Защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства как предмет исследований в российской юридической науке

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Защищенность объектов транспортной инфраструктуры…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 10–20.

УДК 340.15

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Астраханцев И. В.

Санкт-Петербургский университет МВД России

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся становления представлений о транспортной безопасности в российской науке. Транспортная безопасность рассматривается в контексте закрепленного в Федеральном законе «О транспортной безопасности» подхода – как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Сделан вывод о том, что формирование представлений о транспортной безопасности в России началось во второй половине XIX в. В настоящее время транспортная безопасность рассматривается как составляющая национальной безопасности и является предметом исследований ученых различных специальностей.

Ключевые слова: национальная безопасность, транспортная безопасность, безопасность дорожного движения, транспортные средства, транспортная инфраструктура, транспортная полиция.

Вопросам обеспечения транспортной безопасности в современных условиях уделяется все большее внимание и учеными, и законодателями, и иными государственными и общественными деятелями. Обращения к этим проблемам требует и внешнеполитическая ситуация, осложняющаяся обострением отношений с рядом стран мирового сообщества на фоне предпринимаемых Россией попыток по защите своих национальных интересов. При этом обострение межгосударственных отношений имеет ярко провокационный характер, отражающий недружественные устремления ряда государств – членов Североатлантического блока, направленные на недопущение усиления влияния Российской Федерации в мировом сообществе, намеренное сдерживание возможностей ее экономического развития, навязывание сценариев международного взаимодействия. В этой связи блокирование транспортных возможностей России, умышленное негативное воздействие на объекты транспорта и транспортной инфраструктуры, снижение уровня безопасности эксплуатации раз-личных видов транспорта рассматривается иностранными сторонами в качестве эффективных и результативных методов внешнеполитического давления. Отдельные благовидные предлоги и сдерживающие инициативы направленного характера активно используются иностранными государствами «для ограничения доступа российских компаний к экспортным рынкам, сдерживания развития российской промышленности, установления контроля над транспортными маршрутами» [1, п. 17], констатирует Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Спровоцированная данными процессами напряженность способствовала радикализации идеологических течений в обществе, усилению угроз экстремистского и террористического характера [2, с. 69–80], усилению недовольства населения в связи с невозможностью свободного перемещения с использованием ранее доступных средств транспорта. Неслучайно поэтому к основным задачам государства в сфере обеспечения национальной безопасности отнесены повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей [3, с. 56–67], в том числе объектов транспортной инфраструктуры [1, п. 47, подп. 6], других критически важных и потенциально опасных объектов [4].

На защищенность государства негативное влияние оказывает состояние неравномерно освоенных и удаленных российских территорий, являющихся объектами территориальных устремлений со стороны отдельных приграничных государств. Обширные территории Сибири и Дальнего Востока, островные и анклавные регионы Российской Федерации, удаленные от крупных промышленных центров страны, недостаточно эффективно связанные между собой транспортными магистралями, вызывают заинтересованность государств, имеющих большую численность населения, высокую плотность проживания людей и ограниченных территориально. Со-стояние экономического пространства России, обеспечение безопасности ряда ее субъектов, эффективность связей между регионами в еще большей степени стали зависеть от уровня гарантируемой государством транспортной безопасности [4].

Согласно официальным статистическим данным, в 2019 г. в Российской Федерации всеми видами транспорта в совокупности было перевезено 395 млн пассажиров (из них: железнодорожным транспортом по маршрутам дальнего следования – 116,5 млн человек; авиатранспортом через аэропорты гражданской авиации – 147,5 млн человек; автомобильным транспортом – 130 млн человек; внутренним водным транспортом по маршрутам дальнего сообщения – 0,9 млн человек). При этом в консервативном сценарии к 2035 г. прогнозируется увеличение объема пассажирских перевозок до 520 млн человек, а в базовом сценарии – до 540 млн чело-век [5, прил. № 6]. Аналогичные тенденции очевидны и в сфере грузовых перевозок [5, прил. № 4, 5]. На этом фоне актуальность вопросов транспортной безопасности многократно усиливается, а необходимость поиска рациональных и научно обосно-ванных путей повышения эффективности ее обеспечения значительно возрастает.

Данные обстоятельства актуализируют проблемы изучения особенностей становления и развития представлений о транспортной безопасности в юридической науке, способствовавших разработке законодательства о транспортной безопасности и последующему включению транспортной безопасности в структуру национальной безопасности государства.

Публикация первых трудов, посвященных отдельным вопросам обеспечения безопасности пассажиров и грузов в процессе их перевозки различными видами транспорта, относится ко второй половине XIX в. Сначала проблемы обеспечения транспортной безопасности освещалась лишь в контексте отдельных аспектов эксплуатации определенных видов транспорта, содержания дорог, взимания транс-портных платежей и установления правил управления транспортными средствами.

