MEDICAL CHECKUPS OF THE JUDGE’S HEALTH STATUS: PROBLEM STATEMENT AND WAYS TO SOLVE IT
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУДЬИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION CRIMINAL LEGAL SCIENCES
UDK: 347.97
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Kiryushchenko I. I., Member of the Bar Association of the Krasnodar Territory
TYPE: Article
PAGES: from 309 to 313
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: medical checkup, judge’s state of health, periodic medical checkup, termination of judge’s powers.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article deals with the problem of medical checkups of the judge’s health, which is relevant, since there is currently no list of diseases that prevent the judge from exercising his powers, a legal mechanism for their detection, a list of medical studies necessary to determine the judge’s health status has not been approved, and the procedure for their conduct has not been determined. Periodic medical checkups are necessary to determine the initial stages of the development of occupational diseases and are provided by law for employees of various state bodies and structures, public and private organizations. It is concluded that periodic medical checkups of judges are not provided by Russian legislation, there is no uniform procedure for medical checkups of the judge’s health. It is noted that the absence of a legal mechanism for periodic medical checkups of a judge may entail a violation not only of the rights of a judge, but also of persons who have applied for judicial protection. Proposals are formulated aimed at improving legal and organizational regulation by introducing amendments to the Law on the status of judges regulating mandatory periodic medical checkups of judges.
Часть 2 ст. 121 Конституции РФ провозгласила иммунитет судьи в части прекращения его полномочий только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Что справедливо признается учеными существенной гарантией обеспечения независимости судей [1, с. 20].
Вместе с тем, правовые гарантии статуса судьи должны обеспечивать условия, при которых судьи имеют реальную возможность осуществления возложенных полномочий, подчиняясь только Конституции РФ и закону [2, с. 332].
Следовательно, процедура прекращения полномочий судьи должна обладать набором правовых и организационных мероприятий и механизма реализации, чтобы обеспечить требование о гарантиях права на судебную защиту и приоритетности прав и свобод человека и гражданина, которые, в частности, определяют смысл, содержание и применение законов (статьи 2 и 18 Конституции РФ) [3].
В ст. 14 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) определены основания прекращения полномочий судей, в том числе ввиду неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи. Указанное основание ухода в отставку отнесено к объективным обстоятельствам, препятствующим продолжению исполнения судейских полномочий [4, с. 298 – 299].
Обращает на себя внимание отсутствие положений, регламентирующих порядок определения состояния судьи, при котором он не способен осуществлять свои полномочия, а также необходимые гарантии при такой процедуре. Существующий порядок не обеспечивает, с одной стороны, действительную независимость судьи при прекращении полномочий по указанному основанию, а с другой, – не гарантирует, что судья, осуществляющий правосудие, является способным по состоянию здоровья исполнять возложенные на него полномочия.
Представляется, что совершенствование законодательства в части правовых и организационных основ процедуры прекращения полномочий судьи ввиду неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи повысит гарантии независимости судей и обеспечит судебную защиту полномочным и надлежащим судьей.
Действующее законодательство не содержит порядка выявления судей, неспособных по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи. При этом на практике имеются различные случаи прекращения полномочий судьи по состоянию здоровья, например:
— по представлению председателя областного суда квалификационной коллегией судей прекращены полномочия судьи на основании справки медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности судьи (Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.02.2015 № АПЛ15-39, Решение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 № АКПИ14-1326),
— по заявлению судьи о пересмотре решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий по вновь открывшимся обстоятельствам (Решение Верховного Суда РФ от 18.04.2019 № АКПИ19-215, Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2006 № 75-Г06-7),
— решением квалификационной коллегии судей прекращены полномочия судьи ввиду неспособности по состоянию здоровья в течение длительного времени исполнять обязанности судьи на основании показаний свидетелей, совокупности медицинских справок и документов (Определение Верховного Суда РФ от 23.03.1999 № КАС99-3).
Указанные случаи говорят о прекращении полномочий судьи по результатам обследования, проводимого по волеизъявлению самого судьи. Между тем не исключены случаи, когда фактически судья не способен по состоянию здоровья осуществлять полномочия, но данный факт не установлен и не зафиксирован медицинскими документами, а, следовательно, такой судья продолжает работать.
Проведение медицинских осмотров и диспансеризации относится к мероприятиям по профилактике возникновения и распространения заболеваний. Как следует из части 1 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Среди медицинских осмотров работников выделяют:
— предварительные, основной целью которого является определение состояния здоровья нового работника, соответствующего поручаемой должности;
— периодические, которые проводятся с определенной периодичностью в зависимости от вида вредного и (или) опасного производственного фактора и имеют своей целью выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранние признаки воздействия вредных и опасных производственных факторов на состояние здоровья работников и т.п.
Согласно ст. 4.1 Закона о статусе судей претендент на должность судьи проходит предварительный медицинский осмотр для подтверждения отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, перечень которых утверждается Советом судей РФ. Следует отметить, что в законодательстве отсутствует правовой механизм прохождения периодического медицинского осмотра, в том числе позволяющего установить факт невозможности судьи по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Соответствующего перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей судьи, и порядка их выявления действующее законодательство также не содержит.
Медицинское обеспечение в целях своевременного предупреждения возникновения и распространения заболеваний предусмотрено для прокурорских работников (п. 6 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Медицинские осмотры, направленные на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, предусмотрены в Вооруженных силах РФ, МВД России, ФСБ России, следственном комитете, на железнодорожном транспорте, в образовательных организациях и во многих других организациях и структурах [5, 6, 7, 8 и др.].
