ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ РОССИИ

PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM AMONG RUSSIAN YOUTH

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

Publication text (PDF): Download

UDK:343.85

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Nagornyi А. Р., Popov A. N., Crimean Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-1-105-115

PAGES: from 105  to 115

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS:prevention, extremism, terrorism, youth, Russia.

ABSTRACT (ENGLISH):

Тhe article provides interpretations of the concepts of «extremism» and «terrorism». Revealed the reasons for the emergence of youth extremism in Russia and as an extreme form of its manifestation — terrorist sentiments and beliefs in the youth environment. The author comes to the conclusion that one of the main and most important directions of countering extremism and terrorism in the Russian Federation today is their prevention. The article presents the positions of various authors regarding the prevention of extremism and terrorism among the youth of Russia.

As a result, it was concluded that success in the prevention of extremism and terrorism largely depends on: first, the degree of mutual trust and coordinated actions of the state and law enforcement agencies, public organizations and the media; secondly, from their willingness to prevent young people from falling into antisocial groups. Moreover, it is necessary to exclude or minimize the very possibility of the emergence and development of this phenomenon in the youth environment.

 

Сегодня наблюдается рост числа радикальных и экстремистских молодежных объединений, а также преступлений, мотивированных социальной ненавистью [13]. Кроме того, в условиях активизации политической борьбы за власть существует опасность появления в ближайшем будущем организованных молодежных формирований, объединяющих экстремистов различных политических направлений, которые будут использовать насилие и террор в качестве методов политической борьбы.

Сегодня российское общество столкнулось с вызовом идеологии и практики экстремизма и терроризма. В качестве составляющих данных явлений выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм. Статистические данные из официальных источников свидетельствуют об увеличении числа преступлений экстремистского и террористического характера (число преступлений террористического характера в прошлом году выросло почти на 30%, экстремистской направленности — на 42%) [13].

Таким образом, с каждым днем проблема современного молодежного экстремизма и терроризма в России привлекает все большее внимание властей и средств массовой информации. Если в прошлом агитация молодого поколения распространялась через личные контакты с реальным взаимодействием двух и более людей, то сегодня деструктивные организации активно действуют в виртуальном мире на базе Интернета, что значительно увеличивает их распространение среди молодежи. Поэтому сегодня актуальной является профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи.

Но прежде чем перейти к главной проблеме статьи, следует разобраться в основных понятиях выбранной темы, а именно — раскрыть сами понятия «экстремизм» и «терроризм», а также их сущностные характеристики.

Приведем позиции разных авторов касаемо понятия «экстремизм».

 

Таблица 1. №Трактовки понятия «экстремизм».

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности” •               экстремистская деятельность или экстремизм – это изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание экстремизма и терроризма; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда неполноценности человека; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики; публичные призывы к осуществлению данной деятельности; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению [2].
М.Н. Горфина,          В.Л. Горфин •               экстремизм (от лат. extremus – крайний) – идеология и практика использования незаконных, часто насильственных экстремистских методов и средств борьбы. Основой экстремистской идеологии являются убеждения об исключительной задаче конкретной социальной общности (нации, конфессии, расы и т.д.) в отношении судьбы страны или человечества в целом, оправдания и допустимости использования любых средств для достижения своих интересов [5, с.  109].
Г.М. Мусаев •               экстремизм – это приверженность экстремистским взглядам, действиям, которые наиболее ярко проявляются в международных отношениях, политике, религии и т.д. Экстремизм – это выражение враждебности и ненависти, а религиозный экстремизм – это нетерпимое отношение к инакомыслящим [11, c. 64].

Таким образом, рассмотрев позиции различных авторов, можно сделать вывод, что экстремизм следует понимать как приверженность в политике и идеологии к крайним позициям о взглядах и выборе противоправных средств для достижения определенных целей.

Далее приведем позиции разных авторов касаемо понятия «терроризм».

Таблица №2. Трактовки понятия «терроризм».