Описывая состояние транспортной сети в Российской империи во второй поло-вине XIX в., Е. Н. Анучин в работе «Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с Учреждения о губерниях 1775 г. до послед-него времени» (СПб, 1872) отмечал, что «для охранения безопасности дорог … не-достаточно местных исполнительных органов (сотских), а необходима особая подвижная и притом вооруженная сила, которая бы находилась в непосредственном распоряжении у начальника уездной полиции и могла бы быть употребляема по его усмотрению там, где окажется в этом надобность» [6, с. 199]. Автор обращал внимание на необходимость сосредоточения административных ресурсов государства в сфере обеспечения транспортных перевозок по дорогам общего пользования. Проблемы обеспечения транспортной безопасности начали осознаваться как имеющие государственное значение.

На важность сохранения, накопления и передачи последующим поколениям позитивного опыта устройства, эксплуатации и содержания дорог в 80-х годах XIX столетия обращал внимание И. Е. Андреевский [7, с. 62–66]. Опыт, накопленный со времен Петра I, в том числе заимствованный у западноевропейских строите-лей и усовершенствованный русскими мастерами, по мнению И. Е. Андреевского, важно применять с учетом меняющихся реалий и обстоятельств: организовывать замощение наиболее используемых дорог каменным покрытием; следить за верным устройством дренажа для оттока с дорог технических и природных вод; создавать системы шлюзных сооружений для оптимизации перемещения товаров, грузов и пассажиров, подвоза и разгрузки товаров; обеспечения сохранности перевозимых грузов и безопасности пассажиров с учетом особенностей конкретного вида транс-порта (наземного либо корабельного); включения планов по строительству дорог в общие градостроительные планы, в планы развития освоения и развития территорий [8, с. 43–48]. Вопросы обеспечения транспортной безопасности И. Е. Андреевский связывал с обеспечением прав человека в российском государстве [9, с. 61].

А. Н. Зерцалов в работе «Объезжие головы и полицейские дела в Москве в конце XVII в.» (Москва, 1894) на основе анализа документов архива Министерства юстиции Российской империи, пришел к выводу, что обустроенные дороги и иные транспортные пути уже в XVII в. являлись объектами, требующими повышенного внимания для обеспечения безопасности городов и населения. А. Н. Зерцалов вы-явил документы, содержащие сведения о делах в 11 съезжих дворах по охранению в конце XVII в. жителей Москвы от пожаров, убийств, грабежей, по устроению в переулках и у ворот зданий ночных и дневных караулов. Автор отмечал, что дороги часто используются «лихим людом» для покушений, преступлений и реализации своих злых замыслов как в отношении отдельных жителей, так и в отношении объединений торговцев с целью завладения товарами, деньгами, лошадьми, повозками и иным личным имуществом. «Лихоимцами на дорогах устраивались засады, организовывались перехваты товаров, затевались убийства и вымогательства» [10, с. 5]. Ретроспективный анализ вопросов обеспечения безопасности в Москве в XVII– XIX вв. позволил А. Н. Зерцалову сделать вывод о том, что по мере развития транс-портных средств и дорожной сети в Российской империи на протяжении двух столетий данная проблема не только не утратила своей остроты, но и многократно увеличила свою актуальность. Все это, по его мнению, требовало глубокого анализа ситуации и поиска соответствующих времени приемов и способов ее разрешения, в перечень которых А. Н. Зерцалов включал: формирование транспортной полиции в городах; установление законодательных требований к порядку эксплуатации транс-портных средств и лиц, ими управляющих; введение обязательного реестра транс-портных средств; формирование органов, ответственных за строительство и содержание дорог и «иных проездных путей» [10, с. 5–7].

Внимание к вопросам транспортной безопасности во второй половине XIX в. во многом было обусловлено событиями террористического характера, произошедши-ми на объектах транспорта, коснувшихся жизни членов царской семьи. «Ряд совершённых террористических актов, угрозы их совершения, убийства и другие противоправные проявления характеризовали соответствующую ситуацию на транспорте России. Требовалось повышенное внимание со стороны прежде всего транспортной полиции в вопросах обеспечения правопорядка и безопасности на объектах транс-портного комплекса, так как преступления на транспорте представляли и представляют собой явление, несущее угрозу обществу и государству» [11, с. 94].

Таким образом, в политико-правовой мысли Российской империи оформились идеи о необходимости обеспечения безопасности в местах, связанных с транспортом, были изданы труды, касающиеся проблем обеспечения транспортной безопасности [12, с. 43–83]. Изданные второй половине XIX в. работы освещали проблемы транспортной безопасности фрагментарно и несистемно и свидетельствовали о формировании начальных (базовых) представлений о транспортной безопасности в юридической науке [12, с. 5–8].

