SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL ASPECTS OF DEVELOPMENT AND ASSESSMENT OF PERFORMANCE
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION CIVIL LAW; BUSINESS LAW; FAMILY LAW; INTERNATIONAL PRIVATE LAW; CIVIL PROCESS; LABOR LAW; LAW OF SOCIAL SECURITY
UDK: 347.73
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Elyakov Alexander Lvovich, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
TYPE: Article
DOI:
https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-3(2)- 163-174
PAGES: from 163 to 174
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: Free economic zone, special economic zone, stages, purpose, concept, category, mechanism, investments, benefits, taxes, customs duties, analysis, assessment, efficiency.
ABSTRACT (ENGLISH):
Post-graduate student of the Department of Legal Support of Public Finance at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation.
The main results of this study are the analysis of the regulatory framework for the formation and functioning of free (special) economic zones in the Russian Federation at certain stages of their development, which allowed the author to identify 3 stages of development of the SEZ of the Russian Federation and identify their general principles of functioning, which are provided for in the legislative documents, which were reflected in the reviewed legislative documents. Based on the clarification of the concepts of «free economic zones», «special economic zones», the author proposed to identify both definitions of concepts as a single concept, due to the fact that their essence is based on the same phenomenon, the provision of tax and customs benefits. Based on the analysis of legislative acts of the Russian Federation, it was possible to identify shortcomings and problems in the adopted legislative documents at the early stages of the development of SEZs and SEZs in Russia. To identify the prospects for the development of the regulatory framework of the SEZ, an assessment was made of the attractiveness and efficiency of using the mechanism of special economic zones in the RF.
В современных условиях для выполнения президентской задачи прорывного роста российской экономики необходимо ускоренное развитие «точек и локомотивов роста» во многих регионах России. Данная задача может быть выполнима за счет реализации крупных, масштабных инвестиционных проектов за счет эффективного использования механизма свободных (особых) экономических зон (ОЭЗ).
Она также является инструментом эффективной диверсификации экономики и развития имеющегося потенциала регионов России и это доказывает опыт стран Европы, Азии и Северной Америки. Но без правового обеспечения ОЭЗ и практики ее совершенствования правового обеспечения процессов создания, функционирования и реализации механизмов особых экономических зон невозможно. Особые экономические зоны создаются для развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
ОЭЗ – часть территории, которая определяется Правительством РФ и на которой действует преференциальный налоговый режим осуществления предпринимательской деятельности, ОЭЗ, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны. Правительством утверждается решение о создании ОЭЗ на основе заявок от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Формирование научного подхода к созданию современных свободных зон началось с трудов А. Смит в 1776 г. («Исследования о природе и причинах и богатства народов»), а затем и Д. Рикардо в 1817 г. («Принципы политэкономии и налогообложения»), которые исследовали основы международной торговли в конце XVIII — начале XIX в. Официально признано понятие свободной экономической зоны, которая в соответствии Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.) гласит в следующей редакции: «Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся, за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю» [1].
Определение понятия «свободная экономическая зона» учеными экономистами определяется как «территория с выгодным географическим положением, наличием достаточной инфраструктуры, на которой устанавливаются особые режимы и механизмы в области таможенного обложения, налогообложения, ценообразования, инвестирования, а также особый валютный, режим с целью привлечения в эти районы материальных, финансовых, технологических и трудовых ресурсов» [2].
Широкое толкование данному понятию дается в научной литературе, в частности, согласно дефиниции Н. Смородинской, А. Капустина, СЭЗ – это не только и не столько обособленная географическая территория, а скорее часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, неиспользованная в других его частях [3].
Распространено определение зон, как «территории, где введением беспошлинного таможенного режима, посредством других экономических и административно-правовых мер осуществляется стимулирование внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранного капитала и «ноу-хау» [4].
На основании анализа понятий «свободные экономические зоны», «особые экономические зоны» можно считать, что в основе их сути лежит одно и тоже явление, предоставление налоговых и таможенных льгот, автором предлагается отождествлять оба определения понятий как единое понятие.Для эффективного формирования Особых экономических зон в РФ необходимо и важно также рассмотреть периоды создания СЭЗ и ОЭЗ, нормативно-правовую базу создания ОЭЗ, сроков существования ОЭЗ, целей их создания, предоставляемых льгот и преференций, негативных последствий и проблем опыта реализации ОЭЗ на практике, в результате их анализа предложить определенные этапы создания ОЭЗ в РФ.
