CRIMINAL LAW POLICY ON THE LEGALIZATION OF FUNDS, OTHER PROPERTY DERIVED FROM THE ILLICIT SALE OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR PRECURSORS
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ НЕЗАКОННОГО СБЫТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES
UDK: 343.2
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Kashkarov A. A., Rudik M. V., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TYPE: Article
DOI:
https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-163-169
PAGES: from 163 to 169
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: crime, blockchain, money laundering, Internet, drugs, predicate crime, corpus delicti, criminal law policy.
ABSTRACT (ENGLISH):
The publication discusses some aspects related to the establishment and implementation of the domestic criminal law policy in the field of legalization of funds and other property obtained from the illegal sale of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors. Certain difficulties associated with the qualification of crimes under Art. 174 and Art. 1741 of the Criminal Code of the Russian Federation when guilty persons use the capabilities of information and telecommunication networks during the legalization of funds, other property obtained from the illegal sale of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors. The publication also provides a summary of the public danger of legalizing money and other property obtained from the illegal sale of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors when the perpetrators use the capabilities of information and telecommunication networks. The article concludes that directly in Art. 174 and Art. 1741 of the Criminal Code of the Russian Federation, it is advisable to legally provide for a qualifying feature that establishes criminal liability for any financial transactions or other transactions with monetary funds, financial instruments, and other property knowingly obtained as a result of crimes using information and telecommunication networks.
Негативные процессы в экономической жизни Российского общества способствовали обострению морально-правовых проблем, а также появлению ошибочных представлений об экономической, политической и моральной вседозволенности. При таких условиях значительное распространение получила такая форма преступной деятельности, как легализация (отмывание) доходов, полученных непосредственно от совершения преступлений, в том числе и в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Деятельность государства по созданию действенного антилегализационнного законодательства, является одной из первоочередных задач уголовной политики России. С целью реализации этого направления уголовной политики законодатель принял ряд норм, обеспечивающих правовую основу деятельности специальных органов исполнительной власти в сфере противодействия легализации доходов, добытых преступным путем, в том числе связанных с наркобизнесом. Кроме того, отметим, что на необходимость активизации работы по подрыву экономической базы преступного мира неоднократно говорилось в выступлениях Президента Российской Федерации, а также в целевых государственных программах по укреплению экономики и противодействию накоплению и легализации преступных доходов.
Противодействие отмыванию доходов от незаконного оборота наркотиков предполагает комплексную систему действий, для которой необходима согласованность деятельности и объединение сил не только МВД России, но и других ведомств и организаций. Эффективность противодействия организованной наркопреступности неразрывно связана с деятельностью по подрыву ее экономических основ, что определено Стратегией экономической безопасности РФ [7]. Легализация средств, полученных в результате наркобизнеса, представляет повышенную общественную опасность в силу разных обстоятельств, среди них основными, по нашему мнению, являются следующие: устранение здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов, монополизация наиболее рентабельных отраслей легальной сфере экономики, коррумпирование должностных лиц органов публичной власти.
Перед рассмотрением непосредственно особенностей легализации денежных средств, полученных от незаконного оборота наркотиков, рассмотрим происхождение понятия легализации денежных средств, полученных преступным путём. Так, первое упоминание о данном виде преступления относится к началу XX столетия. В США в 20-30 гг. в период действия «сухого закона» ряд преступных сообществ внедрил схему по приданию законности происхождения денежных средств, полученных ими от ведения преступного бизнеса. Накапливая таким образом огромные суммы денежных средств, организованные преступные формирования изрядно укрепили свои позиции, в том числе и во властных структурах. Следует отметить, тот факт, что легализация преступных доходов в большинстве стран мира является деянием наказуемым.
Далее мы хотим уделить внимание особенностям отмывания денежных средств или иного имущества, приобретенного в результате совершения преступления непосредственно связано с бесконтактным сбытом наркотических средств, с помощью всемирной сети Интернет. В виду указанных обстоятельств работа правоохранительных органов в данном направлении оперативно-служебной деятельности является одной из наиболее приоритетных. Следует указать, что наркобизнес использует возможности информационно-телекоммуникационных сетей не только для сбыта наркопродукции и поиска сбытчиков и клиентов, но и для легализации средств, полученных преступным путем, так как потенциал информационно-телекоммуникационных сетей в сфере банковского и финансового обеспечения достаточно широкий.