По мере стремительного развития транспорта, дорожной сети и путей транс-портного сообщения как на внутригосударственном, так и на международном уровнях происходили расширение и углубление представлений о транспортной безопасности в отечественной юридической науке. Свидетельством этому служит появление в начале ХХ в. исследований с авторскими рассуждениями о транспортной без-опасности, а также объемных, четко структурированных изданий узкой тематической направленности, позволявших осуществлять дальнейшие научные исследования в обозначенной сфере. Так, «Справочная книга для чинов жандармских полицейских управлений железных дорог», составленная старшим адъютантом штаба отделения Корпуса жандармов Л. А. Тимофеевым (СПб, 1908), представляла собой справочник терминов, понятий и определений, применяемых при регулировании общественных отношений в сфере железнодорожных перевозок. Справочная книга объемом в 1238 страниц содержала в себе 20 частей, каждая из которых была посвящена различным вопросам организации и осуществления железнодорожных перевозок. Рассматривая различные аспекты обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, Л. А. Тимофеев обратил внимание на историю введения жан-дармского надзора на железных дорогах России; описал права и обязанности жан-дармских управлений, касающихся сопровождения императорских железнодорожных вагонов и обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте [13].

В начале ХХ в. начинает вестись активная работа по статистической обработке и официальному опубликованию информации, накопленной в сфере транспортных грузовых и пассажирских перевозок, которая указывает на понимание важности систематизации сведений в данной сфере и осознание необходимости их научного анализа для продолжения научных исследований, и применения в практической деятельности. Систематизация статистических данных позволила выявить специфику развития различных видов транспорта и охарактеризовать особенности обеспечения безопасности при использовании различных транспортных средств. Так, «Статистический сборник Министерства путей сообщения» (СПб, 1914) включал обзор статистических сведений о перевозке товаров железнодорожным транспортом по внутренним водным путям Российской империи с 1882 г. [14].

Достижения научно-технической революции, обусловившие поступательное развитие транспортных средств (появление автомобилей на паровой тяге и с двигателями внутреннего сгорания, появление воздушных транспортных средств), способствовали усилению интереса к исследованиям сравнительно-правового и ретроспективного аспектов проблем транспортной безопасности. Важность и необходимость изучения и анализа транспортных возможностей, в том числе с точки зрения без-опасности государства, подтвердила Первая мировая война [12, с. 118–119].

Эволюции транспорта в России был посвящен монографический труд И. Д. Михайлова [15]. Несмотря на то, что хронологическими рамками исследования заявлены 1913–1925 гг., работа содержит статистические данные об основных показателях работы железнодорожного транспорта с начала века. В монографии подробно описана работа железных дорог в эти годы: специфика грузовых работ и объёмы погрузки; описаны финансовые отношения, касающиеся содержания железных дорог; охарактеризованы проблемы, связанные с топливным кризисом. Моно-графия содержит разделы, посвященные водному и авиационному транспорту, в которых дана оценка возможностей и перспектив их дальнейшего развития.

Научной и практической значимостью обладали работы П. Н. Шестакова [16], И. Королева [17], И. А. Поплавского [18], Н. В. Орнатского [19], С. Г. Писарева [20] и др. Авторы сосредоточили внимание на особенностях организации безопасного движения транспортных средств и эксплуатации путей сообщения различного вида (наземных дорог, водных маршрутов и пр.).

Особый интерес исследователей 1930-х годов в советской России представлял потенциал развития транспортных путей сообщения в масштабах страны и использование возможностей различных видов транспорта в оборонительных целях. Поскольку итоги 1-й Мировой войны для России представлялись негативными, а угро-за развязывания очередного мирового конфликта неуклонно возрастала, особую остроту приобрели вопросы, касающиеся роли транспорта и транспортной инфра-структуры в обороне государства, а также необходимости непрерывного развития транспортных возможностей государства в стратегических целях.

Труд Н. Г. Васильева «Транспорт России в войне 1914–1918 гг.» (Москва, 1939) [21] был посвящен комплексному анализу политико-экономических и технологических факторов, оказывавших влияние на развитие транспорта в условиях военного времени. Опираясь на документы Центрального военно-исторического архива и статистические материалы, Н. Г. Васильев выявил специфику применения различных средств транспорта в годы Первой мировой войны; рассмотрел актуальные проблемы подготовки путей сообщения к возможной войне в текущих условиях [21]. При этом неполнота и чрезвычайная разрозненность материалов, характеризующих транспортную систему 1914–1918 гг., не позволили осветить в желаемом объеме многие важные вопросы. Данное уточнение указывает на особенности разработанности проблем транспортной безопасности в первой половине ХХ в. – использование различных статистических и эмпирических источников, отражавших реальное положение дел в сфере эксплуатации транспорта и объектов транспортной инфра-структуры, фрагментарность рассматриваемых проблем.

Попытки осмысления уроков Великой Отечественной войны обусловили новый интерес исследователей к оценке роли и значения транспорта в обеспечении без-опасности государства. Представления о транспортной безопасности в 1950-е – 1960-е годы находились в тесной взаимосвязи с представлениями о государственной безопасности. Оценка значения транспортных средств в состояния транспортных путей нашла отражение в законодательстве. В «Положении о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах» (1959) [22] отмечалось, что «Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР для выполнения возложенных на него задач имеет свои органы в союзных и автономных республиках, краях, областях, отдельных городах и районах, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» [22, ст. 2]. На КГБ СССР и его местные органы возлагалась контрразведывательная работа на специальных объектах, особо важных объектах промышленности и на транспорте [22, ст. 7]. Транспорт и транспортная инфраструктура рассматривались в качестве объектов, подлежащих защите и охране в особом порядке, а значит, являющимися как источниками повышенной опасности, так и потенциальными объектами разведывательных, преступных и иных опасных вражеских устремлений.