Таблица №1. Анализ этапов создания Особых экономических зон в РФ и их нормативно-правовой основы за период 1980 г. — по настоящее время.
Периоды создания ОЭЗ | Нормативно-правовая база создания ОЭЗ | Срок
существования ОЭЗ |
Цель создания | Льготы и итоги создания | Недостатки, проблемы ОЭЗ |
1 этап создания СЭЗ в РФ за период 1980-1996 | |||||
1980-
1992 |
1. Единая государственная концепция СЭЗ Правительства СССР в 1980 г.
2. Постановление Верховного Совета РСФСР от 14.07.90 N 105-I «Об основных принципах осуществления внешнеэкономической деятельности РСФСР [5]. 3. Постановления Верховного Совета РСФСР от 13.09.90 г. «165-1 «О создании зон свободного предпринимательства», положения для каждой СЭЗ, с обозначением их хозяйственно-правового статуса в качестве зоны свободного предпринимательства или специальной экономической зоны. [5]. 4. Указ Президента РФ от 04.06.92 г. «548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» [6]. |
2 года.
В 1992 г регистрация СЭЗ временно была прекращена. |
Гарантия защиты осуществления внешнеэкономической деятельности РСФСР путем создания свободных экономических зон и обеспечения стабильности договорных отношений
Привлечение иностранных инвестиций, повышение конкурентоспособности производства, росту притока экспорта товаров и услуг, снижению расходов по покупке импортной продукции [7]. |
Льготы предоставлялись одинаковые.
Приняты предложения Ленинградского и Выборгского городских, Приморского краевого (в том числе г. Находка), Калининградского, Сахалинского и Читинского областных Советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Создано 13 СЭЗ, сокращено до 11 СЭЗ в 11 регионах РСФСР (Находка, Выборг, Ленинград, Зеленоград, Калининградская, Новгородская область, Кемеровская, Читинская и Сахалинская обл.). |
1. Не было сформирована полноценная нормативно-правовая база в области правового регулирования.2. СЭЗ не до конца были реализованы и не смогли достичь окончательной цели.
3. Не были предоставлены механизмы гарантий, льгот и господдержки на федеральном уровне. 4.Отсутствовали в полной мере институциональные условия СЭЗ. |
1991 | Закон РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [8]. | 8 лет | Привлечение иностранных инвестиций, закупки передовой импортной техники, технологий и развитие экспортного потенциала. [8]. | Льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием, упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями | Закон не внес ясности в процесс создания СЭЗ |
1993 | Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.93 г. [9]. | 10 лет | Определить правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и был направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РФ, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела | Заложил основы создания свободных таможенных зон (свободных складов), являющейся одной из разновидностей СЭЗ | |
1995 | Федеральный закон от 13.10.95 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [10]. | 4 года | Защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности РФ, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику [10]. | 1. Установлена упрощенная регистрация предприятий с иностранными инвестициями и осуществление экспортно-импортных операций [10].
2. Определен особый режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности в СЭЗ [10]. В 1996 г. функционировали 18 СЭЗ, созданных в 15 регионах на 1/3 площади страны. Это свободные порты (Находка и Калининград), технопарки (г. Зеленоград, «Шерризон»- аэропорт Шереметьево), экспортно-производственные зоны (г. Выборг, Сахалинская обл.), концессионные участки (респ. Горный Алтай, Чита, Кемерово) [10]. |
1.Прекратились работы по созданию СЭЗ, объявленных в начале 90-х годов, в связи с большими изменениями в налоговом, таможенном и валютном регулировании в банковской сфере.
2.Отрицательный опыт создания СЭЗ на больших территориях, как СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Находка» в Приморском крае, офшоры в Республике Калмыкия и др. [7]. |
2 этап создания ОЭЗ в РФ за период 1997-2004 гг. | |||||
1997 | Проект Федерального закона «О свободных экономических зонах» от 24.06.97 г. была принята в третьем чтении (постановление Госдумы ФС РФ от 234.06.97 г. «1628-II ГД «О повторном рассмотрении ФЗ «О свободных экономических зонах»), 03.07.97 г. был одобрен №259-СФ «О Федеральном законе «О свободных экономических зона» | Поднять статус ранее созданных СЭЗ на уровень, определенный федеральным законом. | Был отклонен Президентом РФ, 21.07.97 г.
