CLASSIFICATION OF FORMS OF SERVICE BY THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES
UDK: 342.95
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Zabroda D.G., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TYPE: Article
DOI:
https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-4-130-135
PAGES: from 130 to 135
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: district police commissioner, forms of service, classification.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article actualizes the problem of classification of forms of service by the district police commissioner.
During the generalization of the provisions of regulatory legal acts, scientific research and educational publications, the types of forms of service of the UUP were identified, the main features that reflect the features of certain forms of service of the UUP were identified, the systematization of the identified criteria was carried out and, on its basis, the corresponding classification was carried out.
It is proposed to classify the forms of service by the district police commissioners according to the following criteria: 1) normative; 2) functional; 3) target; 4) the frequency (frequency) of performing a particular duty; 5) the presence of the obligation to involve in the performance of official duties other than the UUP, officials of the Department of Internal Affairs; 6) the need to use modern information and telecommunications technologies (hereinafter referred to as ICT); 7) the place of implementation; 8) the need to coordinate the conduct; 9) the need to inform citizens, enterprises and organizations; 10) the type of document drawn up based on the results of service.
Certain types of forms of service are described in more detail.
The conclusion is made about the expediency of further classification of forms of service by district police officers when changing the current legislation and taking into account law enforcement practice.
Обеспечение прав и свобод граждан, их защита от противоправных посягательств независимо от места их пребывания выступают основным предназначением и приоритетной задачей для органов внутренних дел Российской Федерации.
Данная задача реализуется всеми подразделениями полиции. Однако наиболее приближенной к населению является служба участковых уполномоченных полиции (далее – УУП).
Статические данные свидетельствуют о том, что УУП относятся к основным подразделениям органов внутренних дел, осуществляющих профилактическую и административно-юрисдикционную функции.
Так, в 2020 г. ими рассмотрено около 13,4 млн заявлений и сообщений граждан, что составляет почти 40 % от всех обращений, поступивших в органы внутренних дел, в результате 2,4 млн правонарушителей привлечены к административной ответственности, к более чем 2,4 млн граждан применялись меры профилактического воздействия. Установлены обвиняемые (подозреваемые) по 288,9 тыс. преступлениям, разыскано 4,2 тыс. лиц, скрывшихся от органов следствия, дознания, суда [1]. Непосредственно, УУП пресечено 2 718 897 правонарушений (37,3 %), среди них – 70,5 % административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, ответственность за которые установлена законодательством субъектов Российской Федерации [2].
Роль службы УУП в обеспечении правопорядка на административных участках неоднократно отмечалась руководством нашего государства. Так, В.В. Путин указал, что «…они (участковые уполномоченные полиции – курсив наш) должны владеть ситуацией на своей территории, чаще общаться с жителями, своевременно выявлять назревшие конфликтные ситуации, активнее работать с гражданами из, так называемых, групп риска. Тем более что с прошлого года участковым предоставлены дополнительные полномочия, как вы знаете, для пресечения разного рода противоправного поведения. Нужно этими полномочиями грамотно и, главное, своевременно пользоваться. В противном случае отсутствие должной реакции, халатное отношение к своим обязанностям могут обернуться трагедией» [3].
Реализация задача, поставленных перед полицией в целом, и УУП в частности, требуют совершенствования применения, имеющегося у них арсенала форм и методов служебной деятельности, повышения качества исполнения служебных обязанностей, активного использования предоставленных УУП полномочий.
В связи с этим актуальным и своевременным является исследование сущности форм несения службы УУП, определения их сущности и видов.
Оценивая состояние научной разработанности проблемы, необходимо отметить, что изучение вопросов совершенствования деятельности УУП, в связи с их высокой практической значимостью, является предметом научных исследований ученых-административистов и специалистов-практиков.
В частности, современные проблемы в деятельности службы УУП исследовались в публикациях С.Ю. Анохиной, М.В. Барышникова, А.Г. Бачурина, А.А. Беженцева, А.А. Гайдукова, А.Г. Гришакова, М.В. Давыдова, В.А. Джемелинского, И.В. Зырянова, Е.В. Кашкиной, М.В. Костенникова, Р.Н. Кучмезова, Н.С. Куликовой, Б.В. Маслова, А.В. Новикова, Ю.А. Прибытко, А.Г. Репьева, А.В. Савоськина, Р.А. Семенюка, Д.А. Сергеевой, В.А. Соколова, А.В. Равнюшкина, К.Д. Рыдченко, М.Е. Труфанова, А.В. Хандогиной, А.С. Шиенковой и др.
