К ВОПРОСУ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТИШИНЫ И ПОКОЯ ГРАЖДАН

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE LEGISLATION IN THE SPHERE OF ESTABLISHING ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE SILENCE AND REST OF CITIZENS

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS; LAND LAW; NATURAL RESOURCE LAW; ENVIRONMENTAL LAW; AGRICULTURAL LAW

Publication text (PDF)

UDK: 342.951

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Evsikova E.V., Ponomarev A.V., FSBEI HE «Russian State University of Justice»

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-3(2)- 22-34

PAGES: from 22 to 34

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: administrative and tort legislation; administrative responsibility; the right of citizens to peace and quiet; the right of citizens to the sanitary and epidemiological well-being of the population.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article reveals and examines the regulatory framework for the regulation of ensuring the rights of citizens to peace and quiet in accordance with the administrative-tort legislation of the Republic of Crimea. The authors reveal the compositions of offenses provided for by the administrative-tort legislation of the Republic of Crimea in the sphere of citizens’ rights to peace and quiet, study the qualifying signs, system and gradation of administrative punishments for offenses in the studied area. The authors emphasize the need for a clear understanding of the delimitation of the jurisdiction of federal and regional administrative and tort legislation in the field of ensuring the rights of citizens to the sanitary and epidemiological well-being of the population and the rights of citizens to peace and quiet, analyzing the statistical data of the Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation and law enforcement practice in this sphere of legal relations, on the basis of which a conclusion is made about the progressive dynamics of the administrative-tort situation in the Russian Federation as a whole, on the basis of which it is concluded that there is a need for high-quality legislative regulation of all key aspects related to administrative responsibility for violating the peace and quiet of citizens. Based on the analysis, the authors develop their proposals to ensure better legal regulation of ensuring the rights of citizens to peace and quiet at the level of administrative and tort legislation of the Republic of Crimea, as well as ensuring the rights of citizens to sanitary and epidemiological well-being of the population at the level of administrative and tort legislation. The Russian Federation as a whole.

К теоретическим и практическим проблемам института административной ответственности с каждым годом обращает внимание все больше и больше ученых-административистов, юристов, правоприменителей, представителей публичной власти. а также обычных граждан [1; 2], что особенно актуально в последнее время на волне «третьей» волны кодификации административно-деликтного законодательства Российской Федерации [3].

Поскольку, в современных условиях одним из приоритетных направлений современной государственной политики в сфере противодействия правонарушениям и преступности выступает государственно-правовое реформирование всей целостной системы административно-деликтного законодательства, под которым, понимается единая функциональная система административно-деликтных нормативно-правовых актов, которая базируется на основных общих принципах административно-деликтного права, устойчивых связях актов различного уровня и отраслевой специализации, содержащих основной массив норм административно-деликтного права в качестве важнейшей единой формы их выражения и официального закрепления [4, с. 350].

При этом, продолжающийся процесс формирования и развития современной системы федерального законодательства и иных механизмов правового регулирования в различных областях обусловливает необходимость регулярного уточнения составов многих административных правонарушений в соответствующих главах Особенной части КоАП РФ, поскольку действующий КоАП РФ, был принят около 20 лет назад, и претерпел порядка более 5,5 тысяч изменений, внесенных более 530 федеральными законами, которые, к сожалению, зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и, в конечном счете, негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц [5].

Летом в курортный сезон одной из актуальных проблем в сфере государственно-правого регулирования выступает надлежащее урегулирование и обеспечения прав граждан на тишину и покой. В рамках этой целей, в Республике Крым был принят Закон Республики Крым «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым» (далее – ЗРК О тишине) [6], который регулирует вопросы обеспечения тишины на территории Республики Крым.

