ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

PECULIARITIES OF APPLYING ADMINISTRATIVE WARNING MEASURES TO ENSURE PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY

JOURNAL: « Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science », Volume 18 (70), 2020

Section ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS;LAND LAW; NATURAL RESOURCE LAW; ECOLOGICAL LAW; AGRARIAN LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 342.9: 336.225

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. Rusanova S. Yu., Crimean branch of Russian State University of Justice
  2. Ponomarev А. V., Crimean branch of Russian State University of Justice

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-2-392-403

PAGES: from 392 to 403

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: «administrative offense», «restriction of rights», «administrative warning measures», «public security», «law enforcement agencies», «law and order», «police».

ABSTRACT (ENGLISH):

The article reveals the problems of applying administrative warning measures related to ensuring public order and public safety. The author reveals the features of legal regulation and practical implementation of such measures as restriction or prohibition of traffic and pedestrians on certain sections of streets and highways, temporary restriction of citizens ‘ access to certain areas of terrain and objects (blocking areas of terrain, individual buildings and objects), as well as the use of vehicles and communication facilities belonging to enterprises, institutions and organizations. Based on the study, the author makes suggestions for improving the current legislation of the Russian Federation in terms of the mechanism for implementing the analyzed measures.

Сотрудникам правоохранительных органов часто приходится осуществлять свою деятельность особых условиях, вызванных различными явлениями социального, природного, техногенного и военного характера. При чрезвычайных обстоятельствах нарушается обычный ритм жизни населения отдельных районов или городов, возможна угроза жизни и здоровью многих людей, что обуславливает большой материальный ущерб, нарушается работа государственных учреждений, транспорта, связи, обостряется социальная напряженность, возрастает уровень преступности и других правонарушений.

Такие условия могут возникнуть также во время стихийного бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии и эпизоотии, групповых нарушений общественного порядка, в результате совершения особо опасных преступлений, которые носят исключительный характер, а также во время попытки разрушить государственную власть путем насилия [1, с. 3].

С целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при различных обстоятельствах сотрудники правоохранительных органов наделены полномочиями по применению таких административно-предупредительных мер: 1) ограничение (запрет) движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных путей; 2) временное ограничение доступа граждан на отдельные участки местности и объекты (блокирование районов местности, отдельных строений и объектов); 3) использование транспортных средств и средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям.

Несмотря на достаточно широкую правовую основу, сегодня, на наш взгляд, многие указанные меры административного предупреждения требуют детального законодательного регулирования в части определения четкого механизма их реализации с учетом особенностей компетенции правоприменительных органов.

Основной текст. Одной из самых распространенных административно-предупредительных мер в деятельности правоохранительных органов является ограничение либо полный запрет движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных путей.

На практике такая административно-предупредительная мера как ограничение либо запрет движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных путей применяется чаще всего сотрудниками полиции (сотрудниками Государственной автомобильной инспекции МВД РФ, участковыми инспекторами, сотрудниками патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы), а также должностными лицами Пограничной службы ФСБ России, органов оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере гражданской защиты.

В соответствии с Федеральными Законом «О безопасности дорожного движения», водитель имеет право управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы на дорогах, улицах и в других местах, где движение транспорта не запрещено в установленном порядке, а также он обязан выполнять распоряжения сотрудников полиции, а водители воинских транспортных средств – должностных лиц воинской инспекции безопасности дорожного движения, которые даются в пределах их компетенции, предусмотренной действующим законодательством, Правилами дорожного движения и другими нормативными актами. При выполнении работ в полосе отвода автомобильной дороги, улицы и железнодорожного переезда, если это угрожает безопасному или бесперебойному движению транспорта и пешеходов, организации, отвечающие за содержание автомобильной дороги, улицы и железнодорожного переезда, могут закрыть или ограничить движение на основе ордера, который выдается соответствующим дорожным органом, а в городах – службой местного государственного органа исполнительной власти и местного самоуправления. В ордере излагаются условия запрета или ограничения движения, порядок информирования об этом участников дорожного движения, мероприятия по безопасности дорожного движения и сроки проведения работ. Нарушение указанных требований влечет за собой материальную ответственность организаций, выполняющих работы [2].

