Понятие и виды административной деятельности участковых уполномоченных полиции

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Заброда Д. Г.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 237–246.

УДК 342.9

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

Заброда Д. Г.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

    • статье актуализируется вопрос о целесообразности уточнения понятия «административная деятельность участкового уполномоченного полиции», а также осуществления классификации её разновидностей. Изучение научных публикаций, касающихся проблематики функционирования службы участковых уполномоченным полиции (далее – УУП), позволило: выявить основные подходы
  • пониманию термина «административная деятельность полиции»; выделить критерии классификации видов административной деятельности полиции, раскрыть общие и специальные черты административной деятельности УУП, охарактеризовать виды административной деятельности УУП с учетом отечественного и зарубежного опыта. С учетом изложенного, «административная деятельность УУП» рассмотрена как «…урегулированная нормами административного права, подзаконная,

государственно-властная, исполнительно-распорядительная деятельность уполномоченного должностного лица полиции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, безопасности дорожного движения и профилактике правонарушений на административном участке, осуществляемую с использованием административно-правовых форм и административно-правовых методов». Предложено к критериям классификации видов

административной деятельности УУП относить: сферы её осуществления; цели её осуществления; наличие документарного сопровождения; юридических свойств специальных (основных) направлений административной деятельности.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, административная деятельность, виды административной деятельности полиции, полномочия участкового уполномоченного полиции.

Среди функций, реализуемых службой участковых уполномоченных полиции, важнейшей является административно-правовая, осуществляемая в процессе административной деятельности.

Изучение вопросов терминологии административной деятельности полиции в це-лом и её структурных подразделений являются одним из направлений исследований правоохранительной деятельности полиции. Базовые положения теории администра-тивной деятельности ОВД (полиции) сформулированы такими советскими, россий-скими и зарубежными административистами, как А.П. Алёхин, А.М. Бандурка, А.И. Бекетов, К.С. Бельский, И.П. Голосниченко, А.И. Евтихеев, М.И. Еропкин, А.В. Зубач, А.И. Каплунов, Ю.М. Козлов, Ф.Е. Колонтаевский, А.Т. Комзюк, В.В. Коноплёв, А.П. Коренев, С.С. Кипреев, В.М. Манохин, Л.Л. Попов, Ю.П. Соловей, В.Д. Сорокин, М.Е. Труфанов и др.

  • основу современной концепция административной деятельности полиции по-ложено её понимание как:

1) разновидности властных отношения между любым органом (подразделением, службой, отдельным работником) и физическим (юридическим) лицом независимо от органа, подразделения или службы ОВД и регулируемых определенной группой правовых норм в зависимости от вида конкретных правоотношений (уголовные, гражданские, финансовые и др.) (в широком смысле);

2) группы исполнительно-распорядительные отношения, одной из сторон кото-рых является орган (подразделение, служба) или отдельный работник системы ОВД,

237

Понятие и виды административной деятельности…

  • которые урегулированы только административно-правовыми нормами (в узком понимании) [1-3];
    1. самостоятельный вид деятельности ОВД, носящий властный исполнительно-распорядительный характер и заключающийся в реализации ими в пределах своей компетенции внешних административно-процедурных и административно-юрисдикционных полномочий, а также в осуществлении внутриорганизационной деятельности для обеспечения четкого функционирования подразделений органов внутренних дел (процессуальный (процедурный аспект) (Ю.Н. Демидов, М.В. Костенников, Куракин А.В.) [4, c. 16].
    2. исполнительно-распорядительную деятельность, состоящую из организации и практического осуществления аппаратами, службами и работниками полиции (ми-лиции) функций по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью административно-правовыми средствами (прикладной ас-пект (И.П. Голосниченко, К.С. Бельский, А.В. Зубач, А.Т Комзюк, А.Т. Коноплёв, А.П. Коренев, М.В. Корниенко, Л.Л. Попов и др.).
    3. комплекс властных действий и решений соответствующих должностных лиц, основанный преимущественно на нормах административного права и направленный на достижение как регулятивных, так и правоохранительных целей (функциональ-ный аспект М.Е. Труфанов) [5].

