Актуальные вопросы административной деятельности полиции по противодействию правонарушениям в области антиалкогольного антитабачного законодательства, совершаемых несовершеннолетними

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Актуальные вопросы административной деятельности…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 202–209.

УДК 342.924

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ АНТИАЛКОГОЛЬНОГО И АНТИТАБАЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы административной деятельности полиции, воз-никающие в ходе реализации обязанностей по предупреждению и пресечению правонарушений, соверша-емых несовершеннолетними в области антиалкогольного и антитабачного законодательства. Указывают-ся основные причины и отличительные признаки дивиантного поведения несовершеннолетних, через призму совершаемых ими нарушений законодательства в данном направлении. Анализируются основные проблемы правового обеспечения и порядка осуществления медицинского освидетельствования несовер-шеннолетних в практической деятельности полиции, а также вопросы правоприменительной практики обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.20; 14.16 КоАП РФ. Также анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие деятель-ность полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, связанных с антиалкогольным и антитабачным законодательством.

Ключевые слова: медицинское вмешательство, медицинское освидетельствование, информирован-ное согласие, дивиантное поведение, антиалкогольное законодательств, антитабачное законодательство, несовершеннолетние, вовлечение, общественное место, алкогольная или табачная продукция, меры обес-печения производства по делам об административных правонарушениях.

Одними из приоритетных задач современной государственной политики преду-сматриваются улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продол-жительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование сти-мулов к здоровому образу жизни.

    • Российской Федерации, на достижение этих целей направлен широкомасштаб-ный комплекс мер. Так, в соответствии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма предусматривается значительно сократить потребление алкоголя населением страны, особенно детьми и молодежью [1]. Одна из ведущих ролей в данном направлении возложена на правоохранительные органы, и полицию
  • частности.
    • нашей статье мы рассмотрим некоторые актуальные вопросы административ-ной деятельности полиции по противодействию правонарушениям в области анти-алкогольного и антитабачного законодательства, совершаемых несовершеннолет-ними.

Значение полиции в выявлении и пресечении данного вида правонарушений яв-ляется одной из основополагающих, что находит своё отражение в результатах её деятельности.

Комментируя статистические показатели работы МВД РФ за 2022 г., Председа-тель Общественного совета при МВД России, председатель центрального совета Общероссийского общественного движения за достойную жизнь и справедливость «Гражданское общество», д.ю.н., проф. Анатолий Кучерена, указал, что результат снижения уровня преступности среди несовершеннолетних: «… свидетельствует о

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

том, что проводилась достаточно серьезная работа. И мы просили бы правоохрани-тельные органы в 2023 году заниматься профилактикой преступлений как можно больше. Надеемся, что 2023 год позволит добиться еще больших успехов по сниже-нию преступности в нашей стране».

Эту позицию разделяет член Общественного совета при МВД России, президент Фонда изучения исторической перспективы, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая. Говоря о снижении уровня преступлений среди несовершеннолетних,

  • также совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, она отметила, что за этими цифрами стоит профилактическая работа: «Это не просто раскрытие преступлений и наказание, а еще и воспитание, беседы, работа участко-вых уполномоченных полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних. Я знаю, что Министерство проводит семинары, обучает, делится опытом, устраивает меро-приятия для молодежи, направляя ее энергию в благородное русло» [2].

Анализируя правонарушения совершаемые несовершеннолетними, согласимся с мнением Маганковой А.А., характеризующую их как общественную проблему в первую очередь в связи с тем, что «… административные правонарушения носят характер деформации морального облика личности, что в раннем возрасте может негативно сказаться на становлении «социально здорового члена общества» [3, с.

205].

Об этом же утверждает Пономарёв А.В., относя проявления девиантного поведе-ния детей, совершение ими правонарушений к определённым индикаторам, опреде-ляющим уровень морального состояния общества [4, с. 280-281].

    • свою очередь отметим, что в условиях современной действительности обще-ственная опасность правонарушений, предметом которых выступает алкогольная продукция и табачные изделия, выражается не только в том, что такие проступки могут повлечь за собой совершение новых правонарушений, а в худшем случае и совершение действий, ответственность за которые предусмотрена уголовным зако-нодательством РФ, но и то, что в их совершение могут легко вовлекаться дети – наиболее незащищенная и несформировавшаяся как личность категория граждан.