Ограничение или запрещение движения без ордера возможны лишь в случаях, связанных со стихийными явлениями, а также с необходимостью выполнения аварийных работ, о чем сообщается местным органам государственной власти, органам местного самоуправления и Госавтоинспекции МВД РФ.

Изменения в организации дорожного движения с целью повышения интенсивности движения транспортных средств за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются. При возникновении угрозы безопасности дорожного движения соответствующие должностные лица Госавтоинспекции МВД РФ, дорожных и коммунальных служб имеют право вносить оперативные изменения в организацию дорожного движения. При возникновении мест концентрации дорожно-транспортных происшествий все мероприятия по ликвидации причин и условий их выполняются вне очереди.

О введении режима ограничения дорожного движения сотрудники Госавтоинспекции во всех случаях должны своевременно оповестить население и органы, которые должны обеспечивать нормальный режим дорожного движения. Ограничение движения транспорта и пешеходов, в связи с тем, что изменение обычного режима движения затрагивает интересы значительной массы населения, особенно в крупных городах и промышленных центрах, не может производиться произвольно, а должно подчиняться строгому порядку. Для этого конкретный орган Госавтоинспекции должен тщательно изучить специфику движения транспорта и пешеходов на конкретном участке улицы или автомобильного пути, доказать о необходимости изменения режима движения к сведению местной государственной администрации или исполнительного комитета соответствующего местного совета[3, с.56].

Временное ограничение или запрещение движения транспортных средств, пешеходов на отдельных участках улиц, автомобильных дорог устанавливается не ранее чем за десять минут до и отменяются не позже чем через три минуты после проезда должностных лиц.

Беспрепятственный проезд официальных делегаций и лиц, в отношении которых осуществляется сопровождение кортежем либо эскортом, обеспечивается мобильным отрядом мотоциклов или автомобилей. Такое сопровождение осуществляется по соответствующей технологии и в порядке, определенном МВД РФ.

В соответствии с Правилами дорожного движения ограничения в дорожном движении могут быть внедрены в установленном законодательством порядке [4]. Такие ограничения в дорожном движении, кроме Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», также законодательно закреплены в Федеральном Законе «О полиции», который предусматривает право сотрудников полиции ограничивать или запрещать в случаях задержания преступников, при авариях, других чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог [5].

В случае введения в пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации правового режима чрезвычайного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» могут вводиться такие меры, как ограничение движения транспортных средств и проведения их осмотра с целью необходимой их обработки, временной задержки в случае выявления возможного опасного их влияния на жизнь и здоровье людей или угрозы ухудшения экологической ситуации [6]. В Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении» военному командованию предоставляется право совместно с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а если это невозможно – самостоятельно ограничивать движение транспортных средств [7].

В связи с тем, что введение тех или иных ограничений затрудняет свободу передвижения и создает определенные трудности и неудобства, сотрудники полиции обязаны предусмотреть возможность пропуска граждан, которые проживают или работают в районе применения меры пресечения.

Очень важное профилактическое значение имеет указанная мера при стихийных бедствиях (пожарах, наводнениях, землетрясениях и тому подобное). В этих случаях прекращение (ограничение) движения – действенное средство обеспечения личной и имущественной безопасности граждан. Например, получив сообщение о пожаре, сотрудники полиции, спасая людей и имущество, выявляют причины возгорания, а в случае необходимости выставляют оцепление, прекращают или ограничивают на ближних улицах (участках) движение транспорта и пешеходов, не пропускают в район пожара посторонних лиц. Прекращение или ограничение движения отменяется сразу же, когда в нем пройдет нужда.

Рассмотренная нами мера административного предупреждения является важным средством обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, профилактики правонарушений. Основанием для введения данной административно-предупредительной меры могут быть: проведение мероприятий сотрудниками правоохранительных органов относительно задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления или преступников; осуществление сотрудниками правоохранительных органов охранных мероприятий; проведение в установленном порядке массовых и протокольных мероприятий; возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, военного и иного характера, угрожающих жизни и здоровью людей. Момент принуждения также заключается в том, что граждане, независимо от их воли и желания, не могут попасть на отдельные участки улицы или автомобильного пути, а попытки проникнуть на них признаются правонарушениями, которые могут быть основанием для применения других мер административного принуждения.

