CRIMINAL AND SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF A CRIMINAL PERSONALITY IN THE SPHERE OF PURCHASING GOODS AND SERVICES TO PROVIDE STATE OR MUNICIPAL NEEDS
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES
UDK: 343.2
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Shurinov V.V., Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TYPE: Article
DOI:
https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-4-237-242
PAGES: from 237 to 242
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: crime in the field of public procurement, personality of the offender, official, public authority, subject of the crime, characterization, crime.
ABSTRACT (ENGLISH):
The publication examines the criminal and socio-demographic characteristics of the personality of the offender in the field of procurement of goods and services for state or municipal needs. Based on the characteristics of the subject of the crime in the area under study the classification of persons who have committed crimes in the area of procurement of goods and services for state or municipal needs is developed, the conclusion about the possibility of classifying persons committing crimes in this area into three independent groups is made. It is argued that the presence of such criminal law feature as a criminal record or other criminal prosecution of the person has no significant impact on the criminological characteristic of the offender in the procurement of goods and services for public or municipal needs. The study found the presence of another criminal law feature that affects the personality of the offender who committed the crime in the field of procurement of goods and services for state or municipal needs, namely complicity. Also in the publication such socio-demographic characteristics of the personality of the offender in the sphere of procurement of goods and services for state or municipal needs, such as age, social status, educational level, gender, are considered in detail
Исследование личности преступника позволяет более глубоко изучить характерные черты личности, является необходимым условием для определения наиболее эффективных и индивидуально направленных методов предупреждения преступлений [1, с. 476].
Основными блоками, по мнению А.Н. Игнатова, которые характеризуют личность преступника, являются: «социально-демографический блок (включая социальный статус, роли и связи и пр.); уголовно-правовой блок (персональный или групповой характер преступного поведения, направленность преступного поведения, предыдущая преступная деятельность, наказание и особенности его назначения и пр.); морально-психологический блок (психические свойства, психологические и морально-ценностные особенности и пр.)» [2, с. 325].
Уголовно-правовой анализ субъекта преступления в сфере закупок товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд свидетельствует, что преступления в изучаемой сфере могут быть совершены как специальным, так и общим субъектом преступления. При более детальном рассмотрении, исходя из приведенного тезиса, из всей совокупности преступников в сфере госзакупок можно выделить несколько самостоятельных групп лиц, которые посягают на бюджетные средства при осуществлении государственных закупок, а именно:
1) преступников – должностных лиц органов публичной власти (предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих госзакупки из федерального, субъектового или муниципального бюджета), наделенных организационно-хозяйственными и административно-распорядительными функциями в сфере государственных закупок (госзаказов);
2) преступников – работников, органов публичной власти, которые находятся в трудовых (профессиональных) отношениях с органом публичной власти, но при это не являются должностными лицами в органе публичной власти (предприятии, организации, учреждении), осуществляющем закупки за счет федерального (субъектового, муниципального) бюджета (ст. 200.4 УК РФ, ч. 4-6 ст. 200.5 УК РФ);
3) преступники – контрагенты должностных лиц органов публичной власти (предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих госзакупки из федерального, субъектового или муниципального бюджета) (ст. 159 УК РФ, ч. 1-3 ст. 200.5 УК РФ, ст. 200.6 УК РФ, ст. 291 УК РФ), данная категория лиц не обладает организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями в органе публичной власти (предприятии, организации, учреждении, осуществляющих госзакупки из федерального, субъектового или муниципального бюджета), не находятся в трудовых и/или профессиональных отношениях в вышеуказанных органах, однако данные лица могут склонять должностных лиц и/или работников контрактных служб органов публичной власти к совершению преступлений, либо совершать хищения бюджетных средств путем обмана или злоупотребления доверием. Приведенная типология личности преступника в сфере госзаказа не является догмой, в литературе встречаются и иные предложения относительно типологизации личности преступника – коррупционера [3, с. 314; 4, с. 150-151; 5, с. 428-432].