В тоже время, необходимо обратить внимание на то, что теоретические и прикладные аспекты форм несения службы УУП в современных условиях, еще не стали предметом самостоятельного исследования, или же рассматривались фрагментарно. Считаем, что принятие в 2019 г. нового нормативного правового акта, регламентирующего деятельность службы, дальнейшее развитие нормативно-правового регулирования в области профилактики правонарушений, внедрение достижений науки и техники в правоохранительную практику, развитие цифровизации в полиции, привели к введению в теорию и практику ряда видов деятельности УУП, которые ранее не исследовались специалистами или анализировались с учетом действующего ранее законодательства.
Одним из направлений научного поиска нами выделено теоретическое обеспечение несения службы УУП, учитывающее современное состояние юридической науки и потребности практики.
В частности, многообразие задач, выполняемых УУП, опосредует необходимость использования разнообразных способов их реализации, совокупность которых проявляется и в формах несения службы.
Под формами несения службы нами предлагается понимать – урегулированные преимущественно административным законодательством однородные по своему характеру и правовой природе группы действий, с помощью которых обеспечивается выполнение возложенных на УУП служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке.
Познанию их сущности, установлению их соотношения и взаимосвязи с другими явлениями, выявлению особенностей процессов, которые сопровождают их реализации, будет способствовать их классификация.
Целью данной стать является классификация форм несения службы УУП с использованием нормативных и научных, в том числе и авторских, критериев.
Достижение этой цели предусматривает: выявление видов форм несения службы УУП, закрепленных в действующем законодательстве; выделение основных признаков, которые отражают особенности тех или иных форм несения службы УУП; систематизация выявленных критериев и построение на её основе соответствующей классификации.
В теории классификации форм несения службы предусматривает их распределение по конкретным основаниям [4].
Анализ научных публикаций и учебных изданий показал, что в большинстве случаев виды форм несения службы УУП определяются на основе нормативного критерия (путём закрепления их перечня в п. 22 Инструкции [5], а также в отдельных положениях ранее действовавшего приказа МВД России от 31.12.2012 № 1166) [6-10].
В частности, в действующем нормативном правом акте выделяется пять основных (курсив наш) форм несения службы УУП: профилактический обход административного участка; рассмотрение обращений граждан; индивидуальная профилактическая работа; прием граждан; отчеты перед населением о проделанной работе.
Отнесение перечисленных форм несения службы УУП к основным, по нашему мнению, обусловлено их тесной связью с основными функциями и задачами службы УУП: профилактической, поддержания связи с населением, административно-процессуальной, сбора информации о состоянии оперативной обстановки на административном участке.
Исходя из предложенного нами понимания категории «несение службы» как «исполнение служебных обязанностей» и использования функционального подхода, можно предположить о наличии других форм, связанных с деятельностью УУП по:
1) пресечению преступлений и иных правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений;
2) осуществлению производства по делам об административных правонарушениях;
3) розыску лиц, не прибывших к месту осуществления административного надзора либо самовольно оставивших его, а также иных лиц;
4) контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан;
5) осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (п. 9-10 Инструкции).
В качестве других, кроме нормативного, нами предлагается использовать следующие критерии для классификации форм несения службы УУП:
1) основные цели, реализуемые в ход несения службы;
2) периодичность (частота) выполнения той или иной обязанности;
3) обязанность привлечения к выполнению служебных обязанностей других, кроме УУП, должностных лиц ОВД;
4) необходимости использования современных информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИКТ);
5) месту осуществления;
6) необходимости согласования проведения;
7) потребности в информировании граждан, предприятий и организаций;
8) вида документа, составляемого по результатам несения службы.
Охарактеризуем рассматриваемые формы с использованием предложенных нами критериев.
Так, в зависимости от основных целей, реализуемых в ход несения службы, выделяют формы:
а) направленные на реализацию целей функционирования органов внутренних дел (предупреждение и административных правонарушений, и преступлений, обеспечение правопорядка в общественных местах);
б) при осуществлении которых обеспечивается реализация прав и свобод физических и юридических лиц (например, права на обращение в государственные органы, права на информацию и др.).
В зависимости от периодичности (частоты) выполнения той или иной обязанности, реализуемые:
а) в течение года (отчеты перед населением, проведение индивидуальной профилактической работы);
б) ежеквартально (посещение отдельных категорий лиц, в отношении и которых проводится индивидуальная профилактическая работа, по месту жительства (допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфере, больных алкоголизмом, наркоманией и др.);
в) ежемесячно (посещение лиц, в отношении которых установлен административный надзор);
г) еженедельно (прием населения);
д) ежедневно (осуществление профилактического обход административного участка);
е) сроки, определённые законодательством (рассмотрение обращений граждан, заявлений и сообщений об административных правонарушениях и преступлениях); ж) конкретное время суток (вечернее время или выходные дни при проведении отчетов и приема граждан).