Такая административно-предупредительная мера, как временное ограничение доступа граждан на отдельные участки местности и объекты, на практике чаще всего применяют сотрудники полиции, в частности сотрудники Государственной автомобильной инспекции, наряды патрульно-постовой службы полиции, участковые инспекторы полиции, а также сотрудники других правоохранительных органов.

В статье 27 Конституции России закреплено, что каждому, кто на законных основаниях находится на территории России, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места проживания, право свободно покидать территорию России, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом. Кроме того, в ст. 31 Основного Закона предусмотрено право граждан собираться мирно, без оружия и проводить сборы, митинги, шествия и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Ограничение по реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, а также для защиты здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

Иностранцы и лица без гражданства могут передвигаться на территории России и выбирать место жительства в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения безопасности государства, охраны общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и законных интересов ее граждан и других лиц, которые проживают в РФ. Иностранцы и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в России, имеют равные с гражданами права на передвижение, свободный выбор места жительства, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом.

Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что свобода передвижения в соответствии с законом может быть ограничена: в пограничной полосе; на территориях военных объектов; в зонах, которые согласно закону принадлежат к зонам с ограниченным доступом; на частных земельных участках; на территориях, в отношении которых введено военное или чрезвычайное положение; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим проживания населения и хозяйственной деятельности [8].

Кроме того, свобода передвижения ограничивается относительно: лиц, к которым в соответствии с процессуальным законодательством применены предупредительные меры, связанные с ограничением или лишением свободы; лиц, которые по приговору суда отбывают наказание в виде лишения или ограничения свободы; лиц, которые согласно законодательству находятся под административным надзором; лиц, которые согласно законодательству об инфекционных заболеваниях и психиатрической помощи подлежат принудительной госпитализации и лечению; лиц, обратившихся за предоставлением им статуса беженца до принятия соответствующего решения компетентным органом; иностранцев и лиц без гражданства, не имеющих законных оснований для пребывания на территории России; лиц, призванных на действительную срочную службу в Вооруженные Силы РФ; иностранцев, находящихся в составе военных иностранных подразделений и имеющих статус военного.

Свобода передвижения может быть ограничена и в других случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривается право органов, подразделении и военнослужащих, а также сотрудников Федеральной пограничной службы ФСБ России ограничивать или временно запрещать в случаях, которые возникли в связи с обстоятельствами, связанными с обеспечением охраны государственной границы, и проведением учений и боевых стрельб, выполнение различных работ, перемещение транспортных средств, плавсредств, а также ограничивать доступ лиц на отдельные участки местности или объекты в пограничной полосе, контролируемых пограничных районах, за исключением работ на стройках, выполняемых в соответствии с международными договорами, и на стройках государственного значения и работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и очагов особо опасных инфекционных заболеваний. Кроме того, они имеют право запрещать сход на берег и пребывание на берегу членам экипажей иностранных невоенных судов и других лиц, находящихся на них и допустивших правонарушения во время плавания и пребывания в территориальном море, внутренних водах, а также во время стоянки судов в портах РФ [9].

В соответствии с Федеральным законом «О полиции», сотрудники полиции имеют право в соответствии со своей компетенцией временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности или объекты с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей.

В случаях необходимых для сохранения обстановки на месте совершения преступления наряды полиции удаляют с места происшествия всех граждан, а при необходимости оцепляют его. На месте происшествия патрульные находятся до прибытия следственно-оперативной группы или до получения распоряжения дежурного по органу [10,с.145].

Важное значение приобретает применение сотрудниками полиции временного ограничения доступа граждан на отдельные участки местности и объекты вместе с другими административно-предупредительными мерами во время проведения массовых мероприятий.

К примеру, организаторы футбольных матчей взаимодействуют с органами внутренних дел с целью недопущения на стадион лиц, которым по той или иной причине запрещен вход на него или которые были выведены за его пределы во время данного спортивного мероприятия [11].

