РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

IMPLEMENTATION OF THE STATE FAMILY POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION PRIVATE LAW (CIVILITY) SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 347

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Zhalova I.N., Khutko T. V., Crimean branch of FGBOUVO «Russian State University of Justice»

TYPE: Article

PAGES: from 221 to 230

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: family policy, social support, social contract, family protection, targeting of measures, monetary state payments, pandemic, amendments to the Constitution of the Russian Federation.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes social measures of a legal nature aimed at supporting and strengthening families, issues of their protection in the conditions of the aggravated crisis caused by the coronavirus pandemic (COVID-19). The main trends in the development of this vector within the framework of state family policy are identified, a legal assessment is given.

In particular, the authors considered the state measures of social support proposed by the President of the Russian Federation and supported at the level of the Government of the country in the field of family policy during the onset of a new coronavirus infection from 2020 to the present.

The authors have outlined proposals aimed at increasing the targeting of low-income families, which means efficiency in the implementation of social support measures. The position is expressed on the need to create an official coordinating and unified leading state body for a comprehensive assessment of the need of families, maximum simplification of user access to the use of laws in the field of social support for families, increasing the targeting of social support for low-income families with children, as well as social support of benefits, allowances and payments from the state to socially vulnerable categories of citizens, that is, the creation of an accessible «social elevator» mechanism.

The creation of a well-coordinated mechanism for the inclusion of various groups of the population in the electronic state system and strict control over this process will allow more low-income families to receive financial assistance in a timely manner. The Social Treasury project is designed to simplify the process of obtaining social assistance for families, the main task of which is to create the most convenient conditions for obtaining social support measures for citizens without requesting documents from them, if a citizen does not have such an opportunity over certain life circumstances. Such a measure will increase the targeting and effectiveness of state support at the federal, regional and municipal levels.

The results of the comprehensive analysis and the outlined proposals for improving the implementation of laws in the field of state family policy may be of interest in the further reform of the legislation of the Russian Federation on the support, strengthening and protection of families.

Поддержка, укрепление и защита семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение качества жизни семей являются приоритетами современной государственной семейной политики, определяющими социально-политический курс Российской Федерации. Одним из основополагающих программных документов в данной области является Концепция государственной семейной политики на период до 2025 г. [1]. Конституция Российской Федерации гарантирует неотчуждаемые и основные права и свободы человека от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ), а также устанавливает, что государство защищает семью, материнство и детство (ст. 38 Конституции РФ) [2].

Государственная семейная политика в современный период – это проведение социальных мероприятий правового характера, направленных на поддержку, укрепление и защиту семей, так же и в кризис, вызванный пандемией коронавируса (COVID-19).

Правительством были разработаны следующие государственные меры в области семейной политики, в частности, финансовая поддержка семей с детьми: материнский капитал, установление новых выплат, ипотека и кредитование, увеличение минимального размера пособия по уходу за ребенком, упрощение порядка подсчета и получения дохода безработным гражданам с детьми. Некоторые из них были временными для поддержания семей в период самоизоляции в 2020 году, а некоторые были продлены по срокам действия и реализации на 2021 и 2022 годы.

Рассмотрим следующие виды государственной поддержки за последние три года (2020-2022 гг.).

  1. Выплаты женщинам, ставшим на учет на ранних сроках беременности. До рождения ребенка они каждый месяц должны получать 6,3 тыс. руб. (50% прожиточного минимума по региону) [3].
  2. Выплаты детям от 8 до 17 лет, которые растут в неполных малообеспеченных семьях. Получает такую выплату один из родителей, воспитывающий ребенка в одиночку — 5,5 тыс. рублей в месяц (50% прожиточного минимума по региону) [3].
  3. Материнский (семейный) капитал, как установленная законом мера государственной поддержки семей, в которых: в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2026 года родился или был усыновлен второй (третий и последующий) ребенок; с 1 января 2020 года родился (был усыновлен) первый ребенок. Стоит указать, что материнский капитал с 2020 года при рождении первенца стал составлять 483 881 рублей 83 коп., при рождении второго ребенка увеличился на 155 550 рублей. Если родился второй ребенок, и ранее право на материнский капитал не возникло, то семья получает выплату в размере 639 431 руб. 83 коп. Программа материнского капитала продлена до 31 декабря 2026 г. [4]. При этом ежемесячные выплаты на первого или второго ребенка семьи получали, не подавая заявлений и подтверждающих документов для продления права на такое пособие.  В период с 1 апреля 2020 г. по 1 марта 2021 г. право на пособие продлили автоматически, без нового заявления [5].