В связи с чем научные труды, публиковавшиеся в 1950-е – 1960-е годы, носили либо ярко выраженный политизированный и ведомственно-силовой характер [23], либо, напротив, описательный характер без выражения личной позиции авторов к освещаемым вопросам [24; 25]. При этом характер и направленность научных трудов, освещающих вопросы транспортной безопасности, претерпели изменения. Они были связаны со смещением приоритетов в развитии транспортной системы на решение исключительно оборонительных и охранительных задач, на совершенствование экономико-технологического развития государства, повышения его престижа в мировом сообществе. Исследователи начинают обращать внимание на организационные основы обеспечения транспортной безопасности.

Пик дорожного строительства в СССР пришелся на 1960-е – 1970-е годы. На дорожное строительство были выделены значительные средства. В 1962 г. в эксплуатацию была введена МКАД протяженностью 109 километров. В 1959–1965 гг. протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась на 81,2 тыс. километров, 37 тыс. километров из них имели усовершенствованные покрытия. Интенсивное дорожное строительство продолжалось и в 1970-е – 1980-е годы. В 1990 г. сеть до-рог общего пользования в РСФСР составляла 455,4 тыс. километров, в том числе 41 тыс. километров дорог общегосударственного и 57,6 тыс. километров – республиканского значения [26]. Столь стремительное дорожное строительство, расширение сети магистралей, увеличение протяженности железных дорог, освоение новых водных маршрутов и развитие авиационной отрасли одновременно оказывали воз-действие на изменение транспортной доступности регионов страны, расширение возможностей по перевозке пассажиров, товаров и грузов с использованием различных видов транспортных средств. При этом приобрели особую остроту и нашли отражение в исследованиях вопросы о необходимости разработки и внедрения мер по обеспечению безопасности самих средств транспорта, объектов транспортной инфраструктуры, персонала, обеспечивающего функционирование транспортной сети, перевозимых пассажиров, товаров и грузов (В. Ф. Бабков [27], М. Б. Афанасьев [28], Е. М. Извозчиков [29]), а также вопросы предотвращения преступлений, аварий и

происшествий в данной сфере (А. Н. Грачев [30], A. M. Белодедов [31], И. К. Шахриманьян [32], В. В. Лукьянов [33] и др. [34]). Появились труды, посвященные анализу опыта регулирования общественных отношений в сфере использования транспорта в России и за рубежом [35]. Единый подход к определению понятия «транспортная безопасность» выработан еще не был. Транспортная без-опасность часто отождествлялась с дорожным движением, безопасностью эксплуатации различных видов транспорта, безопасностью перевозки пассажиров, товаров и грузов.

Важным периодом развития представлений о транспортной безопасности в юридической науке является временной отрезок с конца 1980-х годов до начала XXI в. Этот этап характеризуется новыми вызовами и угрозами отдельным государствам в частности и человечеству в целом, реализуемыми с применением транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры. Крупные террористические ак-ты, совершенные на транспорте и повлекшие человеческие жертвы, заставили научное сообщество по-новому значение и содержание транспортной безопасности, а также потребовали выработки научно обоснованных подходов к ее обеспечению. Результатами нового осмысления проблем транспортной безопасности явилось издание трудов, в которых нашли отражение понятия и категории, используемые при характеристике транспортной безопасности, анализ проблем организации и функционирования транспортной системы, предложения по их преодолению, результаты сравнительных исследований.

Отдельным достижением современной юридической науки явилось закрепление на законодательном уровне понятия «транспортная безопасность» и сопутствующих ключевых понятий в ФЗ «О транспортной безопасности» [36]. Представленная в нем трактовка понятия «транспортная безопасность» подвела черту под присутствовавшим ранее в науке смешением данного понятия со смежными категориями (например, с понятием «безопасность дорожного движения») и способствовала углублению и расширению представлений о транспортной безопасности.

Конкретизация и уточнение понятий нашло отражение в словаре «Транспортная безопасность. Термины. Понятия. Определения», составленном Н. Н. Белокобыльским (Москва, 2017) [37]. Термины, понятия и определения, которые имеют отношение к транспорту, его безопасности, а также ответственности за посягательство на его функционирование, представлены в 4-х разделах: социально-экономическом, иностранном, техническом и юридическом. Каждый элемент Словаря представлен автором как содержащий исключительное смысловое значение (а в ряде случаев несколько смысловых значений), не дублирующий, но расширяющий значение другого понятия, не являющийся в полной мере заменяемым [37].