Пропуск групп болельщиков команды, которая прибыла на матч, и их размещение на отведенных секторах в зависимости от сложившихся обстоятельств, и от полученной информации о возможном противостоянии зрителей проводится, как правило, с отдельного входа стадиона перед пропуском других зрителей. Если после окончания футбольного матча руководитель органа внутренних дел решит, что для обеспечения общественного порядка и безопасности, недопущения столкновений между зрителями необходимо задержать в секторах стадиона болельщиков команды, которая прибыла на матч, об этом и ориентировочное время задержки их информируют через сеть радиоинформационного центра.

Во время футбольного матча его организаторы принимают меры к недопущению перехода зрителей из одного сектора в другой, о чем предупреждаются зрители, а в случае невыполнения этих требований нарушители выводятся сотрудниками органов внутренних дел за пределы стадиона.

Если возникает потребность в размещении в секторе более одной группы зрителей, между этими группами выставляются турникеты или создается зона, запрещенная для размещения зрителей, в пределах которой находятся только сотрудники органов внутренних дел [11].

Проведя детальный анализ законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов, мы пришли к выводу, что в них практически нет положений, которые бы детально описывали порядок применения сотрудниками правоохранительных органов временного ограничения доступа граждан на отдельные участки местности и объекты.

В интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей на период чрезвычайного положения могут вводиться такие меры, как установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение. Кроме того, дополнительно могут осуществляться такие меры, как введение комендантского часа (запрет находиться на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленные часы суток) [6].

В районе проведения антитеррористической операции должностные лица, привлеченные к операции, имеют право не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, выводить граждан из отдельных участков местности и объектов.

На территориях, где установлен карантин, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предоставляется право: устанавливать особый режим въезда на территорию карантина и выезда из нее граждан и транспортных средств, а в случае необходимости – проводить санитарный досмотр вещей, багажа, транспортных средств и грузов; создавать на въездах и выездах с территории карантина контрольно-пропускные пункты, привлекать в установленном порядке для работы в этих пунктах военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел [12,с.10].

Таким образом, на основании анализа действующих законодательных и нормативно-правовых актов считаем, что временное ограничение доступа граждан на отдельные участки местности и объекты применяется сотрудниками правоохранительных органов с целью обеспечения: государственной тайны; требований режима; национальной безопасности; общественного порядка; общественной безопасности; охраны жизни и здоровья людей, а также защиты их прав и свобод; сохранность вещественных доказательств.

Основанием применения данной административно-предупредительной меры выступают: возникновение чрезвычайных ситуаций социального (побег из-под стражи лиц, задержание преступников, нарушения общественного порядка во время массовых мероприятий), техногенного (аварии, катастрофы, пожары), природного (стихийное бедствие, эпидемия, эпизоотия) и военного (вооруженная агрессия, угроза нападения и т. п) характера.

Момент принуждения при ограничении или запрещении доступа заключается в том, что граждане, независимо от их воли и желания, не могут попасть на отдельные участки местности или объекты, а попытки проникнуть на них расцениваются как правонарушение, в результате чего могут применяться другие меры принуждения.

Такая административно-предупредительная мера, как использование транспортных средств и средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам осуществляется сотрудниками правоохранительных органов для проезда к месту происшествия, стихийного бедствия, доставки в лечебные учреждения лиц, требующих неотложной медпомощи, для преследования правонарушителей и их доставки в полицию или другой правоохранительный орган.

Несмотря на то, что право частной собственности является нерушимым, принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено, однако только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предыдущего и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается лишь в условиях военного или чрезвычайного положения. Конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом.

Необходимо отметить, что использование транспортных средств и средств связи предприятий, учреждений и организаций осуществляется в особых чрезвычайных условиях и направлено на обеспечение безопасности граждан, а также для защиты их прав и свобод, а также защиты конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» использование сотрудниками полиции транспортных средств и средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляется беспрепятственно и безвозмездно. Возмещение убытков и расходов за использование транспорта граждан производится в соответствии с требованиями законодательства. То есть, при нарушении сотрудником полиции прав и законных интересов гражданина полиция обязана принять меры к возобновлению этих прав, возмещению причиненных материальных убытков, по требованию гражданина публично извиниться. Сотрудник полиции, который выполняет свои обязанности в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями и в пределах закона, не несет ответственности за причиненные убытки. Такие убытки компенсируются за счет государства. Пользование средствами связи, принадлежащей гражданам, происходит по их согласию.