Основной проблемой была стремление властей получить быстрые в крупном размеры доходов в государство. |
||
1999 | Федеральный закон от 22.01.96 г. N 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» [11]. | 10 лет | Определяет правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской об., учитывая ее географическое положение, значение для национальных интересов РФ. | Беспошлинной режим торговли, особый льготный иной, чем с общим, режим инвестиций и инвестиционной деятельности | Существенных успехов экономики области
свободная таможенная зона не принесла. |
1999 | Федеральный закон РФ от 31.05.1999 № 104-ФЗ
«Об Особой экономической зоне в Магаданской области» [12]. |
По н.в. | Привлечение инвестиций на развитие производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области. | Режим беспошлинной торговли и особенности уплаты налогов участниками Особой экономической зоны устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах [12].
На тер. ОАЭ зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны |
|
2000 | Проект Федерального закона «О свободных экономических зонах», принятый ГД ФС РФ от 09.06.00 г. и одобренного СФ ФС РФ от 28.06.00 г. | Отклонен второй раз Президентом РФ, 15.07.00 г.
Главная проблема отсутствие баланса интересов инвесторов и государства |
|||
3 этап создания СЭЗ в РФ за период 2005 по н.в. | |||||
2005 | Федеральный закон от 22.07.05 г. «116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[13]. | По н.в. | Развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. | Определил правовой режим особых экономических в РФ, порядок их создания, функционирования и существования, а также установил особенности ведения в ОЭЗ предпринимательской деятельности. |
На основе проведенного анализа нормативно-правовой основы создания ОЭЗ в РФ в определенных этапах их развития позволило нам выделить 3 этапа развития ОЭЗ (табл.1) и выявить общие принципы функционирования ОЭЗ в РФ, которые были отражены в рассмотренных законодательных документах: принцип неотъемлемости территории, СЭЗ – неотъемлемая часть государственной территории» (ч. 3, ст. 4 и ч. 5 ст.13 Конституции РФ); принцип льготного налогообложения согласно механизму предоставления льгот инвесторам, в т.ч. иностранным; принцип соблюдения в практике учреждения СЭЗ, где гарантируется единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
В результате анализа законодательства РФ о СЭЗ на первом этапе были выявлены проблемы эффективного использования механизма СЭЗ, также отраженных в таблице 1. При их обобщении основные проблемами явились: несовершенство нормативно-законодательных основ создания и функционирования СЭЗ и ОЭЗ; слишком были завышены масштабы (площади) СЭЗ для строительства инфраструктурных объектов и невозможность их финансирования из бюджета; имевшийся повтор контрольных функций у ведомств. Таким образом, решение проблем затрагивала не только совершенствования законодательной базы СЭЗ и ОЭЗ, но и требовало организационно-экономических решений со стороны государства.
С 2005 г. по настоящее время правовое регулирование ОЭЗ регламентировано Федеральным законом от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и таможенным законодательством Таможенного Союза от 18.06.10 г. в рамках ЕврАзЭС, указами Президента РФ, а также постановлений и нормативно-правовых актов Правительства РФ.
Деятельность ОЭЗ в России регламентируется Федеральным законом от 22.06.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством. Критерии создания ОЭЗ закреплены в постановлении Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны». Согласно закону в РФ предусмотрены 4 типа ОЭЗ: 1. Промышленно-производственные особые экономические зоны (ППОЭЗ); 2. Технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВОЭЗ); 3. Туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ ТРТ); 4. Портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) [13]. Разделение на типы ОЭЗ осуществляется в зависимости от видов деятельности, разрешенных Правительством РФ.
Впервые в ноябре 2011 г. поправками в данный закон введено понятие управляющей компании – открытого акционерного общества, которое создано в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, и сто процентов акций которого принадлежит РФ, или хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной [13].
Введено понятие «кластер» – совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ, и управление которой осуществляется одной управляющей компанией (в редакции 116-ФЗ от 30.11.2011 г.).