Федеральный закон № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» •                   терроризм определяется «как идеология насилия, террористическая деятельность лиц осуществляющих террористические преступления направлена, путем совершения взрыва, поджога и иных действий, оказать воздействие на принятие решения властными структурами в своих интересах [3].
М.Н.Горфина, В.Л. Горфин

 

•                   терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – это насилие или угроза, угрожающие жизни людей, причиняющие физический или материальный ущерб или иные опасные последствия для запугивания людей; давление на власти с целью принятия решений, благоприятных для террористов; провоцирование войны или осложнение международных отношений [5, c. 110]

Таким образом, рассмотрев позиции нескольких авторов, можно сделать вывод, что терроризм – это деятельность, осуществляемая с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, влияния на процесс принятия решений органами власти; это средство, используемое экстремистами как единичное явление для получения ожидаемого результата; одно из проявлений экстремизма.

Как справедливо отмечает М.К. Кочесокова, «экстремистские и террористические организации уделяют большое внимание именно молодежи как социальной группе. Это связано не только с тем, что социально-экономические «лифты» общества функционируют не в полной мере, но и с тем, что молодежь легче заинтересовать и обмануть. Большую роль играет и психологический фактор. Молодые люди не готовы к психологическому воздействию сетевых технологий, направленных на формирование экстремистских мировоззрений и образа жизни» [10, c. 142].

По результатам анализа деятельности экстремистских молодежных организаций, действующих в России, их можно разделить на следующие основные течения в зависимости от направленности их деятельности (Таблица 3).

Таблица №3. Основные течения молодежных экстремистских организаций [16, c. 236].

1. Националистическо-расистской направленности. Движение скинхедов наиболее распространено в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Томске, Иркутске, Владивостоке, Воронеже, Ярославле. Еще одной характерной чертой скинхедского движения в России является принадлежность некоторых групп к криминальной среде. Это связано с тем, что некоторые лидеры группировок имеют криминальное прошлое и придерживаются традиций «воров».
2. Религиозная направленность. Наибольшую угрозу внутренней безопасности страны сегодня представляют последователи ваххабизма, нетрадиционной для российских мусульман религии.
3. Политизированной направленности. Среди наиболее активно действующих экстремистских политических организаций и движений в России, стремящихся изменить конституционный строй, следует отметить партию «Русское национальное единство» (РНЕ), которая в настоящее время является крупной радикальной правой политической организацией

Далее пытаемся понять причины молодежного экстремизма в России и его крайние проявления — террористических настроений и убеждений в молодежной среде. Приведем позиции разных авторов. Г.М. Мусаева к ним относит следующие (Таблица 4).

Таблица №4. Причины возникновения молодежного экстремизма и терроризма [11, c. 65].

1. Резкое имущественное расслоение общества на бедных и богатых, снижение доходов населения, уровня и качества жизни, идеологическая неприязнь
2. Низкий уровень социальной защищенности и невозможность законными методами повысить свое благосостояние, кризис справедливости
3. Негативное воздействие некоторых средств массовой информации
4. Желание самоутвердиться, ощутить собственную значимость, изначальная конфликтность молодежи и возможность использования сети Интернет в противоправных целях

М.Н. Горфин, В.Л. Горфин выделяют следующие основные факторы, которые оказывают влияние на формирование экстремизма и терроризма в России (Таблица 5)

Таблица 5. Факторы, которые оказывают влияние на формирование экстремизма и терроризма в России [5, с. 111].

1. Социально-экономические – значительное расслоение общества по уровню материального благосостояния, высокий уровень безработицы, порождающий формирование значительной части населения, ощущение социальной несправедливости, особенно среди молодежи, представители которой довольно легко попадают под влияние радикальных политических тенденций
2. Идеологические – состояние идеологического вакуума в результате попыток копирования старых форм идеологической работы с молодежью и, как следствие, формирования широкого круга молодежных субкультур, в том числе деструктивной направленности; возможности практически неконтролируемого использования новых информационных систем (Интернет); нелегитимных технологий управления и манипулирования человеческим поведением
3. Миграционные – увеличение миграционных потоков с вытекающими из этого проблемами компактного расселения и адаптации к новой среде, приводящее к изменению этнического состава населения, особенно в крупных городах, и, как следствие, к росту напряженности в межэтнических отношениях

 

Несомненно, перечисленные выше факторы существуют объективно, независимо от воли и желаний людей, а в общественной жизни они проявляются в виде межличностных и межгрупповых конфликтов.