По нашему мнению, от традиционных понятий отличаются определения админи-стративной деятельности полиции, рассматривающие её как разновидность право-применительной деятельности, форму реализации административно-процедурных и административно-юрисдикционных полномочий, а также применения специфичных мер административного воздействия, разновидность взаимодействия ОВД с иными участниками общественных отношений и др. [6]

Среди современных интерпретаций этой категории (с позиций гуманистической концепции полиции) следует отметить и понятие АДП, предложенное И.А. Адми-раловой, в соответствие с которым – это «…исполнительно-распорядительная, под-законная деятельность, которая направлена на организацию полицейской работы, как во внутренней, так и во внешней сферах функционирования полиции, направ-ленную на обеспечение правопорядка и защиту прав и свобод граждан посредством материально-технических и организационных мероприятий с помощью контрольно-надзорной, разрешительной и юрисдикционной деятельности» [7, c. 8-9].

Мы поддерживаем позицию А. В. Зубача, А. Н. Кокорева, которые определяют рассматриваемую нами категорию, как «…подзаконную, государственно-властную, исполнительно-распорядительную деятельность, направленную на организацию и практическое решение задач и выполнение функций ОВД по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и осуществляемую в админи-стративно-правовых формах с использованием административно-правовых мето-

дов» [8].

В тоже время, нами предлагается использовать прикладной (практический) под-ход как доминирующий при интерпретации понятия административная деятель-ность полиции. Этот подход наиболее полно отражает содержание основного направления деятельности УУП.

Думается, что «…административная деятельность полиции – это урегулированная административно-правовыми нормами правоохранительная, правозащитная, правопри-

Заброда Д. Г.

менительная и правотворческая деятельность полиции, направленная на реализацию её социального предназначения, задач и функций» [6].

Для разграничения видов административной деятельности полиции нами предла-гается также использовать и её характеристику как разновидности двух групп пра-воотношений: единых по объекту (правомерное или противоправное поведение (де-ятельность) физических, юридических лиц, органов публичной власти или органи-заций), но различных по субъекту (орган внутренних дел, должностное лицо поли-ции) и содержанию (объему субъективных прав и юридических обязанностей).

Считаем, что термин «административная деятельность» не приобрёл широкого распространения в современной административно-правовой науке в связи с: исполь-зованием при описании деятельности органов публичной власти таких устоявшихся понятий, как «государственное управление», «исполнительно-распорядительная деятельность», «административно-правовое воздействие»; доминированием тради-ционных представлений об административной деятельности, сформировавшихся в конце ХХ в., которые не учитывают коренные изменения в сущности правоохрани-тельной деятельности в целом и полиции в частности; отсутствии единых подходов

  • содержанию категорий «функция органа государственной власти», «направление деятельности органа государственной власти», «задачи органа государственной вла-сти», «общественных порядок», «общественная безопасность», являющимися со-ставляющими дефиниции «административная деятельность полиции» [9].

Результат анализа научной и учебной литературы, показывает, что специалистами

  • общим чертам административной деятельности полиции относятся: подчиненность и подконтрольность органам исполнительной власти соответствующего уровня; госу-дарственно-властный характер; подзаконность; широкий объем дискреционных пол-номочий; организующий характер; профилактическая направленность (А.И. Бекетов, С.Н. Бочаров, А.И. Каплунов) [10]; самостоятельность от других видов деятельности; универсальный характер; подзаконный характер; предметный характер; структуриро-ванность; организующий характер; возможность использования для решения стоящих перед полицией задач средства принуждения [11-12]; подзаконный характер; урегу-лированость нормами административного права; целенаправленность; систематич-ность; учет социальной миссии полиции; изложение конкретных задач, средств и сферы её реализации; выделение её внешней и внутрисистемной разновидностей, других подвидов (наблюдательной, распорядительной, контрольно-надзорной, проце-дурной, юрисдикционной, публично-сервисной, правоустановительной, правоприме-нительной, регулятивной и правоохранительной) [12-15]; исполнительно-распорядительный характер; властность; регулирование нормами административного права; полифункциональность и т.п. [5].

