ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE REALIZATION OF THE RIGHTS OF FOREIGN CITIZENS IN PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 343.8

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Pikina T. V., Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service

TYPE: Article

PAGES: from 342 to 349

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: legal status, foreign citizens, stateless persons, freedom of religion, national language, execution of punishment.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article examines the problematic aspects of the implementation of the legal status of convicts from among foreign citizens and stateless persons, the peculiarities of serving sentences by such persons in places of deprivation of liberty on the territory of the Russian Federation and suggests possible ways to solve some of the problems faced by correctional officers in the performance of the duties assigned to institutions for the implementation of certain rights of convicts.

В настоящее время в Российской Федерации при обеспечении правового статуса осужденных иностранных граждан достаточно остро встает вопрос о реализации их прав, обязанностей и в целом их положение среди других осужденных. В последние годы вопросы реализации правового статуса личности и его ограничения получили широкое распространение в юридической науке, но, несмотря на это, проблемами правового статуса осужденных иностранных граждан посвящено небольшое количество научных трудов.

Общие понятия правового статуса личности достаточно широко раскрыты учеными-правоведами. Теоретические основы правового статуса личности были определены Алексеевым С.С., который рассматривал правовой статус как «поведение участников общественных отношений в котором реализуются требования и возможности, содержащиеся в праве» [8, с. 99].

В.Д. Перевалов определил правовой статус личности, как «положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством» [13, c. 324-326] и определял эту категорию как собирательный универсальный характер, отражающее особенности человека, в нашем случае осужденных из числа иностранных граждан и лиц без гражданства.

Хотелось бы отметить определение, которое закрепил А.В. Баранов: «Правовой статус – правовое положение лица, выраженное в закрепленных законодательством правах, свободах, законных интересах, обязанностях лица» [9, с. 15].

Таким образом, правовой статус личности отражает статус лица в тесной связи его с государством в конкретный момент взаимоотношений. Поэтому необходимо рассмотреть законодательное регулирование, которое закрепляет основы прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к лишению свободы. Нормативные правовые акты, формируют правовой статус личности в привычные для современного человека рамки законности и дозволенности и правовом статусе осужденных достаточно широко раскрыт законодателем.

Основополагающим документом, закрепляющим основы правового статуса человека и гражданина, является Конституция Российской Федерации. Здесь весьма важна ст. 62, потому что, именно нормы данной статьи являются источником положений, указанных в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Основой пенитенциарных учреждений является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, а именно в статье 10 говориться об основах правового положения осужденных граждан: «Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации». Данное понятие является полным, но не отражает особенности реализации отдельных прав в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к лишению свободы.

Также хотелось отметить ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в которой говорится о иностранных гражданах, которые пользуются теми же правами и обязанностями, а также несут такую же ответственность наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением определенных случаев, которые устанавливает законодательство, помимо этого неплохо было бы рассказать о специальном правовом статусе, а именно их положение в пенитенциарной системе, положение достаточно непонятное и до конца не продуманы некоторые пробелы в законодательстве.

Анализ действующего законодательство позволяет сделать выводы о том, что иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территорию Российской Федерации обладают такими же правами и обязанностями, как и граждане нашей страны. Но, не смотря на это, на иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется ряд ограничений, например, они не вправе занимать некоторые государственные должности, всеобщая воинская обязанность распространяется только на граждан России, для иностранцев и апатридов ограничена свобода передвижения, для иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц имеющих двойное гражданство ограничен доступ к государственной тайне, не имеют права на митинги, собрания, а так же лица не имеющие гражданства Российской Федерации не вправе свободно возвращаться на территорию страны. Таким образом, мы наблюдаем ряд ограничений правового статуса иностранцев и приравненных к ним категорий, что может говорить об их особом правовом статусе, отличительным от правового статуса гражданина Российской Федерации.