Приведенная классификация лиц, совершающих преступления в сфере государственных закупок, будет выступать концептуальной основой исследования личности преступника в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Одним из уголовно-правовых признаков, который характеризует личность преступника, является наличие судимости, рецидива, а также иных сведений, которые свидетельствуют об уголовно-правовом преследовании лица ранее. Данный признак не является репрезентативным для характеристики должностных лиц и/или работников контрактных служб органов публичной власти, так как в большинстве случаев при устройстве (поступлении) на службу в органы публичной власти работодатель требует от кандидата на службу справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования и в случае наличия информации подтверждающей факт судимости, даже снятой или погашенной, а также факта уголовного преследования работодатель в лице руководителя органа публичной власти (предприятия, организации, учреждения, осуществляющих госзакупки из федерального, субъектового или муниципального бюджета) отказывает в приеме на службу, особенно в контрактные подразделения. Однако, характеризуя личность преступника – контрагента нами установлено, что 17 из 88 (немногим более 19 %) привлеченных к уголовной ответственности лиц – контрагентов за совершение преступлений в сфере госзакупок (госзаказа), имели судимость, либо подвергались уголовно-правовому преследованию, в основном за корыстные и корыстно-насильственные преступления.
Также к уголовно-правовым признакам, которые позволяют охарактеризовать личность преступника, в том числе и в исследуемой сфере относится такой правовой институт, как соучастие в преступлении. Общеизвестным является постулат, согласно которому преступление, совершенное в соучастии, существенным образом повышает общественную опасность и самого преступления, и лиц, совершающих преступление в соучастии. Процедура в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд является сложной, многоступенчатой, в процессе формирования заявки для госзаказа, его исполнения и принятия принимают участие многие финансово и материально ответственные лица (работники и должностные лица контрактных служб органов публичной власти, бухгалтера, экономисты и руководители органов публичной власти). Проведенное нами исследование материалов следственно-судебной практики свидетельствует, что четверть преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд совершается в соучастие, полученные нами в ходе исследования выводы также подтверждаются статистическо-социологическими исследованными И.В. Григорьевой, которая указывает, что «как показало изучение приговоров, связанных с хищениям бюджетных средств, виновные лица, выступающие непосредственными исполнителями (соисполнителями) таких преступлений, преимущественно являлись руководителями соответствующих организаций, их заместителями, главными бухгалтерами, причем по 12 из 42 изученных приговоров данные лица действовали в соучастии друг с другом, в том числе с включением в преступную схему иных лиц, как из числа работников (сотрудников) соответствующих организаций» [6, с. 145].
Хрестоматийным является то, что к социально-демографическим характеристикам относятся: пол, возраст, образование и его уровень, занимаемая должность, социальные связи, положение в обществе, религиозность, семейное положение, иные социальные характеристики [7, с. 26-29].
Ранее нами отмечалось, что должностные лица, а также работники контрактных подразделений могут обучаться сформировавшимся коррупционным практикам, которые сложились в коллективе определенной контрактной службы органа публичной власти, продолжая указанный тезис отметим, что процесс обучения в профессиональной деятельности, в том числе и сфере госзакупок, является постоянным процессом, в ходе исследования нами установлено, что должностные лица и/или работники контрактных служб на достаточно высоком уровне владеют знаниями в сфере госузакупок, ориентируются в законодательных нововведениях, а также в правовых, бухгалтерских и иных механизмах, которые позволяют камуфлировать противоправную деятельность в сфере госзакупок под правомерную. Приведенный тезис подтверждается тем, что более 97 % задержанных должностных лиц органов публичной власти по направлению «бюджет», «гособоронзаказ» или «национальные проекты» имеют высшее образование, из них менее 41 % высшее юридическое и около 33 % высшее экономическое, менее 27 % имеют два и более образования, одно из которых либо юридическое, либо экономическое, отметим, что характеризуя личность коррупционера Ю.М. Антонян указывает, что коррупционер как правило имеет высшее образование и зачастую не одно [8, с. 202-203; 6, с. 112].