Во время доставления подозреваемого транспортом, что не принадлежит органу внутренних дел, сотруднику полиции, военнослужащему внутренних войск необходимо сделать отметку в путевом листе водителя о продолжительности и расстоянии поездки, указать время доставки, свою фамилию, должность, номера служебного удостоверения и служебного телефона. Запрещено использовать для доставки подозреваемых в совершении преступления общественный транспорт (трамвай, троллейбус, автобус, метро и т. д.), автомашины специального назначения (скорой помощи, пожарные, инкассаторские и т. п.), а также транспорт, принадлежащий дипломатическим и консульским представительствам [5].

Сотрудники Федеральной пограничной службы ФСБ России, кроме транспортных средств, имеют право также использовать плавсредства граждан, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности с последующим возмещением расходов и убытков этим гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в соответствии с законодательством, кроме средств электрической связи предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности также использовать средства электрической связи центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, во время прекращения вооруженных конфликтов и других провокаций на государственной границе России, отражения вторжения на территорию России вооруженных формирований, ликвидации диверсионно-разведывательных групп, а также в других случаях на условиях, согласованных в установленном порядке, с последующим возмещением связанных с этим расходов согласно законодательству [13].

Также, в районе проведения антитеррористической операции должностные лица, привлеченные к операции, имеют право использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств и международных организаций, для предотвращения террористического акта, преследования и задержания лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, или для доставки лиц, которые нуждаются в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту преступления.

Отметим, в законодательстве порядок применения данной предупредительной меры урегулирован не в полном объеме. Считаем, что необходимо предусмотреть обязанность уведомления, если позволяет ситуация, сотрудниками полиции об использовании транспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, руководителей этих предприятий (учреждений, организаций), а также своего непосредственного начальника. Кроме того, в наше время бывает трудно разграничить, какие транспортные средства принадлежат организациям, а какие – гражданам. В связи с этим закон должен предусматривать бесплатное использование транспортных средств, принадлежащих только государственным предприятиям, учреждениям и организациям.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что данные меры имеют профилактический, предупредительный характер, их сущность заключается, во-первых, в том, чтобы не допустить противоправного поведения со стороны конкретных лиц, склонных к такому поведению; во-вторых, в обнаружении совершенных правонарушений; в-третьих, в устранении причин, способствующих совершению правонарушений и созданию условий, исключающих противоправное поведение лиц.

В отдельных случаях эти меры применяются в связи с совершением правонарушения, но направлены не непосредственно на правонарушителей, а на других лиц с целью обеспечения их безопасности, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время чрезвычайных ситуаций социального, техногенного, природного и военного характера, а также ликвидации их вредных последствий.

Исследуемые меры имеют принудительный характер, т. е. реализуются путем властных и односторонних действий, которые не согласовываются с противоположной стороной (последняя, обязана выполнить предписание уполномоченных должностных лиц, а именно: совершить необходимые в данной ситуации действия или воздержаться от их совершения). Меры административного предупреждения применяются при наличии оснований, предусмотренных законом и в порядке, определенном и предусмотренном законодательством.

В настоящее время при использовании указанных мер на практике возникает много вопросов, которые требуют своего законодательного решения. Определенного улучшения требует также и сама практика их применения сотрудниками правоохранительных органов.

Для совершенствования практики применения административно-предупредительных мер, особое внимание необходимо обратить на вопросы личной безопасности сотрудников правоохранительных органов, а также на повышение уровня их профессиональной подготовки, поскольку отсутствие опыта, профессионализма, достаточных правовых знаний препятствует правильному применению этих мер, особенно в сложных ситуациях, когда из-за нехватки времени у сотрудника нет возможности проанализировать все обстоятельства и принять продуманное решение.