В настоящее время Федеральный закон «О транспортной безопасности» трактует транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. С учетом того, что первоначальный текст закона с момента его принятия подвергался изменениям 26 раз, споры и дискуссии в данной сфере (прежде всего в связи с появлением новейших угроз внешнего и внутреннего характера) еще не завершены. За последнее десятилетие в российской науке проблемам транспортной безопасности посвящены более 400 статей, изданы несколько десятков монографий, учебников и учебных пособий (в том числе в контексте изучения национальной безопасности государства), защищены более десятка диссертаций. Кроме того, рассуждения о транспортной безопасности находят свое отражение на страницах периодической печати, в статистических справочниках и тематических и словарях.

При этом множество из вновь возникающих под воздействием изменяющейся общемировой ситуации и внутригосударственной обстановки вопросов по-прежнему остаются нерешенными либо не находят должного научно-теоретического обоснования. Ряд законодательно установленных положений и норм в рассматриваемой сфере в условиях быстро изменяющихся мощных детерминант внутригосударственного и международного характера утрачивают свою актуальность и перестают отвечать современным потребностям практики. Это требует про-ведения непрерывной исследовательской работы по актуализации научных положений, являющихся фундаментом для последующей законотворческой деятельности, которая направлена на совершенствование законодательства в сфере транспортной безопасности.

Таким образом, генезис становления и развития представлений о транспортной безопасности в юридической науке имеет свою историю. С XIX в. произошла трансформация представлений о транспортной безопасности: от начального формирования базовых и разрозненных представлений о транспорте в целом, отдельных его видах и специфике их эксплуатации до закрепления в значительном массиве научных трудов преставлений о транспортной безопасности, научном обосновании его содержания, разграничения со смежными понятиями и категориями. Представления о транспортной безопасности формировались во взаимосвязи с представлениями о государственной безопасности; определено особое значение транспорта и объектов транспортной инфраструктуры в оборонительных возможностях государства; выявлена взаимная обусловленность уровня научно-технологического, социально-экономического развития общества и уровня развития транспортных возможностей страны; осуществлены анализ и учет позитивного опыта иностранных государств в рассматриваемой сфере. Дальнейшие векторы развития исследований, касающихся транспортной безопасности, в юридической науке в настоящее время определяются: возрастающими потребностями в своевременном выявлении и блокировании угроз, возникающих в сфере эксплуатации транспорта и объектов транс-портной инфраструктуры; необходимостью совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере и формирования необходимых для этого научно-теоретических основ; потребностями совершенствования системы обеспечения транспортной безопасности; необходимостью поиска новых эффективных приемов, средств и методов обеспечения транспортной безопасности, в том числе в контексте обеспечения национальной безопасности государства.

Список литературы:

