ON SOME ISSUES OF THE IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE LEGISLATION IN THE FIELD OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR APPEARING IN PUBLIC PLACES WHILE INTOXICATED
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЯВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION ADMINISTRATIVE LAW
UDK: 342
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
O. N. Kudovba., Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TYPE: Article
PAGES: from 87 to 95
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: administrative offense, administrative responsibility, measures of administrative coercion, alcohol intoxication, medical examination.
ABSTRACT (ENGLISH):
In the article, the author considers social and legal relations arising from the application of administrative responsibility for offenses related to citizens visiting public places while intoxicated, and, in turn, public relations associated with the use of administrative coercion measures in this direction. Analyzes problematic issues and features that develop in the field of administrative responsibility in connection with the appearance in public places in a state of intoxication. Gives recommendations that will help achieve the most effective, timely and successful work of police officers in preventing and suppressing offenses in this area, and will also contribute to achieving maximum efficiency in solving issues of ensuring proceedings in cases of administrative offenses of this category, the inevitability of punishment, as well as ensuring rights, freedoms and legitimate interests of citizens.
Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина является основным вектором государственной политики Российской Федерации, правоприменительной практики правоохранительных органов. Значимым компонентом в определении стабильности государства выступает обеспечение общественной безопасности на его территории. На сегодняшний день сотрудники органов внутренних дел, а также иных взаимодействующих с ними служб и подразделений прилагают достаточно усилий для того, чтобы обеспечивать и поддерживать правопорядок в общественных местах на соответствующем уровне. Государство несет ответственность перед населением за усиление правопорядка, борьбу с правонарушениями, уделяя большее внимание правонарушениям, связанным с появлением граждан в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Рассматриваются позиции различных ученых-правоведов по поводу административной ответственности данной категории лиц. Производится анализ основных проблем в российском законодательстве, регулирующем привлечение лиц к административной ответственности за совершение правонарушений в области правопорядка и общественной безопасности.
Установление административной ответственности за те или иные деяния, служит одним из главнейших и основных правовых методов, которые выступают в качестве средства сдерживания прироста количества правонарушений в сфере общественного порядка, а задача же, содержащаяся в обеспечении безопасности каждого гражданина и общества, в целом, имеет центральную значимость для государства. Значительная роль в этом отнесена к полномочиям правоохранительных органов постольку они являются особо уполномоченным (специальным) субъектом, в функциональные обязанности которого входит защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан страны, охрана и поддержание порядка в обществе, обеспечение безопасности каждого человека и гражданина, реализация государственных полномочий по избранию и применению мер административного пресечения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Административные правонарушения, которые совершаются вследствие нахождения граждан в местах значительного скопления людей в состоянии алкогольного опьянения, служат причиной нанесения значительного вреда нормальной деятельности человека. Факт употребления алкоголесодержащих напитков, наркотикосодержащих средств и иных одурманивающих веществ в общественных местах, запрещенных законом, стало, безусловно, пороком нашего общества. Правонарушения в данной сфере, служат причиной нарушения общественного порядка и общественной безопасности. Указанные правонарушения являются основой появления дискомфорта в области общественно-правовых отношений, также создают препятствия проведению нормального досуга, влекут появление ощущения незащищенности и непосредственно боязни перед отрицательными последствиями, появляющимися в сопровождении с совершенными правонарушениями.
В российском законодательстве особое место и роль отводится правонарушениям, совершаемым в состоянии алкогольного опьянения, в связи с отрицательным воздействием на общественность. Необходимо учесть, что в процессе модификации нормативной составляющей деятельности органов внутренних дел, формируются некоторые вопросы различного характера (организационного, правового и иного). Для того, чтобы добиться наиболее эффективной, своевременной и успешной работы сотрудников полиции по предотвращению и пресечению правонарушений в рассматриваемой области, требуется достаточно серьезно подойти к правовой регламентации как оснований, так и порядка, процедуры реализации мер административного принуждения.