Рассматривая непосредственно состав правонарушений в части употребления несовершеннолетними алкогольной продукции, следует отметить, что администра-тивное законодательство Российской Федерации регламентирует вопросы привле-чения виновных к ответственности в данной области посредством совокупности статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) [5].

    • частности, состав, предусмотренный ч.1 ст. 20.20 КоАП РФ в современных усло-виях является одним из наиболее распространенных. Одна из причин такого явления, по нашему мнению, кроется в незнании несовершеннолетними мест, которые в соот-ветствии с законодательством признаются общественными и где употребление (распи-тие) алкогольной продукции запрещено, а также недостаточно ограниченный доступ для таких лиц к алкогольной продукции.

Еще одна причина, обусловленная уже психическими характеристиками подростка – это стремление самоутвердиться в глазах сверстников, умышленное нарушение уста-новленных правил поведения и запретов, показательность собственного превосходства, возрастное «бунтарство» и т.д.

203

Актуальные вопросы административной деятельности…

Как указывает МВД России, количество составляемых сотрудниками полиции про-токолов об употреблении алкоголя в общественных местах, исчисляется десятками ты-сяч ежемесячно [2].

  • тоже время, проведённый анализ правоприменительной практики свидетель-ствует о наличии определённых проблем, связанных со сбором доказательств и обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, свя-занных с потреблением несовершеннолетними алкогольной продукции или нахож-дением ими в состоянии опьянения. В основном это связано с проведением меди-цинского освидетельствования несовершеннолетних лиц, на наличие алкогольного или наркотического опьянения.

С одной стороны, согласно ч. 1 ст. 27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие админи-стративные правонарушения, за исключением управляющих транспортным сред-ством, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освиде-тельствование на состояние опьянения.

Таким образом, в отношении любого лица, в том числе несовершеннолетних, в случае привлечения их к административно ответственности и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьяне-ния, проведение медицинского освидетельствования является обязательной мерой обеспечения полного и объективного производства по делу об административном правонарушении, и именно акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения является доказательством состояния опьянения лица.

Кроме того в соответствии с п. 80 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15.10.2013 № 845, должност-ные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при доставлении несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России в случае если имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии алко-гольного, наркотического или иного токсического опьянения обязаны направить несовершеннолетнего в медицинскую организацию для проведения в установлен-ном порядке медицинского освидетельствования [6].

  • тоже время, медицинское освидетельствование несовершеннолетнего, являясь одним из видов медицинского вмешательства, имеет строго урегулированную законодательством РФ процедуру проведения.
  • частности, ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливает наличие обязательного предварительного условия медицинского вмешательства, в виде информированного добровольного согласия самого гражданина или его законного представителя. При этом, медицинский работник обязан в доступной форме предоставить полную информацию о целях и методах такого вмешательства, присутствующих при этом рисках, возможных последствиях и предполагаемых результатах исследования [7].
  • этой же статье указано, что гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 той же статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 этой статьи. Законный представитель лица,

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства (ч.3 ст.20).

При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 данной статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа (ч.4 ст.20).

  1. Так же, в соответствии с п.8 ч.5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н, медицинское освидетельствование проводится на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет, за исключением случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, установленных законодательством РФ случаев. В отношении несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет согласие законного представителя не требуется [8].

Таким образом, на практике складывается ситуация, когда существующая

нормативно-правовая база формально предусматривает необходимость медицинского освидетельствования несовершеннолетнего лица на предмет определения состояния опьянения, однако, несовершеннолетний может уклониться от административной ответственности в виду установленного порядка его освидетельствования, включающего законодательно закреплённую обязательность информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. При отсутствии такого согласия, административные возможности полиции по установлению факта потребления несовершеннолетним алкогольной продукции или нахождением в состоянии опьянения, а соответственно и обеспечением привлечения его к ответственности — фактически минимизируются.

Ещё одним правонарушением в данной области, заслуживающим детального рассмотрения, является состав ч.2.1. ст. 14.16 КоАП РФ, предусматривающий от-ветственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продук-ции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. По нашему мне-нию, в качестве объекта данного правонарушения необходимо рассматривать сово-купность двух составляющих:

— установленный порядок реализации спирта и спиртосодержащей продукции, определённый федеральным законом от 22.11.1995 года № 171 [9].

— здоровье несовершеннолетнего, его нравственное воспитание.