Охарактеризуем основные из приведенных выше черт применительно к деятель-ности УУП:

    1. Подзаконность АД УУП означает, что: его действия должны основываться на Конституции России, законах РФ и подзаконных нормативных актах, осуществля-ется в пределах и порядке, предусмотренном законодательством; принятые им в пределах предоставленных полномочий решения должны основываться на нормах права и облекаться в закрепленную в законодательстве форму; применение им мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом (законами).

239

Понятие и виды административной деятельности…

    1. Урегулированность нормами административного права, проявляется в том, что её нормы: упорядочивают деятельность полиции – структурного элемента ОВД, входящего в систему органов исполнительного власти; устанавливают пределы реа-лизации прав и обязанностей УУП по применению мер административного при-нуждения; регулируют порядок рассмотрения административных дел, в том числе и дел об административных правонарушениях; регламентируют взаимодействие УУП
  • другими субъектами правоохранительной деятельности; определяют порядок ад-министративной ответственности УУП.
    1. Широкий объем дискреционных полномочий проявляется в том, что УУП, имеет право: оценивать ситуацию и принимать решения, основываясь на внутрен-нем убеждении, сформованным правосознанием, профессиональном опыте, с уче-том имеющихся средств; действовать по своему усмотрению в границах дозволен-ного законодательства с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охраны правопорядка, обеспечение общественной безопасности; при возникновении спорной ситуации УУП должен исходить из предназначения и принципов деятельности полиции, обстоятельств конкретной ситуации, а также правовых принципов разумности, добросовестности, справедливости и основ морали [16].

Широта таких полномочий связана с динамизмом внешней среды (оперативной обстановки), в которой разворачивается повседневная деятельность полиции, необ-ходимостью реализации полномочий, закрепленных в различных нормативных право-вых актах, содержащих предписания общего характера, и направленных на решение УУП правоохранительных, исполнительно-распорядительных, внутриорганизацион-ных и обеспечительных задач [17; 18].

    1. Профилактическая направленность деятельности УУП проявляется в том, что УУП: выступает субъектом общей профилактики, осуществляя ежедневный профи-лактический обход, правовое информирование, общий административный надзор, профилактику нарушений правил дорожного движения; проводит индивидуальную профилактическую работу лицами, состоящими на учетах в ОВД, осуществляет (совместно с другими подразделениями полиции), профилактические мероприятия в рамках законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденны-ми из мест лишения свободы; принимает участие в осуществлении контроля за осужденными за совершение преступления, которым назначено наказание, не свя-занное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно и др.
    2. Универсальный характер проявляется в осуществлении УУП деятельности, регулируемой различными отраслями права (в первую очередь, административного, уголовно-процессуального, уголовного), осуществляемой как непосредственно (например, проводит индивидуальную профилактическую работу (раздел 5 Ин-струкции (Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участко-вым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и ор-ганизации этой деятельности»)), назначает административные наказания (п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ), так и во взаимодействии с другими должностными лицами по-лиции и представителями иных органов публичной власти.
    3. Государственно-властный характер опосредован тем, что УУП является пред-ставителем власти, наделенным в установленном законом порядке распорядитель-ными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зави-

Заброда Д. Г.

симости (например, пункты 1-9, 11-17, 20-22, 33, 36 и др.; ч. 4, 5, ст. 14,15, 18-24 Федерального Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Специальные черты административной деятельности УУП, обуславливаются особенностями его правового статуса и организации его работы. Анализ нор-мативных правовых актов и практики работы УУП позволяет к ним отнести:

  1. Территориальный характер организации АД УУП, ограниченный администра-тивным участком, размеры и границы которого определяются: в городах – исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, состояния оперативной обстановки, особенностей административно-территориального деления муниципальных образований, в сельской местности – в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских насе-ленных пунктов, на территории закрытого административно-территориального об-разования – в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности (п. 3 Инструкции (приказ МВД России от 06.10.2014 № 859 «Об утверждении примерных нормативов численности подразде-лений органов внутренних дел Российской Федерации»).