4. Проводится ежегодно индексация единовременного пособия при рождении ребенка. До 31 января 2021 года размер такого пособия составлял 18 004,12 руб., а с 1 февраля 2021 г. сумма пособия равна 18 886,32 руб. [6]. С 1 февраля 2022 г. коэффициент индексации составил 1,084 для выплат, пособий и компенсаций действующий на ряд законов, предусмотренных постановлением Правительства [7]. Пособие оформляется по месту работы одного из родителей, в случае, если оба родителя не трудоустроены – в органах социальной защиты. Если родитель получает пособие по безработице – пособие по уходу за ребенком не назначается.

5. Семьям, в которых воспитывается трое и более детей, дополнительно в 2021 г. было выделено 1,44 млрд. руб. из государственного бюджета страны по регионам Российской Федерации [8].

6. Выплата на детей до 3 лет на период пандемии, которую можно было оформить до 30 сентября 2020 года включительно [9;10]. Семьи, дети у которых родились или были усыновлены в период с 01 апреля 2017 по 30 июня 2020 г., имели право на ежемесячную выплату в размере 5000 руб. за апрель, май и июнь на каждого ребенка. Заявление мог подать один из родителей/усыновителей. Так же, семья могла получить такие трёхмесячные выплаты, даже при наличии двух и более детей, родившихся с 2007 г. При этом выплату получили и те семьи, которые использовали уже материнский (семейный) капитал. Главное, чтобы право на него возникло до 1 июля 2020 г. [11; 12].

7. Ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Следует уточнить, что такая выплата полагалась тем семьям, у которых средний доход одного из родителей не превышал прожиточного минимума (установлен в каждом отдельном регионе свой денежный уровень) [13]. Предоставлялась возможность получить половину от прожиточного минимума на ребенка. Правилами, утвержденными Правительством РФ, рассчитывался средний доход одного родителя, что продолжает свою работу и в 2022 г. В правилах содержится требования к доходам и расчетному периоду. Пособие назначается в размере 50, 75 и 100 % от регионального прожиточного минимума. Если детей в семье несколько, то выплата назначается на каждого. Первые выплаты семьи получили уже в июне месяце 2020 г., это был жизненно важный вопрос в острый период пандемии, который был оперативно сработан государством. Даже если родители стояли на учете в центре занятости на тот момент, а потом трудоустраивались, то до конца 2020 г. их зарплата не бралась во внимание для таких выплат [14].

8. Пособия по безработице для лиц с детьми были увеличены в 2020 г. с 8 000 до 12 130 руб. в месяц. Такие выплаты касались и индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность из-за пандемии, то есть после 1 марта 2020 года и были признанными безработными. Эта сумма назначалась на срок не более 3 месяцев. Для того, чтобы получить такое пособие необходимо было встать на учет. Была создана возможность осуществить постановку на учет дистанционно [15].

9. Были назначены дополнительные выплаты пособий в размере 3000 руб. на детей до 18 лет безработных родителей и завершено 1 октября 2020 г. Такая доплата назначалась одному из родителей, она увеличивала пособие по безработице [16].

Государственная социальная поддержка в рассмотренный нами период была рассчитана на широкий круг семей, поскольку расширен законами список лиц ее получателей.

Выступая с Посланием Федеральному Собранию Президент РФ поручил поддержать отдельную категорию граждан, находящихся на больничном по уходу за ребенком до 8 лет. Так, с 1 сентября 2021 г. размер пособия не зависит от стажа и составляет 100% среднего заработка. На эти цели Правительство направило Фонду социального страхования (ФСС) более 930 млн. рублей [17]. Данное решение не затрагивает работодателей, больничные оплачиваются напрямую из ФСС. Также не нужно родителям оформлять документы на данную социальную процедуру, все расчеты фонд проводит на основании больничного листа. Данная нововведенная мера направлена на поддержку молодых родителей, так как размер пособия по уходу за ребенком зависит от продолжительности стажа: менее 5 лет – 60% среднего заработка, от 5 до 8 лет – 80%, а от 8 лет – 100%, и не все молодые родители имеют такой стаж работы.