Следует четко понимать, что положения ЗРК О тишине не распространяются на действия граждан, должностных лиц и юридических лиц: 1) направленных на предотвращение и пресечение правонарушений, предотвращение аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий; 2) по проведению неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан и (или) функционирования объектов жизнеобеспечения населения; 3) совершаемые при отправлении религиозных обрядов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти РК или органами местного самоуправления муниципальных образований в РК; 4) являющиеся правонарушениями, административная ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Также, законодатель четко определяет территории, где должен обеспечиваться покой граждан, к ним относятся: 1) многоквартирные дома и придомовые территории; 2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 3) территории образовательных, медицинских организаций, а также организаций, оказывающих социальные, реабилитационные, санаторно-курортные услуги, услуги по временному размещению и (или) обеспечению временного пребывания граждан; 4) территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

К действиям, нарушающим тишину и покой граждан относятся действия по: 1) использованию звуковоспроизводящих устройств и устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах; 2) крики, свист, громкое пение, игра на музыкальных инструментах; 3) применению пиротехнических средств; 4) осуществлению строительно-монтажных, ремонтных и (или) разгрузочно-погрузочных работ, сопровождаемых шумовым (вибрационным) воздействием.

Совершение таких действий ограничено временными рамками и не допускается с 22 ч. до 8 ч. и с 13-ти часов до 14-ти часов, а также с 8-ми часов до 10-ти часов ( в многоквартирных домах в выходные и нерабочие праздничные дни).

Несоблюдение гражданами, должностными лицами и юридическими лицами данного требования влечет административную ответственность, предусмотренную административно-деликтным законодательством Республики Крым [7; 8].

Так, Закон Республики Крым от 25 июня 2015 г. N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями) (далее – ЗРК №117-ЗРК) [9], предусматривает, что умышленное совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в период с 22 ч. до 8 ч. и с 13 ч. до 14 ч., в случаях, установленных законодательством Республики Крым в сфере обеспечения тишины и покоя граждан, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: для граждан — в размере от 500 до 1000 рублей; для должностных лиц — от 1000 до 1500 руб.; для юридических лиц – от 2000 до 5000 руб.

При этом, квалифицирующим признаком ст. 2.1 ЗРК № 117-ЗРК выступает совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, место совершения – многоквартирные дома и время – выходные дни (суббота и воскресенье) и нерабочие дни с 8ми часов до 10ти часов, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа: для граждан — в размере от 500 до 1000 руб.; для должностных лиц — от 1000 до 1500 руб.; для юридических лиц – от 2000 до 5000 руб.; а также повторность, т.е. повторное совершение деяния, предусмотренного чч. 1 и 2 ст. 2.1 ЗРК № 117-ЗРК, что влечет административную ответственность только в виде административного штрафа для граждан — в размере от 1000 до 3000 руб.; для должностных лиц — от 3000 до 10000 руб.; для юридических лиц — от 5000 до 15000 руб., и совершение данных деяний лицом, которое в течение года уже подвергалось административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 2.1 ЗРК № 117-ЗРК, что влечет наложение административного штрафа: для граждан — в размере от 3000 до 5000 руб.; для должностных лиц – от 10000 до 30000 рублей; для юридических лиц — от 20000 до 50000 руб.

Вместе с тем, С. Аксенов выступил с инициативой ужесточить административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан по ночам, ссылаясь на то, что за такое правонарушение должны составлять 5 000 руб. для физических лиц, 50 000 руб. — для должностных лиц и один миллион рублей — для юридических лиц. Поскольку, нарушение тишины и покоя граждан стало одной из самых актуальных и серьезных проблем, на которую постоянно поступают жалобы от граждан РК. Так, из отчета главы МВД по Республике Крым П. Каранды перед Государственным Советом РК: за нарушение законе тишине и покое полицейские в 2020 г. составили 558 административных протоколов, в 2019-м – 638 [10].

При этом, Общественная палата Республики Крым одобрила внесение поправок в административно-деликтное законодательство Республики Крым, которые предусматривают значительное увеличение штрафов за нарушение тишины и покоя граждан [11], а также предлагая более удобную формулировку для определения действий, нарушающих тишину и покой, т.е. сам факт громких звуков, которые слышны людям, который и будет основанием для рассмотрения вопроса о привлечении нарушителя к административной ответственности

Следует отметить, что к проблемным вопросам реализации ст. 2.1 ЗРК № 117-ЗРК относится определение субъектов административной юрисдикции, уполномоченных составлять протоколы.