Такая двойственность, на наш взгляд, обусловливает наличие в действиях ответ-ственных лиц, сочетание составов объективной стороны двух административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. Очевидно, что, реализовывая алко-гольную продукцию несовершеннолетнему, субъект правонарушения не только нарушает законодательно установленные правила оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но и в определённом виде создаёт условия, способ-ствующие потреблению несовершеннолетним алкогольной продукции, т.е. совер-шает действия, формально подпадающие под вовлечение несовершеннолетнего в распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции.

205

Актуальные вопросы административной деятельности…

Таким образом реализуя алкогольную и спиртосодержащую продукцию несо-вершеннолетним, ответственные лица, своими непосредственными действиями спо-собствуют потреблению алкоголя данной категорией лиц, а также наносят вред их здоровью и нравственному воспитанию.

Однако, правоприменительная практика, показывает наличие проблемных во-просов при документировании правонарушений данного вида.

Рассмотрим наиболее существенные из них. В частности, непосредственными доказательствами реализации ответственным лицом алкогольной продукции несо-вершеннолетнему, будут выступать: показания свидетелей; показания самого несо-вершеннолетнего лица; а также непосредственно вещественные доказательства в виде незаконно реализованной алкогольной продукции.

Вместе с тем, получение показаний от несовершеннолетнего может быть услож-нено как процедурой опроса, так и отсутствием его заинтересованности в таких по-казаниях. Применение же такой меры обеспечения производства по делам об адми-нистративных правонарушениях как личный досмотр несовершеннолетнего, прово-димого с целью обнаружения и последующего изъятия вещественных доказательств правонарушения, ограничивается правами полиции. Согласно п. 16 ст. 13 Феде-рального закона от 07.02.2011 №3 ФЗ «О полиции», сотрудники полиции имеют право осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Фе-дерации об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, до-смотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпа-сы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоак-тивные вещества, а также скрывают предметы хищения [10]. Соответственно, при отсутствии указанных оснований, проведение личного досмотра несовершеннолет-него, с целью обнаружения незаконно реализованной ему алкогольной продукции является неправомерным. Таким образом, как и в предыдущем случае, возникают процессуальные сложности, связанные с изъятием у несовершеннолетних лиц спиртных напитков, приобретённой ими с нарушениями законодательства, что так-же ограничивает административные возможности полиции в данном направлении.

Говоря об административной деятельности полиции в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака табачной продукции, следует отметить, что в современном мире Российская Федерация занимает одно из лидирующих позиций среди стран с высоким уровнем населения, употребляющего табачную продукцию. Более того, стоит учитывать еще

  • тот факт, что количество разнообразной продукции, которую можно использовать для курения, с течением времени только растет. Так, помимо традиционных сигарет на рынке сейчас имеются кальян, электронные сигареты, IQOS и т.д. Конечно, не во всех этих устройствах имеется табак, но они всегда содержат в себе никотин, вызы-вая у граждан, и особенно у несовершеннолетних, состояние зависимости, негатив-но воздействуя на их физическое и психоэмоциональное состояние [11, с. 121-123]. Стоит отметить, что законодатель пытается урегулировать вопрос употребления не только табачной продукции в виде сигарет, но и других курительных смесей. Так, предметом правонарушения выступает непосредственно табак, который может со-держаться не только в сигаретах, но и любой продукции, аналогичной по своему

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

воздействию на организм человека (снюс, курительные смеси, электронные сигаре-ты и т.д.).

Но в то же время, следует указать на существование некоторых проблем законо-дательного регулирования вопросов использования специальных курительных средств и веществ. В первую очередь это связано с тем, что постоянно появляются всё новые и новые виды данных веществ и законодатель не всегда своевременно реагирует на сложившуюся тенденцию. Последствия же употребления различного рода курительных смесей, в некоторых случаях могут быть более губительными для здоровья не только несовершеннолетних, но и взрослых граждан. Соответственно, вопрос профилактики совершения нарушений в сфере антитабачного законодатель-ства является не менее важным в сравнении с нарушениями антиалкогольного зако-нодательства.

Что касается характеристики рассматриваемых административных правонару-шений, то можно выделить перечень элементов, являющихся общими для правона-рушений в сфере употребления алкоголя и табака.

Так, объектом рассмотренных в настоящей главе правонарушений выступает в первую очередь жизнь и здоровье несовершеннолетнего, поскольку рассматривае-мая продукция оказывает существенное влияние на здоровье граждан.