С 1 июня 2020 г. начались выплаты пособий на детей в возрасте от 3 до 7 лет Министерством труда и социальной защиты РФ совместно с субъектами федерации. Гражданам необходимо было только подать электронное заявление на портале государственных услуг РФ, все остальные документы были собраны органами социальной защиты. Такая выплата устанавливалась на год. Размер данного пособия составлял 50% от регионального прожиточного минимума на ребенка. В среднем по стране это – 5500 руб. Впервые социальная поддержка была обеспечена информационно-техническими и нормативными мероприятиями на федеральном уровне. Благодаря этому был сформирован единый и максимально упрощенный подход к оформлению выплат независимо от того, в каком регионе проживала семья. Правительство РФ продолжало и в 2021 г. оказывать данную поддержку малообеспеченным семьям. Дополнительно было направлено 21,5 млрд. рублей в регионы России на ежемесячные выплаты, согласно распоряжению Правительства РФ [18].

Единовременная выплата на детей с 3 до 16 лет. Согласно Указу Президента РФ [10, 12] семьи с детьми в возрасте от 3 до 16 лет имели право до 30 сентября 2020 г. получить единовременную выплату в размере 10 000 руб. на каждого ребенка. Заявление должно было быть подано не ранее одного месяца, в котором ребенок достиг возраста 3 лет и не позднее 30 сентября 2020 г.

Также дополнительная социальная помощь ожидала и семьи с детьми до 16 лет на основании заявлений, согласно Указу Президента РФ [19]. С июля 2020 г. на детей, рожденных с 11 мая 2004 по 30 июня 2020 г., назначалась новая единовременная выплата – 10 000 рублей. Эта сумма выплачивалась дополнительно к ранее назначенным выплатам на детей до 3 лет и с 3 до 16 лет, поэтому со 2 августа 2021 г. родители школьников также получили предусмотренную указом Президента РФ единовременную дополнительную выплату в 10 000 руб. [20].

Президентом РФ была внесена инициатива и принята Правительством РФ полной или частичной помощи от государства в погашении ипотеки семьям, где третий ребёнок и последующие дети родились после 1 января 2019 г. Сумма такой выплаты – до 450 тыс. руб. [21].

Правительством РФ по поручению Президента РФ до 2024 г. продлевается действие программы «Семейная ипотека». До 31 декабря 2023 г., согласно программе, можно получить кредит по льготной ставке 6% годовых на покупку жилья или строительство частного дома [22]. Главное и обязательное условие для семей РФ, дающее право получить социальные государственные выплаты – ребенок должен быть рожден на территории РФ и иметь российское гражданство.

Как мы видим, введение государством мер социальной поддержки семей с детьми требует адресных мероприятий, с изначальной целью – в борьбе с распространением короновирусной инфекции, а затем в удобстве оформления и получения социальных новых положенных выплат в субъектах Российской Федерации. Исследования нам показывают значимость таких выплат для отдельных категорий семей с детьми, которые явно нуждаются в помощи государства. Поэтому так важна четко отработанная адресная поддержка на каждого ребенка со стороны государства.

Напомним, что размер части социальных выплат зависит от величины прожиточного минимума семьи. В бюджете на 2021 г. на минимальный размер оплаты труда было предусмотрено 93,8 млрд. рублей, что составляло 12 792 руб. на душу населения. С 1 января 2022 г. прожиточный минимум для работающих граждан составил 13 890 руб. [23], то есть по сравнению с прошлым годом увеличен на 1 098 руб. или на 8,6%, что более нормализует социальную жизнь, восстановление занятости и рост экономики в целом.

В Государственной Думе РФ объяснили важность повышения прожиточного минимума для семей с детьми. Депутаты отметили, что размер части социальных выплат зависит от величины прожиточного минимума, поэтому его повышение на 8,6% приведет к заметному росту пособий для миллионов россиян и, конечно же, будет способствовать восстановительному росту доходов малообеспеченных семей.

Авторами обозначены предложения, направленные на повышение адресности в отношении малообеспеченных семей, а значит эффективности в реализации мер по социальной поддержке.