Конечно, не достаточно обладать правами, чтобы претендовать на их реализацию, необходимо также выполнять очень важную обязанность – не нарушать действующий закон и не посягать на права и законные интересы других лиц, но мы наблюдаем злоупотребление нашим гостеприимством иностранными гражданами, которые все чаще становятся субъектами преступлений.

По данным МВД за январь-март 2020 г. граждане иностранных государств стали чаще совершать преступления на территории нашей страны. В общей сложность иностранными гражданами совершено 9,4 тыс. противоправных деяний различной степени тяжести, это на 2,2 % больше, чем за 1 квартал 2019 г. [14].

Причины совершения преступления иностранными гражданами и лицами без гражданства называется нехватка денег из-за отсутствия работы, а в условиях режима самоизоляции одним из условий было – невозможность вернуться домой, но вопреки ожиданиям скептиков роста преступности мигрантов в условиях самоизоляции и сложной экономической ситуации в стране «взрыва» преступности, указанными лицами, не произошло.

Данные обстоятельства наводят на размышление о том, что внешние факторы целиком и полностью могут влиять на совершение противозаконных действий иностранными гражданами, что может отразиться на объеме работ не только органов внутренних дел, но и конечно же органов, исполняющих уголовные наказания.

С момента совершения противоправного деяния, иностранные граждане и лица без гражданства приобретают специальный правовой статус – уголовно-правовой. По мнению И.В. Пикина и А.М. Зюкова «уголовно-правовой статус – это разновидность отраслевого правового статуса, в самом общем виде его можно определить, как совокупность прав, свобод и обязанностей, установленных нормами уголовного права» [11, с. 45]. Частью уголовно-правового статуса являются права и обязанности осужденных, которые перечисляются в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Свою актуальность с проблемами уголовно-правового статуса иностранных лиц приобрела во время последних изменений Уголовного кодекса Российской Федерации.

По мнению Н.В. Губарева под реализацией прав осужденных следует понимать юридическое воздействие на общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения наказания по изменению их правового положения [10, с. 20]. А.Е. Наташев, справедливо отмечает, что объем прав и обязанностей, осужденных не может полностью совпадать с объемом и обязанностями всех граждан [12, с. 120].

Таким образом, несмотря на то, что Конституция РФ наделяет иностранных граждан правами и обязанностями с ограничениями в их реализации. Рассматриваемая категория лиц приобретет специальный статус, становясь правонарушителями, а затем и осужденными и вступают в особые отношения с государством, регулирование которых осуществляется уголовно-исполнительным законодательством.

Изучение уголовно-правового статуса иностранного гражданина приобретает свою актуальность в связи с нестабильной миграционной политикой, усиление межнациональных движений и экономической обстановкой, которые приводят к увеличению преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. Помимо этого, присутствует ряд проблем, которые ущемляют права иностранных граждан, хотя в рассматриваемых в нашей работе нормативных правовых актах указывается, что они несут одинаковые права и обязанности с другими осужденными.

Одним из примеров существующих проблемных моментов является реализация права на свободу вероисповедания, которое в принципе довольно подробно описано в УИК РФ, но на практике во взаимодействие религиозных организаций и администрации пенитенциарных учреждений возникают ситуации, которые законодательно нерегламентированные. Остро стоит вопрос об обеспечении заключенных разных религий соответствующими помещениями для осуществления религиозных обрядов, посещение учреждений священнослужителями разных религий. Так, например, администрация учреждений заключает соглашение о взаимодействии только с некоторыми религиозными организациями, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации, а остальным отказывает, ссылаясь на свободу договора [16], поэтому некоторые заключенные остаются не охваченным такими соглашениями, а значит, они в меньшей степени получат возможности встречи со священнослужителями своей религии, уединении для совершения религиозных обрядов в специально отведенных помещениях.