Проведенный нами опрос УУП свидетельствует о том, что в Республике Крым зачастую ими обслуживается большее число населения, чем это предусмотрено нормативами (от 4 до 6 тыс. человек), что, по мнению более 78 % негативно сказы-вается на эффективности выполнения возложенных на них обязанностей [19].

В тоже время, зарубежное законодательство содержит и другие нормативы. Например, за участковым офицером полиции (Украина) закрепляется полицейский участок с численностью населения, которое не превышает 6 тыс. лиц в сельской местности и 7 тыс. лиц – в городах [20]. В Республике Беларусь приказом начальни-ка ОВД за каждым участковым инспектором закрепляется часть территории, обслу-живаемой ОВД (далее – административный участок), с населением в городах не свыше 3 тыс. чел., а в сельской местности – не более 1,5 тыс. человек [21].

Зачастую численность населения не является основным нормативом, определя-ющим нагрузку и штатную численность УУП. На неё влияют также и оперативная обстановка, административно-территориальное деление, объем профилактической работы конкретного административного участка. Для оптимизации процессов опре-деления нагрузки на УУП предлагается детализировать соответствующие критерии, учитывающие различные факторы.

  1. Определение индивидуальной профилактики основной формой деятельности УУП, в ходе которой он: обосновывает необходимость проведения, продления сро-ков и прекращения такой работы в отношении конкретных лиц, посещает лиц, ука-занных в п. 33 Инструкции, по месту жительства или пребывания, использует раз-личные формы индивидуального профилактического воздействия (п.п. 35.2-32.5 Инструкции).
  2. Наличие организационных и контрольных полномочий у старшего УУП по: организации деятельности закрепленных за ним УУП, их взаимодействия с сотруд-никами других подразделений полиции; контролю времени и порядка ведения при-ема граждан в участковом пункте полиции (комнате приема населения) УУП (п. 10 Наставления).

241

Понятие и виды административной деятельности…

  1. Отнесение УУП к субъектам контрольно-надзорной деятельности, исполняю-щим государственную функцию по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (п. 10.5 Инструкции).

С учетом изложенного предлагается «административную деятельность УУП» рассматривать как «…урегулированную нормами административного права, подза-конную, государственно-властную, исполнительно-распорядительную деятельность уполномоченного должностного лица полиции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, безопасности дорожного движения и профилактике правонарушений на административном участке, осуществляемую с использованием административно-правовых форм и административно-правовых методов».

Административная деятельность УУП многообразна по своему содержанию, ви-дам, формам и методам ее осуществления [22]. Рассмотрение вопроса о видах адми-нистративной деятельности УУП связано с определением основных критериев клас-сификации тех или иных групп действий, отражающих сущность функционирова-ния этого подразделения полиции и его представителей.

Изучение научной и учебной литературы позволяет сделать вывод о том, что формирование таких критериев, а также характеристика соответствующих подвидов, выступает частью научных изысканий специалистов, в работах которых исследуются общие и специальные аспекты административной деятельности полиции [23, c. 50-51]. Наиболее полно виды административной деятельности УУП рассматривается в исследования, подготовленных в образовательных организациях системы МВД России. Это учебные и научные публикации С.Ю. Анохиной, А.Г. Гришакова, В.А. Джемелинского, А.В. Карагодина, С.С. Кипреева, В.В. Коноплёва, Н.С. Куликовой, Р.Н. Кучмезова, С.С. Лампадовой, С.А. Майорова, Н.С. Ракши, А.Г. Репьева, Ю.П. Соловья, Н.А. Тучака, М.Е. Труфанова и др. Однако, единого подхода к классификации видов АД УУП в современной юриспруденции нет. Обобщая изложенные подходы, нами предлагается выделять такие виды АД УУП: по сферам осуществления; по целям осуществления; по наличию документарного сопровождения; в зависимости от юридических свойств специальных (основных) направлений административной деятельности. Предлагается более детальная характеристика видов АД УУП (с учетом предложенных критериев).