Так, согласно ст. 9.1 ЗРК № 117-ЗРК, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1. уполномочены составлять: 1) должностные лица Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым (в период с 5 октября 2016 года по 27 апреля 2017 г.); 2) должностные лица исполнительного органа государственной власти Республики Крым, осуществляющего функции по обеспечению мобилизационной подготовки, мобилизации и территориальной обороны на территории Республики Крым (с 27 апреля 2017 г.); 3)должностные лица органов внутренних дел (полиции) (в случае если передача этих полномочий предусматривается соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым о передаче осуществления части полномочий); 4)должностные лица исполнительно-распорядительного органа муниципального образования Республики Крым [13].

Однако, в связи с тем, что вопросы обеспечения тишины и покоя граждан на территории Республики Крым не свойственны функциям и задачам Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Службы по мобилизационной работе и территориальной обороне Республики Крым, а также в связи с отсутствием реальной возможности реализовывать полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1. ЗРК № 117-ЗРК, протоколы об административных правонарушениях, составленные должностными лицами данных органов власти, на рассмотрение в административные комиссии не поступали. Согласно информации органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1 ЗРК № 117-ЗРК наделено 701 должностное лицо органов местного самоуправления. Интересно, что за период с 1 января 2017 г. по 25 мая 2018 г. составлено 164 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1 ЗРК № 117-ЗРК, из них составлено: должностными лицами органов местного самоуправления — 160 протоколов; а должностными лицами органов внутренних дел – 4 протокола. По результатам рассмотрения поступивших в административные комиссии протоколов было вынесено 145 постановлений о назначении административного наказания, в том числе: в отношении граждан – 125 постановлений; в отношении должностных лиц – 19 постановлений; в отношении юридических лиц – 1 постановление. Вместе с тем, в 19 случаях административными комиссиями были вынесены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.1 ЗРК № 117-ЗРК. Общий размер наложенных административными комиссиями штрафов по ст. 2.1 ЗРК № 117-ЗРК составил 91 тыс. руб. [13].

Например, согласно информации МВД России по Республике Крым за 2017 г. поступило 1265 сообщений о нарушении тишины и покоя, из них в дневное время – 266. Из них 660 материалов было направлено по подведомственности для принятия решений, а 454 – не подтвердились. Согласно пояснениям органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования не обеспечивает принятие необходимых мер административного воздействия за нарушение тишины и покоя граждан (164 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1.) в связи со спецификой данного административного правонарушения.

Следует иметь в виду, что нарушение тишины и покоя граждан носит специфический характер административного правонарушения, в частности по времени его совершения, а также возможных обстоятельств совершения, сопряженных, как правило, с нарушением общественного порядка. Зачастую необходимо принять меры силового воздействия на нарушителя, однако такими полномочиями должностные лица исполнительно-распорядительного органа муниципального образования не наделены, в силу чего, логичным является возложение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушение тишины и покоя граждан на должностных лиц ОВД.

Однако, если раньше, в основном сложности при привлечении к административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан, возникали из-за отсутствия соглашения между органом исполнительной власти Республики Крым и МВД о передаче полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 2.1 ЗРК № 117-ЗРК [12], т.е. по факту, даже, если сотрудники ОВД выезжали на вызов, то составить протокол по ст. 2.1 ЗРК № 117-ЗРК они не имели полномочий, то сегодня, такие полномочия у сотрудников ОВД есть, но даже при фиксации факта нарушения тишины и покоя возникают трудности в части доказательственной базы и не удается доказать факт совершения противоправного деяния из-за «расплывчатых» формулировок.

Однако, в данном случае следует четко разделять предметы ведения федерального и регионального законодательства.