Администрация учреждений выполняет обязательства в сфере получения всеми заключенными равных условий по свободе вероисповедания, но в связи с отсутствием законодательного регулирования этого вопроса, администрации пенитенциарных учреждений делать это сложно. Например, актуальным является вопрос о праве собственности вновь построенных религиозных помещений на территории учреждения. Религиозные организации опасаются, что помещение, которое по праву находиться на территории учреждения может быть использовано не по назначению. Поэтому сегодня все вновь вводимые сооружения или обустроенные специально выделенные администрацией помещения, юридического закрепления не имеют и нахождение собственности религиозных организаций на территории учреждений закреплено отдельными соглашениями о взаимодействии. Данное обстоятельство, кстати, отражается не только на иностранных гражданах, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, но и на всем контингенте осужденных.

При рассмотрении нашего вопроса нужно отметить, что администрации учреждений сложно обеспечить право на свободу вероисповедания всех таких заключенных, потому что, во-первых, нахождение осуждённого может носить временных характер, в зависимости от назначенного наказания, и отводить специально для одного или нескольких заключенных иностранных граждан отдельное помещение вполне нерационально, ведь пенитенциарные учреждения строились без учета современных международных стандартов по обеспечению прав осужденных, да и усилия по созданию соответствующих условий для обеспечения осужденного правом совершать религиозные обряды могут занимать попросту длительный период.

Для решения возникающих проблем и в целях обеспечения всех заключенных равными правами наиболее перспективным представляется существование отдельного учреждения для иностранцев, в котором возможно было организовать равные условия для обеспечения осужденных лиц разных конфессий их правом на свободу вероисповедования, а другие учреждения уголовно-исполнительной системы освободить от обязанности собственным усилиями решать пробелы действующего законодательства.

Существование специального учреждения для иностранных граждан, отбывающих наказание на территории Российской Федерации, либо специальных участков для таких осуждённых не территории учреждения, так же избавит администрацию учреждений от ряда других сложностей, возникающих при работе с иностранными гражданами. Так, например, для представителей отдельных иностранных граждан из стран с теплыми климатическими условиями крепкие морозы могут пагубно сказаться на здоровье. Согласно с материалами УФСИН по республике Мордовия: «чтобы теплолюбивые постояльцы выстояли в двадцатиградусные морозы, им необходимо выделять дополнительную утепленную одежду, а прежде чем выпустить осужденных на мороз, врачи должны измерить им давление, ведь из-за физиологических особенностей у выходцев, например, из Африки, может развиться гипертония» [17].

В соответствии с действующим порядком, до осужденных должны быть доведены правила внутреннего распорядка учреждения, права и обязанности осужденных, сделать это можно либо на родном языке, либо с помощью переводчика или с помощью других осужденных-иностранцев, владеющих русским или английским языком.

В учреждениях, в которых отбывают наказание иностранные граждане, должна быть наглядная агитация как минимум на английском языке, но даже наличии такой информации, не гарантирует, что осужденный сможет ее изучить, так как в основном иностранцы приезжают в Российскую Федерацию на заработки и малообразованные, не знают английского языка.

Проблема с использованием родного языка в местах лишения свободы приводят к сложностям обучения осужденных иностранных граждан швейному делу, обработке дерева, работе с металлами и прочим ремеслам. В этом случае наличие носителей родного языка, совместно отбывающих наказание с иностранцем не только бы помогло их обучению, но и способствовало реализации обязанности осужденного к выполнению таких работ.

Стоит отметить, что в уголовно-исполнительной системе имеется хороший опыт отдельного содержания иностранных граждан в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 22 УФСИН России по республики Мордовия», но по неизвестным причинам на сегодняшний день такая практика прекращена и отдельных учреждений для содержания иностранных граждан, осужденных к лишению свободы нет.

