JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION:
Теоретические подходы к определению понятия…
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 484-489.
УДК 342.92
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА»
Коноплев В. В.
Юридический факультет Таврической Академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Осуществление различных административных процедур является одной из функций современного государства. В настоящее время в Российской Федерации законодательство в сфере осуществления различных административных процедур находится в состоянии внесения постоянных «лоскутных из-менений», что обусловлено, прежде всего, комплексностью общественных отношений. Важную роль в развитии теории административных процедур занимают научные исследования данного вопроса. В данной научной статье проведен теоретический анализ научных подходов относительно определения понятия «административная процедура». Установлено, что для административной процедуры является характерным: 1) совокупность средств и методов осуществления административно-властных полномо-чий; 2) официально установленный порядок реализации закрепленных в законодательстве правил и норм; 3) деятельность государственных органов по решению индивидуальных административных дел, результатом которой является принятие административного акта или заключение административного договора.
Ключевые слова: административная процедура, деятельность, законность, обеспечение, законода-тельство.
- условиях проведения реформирования органов государственной власти проис-ходит «обновление» административного права. Современная концепция данной об-ласти права базируется, прежде всего, на интересах личности, определении взаимо-действия между личностью и государством. Отметим, что деятельность органов государственной власти по осуществлению определенных направлений деятельно-сти основывается на материальных нормах. Однако общеизвестно, что любая мате-риальная норма требует четкой процедуры ее реализации.
Процедура и административная процедура являются одними из тех правовых яв-лений, при определении сущности которых возникают некоторые методологические сложности, которые связаны с необходимостью решения концептуальных вопросов, касающихся ее онтологических и гносеологических характеристик.
Понятие и содержание административных процедур неоднократно становились предметом научных исследований. Вместе с тем, единой теории по определению правовой природы административных процедур, их места в современных научных исследованиях не выработано. Отсутствие единого подхода к определению данной правовой категории, как в научных исследованиях, так и в нормативных правовых актах приводит к трудностям в правоприменении. Такая ситуация и обуславливает необходимость исследования данного вопроса.
Понятие «процедура» многогранно по своему содержанию и может употреблять-ся в различных значениях и контекстах. Об этом свидетельствует значительное ко-личество научных исследований в социологии, юриспруденции, политологии и т.д. Однако считается, что сама процедура приобретает определенную специфику в за-висимости от сферы, в которой она применяется [1, с. 112].
Коноплев В. В.
Исследуя развитие научных взглядов относительно понятия «процедура», следу-ет согласиться с мнением В.М. Протасова, который указывает, что процедура явля-ется наиболее давним регулятором, обеспечивающим реализацию почти всех соци-альных норм. Кроме того, процедура как общественное явление представляет собой систему, которая:
– ориентирована на достижение конкретного социального результата;
– состоит из определенных действий, последовательно сменяющих друг друга;
– иерархически построена;
– постоянно находится в определенной динамике;
– носит служебный характер, то есть выступает средством реализации основных для нее общественных отношений [2, с. 6–7]. Безусловно, указанная характеристика имеет существенное теоретическое значение, однако отдельные ее положения спор-ны, например, относительно динамических свойств процедуры.
Отметим, что проблематика определения понятия и сущности термина «проце-дура» представляет большой интерес не только для ученых юристов, но и для поли-тологов (понятие «процедура» в политологии исследуется в рамках анализа понятий «политический режим» и «политические процедуры»).
В отечественной юридической науке понятие «процедура» получило достаточно широкий круг применения. Тот факт, что процедура «удачно подходит» для регули-рования отношений, в которых необходима формальная определенность, устанав-ливает ее важное место в механизме правового регулирования. Оказавшись в этой «специфической среде», процедура приобретает такие специфические свойства, как урегулированность нормами права, структурированность правовыми отношениями, направленность на правовой результат и т.д. Появление указанных новых призна-ков, точнее говоря, видоизменение уже существующих под влиянием особой среды является основанием для появления правовой процедуры, в частности администра-
тивной [3, с. 14].
В зависимости от вида правовых отношений, определяется и содержание проце-дуры. Данная специфика зависит от цели процедуры и конкретной отраслей права (например, процедуры возбуждения уголовного дела в рамках уголовно-процессуального права, процедура возбуждения дела об административном право-нарушении регулируется административно-правовыми нормами). При этом необхо-димо учитывать, что принципиальные отличия в содержании процедур, применяе-мых в различных отраслях права, не ограничиваются исключительно терминологи-ческим содержанием, когда сущность процедуры, кроме ее названия и названия от-дельных элементов, полностью копируют процедуру другой отрасли. Появление в определенной сфере регулирования собственной процедурной формы реализации правовых отношений может быть определено реальной потребностью, что обуслов-лено недостаточностью процедурных механизмов других отраслей, а не исключи-тельно «желанием дополнительно обособиться».