  1. По сферам осуществления: внутренняя (внутриорганизационная) – осуществляется внутри подразделения УУП (рациональная расстановка УУП, организация несения службы, контроль, анализ и учет деятельности УУП, оценка эффективности функционирования подразделения и отдельных УУП, организация взаимодействия внутри подразделения и др.); внешняя – проявляется в совершении УУП в инициативном или другом порядке действий в отношении сторонних органов и организаций, физических и юридических лиц, а также взаимодействии с другими правоохранительными органами и общественностью в процессе выполнения возложенных на него задач (привлечение граждан к административной ответственности, рассмотрение обращений граждан, применение силы в порядке, предусмотренном Федеральном законе «О полиции»).
  2. По целям осуществления: административно-обеспечительная – связана с созданием условий для реализации УУП своих прав и обязанностей (предъявление требований о прекращении противоправных действий к лицу, нарушающему

Заброда Д. Г.

общественный порядок; внесение представлений должностному лицу об устранении

причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; регистрация обращения гражданина, полученного УУП во время приёма; координация старшим УУП действий УУП и др.); административно-охранительная – нацелена на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, обеспечение общественной безопасности, безопасности государства и общества, физических лиц (проверка УУП соблюдения лицами, находящимися под административным надзором, установленных им судом ограничений; поиск УУП доказательств административного правонарушения, участие в поиске (розыске) лиц, уклоняющихся от органов дознания, следствия или суда; подготовка материалов для проведения в отношении отдельных граждан индивидуальной профилактической работы; изъятие, в установленном порядке оружия, находящихся в незаконном пользовании граждан; осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами, проживающими на административном участке, сроков пребывания в России; осуществление производства по делам об административных правонарушения,

подведомственных УУП; оказание помощи лицам, пострадавшим от административных правонарушений, преступлений, чрезвычайных ситуаций; исполнение решения должностных лиц, суда, органов следствия, прокуратуры и др., принятых в рамках их полномочий [15; 24].

3) По наличию документарного сопровождения: предусматривающие документарное оформление (составление протоколов о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, письменного ответа на обращение гражданина); не предусматривающие документарного оформления (словесное предупреждение о намерении применить специальное средство для пресечения противодействия УУП; использование жеста руки (жезла) для остановки транспортного средства, в ситуациях, предусмотренных законодательством).

  1. По основным направлениям (функциям) административной деятельности: учетно-регистрационная (регистрация УУП обращений граждан, внесение данных о

результатепрофилактическогообходавСервисе);административно-

юрисдикционная (осуществление УУП производства по делам об административных правонарушениях, назначение им административных наказаний); контрольно-надзорная (осуществление УУП административного надзора за соблюдением установленных правил в сфере общественного порядка, безопасности дорожного движения, соблюдения гражданами и должностными лицами паспортных правил и правил регистрационного учета и др.) [14, c. 17].

Таким образом, под видами административной деятельности УУП понимаются её составные части, различающиеся между собой по конкретным задачам, выполня-емым этим должностным лицом и характеру регулируемых общественных отноше-ний, участниками которых выступают УУП и руководители территориальных орга-нов внутренних дел.

Список литературы:

  1. Коноплёв В.В. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. – 2015. – Т. 1 (67). № 4. – С. 164–171.
  2. Капустина Е. Г. Административная деятельность полиции: учебное пособие. Часть 1 / Е. Г. Капу-стина, Ю. Н. Калюжный, Е. Ю. Кузминова. – Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2014. – 84 с.

243

Понятие и виды административной деятельности…

  1. Кирюхин В.В. Административная деятельность полиции в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних: понятие и основные характеристики // Общество: политика, экономика, право. (2016, № 4). — С.102-104; Купреев С.С. Генезис понятия «административная деятельность» в юридиче-ской науке // Полицейская деятельность. – 2017. – № 5. – С. 16 – 29. DOI: 10.47256/2454-

0692.2017.5.24416 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24416 (дата обращения: 09.03.2023).