Между тем, исследователи выделили профессиональные заболевания, которым подвержены юристы, в том числе судьи: прогрессирующая близорукость от повышенного напряжения зрения; повышение артериального давления, различные виды болей, нарушение сна от стрессов; стенокардия, гипертония; хронические заболевания внутренних органов ввиду сидячего образа работы; болезни желудочно-кишечного тракта [9, С. 52, 53, 55, 56].
При этом причинами и факторами риска развития рассеянного склероза названы частые стрессы, гипертонической болезни III стадии, инсульта и ишемической болезни сердца — повышенное артериальное давление, отсутствие физической активности, нарушение и неправильное питание, стрессы, а вероятность развития этих и некоторых других болезней (например, Альцгеймера, Пика) увеличивается с возрастом от 50 лет. Указанные болезни включены в перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи [10]. Следовательно, перечисленные факторы риска, сопровождающие судейскую деятельность, могут стать причиной невозможности осуществления полномочий судьи по состоянию здоровья.
При отсутствии своевременного медицинского обследования и организационно-правового порядка его реализации могут быть нарушены не только права судьи на соответствующее социальное обеспечение (при выявлении первых симптомов болезней на ранних стадиях можно не допустить наступление болезни), но и лиц, обратившихся за судебной защитой (из-за болезни судьи могут быть нарушены сроки судопроизводства, может быть снижено качество правосудия и т.п.).
Безусловно, имеющаяся проблема требует правовой регламентации путем внесения изменений и дополнений в законодательство. Полагаем, что в целях определения соответствия состояния здоровья судьи и возможности выполнения им своих полномочий, Закон о статусе судей должен быть дополнен статьей 4.2 «обязательные периодические медицинские осмотры судьи» в следующей редакции:
«Судья проходит обязательные периодические медицинские осмотры в порядке, утвержденном Советом судей Российской Федерации. Перечень исследований, которые проводятся при прохождении обязательных периодических медицинских осмотров, устанавливается Советом судей Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Перечень заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения. Медицинское заключение о состоянии здоровья судьи выдается по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения».
В данном случае медицинское заключение по результатам обязательного медицинского осмотра будет являться необходимым и достаточным основанием для вывода о состоянии здоровья судьи и его способности/неспособности осуществлять полномочия.
Реализация предлагаемых изменений позволит устранить пробельность в правовом и организационном регулировании правоотношений, касающихся состояния здоровья судьи, что не только позволит обеспечить надлежащее социальное обеспечение судьи, но и положительно скажется на законности и своевременности отправления правосудия.
1. Makarova O.V. Konstitucionnye garantii pravovogo polozhenija sudej // Zhurnal rossijskogo prava. 2013. № 9. S. 17 — 23.
2. Shabanov P.N. Pravovye garantii statusa sud’i kak predposylka ego nezavisimosti v ugolovnom processe // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pravo.2008 № 2. S.323-332.
3. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 14.05.2015 № 9-P «Po delu o proverke konstitucionnosti punkta 5 stat’i 11 Zakona Rossijskoj Federacii «O statuse sudej v Rossijskoj Federacii» v svjazi s zaprosom Prezidiuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta, № 110, 25.05.2015.
4. Ermoshin G.T. Status sud’i v Rossijskoj Federacii: dis. … dokt. jurid. nauk. M., 2016. 525 S.
5. Ustav vnutrennej sluzhby Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 10.11.2007 № 1495 «Ob utverzhdenii obshhevoinskih ustavov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. 19.11.2007. № 47 (1 ch.). st. 5749.
6. Prikaz Mintransa Rossii ot 19.10.2020 № 428 «Ob utverzhdenii Porjadka provedenija objazatel’nyh predvaritel’nyh (pri postuplenii na rabotu) i periodicheskih (v techenie trudovoj dejatel’nosti) medicinskih osmotrov na zheleznodorozhnom transporte» // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011270032 (data obrashhenija: 10.04.2022).
7. Prikaz MVD Rossii ot 24.04.2019 № 275 «Ob otdel’nyh voprosah medicinskogo obespechenija i sanatorno-kurortnogo lechenija sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, grazhdan Rossijskoj Federacii, uvolennyh so sluzhby v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii, grazhdan Rossijskoj Federacii, uvolennyh so sluzhby v organah po kontrolju za oborotom narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshhestv, a takzhe chlenov ih semej i lic, nahodjashhihsja na ih izhdivenii, v medicinskih organizacijah sistemy Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201906100011 (data obrashhenija: 10.04.2022).
8. Federal’nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ (red. ot 30.12.2021) // Rossijskaja gazeta. № 303. 31.12.2012.
9. Simonova, E. V. Professional’nye zabolevanija jurista i ih profilaktika sredstvami fizicheskoj kul’tury / E. V. Simonova // Aktual’nye problemy i perspektivy teorii i praktiki fizicheskoj kul’tury, sporta, turizma i dvigatel’noj rekreacii v sovremennom mire : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. : v 2 ch. Cheljabinsk, 2015. Ch. 2. S. 50-58.
10. Postanovlenie Soveta sudej RF ot 26.12.2002 № 78 «Ob utverzhdenii Perechnja zabolevanij, prepjatstvujushhih naznacheniju na dolzhnost’ sud’i» // Rossijskaja gazeta, № 13, 24.01.2003