Так, на основе проведенного выше анализа действующего законодательства в области социальной поддержки семей, мы видим огромное количество нормативно-правовых актов и действий властей в данной сфере. По данным Минтруда России меры социальной поддержки составляют 387 видов, а с учетом региональных особенностей это приблизительно 30 тысяч вариантов реализаций [24]. Усложняет процесс реализаций мер социальной поддержки и подход к определению нуждающихся семей и тот факт, что назначение социальных выплат требует проверки уровня доходов граждан и выплачивается по определенным правилам [12].

Считаем необходимым создание официального координационного и единого ведущего государственного органа для комплексной оценки нуждаемости семей, а также максимального упрощения пользовательского доступа к использованию законов в области социальной поддержки семей, повышение адресности социальной поддержки малоимущих семей с детьми.

Разделяем позицию председателя Совета Федерации РФ В. Матвиенко, которая внесла предложение о переименовании Министерства труда и социальной защиты РФ в Министерство труда, социальной защиты и семейной политики. Данная реорганизация создаст возможности для качественной реализации законов в статусе единого органа, осуществляющего координационную и контрольную функции и отвечать за комплексное администрирование вопросов семейной политики, поскольку будет наделено большими полномочиями в области государственной политики в сфере защиты семей.

Необходим слаженный механизм включения различных групп населения в электронную государственную систему и строгий контроль за этим процессом, что позволит большему количеству малоимущих семей получить материальную помощь уже сегодня, согласно новым законам, или выявить семьи так и не получивших обсуждаемую государственную поддержку.

Так, например, действует программа социальной адаптации получателей государственной социальной помощи. Однако спектр ее действия может расширить социальный контракт – такая материальная помощь, предоставляемая малоимущим семьям, среднедушевой доход которых составляет ниже величины прожиточного минимума. Он рассчитывается на основе доходов всех членов семьи за три последних месяца. Благодаря социальному контракту, после заключения договора можно: пройти переобучение, открыть свое дело, развить личное подсобное хозяйство, устроиться на работу. Договор заключается между нуждающимися и местными властями и в этом нужна помощь специального уполномоченного государственного органа.

Так же, в России реализуются «прямые выплаты» по больничным листам, которые выплачиваются по пособию социального страхования гражданам, имеющих детей. Выплаты должны осуществляться из Фонда социального страхования сотруднику напрямую. Полагаем, что данный процесс должен контролироваться со стороны координационного органа, и тогда это позволит избежать задержек по перечислению выплат населению или совсем их неполучения.

Работает механизм социальной поддержки в беззаявительном порядке на основании реквизитов из банковских счетов в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, что позволяет ускорить процесс перечисления выплат населению. Считаем, что во всех этих государственных процессах необходим единый контрольный ответственный государственный орган.

Считаем справедливым, что упростить процесс получения нуждающимися семьями положенной им по закону помощи призван проект «Социальное казначейство». Одной из его целей, согласно Общенациональному плану действий – обеспечить восстановление занятости и доходов населения [25]. Основная задача проекта заключается в том, чтобы создать максимально удобные условия для получения мер социальной поддержки гражданами без истребования у них документов, если гражданин не имеет такой возможности с течением определенных жизненных обстоятельств. Такая мера также должна повысить адресность и эффективность поддержки от государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В соответствии с принципами названного проекта новые меры государственной поддержки, в том числе необходимость в проверке уровня доходов семей, ожидающих государственные выплаты, может реализовываться через подачу заявления на портал Государственных услуг, а большинство необходимых сведений для принятия решения о социальной выплате данной семье будут подгружаться автоматически из государственных информационных систем. Проект направлен тем самым на то, чтобы гражданин не искал самостоятельно информацию о возможных ему мерах социальной поддержки в дальнейшем, а получал ее от органа власти через единый портал Государственных услуг. Единственное требование от граждан – дать согласие на такое информирование.

Следовательно, рассмотренные в статье проблемы требуют слаженных механизмов социальной адаптации и путей их решения, что эффективным образом скажется на положительной динамике развития и реализации государственной семейной политики. В качестве основных предложений, выделенными авторами, являются: 1) модернизация и развитие системы социального обслуживания семей с детьми путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, что поспособствует реальному получению такой помощи и снижению социального неравенства; 2) создание единого координационного контрольного государственного органа, отвечающего потребностям современной уязвимой части общества, который будет осуществлять совершенствование процедур проверки нуждаемости граждан с детьми; внедрение современных социальных технологий оказания помощи; социальное сопровождение льгот, пособий и выплат от государства до социально уязвимых категорий граждан, то есть создание доступного механизма «социального лифта».