  1. Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. Административная деятельность органов внут-ренних дел [Текст]: учебник: в 2 ч. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. Ч. 1: Общая часть.–285 с.
  2. Труфанов М.Е. Проблемы обобщения понятийного ресурса в определении административной дея-тельности полиции / М.Е. Труфанов // Общество и право. – 2022. – № 1(79). – С. 80-84.
  3. Заброда Д.Г. К определению понятия «административно-правовая деятельность полиции» / Д.Г. Заброда // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. – 2019. – № 1(3). – С. 86-91.
  4. Адмиралова И.А. Административно-правовое обеспечение деятельности полиции по защите и охране прав и свобод граждан : автореф. дисс… д.-ра юрид. наук. ВИПК МВД России.-М., 2018. — 64 с.
  5. Зубач А. В., Кокорев А. Н. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: МосУ МВД России. Изд-во «Щит-М», 2007. – 352 с.
  6. Березницкий, А. В. Административная деятельность участкового уполномоченного полиции [Элек-тронный ресурс] / А. В. Березницкий; науч. рук. Д. Г. Заброда. – Симферополь: [б. и.], 2020. – С.13-14.
  7. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: учебник / О. И. Бекетов, С. Н. Бочаров, А. И. Каплунов и др. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 264 с.
  8. Административная деятельность полиции: учебное пособие. – М.: ДГСК МВД России, 2018.–680 с.
  9. Административная деятельность полиции: тексты лекций для заочного обучения. – Краснодар, КрУ МВД России, 2016. – 512 с.
  10. Административная деятельность полиции. Части общая и особенная: учебное пособие / под ред. А.К. Дубровина. – Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ «МВД России», 2013. – 304 с.
  11. Границкий Р.Б. Административная деятельность полиции: учебное пособие / Р.Б. Границкий, Е.Н. Лихолет; Дальневосточный юрид. ин-т МВД России.-Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2016.
  12. Майорова С.А. Административная деятельность полиции в схемах и определениях: учебное посо-бие. – Нижний Новгород, 2017. – 56 с.
  13. Гирвиц А.В. Полицейское усмотрение в деятельности органов внутренних дел Российской Федера-ции: автореф. дисс… канд. юрид. наук. ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, 2017. – 30 с.
  14. Соловей Ю.П. Полицейское право и его место в системе современного административного права // Полицейское право. – 2005. – № 1. – С. 9.
  15. Поляков И.И. Усмотрение в праве: понятие, признаки и виды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //www.info-library.com.ua/libs/stattya/5304-rozsud-u-pravi-ponjattja-oznaki-i-vidi.html (дата обращения: 09.03.2023).
  16. Заброда Д.Г. Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции (по мате-риалам анкетирования) / Д. Г. Заброда // Теория и практика административного права и процесса: ма-териалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина, Краснодар, 03–04 октября 2019 года. – Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2019. – С. 78-82.
  17. Об утверждении Инструкции по организации деятельности участковых офицеров полиции [Электронный ресурс]: приказ МВД Украины от 28.07.2017 № 650. – Режим доступа: //search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE30909.html (дата обращения: 09.03.2023).
  18. Об утверждении Инструкции по организации деятельности участкового инспектора милиции [Электронный ресурс]: приказ МВД Республики Беларусь от 24.01.2012 № 20– Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/59055 (дата обращения: 09.03.2023).
  19. Попова Н.Ф. К вопросу о видах и функциях административной деятельности федеральных органов исполнительной власти / Н.Ф. Попова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--b1aew.xn-- p1ai/upload/site1/document_journal/_3(47)-_2018.pdf (дата обращения: 09.03.2023).
  20. Административная деятельность полиции. Части общая и особенная: учебное пособие / под ред. А.К. Дубровина. – Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ «МВД России», 2013. – 304 с.
  21. Гришаков, А.Г. Административная деятельность участкового уполномоченного полиции на терри-тории обслуживаемого участка: учебное пособие / А.Г. Гришаков. – Барнаул : Барнаульский юридиче-ский институт МВД России, 2020. – 59 с.

Zabroda D.G. The concept and types of administrative activities of district police officers // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р.237-246.

