RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE ESTABLISHED ORDER OF MOVEMENT WITHIN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS; LAND LAW; NATURAL RESOURCE LAW; ENVIRONMENTAL LAW; AGRICULTURAL LAW
UDK: 342.72/.73
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Mironova O.A., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TYPE: Article
DOI:
https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-3(2)- 35-41
PAGES: from 35 to 41
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: human rights, infectious diseases, infection, freedom of movement, constituent entity of the Russian Federation, health protection, liability.
ABSTRACT (ENGLISH):
Human and civil rights and freedoms are recognized as an inalienable value by the state. One of the most pressing and controversial rights at the present stage is the right to freedom of movement. The article analyzes the current legislation regulating the issues of liability for violation of the established procedure for movement, including in the context of the spread of a new coronavirus infection. The author comes to the conclusion that restriction of the right to freedom of movement is a mechanism for the protection and implementation of another human right — the right to protect the health of citizens, which is due to the fact that COVID-19 is recognized in Russia as an infectious disease that poses a danger to others. The right of governors and governments of the constituent entities of the Russian Federation has been substantiated, in accordance with the norms of the current legislation, to introduce restrictive measures aimed at preventing the spread of coronavirus infection, but only by order of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation.
Права и свобода человека и гражданина признаются в государстве наивысшей ценностью. Не смотря на стремительное развитие общественных отношений, государственного управления сохраняет свою актуальность вопрос свободы передвижения человека.
Право на свободу передвижения в настоящее время регулируется нормами национального и международного права.
Основным международным правовым актом, в котором закреплены права и свободы человека, является Всеобщая декларация прав человека [1]. В ст. 13 Всеобщей декларации закреплено право каждого: свободно передвигаться; свободно выбирать себе место жительства в границах страны;; покидать и возвращаться в страну. Так же, рассматриваемый нами вопрос, регулируется принятым в 1966 г. Пактом о гражданских и политических правах. Его особенностью является более конкретизированное закрепленное право на свободу передвижения. Непосредственно в ст. 12 Пакта, закреплено анализируемое право, но только в отношении лиц, которые на законных основаниях находятся на территории государства и только в его пределах [2]. Таким образом, право человека свободно передвигаться в пределах каждого государства, закреплено в основных международных актах.
В России основные права и свободы человека, конституционно закреплены в гл. 2 Конституции. Среди основных личных прав – право каждого кто на законных основаниях находится на территории нашего государства свободно передвигаться, право выбрать место пребывания и(или) место жительства (ст. 27 Конституции РФ).
Следует отметить, что реализация права на свободу передвижения осуществляется при наличии таких условий как: 1) законного нахождения человека на территории России; 2) соблюдение территориального ограничения; 3) обязательной регистрации по месту пребывания или месту жительства.
В рамках исследуемой темы остановимся на нормах, которые регулируют ответственность субъектов правоотношения (граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства), которые находятся внутри нашей страны, а иностранные граждане и лица без гражданства «предположительно» пересекли границу России законно. Так за нарушения правил передвижения субъектов правоотношений по территории нашей страны, соблюдение правил установленных ограничений по передвижению и правил регистрационного режима в России предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Критерий, отвечающий за квалификацию правонарушения, ответственность за который предусмотрена в административном или уголовном законодательстве, заключается в степени тяжести этого правонарушения, его общественной опасности, как для общества, так и для государства. Сама уже степень тяжести обуславливается признаками состава преступления, описывающими все подробности противоправного деяния. Рассмотрим виды правонарушения по административному законодательству.
И так, прежде всего, отметим, что административная ответственность за правонарушения в сфере передвижения субъектов правоотношений и правил регистрационного учета закреплена в разных главах в зависимости от субъектов правонарушения. Глава 18 КоАП РФ закрепляет ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства (в сфере государственной границы и режима пребывания), а глава 19 – ответственность граждан РФ (в сфере порядка управления) [3]. Иерархия расположения видов ответственности за правонарушения в действующем законодательстве России зависит от целей приоритетов государства. И как видим, законодатель предопределил защиту государственной границы выше порядка управления.
К тому же вопросы реализации механизма противодействия незаконной миграции определены в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, [4] в которой закреплен вопрос совершенствования правовой основы противодействия незаконной миграции.
Первая норма в рассматриваемых правоотношениях это ответственность за нарушения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашей страны (ст. 18.9 КоАП РФ).
Особенностью данной нормы является то, что передвижение иностранных лиц и (или) лиц без гражданства, как действие по реализации права на свободу передвижения, которое включает в себя: выбор места проживания или места пребывания, изменение места проживания или места пребывания и, соответственно, выбор места регистрации (миграционного учета); выезд человека за пределы России; транзитное передвижение через территорию России, с условием соблюдения регистрационного учета.
Следует отметить, что все эти действия связаны с соблюдением порядка оформления документов, или осуществления регистрационного учета.
Совершая правонарушения иностранный гражданин либо апатрид, в соответствии с данной нормой, подвергается наказанию в виде выплаты административного штрафа, сумма которого будет установлена по окончанию хода расследования дела об административном правонарушении. К тому же достоинством данной нормы является отсутствие такого наказания как выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за нарушение ими правил пребывания.