Следовательно, для выделения процедуры в определенной отрасли необходимо установление наличия специфики в общественных отношениях, реализация кото-рых обеспечивается процедурой [3, с. 15–17].
Продолжая исследование понятия «процедура», следует отметить, что с этимо-логической точки зрения данное понятие происходит от французского – «procedure» или от лат. «рrocedere» – продвигаться [4, с. 566].
485
Теоретические подходы к определению понятия…
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова раскрывает понятие «процеду-ра» как официальный порядок действий, исполнения, обсуждения чего-либо [5, с. 558].
- Большом толковом словаре русского языка понятие «процедура» определяется как официально установленный или принятый порядок осуществления, выполнения или оформления чего-либо, ряд каких-либо действий, ход выполнения чего-либо [6,
с. 663].
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет процеду-ру как всякое длительное, последовательное дело, порядок, обряд [7, с. 526].
- Большом юридическом словаре процедура определена как установленный по-рядок ведения, рассмотрения любых дел [8, с. 566].
На основании анализа указанных подходов можно сделать вывод о том, что про-цедура – это официально установленный порядок осуществления определенной де-ятельности уполномоченных государственных органов (должностных лиц).
Правовая, а в частности административная процедура, как сложное юридическое явление пронизывают все стороны жизни государства и общества: политическую, правовую, социальную, экономическую. Для того чтобы осуществлять регулятивное воздействие на указанные группы отношений, государство устанавливает опреде-ленный порядок реализации закрепленных правил и норм. Как отмечалось выше, понятие «процедура» означает порядок. Вместе с тем, под порядком следует пони-мать правила, нормы общественного устройства, образ жизни, поведения и т.д.; способ, метод осуществления чего-либо [6, с. 929]. Однако с этимологической точки зрения понятие «порядок» соответствует содержанию понятия «режим», под кото-рым следует понимать установленный порядок чего-либо.
- случае регулирования этого порядка нормами права, такой режим является правовым. В научной литературе понятие «правовой режим» определен как норма-тивно установленные правила относительно определенного предмета правовых от-ношений или конкретной ситуации, регулирующие определенную деятельность различных субъектов общественных отношений по поводу данного предмета (объ-екта или ситуации) [9, с. 812].
Известные ученые Д. М. Бахрах и С.Д. Хазанов считают, что правовой режим представляет собой официально установленный особый порядок правового регули-рования специфических общественных отношений, направленный на обеспечение их функционирования, содержание которого представляет собой совокупность юридических, организационных мер и определенных процедур [10, с. 142].
В.Б. Рушайло в монографии «Административно-правовые режимы» отмечает, что правовой режим – это нормативно закрепленные права, обязанности и ответ-ственность, система мер, которая используется для достижения поставленных це-лей, система правового воздействия, заключающаяся в специфике приемов регули-рования и его механизма [11, с. 56].
Следовательно, проведенный анализ еще раз подтверждает, что понятие «поря-док» входит в содержание понятия «процедура», которая является составной частью правового режима, и это сходство только этимологическое.
- юридической науке понятие «процедура» изучали ученые различных отраслей права. Так, одни ученые процедуру изучали на общетеоретическом уровне, другие – на отраслевом. Широкое использование термина «процедура» встречается в различ-
Коноплев В. В.
ных отраслях права, в частности, в административном, финансовом, земельном, гражданском, уголовно-процессуальном, хозяйственном и т.п. Это понятие также используется в разных значениях. Например, в теории государства и права выделя-ют понятие «процессуальная форма», под которой понимают официально установ-ленный порядок при обсуждении, ведении любого дела [12, с. 330]. Однако данное понятие полностью совпадает с указанными в справочной литературе определения-ми.
О.Ф. Скакун в учебнике «Теория государства и права» понятие «процедура» свя-зывает с определенными юридическими явлениями: во-первых, правотворческий процесс, под которым следует понимать систему взаимосвязанных процедур (ста-дий) при принятии, изменении как законов, так и подзаконных актов [13, с. 297]; во-вторых, законодательный процесс – это процедура принятия закона, состоящая из определенных стадий – самостоятельных, логически завершенных этапов и органи-зационно-технических действий [13, с. 317]; в-третьих, правоприменение – это осу-ществляемая в процедурно-процессуальном порядке деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, которая заключается в индивидуали-зации юридических норм в отношении конкретных субъектов и конкретных жиз-ненных случаев в акте применения норм права [13, с. 389]. Таким образом, рассмат-риваемая точка зрения свидетельствует об отождествлении понятия «процедура» с понятием «процесс».