В свою очередь, Т.Ю. Иванова считает, что значительную роль играет и упадок преемственности поколений, а также упадок патриотизма среди молодежи, некоторые из которой открыто говорят, что ненавидят власть и законы, диктующие правила их будущей жизни. Молодые люди боятся своей будущей жизни, поэтому они пытаются изменить ее, но не понимают, что они делают.

Молодые люди, которые не видят себя в будущем, начинают идти против систем, пытаясь реализовать все свои амбиции, что часто приводит к агрессии и различным агитациям. О молодежи начинают говорить, писать, бороться. Экстремистская молодежь уже не скрывается от глаз общества, поэтому они чувствуют, что диктуют правила и становятся значимыми людьми в обществе. Им трудно смириться с современными реалиями и пытаться создавать свои собственные.

Сюда можно отнести и виртуальный мир компьютерных игр. После нескольких месяцев виртуальной жизни молодым людям трудно общаться. В рамках игры они могут быть главами групп, но в реальной жизни – обычными школьниками, у которых возникают проблемы в общении. Человеческая психика представляет собой прозрачную пленку, которую невероятно легко порвать. Психика подростков еще более неустойчива, чем у взрослых. Именно поэтому подростки так сильно реагируют на все внешние факторы, что проявляется в агрессии, которая часто доходит до убийства. Дети и подростки путают виртуальный мир с реальным и убивают своих предполагаемых врагов. На мой взгляд, это также является проблемой в контексте экстремизма и терроризма, в частности. Если не прямо, то, конечно, косвенно. Молодежные группы начинают бороться со своими врагами, они предпринимают действия против принятых систем. Они начинают играть в реальность, разрушая себя и общество [8, c. 99].

Поэтому одним из важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации на сегодняшний день является профилактика – просветительская и профилактическая работа против экстремистских проявлений. Оно особенно актуально и важно среди подрастающего поколения и общественных объединений различного типа и вероисповедания.

Профилактика террористической и иной экстремистской деятельности, как отмечают Н.М. Сажина, Т.Н. Ступенко, «предполагает подготовку и осуществление государством и его уполномоченными органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, образовательных, организационных, следственных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, выявление и устранение причин и условий, способствующих ее возникновению.

Профилактика экстремизма и терроризма является задачей не только государства, но и во многом представителей гражданского общества» [14, c. 154].

Профилактика экстремистской и террористической деятельности среди молодежи требует пристального внимания правоохранительных органов, а также педагогов, психологов и общественных организаций. Эта работа тесно связана с профилактикой психического здоровья, адаптацией в социальной среде и проблемами воспитания

Эффективная борьба с экстремистскими и террористическими проявлениями невозможна без целенаправленной работы по устранению причин, порождающих их, и содействию экстремистской и террористической деятельности.

Одной из приоритетных задач, изложенных в «Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 г. № 1666 [4], является развитие системы образования, патриотического и гражданского воспитания, формирование культуры международного общения и отношения толерантного сознания у подрастающего поколения.

Ниже представлены позиции различных авторов по профилактике экстремизма и терроризма среди молодежи России.

На таблице 6 продемонстрируем роль государства в профилактике экстремизма и терроризма.

Таблица №6. Роль государства в профилактике экстремизма и терроризма.

И.А. Макеева, Е.Ю. Агаркова

 

•                 роль государства заключается не только в том, чтобы донести до сознания людей отношение недопустимости применения насилия для решения каких-либо проблем, но и способствовать формированию полноценной личности, осознающей свое место в жизни и обществе. Создание благоприятных условий для социализации личности, воспитания и развития молодежи – главная задача современного общества. Организовывая качественную работу в этих направлениях, можно ликвидировать терроризм в корне его развития, не прибегая к насильственному подавлению массовых течений [12, c. 135].
И.М. Смагина

 

