К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИНСТИТУТА УДАРНЫХ КОМСОМОЛЬСКИХ СТРОЕК

ON THE PECULIARITIES OF THE NORMATIVE LEGAL REGULATION OF THE KOMSOMOL SHOCK BUILDINGS

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF)

UDK: 340.1

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Chueva I.A., Belgorod State National Research University

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-4-43-47

PAGES: from 43 to 47

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: shock Komsomol constructions, legal regulation, socialist law, continental legal family, sources of law, regulatory regulators, non-normative regulators, structure of the regulatory framework, party acts, Soviet doctrine.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes the problems of normative legal regulation of the institute of shock Komsomol construction sites, taking into account the peculiarities of the socialist system of law. Large-scale projects, which were the All-Union Komsomol shock construction sites, did not have strict regulations and a clearly structured regulatory framework, so it is possible to draw up a complete legal picture only with a comprehensive study of departmental acts of the Komsomol and other Soviet bodies and structures.

Под ударными комсомольскими стройками в советский период понимались важнейшие народнохозяйственные объекты, сооружение которых в поздние годы советской власти было предусмотрено Директивами съезда КПСС, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Государственным планом развития народного хозяйства СССР. В первые годы существования советского государства ударное комсомольское строительство не подлежало какой-либо подробной нормативной регламентации вовсе. Основополагающей причиной этого являлось, безусловно, зачаточное состояние нормативной базы, поскольку для создания механизмов полноценной правовой регламентации общественных и политических институтов советскому государству требовался определенный временной ресурс – в первые годы советской власти правовая система находится только в стадии формирования. Тем не менее, даже исходя из позднесоветского подхода к определению ударных комсомольских строек, можно отметить многоуровневый характер регулирования, не исчерпывающийся только правовыми актами.

Комсомольские ударные стройки, как и любой из советских институтов, целесообразно рассматривать исходя из специфики правового регулирования, характерной для социалистической системы права. Дискуссия о выделении социалистической правовой семьи в отдельную группу продолжается и в настоящее время. Ряд ученых (как советских, так и западных) разделяли идею о том, что специфика социалистического государства диктует формирование уникальной правовой системы, которая не может быть отнесена к традиционным типам правовых семей. Тем не менее, большинство исследователей все же относят социалистическое право к разновидности континентального (исходя из формы, а не из содержания), поскольку для него также характерно восприятие нормативного правового акта как основного источника права, и отрицание в качестве такового судебного прецедента. Данная позиция в настоящее время представляется наиболее разработанной и оправданной.

Говоря об особенностях социалистической системы права в рамках настоящего исследования, не целесообразно рассматривать ее содержательное наполнение. Очевидно, что оно обусловлено действовавшей в государстве идеологией, которая оказывала прямое влияние на правовые нормы – были закреплены господство государственной формы собственности, трудовая обязанность, плановых характер экономики и т.д. Более значимым вопросом является проблематика советских источников права и их иерархии – она является базовой для понимания процесса правовой регламентации.

При этом, например, одни из самых известных теоретиков правовых систем современности Р. Давид и К. Жоффре-Спинози полагали, что социалистическая система в качестве источника права воспринимает материалистическую идеологию, экономический базис и установление власти трудящихся, то есть нормативный акт является лишь техническим способом и средством выражения права [1, с. 158]. В данном случае речь идет о толковании данного термина «в широком смысле». Относительно схожую точку зрения высказывал в свое время Г.Ф. Шершеневич, полагая, что под источником права понимаются «силы, творящие право, например воля Бога, воля народная, правосознание, идея справедливости, государственная власть» [2, с. 369].Тем не менее, на наш взгляд, для ряда исследований вполне оправданной является позиция придерживаться общепринятой в отечественной правовой теории концепции понимания источника права как его «формы», пренебрегая определенными расхождениями в данных понятиях, поскольку таковые не оказывают существенного влияния на практическое использование терминологии. Указанный подход в современный период развития юридической науки представляется наиболее оптимальным.

К примеру, в рамках диссертационного исследования о развитии источников российского права в советский и постсоветский период, Н.Е. Садохина также приходит к подобному выводу, указывая на то, что считать форму и источник права совпадающими понятиями оправдано, если речь идет о вторичных, формально-юридических источниках права, но, тем не менее, необходимо учитывать тип правопонимания для установления пределов использования терминологии [3]. Во избежание разночтений, автор также поддерживает следующий вариант написания вышеуказанных терминов: источник (форма) права. Таким образом, как уже было отмечено ранее, в рамках настоящей статьи также целесообразно использовать аналогичный подход.

Процедура правового регулирования всегда предполагает применение в рамках конкретных правоотношений, установленных и санкционированных государством правовых средств – в качестве таковых в странах континентальной правовой семьи безусловно выступают нормативные правовые акты. Являясь основными источниками (формами) права, нормативные правовые акты в системе советского права во многом опирались на содержание актов высших партийных органов, тесно взаимодействовали с ними. Вопрос о возможности рассмотрения партийных актов в качестве одного из источников права в период советского государства в отечественной науке поднимался неоднократно. Очевидно, что в случае использования классического подхода к пониманию термина «нормативный правовой акт», партийные органы не являются субъектами официального правотворчества, поскольку напрямую не участвуют в процедуре принятия законов и подзаконных актов. Тем не менее, нельзя не учитывать двойственную специфику советской системы управления государством, отличавшуюся сращиванием государственного и партийного аппаратов.