REFERENCES

1. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 25.08.2014 № 1618-r «Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarstven-noj semejnoj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii www.pravo.gov.ru, 29.08.2014/

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii, (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial’nyj internet-portal pravo-voj informacii http://www.pravo.gov.ru, 22.03.2022.

3. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 26.06.2021 № 1731-r «O vydelenii v 2021 godu byudzhetnyh as-signovanij dlya predostavleniya mezhbyudzhetnyh transfertov byudzhetu Pensionnogo fonda Rossijskoj Federacii na osushchestvlenie vyplaty ezhemesyachnogo posobiya zhenshchinam, vstavshim na uchet v medicin-skoj organizacii v rannie sroki beremennosti, i na osushchestvlenie vyplaty ezhemesyachnogo posobiya na rebenka v vozraste ot 8 do 17 let» // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru/novye-postupleniya/rasporyazhenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-ot-26-06-2021-1731-r/?sphrase_id=7694

4. Federal’nyj zakon ot 29 dekabrya 2006 g. № 256-FZ «O dopolnitel’nyh merah gosudarstvennoj pod-derzhki semej, imeyushchih detej» (s izmeneniyami na 30 dekabrya 2021 goda) // «Rossijskaya gazeta», № 297, 31.12.2006.

5. Federal’nyj zakon ot 01.04.2020 № 104-FZ (red. ot 27.10.2020) «Ob osobennostyah ischisleniya poso-bij po vremennoj netrudosposobnosti i osushchestvleniya ezhemesyachnyh vyplat v svyazi s rozhdeniem (usy-novleniem) pervogo ili vtorogo rebenka» // «Rossijskaya gazeta», № 72, 03. 04. 2020.

6. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 28.01.2021 № 73 «Ob utverzhdenii koefficienta indeksacii vyplat, posobij i kompensacij v 2021 godu» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 01.02. 2021, № 5, st. 856.

7. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 27.01.2022 № 57 «Ob utverzhdenii koefficienta indeksacii vyplat, posobij i kompensacij v 2022 godu» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 31 01. 2022, № 5 st. 789.

8. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 24.07.2021 № 2051-r (red. ot 18.10.2021) «O vydelenii byudzhet-nyh assignovanij v celyah sofinansirovaniya raskhodnyh obyazatel’stv sub»ektov Rossijskoj Federacii po finansovomu obespecheniyu osushchestvleniya ezhemesyachnoj denezhnoj vyplaty, naznachaemoj v sluchae rozhdeniya tret’ego rebenka ili posleduyushchih detej do dostizheniya rebenkom vozrasta trekh let, predu-smotrennoj punktom 2 Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 g. № 606 «O merah po realizacii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii» // Informacionno-pravovoj portal https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401434512/#review

9. Ukaz Prezidenta RF ot 07.04.2020 № 249 «O dopolnitel’nyh merah social’noj podderzhki semej, imeyushchih detej» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 13.04. 2020 g. № 15 (chast’ I) st. 2243;

10. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 11.05.2020 № 317 «O vnesenii izmenenij v Ukaz Prezi-denta Rossijskoj Federacii ot 7 aprelya 2020 g. № 249 «O dopolnitel’nyh merah social’noj podderzh-ki semej, imeyushchih detej» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 18.05. 2020 g. № 20 st. 3158.

11. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 9 aprelya 2020 g. № 474 «Ob utverzhdenii Pravil osushchestvle-niya ezhemesyachnoj vyplaty sem’yam, imeyushchim pravo na materinskij (semejnyj) kapital» // Oficial’-nyj internet-portal pravovoj informacii http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004100037

12. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 11 maya 2020 g. № 652 «O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 9 aprelya 2020 g. № 474» // Oficial’nyj internet-portal pra-vovoj informacii http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005120001

13. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 20.03.2020 № 199 «O dopolnitel’nyh merah gosudar-stvennoj podderzhki semej, imeyushchih detej» // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200014

14. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 31.03.2020 № 384 (red. ot 17.02.2022) «Ob utverzhdenii osnov-nyh trebovanij k poryadku naznacheniya i osushchestvleniya ezhemesyachnoj denezhnoj vyplaty na rebenka v vozraste ot 3 do 7 let vklyuchitel’no, primernogo perechnya dokumentov (svedenij), neobhodimyh dlya naznacheniya ukazannoj ezhemesyachnoj vyplaty, i tipovoj formy zayavleniya o ee naznachenii» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 13.04.2020 g. № 15 (chast’ II) st. 2253.