Исследуя понятие «административная процедура» в научных работах, следует отметить, что В.О. Макаров указывает, что правовая (юридическая) процедура – это носящая служебный характер иерархично-построенная и находящаяся в динамике формально-определенная и нормативно или индивидуально установленная сово-купность последовательно осуществляемых юридически значимых действий, направленных на достижение единого правового результата, связанная с реализаци-ей прав и обязанностей участниками общественных отношений и обладающая мо-делью (программой) своего развития [14, с. 235–242]. Кроме того, отмечено, что со-вокупность правовых отношений, составляющих содержание юридической проце-дуры, направлена именно на достижение определенного правового результата, вы-ступающего ее целью.
М.А. Ефремов считает, что административная процедура – это урегулированный нормативными правовыми актами порядок деятельности органов власти в процессе государственного управления [15, с. 59]. Однако указанная позиция слишком сужа-ет объем понятия «административная процедура» и не учитывает некоторые обяза-тельные ее элементы, например, последовательность и направленность администра-тивной процедуры (решение индивидуального дела) и т.д.
И.М. Лазарев в монографическом исследовании «Исполнительная власть в Рос-сии. История и современность, проблемы и перспективы развития» отмечает, что под административной процедурой следует понимать урегулированную админи-стративно-процессуальными нормами правоприменительную деятельность органов исполнительной власти, направленную на реализацию своих полномочий во взаи-моотношениях с неподчиненными им гражданами и их организациями, и не связан-ную с рассмотрением споров или применением принуждения [16, с. 122].
С.Д. Хазанов считает, что административная процедура – это нормативно опре-деленный последовательный порядок реализации административно-властных пол-
487
Теоретические подходы к определению понятия…
номочий, направленных на решение юридического дела или реализацию управлен-ческой функции [17, с. 59].
Исследовав разные взгляды на проблему определения содержания понятия «ад-министративная процедура», следует отметить, что подавляющее большинство уче-ных выделяют общий признак – это наличие определенной последовательности действий соответствующего (уполномоченного) субъекта. Следовательно, анализ научных позиций свидетельствует о том, что указанные ученые под администра-тивной процедурой понимают установленный законом официальный порядок рас-смотрения и решения органами публичного управления индивидуальных админи-стративных дел.
На основании рассмотренных научных подходов отметим, что под администра-тивной процедурой следует понимать установленный административно-правовыми нормами последовательный порядок правоприменительной деятельности уполно-моченных государственных органов (должностных лиц) по разрешению индивиду-альных административных дел, и результатом которой является принятие админи-стративного акта или заключение административного договора.
Установлено, что для административной процедуры является характерным: 1) совокупность средств и методов осуществления административно-властных полно-мочий; 2) официально установленный порядок реализации закрепленных в законо-дательстве правил и норм; 3) деятельность государственных органов по решению индивидуальных административных дел, результатом которой является принятие административного акта или заключение административного договора.
Список литературы:
1. Управленческие процедуры : [учеб.] / Б. М. Лазарев, И. Ш. Муксинов, А. Ф. Ноздрачев и др. – М. :
Наука, 1988. – 272 с.
2. Протасов В. Н. Юридическая процедура / Протасов В. Н. – М. : Юрид. лит-ра, 1991. – 169 с.
3. Помазуев А.Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации : дисс. …
канд. юрид. наук : 12.00.14 / Помазуев Александр Евгеньевич. – Екатеринбург, 2007. – 249 с.
4. Большой юридический словарь / [под ред.. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских]. – М. :
Инфра-М, 1999. – 790 с.
- Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Изд-во: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2006. – 944 с.
- Большой толковый словарь русского языка / [под ред. С. А. Кузнецова]. – СПб. : Норинт, 2000. – 1534 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. – М. : Рус. яз., 1999. – Т.3: П. – 1999. – 556 с.
- Большой юридический словарь / [под ред.. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских]. – М. : Инфра-М, 1999. – 790 с.
- Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б. Н. Топорин. – М., 2001. – 936 с.
- Бахрах Д. Н. Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации: уч. пособие. – Екатеринбург, 1999.
- Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы : моногр.] – М. : Изд-во «Щит – М», 2000. – 264
с.
- Алексеев С. С. Теория государства и права : [учеб.] / С. С. Алексеев, С. И. Архипов и др. – М. : Норма, 2005. – 496 с.
- Скакун О. Ф. Теория государства и права : [учеб.] / О. Ф. Скакун. – Х. : Консум, Ун-т внут.дел, 2000. – 704 с.
- Макаров В. О. Понятие и признаки юридических процедур // Власть закона. – 2017. – № 2 (30). – С.
235–242.
- Ефремов М. О. Административные процедуры как форма реализации органов публичной власти во взаимодействии с частными лицами: дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.07. – М., 2005. – 203 с.
- Автономов А. С. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспек-тивы развития : моногр. / А. С. Автономов, И. Л. Бачило, А. А. Бондаренко и др. . – М. : ДЕК, 2004. –
- с.