Так, ряд исследователей (О.В. Винниченко, А.М. Ваганов, И.М. Багиашвилли, Т.Е. Новицкая, М.Н. Марченко и др.) отмечают, что в целом акты партийных органов не следует рассматривать в качестве источников права – они могут быть признаны таковыми только в случае санкционирования государством или же в результате издания совместных постановлений с органами государственный власти. Советские и современные юристы, поддерживающие подобную концепцию, отмечают, что партийные акты обладали безусловным доктринальным значением, и зачастую получали прямую легализацию через принятие на их основе правовых норм уполномоченными органами [4].

Вторая группа ученых предлагает все же включать решения партийных органов в систему источников советского права – тем не менее, сторонники данной позиции неодинаково подходят к вопросу о том, какие именно акты могут рассматриваться в качестве источников. Исследователи рассматривают следующие варианты:

— постановления только высших партийных органов (Р.А. Насибуллина, В.М. Курицын) [5;6];

— акты партийных органов различных уровней (Т.П. Коржихина) [7, с. 218].

Третья точка зрения основывается на необходимости расширительного толкования термина «источник права» с учетом особенностей развития и функционирования советского государства. Д.В. Жукова-Василевская отмечает важность включения в правовую науку понятия «реальные источники права», в качестве которых предполагается рассмотрение не только актов, исходящих от уполномоченных государственных органов, но и иных документов, напрямую не связанных с официальной санкцией, но оказывающих существенное воздействие на регулирование общественных отношений [8].

На наш взгляд, каждая из рассмотренных позиций представляет научный интерес. Тем не менее, обобщая весь комплекс исследований по данной проблематике, следует сформулировать следующий вывод. Придерживаясь строгого формализованного подхода к определению понятия «источник (форма) права» с учетом отнесения советского государства к континентальному типу правовых семей, партийные акты как таковые не следует рассматривать в качестве источников права – они являются неправовыми регуляторами, обладая основополагающим доктринальным значением для советской правовой системы. Безусловно, конституционно закрепленный принцип руководящей роли коммунистической партии демонстрирует прочную взаимосвязь между идеологией, напрямую воплощаемой в решениях, директивах и программах партии, и последующим принятием законов и подзаконных актов советскими государственными органами.

Однако при изучении подавляющего большинства советских институтов недостаточно исследовать только лишь источники (формы) права в узко юридическом смысле, поскольку данный подход не позволяет выявить весь комплекс правовых и неправовых регуляторов, определяющих специфику развития и функционирования того или иного явления. Наиболее оптимальным подходом представляется рассмотрение всей совокупности нормативных документов (законов, подзаконных актов, локальных предписаний и т.д.), а также положений программ, резолюций и директив высших партийных органов. Данную концепцию справедливо применять также и в процессе исследования комсомольских ударных строек.

Таким образом, рассматривая комсомольское ударное строительство в контексте нормативной регламентации, представляется возможным выделить следующие уровни регулирования:

— партийные материалы (резолюции, директивы и решения съездов, конференций и пленумов коммунистической партии);

— советское законодательство (законы СССР и союзных республик, акты Верховного Совета и Совета Министров);

— ведомственные акты (нормативные документы министерств и государственных комитетов);

— профсоюзные акты (документы Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и отраслевых профсоюзных организаций);

— акты комсомола (документы Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи, союзных комсомольских организаций, областных и городских комитетов);

— региональные и муниципальные акты (документы областных и городских комитетов партии);

— локальные акты (справки, отчеты и иные документы администраций советских предприятий, профсоюзных, партийных и комсомольских ячеек на предприятиях).

Только комплексное исследование всех представленных выше групп нормативных актов, а также учет политической, экономической и социальной конъюнктуры позволяет в полном объеме раскрыть механизмы создания и функционирования советских институтов, в том числе и комсомольского ударного строительства. Разветвленность и многоуровневый характер советской нормативной базы позволяет в полной мере применить дедуктивный подход, переходя от общих доктринальных предпосылок материалистической идеологии к частным формам как правовых, так и неправовых регуляторов.

REFERENCES

1. David R., ZHoffre-Spinozi K. Osnovnye pravovye sistemy sovremennosti. M.,1998.

2. SHershenevich G.F. Obshchaya teoriya prava. T. 2. Vyp. 1. SPb., 1912.

3. Sadohina N.E. Razvitie istochnikov rossijskogo prava v sovetskij i postsovetskij period : diss. … kandidata yuridicheskih nauk. – Tambov, 2005.

4. Vinnichenko O.V., Vaganov A.M. K voprosu ob opredelenii statusa partijnyh dokumentov v sisteme istochnikov sovetskogo prava // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 3. S. 207-208.

5. Nasibullin R.A. Istoriya sovetskogo gosudarstva i prava (CHast’ pervaya). 1917-1940 gg. Ekaterinburg, 1996.

6. Kuricyn V.M. Istoriya gosudarstva i prava Rossii 1929-1940 gg. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1998.

7. Korzhihina T.P., Senin A.S. Istoriya rossijskoj gosudarstvennosti. M.: Interpraks, 1995.

8. ZHukova-Vasilevskaya D.V. Istochniki prava Rossii: tendencii formirovaniya i razvitiya : diss. … kand. yurid. nauk. M., 2009.

Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login INTERWIN Login Link Hoki Pola Slot Toto 4D Sensasional Hari Ini INTERWIN Login Link Hoki Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login macaoslot official cherry188 official cherry188 pusat gacor isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin link alternatif interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam Interwin Link Gacor Interwin Link Gacor macaoslot login RTP interwin ibet44 login link alternatif interwin link