Е-GOVERNMENT: ANALYSIS OF FOREIGN INTEGRATION PRACTICES
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE
Publication text (PDF): Download
UDK:340.5
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Galkin A. G., Enikeev A. A, Pastuhov M. M., Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
TYPE: Article
DOI:https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-1-11-15
PAGES: from 11 to 15
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS:electronic government, state apparatus, digitalization, e-Government, public services, legal system, feedback, public institutions, optimization of the state apparatus, system of public authorities.
ABSTRACT (ENGLISH):
This paper examines foreign experience in the implementation and development of e-government systems. The analysis of the features of certain foreign practices of integration of e-Government into the state apparatus is carried out. Based on the analysis of the regulatory framework and other open sources, an analysis of the development of e-government systems in countries with different legal systems and forms of state was carried out. Based on the foreign experience of integrating e-government systems into the activities of the state apparatus, a conclusion was made about the degree of representativeness of certain foreign practices regarding the integration and development of e-government systems in the Russian Federation.
В условиях развития информационных технологий электронное правительство является необходимым элементом взаимодействия и обратной связи общества и государства.
Электронное правительство, на сегодняшний день, во многих зарубежных государствах с развитыми политико-правовыми институтам представляет собой способ предоставления информации и оказания услуг, которые уполномочены оказывать государственные органы как частным, так и публичным субъектам. Сущность электронного правительства заключается в уменьшении уровня личного и непосредственного взаимодействия те субъектов, которым необходимы государственные услуги с государственными органами, которые эти услуги осуществляет. Интеграция новых способов и методов осуществления публичных функций является необходимым элементов развития государственных институтов в цифровую эпоху [1].
При обсуждении вопросов, связанных с формированием эффективных механизмов взаимодействия государства и гражданина посредством решений информационных технологий крайне важно с практической точки зрения учитывать результаты внедрения элементов электронного правительства в зарубежных странах. Анализ зарубежного опыта интеграции электронного правительства предоставляет возможность оценить перспективность и эффективность тех или иных решений. Также необходимо учитывать, что Россия при интеграции решений электронного правительства не является пионером в этой области, что предоставляет возможность интегрировать те решения, которые уже были апробированы в других государствах.
На сегодняшний день, в мировой практике нет единой концепции формирования и развития элементов электронного правительства, представляется возможным отметить лишь отдельные критерии, с помощью которых возможно реализовать эффективные способы взаимодействия человека и гражданина с государством посредством механизмов электронного правительства.
Виды взаимодействия в системе электронного правительства:
— Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
— Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
-Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
-Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).
В данном контексте необходимо учитывать, что электронное правительство и его элементы не являются альтернативой тех или иных государственных услуг. Целью электронного правительство является создание новой платформы и методов оказания тех государственных услуг, которые можно оказывать посредством использования информационных технологий и коммуникаций.
Одним из лидеров в сфере развития систем электронного правительства мире является Великобритания, что подтверждается различными независимыми рейтингами и оценками [1]. Техническую основу элементов электронного правительства в Великобритании представляет единый правительственный портал GOV.UK.
Веб-сайты всех государственных ведомств и многих других агентств и государственных органов были объединены в GOV.UK. На сегодняшний день на данном портале представлены государственные услуги 23 правительственных департаментов и министерств, а также государственные услуги 413 других государственных учреждений и некоммерческих организаций с государственным участием.
Портал GOV.UK предусматривает специальный раздел для реализации обратной связи с гражданами, в данном разделе граждане Великобритании имеют возможность обсудить различные вопросы относительно реализации государственных услуг, а также отразить свое мнение и видение относительно функционирования электронного правительства.
Также в отдельных разделах данного информационного ресурса публикуются новости об уже вступивших в законную силу изменениях, иных изменениях, которые в той или иной степени затрагивают права граждан. Также в рамках функционирования электронного правительства действует проект GOV.UKNotify, целью которого является отправка гражданам уведомлений о состоянии отдельных государственных услуг.
Начиная с 2013 г. в Республике Корея начало свое развития информационная платформа «умное правительство» Ключевой особенностью развитие систем электронного правительства в Республике Корея является ориентированность на мобильные устройства. На сегодняшний день, практически у каждого жителя данной республики имеет смартфон, что позволяет максимально эффективно использовать возможности платформы «умного правительства» [2].
Также в республике на сегодняшний день действуют различные порталы, которые реализуют как G2B (Government-to-Business), так и G2C (Government-to-Citizen) категории услуг.
Проведя анализ правовых основ функционирования и развития электронного правительства в Республике Корея, можно сделать вывод о том, что системы электронного правительства в данной стране соответствуют общемировым тенденциям и каких-либо ключевых особенностей не имеют, кроме ориентированности на «мобильное правительство», однако вряд ли данное отличие можно назвать качественным.
В силу опережающих темпов развития информационных технологий в конце XX века, одним из пионеров развития концепции электронного правительства являются Соединенные Штаты. Начало развития платформ электронного правительство было положено после создания необходимой нормативной базы и большого количества изменений в действующее законодательство, а именно в Закон «О свободе информации» (The Freedom of Information Act). Этот и другие нормативные источники регламентируют различные аспекты функционирования отдельных государственных органов и учреждений, также закрепляют цели и задачи интеграции систем электронного правительств в процесс взаимодействия гражданина и государства.
Одна из основных задач интеграции систем электронного правительства в США является минимизация финансовых издержек посредством сокращения расходов федерального бюджет на аппарат государства. Другой задачей является повышения качества оказываемых государством услуг как гражданам, так и представителям бизнеса.