Так, административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, установлена ст.ст. 6.3 и 6.4 КоАП РФ, т.е. на федеральном уровне. Например, ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ч. 2. ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 15000 до 40000 руб.; на должностных лиц – от 50000 руб. до 100 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50000 до 150 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 200 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает, что действия (бездействие), предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут административную ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 150 000 до 300 000 руб.; на должностных лиц – от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В свою очередь, ст. 6.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в виде административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Так, согласно, статистическим данным Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, в 2019 г. в суды общей юрисдикции РФ поступило 11 812 дел об административных правонарушениях вышеуказанной категории, из них было рассмотрено 11 711 дел, возвращено для устранения недостатков – 943, всего привлечено к административной ответственности 9735 лицо, из которых: юридических лиц – 6183, должностных лиц 212, лиц, осуществляющих юридическую деятельность без образования юридического лица – 3028, иных физических лиц – 312; которым назначены такие виды административных наказаний, как: предупреждение – 318, административный штраф – 4726, приостановление деятельности – 4691, всего в отчетном периоде по вынесенным постановлениям наложено штрафов на сумму – 52 544 680 руб., всего в отчетном периоде по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму –46 615 180 руб., из них взысканных принудительно или уплаченных добровольно – 18 504 100 руб.[14].

Согласно, статистическим данным того же департамента, в 2020 г. в суды общей юрисдикции РФ поступило 67 758 дел об административных правонарушениях вышеуказанной категории, из них было рассмотрено 60 935 дел, возвращено для устранения недостатков – 12 636, всего привлечено к административной ответственности 36 991 лицо, из которых: юридических лиц – 6862, должностных лиц 3233, лиц, осуществляющих юридическую деятельность без образования юридического лица – 7689, иных физических лиц -19207; которым назначены такие виды административных наказаний, как: предупреждение – 2158, административный штраф – 28 776, приостановление деятельности – 6057, всего в отчетном периоде по вынесенным постановлениям наложено штрафов на сумму – 720 025 822 руб., всего в отчетном периоде по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму – 463 921 064 руб., из них взысканных принудительно или уплаченных добровольно – 150 090 955 руб. [15].

Анализ статистических данных при Судебного Департамента при Верховном Суде РФ показывает, что административно-деликтная ситуация в сфере обеспечения прав граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения с каждом годом существенно ухудшается и назначаемые суммы штрафов своей превентивной цели достигают не в полном объеме как на это рассчитывал законодатель, вводя в КоАП РФ систему штрафов за правонарушения, предусмотренные ст.ст. 6.3 и 6.4, хотя размеры штрафов очень лояльные и даже низкие и не соответствуют степени важности нарушаемых данными правонарушениями прав, т.е. не могут нести никакого восстановительного или компенсационного эффекта.

Однако, вопросы привлечения к административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан, которые не урегулированы КоАП РФ, относятся к ведению регионального законодателя, и в Республике Крым, урегулированы ЗРК О тишине и ЗРК № 117-ЗРК.

Напомним, что ранее, согласно Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» были утверждены допустимые уровни шума и вибрации в жилых домах в дневное и ночное время [16]. Однако, данное постановление было отменено с 1 марта 2021 г. на основании постановления Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1631 [17].

Новые санитарные правила предусматривают, что уровень физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. В период с 7:00 до 23:00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ, а для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровня вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32 [18, п. 130]. При этом, следует обратить внимание на время, в которые разрешается превышение гигиенических нормативов шума, поскольку оно отличается от времени, предусмотренного законодательством Республики Крым, исходя из его анализа.

Однако, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, санитарные правила регламентируют уровни шума при эксплуатации инженерного и технологического оборудования, установленного в помещениях общественного назначения, а уровень шума, обусловленный поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории, оценке и регламентации не подлежит, т.е. протокол об административном правонарушении составляется по факту нарушения тишины и покоя граждан и является основным доказательством совершения правонарушения, а измерение уровня шума в таком случае не требуется. При этом, в случае повторного совершения административного правонарушения в сфере тишины и покоя граждан в материалах дела обязательно должна быть копия вступившего в законную силу постановления о привлечении лица к административной ответственности за аналогичное правонарушение [19].