Наличие высшего образования у лиц, совершивших преступления в исследуемой сфере, объясняется тем, что в своем большинстве они совершаются либо должностными лицами, либо работниками контрактных служб органа публичной власти, а как известно для замещения должностей в органах публичной власти предъявляются квалификационные требования, основным из которых является наличие высшего юридического или экономического образования.
Следует согласиться с положением, которое встречается в литературе относительно того, что коррупционеры обладают высоким профессиональным трудолюбием [9, с. 202-203], а также тем, что такого рода лица обладают, как уже отмечалось, высокими навыками профессионального самообразования, это объяснимо тем, что занимаемая должность является источником дохода. Знания, получаемые ими, необходимы для проработки и выработки новых схем и методов совершения преступлений в исследуемой сфере. Признавая профессиональное трудолюбие личности преступника – коррупционера в сфере государственных закупок следует также указать, что большинство такого рода лиц обладают жаждой карьерного роста, стремлением увеличения административного влияния и властных полномочий.
Карьеризм, присущий должностным лицам и/или работникам контрактных служб органов публичной власти, объясняет тот факт, что более 92 % лиц, подвергнутых уголовному преследованию за преступления, посягающие на порядок закупок для государственных и/или муниципальных нужд, положительно характеризовались руководством органа публичной власти, неоднократно поощрялись вышестоящим руководством, что также свидетельствует о том, что должностные лица контрактных служб и/или руководители органа публичной власти являются грамотными и опытными управленцами. Обладают достаточно высоким авторитетом среди коллег, положительно характеризуются соседями по месту жительства.
Характеризуя семейное положение следует указать, что подавляющее большинство лиц, подвергнутых уголовному преследованию за преступления, посягающие на порядок закупок для государственных и/или муниципальных нужд, находятся в браке, имеют на воспитании чаще одного, реже двух детей.
Гендерная характеристика личности преступника – коррупционера в сфере госзакупок свидетельствует, что мужчины составляют более 57 % от общего числа лиц, совершивших преступление в исследуемой сфере.
Описывая возрастные характеристики преступников в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд следует указать, что среди должностных лиц и работников контрактных служб органов публичной власти, совершивших преступления в исследуемой сфере, преобладает группа в возрасте от 31-40 лет (менее 41 %), это объяснимо тем, что лица в указанной возрастной группе к данному возрасту достигают необходимые профессиональные навыки, получают соответствующие компетенции, позволяющие занимать необходимые должности, именно на этот возраст приходится и пик социальной активности, которая связана с формированием социальных и профессиональных связей. Представители данной возрастной группы склонны к принятию авантюрных решений, они обладают меньшим жизненным опытом, по сравнению со старшими возрастными группами.
Вторая по объему группа предоставлена лицами в возрасте с 41 по 50 лет (более 29 %). Лица, представленные в данной возрастной группе, являются более осмотрительными при принятии того либо иного решения, в том числе и связанного с совершением преступления, также представители данной возрастной группы подходят более взвешено к своим социальным и профессиональным связям.
Первая и вторая возрастные группы являются ядром контрактных подразделений органов публичной власти и как следствие они же и являются представителями наиболее многочисленной части лиц, совершающих преступления в сфере госзакупок.
