JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION:
Проблемы уголовно-правового противодействия…
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 502–507.
УДК 343
ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОПАГАНДЕ ЛИБО ПУБЛИЧНОМУ ДЕМОНСТРИРОВАНИЮ
АТРИБУТИКИ И СИМВОЛИКИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Пикин И. В., Тараканов И. А., Пичугин С. А.
Владимирский юридический институт ФСИН России
Статья посвящена рассмотрению проблем уголовно-правового противодействия распространению экстремистской и криминальной идеологии, а именно пропаганду и публичную демонстрацию атрибу-тики и символики экстремистских организаций. Авторами анализируются положения действующего законодательства. В результате проведенного исследования сформулированы предложения о дальней-шем совершенствовании правовых средств противодействия экстремистской деятельности, в том чис-ле пропаганде и публичной демонстрации атрибутики и символики экстремистских организаций.
Ключевые слова: символика экстремистских организаций, атрибутика экстремистских организа-ций, экстремистская организация, нацистская символика и атрибутика, экстремистская деятельность, уголовная ответственность, противодействие.
Противодействие распространению экстремистской и криминальной идеологии, прежде всего, среди несовершеннолетних и молодежи, является важной профилак-тической задачей. Одним из инструментов противодействия такому распростране-нию являются меры уголовной, а также административной ответственности за соот-ветствующие деяния экстремистской направленности.
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Рос-сийской Федерации» [1] установлена уголовная ответственность за неоднократные пропаганду или публичную демонстрацию нацистской и иной запрещенной симво-лики, в том числе атрибутики и символики экстремистских организаций (ст. 282.4 УК РФ). В данном случае законодатель осуществил криминализацию путем уста-новления административной преюдиции деяния, т.е. преступлением признается по-вторное совершение виновным лицом деяния, ответственность за которое преду-смотрена ст. 20.3 КоАП РФ.
- связи с этим представляют как теоретический, так и несомненный практиче-ский интерес вопросы отнесения к атрибутике и символике конкретных экстремист-ских организаций определенных предметов и изображений.
Прежде всего, речь идет об отнесении к соответствующей атрибутике и симво-лике изображений, имеющих отношение к международному общественному движе-нию «Арестантское уголовное единство» (другие названия – «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», «АУЕ», «А.У.Е.»). Еще в 2016 году на заседании Совета по правам человека при Президенте РФ деятельность указанного движения была названа проблемой национальной безопасности, требующей немед-ленного разрешения [2].
- результате решением Верховного Суда РФ от 17 августа 2020 г. № АКПИ20-514с международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» было признано экстремистским, а его деятельность запрещена на территории РФ. Отмечалось, что данный запрет позволит эффективно пресекать преступную дея-
Пикин И. В., Тараканов И. А., Пичугин С. А.
тельность его участников, защитить интересы подрастающего поколения, способ-ствовать оздоровлению общества и обеспечить безопасность государства [3].
Прежде всего, обратим внимание на используемую терминологию.
Согласно ст. 1 ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремизму (экстремистской деятельности)» (далее – Федеральный закон «О противодействии экстремизму (экстремистской деятельности)» экстремистской организацией призна-ется общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отноше-нии которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете де-ятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Если обратиться к ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон «Об общественных объединениях»), под обществен-ным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общ-ности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5). По смыслу ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях», учре-дители общественного объединения (физические лица и юридические лица – обще-ственные объединения) созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на ко-тором принимается устав общественного объединения, формируются его руково-дящие и контрольно-ревизионный органы. Кроме того, согласно федеральному за-конодательству, высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подот-четный съезду (конференции) или общему собранию.
- решении Верховного Суда РФ от 17.08.2020 № АКПИ20-514с не отражены ни учредители общественного движения, ни данные о проведении учредительного съезда, ни сведения о принятии Устава общественного движения. Общественное движение (а именно так оно обозначено в упомянутом решении Верховного Суда РФ) является одной из организационно-правовых форм общественных объединений (ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Далее, согласно ст. 9 того же ФЗ «Об общественных объединениях», обществен-ным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные об-щественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Как видим, общественное движение преследует общественно полезные цели, че-го не наблюдается у движения «Арестантское уголовное единство»: напротив, от-мечается, что «деятельность Движения носит экстремистский характер и представ-ляет реальную угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, об-щественной безопасности и здоровью граждан». Также отсутствует и данные, ука-зывающие на наличие Устава указанного объединения. По крайней мере, в Решении Верховного Суда РФ от 17.08.2020 они не приводятся, при этом отмечается, что «данные о регистрации АУЕ в качестве юридического лица отсутствуют», а дея-тельность Движения осуществляется без образования юридического лица.