Кроме того, согласно анализу последней судебной практики, измерение уровня шума не требуется для установления виновности лица в нарушении тишины и покоя граждан в ночное время. К такому выводу пришел Третий кассационный суд общей юрисдикции, который рассмотрел дело, связанное с жалобой жильцов дома на главной барной улице Санкт-Петербурга. Согласно материалам дела, жители многоквартирного особняка на улице Рубинштейна пожаловались в мэрию и полицию на шумную обстановку в баре на цокольном этаже этого дома. Хозяйка квартиры, расположенной прямо над питейным заведением, заявила, что от громко играющей музыки в ночное время у нее нарушился сон. Женщина была признана потерпевшей. В 2019 году постановлением мирового судьи владельца бара — ООО «БСБ» — привлекли к административной ответственности в виде штрафа в 50 тыс. рублей за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (п. 1 ст. 8 Закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» [21]). Суд пришел к выводу, что использование звуковоспроизводящего устройства в баре помешало отдыху в ночное время жильцов. Апелляционная инстанция, в свою очередь, удовлетворила апелляционную жалобу представителя фирмы — владельца бара и отменила постановление. При этом суд сослался на то, что в деле отсутствуют результаты исследования соответствия шумов санитарным нормам и гигиеническим нормативам, а производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Однако, кассационная инстанция отменила решение апелляционной инстанции, поскольку, признала неверными утверждения, что для установления виновности лица в нарушении тишины и покоя граждан в ночное время необходимо измерение уровня шума, регламентированного санитарно-эпидемиологическим законодательством, а также о недопустимости такого доказательства, как показания потерпевшего, обратившегося в полицию с заявлением о привлечении виновных лиц к ответственности [20].

Таким образом, внесение изменений в законодательство о тишине, исходя из необходимости выработки более удобных формировок для привлечений виновных лиц к административной ответственности, основываясь на необходимости измерения уровня шума для установления виновности лица, считаем нецелесообразным.

В то же время, увеличение размеров административных штрафов за ряд административных правонарушений в сфере нарушения прав граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, с учетом принципов справедливости наказами, а также соразмерности и индивидуализации наказания, считаем просто необходимым. Так, по нашему мнению, более правильным будет внесение изменений в КоАП РФ в следующей части:

— ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ: нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 руб.; на должностных лиц – от 5000 до 10000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до15000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 20 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В свою очередь, ст. 6.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в виде административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 руб.; на должностных лиц – от 5000 до 10000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 15000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 20 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Вместе с тем, в рамках данного исследования, интересен опыт других субъектов РФ по установлению административных штрафов за аналогичные правонарушения. Так, например:

— в Санкт-Петербурге предусмотрены административные наказания в виде:

1. за использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, торговых объектах, объектах, в которых оказываются бытовые услуги, услуги общественного питания, услуги рынков, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 5000 руб.; на должностных лиц — от 25000 до 50000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 до 200 000 руб.;

2. за крики, свист, стук, передвижение мебели, пение, игра на музыкальных инструментах и иные действия, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 5000 руб.; на должностных лиц — от 25000 до 50000 руб.; на юридических лиц — от 50000 до 200 000 руб. [21, ст. 8];

— в городе Москва предусмотрены такие административные наказание за нарушение тишины и покоя граждан, как: предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб.; на должностных лиц – 4000 до 8000 руб.; на юридических лиц — от 40 000 до 80 000 руб. [22, ст. 3.13];

— в Краснодарском крае предусмотрен административный штраф для граждан в размере 1000 руб., для должностных лиц – 3000 руб., для юридических лиц – 10 000 руб. [23].

В силу чего, предлагаем несколько изменить систему административных штрафов, предусмотренных ЗРК № 117-ЗРК в части наказания за нарушение тишины и покоя граждан с учетом высокой необходимостью степени защиты данных прав в стороны увеличения размеров штрафов, а именно:

«1. Умышленное совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в период с 23 часов до 7 часов и с 13 часов до 14 часов, в случаях, установленных законодательством Республики Крым в сфере обеспечения тишины и покоя граждан, – влечет наложение административного штрафа: на граждан – в размере от 1000 до 3000 руб.; на должностных лиц – от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.