•                     обязанность государства включает в себя не только создание условий для нормального функционирования общества, в том числе молодежных организаций, и сотрудничество с ними. Его обязанностью также является мониторинг и контроль деятельности общественных объединений и организаций с целью предотвращения развития среди них антигосударственных, антиобщественных и экстремистских тенденций. Это требует своевременного выявления, предотвращения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, других организаций и лиц [15, c. 233].
  1. Ю. Иванова отмечает, что «необходимо показать молодежи, что она может реализовать себя там, где захочет. Мир огромен, и они являются его частью. Учащиеся, студенты и молодежь на работе должны быть мотивированы на личностный рост, взяв пример с соотечественников, которые пытались развиваться в своем возрасте, активно участвовали в студенческой жизни — как в академической, так и во внеучебной.

Также профилактикой экстремизма и терроризма может быть:

Качественное образование, в котором учащиеся мотивированы учиться, а не просто зубрить определенные предметы. Молодые люди должны понимать, почему они учатся. Если они посещают школу только для «галочки», то они охладеют и будут искать что-то интересное и более живое на стороне.

Социальная защита молодежи. Многие не видят себя в будущем, их психика все еще борется за то, чтобы воспринимать взрослую жизнь, где нужно платить налоги, быть в достатке и зарабатывать хорошие деньги. Для молодых людей могут быть организованы курсы, направленные на улучшение их финансовых и юридических знаний. Также нужно обратить внимание на вопрос трудоустройства после окончания учебы, а также жилищную сферу.

Понимание себя в обществе. В эпоху современных технологий, когда появляются новые профессии, а старые уходят на второй план, желательно информировать студентов о нововведениях, чтобы они имели примерное представление о том, в каком направлении им нужно двигаться после окончания учебы. Молодые люди не боятся пробовать что-то новое в рамках своей профессиональной подготовки. Таким образом, они даже не будут думать о пропагандировании экстремизма и терроризма.

Досуг. Желательно также улучшить досуг молодежи. Если в больших городах они могут выбирать, как отдохнуть душой и телом, то в маленьких городах вопрос досуга очень важен. Можно организовать различные интересные фестивали, концерты, научно-популярные лекции и многое другое. Службы опеки должны следить за неблагополучными семьями, потому что дети, выросшие в плохих условиях, с большей вероятностью присоединятся к террористическим и экстремистским организациям» [8, c.100]. Эти рекомендации можно внедрять постепенно, изучив сначала современную молодежь и ее социальные наклонности.

А.М. Гайфутдинова считает, что «безусловным приоритетом является внеучебная деятельность, организованная в таких формах, как выездные экскурсионные, культурно-развлекательные, театральные, музейные мероприятия.

Необходимо создавать специальные молодежные программы, учитывающие современные предпочтения молодежи, организуются альтернативные молодежные организации (Таблица 7).

Таблица №7. Комплексная программа

1. Разработка комплекса мер по реализации в общественном сознании молодежи новой модели личностных ценностей, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме и гражданской ответственности
2. Активизация социальных молодежных движений, основанных на идее позитивного решения различных молодежных проблем
3. Организация оздоровительных мероприятий в пространстве организации образования для всех возрастных групп детей и молодежи. Реализация пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта
4. Проведение комплексных мероприятий по повышению уровня социальной и материальной защиты детей и подростков, разработка программ и инициатив для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Организация в организациях образования тренингов для педагогических кадров по оценке, анализу и прогнозированию социально-политической ситуации в среде молодежи, формированию толерантного сознания
6. Регулярная организация дней национальной культуры, творческих фестивалей, конкурсов, лагерей и школ толерантности
7. Разработка и внедрение в учебные программы специальных курсов по противодействию религиозному и политическому экстремизму, таких как «Современные подходы к пониманию экстремизма»; модули «Социально-психологическая профилактика межэтнических и межрелигиозных конфликтов» и др.
8. Привлечение ресурсов средств массовой информации (молодежное радио, газеты, журналы, социальные сети и т.д.), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успех и т.д. среди молодежи
9. Формирование образовательной работы с молодежью путем создания организованных платформ для развития молодежного досуга
10. Развитие форм работы ассоциаций, основанных на идеях неформальных отношений, демократии, самоуправления и самоорганизации
11. Создание комплексных структур для снижения разрушительного влияния неформальных молодежных организаций, которые по разным причинам слились
12. Формирование системной работы по формированию межнациональных отношений в молодежной среде