На наш взгляд, Верховный Суд РФ при определении сущности движения АУЕ фактически признал его общественным движением, по-видимому, опираясь на при-знаки массовости, наличия участников и отсутствия членства. Однако цели движе-
503
Проблемы уголовно-правового противодействия…
ния АУЕ не соответствует целям общественного движения, которые должны быть общественно полезными (ст. 9 ФЗ «Об общественных объединениях»). Так, Вер-ховный Суд РФ отметил в приведенном ранее решении, что движением АУЕ «про-двигается идея создания «воровской» власти в качестве антипода действующей гос-ударственной власти, а также применения других законов («понятий»).
По этому поводу В.Е. Квашис и А.С. Ильницкий отмечали следующее: «Важной особенностью феномена АУЕ является идея о неизбежности пребывания в местах лишения свободы, в связи с чем следует к нему подготавливаться: изучать тради-ции, нормы, обычаи арестантского сообщества и вести соответствующий образ жизни. Концептуальные идеи АУЕ содержатся в своде неписаных правил и норм поведения в воровском сообществе («воровской закон»), а также базируются на тю-ремных понятиях и нормах пенитенциарной субкультуры… Распространение идей о романтизации криминального образа жизни, ненависти к сотрудникам правоохра-нительных органов, неотвратимости приобщения к пенитенциарным учреждениям в виртуальном пространстве формируют установки, направленные на реализацию преступного поведения, укрепление тюремной субкультуры, продуцирование обще-уголовной преступности» [4, с. 26-31].
Поэтому, полагаем, очень близко подошли к сущности движения АУЕ в Нижего-родской академии МВД России, определив его как молодежное движение протест-но-экстремистской направленности, включающее в себя не только исполнителей, но
- организаторов. На наш взгляд, АУЕ является массовым незарегистрированным криминальным движением, деятельность которого связана с распространением экс-тремистской и криминальной идеологии, прежде всего, среди несовершеннолетних
- молодежи. Сходное мнение ранее уже высказывалось в СМИ: «Дело в том, что это не организация. Это неформальное движение, имеющее развитую сетевую структу-ру, но без руководящего центра. При этом правоохранители полагают, что у банд есть главари, которые тщательно скрывают свою принадлежность к субкультуре, а также «смотрящие», которые координируют действия несовершеннолетних пре-ступников» [5].
Согласно ст. 24 ФЗ «Об общественных объединениях» «общественные объеди-нения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны». При этом отмечается, что «в качестве символики общественного объединения не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание ко-торых ранее включено в устав существующей в РФ политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Рос-сийской Федерации запрещена» (часть третья в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 236-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремизму (экстремистской дея-тельности)» символика экстремистской организации представляет собой символику, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отноше-нии которой по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете де-ятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (в ред. ФЗ от 21 июля 2014 г. № 236-ФЗ). Следовательно, описание символики движения АУЕ долж-но содержаться в учредительных документах указанного движения (о которых ни-чего не известно), а не в решении Верховного Суда РФ.
Пикин И. В., Тараканов И. А., Пичугин С. А.
-
- настоящее время описание символики экстремистских организаций содержит-ся в перечне общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремизму (экстремистской деятельности)».
Согласно ч. 6 ст. 9 указанного ФЗ описание символики общественных и религи-озных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято всту-пившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по осно-ваниям, предусмотренным настоящим ФЗ, организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте федерального органа государственной регистрации.
Примерами символики экстремистской организации являются: эмблема и флаг общероссийской политической партия «ВОЛЯ» (решение Верховного Суда РФ от 09.08.2016 и апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24.11.2016), которые определены в качестве символов в Уставе Общероссийской политической партии «ВОЛЯ»; эмблема и флаг общественного объединения «Курсом Правды и Единения» (другие названия: Российское общенародное движение «Курсом Правды и Единения», Всероссийская политическая партия «Курсом Правды и Единения», Политическая партия «Курсом Правды и Единения») (решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 07.05.2018 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 16.10.2018), которые определены в качестве символов в Уставе Политической партии «Курсом Правды и Единения» [6].