2. Умышленное совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в многоквартирных домах в выходные дни (суббота, воскресенье) и в нерабочие праздничные дни с 8 ч. до 10 ч., в случаях, установленных законодательством Республики Крым в сфере обеспечения тишины и покоя граждан, – влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 1000 до 3000 руб.; на должностных лиц – от 5000 до 10000 руб.; на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 3000 до 5000 руб.; на должностных лиц – от10000 до 15000 руб.; на юридических лиц – от 20000 до 30000 руб.

4. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа: на граждан – в размере от 5000 до 10000 руб.; на должностных лиц – от 15 000 до 20000 руб.; на юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.», что, по нашему мнению, будет иметь больший предупредительный эффект, а также воспитательный и компенсационный, а значит, в конечном итоге, позволит более качественно обеспечить право граждан на тишину и покой.

REFERENCES

  1. Aktual’nye problemy administrativnogo prava: uchebnoe posobie dlya bakalavrov i magistrov // pod. red. d.yu.n., prof. M.I. Nikulina. –Simferopol’: IT «ARIAL», 2018. – S. 48.

2. Administrativnoe pravo: sovremennyj terminologicheskij slovar’ / E.V. Evsikova, A.V. Ponomarev, V.V. Kostylev [i dr.]; nauchnyj redaktor M.I. Nikulin; redaktor E.V. Evsikova. – Simferopol’: IT «ARIAL», 2020. – 400 s.

3. Evsikova E.V., Ponomarev A.V. K voprosu o traktovanii ponyatiya i principah administrativnoj otvetstvennosti v kontekste reformirovaniya administrativno-deliktnogo zakonodatel’stva // Evsikova E.V., Ponomarev A.V. // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. – 2021. – T. 7 (73). № 2. – S. 226-236.

4. Evsikova E.V. Nekotorye osobennosti reformirovaniya administrativno-deliktnogo zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii – tret’ya volna kodifikacii / E.V. Evsikova // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. 2020. T. 6. № 2. S. 350-367.

5. Koncepciya novogo Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah. [Elektronnyj resurs] [Rezhim dostupa]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326534/

6. Zakon Respubliki Krym ot 27 marta 2017 g. N 372-ZRK/2017 «Ob obespechenii tishiny i pokoya grazhdan na territorii Respubliki Krym i vnesenii izmenenij v otdel’nye zakony Respubliki Krym» (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyj resurs] [Rezhim dostupa]: https://base.garant.ru/43819600/.

7. Evsikova, E. V. Zakon «Ob administrativnyh pravonarusheniyah v Respublike Krym»: teoreticheskie aspekty i problemy pravoprimeneniya / E. V. Evsikova // Obshchestvo i pravo. – 2016. – № 4(58). – S. 153-157.

8. Evsikova E.V. Administrativnaya otvetstvennost’ po zakonodatel’stvu Respubliki Krym: doktrinal’nyj i prikladnoj aspekty / E.V. Evsikova // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 2 (36). S. 118-122.

9. Zakon Respubliki Krym ot 25 iyunya 2015 g. N 117-ZRK/2015 «Ob administrativnyh pravonarusheniyah v Respublike Krym» (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyj resurs] [Rezhim dostupa]: https://base.garant.ru/23707010/b5dae26bebf2908c0e8dd3b8a66868fe/

10. Glava Kryma predlozhil povysit’ shtrafy za shum po nocham. Aleksej Vakulenko (Simferopol’). Rossijskaya gazeta. [Data razmeshcheniya resursa : 09.06.2021. Vremya razmeshcheniya resursa: 18:06]. [Elektronnyj resurs] [Rezhim dostupa]: https://rg.ru/2021/06/09/reg-ufo/glava-kryma-predlozhil-povysit-shtrafy-za-shum-po-nocham.html.

11. Obshchestvennaya palata Kryma odobrila povyshenie shtrafov za shum po nocham. Aleksej Vakulenko (Simferopol’). Rossijskaya gazeta. [Data razmeshcheniya resursa : 17.06.2021. Vremya razmeshcheniya resursa: 12:35]. [Elektronnyj resurs] [Rezhim dostupa]: https://rg.ru/2021/06/17/reg-ufo/obshchestvennaia-palata-kryma-odobrila-povyshenie-shtrafov-za-shum-po-nocham.html.