  1. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации (далее – СЗ РФ). 2021. № 27. Ч. II. Ст. 5351.
  2. Нижник Н. С. Национальная безопасность: концептуальные основания и феноменологическая ха-рактеристика // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности: Сборник научных докладов: В 2 ч. Ч. 1: Исторические, теоретические и правовые аспекты противодействия угрозам национальной безопасности / Отв. ред. В. В. Грохотова, Б. Н. Ковалев, Е. А. Макарова. Великий Нов-город, 2008. С. 69–88.
  3. Нижник Н. С. Национальная безопасность как социоюридический феномен. Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013. 136 с.
  4. Дерюгин А. А., Нижник Н. С. Концептуальные основы общей теории национальной безопасности России / Под ред. С. Г. Лысенкова. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского военного институ-та войск национальной гвардии Российской Федерации, 2018. 93 с.
  5. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р // СЗ РФ. 2021. № 50. Ч. IV. Ст. 8613.
  6. [Анучин Е. Н.] Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России, с Учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени: составлен по распоряжению министра вн. дел чиновником особых поручений при министре Е. Анучиным. Санкт-Петербург: тип. М-ва вн. дел, 1872. с.
  7. Нижник Н. С., Дергилева С. Ю. Государство и право в теоретико-правовых воззрениях А. И. Елистратова. Москва: Юрлитинформ, 2017. 376 с.
  8. [Андреевский И. Е.] Лекции по истории полицейского права и земских учреждений в России, читан-ные в Археологическом институте в 1881, 1882 и 1883 годах профессором И. Андреевским, составлен-ные и изданные слушателем Археологического института Д. Волковым. Санкт-Петербург, 1883. 69 с.
  9. Права человека: между прошлым и будущим / Под ред Н. В. Варламовой, Т. А. Васильевой, Н. В. Колотовой. Москва: «Норма», 2021. 448 с.
  10. Зерцалов А. Н. Объезжие головы и полицейские дела в Москве в конце XVII в. Москва: Универси-тетская типография, 1894. 60 с.
  11. Рыжова Ю. В. Некоторые аспекты обеспечения транспортной безопасности Российской империи // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1(33). С. 94–97.
  12. Нижник Н. С., Квитчук А. С., Андреева И. А., Чимаров С. Ю., Змерзлый Б. В. Обеспечение без-опасности дорожного движения: генезис системы в Российском государстве. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. 292 с.
  13. Справочная книга для чинов жандармских полицейских управлений железных дорог / Сост. ст. адъютант Штаба Отделения корпуса жандармов, подполк. Л. А. Тимофеев. Санкт-Петербург: Типо-графия Штаба Отделения корпуса жандармов, 1908. 1238 с.
  14. Статистический сборник Министерства путей сообщения. Вып. 128: Железные дороги в 1911 г. Санкт-Петербург: Типография Министерства путей сообщения, 1914 // Государственная публичная научно-техническая библиотека России. [Электронный ресурс]. – http://scbist.com/starye-knigi-do-1960-g/54762-statisticheskii-sbornik-ministerstva-putei-soobscheniya-vypusk-128-zheleznye-dorogi-v-1911-g-sankt-peterburg-tipografiya-ministerstva-putei-soobscheniya-1914-a.html (дата обращения: 27.07.2023).
  15. Михайлов И. Д. Эволюция русского транспорта 1913–1925 / Под ред. проф. С. А. Фалькнера. Москва; Ленинград: Экономическая жизнь, 1925. 253 с.
  16. Шестаков П. Н. Принципы организации автомобильного транспорта на шоссейных дорогах. Петро-град: Редакция специального технического и экономического издательства НКПС, 1920. 28 с.
  17. Королев И. Устройство небольших деревянных мостов и труб на гужевых дорогах волостного значения. Сталинград, 1926. 15 с.
  18. Поплавский И. А. Методы и практика непосредственного текущего наблюдения в гужевой стати-стике. Москва: Центральное статистическое управление СССР, 1926. 113 с.
  19. Орнатский Н. В. Простейшая механизация содержания грунтовых дорог. Москва; Ленинград: 1-я образцовая типография, Гос. Изд-во, 1929. 93 с.
  20. Писарев С. Г. Городской транспорт. Москва; Ленинград: Министерство коммунального хозяйства РСФСР, 1948. 504 с.
  21. Васильев Н. Г. Транспорт России в войне 1914–1918 гг. Москва: Воениздат, 1939. 257 с. Положение о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах: Выписка из протокола заседания Президиума ЦК КПСС от 9 января 1959 г. № 200 // Электронная библиотека исторических документов [Электронный ресурс]. – http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/78499 (дата обращения: 15.07.2023).
  22. Кудрявцев А. С. Очерки истории дорожного строительства в СССР: В 2 т. [Москва]: Дориздат,[1951]-1957.
  23. Артемов И. И. Воспоминания об управлении российскими железными дорогами в годы Гражданской войны // Железнодорожный транспорт. 1960. № 4. С. 25–26.
  24. Атрясьев А. Воспоминания о строительстве железнодорожной ветки Челябинск – Копейск // Челябинский рабочий. 1964. 22 апреля.
  25. Андриенко Л. Пик дорожного строительства в СССР пришелся на 60–70-е годы: что принесли российским дорогам советские пятилетки. / Материалы интервью с генеральным директором ФГБУ «Информавтодор» Д. Мепуришвили // Российская газета. 2010. 18 января. Спецвыпуск: Дороги России.
  26. Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения. Москва: Транспорт, 1970. 256 с.
  27. Афанасьев М. Б. Водителю о дорожном движении. Москва: Изд-во ДОСААФ, 1977. 159 с.
  28. Извозчиков Е. М. Внимание: автомобиль! Куйбышев: Кн. изд-во, 1981. 135 с.
  29. Грачев А. Н. Административные проступки в дорожном движении и их профилактика органами внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. Москва, 1978. 226 с.
  30. Белодедов A. M. Исследование аварийности и повышения безопасности дорожного движения в Ленинграде и области: Дис. … канд. техн. наук. Ленинград, 1979. 236 с.
  31. Шахриманьян И. К. Деятельность органов внутренних дел по пропаганде безопасности дорожного движения: учебное пособие. Москва, 1979. 75 с.
  32. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. Москва: Транспорт, 1983. 262 с.
  33. Совершенствование системы учета дорожно-транспортных происшествий и повышение эффектив-ности правоприменительной деятельности ГАИ: Сборник научных трудов / ВНИИ безопасности дор. движения. Редкол.: В. С. Асташов [и др.]. Москва: ВНИИБД, 1980. 108 с.
  34. Опыт дорожного строительства в СССР и за рубежом / Ред. коллегия: Л. Л. Афанасьев [и др.]. Москва: Международные отношения, 1969. 141 с.
  35. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (с изм. по сост. на 10 июля 2023 г.): // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837; 2023. № 29. Ст. 5312.
  36. Белокобыльский Н. Н. Транспортная безопасность. Термины. Понятия. Определения: Словарь. Москва: Статут, 2017. 348 с.

Astrakhantsev Igor V. The security of transport infrastructure facilities and vehicles from acts of unlawful interference as a subject of research in russian legal science // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 10–20.

The article discusses issues related to the formation of ideas about transport security in Russian science. Transport security is considered in the context of the approach enshrined in the Federal Law «On Transport Security» – as the state of protection of transport infrastructure facilities and vehicles from acts of unlawful interference. It is concluded that the formation of ideas about transport security in Russia began in the second half of the XIX century. Currently, transport security is considered as a component of national security and is the subject of research by scientists of various specialties.