Объективная сторона правонарушений представлена в форме активных дей-ствий, поскольку несовершеннолетний осуществляет употребление алкогольной или табакосодержащей продукции.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины: лицо осозна-ет негативное воздействие окружающего табачного дыма на здоровье человека и желает этого или сознательно допускает либо относится безразлично. Равно как и при употреблении алкогольной продукции лицо осознает неправомерность своего поведения, но продолжает осуществление данных действий.

И, наконец, субъект правонарушения – физическое лицо, возрастом от 16 до 18 лет. Соответственно, говоря о несовершеннолетних, нарушающих антиалкогольное

  • антитабачное законодательство в пределах административного права, к ответ-ственности за данные правонарушения могут привлекаться несовершеннолетние, при условии достижения ими возраста 16 лет.

Следует отметить, что еще в 2014 г. в Государственную Думу был внесен зако-нопроект, согласно которому предлагалось понизить возраст административной от-ветственности до 14 лет с мотивировкой, что «физические возможности ребенка, достигшего четырнадцатилетнего возраста, позволяют ему совершать деяния, при-знаваемые административными правонарушениями, и он уже отдает отчет своим поступкам, в состоянии оценить негативный характер своих действий, а так же при-нять и оценить неблагоприятные последствия, наступающие в случае привлечения к уголовной ответственности [12, с. 109-110].

Как свидетельствуют специалисты в данной сфере, по достижении 14 лет чело-век уже способен сознавать не только что такое хорошо и что такое плохо, но и в некоторых случаях, безусловно, понимать, что определенное поведение в обществе запрещено и за нарушение такого запрета государством предусмотрена ответствен-ность. Однако в основном он еще не способен четко осознавать или даже предпола-гать в полной мере противоправность своего поведения, не обладает достаточными

207

Актуальные вопросы административной деятельности…

знаниями в области каких-то специальных норм, нарушение требований которых может повлечь административную ответственность.

Однако данный проект так и не был принят, что обусловило неизменность соста-ва правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в области антиалкоголь-ного и антитабачного законодательства.

Подводя итог, необходимо отметить, что указанные нами проблемы правопри-менительной практики по выявлению и документированию правонарушений несо-вершеннолетних в области антиалкогольного и антитабачного законодательства, указывают на недостаточное нормативно-правовое обеспечение административной деятельности полиции в данном направлении. Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что, говоря об употреблении несовершеннолетними спиртосодержащей

  • табачной продукции, необходимо обращать внимание не только на те составы противоправных деяний которые указаны в Особенной части КоАП РФ где в диспо-зиции статьи напрямую говорится о совершении правонарушения исключительно несовершеннолетним лицом, но и в принципе на составы правонарушений в части нарушения законодательства об употреблении алкоголя и табака, к ответственности за совершение которых может быть привлечено лицо, не достигшие возраста 18 лет. Надеемся, что обозначенная проблематика позволит активизировать и повысить эффективность государственного регулирования антиалкогольного и антитабачного законодательства.

Список литературы:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2019 г. № 2732р «О Концепции осуществления государ-ственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в РФ на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 47. Ст.

6719.

  1. Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://мвд.рф
  2. Маганкова, А. А. применение превентивных мер в отношении несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение — законодательные инициативы и реалии правоприменения / А. А. Маганкова, Е. Ю. Давыдовская, А. С. Пархачева // Modern Science. – 2021. – № 3-2. – С. 205-209.
  3. Пономарев, А. В. Проблемы применения и перспективы совершенствования административного воздействия, применяемого в отношении несовершеннолетних / А. В. Пономарев, С. Ю. Русанова, Э. А. Османов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юри-дические науки. – 2020. – Т. 6, № 4. – С. 280-287.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1
  5. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельно-сти подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://мвд.рф
  6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». – URL: https://rg.ru/documents/2011/11/23/zdorovie-dok.html
  7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». // ИПО «Гарант». — URL: http://garant.ru.
  8. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». // ИПО «Гарант». — URL: http://garant.ru.
  9. Федеральный закона от 07.02.2011 года №3 ФЗ «О полиции». // ИПО «Гарант». — URL: http://garant.ru.
  10. Саркисян В. К., Озерная А. А. Актуальные проблемы борьбы с употреблением несовершеннолет-ними наркотических средств, алкогольной продукции или табачных изделий и пути их решений // Мо-лодежь и XXI век-2020. 2020. С. 121 – 124.
  11. Артамонов, А. Н. Административная ответственность несовершеннолетних / А. Н. Артамонов // Юридическая ответственность несовершеннолетних : Коллективная монография. – Брянск : Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. – С. 98-116.