Они реализуют комплексные направления профилактики экстремизма и терроризма в организациях и учреждениях культуры: информационно-образовательное направление, психолого-педагогическое направление, организационное направление» [6, c. 155]

А.А. Капустина, Н.А. Фарадиева считают, что «безусловно, гораздо выгоднее проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи, чем ликвидировать последствия этих явлений» [9, с. 226]. Этими авторами предлагаются следующие меры, направленные на снижение радикальных проявлений в среде молодежи (Таблица 8)

Таблица 8. Меры, направленные на снижение радикальных проявлений

1. Осуществлять комплексные меры по формированию правовой культуры среди молодежи. Этому может способствовать, в частности, значительное расширение правовой составляющей образования и профессиональной подготовки. Знание своих прав и свобод поможет молодому поколению сформировать у себя чувство уважения к правам и свободам других людей, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.
2. Способствовать формированию у молодых людей толерантного мировоззрения, толерантного отношения ко всем людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социального положения, происхождения и других обстоятельств. Как известно, частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации [1] запрещаются любые формы ограничения прав граждан в зависимости от социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. Каждый человек должен с детства воспитываться в духе уважения ко всем людям, независимо от обстоятельств, и не разделять людей ни по каким причинам. Это позволит противостоять различным видам религиозного, национального и социального экстремизма.
3. Повышение требований молодежи к досугу и отдыху. Не секрет, что многие молодые люди вступают в различные радикальные организации, в основном потому, что у них нет желания, а зачастую и возможности проводить свободное время так, чтобы это было полезно для тела и души. В частности, государство должно обеспечить наличие активных клубов, культурных центров, кинотеатров, музеев и других социально-культурных учреждений не только в крупных мегаполисах, но и в небольших населенных пунктах. Необходимо также более активно пропагандировать среди молодежи здоровый образ жизни, спорт и физкультуру. Важно отметить, что вышеуказанные мероприятия также должны быть материально доступными для всей молодежи.
4. Повышение уровня социальной и материальной защиты молодежи, поддержка в трудоустройстве молодых специалистов, поддержка в реализации жилищных программ для молодежи.

Эти меры помогут молодым людям понять, что государство заботится о них и нет необходимости совершать противоправные действия и получать материальные ресурсы от террористов и экстремистов.

По результатам каждой профилактической программы должны быть разработаны и изданы методические материалы (брошюры, пособия и т.д.) для распространения в местах массовых скоплений людей, находящихся под угрозой вступления в организации экстремистского и террористического характера [9, с. 227].

Интересна также позиция Е. В. Долгушева, который пишет, что «для привития молодежи антитеррористический иммунитет, необходимо:

во-первых, использование наилучших методов, учитывающие интересы и потребности современной молодежи;

во-вторых, вопросы антитеррористического образования и воспитания молодежи должны быть включены в звенья каждой цепочки системы образования: от начальной школы до университета;

в-третьих, работа должна носить комплексный характер и основываться на сотрудничестве с институтами гражданского общества: общественными движениями, ветеранскими организациями, военными патриотами и молодежью, религиозными деятелями» [7, c.272].

На основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что экстремизм и терроризм являются деструктивными явлениями в обществе. Они влияют не только на правосознание, но и, в более широком смысле, на образ мышления и жизни молодежи. В этой связи необходимо разработать наиболее эффективные меры по нейтрализации наиболее опасных проявлений негативных тенденций.

Надеяться на успех можно только в том случае, если принимать в учет социально-экономические причины, которые приводят к терроризму и экстремизму. Без этого надежды нет, даже не взирая на все предпринимаемые действия государственных и общественных структур.

Успех в профилактике экстремизма и терроризма во многом зависит от: 1) степени взаимного доверия и скоординированных действий государства и правоохранительных органов, общественных организаций и средств массовой информации; 2) от их готовности не допустить попадания молодежи в антиобщественные группы.