Коноплев В. В.
- Хазанов С .Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Юридический жур-нал. – 2003. – № 1. – С. 57–61.
- Старилов Ю. Н. Российский закон об административных процедурах должен стать неотъемлемой частью современного административного законодательства // Вестник ВГУ. Серия: Право. – 2015. – №
- – С. 20–28.
Konoplev V. V. Theoretical approaches to the definition of the concept «administrative procedure»
- Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 484-489.
The implementation of various administrative procedures is one of the functions of the modern state. Cur-rently, in the Russian Federation, legislation in the field of various administrative procedures is in a state of constant «patchwork changes», which is primarily due to the complexity of public relations. An important role in the development of the theory of administrative procedures is occupied by scientific research on this issue. This scientific article provides a theoretical analysis of scientific approaches regarding the definition of the concept of «administrative procedure». It has been established that the administrative procedure is character-ized by: 1) a set of means and methods for exercising administrative powers; 2) the officially established pro-cedure for the implementation of the rules and norms enshrined in the legislation; 3) the activities of state bodies in solving individual administrative cases, the result of which is the adoption of an administrative act or the conclusion of an administrative contract.
Key words: administrative procedure, activity, legality, provision, legislation.
Spisok literatury:
1. Upravlencheskie procedury : [ucheb.] / B. M. Lazarev, I. SH. Muksinov, A. F. Nozdrachev i dr. – M. : Nau-ka, 1988. – 272 s.
2. Protasov V. N. YUridicheskaya procedura / Protasov V. N. – M. : YUrid. lit-ra, 1991. – 169 s.
3. Pomazuev A.E. Administrativnye procedury dostupa grazhdan k publichnoj informacii : diss. … kand.
yurid. nauk : 12.00.14 / Pomazuev Aleksandr Evgen’evich. – Ekaterinburg, 2007. – 249 s.
4. Bol’shoj yuridicheskij slovar’ / [pod red.. A. YA. Suhareva, V. D. Zor’kina, V. E. Krutskih]. – M. : Infra-M,
1999. – 790 s.
- Ozhegov, S.I.; SHvedova, N.YU. Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka / Izd-vo: M.: ITI Tekhnologii; Izdanie 4-e, dop., 2006. – 944 s.
- Bol’shoj tolkovyj slovar’ russkogo yazyka / [pod red. S. A. Kuznecova]. – SPb. : Norint, 2000. – 1534 s.
- Dal’ V.I. Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 t. / V. I. Dal’. – M. : Rus. yaz., 1999. – T.3: P.
– 1999. – 556 s.
- Bol’shoj yuridicheskij slovar’ / [pod red.. A. YA. Suhareva, V. D. Zor’kina, V. E. Krutskih]. – M. : Infra-M, 1999. – 790 s.
- YUridicheskaya enciklopediya / otv. red. B. N. Toporin. – M., 2001. – 936 s.
- Bahrah D. N. Hazanov S. D. Formy i metody deyatel’nosti gosudarstvennoj administracii: uch. posobie. – Ekaterinburg, 1999.
- Rushajlo V. B. Administrativno-pravovye rezhimy : monogr.] – M. : Izd-vo «SHCHit – M», 2000. – 264
s.
- Alekseev S. S. Teoriya gosudarstva i prava : [ucheb.] / S. S. Alekseev, S. I. Arhipov i dr. – M. : Norma, 2005. – 496 s.
- Skakun O. F. Teoriya gosudarstva i prava : [ucheb.] / O. F. Skakun. – H. : Konsum, Un-t vnut.del, 2000. –
- s.
- Makarov V. O. Ponyatie i priznaki yuridicheskih procedur // Vlast’ zakona. – 2017. – № 2 (30). – S. 235–
- Efremov M. O. Administrativnye procedury kak forma realizacii organov publichnoj vlasti vo vzai-modejstvii s chastnymi licami: diss. … kand. yurid. nauk : 12.00.07. – M., 2005. – 203 s.
- Avtonomov A. S. Ispolnitel’naya vlast’ v Rossii. Istoriya i sovremennost’, problemy i perspektivy razvitiya
: monogr. / A. S. Avtonomov, I. L. Bachilo, A. A. Bondarenko i dr.. – M. : DEK, 2004. – 568 s.
- Hazanov S .D. Administrativnye procedury: opredelenie i sistematizaciya // YUridicheskij zhurnal. – 2003. – № 1. – S. 57–61.
- Starilov YU. N. Rossijskij zakon ob administrativnyh procedurah dolzhen stat’ neot»emlemoj chast’yu sovremennogo administrativnogo zakonodatel’stva // Vestnik VGU. Seriya: Pravo. – 2015. – № 3. – S. 20–28.
.
489