А вот в случае нарушения иммиграционных правил иностранные лица или лица без гражданства (ст. 18.11 КоАП РФ), в частности нарушение правил проживания в местах временного содержания на лиц накладываются административные штрафы, и рассматривается вопрос об административном выдворении.
Непосредственно за нарушение иностранными лицами и лицами без гражданства правил и обязанности регистрационного учета при перемене места жительства или перемене места пребывания указанные лица привлекаются лишь к административной ответственности в виде уплаты штрафа (ст. 18.12 КоАП РФ).
Анализируя административную ответственность граждан России, за нарушения правил передвижения по территории страны следует, отметь нормы ст. 19.15 КоАП РФ, непосредственно ст. 19.15.1 КоАП РФ и ст. 19.15.2 КоАП РФП [3], которые в свою очередь характеризуются нарушением непосредственно регистрационного учета. К тому же к ответственности привлекаются как наниматели жилого помещения, то есть лица, которые обязаны зарегистрироваться, так и займодатели – лица которые предоставили свое жилое помещение для проживания.
Не так давно был очень актуален вопрос о так званых «резиновых квартирах», то есть о фиктивной регистрации граждан, когда, к примеру, на 30 квадратных метрах прописано 25 человек, а проживает два человека. Законодатель решил бороться с данной проблемой не только внесением необходимых поправок в законодательство, но и непосредственным ужесточением ответственности (административной и уголовной) за нарушение правил регистрационного учета, как гражданами России, так и иностранными гражданами, и лицами без гражданства.
Что такое «фиктивная регистрация»? Вопрос, который для всех и всегда остается актуальным.
Согласно абз. 9 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, п. 9 ст. 2 ФЗ от 18.07.2006 № 109, фиктивная регистрация – это регистрация или гражданина РФ и (или) иностранного гражданина и (или) лица без гражданства по выбранному им месту временного пребывания или месту проживания: на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов; без намерения пребывать (проживать) в этом помещении; без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания).
За действия, связанные с фиктивной регистрацией, граждане России привлекаются к административной ответственности по ст. 19.15.2 КоАП РФ, а иностранные лица и лица без гражданства по ст. 19.27 КоАП РФ (на которых налагается административный штраф и рассматривается вопрос об административном выдворении). Также все указанные лица за фиктивную регистрацию могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации [5] (далее – УК РФ) и по ст. 322.3 УК РФ. Основываясь на содержании данной правовой нормы, в качестве субъекта может выступать любое лицо, вне зависимости от его гражданства и даже если его нет.
Административное законодательство в ст. 28.3. КоАП РФ закрепляет перечень должностных лиц, которым предоставлено право составлять административные протоколы за правонарушения. Так согласно указанной нормы, составлять протоколы за правонарушения, предусмотренные ст. 18.9, ст. 18.11, ст. 19.15, ст. 19.27 КоАП РФ предоставлено сотрудникам ОВД.
В апреле 2020 года законодателем принят Федеральный закон № 99-ФЗ, которым внесены изменения в КоАП РФ [6]. Изменения направлены на установление ответственности субъектов правоотношения за: нарушения действующего законодательства (установленных правил) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые совершаются субъектами в период действия режима чрезвычайной ситуации, в том числе при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина); за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор, о проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Указанные поправки внесены в ст. 6.3 КоАП РФ, и предусматривают наложение административного штрафа на субъекты правоотношений, в частности на: граждан России (от 15000 руб. до 40000 руб.); должностных лиц (от 50000 руб. до 150000 руб.); индивидуальных предпринимателей (от 50000 руб. до 150000 руб. / или приостановления действия субъекта до 90 суток); юридических лиц (от 200 000 руб. до 500 000 руб. / или приостановления действия субъекта до 90 суток).
Следует отметить, что сотрудникам ОВД право составлять административный протокол предоставлено только за нарушения, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 63 КоАП РФ, а именно повторные действия, совершенные гражданами РФ в период действия ЧС или распространения заболевания, в данном случае распространения заболевания коронавирусной инфекцией.
К тому же за нарушения требований, закрепленных в ст. 6.3. КоАП РФ привлекаются только граждане России, юридические лица и публично-правовые образования. Иностранные граждане и лица без гражданства несут административную ответственность по ст. 18.11 КоАП РФ. Также КоАП РФ законодатель дополнил ст. 20.6.1, которая предусматривает административную ответственность за нарушение самоизоляции или «невыполнение правил поведения при чрезвычайных положениях или при угрозе ее возникновения».
Самоизоляция трактуется законодателем как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Эта норма предусматривает наложение админ. штрафа на субъектов правоотношений, в частности на: граждан РФ (от 1000 руб. до 30000 руб.); должностных лиц (от 10000 руб. до 50000 руб.); индивидуальных предпринимателей (от 30000 руб. до 50000 руб.); юридических лиц (от 100000 руб. до 300000 руб.) [6].