Раздельное содержание иностранных граждан позволяет обеспечить равные условия отбывания наказания с гражданами Российской Федерации, а именно реализации права на свободу вероисповедания, доведение правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей заключенных, возможность изъясняться на родном языке и что немало важно способствует поддержанию дисциплины среди осужденных. Антиобщественные настроения в стране приводят к личной заинтересованности осужденных к антинациональным настроениям в виде различных движений как внутри учреждения, так и снаружи, что чаще всего приводит к тому, что субъектами совершения преступления становятся сами иностранные граждане, либо они выступают в качестве потерпевших. Поэтому отдельное содержание иностранных граждан будет способствовать поддержанию порядка и дисциплины хотя бы в отдельном таком учреждении.

Для того чтобы иностранные граждане, осужденные к лишению свободы на территории РФ смогли отбывать наказание отдельно от других категорий осужденных, необходимо внесение изменений в п. 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а именно изложит данный пункт в следующей редакции: «В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные – бывшие работники судов и правоохранительных органов, иностранные граждане. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные».

В настоящее время причины об отсутствии нормы об отдельном содержании иностранцев остаются не ясными. Возможно, для этого у государства имеются объективные причины. Поэтому можно предложить следующий вариант совершенствования законодательства, которые позволят избежать ограничений прав осужденных, рассмотренных выше.

Рационально рассмотреть возможность выдворения иностранных граждан, осужденных за преступления совершенными ими на территории РФ, как иные меры уголовно-правового характера. Выдворение иностранных граждан практикуется за совершение ими административных правонарушений (ст. 3.10 КоАП РФ «Административное выдворение»), но данный вопрос требует детальной проработке, так как отправить на родину можно только тех иностранцев, которые не имеют долгов по исковым требованиям [15].

Отправка осужденных на родину регулируется многосторонними конвенциями и двусторонними договорами, участником которых является Россия, но не со всеми государствами такие международные акты заключены, поэтому для того, чтобы осужденный любого государства смог отбывать наказание на родине, возможно, внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, а именно дополнить раздел 6 УК РФ главой 15.3 «Принудительное выдворение за территории Российской Федерации иностранного гражданина». Данное дополнение позволит избежать нагрузки на учреждения уголовно-исполнительной системы по реализации прав осужденных иностранных граждан с учетом особенностей, рассмотренных в данной работе.

Как уже отмечалось, данная мера может быть применима только для иностранных граждан, в случае, если у них нет задолженности по исковым требованиям. Поэтому лица с такой задолженностью будут продолжать отбывать уголовные наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы на территории России. В этом случая для обеспечения правового статуса таких лиц, снижение количества жалоб и судебных исков в отношении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по нарушению прав осужденных возможно выделение отдельного учреждения либо отдельных участков для содержания иностранных граждан в учреждении, которое территориально находиться ближе к границе государства, гражданином которого является осужденный. Это позволит таким учреждениям приобрести опыт по созданию условий реализации рассмотренных нами прав, осужденных и сократить затраты по транспортировки осужденного из более дальнего региона к границе родного государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отбывание наказания иностранными гражданами на территории Российской Федерации имеет ряд отличительных особенностей. В целом правовой статус иностранцев является специфическим и не может быть отождествлен с правовым статусом осужденного, гражданина Российской Федерации, так как имеет ряд особенностей в процессе исполнения наказания.

Несмотря на это, осужденные иностранные граждане отбывают наказание на общих условиях и соответственно им должны быть созданы равные условия реализации их права на вероисповедание, использование родного языка, упрощен порядок ознакомления с правилами внутреннего распорядка и в целом с правами и обязанностями осужденных на территории исправительного учреждения. Самым оптимальным решением реализации правового статуса, осужденного – иностранца нам видится в сохранении традиций и опыта специальных исправительных колоний для отбывания наказания лицами без гражданства и иностранными гражданами.

В данной работе выявлены некоторые проблемные моменты неурегулированные законодателем на должном уровне, некоторые вопросы оставлены на решение их учреждениями самостоятельно, что приводит к неоднородности в таких решениях. Согласно выявленным пробелам сделаны предложения по совершенствованию законодательства, которое не только обеспечит реализацию некоторых прав осужденных в полном объеме, но и окажет содействие учреждениям уголовно-исполнительной системы в их работе.