The article updates the question of the advisability of clarifying the concept of «administrative activity of the district police officer», as well as the classification of its varieties. The study of scientific publications

Заброда Д. Г.

concerning the problems of the functioning of the service of district police officers (hereinafter referred to as the PPO) made it possible to: identify the main approaches to understanding the term «administrative police activity»; highlight the criteria for classifying the types of administrative activities of the police, reveal the general and special features of the administrative activities of the police department, characterize the types of administrative activities of the police department, taking into account domestic and foreign experience. In view of the foregoing, the “administrative activity of the PMO” is considered as “… regulated by the norms of administrative law, by-law, state-powerful, executive and administrative activities of an authorized police official to protect public order, ensure public safety, traffic safety and prevent offenses in the administrative area carried out using administrative-legal forms and administrative -legal methods”. It is proposed to classify the types of administrative activities of the PMO as the following: the scope of its implementation; the pur-pose of its implementation; availability of documentary support; legal properties of special (main) areas of administrative activity.

Key words: district police officer, administrative activities, types of administrative activities of the police, powers of the district police officer.

Spisok literatury:

  1. Konoplyov V.V. Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo Yuridicheskie nauki. – 2015. – T. 1 (67). № 4. – S. 164–171.
  2. Kapustina E. G. Administrativnaya deyatel`nost` policii: uchebnoe posobie. Chast` 1 / E. G. Kapustina, Yu. N. Kalyuzhny`j, E. Yu. Kuzminova. – Orel: Orlovskij yuridicheskij institut MVD Rossii imeni V. V. Luk`yanova, 2014. – 84 s.
  3. Kiryuxin V.V. Administrativnaya deyatel`nost` policii v sfere profilaktiki pravonarushenij nesovershen-noletnix: ponyatie i osnovny`e xarakteristiki // Obshhestvo: politika, e`konomika, pravo. (2016, № 4). — S.102-104; Kupreev S.S. Genezis ponyatiya «administrativnaya deyatel`nost`» v yuridicheskoj nauke // Policejskaya deyatel`nost`. – 2017. – № 5. – S. 16 – 29. DOI: 10.47256/2454-0692.2017.5.24416 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24416 (data obrashheniya: 09.03.2023).
  4. Demidov Yu.N., Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Administrativnaya deyatel`nost` organov vnutrennix del [Tekst]: uchebnik: v 2 ch. – Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2016. Ch. 1: Obshhaya chast`. – 285 s.
  5. Trufanov M.E. Problemy` obobshheniya ponyatijnogo resursa v opredelenii administrativnoj deyatel`nosti policii / M.E. Trufanov // Obshhestvo i pravo. – 2022. – № 1(79). – S. 80-84.
  6. Zabroda D.G. K opredeleniyu ponyatiya «administrativno-pravovaya deyatel`nost` policii» / D.G. Zabroda // Policiya i obshhestvo: problemy` i perspektivy` vzaimodejstviya. – 2019. – № 1(3). – S. 86-91.
  7. Admiralova I.A. Administrativno-pravovoe obespechenie deyatel`nosti policii po zashhite i oxrane prav i svobod grazhdan : avtoref. diss… d.-ra yurid. nauk. VIPK MVD Rossii. – Moskva, 2018. – 64 s.
  8. Zubach A. V., Kokorev A. N. Administrativnaya deyatel`nost` organov vnutrennix del v voprosax i otvet-

ax: Uchebnoe posobie. Izdanie vtoroe, ispravlennoe i dopolnennoe. – M.: MosU MVD Rossii. Izd-vo «Shhit-

M», 2007. – 352 s.