Keywords: national security, transport security, road safety, vehicles, transport infrastructure, transport police.

Spisok literatury:

  1. Strategii nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 2 iyulya 2021 goda № 400 // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii (dalee – SZ RF). 2021. № 27. CH. I. St. 5351.
  2. Nizhnik N. S. Nacional’naya bezopasnost’: konceptual’nye osnovaniya i fenomenologicheskaya harakteristi-ka // Mezhdunarodnoe soobshchestvo i globalizaciya ugroz bezopasnosti: Sbornik nauchnyh dokladov: V 2 ch. CH. 1: Istoricheskie, teoreticheskie i pravovye aspekty protivodejstviya ugrozam nacional’noj bezopasnosti / Otv. red. V. V. Grohotova, B. N. Kovalev, E. A. Makarova. Velikij Novgorod, 2008. S. 69–88.
  3. Nizhnik N. S. Nacional’naya bezopasnost’ kak socioyuridicheskij fenomen. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2013. 136 s.
  4. Deryugin A. A., Nizhnik N. S. Konceptual’nye osnovy obshchej teorii nacional’noj bezopasnosti Rossii / Pod red. S. G. Lysenkova. Sankt-Peterburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacion-al’noj gvardii Rossijskoj Federacii, 2018. 93 s.
  5. Transportnaya strategiya Rossijskoj Federacii do 2030 goda s prognozom na period do 2035 goda: utv. Rasporyazheniem Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 27 noyabrya 2021 g. № 3363-r // SZ RF. 2021. № 50. CH. IV. St. 8613.
  6. [Anuchin E. N.] Istoricheskij obzor razvitiya administrativno-policejskih uchrezhdenij v Rossii, s Uchrezhdeniya o guberniyah 1775 g. do poslednego vremeni: sostavlen po rasporyazheniyu ministra vn. del chinovnikom osobyh poruchenij pri ministre E. Anuchinym. Sankt-Peterburg: tip. M-va vn. del, 1872. 238 s..
  7. Nizhnik N. S., Dergileva S. YU. Gosudarstvo i pravo v teoretiko-pravovyh vozzreniyah A. I. Elistratova. Moskva: YUrlitinform, 2017. 376 s.
  8. [Andreevskij I. E.] Lekcii po istorii policejskogo prava i zemskih uchrezhdenij v Rossii, chitannye v Arheo-logicheskom institute v 1881, 1882 i 1883 godah professorom I. Andreevskim, sostavlennye i izdannye slushatelem Arheologicheskogo instituta D. Volkovym. Sankt-Peterburg, 1883. 69 s.
  9. Prava cheloveka: mezhdu proshlym i budushchim / Pod red N. V. Varlamovoj, T. A. Vasil’evoj, N. V. Ko-lotovoj. Moskva: «Norma», 2021. 448 s.
  10. Zercalov A. N. Ob»ezzhie golovy i policejskie dela v Moskve v konce XVII v. Moskva: Universitetskaya tipografiya, 1894. 60 s.
  11. Ryzhova YU. V. Nekotorye aspekty obespecheniya transportnoj bezopasnosti Rossijskoj imperii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2015. № 1(33). S. 94–97.
  12. Nizhnik N. S., Kvitchuk A. S., Andreeva I. A., CHimarov S. YU., Zmerzlyj B. V. Obespechenie bezopas-nosti dorozhnogo dvizheniya: genezis sistemy v Rossijskom gosudarstve. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii, 2021. 292 s.
  13. Spravochnaya kniga dlya chinov zhandarmskih policejskih upravlenij zheleznyh dorog / Sost. st. ad»yutant SHtaba Otdeleniya korpusa zhandarmov, podpolk. L. A. Timofeev. Sankt-Peterburg: Tipografiya SHtaba Otdeleniya korpusa zhandarmov, 1908. 1238 s.
  14. Statisticheskij sbornik Ministerstva putej soobshcheniya. Vyp. 128: ZHeleznye dorogi v 1911 g. Sankt-Peterburg: Tipografiya Ministerstva putej soobshcheniya, 1914 // Gosudarstvennaya publichnaya nauchno-tekhnicheskaya biblioteka Rossii. [Elektronnyj resurs]. – http://scbist.com/starye-knigi-do-1960-g/54762-statisticheskii-sbornik-ministerstva-putei-soobscheniya-vypusk-128-zheleznye-dorogi-v-1911-g-sankt-peterburg-tipografiya-ministerstva-putei-soobscheniya-1914-a.html (data obrashcheniya: 27.07.2023).
  15. Mihajlov I. D. Evolyuciya russkogo transporta 1913–1925 / Pod red. prof. S. A. Fal’knera. Moskva; Len-ingrad: Ekonomicheskaya zhizn’, 1925. 253 s.
  16. SHestakov P. N. Principy organizacii avtomobil’nogo transporta na shossejnyh dorogah. Petrograd: Redakciya special’nogo tekhnicheskogo i ekonomicheskogo izdatel’stva NKPS, 1920. 28 s.