12. Evsikova, E. V. Nekotorye problemy sostavleniya protokolov i privlecheniya k administrativnoj otvetstvennosti federal’nym organom ispolnitel’noj vlasti na osnove soglashenij o peredache polnomochij i perspektivy ee reformirovaniya / E. V. Evsikova, V. L. Ogol’ // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. – 2020. – T. 6. – № 2. – S. 368-382. – DOI 10.37279/2413-1733-2020-6-2-368-382.

13. Informaciya o rezul’tatah provedeniya monitoringa st.st. 2.1, 6.1, 6.1-1, 7.2 Zakona Respubliki Krym ot 25 iyunya 2015 goda № 117-ZRK/2015 «Ob administrativnyh pravonarusheniyah v Respublike Krym». Komitet Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym po voprosam gosudarstvennogo stroitel’stva i mestnogo samoupravleniya.

14. 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah»; Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel’nosti federal’nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2019 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832.

15. 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah»; Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel’nosti federal’nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 1 polugodie 2020 goda; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5461/

16. Sanitarno-epidemiologicheskie pravila i normativy SanPiN 2.1.2.2645-10 “Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam prozhivaniya v zhilyh zdaniyah i pomeshcheniyah” (utv. postanovleniem Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 10 iyunya 2010 g. № 64). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12077273/.

17. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 8 oktyabrya 2020 goda N 1631 «Ob otmene normativnyh pravovyh aktov federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti, soderzhashchih obyazatel’nye trebovaniya, soblyudenie kotoryh ocenivaetsya pri provedenii meropriyatij po kontrolyu pri osushchestvlenii federal’nogo gosudarstvennogo sanitarno-epidemiologicheskogo nadzora». https://docs.cntd.ru/document/565983838?marker=6520IM.

18. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 28 yanvarya 2021 g. № 3 «Ob utverzhdenii sanitarnyh pravil i norm SanPiN 2.1.3684-21 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k soderzhaniyu territorij gorodskih i sel’skih poselenij, k vodnym ob»ektam, pit’evoj vode i pit’evomu vodosnabzheniyu, atmosfernomu vozduhu, pochvam, zhilym pomeshcheniyam, ekspluatacii proizvodstvennyh, obshchestvennyh pomeshchenij, organizacii i provedeniyu sanitarno-protivoepidemicheskih (profilakticheskih) meropriyatij». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400189764/.

19. Verhovnyj sud poyasnil, chto za shum nado nakazyvat’ nezavisimo ot decibel. Vladislav kulikov. Rossijskaya gazeta — Federal’nyj vypusk № 61(5734). [Data razmeshcheniya resursa : 27.03.2012. Vremya razmeshcheniya resursa: 17:00]. https://rg.ru/2012/03/21/sud.html/

20. Sudam razreshili vsecelo polagat’sya na sluh poterpevshih v delah o narushenii tishiny. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://legal.report/sudam-razreshili-vsecelo-polagatsya-na-sluh-poterpevshih-v-delah-o-narushenii-tishiny/.

21. Zakon Sankt-Peterburga ot 31 maya 2010 g. № 273-70 «Ob administrativnyh pravonarusheniyah v Sankt-Peterburge». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://base.garant.ru/35307614/.

22. Zakon g. Moskvy ot 21 noyabrya 2007 g. N 45 «Kodeks goroda Moskvy ob administrativnyh pravonarusheniyah» (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://base.garant.ru/388521/.

23. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 23 iyulya 2003 № 608-KZ «Ob administrativnyh pravonarusheniyah» (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://docs.cntd.ru/document/461606550.

24. Rudenko, A. V. Soblyudenie principov sorazmernosti nakazaniya i individualizacii nakazaniya pri privlechenii k administrativnoj otvetstvennosti / A. V. Rudenko // Akademicheskij vestnik Rostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. – 2016. – № 4 (25). – S. 77-81.