Для более эффективной деятельности ОЭЗ зоны одного или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства РФ в кластер. Введенный механизм в законе возможность объединения нескольких типов ОЭЗ в кластер в рамках одной ОЭЗ может дать конкурентные преимущества, в т.ч. экспортные перед ОЭЗ одного типа. На практике такие кластеры оказалось эффективнее, особенно на туристско-рекреационных кластерах Северного Кавказа. Расширена территориальная привязка ОЭЗ. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта РФ или территорий нескольких субъектов РФ, исключением является лишь территория муниципального образования, на которой создана зона территориального развития [13]. Использование такого механизма ОЭЗ станет, наиболее эффективным охватывая, территории нескольких соседних регионов. ОЭЗ согласно ст. 5 данного закона могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц.
Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения [13]. Согласно новой редакции закона установлено, что земельный участок, расположенный в границах ОЭЗ, может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд, в порядке, установленном законодательством РФ. Весьма, проблемно, найти в привлекательном месте пустой крупный целостный участок госсобственности с учетом имеющихся в России сложностей с земельными вопросами. А также в нем будут нужны огромные капиталовложения на строительство инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2014 №1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» приняты механизм возмещения затрат на создание и модернизацию объектов инфраструктуры в ОЭЗ [14].
Субсидии предоставляются для возмещения следующих видов затрат на: строительство, модернизацию или реконструкцию объектов коммунальной и транспортной инфраструктур; строительство и реконструкцию зданий и сооружений для резидентов; приобретение, монтаж и пуско-наладку оборудования; на уплату основного долга и процентов по кредитам, взятым на указанные выше цели.
Максимальным объемом государственной поддержки является: объем возмещаемых затрат — сумма уплаченных налогов и таможенных пошлин резидентами в федеральный бюджет и сумма субсидий из регионального бюджета. В такой редакции закона, не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой уже создана зона территориального развития.
Особые экономические зоны создаются сроком на 49 лет. Согласно Закону об ОЭЗ за пределами территории ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства. Решение о досрочном прекращении существования ОЭЗ принимается Правительством РФ.
Критерии создания особых экономических зон (ОЭЗ), принятые Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. №398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» для повышения эффективности данного механизма развития территорий дополнены положениями Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2021 г. №1211. В данном документе, фиксируется соотношение между государственными инвестициями в инфраструктуру ОЭЗ и частными вложениями должно составлять 1 к 5. Установлено требование к минимальному количеству резидентов: в том случае, если объём инвестиций составляет от 8-20 млрд руб., в ОЭЗ должно быть не менее пяти компаний, при объёме вложений свыше 20 млрд руб. допускается размещение одного резидента. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории РФ тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Для того, чтобы стать резидентом в ОЭЗ необходимо: выбрать вид деятельности и ОЭЗ; подготовка бизнес-плана; пройти экспертный совет и подписать соглашение о ведении деятельности. Требуемые минимальные капитальные вложения, чтобы стать резидентом в ОЭЗ составляют для промышленно-производственного типа ОЭЗ –120 млн. руб. и портового типа ОЭЗ – 120-400 млн. руб., в зависимости от типа проекта.
ВОЭЗ существует огромный плюс для инвесторов и для конкретных территорий регионов. Преимущества для бизнеса согласно докладу Министерства экономического развития РФ, Правительство РФ в течение более 15 лет создает и развивает точки роста на своей территории, где предоставляет: безопасность и гарантии от государства; особые условия для бизнеса; соответствие стандартам Всемирной торговой организации; соответствие стандартам Евразийского экономического союза.
Для инвестора в бизнес – это административное сопровождение и возможность снизить затраты до 30% при реализации инвестпроектов.
Предоставление долгосрочных льгот по уплате основных видов налогов и таможенных пошлин для производственной деятельности бизнеса, их административное сопровождение, а также возможность реального снижения расходов при реализации инвестиционных проектов, как показывает исторический опыт зарубежных стран, и отечественная практика реализации ОЭЗ приводит к большому притоку частного российского капитала и иностранных инвестиций. Для самих территорий — это создание новых рабочих мест, использование новейших технологий в производстве товаров и услуг, долгосрочные перспективы развития регионов.