REFERENCES

Petkov, S. V. Prinyatie upravlencheskix reshenij vo vremya chrezvy`chajny`x uslovij i organiza-cionno-pravovoe obespechenie bezopasnosti zhiznedeyatel`nosti sotrudnikov organov vnutrennix del : ucheb. posob / S. V. Petkov. – Simferopol`: Tavriya, 2005. ‒ 138 s. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.

O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : Federal`ny`j zakon ot 10.12.1995 N 196-FZ (poslednyaya redakciya) // Konsul`tant Plyus : [sajt]. ‒ . ‒ URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (data obrashheniya 07.05.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.

Strizhevskij, D. A. Obosnovanie vvedeniya ogranichenij rezhima dvizheniya avtomobil`nogo transporta na osnove ocenki pokazatelej rovnosti dorozhnogo pokry`tiya: special`nost` 05.22.10 «E`ks-pluataciya avtomobil`nogo transporta: dis… kand. texn. nauk / Strizhevskij, Dmitrij Aleksandrovich ; Volgogr. gos. texn. un-t. ‒ Volgograd, 2002. ‒ 178 s. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.

O Pravilax dorozhnogo dvizheniya» (vmeste s «Osnovny`mi polozheniyami po dopusku transport-ny`x sredstv k e`kspluatacii i obyazannosti dolzhnostny`x licz po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya») : Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 23.10.1993 N 1090 (red. ot 04.12.2018) // Konsul`tant Plyus : [sajt]. ‒ . ‒ URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (data obrashheniya 07.05.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.

O policii : Federal`ny`j zakon ot 07.02.2011 N 3-FZ (red. ot 01.04.2019) . // Konsul`tant Plyus : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 (data obrashheniya 07.05.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.

O chrezvy`chajnom polozhenii : Federal`ny`j konstitucionny`j zakon ot 30.05.2001 N 3-FKZ (red. ot 03.07.2016) // Konsul`tant Plyus : [sajt]. ‒ . ‒ URL: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/ (data obrashheniya 07.05.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.

O voennom polozhenii : Federal`ny`j konstitucionny`j zakon ot 30.01.2002 N 1-FKZ (red. ot 01.07.2017) // Konsul`tant Plyus : [sajt]. ‒ . ‒ URL: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35227/ (data obrashheniya 07.05.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.

O prave grazhdan Rossijskoj Federacii na svobodu peredvizheniya, vy`bor mesta preby`vaniya i zhitel`stva v predelax Rossijskoj Federacii : Zakon Rossijskoj Federacii ot 25.06.1993 N 5242-1 (poslednyaya redakciya) // Konsul`tant Plyus : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2255/ (data obrashheniya 07.05.2020). ‒ Tekst : e`lektron-ny`j.

O Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii : Zakon Rossijskoj Federacii ot 01.04.1993 N 4730-1 (poslednyaya redakciya) // Konsul`tant Plyus : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3140/ (data obrashheniya 07.05.2020). ‒ Tekst : e`lek-tronny`j.

Preduprezhdenie prestuplenij i administrativny`x pravonarushenij sotrudnikami organov vnutrennix del / Kikot` V. Ya., Lebedev S. Ya., Avanesov G. A. [i dr]. ‒ M. : OOO «Izdatel`stvo «Yuniti-Dana», 2017. ‒ 478 S. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.

O fizicheskoj kul`ture i sporte v Rossijskoj Federacii : Federal`ny`j zakon ot 4 dekabrya 2007 goda N 329-FZ // Konsul`tant Plyus : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (data obrashheniya 07.05.2020). ‒ Tekst : e`lek-tronny`j.

Arimbekova, K. Zh. Preduprezhdenie i presechenie administrativny`x pravonarushe-nij, kotory`e posyagayut na obshhestvenny`j poryadok, obshhestvennuyu bezopasnost`, a takzhe poryadok uprav-leniya / K. Zh. Arimbekova. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Aktual`ny`e voprosy` taktiki oxrany` obshhe-stvennogo poryadka i obshhestvennoj bezopasnosti, 2017. ‒ S. 8-12.

O Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii : : Zakon Rossijskoj Federacii ot 01.04.1993 N 4730-1 (poslednyaya redakciya) // Konsul`tant Plyus : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3140/ (data obrashheniya 07.05.2020). ‒ Tekst : e`lektron-ny`j.