В зависимости от обязанности привлечения к выполнению служебных обязанностей других, кроме УУП, должностных лиц ОВД:
а) осуществляемые УУП самостоятельно (прием граждан, рассмотрение обращений граждан, профилактический обход административного участка, индивидуальная профилактическая работа);
б) осуществление которых предусматриваем привлечение других должностных лиц ОВД (например, руководителя подразделения УУП соответствующего территориального органа МВД России на районном уровне при проведении УУП отчета перед населением административного участка).
В зависимости от необходимости использования современных информационно-телекоммуникационных технологий, проведение которых:
а) требует использования ИКТ (например, обязательное размещение информации о месте и времени проведения приема граждан, отчета перед населением официальном сайте территориального органа МВД России);
б) не требуют использования ИКТ (профилактический обход, проведение индивидуальной профилактической работы).
По месту осуществления, можно выделить, формы проводимые:
а) на территории административного участка (профилактический обход);
б) в участковом пункте полиции (прием граждан);
в) в иных местах (здание территориального органа или помещении, предоставленном органами местного самоуправления (прием граждан), определимых с учетом местных условий (отчет УУП).
В зависимости от необходимости согласования проведения выделяют формы:
а) время и место проведения которых предусмотрено законодательством (прием граждан);
б) требующие согласования даты, места и времени (отчет УУП перед населением, несение службы в целом);
в) не требующие такого согласования (индивидуальная профилактическая работа, профилактический обход).
Потребность в информировании граждан, предприятий и организаций предусмотрена для: отчета о результатах работы УУП перед гражданами, приема граждан.
В зависимости от вида документа, составляемого по результатам несения службы: а) информация (ежедневные результаты о несении службы); б) рапорт (результаты индивидуальной профилактической работы, выполнение текущих поручений); в) протокол (о ходе и решениях, принятых на отчетном собрании); г) заключение (рассмотрение граждан); д) карточка личного приема.
Приведённая выше классификация не является исчерпывающей, а лишь отражает результаты научного осмысления сущности форм несения службы УУП. Она может быть расширена при внесении соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты, а также при проведении самостоятельных научных исследований рассматриваемой проблематики.
1. Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodejstvie prestupnosti: godovoj otchet o hode realizacii i ocenke effektivnosti gosudarstvennoj programmy za 2020 god [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/gosprogram/Gosprogramma_2020 OOP_i_PP.pdf (data obrashcheniya: 01.06.2021).
2. Obzor o rezul’tatah deyatel’nosti territorial’nyh organov vnutrennih del po ispolneniyu administrativnogo zakonodatel’stva v 2019 godu (bez ucheta GUOBDD i GUVM). – GUOOOP MVD Rossii, M., 2020, 7 s.
3. Vystuplenie V. Putina na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii (03.03.2021) [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/president/news/65090 (data obrashcheniya: 01.06.2021).
4. Shcherbakov R.A. Klassifikaciya pravovyh kategorij // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2017. Tom 7. № 1A, S. 62-68.
5. O nesenii sluzhby uchastkovym upolnomochennym policii na obsluzhivaemom administrativnom uchastke i organizacii etoj deyatel’nosti: prikaz MVD Rossii ot 29 marta 2019 g. № 205 [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
6. Administrativnaya deyatel’nost’ policii: kurs lekcij. 3-e izd., ispr. i dop. / pod red. kand. yurid. nauk., prof. V. A. Kudina. – M.: DGSK MVD Rossii, 2018, 736 s.
7. Organizaciya deyatel’nosti uchastkovogo upolnomochennogo policii: uchebnik / pod. red. prof. V.A. Kudina / SPb un-t MVD Rossii. – SPb: OOO «R-KOPI», 2017, 308 s.
8. Organizaciya deyatel’nosti uchastkovogo upolnomochennogo policii: uchebnik / M. E. Trufanov [i dr.]; pod obshch. red. K.D. Rydchenko. – Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2020, 409 s.
9. Organizaciya deyatel’nosti uchastkovogo upolnomochennogo policii, inspektora po delam nesovershennoletnih, inspektora po ispolneniyu administrativnogo zakonodatel’stva: kurs lekcij / K.D. Rydchenko [i dr.]. – oronezh: Voronezhskij institut MVD Rossii, 2019, 195 s.
10. Organizaciya deyatel’nosti uchastkovogo upolnomochennogo policii: uchebnik. 2-e izd., ispr. i dop. / pod. red. prof. V.A. Kudina. – M.: DGSK MVD Rossii, 2018, 304 s.