К вопросу о нормативно-правовом регулировании советской молодежной политики как основы комсомольского движения

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF THE SOVIET YOUTH POLICY AS THE BASIS OF THE KOMSOMOL MOVEMENT

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВЫ КОМСОМОЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF)

UDK: 340.1

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Chueva I.A., Belgorod State National Research University

TYPE: Article

PAGES: from 45 to 48

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: legal regulation, youth, youth policy, socialist law, Komsomol, Soviet legislation.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes the problems of normative legal regulation of the Soviet youth policy as the basis for the functioning of the Komsomol movement. The author also touches upon the issues of mutual influence and interaction between the party and the Komsomol, analyzes the state of Soviet youth legislation, taking into account the peculiarities of the Soviet legal system at each stage of its development.

Комсомольское движение невозможно рассматривать в отрыве от молодежной политики, проводимой в советском государстве. Комсомол являлся главным связующим звеном между молодежью, государством и партией, фактически единственной организацией, консолидирующей любого вида общественно значимую активность в молодежной среде. Уже в первые послереволюционные годы обозначилась тенденция особой поддержки молодежного движения со стороны партии – молодежь стала одним из ключевых элементов в строительстве нового советского общества и уже не могла функционировать «вне поля зрения» партийного аппарата, а в 30-е годы в руководстве и контроле партии за деятельностью молодежи сложились и утвердились принципы, вовсе исключавшие политическую и организационную самостоятельность комсомола [1, с. 2].

Л.С. Цветлюк, говоря о взаимодействии партии и комсомола, отмечала следующее: «…компартия впервые в мировой практике выработала принципы партийного руководства комсомолом, которые привели общественную, самодеятельную и организационно самостоятельную организацию фактически к организации при партии, действовавшую по ее предписаниям, выполнявшую роль подсобной организации. Вместе с тем в существовавшей политической системе в партийном руководстве действительно был залог успехов деятельности комсомола, его существенной роли в политической системе…» [1, с. 6]. При этом исследователь использует понятие «государственно-партийная» молодежная политика, обозначая особую, определяющую роль партии в структуре советского государства, комсомол же автор определяет как «общественно-политический институт». Профессор отмечает, что «…принципиальное отличие политики государства и компартии было в том, что государство акцентирует свое внимание прежде всего на решении конкретных молодежных проблем в области труда, образования, быта, а партия – на вопросы воспитания молодежи и мобилизацию ее на участие строительстве нового общества. Молодежная политика компартии стала формироваться уже с начала XX века…» [1, с. 32-33].

Несмотря на существенную степень встроенности комсомола в государственную и партийную структуру, профессор Б.А. Ручкин все же подчеркивает, что «комсомол был суперорганизацией», и неверно рассматривать его как неформальное министерство [2, с. 76].

Рассмотрим детальнее процедуру правового регулирования молодежной политики в советский период, а также вопрос о правовом статусе комсомольской организации как таковой.

Государственная молодежная политика, по мнению А.В. Кочеткова, должна рассматриваться как особое социально-правовое явление, при этом «…правоотношения в данной сфере относятся к публичному праву и связаны с особенностями реализации конституционных прав и свобод молодого человека и гражданина, его местом в государстве и деятельностью органов власти по созданию условий для социального развития молодежи…» [3, c. 25]. Вопросы определения направлений молодежной политики (как и любой государственной политики) входили в компетенцию коммунистической партии, получали соответствующее закрепление в постановлениях пленумов партии и в материалах съездов, а в последующем реализовывались в деятельности комсомольской организации (предварительно отражаясь в комсомольских актах). Органы государственной власти также в полной мере основывали свою деятельность на партийной повестке при принятии нормативных документов в сфере работы с молодежью [3, c. 25].

Основа для молодежной политики формируется уже в 1918-1935 гг., несмотря на то, что сам термин «молодежь» не был закреплен в первых союзных и российских конституциях. В данный период времени разрабатываются основные направления коммунистического воспитания молодежи, принимаются первые акты, устанавливающие систему практиканства, улучшение условий труда на производстве для молодых кадров, ликвидацию безграмотности и беспризорности, оформляется статус комсомола как единой молодежной организации, «…выполнявшей под руководством компартии государственные задачи в отношении всей молодежи и получившей особые полномочия по представительству ее законных интересов…» [3, c. 28].

В Конституции СССР 1936 г. (ст. 126) в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс закреплялось право граждан на молодежные объединения, также организации молодежи получили право выставления кандидатов на выборы депутатов в Советы всех уровней (ст. 141). Конституция 1977 г. укрепила статус молодежи – было зафиксировано, что ВЛКСМ в соответствии со своими уставными задачами участвует в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов (ст. 7), отмечено, что в СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности (ст. 25), а также расширено содержание норм о доступности (бесплатности) всех форм образования для советской молодежи (ст. 45).