Описания указанных эмблем и флагов приведены на сайте Минюста России вме-сте с информацией о запрете деятельности указанных организаций. Именно указан-ные эмблемы и флаги согласно федеральному закону являются символикой экстре-мистских организаций. Полагаем, что в целях правильного применения практиче-скими работниками положений ст. 20.3 КоАП РФ и ст. 282.4 УК РФ необходимо создание отдельного официального перечня символики и атрибутики экстремист-ских организаций. О значении необходимости нормативного закрепления описания символики и атрибутики экстремистских организаций указывают примеры из прак-тики применения ст. 20.3 КоАП РФ. Так, постановлением Стругокрасненского рай-онного суда Псковской области от 14 декабря 2020 г. по делу № 5-217/2020 Кожев-ников А. А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штра-фа в размере 1000 (одной тысячи) руб.
Судом установлено, что по состоянию на 20.10.2020 в сети Интернет в социаль-ной сети «ВКонтакте» на странице пользователя под псевдонимом «Александр Вол-ков», принадлежащей Кожевникову А.А., в свободном доступе хранились и демон-стрировались изображения восьмиконечной звезды с черно-белыми лучами, явля-ющейся символикой международного общественного движения «Арестантское уго-ловное единство», признанное Решением Верховного Суда РФ от 17.08.2020 по делу
- АКПИ20-514 с экстремистским, и его деятельность на территории РФ запрещена. Как следует из материалов дела, страница Кожевникова А.А в социальной сети
«ВК» открыта для посещения и обозрения неограниченным кругом лиц, что свиде-
505
Проблемы уголовно-правового противодействия…
тельствует о публичном демонстрировании символики указанной экстремистской организации, деятельность которой запрещена на территории РФ [7].
- данном случае, полагаем, речь должна идти о публичном демонстрировании не символики, а, скорее, изображений, которые можно отнести к атрибутике движения «АУЕ». Однако и этот факт, по нашему мнению, должен подтверждаться заключе-нием эксперта-культуролога. Полагаем, что реализация предложения о создании отдельного перечня символики и атрибутики экстремистских организаций способ-ствовало бы правильному применению положений ст. 20.3 КоАП РФ и ст. 282.4 УК РФ. Ведение такого перечня, полагаем, целесообразно возложить на Министерство юстиции Российской Федерации как орган, который перечня организаций, деятель-ность которых запрещена в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Также в ст. 282.4 УК РФ речь идет об атрибутике экстремистских организаций как предмете преступления. Вместе с тем, Федеральный закон «О противодействии экстремизму (экстремистской деятельности)» не содержит определения указанного понятия, в связи с чем попытаемся сформулировать определение указанного поня-тия. Атрибутика представляет собой «совокупность существенных отличительных (часто внешних) признаков принадлежности к чему-либо, признаков общих для ка-кого-либо ряда предметов, явлений» [7].
Тем самым, атрибутика экстремистской организации – это совокупность отличи-тельных (как правило, внешних) признаков принадлежности к экстремистской орга-низации, причем эти признаки могут и не быть отраженными в учредительных до-кументах организации. К таким признакам могут быть отнесены используемые участниками объединения отличительные знаки, символы, обращения, приветствия, призывы и т.д. С учетом изложенного предлагаем:
-
- Законодательно закрепить в Федеральном законе «О противодействии экс-тремизму (экстремистской деятельности)»: определение понятия атрибутики экс-тремистских организаций; создание перечня символики и атрибутики экстремист-ских организаций; ведение указанного перечня, как и перечня организаций, дея-тельность которых запрещена в связи с осуществлением экстремистской деятельно-сти, поручить Министерству юстиции Российской Федерации.
- Пленуму Верховного Суда РФ разъяснить, что следует относить к атрибути-ке экстремистской организации, для чего следует с учетом мнений экспертов и научных работников подготовить и принять соответствующее постановление «О внесении дополнений и изменений в постановление «О судебной практике по делам
- преступлениях экстремистской направленности».