После внедрения и развития систем электронного правительства. Как отмечают представители экспертного и научного сообществ, использование e-Government позволило повысить прозрачность управленческих решений снизить отдельные коррупционные риски в некоторых сферах оказания государственных услуг [3].
В течении последних нескольких лет в США получила свое развитие практика, связанная с интеграцией технических решений, которые заключаются в предоставлении услуг, ориентированных на конечного пользователя, а также тех технических решений, которые используют технологии обработки больших объёмов данных (Big Data). Внедрение инновационных технологий при развитии систем электронного правительства является результатам наличия высокого научного и технологического потенциала.
Однако, не менее значимую роль при развитии систем электронного правительства в США имеет политика государства, целью которой является комплексное реформирование элементов государственного аппарата в сфере управления информационными потоками. Использование систем электронного правительство было интегрировано в саму модели государственного управления посредством внесения нормативных изменений в ведомственные акты.
Также, по мнению ряда исследователей, одним из факторов эффективной интеграции электронного правительства в деятельность аппарата государства США является внедрение элементов персональной ответственности за уровень информатизации государственных органов [4].
Так, на федеральном уровне была введена должность главного управляющего по информатике в составе Управления по электронному правительству и информационным технологиям.
Однако, не во всех западных странах практика интеграции и развития электронного правительства оценивается однозначно с позитивной стороны. Таким примером, на сегодняшний день, является Германия. Несмотря на то, что в ФРГ функционирует множество интернет ресурсов, которые созданы отдельными государственными органами и учреждениями, многие авторы отмечают различные проблемы функционирования электронного правительства. По мнению представителей экспертного сообщества общий уровень интеграции технологий в сферу государственного управления в Германии оценивается ниже среднего относительно других европейских стран [5].
Основными проблемами развития электронного правительства в Германии явятся:
— отсутствие возможности получить значительное количество государственных услугу посредством электронного правительства (онлайн);
— в запросах государственных услуг не представляется возможным отразить объективные обстоятельства, поскольку техническая возможность для этого не реализована:
— обработка данных производится различными операторами данных, которые между собой не связаны, отсутствует единая система обработки данных при оказании государственных услуг [6].
Другой проблемой развития электронного правительства Германии является недостойная разработанность правовой основы. В немецкой правовой науке данная проблематика в крайней степени лишена существенной научной разработанности. Как отмечает некоторое немецкие ученые-юристы, интеграция информационных технологий в сферу государственного управления требует существенных изменений в рамочное законодательство в сфере государственного управления, это единственное и главное условие при котором возможно комплексное развитие e-Government. Однако, исходя из анализа государственной политики Германии относительно развития и регулирования общественных отношений в сфере информационных технологии, возможно предположить, что медленное развитие интеграции систем электронного правительства в сферу государственного управления является следствием консервативного подхода немецких властей относительно интеграции информационных технологий в сфере публичных отношений.
РФ следует мировым тенденциям развития e-Government посредством интеграции систем электронного правительства для оказания государственных услуг, однако, для комплексного развития данных систем необходимо развитие законодательной базы на федеральном уровне. В данной связи, в контексте анализа зарубежного опыта развития электронного правительства, наиболее репрезентативным примером такого развития являются США в силу влияния федеративного устройства на формирование аппарата государства. Эффективное использование e-Government в США является результатом формирования прежде всего правовой базы функционирования систем электронного правительства. Деятельность всех государственных учреждений и организаций на уровне федерального законодательства предусматривает основы функционирования и оказания государственных услуг посредством систем электронного правительства. Данные практики, на наш, взгляд могут оказать позитивное влияние на развитие e-Government в России, поскольку, учитывая технический потенциал развития систем электронного правительства, формирование более проработанной правовой базы на федеральном уровне может способствовать более глубокой интеграции систем электронного правительства в сферу взаимодействия гражданина и государства.
REFERENCES
- Kurdyuk P. M., Uporov I. V., Arkhireeva A. S. The powers of local self-government bodies to ensure the electoral rights of residents of a municipal formation // Society and law. 2019. No. 3 (69). pp. 156-159.
- Zainasheva Z. G., Gabidullina E. V., Smilgina K. L. Foreign experience in improving the quality and reliability of providing public services / / Vestnik USNTU. Science, education, economics. Series: Economics. – 2016. – №. 1 (15).
- Choi H. E-government in South Korea // Public admin-istration in East Asia. – 2010.
- President’s IT budget for FY 2016 // The White House. The Administration. Office of Management and Budget. Management. E-Gov. Recent Reports and Documents. – Wash., 2015. – 1 p. – Mode of access: https://www.whitehouse.gov/omb/assets/ egov_docs/omb_presidents_it_budget_for_fy_2016_summary_chart. pdf (accessed: 28.11.2020). — Text : electronic.
- E-Government Act implementation // FY 2014 annual report to Congress / The White House. The Administration. Office of Management and Budget. Office of E-Government and Information Technology. — Wash., 2015 – — 41 p – — Mode of access: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/omb/assets/egov_docs/final_fy14_e-gov_ act_report_02_27_2015. pdf (accessed: 28.11.2020). — Text : electronic.
- Corbeil J. R., Corbeil M. E. Past, Present, and Future / / International Handbook of E-Learning Volume 1: Theoretical Perspectives and Research. — 2015. — Vol. 2.
7. Digitalisierung im Bund, Länder, Gemeinden. IT Organisation, Management und Empfehlungen. – B.: Springer, 2018. – XVI, 335 S.