В 60-е и 70-е годы дважды предпринималась попытка принять единый закон о молодежи (законопроекты «О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве» 1967 г. и «О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций в коммунистическом строительстве» 1977 г.), также была оформлена правовая база для функционирования специализированных комиссий по делам молодежи в Советах всех уровней, более подробно урегулированы вопросы образования и режима труда молодежи и подростков, помощи молодым семьям, расширены экономические возможности комсомола и т.д. [3, c. 28]

Первый полноценный советский молодежный закон был введен в действие 1 июля 1991 г. (Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР») и закреплял принципы государственной молодежной политики, разграничение компетенций СССР и союзных республик в данной области, определял взаимодействие внутреннего законодательства о государственной молодежной и международных договоров, содержал развернутые гарантии правовой и социальной защищенности молодежи, регламентировал организационные основы осуществления государственной молодежной политики в СССР (в т.ч. правовой статус государственной и социальных служб по делам молодежи, компенсационных молодежных фондов), а также определял основы правового статуса молодежных организаций в СССР. Согласно Закону, общесоюзные и республиканские органы молодежных организаций, если иное не было предусмотрено законодательством республик для этих республиканских органов, обладали правом законодательной инициативы в высших органах государственной власти Союза ССР и республик, а по вопросам осуществления прав молодежи, охватываемым уставными задачами молодежных организаций, органы государственного управления могли принимать решения только после проведения предварительных консультаций с руководящими органами соответствующей молодежной организации. Любые решения по вопросам деятельности молодежной организации органами государственного управления должны были приниматься при обязательном участии представителей руководящего органа молодежной организации [4].

Нельзя не отметить, что в целом для Закона 1991 г. была характерна достаточно детальная и подробная проработка мер реализации государственной молодежной политики, были затронуты существенные социальные, экономические и политические аспекты. В.В. Нехаев в исследовании, посвященном правовому обеспечению государственной молодежной политики, дает следующую характеристику указанному акту: «…Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.) явился прорывом в отечественном законодательстве, стал первым специальным законом о молодежной политике. Этот правовой акт был фундаментально разработан, в нем получили отражение важнейшие теоретические положения государственной молодежной политики, использован передовой зарубежный опыт. Вместе с тем реализация закона предполагала значительную работу по внесению изменений и дополнений в иные законодательные акты, которая не была завершена. Правовые нормы, введенные законом, во многом и сегодня являются своего рода образцом законодательной техники…» [5].

Для сравнения, в современной России разработка консолидированного акта в сфере молодежной политики завершилась в 2020 году принятием Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», который незамедлительно подвергся критике со стороны научного сообщества: «…закон носит декларативный и бессистемный характер и представляет собой документ без внятной концептуальной основы и системного понятийного аппарата, далекий от научных представлений и имеющихся научных разработок…» [6].

Таким образом, в советский период был сформирован первый опыт создания единой государственной молодежной политики, создана правовая база, отличавшаяся детальной проработкой и подробно регулировавшая правовой статус советской молодежи. Несмотря на тот факт, что первый советский консолидированный законодательный акт о молодежи появился только в 1991 г., уже в первые годы возникновения советского государства партийное руководство выделяло молодежь как ключевую основу создания общества «нового типа», что обуславливало необходимость создания единой, масштабной организации, обладающей достаточными ресурсами для объединения советской молодежи – такой организацией и стал комсомол.

REFERENCES

1. Cvetlyuk L.S. Politika kompartii i gosudarstva po privlecheniyu molodezhi k stroitel’stvu socialisticheskogo obshchestva : 1917-1941 gody : avtoreferat dis. … doktora istoricheskih nauk : 07.00.02 / Cvetlyuk L.S. – Moskva, 2006. – 40 s.

2. Ruchkin B.A. Komsomol uroki proshlogo i opyt dlya budushchego molodezhnogo dvizheniya // Komsomolu-80. – Moskva, 1999. – S. 76-81.

3. Kochetkov A.V. Teoriya pravovogo regulirovaniya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossii : avtoreferat dis. … doktora yuridicheskih nauk : 12.00.01 / Kochetkov A.V. – Sankt-Peterburg, 2010. – 64 s.

4. O vvedenii v dejstvie Zakona SSSR «Ob obshchih nachalah gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v SSSR: Postanovlenie Verhovnogo Soveta SSSR ot 16 aprelya 1991 g. №2115-1 // Vedomosti S»ezda narodnyh deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR. 1991. № 19.

5. Nekhaev V.V. Pravovoe obespechenie gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossii : seredina 1980-h-1993 gody : avtoreferat dis. … kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.0 / V.V. Nekhaev. – Moskva, 2006. – 29 s.

 

Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login INTERWIN Login Link Hoki Pola Slot Toto 4D Sensasional Hari Ini INTERWIN Login Link Hoki Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login macaoslot official cherry188 official cherry188 pusat gacor isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin link alternatif interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam Interwin Link Gacor Interwin Link Gacor macaoslot login RTP interwin ibet44 login link alternatif interwin link