В настоящее время в РФ создано 36 ОЭЗ, из них 17 ОЭЗ промышленно-производственного типа; 7 технико-внедренческого типа, 10 туристско-рекреационного типа, 2 портового типа [15]. Анализ динамики основных показателей эффективной деятельности ОЭЗ РФ согласно материалам «Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России, 2020. Выпуск 4» авторского коллектива Ассоциации кластеров и технопарков России представлены в таблице №3.
Таблица №3. Динамика показателей эффективности ОЭЗ РФ за 2012-2019 гг.
Основные показатели эффективности ОЭЗ РФ | Годы | |||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Динамика частных прямых инвестиций резидентов ОЭЗ, % | 100 | 180,6 | 154,7 | 64,6 | 124,4 | 173,3 | 106,6 | 98,4 |
Динамика частных прямых инвестиций РФ, % | 106,8 | 100,8 | 98,5 | 89,9 | 99,8 | 104,8 | 105,4 | 101,7 |
Совокупное количество резидентов ОЭЗ с нарастающим итогом | 246 | 299 | 382 | 451 | 549 | 683 | 767 | 796 |
Количество иностранных резидентов ОЭЗ с нарастающим итогом | 38 | 49 | 59 | 71 | 95 | 125 | 131 | 146 |
Динамика кол-ва созданных раб. мест в ОЭЗ нарастающим итогом | 6298 | 9461 | 12954 | 18520 | 21186 | 28421 | 36869 | 42120 |
Выручка резидентов ОЭЗ, млн. руб. | 29726 | 50143 | 53391 | 64654 | 115186 | 156101 | 193031 | 237846 |
Производительность труда ОЭЗ, млн. руб./чел. | 4,7 | 5,3 | 4,1 | 3,5 | 5,4 | 5,5 | 5,2 | 5,6 |
Производительность труда РФ, млн. руб./чел. | 2,9 | 3,1 | 3,1 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,3 | 5,3 |
По состоянию на конец 2019 г. итогами деятельности 36 ОЭЗ в РФ являются: существование совокупного количества резидентов ОЭЗ с нарастающим итогом в количестве 796, в т.ч. количество иностранных резидентов в количестве146; создание 42120 рабочих мест; выручка резидентов ОЭЗ составило 237,8 млрд. руб.;
Если посмотреть в динамике изменения объемов частных прямых инвестиций резидентов, то можно сказать, что сумма частных прямых инвестиций резидентов ОЭЗ в 2013 и 2019 гг. росла на 1,8 раза, и только в 2015 г. резко снизилось из-за санкций Евросоюза и США, а сумма частных прямых инвестиций РФ каждый год росла, и снижалось небольшими темпами, почти оставалась неизменным и постоянным. Выручка резидентов ОЭЗ по состоянию на конец ноября 2020 г., млн. руб. составило 447,6 млрд. руб., объем иностранных инвестиций равно 243,3 млрд. руб.,
В итоге 146 иностранными инвесторами из 41 стран заявлено более 14,5 млрд. долларов США инвестиций, привлечено и осуществлено более 5,5 млрд. долларов США суммы инвестиций.
Сфера деятельности инвесторов являются: стройматериалы, строительство и эксплуатация судов (воздушных и морских), машины и оборудование, автокомпоненты, информационные технологии, микроэлектроника и точное приборостроение, нанотехнологии и новые материалы, фармацевтика, электроэнергетика, нефтехимия, сельское хозяйство и пищевая промышленность, туризм.
Преимущества механизмов ОЭЗ оценили почти 800 резидентов из 41 стран с общим инвестиционным портфелем в 1 трлн. руб., в т.ч. всемирно известные иностранные компании Armstrong, Boeing, Yokohama, Ford, которые создают не только востребованные в мире высокотехнологичную продукцию, от судов, автомобилей до лекарств, но и создают высокотехнологичные рабочие места, где формируются спрос на лучшие умы, которые разрабатывают и внедряют инновационные решения. И в перспективе, в июле 2021 г. озвученным Председателем Правительства РФ М. Мишустиным в деловой поездке по регионам Дальнего Востока России – принято решение создание еще одного ОЭЗ на Курильских остановах.