Однако данное направление деятельности имеет ряд сложностей и проблемных вопросов, связанных непосредственно с документированием и квалификацией преступлений, предусмотренных ст.ст. 174, 1741 УК РФ, в литературе отмечается о необходимость внесения изменений в указанные нормы [5]. Применение норм, предусмотренных ст.ст. 174, 1741 УК РФ определенным образом затруднено, так как указанные нормы являются предикатными [6]. В теории уголовного права отмечается, что предикатные (вторичные) преступления чаше встречаются после фактического исполнения объективной стороны основного преступления, реже на стадии оконченного покушения и еще реже может сопутствовать времени совершения основного преступления, а в некоторых случаях даже предшествовать основному [9, с. 37]. Кроме того, субъективная связь предикатного преступления с основным может выражаться осознанностью и осведомлённостью субъекта преступления относительно объективных процессов, которые происходили до начала выполнения объективной стороны предикатного преступления. Осознанность и осведомлённость субъекта предикатного преступления законодателем раскрывается посредством законодательного закрепления в диспозиции нормы термина «заведомо», который встречается в ст. 174 УК РФ и ст. 175 УК РФ [2, с. 82]. Так в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. №32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» отмечается, что «в описательно-мотивировочной части судебного решения по делам об обвинении в совершении преступлений, предусмотренных статьей 174 или статьей 1741 УК РФ, должны быть приведены доказательства, на которых основывается вывод суда о том, что денежные средства или иное имущество были приобретены преступным путем (в результате совершения преступления), а также о том, что наличествует цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению такими денежными средствами или иным имуществом» [3].
Сложности в квалификации возникают при проведении мероприятий по установлению факта легализации (отмывания) денежных средств, полученных от непосредственной реализации злоумышленником наркотических средств в целях придания им правомерного вида, поскольку наличие у фигуранта указанной цели является обязательном признаком субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 1741 УК РФ [8]. Финансовые операции и сделки, направленные на легализацию денежных средств направлены на вложение денежных средств, полученных от незаконного сбыта наркотиков в легальную экономику, для непосредственного сокрытия их криминального происхождения, чтобы соответственно придать им видимость легальных, тем самым создав возможность для извлечения последующей прибыли. Для этого преступники часто используют так называемую схему «Миксер». По мнению специалистов Управления по противодействию отмывания доходов Федеральной службы по финансовому мониторингу суть этой схемы сводится к созданию специальных Интернет‑площадок, назначение которых сводится к сокрытию следов транзакций в блокчейне.
Иными словами, отдельно взятые операции с денежными средствами, в том, числе обмен, переводы и их последующие обналичивание которые указывают на наличие объективных признаков преступления не могут свидетельствовать о совершении преступления фигурантом и требуют установления субъективных признаков, к которым относится непосредственно цель – придание денежным средствам или иному имуществу законного вида. Следует отметить, что основными трудностями в работе правоохранительных органов по противодействию электронным способам бесконтактной продажи наркотических средств является участившиеся случаи использования аннонимайзеров, а также нехватка в подразделениях ОКОН IT – специалистов [4].
Несмотря на наличие указанных сложностей сотрудниками УКОН МВД по Республике Крым совместно с сотрудниками СЧ СУ МВД по Республике Крым и представителями Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Республике Крым и городу Севастополю проводится комплекс мероприятий, направленных на выявление и документирование фактов легализации денежных средств, полученных от незаконного сбыта наркотических средств и психотропных веществ.
Так, в 2021 г. по материалам сотрудников УКОН МВД по Республике Крым возбуждено уголовное дело по ст. 1741 УК РФ. В мае 2021 г. указанное уголовное дело направлено в суд. Общая сумма легализованных денежных средств составила 2 402 975 руб.
В 2020 г. сотрудниками УКОН МВД по Республике Крым выявлен 1 факт легализации наркодоходов. Общая сумма легализованных денежных средств составила 3 000 000 руб. Так, в июле 2020 г. сотрудниками УКОН МВД по Республике Крым в ходе проведенного комплекса ОРМ задержан гр. «С», который является организатором и создателем интернет-магазина «TheVenusProject», с помощью которого осуществлялся сбыт синтетических наркотиков бесконтактным способом на территории Республики Крым. В ходе анализа движения денежных средств по счетам вышеуказанного лица установлено, что гр. «С» путем проведения финансовых операций и сделок с недвижимым имуществом, выразившееся в конвертации с использованием обменных пунктов валют в сети Интернет перевел криптовалютые активы (биткоин) на наличные российские рубли для последующего их использования в целях приобретения недвижимого имущества на территории Псковской области, чем придал правомерный вид владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, полученными преступным путем, то есть легализовал преступный доход в крупном размере.
По данному факту 17.07.2020 следственной частью СУ МВД по Республике Крым в отношении «С», возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 1741 УК РФ. В октябре 2020 г. уголовное дело направлено в суд. Кроме этого в марте 2021 сотрудниками УКОН МВД по Республике Крым в ходе реализации оперативных материалов установлено, что гражданин «С», 07.09.1990 г.р., имея умысел на совершения преступления, связанного с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ, а именно с незаконным изготовлением и сбытом психотропного вещества «амфетамин» в особо крупном размере, в целях последующей легализации денежных средств, действуя из корыстных побуждений, посредством проведения различных финансовых операций, а также осуществления экономической и предпринимательской деятельности в период с ноября 2017 по май 2020 легализовала преступный доход в крупном размере.
По данному факту следственными органами МВД по Республике Крым возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 1741 УК РФ, которому вынесен обвинительный приговор.