Одним из основных признаков административных правонарушений, которые связаны с нахождением лиц в запрещенных законом общественных местах в состоянии алкогольного или же иного опьянения, является их противоправность. Данный признак указан в ст. 2.1 КоАП РФ и означает то, что-то или иное общественно опасное деяние запрещено административным законом под угрозой применения соответствующих санкций [1, с. 76-77]. Признак противоправности непосредственно связан с виной того или иного лица в совершении правонарушения. Таким образом, противоправность является юридической характеристикой правонарушения, то есть проявления вне, а вина – служит свидетельством его внутренней характеристики (субъективной).
Еще одним из основных признаков административного правонарушения в указанной области является наказуемость противоправного деяния. Это означает, что, основываясь на признаке противоправности, существует угроза применения в отношении лица, совершившего противоправный проступок, соответствующих мер принуждения со стороны государственных органов.
К примеру, запрет на употребление алкоголесодержащей продукции в тех или иных местах, установлен Федеральным законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а соответствующее наказание за нарушение установленного запрета предусмотрена ст. 20.20 КоАП РФ.
Учитывая изложенное выше, мы можем охарактеризовать административное правонарушение, которое связано с посещением и нахождением лица в состояния опьянения в запрещенных законом местах, как противоправное, виновно совершенное, общественно опасное деяние (действие или бездействие) физического лица, которое находится в состоянии алкогольного или иного опьянения, создает реальную или потенциальную угрозу личной и (или) общественной безопасности, и тем самым нарушает соответствующее законодательство, регулирующее поведение гражданина в местах большого скопления людей и за совершение которого административным законодательством предусмотрена административная ответственность.
Путем производства анализа было установлено, что действующие нормативно-правовые акты, направленные на регулирование правонарушений в сфере административной ответственности граждан за их появления в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, указывают на различные виды санкций, к которым относят: административный штраф, административный арест.
Институт административной ответственности указывает на проблему, связанную с применением административного штрафа в отношении лица, появившегося в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте. Данная проблема характеризуется тем, что зачастую лица, привлекаемые по ст. 20.21 КоАП РФ, являются неплатежеспособными, либо временно неработающими и т.д., что приводит к уклонению от исполнения санкции.
Для лиц, привлекаемых к административной ответственности за указанный вид правонарушений, характерен антисоциальный образ жизни, зачастую у данных лиц отсутствует регулярный источник дохода. Следовательно, представленные лица не будут идентифицировать административный штраф с обязанностью отвечать за свои действия перед законом Российской Федерации, они не считают, что данная санкция должна быть неукоснительно исполнена. Таким образом, применение административного штрафа в отношении данной категории лиц считается не достаточно эффективной мерой для достижения целей института административной ответственности.
Систему признаков административного правонарушения следует отличать от его юридического состава, который является единственным основанием для привлечения лица к административной ответственности. «Какие бы сложные очертания ни принимали основания юридической ответственности, все это не должно заслонять главного: юридическая ответственность устанавливается за совершенное правонарушение, и поэтому решающую роль в системе фактов, предопределяющих юридическую ответственность, всегда играет состав правонарушения».
Соответствующее деяние не будет считаться административным правонарушением, если в его составе не будет того или иного объекта, на который было направлено противоправное действие или бездействие, либо который не охраняется и не защищается административным законодательством [2, с. 19]. Занимая место одного из обязательных элементов состава административного правонарушения, объект зачастую играет определяющую роль в процессе дифференциации разнообразных форм общественно противоправного поведения. Данный факт служит условием придания непосредственной значимости как в теории, так и на практике правильному и точному пониманию категории объекта правонарушения, который связан с посещением и нахождением опьяненного лица (лиц) в запрещенных законом общественных местах.
Большинство авторов утверждают, что «целью применения административного наказания не является и не может являться удовлетворение финансовых интересов государства» [3, с. 6]. Такой «фискальный подход не имеет право на существование, так как искажает саму природу административной ответственности» [4, с. 45]. Основной целью наказания же должно являться воспитание правонарушителей и предупреждение того, что в последующем ими могут быть совершены новые правонарушения в сфере общественных отношений, охраняемых административным законом.