В результате исследования, для выявления перспектив развития нормативно-правовых основ ОЭЗ проведена оценка привлекательности и эффективности использования механизма особых экономических зон РФ. Сделан вывод, что для дальнейшего эффективного и ускоренного развития экономики территорий РФ необходима разработка единой концепция развития институтов и механизмов ОЭЗ в РФ, которая являлась бы частью законодательной системы и поступательное совершенствование нормативно-правовых основ ОЭЗ РФ.
1.Mezhdunarodnaya konvenciya ob uproshchenii i garmonizacii tamozhennyh procedur. (Zaklyuchena v g. Kioto 18 maya 1973 g.). Dokument opublikovan ne byl. Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul’tant Plyus».
2.Molodovan A.A. Perspektivy razvitiya svobodnyh ekonomicheskih zon v Rossijskoj Federacii. Avtoref. diss. …kand. ekon. nauk. S-Pb. 2008. S. 8.
3.Smorodinskaya N., Kapustin A. Svobodnye ekonomicheskie zony: mirovoj opyt i rossijskie perspektivy // Voprosy ekonomiki. 1994. № 12. S. 126-140.
4.Sm.: Zony svobodnoj torgovli v praktike mezhdunarodnyh ekonomicheskih otnoshenij // BIKI. 1995. № 95.
5.Postanovlenie Verhovnogo Soveta RSFSR № 105-1 ot 14.07.1990; № 165-1 ot 13.09.1990 g. «O sozdanii zon svobodnogo predprinimatel’stva»
6.Ukaz Prezidenta RF ot 04.06.1992 N 548 (red. ot 29.08.2001) «O nekotoryh merah po razvitiyu svobodnyh ekonomicheskih zon (SEZ) na territorii Rossijskoj Federacii» //[elektronnyj resurs]http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_539/.
7.Pavlov P.V. Pravovye aspekty i istoricheskie predposylki sozdaniya instituta osobyh ekonomicheskih zon v Rossijskoj Federacii // ZHurnal rossijskogo prava № 8 — 2008. S. 49-60.
8. Zakon RSFSR ot 04.07.1991 N 1545-1 (red. ot 10.02.1999) «Ob inostrannyh investiciyah v RSFSR» // [elektronnyj resurs].
9. Tamozhennyj kodeks Rossijskoj Federacii (ot 18.06.93 № 5221). — Pervonachal’naya redakciya TK RF 1993 goda // [elektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_624/.
10.Federal’nyj zakon «O gosudarstvennom regulirovanii vneshnetorgovoj deyatel’nosti» ot 13.10.1995 N 157-FZ (poslednyaya redakciya) // [elektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_8043/.
11. Federal’nyj zakon ot 22.01.96 g. N 13-FZ «Ob Osoboj ekonomicheskoj zone v Kaliningradskoj oblasti» // [elektronnyj resurs] https://duma.consultant.ru/documents/1157470?items=1&page=14.
12. Federal’nyj zakon RF ot 31.05.1999 № 104-FZ «Ob Osoboj ekonomicheskoj zone v Magadanskoj oblasti»» // [elektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23257/.
13. Federal’nyj zakon ot 22 iyulya 2005 g. № 116-FZ «Ob osobyh ekonomicheskih zonah v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 2005. № 3831. 27 iyulya.
14.Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 30 oktyabrya 2014 №1119 «Ob otbore sub»ektov Rossijskoj Federacii, imeyushchih pravo na poluchenie gosudarstvennoj podderzhki v forme subsidij na vozmeshchenie zatrat na sozdanie infrastruktury industrial’nyh parkov i tekhnoparkov» (s izmeneniyami na 5 marta 2020 goda) // [elektronnyj resurs] https://docs.cntd.ru/document/420230974.
15.Biznes-navigator po osobym ekonomicheskim zonam Rossii, 2020. Vypusk 4 / A.N. Andreev, M.M. Buharova, L.V. Danilov, V.I. Zverkov, E.A. Kashinova, E.I. Kravchenko, M.A. Labudin, M.A. Mahaeva, A.V. Teleba, A.G. SHipugin, A.V. SHpilenko; redakcionnaya kollegiya: A.V. SHpilenko (otvetstvennyj redaktor), V.I. Zverkov, A.N. Kozlovskij; Associaciya razvitiya klasterov i tekhnoparkov Rossii. – Moskva: AKIT RF, 2020. – 203 s.