Составлять административные протоколы на нарушения требований ст. 20.6.1 КоАП РФ, предоставлено сотрудникам ОВД, а также должностным лицам органов исполнительной власти субъектов РФ. Анализируя уголовную ответственность за нарушение правил передвижения лиц по территории России и нарушений регистрационного учета, отметим, что в действующем законодательстве предусмотрено 3 специальных вида ответственности по ст. 322.1 УК РФ, ст. 322.2. УК РФ, ст. 322.3 УК РФ.
Особенности расследования и характеристики преступлений, предусмотренных указанными нормами, раскрыты в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 2020.
Хотелось бы остановиться и на отдельных аспектах реализации конституционного права на свободу передвижения в условиях пандемии. Общеизвестно, что вспышка новой коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в обычную жизнь людей всего мира. 11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила COVID-19 – пандемией, после чего Россия, как и большинство стран, приняла решение о временном закрытии своих внешних границ, и введении временного ограничения такого права человека как: «права на свободу передвижения».
Анализ действующего законодательства, позволил нам сделать вывод, что вводить режим повышенной готовности имеет право только Правительство РФ. А также: COVID-19 – в России признано инфекционным заболеванием, которое представляет опасность для окружающих, потому ограничение права на свободу передвижения является механизмом защиты другого права – права на охрану здоровья граждан. В рамках ограничения конституционного права, следует отметить однозначность интерпретации ч. 3 ст. 55 Основного закона, как возможность (предоставление полномочий) введения ограничения конституционного права, непосредственно «права на свободу передвижения», только в форме федерального закона, к которым следует отнести: Закон № 5242-1, ФЗ № 52 от 30.03.1999, ФЗ № 115 от 25.07.2020. Соответственно, губернаторы (главы субъектов РФ), правительство субъектов РФ, в рамках действующего законодательства имеют право вводить ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространение коронавирусной инфекции, но только по предписанию Главного государственного санитарного врача РФ, и руководствуясь статями 5-8 ФЗ № 52 от 30.03.1999, а не ФЗ № 68 от 21.12.1994 [8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16]. Нормы законодательства субъектов РФ не содержат в себе ограничения конституционного права на свободу передвижения, а лишь уточняют и конкретизируют действия норм федеральных законов, в которых закреплено право на ограничение конституционных прав человека.
1. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka (prinyata General’noy Assambleyey OON 10.12.1948) // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
2. Mezhdunarodnyy pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh (prinyat 16.12.1966 Rezolyutsiyey 2200 (XXI) na 1496-m plenarnom zasedanii General’noy Assambley Organizatsiy Ob»yedinennykh Natsiy // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
3. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 30.04.2021) // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
4. Ukaz Prezidenta RF ot 31.10.2018 № 622 «O Kontseptsii gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 2019 — 2025 gody» // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
5. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 05.04.2021, s izm. ot 08.04.2021) // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
6. Federal’nyy zakon ot 01.04.2020 № 99-FZ (red. ot 29.12.2020) «O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
7. Postanovleniye Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 09.07.2020 № 18 «O sudebnoy praktike po delam o nezakonnom peresechenii Gosudarstvennoy granitsy Rossiyskoy Federatsii i prestupleniyakh, svyazannykh s nezakonnoy migratsiyey» // Byulleten’ Verkhovnogo Suda RF. — № 9. – 2020.
8. Postanovleniye Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 02.03.2020 g. № 5 «O dopolnitel’nykh merakh po snizheniyu riskov zavoza i rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii (2019-nCoV)» // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
9. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii, prinyata na vsenarodnom golosovanii 12.12.1993 g. (v deystvuyushchey redaktsii) // SPS «Garant.ru» [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://base.garant.ru/10103000/.
10. Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 11.10.2020 № 754 «Ob utverzhdenii perechnya territoriy, organizatsiy i ob»yektov, dlya v»yezda na kotoryye inostrannym grazhdanam trebuyetsya spetsial’noye razresheniye» // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
11. O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya»: Federal’nyy zakon ot 30.03.1999 № 52-FZ (red. ot 13.07.2020) // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
12. O merakh po obespecheniyu sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya na territorii Rossiyskoy Federatsii v svyazi s rasprostraneniyem novoy koronavirusnoy infektsii (COVID-19): Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 02.04.2020 g. № 239 // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
13. O prodlenii deystviya mer po obespecheniyu sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya na territorii Rossiyskoy Federatsii v svyazi s rasprostraneniyem novoy koronavirusnoy infektsii (COVID-19): Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28.04.2020 g. № 294 // (Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
14. Ob opredelenii poryadka prodleniya deystviya mer po obespecheniyu sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v sub»yektakh Rossiyskoy Federatsii v svyazi s rasprostraneniyem novoy koronavirusnoy infektsii (COVID-19): Ukaz Prezidenta RF ot 11.06.2020 № 316 // (Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
15. O zashchite naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera: Federal’nyy zakon ot 21.12.1994 № 68-FZ (red. ot 08.12.2020) // [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: URL: Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru
16. Kazantseva Ye.V. Pravovoye regulirovaniye ogranicheniya svobody peredvizheniya v period rasprostraneniya COVID-19 / Ye.V. Kazantseva // Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Yuridicheskiye nauki. – 2021. – T. 7 (73). № 1. – S. 229-230.