  17. Korolev I. Ustrojstvo nebol’shih derevyannyh mostov i trub na guzhevyh dorogah volostnogo znacheniya. Stalingrad, 1926. 15 s.
  18. Poplavskij I. A. Metody i praktika neposredstvennogo tekushchego nablyudeniya v guzhevoj statistike. Moskva: Central’noe statisticheskoe upravlenie SSSR, 1926. 113 s.
  19. Ornatskij N. V. Prostejshaya mekhanizaciya soderzhaniya gruntovyh dorog. Moskva; Leningrad: 1-ya obrazcovaya tipografiya, Gos. Izd-vo, 1929. 93 s.
  20. Pisarev S. G. Gorodskoj transport. Moskva; Leningrad: Ministerstvo kommunal’nogo hozyajstva RSFSR, 1948. 504 s.
  21. Vasil’ev N. G. Transport Rossii v vojne 1914–1918 gg. Moskva: Voenizdat, 1939. 257 s.
  22. Polozhenie o Komitete gosudarstvennoj bezopasnosti pri Sovete Ministrov SSSR i ego organah na mestah: Vypiska iz protokola zasedaniya Prezidiuma CK KPSS ot 9 yanvarya 1959 g. № 200 // Elektronnaya bibliote-ka istoricheskih dokumentov [Elektronnyj resurs]. – http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/78499 (data obrash-cheniya: 15.07.2023).
  23. Kudryavcev A. S. Ocherki istorii dorozhnogo stroitel’stva v SSSR: V 2 t. [Moskva]: Dorizdat, [1951]-1957.
  24. Artemov I. I. Vospominaniya ob upravlenii rossijskimi zheleznymi dorogami v gody Grazhdanskoj vojny // ZHeleznodorozhnyj transport. 1960. № 4. S. 25–26.
  25. Atryas’ev A. Vospominaniya o stroitel’stve zheleznodorozhnoj vetki CHelyabinsk – Kopejsk // CHelya-binskij rabochij. 1964. 22 aprelya.
  26. Andrienko L. Pik dorozhnogo stroitel’stva v SSSR prishelsya na 60–70-e gody: chto prinesli rossijskim dorogam sovetskie pyatiletki. / Materialy interv’yu s general’nym direktorom FGBU «Informavtodor» D. Mepurishvili // Rossijskaya gazeta. 2010. 18 yanvarya. Specvypusk: Dorogi Rossii.
  27. Babkov V. F. Dorozhnye usloviya i bezopasnost’ dvizheniya. Moskva: Transport, 1970. 256 s.
  28. Afanas’ev M. B. Voditelyu o dorozhnom dvizhenii. Moskva: Izd-vo DOSAAF, 1977. 159 s.
  29. Izvozchikov E. M. Vnimanie: avtomobil’! Kujbyshev: Kn. izd-vo, 1981. 135 s.
  30. Grachev A. N. Administrativnye prostupki v dorozhnom dvizhenii i ih profilaktika organami vnutrennih del: Dis. … kand. yurid. nauk. Moskva, 1978. 226 s.
  31. Belodedov A. M. Issledovanie avarijnosti i povysheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Lenin-grade i oblasti: Dis. … kand. tekhn. nauk. Leningrad, 1979. 236 s.
  32. SHahriman’yan I. K. Deyatel’nost’ organov vnutrennih del po propagande bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: uchebnoe posobie. Moskva, 1979. 75 s.
  33. Luk’yanov V. V. Bezopasnost’ dorozhnogo dvizheniya. Moskva: Transport, 1983. 262 s.
  34. Sovershenstvovanie sistemy ucheta dorozhno-transportnyh proisshestvij i povyshenie effektivnosti pravoprimenitel’noj deyatel’nosti GAI: Sbornik nauchnyh trudov / VNII bezopasnosti dor. dvizheniya. Redkol.: V. S. Astashov [i dr.]. Moskva: VNIIBD, 1980. 108 s.
  35. Opyt dorozhnogo stroitel’stva v SSSR i za rubezhom / Red. kollegiya: L. L. Afanas’ev [i dr.]. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1969. 141 s.
  36. Federal’nyj zakon ot 9 fevralya 2007 g. № 16-FZ «O transportnoj bezopasnosti» (s izm. po sost. na 10 iyulya 2023 g.): // SZ RF. 2007. № 7. St. 837; 2023. № 29. St. 5312.
  37. Belokobyl’skij N. N. Transportnaya bezopasnost’. Terminy. Ponyatiya. Opredeleniya: Slovar’. Moskva: Statut, 2017. 348 s.

.

Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login INTERWIN Login Link Hoki Pola Slot Toto 4D Sensasional Hari Ini INTERWIN Login Link Hoki Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login macaoslot official cherry188 official cherry188 pusat gacor isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin link alternatif interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam Interwin Link Gacor Interwin Link Gacor macaoslot login RTP interwin ibet44 login link alternatif interwin link