Баграмян С. Л., Мерказова В. А.

Bagramyan S.L., Merkazova V.A. Topical issues of administrative activities of the police on combating offenses in the field of anti-alcohol and anti-tobacco legislation committed by minors // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 202-209.

The article deals with some topical issues of the administrative activities of the police that arise in the course of the implementation of duties to prevent and suppress offenses committed by minors in the field of anti-alcohol and anti-tobacco legislation. The main causes and distinguishing features of the diviant behavior of minors are indicated through the prism of violations of the law committed by them in this direction. The main problems of legal support and the procedure for the implementation of a medical examination of minors in the practical activities of the police, as well as issues of law enforcement practice in ensuring proceedings in cases of administrative offenses provided for in Articles 20.20 are analyzed; 14.16 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. It also analyzes the legal acts regulating the activities of the police in the prevention and suppression of juvenile delinquency and in relation to minors related to anti-alcohol and anti-tobacco legislation.

Keywords: medical intervention, medical examination, informed consent, deviant behavior, anti-alcohol legislation, anti-tobacco legislation, minors, involvement, public place, alcohol or tobacco products, measures to ensure proceedings in cases of administrative offenses.

Spisok literatury:

  1. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 18.11.2019 g. № 2732r «O Koncepcii osushestvleniya gosudarstvennoj politiki protivodejstviya potrebleniyu tabaka i inoj nikotinsoderzhashej produkcii v RF na period do 2035 g. i dalnejshuyu perspektivu» // Sobranie zakonodatelstva RF. 2019. № 47. St. 6719.
  2. Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Federacii: oficialnyj sajt. URL: https://mvd.rf
  3. Magankova, A. A. primenenie preventivnyh mer v otnoshenii nesovershennoletnih, sovershivshih adminis-trativnoe pravonarushenie — zakonodatelnye iniciativy i realii pravoprimeneniya / A. A. Magankova, E. Yu. Davydovskaya, A. S. Parhacheva // Modern Science. – 2021. – № 3-2. – S. 205-209.
  4. Ponomarev, A. V. Problemy primeneniya i perspektivy sovershenstvovaniya administrativnogo vozdejstvi-ya, primenyaemogo v otnoshenii nesovershennoletnih / A. V. Ponomarev, S. Yu. Rusanova, E. A. Osmanov // Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. – 2020. – T. 6, № 4. – S. 280-287.
  5. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot

11.06.2022) // Sobranie zakonodatelstva RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1

  1. Prikaz MVD Rossii ot 15.10.2013 № 845 «Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii deyatelnosti po-drazdelenij po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // Ministerstvo vnu-trennih del Rossijskoj Federacii: oficialnyj sajt. URL: https://mvd.rf
  2. Federalnyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorovya grazhdan v Rossijskoj Feder-acii». – URL: https://rg.ru/documents/2011/11/23/zdorovie-dok.html
  3. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 18 dekabrya 2015 g. № 933n «O poryadke provedeniya medicinskogo osvidetelstvovaniya na sostoyanie opyaneniya (alkogolnogo, narkoticheskogo ili inogo toksicheskogo)». // IPO «Garant». — URL: http://garant.ru.
  4. Federalnyj zakon ot 22.11.1995 № 171-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilo-vogo spirta, alkogolnoj i spirtosoderzhashej produkcii i ob ogranichenii potrebleniya (raspitiya) alkogolnoj produkcii». // IPO «Garant». — URL: http://garant.ru.
  5. Federalnyj zakona ot 07.02.2011 goda №3 FZ «O policii». // IPO «Garant». — URL: http://garant.ru.
  6. Sarkisyan V. K., Ozernaya A. A. Aktualnye problemy borby s upotrebleniem nesovershennoletnimi narko-ticheskih sredstv, alkogolnoj produkcii ili tabachnyh izdelij i puti ih reshenij // Molodezh i XXI vek-2020. 2020. S. 121 – 124.
  7. Artamonov, A. N. Administrativnaya otvetstvennost nesovershennoletnih / A. N. Artamonov // Yuridicheskaya otvetstvennost nesovershennoletnih : Kollektivnaya monografiya. – Bryansk : Bryanskij gosudarstvennyj universitet imeni akademika I.G. Petrovskogo, 2018. – S. 98-116.

.

209