REFERENCES

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ, ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ)] // Ros. gaz. – 2020. – № 144.

2. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah: Federal’nyj zakon ot 30 dek. 2001 g. № 195-FZ: s izm. 27 aprelya 2022 g. // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 2002. – № 1, ch. 1, st. 1.;

3. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ : prinyat Gos. Dumoj 24 maya 1996 g. // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 1996. – № 25, st. 2954.

4. Ugolovno-ispolnitel’nyj kodeks Rossijskoj Federacii : prinyat Gos. Dumoj ot 08.01.1997 : s izm. na 21 dekabrya 2021 g. – Rossijskaya gazeta ot 06 yanvarya 1997 g. № 9 st. 198;

5. O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon № 115-FZ ot 25.07.2002: s izm. na 01 iyulya 2021. – Elektronnyj resurs — rezhim dostupa OOO «NPP «Garant-servis», 2015 (data obrashcheniya: 15.05.2022);

6. O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij: Federal’nyj zakon Rossijskoj Federacii № 103-FZ ot 15.07.1995 : s izm. na 30 dekabrya 2021 g. – Elektronnyj resurs — rezhim dostupa OOO «NPP «Garant-servis» (data obrashcheniya: 15.05.2022);

7. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel’nyh uchrezhdenij: Prikaz Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii № 205 ot 3 noyabrya 2005 g. – Opublikovan v Byulletene Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii, 2005 g., N 12. – Elektronnyj resurs – rezhim dostupa OOO «NPP «Garant-servis» (data obrashcheniya: 15.05.2022);

8. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava. M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2008. – 576 s.

9. Baranov A.V. «Teoriya gosudarstva i prava» v skhemah i opredeleniyah : uchebnoe posobie / A. V. Baranov ; pod red. M. M. ZHuravleva ; — M.: YUniti, 2008. – 149 s.

10. Gubarev N.V. Realizaciya prav osuzhdennyh k lisheniyu svobody v processe otbyvaniya nakazaniya v ispravitel’nyh koloniyah v usloviyah reformirovaniya ugolovno-ispolnitel’noj sistemy Rossii: avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2006. – 20 s.;

11. Zyukov A.M., Pikin I.V. Problemy ispolneniya nakazanij v otnoshenii inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva : uchebnoe posobie / A.M. Zyukov, I.V. Pikin. – Vladimir, 2008. – 212 s.;

12. Natashev A. E., Struchkov N. A. Osnovy teorii ispravitel’no-trudovogo prava. – M.: YUrid. lit., 1997. – 120 s.;

13. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / S. S. Alekseev [i dr.]; pod red. V. D. Perevalova. M., 2011. – 324-326 s.;

14. Ministerstvo vnutrennih del : [Elektronnyj resurs] // URL : https://regnum.ru/news/society/2926554.html (data obrashcheniya: 20.03.2022);

15. Federal’naya sluzhba ispolneniya nakazanij : [Elektronnyj resurs] // URL : https://fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=87680

&sphrase_id=1428816 (data obrashcheniya 22.03.2022);

16. Advokatskaya gazeta : [Elektronnyj resurs] // URL : https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-ne-stal-rassmatrivat-zhalobu-osuzhdennogo-na-narushenie-prava-na-svobodu-veroispovedaniya-v-kolonii/ (data obrashcheniya: 20.03.2022);

17. Ispravitel’naya koloniya № 22 dlya inostrancev (pos. Leplej), Respublika Mordoviya : [Elektronnyj resurs] // URL : http://prisonlife.ru/mesta-lishenya-svobodi/996-ispravitelnaya-koloniya-22-dlya-inostrancev-pos.-lepley-respublika-mordoviya. (Data obrashcheniya: 27.03.2022).