15. Postanovleniyu Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 27.03.2020 № 346 «O razmerah minimal’-noj i maksimal’noj velichin posobiya po bezrabotice na 2020 god» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 13.07.2020, № 28, st.4438.

16. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 01.12.2018 g. № 1466 «Ob utverzhdenii pe-rechnya inyh vyplat za schet sredstv federal’nogo byudzheta dlya celej primeneniya chastej 5 i 5-1 stat’i 30-5 Federal’nogo zakona «O nacional’noj platezhnoj sisteme» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 10.12.2018, № 50, st.7777.

17. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 10 iyulya 2021 g. № 1887-r «O vydelenii Minfinu Rossii v 2021 g. iz rezervnogo fonda Pravitel’stva RF byudzhetnyh assignovanij dlya predostavleniya mezhbyud-zhetnogo transferta byudzhetu Fonda social’nogo strahovaniya RF na finansovoe obespechenie raskhodov na vyplatu posobiya po vremennoj netrudosposobnosti pri neobhodimosti osushchestvleniya uhoda za bol’nym rebenkom v vozraste do 8 let v chasti, prevyshayushchej razmer ukazannogo posobiya, opredelyae-myj v zavisimosti ot prodolzhitel’nosti strahovogo stazha zastrahovannogo lica» // Informacionno-pravovoj portal https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401365542/

18. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 23.08.2021 № 2297-r «O vnesenii izmenenij v rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 19.06.2021 № 1666-r». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69838.html/

19. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 23.06.2020 № 412 «O edinovremennoj vyplate sem’yam, imeyushchim detej» // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006230048

20. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 30.07.2021 № 1277 «O vnesenii izmenenij v Pravila osu-shchestvleniya vyplaty, predusmotrennoj Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 2 iyulya 2021 g. № 396 «O edinovremennoj vyplate sem’yam, imeyushchim detej» // Sobranie zakonodatel’stva RF, 09.08.2021, № 32 st. 6010.

21. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 30.06.2021 № 1077 «O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 7 sentyabrya 2019 g. № 1170» [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa ]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69838.html/

22. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 23.08.2021 № 1392 «O vnesenii izmenenij v Pravila vozme-shcheniya rossijskim kreditnym organizaciyam i akcionernomu obshchestvu «DOM.RF» nedopoluchennyh dohodov po vydannym (priobretennym) zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), predostavlennym grazhdanam Rossijskoj Federacii, imeyushchim detej» [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa ]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69838.html/

23. Federal’nyj zakon ot 06.12.2021 № 406-FZ «O vnesenii izmeneniya v stat’yu 1 Federal’nogo zakona «O minimal’nom razmere oplaty truda» // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112060038

24. SHuvalova M. Predostavlenie mer social’noj podderzhki po-novomu: proaktivnyj format, kom-pleksnaya ocenka nuzhdaemosti, pravilo nulevogo dohoda [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa ]: https://www.garant.ru/news/1523889/ (data obrashcheniya 25.02.2022).

25. Sklyar A.V. Social’noe kaznachejstvo i sovershenstvovanie processov predostavleniya mer social’-noj podderzhki» // Analiticheskij vestnik № 20 (780) «O sozdanii i perspektivah razvitiya sistemy «social’noe kaznachejstvo» v ramkah realizacii obshchenacional’nogo plana dejstvij, obespechivayushchih vosstanovlenie zanyatosti i dohodov naseleniya, rost ekonomiki i dolgosrochnye strukturnye izmeneniya v ekonomike». – Moskva, 2021. – S.8-13. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa ]: file:///C:/Users/user/Downloads/sjiUz6P07U8VldFvZUcmwdr6kuytLOVB.pdf (data obrashcheniya 22.02.2022).