Кроме того, необходимо исключить или свести к минимуму возможность возникновения и развития этого явления в молодежной среде.

REFERENCES

  1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) / / Rossiyskaya Gazeta. — July 4, 2020-N 144.
  2. Federal Law No. 114-FZ of 25.07.2002 (as amended on 08.12.2020) «On countering extremist activity» / / Collection of Legislation of the Russian Federation. — July 29, 2002-No. 30. — Article 3031.
  3. Federal Law No. 35-FZ of 06.03.2006 (as amended on 08.12.2020) «On Countering Terrorism»// Collection of legislation of the Russian Federation. — March 13, 2006-N 11. — st. 1146.
  4. The decree of the President of the Russian Federation dated 19.12.2012 No. 1666 (ed. by 06.12.2018) «On the strategy of state national policy of the Russian Federation for the period till 2025″// meeting of the legislation of the Russian Federation. 24 December 2012 No. 52. – St. 7477.
  5. Gorfine M. N., Garvin V. L. the Essential characteristics of extremism and terrorism among young people in Russia // In the collection: Dynamics of relations between various fields of science in modern conditions. collection of articles on the results of the International scientific and practical conference: in 3 parts. 2018. — pp. 109-117
  6. Gaifutdinova A.M. The main directions in the field of prevention of extremism and terrorism in the adolescent and youth environment / / In the collection: Technology of cultural and leisure activities as a factor of strengthening social, interethnic and interfaith harmony in the youth environment. Materials of the All-Russian electronic scientific and practical conference. KazGIK; KazGIK; scientific editors: D. V. Shamsutdinova, R. I. Turkhanova, L. F. Mustafina. 2017. — pp. 150-156.
  7. Dolgushev E. V. Pedagogical prevention of extremism and terrorism in the adolescent environment of the school // The world of education — education in the world. – 2020. – № 1 (77). – Pp. 269-274.
  8. Ivanova T. Yu. The causes of youth extremism and terrorism in modern Russia // In the collection: Actual problems of countering the ideology of terrorism and extremism in modern society. materials of the city scientific and practical conference. 2018. — pp. 98-102.
  9. Kapustina A. A., Faradzheva N. A. Problems of prevention of terrorism and extremism in the youth environment / / In the collection: Innovative technologies in technology and education. VI International Scientific and Practical Conference. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Zabaykalsky State University. 2015. — pp. 225-229.
  10. Kochesokova M. K. On the issue of prevention of terrorism among young people//In the collection: The youth of Russia in the XXI century. Materials of the student scientific and practical conference held within the framework of the VI All-Russian Student Forum «Russia is our common home». 2019. — pp. 140-146.
  11. Musayeva G. M. Actual problems of youth extremism and terrorism//Bulletin of the Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. — 2017. — Vol. 32. — No. 1. — pp. 63-69.
  12. Makeeva I. A., Agarkova E. Yu. Countering the spread of the ideology of terrorism and extremism among young people / / In the collection: Law enforcement activities of internal affairs bodies in the context of modern scientific research. Materials of the All-Russian scientific and practical conference . Comp. A. A. Sarsenova. 2021. — pp. 134-137
  13. The report of the Ministry of Internal Affairs of Russia «The state of crime in Russia for January-December 2020» [Electronic source] // Access mode: file:///C:/Users/hp/Downloads/Sb_2012. pdf (Accessed: 02.03.2021).
  14. Sazhina N. M., Stupenko T. N. Theoretical aspects of pedagogical prevention of extremism and terrorism in the student environment//Historical and socio-educational thought. — 2016. — No. S1. — pp. 152-156.
  15. Smagin I. M. Prevention of extremism and terrorism as a priority direction of state and youth policy // In the collection: XVII Bushel readings. collection of materials of the scientific and practical conference. 2018. — pp. 232-235.
  16. Shmyrina D. A., Khokhlov N. I. Youth extremism and terrorism//In the collection: Actual problems of countering the ideology of terrorism and extremism in modern society. materials of the city scientific and practical conference. 2018. — pp. 235-238.