  1. Berezniczkij, A. V. Administrativnaya deyatel`nost` uchastkovogo upolnomochennogo policii [E`lektronny`j resurs] / A. V. Berezniczkij; nauch. ruk. D. G. Zabroda. – Simferopol`: [b. i.], 2020. – S.13-14.
  2. Administrativnaya deyatel`nost` organov vnutrennix del. Chast` Obshhaya: uchebnik / O. I. Beketov, S. N. Bocharov, A. I. Kaplunov i dr. – M.: CzOKR MVD Rossii, 2009. – 264 s.
  3. Administrativnaya deyatel`nost` policii: uchebnoe posobie. – M. : DGSK MVD Rossii, 2018. – 680 s.
  4. Administrativnaya deyatel`nost` policii: teksty` lekcij dlya zaochnogo obucheniya. – Krasnodar, KrU MVD Rossii, 2016. – 512 s.
  5. Administrativnaya deyatel`nost` policii. Chasti obshhaya i osobennaya: uchebnoe posobie / pod red. A.K. Dubrovina. – Irkutsk: FGKOU VPO VSI «MVD Rossii», 2013. – 304 s.
  6. Graniczkij, R.B. Administrativnaya deyatel`nost` policii: uchebnoe posobie / R.B. Graniczkij, E.N. Lixolet ; Dal`nevostochny`j yurid. in-t MVD Rossii. – Xabarovsk : RIO DVYuI MVD Rossii, 2016. – 244 s.
  7. Majorova S.A. Administrativnaya deyatel`nost` policii v sxemax i opredeleniyax: uchebnoe posobie. – Nizhnij Novgorod, 2017. – 56 s.
  8. Girvicz A.V. Policejskoe usmotrenie v deyatel`nosti organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii: avtoref. diss… kand. yurid. nauk. FGAOUVO «Nacional`ny`j issledovatel`skij Nizhegorodskij gosudarstvenny`j uni-versitet im. N.I. Lobachevskogo», Nizhnij Novgorod, 2017. – 30 s.
  9. Solovej Yu.P. Policejskoe pravo i ego mesto v sisteme sovremennogo administrativnogo prava // Po-licejskoe pravo. – 2005. – № 1. – S. 9.
  10. Polyakov I.I. Usmotrenie v prave: ponyatie, priznaki i vidy` [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: https: //www.info-library.com.ua/libs/stattya/5304-rozsud-u-pravi-ponjattja-oznaki-i-vidi.html.
  11. Zabroda D.G. Aktual`ny`e problemy` deyatel`nosti uchastkovy`x upolnomochenny`x policii (po materi-alam anketirovaniya) / D. G. Zabroda // Teoriya i praktika administrativnogo prava i processa: materialy` Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj pamyati professora V.D. Sorokina, Krasnodar, 03–04 oktyabrya 2019 goda. – Krasnodar: Federal`noe gosudarstvennoe kazennoe obrazovatel`noe

245

Понятие и виды административной деятельности…

uchrezhdenie vy`sshego professional`nogo obrazovaniya «Krasnodarskij universitet Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii», 2019. – S. 78-82.

  1. Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii deyatel`nosti uchastkovy`x oficerov policii [E`lektronny`j

resurs]:prikazMVDUkrainy`ot28.07.2017№650.–Rezhimdostupa:

//search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE30909.html (data obrashheniya: 09.03.2023).

  1. Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii deyatel`nosti uchastkovogo inspektora milicii [E`lektronny`j resurs]: prikaz MVD Respubliki Belarus` ot 24.01.2012 № 20– Rezhim dostupa: https://normativka.by/lib/document/59055 (data obrashheniya: 09.03.2023).
  2. Popova N.F. K voprosu o vidax i funkciyax administrativnoj deyatel`nosti federal`ny`x organov ispolni-tel`noj vlasti / N.F. Popova [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: https://xn--b1aew.xn-- p1ai/upload/site1/document_journal/_3(47)-_2018.pdf (data obrashheniya: 09.03.2023).
  3. Administrativnaya deyatel`nost` policii. Chasti obshhaya i osobennaya: uchebnoe posobie / pod red. A.K. Dubrovina. – Irkutsk: FGKOU VPO VSI «MVD Rossii», 2013. – 304 s.
  4. Grishakov, A.G. Administrativnaya deyatel`nost` uchastkovogo upolnomochennogo policii na territorii obsluzhivaemogo uchastka: uchebnoe posobie / A.G. Grishakov. – Barnaul : Barnaul`skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2020. – 59 s.

.

Interwin Slot Deposit Qris Tanpa Potongan 2024 Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar Slot188 Terbaru Gampang Maxwin CHERRY188 Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 jackpotslot.website Interwin Slot