissertation of the candidate. yurid. science. — K., 2005 – — 20 p.
  10. Organization of interaction of the public security police with local authorities and the public: textbook. the manual / ed.cand. yurid. of Sciences D. G. Zabrody. — Dnepropetrovsk, DGUVD, 2009 – — 146 p.
  11. Zabroda D. G., Siroshtan Yu. V. Legal and organizational bases of the Patrol service of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine: textbook. stipend. — Dnepropetrovsk, DGUVD, 2008. — 112 p.
  12. Federal Law» On the Police » dated 07.02.2011 No. 3-FZ. [Electronic resource] // Access from the help.- the legal system «Consultant Plus».
  13. Administrative activities of the police: a course of lectures. Part 1. – Voronezh: Voronezh Institute of Ministry of internal Affairs of Russia, 2015. – 246 p.
  14. Shvetsov B. F. organization of the activities of the patrol service of the police obespecheniyu public order and bezopasnosti on the streets and in other public places: a tutorial. – M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2016. – 96 p
  15. Policing: textbook / A. A. Refugees. — M.: high school textbook: INFRA-M, 2015. — 256 p.
  16. Federal Law of the Russian Federation No. 44-FZ of 02.04.2014 «On the Participation of Citizens in the Protection of Public Order» //Rossiyskaya gazeta. – April 4, 2014
  17. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 80 dated 29.01.2008 «Issues of organizing the activities of combatant units of the patrol and post service of the police» [Electronic resource] // Access from the help.- legal system «Consultant Plus»
  18. Information and analytical note to the report of the Minister of Internal Affairs for the Republic of Crimea, Police Major General P. L. Karand to the State Council of the Republic of Crimea on the activities of the police of subordinate internal affairs bodies for 2019 [Electronic resource]. — Access mode: https://82.мвд.рф/Dejatelnost/Otcheti/Otchet_Ministra_vnutrennih_del_po_RK.
  19. On the results of the work of public order protection units for 12 months of 2019: analytical reference. — OOOP of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Simferopol, Simferopol, 2020. — 30 p.
  20. Report » On the results of public order protection in the territory of the Balaklavsky district of Sevastopol for 10 months of 2019 – OMVD of Russia in the Balaklavsky district. — 3 p

. 21. Annual report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the state program «Ensuring public order and combating crime» for 2019 [Electronic resource]. — Access mode: https://media.mvd.ru/files/embed/1789925.

  1. People’s squads [Electronic resource]. — Access mode: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost.
  2. Danelyan R. N. Problematic issues of legislative regulation of the activities of members of public associations for the protection of public order in the Russian Federation / / Scientific and methodological electronic journal «Concept». — 2015. — Vol. 13. — pp. 4566-4570[Electronic resource]. — Access mode: http://e-koncept.ru/2015/85914.htm
  3. On the results of interaction with citizens to attract them to participate in the protection of public order in 2018. — The Ministry of Internal Affairs of Russia in the Amur Region, 2018 [Electronic resource]. — Access mode: https://28.xn--b1aew.xn--p1ai/document/15553380.
  4. Shaposhnikov V. L. On some problems of citizens ‘ participation in the protection of public order / / PPD. 2016. No. 3. [Electronic resource]. — Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-uchastiya-grazhdan-v-ohrane-obschestvennogo-poryadka
  5. Krupin V. A. The relevance of citizens ‘ participation in the protection of public order [Electronic resource]. — Access mode: https://www.alley-science.ru/domains_data/files/EJanuary.pdf;
  6. Mayorov V. I. Problems of organizing voluntary people’s squads as a form of citizens ‘ participation in the protection of public order (on the example of the Chelyabinsk region) / / NB: Administrative law and practice of administration. — 2016. — No. 4. — pp. 9-14.
  7. Problems of attracting non-state formations to the protection of public order during mass events: An analytical review of the Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, 2007 [Electronic resource]. — Access mode: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4593/16097.