Статья 20.20 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за распитие алкогольных напитков в подъездах, на детских площадках и прочих местах, запрещенных законом, в виде административного штрафа или административного ареста.
Статья 20.21 КоАП РФ также устанавливает административную ответственность в виде штрафа или административного ареста за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
По нашему мнению, успех в достижении цели административной ответственности путем применения наказания зависит в большей степени не от строгости, а, напротив, от верного выбора той, или иной меры воздействия на привлекаемое лицо с учетом его личностных особенностей. Необходимо учитывать различные факторы при назначении наказания: социальное и материальное положение лица, семейное положение и др. Следовательно, чтобы цели административной ответственности были эффективны, необходимо избирать такую санкцию в отношении отдельно взятого правонарушителя, которая поставила бы его не только в трудную финансовою ситуацию. Требуется особое внимание уделять правосознанию привлекаемого лица, развивать уважение к российскому законодательству и обществу.
Законодательно установлен запрет на употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, и на популярное у молодого поколения пиво во всех общественных местах (дворы, подъезды, детские, образовательные, спортивные, медицинские объекты и прилегающие к ним территории, парки, лесные массивы), а также во всех видах общественного транспорта и в иных местах массового скопления людей.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха; а спиртосодержащей является алкогольная продукция, произведенная на основе этилового спирта.
Благодаря мерам административного пресечения, сотрудники полиции обладают возможностью задерживать правонарушителей и обеспечивать соблюдение установленного в обществе порядка [5, с. 49]. Содержание и особенности упомянутых мер раскрыто в различных нормативно-правовых актах. Изучение множества вопросов, которые связаны с деятельностью государственных органов в направлении борьбы с алкоголизмом и наркоманией, дает нам возможность для выделения как правовых, так и организационных проблем, сталкиваться с которыми сотрудникам правоохранительных органов приходится ежедневно в связи с выполнением своих служебных обязанностей.
Отличительной чертой работы полицейских при пресечении исследуемого вида правонарушения является то, что виновного необходимо доставить из места совершения проступка, то есть из общественного места, в орган внутренних дел. Эта мера подлежит применению с целью пресечения совершения противоправного деяния, опасных последствий, а также для установления личности виновного лица, составления соответствующего протокола об административном правонарушении, так как отсутствует возможность его составления по месту совершения и выявления, с целью обеспечения своевременного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении [6, с. 159-164].
Можно выделить следующие виды доставления правонарушителя в указанной области: в медицинские учреждения при возникновении потребности в медицинской помощи; в медицинскую организацию с целью производства соответствующего медицинского освидетельствования на нахождение лица в состоянии опьянения; в правоохранительные органы [7, с. 109–112].
В случаях, когда отсутствуют основания для оказания медицинской помощи в условиях стационара, правонарушители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, доставляются в территориальный орган МВД России.
Вызвано это необходимостью пресечения совершаемого на тот момент правонарушения, чтобы защитить общество и пресечь поведение, оскорбляющее человеческое достоинство.
Исходя из судебной практики, часто возникают случаи, когда административный штраф выносится в отношении лиц, находящихся в трудном материальном положении. Данные лица не способны оплатить штраф, а, следовательно, в отношении них эффективней применять такую меру наказания, как административный арест.
Запрет распития алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах установлен законодателем с целью предупреждения совершения правонарушений и преступлений, а также снижения числа смертности населения, не только от некачественно алкоголя, но и от его чрезмерного потребления, в том числе несовершеннолетними.
Несовершеннолетние часто прибегают к помощи взрослых для покупки алкогольной продукции. Склонение и вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции является административным правонарушением, предусмотренным ст. 6.10 КоАП РФ, также наказание грозит родителям, вовлекающим детей в данный процесс.
Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, в том числе, они обязаны заботиться о нравственном развитии и здоровье детей. Социализация несовершеннолетних проходит под воздействием различных внешних факторов, но основную роль на протяжении всего формирования личности играет семья. Родители, не только призывающие соблюдать закон, но и своим примером, демонстрирующие законопослушное поведение, могут стать куда более действенным стимулом для подростка, чем боязнь наказания.
Поэтому родители должны знать, что неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35. КоАП РФ.
Требования ст. 27.12.1 КоАП РФ устанавливает основания для медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В то же время, по нашему мнению, законодатель не в полной мере сформулировал цели данного действия.
Исследование правоприменительной практики в данной области также отражает другую проблемную ситуацию – не каждое медицинское учреждение имеет лицензию на право проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Эту процедуру может проводить только врач психиатр-нарколог. При невозможности проведения осмотра врачом-специалистом осмотр проводится врачом другой специальности, прошедшим на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, предусмотренной приложением № 7 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».
Можно выделить два основных вида освидетельствования:
- освидетельствование на месте, которое проводится непосредственно сотрудниками ГИБДД. Данное освидетельствование подлежит применению для установления состояния алкогольного опьянения. Его проводят путем использования специального технического средства измерения – алкотестера. При помощи данного прибора устанавливается концентрация паров алкоголя в воздухе, который выдыхает водитель;
- медицинское освидетельствование, которое подлежит проведению только в стационарных условиях в медицинской организации, которая имеет специальную лицензию. Также, допустимо применение специально для этого специально оборудованных пунктов (автомобилей).
В случае остановки транспортного средства, водитель которого, по мнению сотрудника ГИБДД, находится в состоянии опьянения, сотрудник вправе направить водителя на медицинское освидетельствование. К внешним признаками опьянения можно отнести стойкий запах алкоголя, отсутствие устойчивости водителя, нарушение речи, тремор рук, изменение цвета кожного покрова лица, поведение водителя, не соответствующее обстановке. При выявлении вышеперечисленных признаков сотрудник ГИБДД должен освидетельствовать водителя при помощи алкотестера. Допустимая норма алкоголя в выдыхаемом воздухе водителя – 0,16 промилле.
При проведении освидетельствования необходимо соблюдение следующих требований: обязательное присутствие двух понятых, которые в последующем своими подписями подтвердят показания специального прибора подписями в протоколе; допустима видеозапись освидетельствования; при отказе водителя от освидетельствования, понятые должны также подтвердить этот факт подписями в протоколе.
При несогласии лица, с результатами освидетельствования на состояние опьянения, сотрудник полиции должен направить данное лицо на медицинское освидетельствование.
Важной особенностью медицинского освидетельствования является то, что с его помощью можно установить не только алкогольное, но и другие виды опьянения [8, с. 50-53].
Водителя, находящегося в состоянии опьянения, необходимо отстранить от управления транспортным средством и доставить в медицинскую организацию. После проведения медицинского освидетельствования, независимо от его результатов, инспектор также должен доставить водителя обратно к транспортному средству.
Результаты медицинского освидетельствования подлежат отражению в специальном акте, составляемом сотрудником лаборатории. Допустимая норма содержания алкоголя в крови – 0,35 промилле. В дальнейшем медицинское заключение подлежит приобщению к протоколу об административном правонарушении.
Для принятия решения о привлечении водителя к административной ответственности в суд должны быть предоставлены следующие документы: определение ГИБДД о передаче материалов дела в суд, протокол об отстранении водителя от управления транспортным средством, акт освидетельствования на состояние алкогольного с документом, отражающим результаты исследования, документ о направлении на медицинское освидетельствование, акт о результатах медицинского освидетельствования на состояние алкогольного или наркотического опьянения, протокол об административном правонарушении, рапорт инспектора ГИБДД и письменные показания понятых.
Если водитель не согласен с принятым решением, он может его обжаловать в установленном законом порядке. Отказ водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения влечет административную ответственность по ст. 12.26 КоАП РФ.