Предлагаемые нами дополнения могут способствовать повышению эффективно-сти применения правовых инструментов противодействия экстремистской деятель-ности, укреплению законности.
Список литературы:
- Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 14.07.2022.
- Верховный суд признал экстремистской организацией уголовную субкультуру АУЕ // «Ведомости»
– ведущее деловое издание России. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/08/17/836930-
ekstremistskoi-aue (дата обращения: 25.04.2023).
- По иску Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова Верховный Суд Россий-ской Федерации запретил деятельность международного общественного движения «Арестантское уго-ловное единство» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=56759800 (дата обращения: 25.04.2023).
Пикин И. В., Тараканов И. А., Пичугин С. А.
- Квашис В. Е., Ильницкий А. С. Современные формы проявления криминальной идеологии в сети Интернет // Научный портал МВД России. 2021. № 2 (54). С. 26-31.
- Верховный суд признал экстремистским движение «АУЕ». Срочные новости, Криминал. 17.08.2020 // Новости – наше призвание. РЕН ТВ. URL: https://ren.tv/news/x/735818-verkhovnyi-sud-priznal-ekstremistskim-dvizhenie-aue (дата обращения: 25.04.2023).
- URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ (дата обращения: 11.04.2023).
- Постановление Стругокрасненского районного суда Псковской области от 14 декабря 2020 года по делу № 5-217/2020. URL: https://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/55971883.
Атрибутика. Статья из Википедии ‒ свободной энциклопедии. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%83%D1%82%D0%B8 %D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 25.04.2023).
-
- V. Pikin, I. A. Tarakanov, S. A. Pichugin. Problems of criminal law counteraction to propaganda or public demonstration of attributes and symbols of extremist organizations // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 502– 507.
The article is devoted to the problems of criminal law counteraction to the spread of extremist and crimi-nal ideology, namely propaganda and public demonstration of attributes and symbols of extremist organiza-tions. The authors analyze the provisions of the current legislation. As a result of the conducted research, pro-posals were formulated on further improvement of legal means of countering extremist activity, including propaganda and public demonstration of attributes and symbols of extremist organizations.
Keywords: symbols of extremist organizations, attributes of extremist organizations, extremist organiza-tion, Nazi symbols and attributes, extremist activity, criminal liability, counteraction.
Spisok literatury:
- Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://pravo.gov.ru, 14.07.2022.
- Verhovnyj sud priznal ekstremistskoj organizaciej ugolovnuyu subkul’turu AUE // «Vedomosti» – vedush-chee delovoe izdanie Rossii. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/08/17/836930-ekstremistskoi-aue (data obrashcheniya: 25.04.2023).
- Po isku General’nogo prokurora Rossijskoj Federacii Igorya Krasnova Verhovnyj Sud Rossijskoj Federacii zapretil deyatel’nost’ mezhdunarodnogo obshchestvennogo dvizheniya «Arestantskoe ugolovnoe edinstvo» //
Oficial’nyj sajt General’noj prokuratury Rossijskoj Federacii. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=56759800 (data obrashcheniya: 25.04.2023).
- Kvashis V. E., Il’nickij A. S. Sovremennye formy proyavleniya kriminal’noj ideologii v seti Internet //
Nauchnyj portal MVD Rossii. 2021. № 2 (54). S. 28.
- Verhovnyj sud priznal ekstremistskim dvizhenie «AUE». Srochnye novosti, Kriminal. 17.08.2020 //
Novosti – nashe prizvanie. REN TV. URL: https://ren.tv/news/x/735818-verkhovnyi-sud-priznal-
ekstremistskim-dvizhenie-aue (data obrashcheniya: 25.04.2023).
- URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ (data obrashcheniya: 11.04.2023).
- Postanovlenie Strugokrasnenskogo rajonnogo suda Pskovskoj oblasti ot 14 dekabrya 2020 goda po delu №
5-217/2020. URL: https://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/55971883 (data obrashcheniya: 25.04.2023).
Atributika. Stat’ya iz Vikipedii ‒ svobodnoj enciklopedii. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%83%D1%82%D0%B8 %D0%BA%D0%B0 (data obrashcheniya: 25.04.2023).
.
507