Чем же так привлекает преступников криптовалюта? Чтобы разобраться в этом необходимо прежде всего, определиться с ее характерными чертами. Следует сказать, что криптовалюта представляет собой прежде всего виртуальное выражение фиатных денежных средств, но только без физических признаков. Далее следует упомянуть о том, что особенностью криптовалют является децентрализация — отсутствие какого-либо внутреннего или внешнего администратора. Что это дает преступнику? Все транзакции, выполненные пользователями этих криптоактивов остаются в тени от контролирующих органов, что делает их еще более привлекательными в преступной среде. Такое становится возможным благодаря тому, что все данные с криптовалютными кошельками и транзакциями хранятся в блокчейне.
Для того, чтобы понять, как данный процесс работает считаем необходимым отобразить его в следующей схеме.
Принцип работы блокчейна
Указанная схема, позволяет понять, каким образом лица, получившие денежные средства от незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, совершенных бесконтактным способом легализируют свои преступные доходы. По данным специалистов Управления по противодействию отмывания доходов Федеральной службы по финансовому мониторингу за не полный 2021 г. накопление денежных средств в криптовалютных активах в Российской Федерации достигло 3 триллионов долларов США, что выводит нашу страну на одно из лидирующих мест в мире по операциям с криптовалютными активами.
В заключении хочется отметить, что для повышения эффективности реализации уголовно-правовой политики в сфере легализации денежных средств, иного имущества полученных от незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, прежде всего связанной со своевременным принятием мер по установлению преступных доходов, а также имущественного положения фигурантов и их окружения, для обеспечения наложения ареста в целях последующего принудительного возмещения и конфискации, целесообразно продолжить дальнейшую работу по взаимному сотрудничеству между МВД и Центральным Банком России, Минкомсвязью, Министерством Финансов, Федеральной службой безопасности а также с Росфинмониторингом и иными финансовыми организациями по обеспечению электронного документооборота. Наращивание практики сотрудничества позволит обмениваться информацией по защищенным каналам связи, получая необходимую информацию в электронном виде в значительно сокращенные сроки.
Кроме этого, в целях обеспечения полномасштабной борьбы с организованной наркопреступностью, целесообразно в уголовном законодательстве предусмотреть квалифицирующий признак в ст. 174 и ст. 1741 УК РФ, предусматривающий уголовную ответственность за совершение любых финансовых операции или сделок не только с денежными средствами, но и иными финансовыми инструментами, а также имуществом заведомо добытыми в результате совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и их возможностей.
1. Dvoreckij M. YU. Problemy realizacii ugolovnoj otvetstvennosti po UK RF i UK FRG v sfere ekonomicheskoj prestupnosti // Vestnik TGU. – 2014. – № 1 (129). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-ugolovnoy-otvetstvennosti-po-uk-rf-i-uk-frg-v-sfere-ekonomicheskoy-prestupnosti (data obrashcheniya: 24.12.2021).
2. Kashkarov A. A., Kashkarov A. A. Otgranichenie predikatnyh sostavov prestuplenij ot inyh ugolovno-pravovyh institutov // Gumanitarnye, social’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. – 2019. – № 6. – S. 82.
3. O sudebnoj praktike po delam o legalizacii (otmyvanii) denezhnyh sredstv ili inogo imushchestva, priobretennyh prestupnym putem, i o priobretenii ili sbyte imushchestva, zavedomo dobytogo prestupnym putem: Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 7 iyulya 2015 g. № 32. – URL: // https://rg.ru/2015/07/13/sud-dok.html (data obrashcheniya: 24.12.2021).
4. Rudik M. V., YUsupov T. A. Problemnye voprosy protivodejstviya beskontaktnomu sbytu narkoticheskih sredstv na territorii Respubliki Krym // Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie napravleniya protivodejstviya prestupnosti: materialy mezhregional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatel’skogo sostava, aspirantov i studentov. – Simferopol’, 2021. – S. 231–237.
5. Samojlyuk R. N., Ivenin V. O. Sovershenstvovanie ugolovnogo zakonodatel’stva o protivodejstvii legalizacii denezhnyh sredstv ili inogo imushchestva, priobretennogo prestupnym putyom // Nauka. Mysl’: elektronnyj periodicheskij zhurnal. – 2015. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nesovershenstvo-ugolovnogo-zakonodatelstva-o-protivodeystvii-legalizatsii-denezhnyh-sredstv-ili-inogo-imuschestva-priobretennogo (data obrashcheniya: 24.12.2021).
6. Smirnova G. N. Osobennosti ugolovno-pravovoj harakteristiki prestuplenij, predusmotrennyh stat’yami 174 i 174. 1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. – 2018. – № 3 (23). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ugolovno-pravovoy-harakteristiki-prestupleniy-predusmotrennyh-statyami-174-i-174-1-ugolovnogo-kodeksa-rossiyskoy (data obrashcheniya: 24.12.2021).
7. Ob utverzhdenii Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.05.2017 g. № 208. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921.
8. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ // Sistema GARANT. – URL: http://base.garant.ru.
9. SHarapov R. D. Sovmestnaya prestupnaya deyatel’nost’ bez priznakov souchastiya: prikosnovennost’ k prestupleniyu, uchastie v prestuplenii pri otsutstvie sovmestnogo umysla // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel’naya praktika. – № 3 (34). – 2015. – S. 36–41.