Третьей возрастной группой являются лица в возрасте от 21 года до 30 лет (менее 17 %). Это объяснимо тем, что лица в указанном возрасте редко назначаются на должности, которые обладают коррупционными рисками и иными рисками в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Также нами отмечается, что служба и работа в органах публичной власти, особенно в сфере госзакуок не популярна среди молодежи в силу низкой заработной платы. Проведенное нами интервьюирование среди лиц в возрасте от 22 до 28 лет (опрошено 63 респондента) свидетельствует, что заработная плата в размере 22 – 27 тыс. руб., которую получают должностные лица и/или работники контрактных служб органов публичной власти является не приемлемой для 45 опрошенных (около 72 %), минимальная приемлемая заработная плата для данной возрастной категории от 80 тыс. рублей 49 опрошенных (более 77 %). Лица указанной возрастной группы часто увольняются с государственной либо муниципальной службы по собственному желанию в силу разочарования в работе (службе), низкой оплате труда, как это было проиллюстрировано выше, нежеланием «обучения» криминальным, коррупционным практикам.
Четвертая возрастная группа представлена должностными лицами, реже работниками контрактных служб органов публичной власти, совершившими преступления в возрасте от 51 года и старше (менее 13 %). Это объяснимо их осмотрительностью и жизненным опытом, а также относительно не высоким уровнем заработной платы данных лиц, находящихся на государственной либо муниципальной службе.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать промежуточный вывод о том, что реализация теории дифференцированных связей [10, с. 106-108] и коррупционного обучения и самообучения [11, с. 242-243] в сфере государственных закупок свидетельствует о наличии самодетерминирующих факторов преступности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Также отметим, что положения данной публикации могут быть использованы для дополнения типологии личности преступника должностного лица [12, с. 130-140].
1. Ignatov A.N. Akcentuirovannaya lichnost’ nasil’stvennogo prestupnika // Psihopedagogika v pravoohranitel’nyh organah. 2019. T. 24. № 4 (79). S. 471-478.
2. Ignatov A.N. Ponyatie i obshchaya harakteristika lichnosti prestupnika // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. 2019. T. 5 (71). № 1. S. 319-326.
3. Kriminopenologiya: uchebnoe posobie / Starkov O.V. M.: Ekzamen, 2004. 480 c.
4. Magomedov N.N. Tipologiya lichnosti prestupnika-vzyatkopoluchatelya // Biznes v zakone. 2013. № 5. S. 149–151.
5. Ovsyannikova O.A., Parushin A.A. K voprosu o psihologicheskih osobennostyah lichnosti lyudej, sovershayushchih hozyajstvenno-korystnyj i sluzhebno-korystnyj tipy prestuplenij // Nauchnye Zapiski OrelGIET. 2011. № 2 (4). S. 428-432.
6. Grigor’eva I.V. Ugolovno-pravovye mery protivodejstviya hishcheniyam byudzhetnyh sredstv: dis. … k.yu.n. 12.00.08. M., 2019. 250 s.
7. Kashkarov A.A. Social’no-demograficheskaya harakteristika lichnosti prestupnika, sovershivshego dolzhnostnoe prestuplenie v organah publichnoj vlasti Krymskogo federal’nogo okruga // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 3 (29). S. 26-29.
8. Antonyan YU.M., Eminov V.E. Lichnost’ prestupnika: kriminologo-psihologicheskoe issledovanie. M.: Infra-M., 2010. 368 s.
9. Antonyan YU.M., Kudryavcev V.N., Eminov V.E. Lichnost’ prestupnika. SPb.: Izd-vo «YUridicheskij centr Press», 2004. 366 s.
10. Foks V. Vvedenie v kriminologiyu: per. s angl. L.: Progress, 1980. 312 s.
11. Kashkarov A.A. Dolzhnostnaya prestupnost’ v organah publichnoj vlasti i ee preduprezhdenie v usloviyah smeny gosudarstvennoj prinadlezhnosti territorii [Rukopis’]: dis. … d-ra yurid. nauk: 12.00.08 / A.A. Kashkarov; FGKOU VO «Krasnodarskij universitet MVD Rossijskoj Federacii». Krasnodar, 2019. 423 s.
12. Kashkarov A.A. Tipologiya lichnosti prestupnika – dolzhnostnogo lica // Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. 2017. № 3 (21). S. 130-140.