За повторное нарушение правил дорожного движения водителю грозит уже уголовная ответственность, предусмотренная ст. 264.1 УК РФ. Водители зачастую путают понятия освидетельствование и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Первая процедура проводится сотрудниками ГИБДД, а вторая медицинскими работниками. На медицинское освидетельствование водитель направляется уже после проверки сотрудниками ГИБДД.
Лицам, которых неоднократно привлекали к административной ответственности за вождение автомобиля в состоянии опьянения, а также лицам, которые распивали алкогольную продукцию в общественных местах, предлагается в обязательном порядке, по постановлению суда, пройти лечение. Предполагается, что данные меры могут способствовать уменьшению количества административных правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения.
Лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, находящиеся в состоянии опьянения, опасны как для семьи, так и для социума, так как, находясь в подобном состоянии, они способны совершить не только административные правонарушения, но и тяжкие преступления.
Практика принудительного лечения указанных лиц существует во многих странах. В США, например, такие лица подвергаются судом к принудительным работам и прохождению обязательной реабилитации (занятие с психологом, посещение групп «анонимных алкоголиков»). В нашей же стране подобные меры законодательством не предусмотрены, и подобные правонарушения совершаются снова.
Законодательное закрепление указанных нами мер должно облегчить жизнь как людям, злоупотребляющим алкогольными напитками, так людям, их окружающим.
Очень важно понять, как будут лечить таких людей – в закрытом профилактории без доступа членов семьи или в обычном диспансере, платно или бесплатно, а также как к такому решению отнесется работодатель правонарушителя. Нужно учесть все важные моменты, прежде чем применять указанные меры, иначе применять данные меры применять на практике будет не целесообразно.
Полагается, что данные рекомендации будут способствовать достижению максимальной эффективности в решении вопросов обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, неотвратимости наказания, а также обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.
1. Samoshchenko I. S. Ponyatie pravonarusheniya po sovetskomu zakonodatel’stvu. – Moskva, 1963. – S. 76–77.
2. Pechenicyn V. A. Sostav administrativnogo prostupka i ego znachenie v yurisdikcionnoj deyatel’nosti organov vnutrennih del: uchebnoe posobie. – Habarovsk, 1988. – S. 19.
3. Rogacheva O. S. Effektivnost’ norm administrativno-deliktnogo prava: monografiya. – Voronezh, 2011. – S. 6.
4. ZHil’cov A. V. Administrativnaya otvetstvennost’ za neuplatu administrativnogo shtrafa v srok, ustanovlennyj zakonom, i rol’ policii v ee primenenii: monografiya / A. S. ZHil’cov, N. N. Cukanov. – Moskva, 2016. – S. 45.
5. Admiralova I. A. Prava i svobody grazhdan i rol’ administrativnoj deyatel’nosti policii v ih obespechenii: monografiya. – Moskva, 2014. – S. 49.
6. Dizer O. A. Otdel’nye mery prinuzhdeniya, primenyaemye policiej za sovershenie pravonarushenij, predusmotrennyh st. 20.21 KoAP RF / O. A. Dizer, M. YU. Vodyanaya // Aktual’nye problemy administrativnoj otvetstvennosti: materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (29 maya 2015 g.). – Omsk, 2015. – S. 159–164.
7. Vodyanaya M. YU. Realizaciya policiej prava na dostavlenie lic, nahodyashchihsya v sostoyanii alkogol’nogo op’yaneniya // Obshchestvennaya bezopasnost’, zakonnost’ i pravoporyadok v III tysyacheletii. – 2016. – № 1-1. – S. 109–112.
8. Kiryuhin V. V. Problemy primeneniya medicinskogo osvidetel’stvovaniya na sostoyanie op’yaneniya pri proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah i puti ih zakonodatel’nogo regulirovaniya / V. V. Kiryuhin, A. M. Sokolov // Administrativnoe pravo i process. – 2019. – № 4. – S. 50–53.