USE OF THE INTERNET NETWORK FOR THE PURPOSES OF INVOLVING IN EXTREMISM ACTIVITIES
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION CRIMINAL LEGAL SCIENCES
Использование сети «Интернет» в целях вовлечения в экстремистскую деятельность
UDK: 343.221
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Shishina E.A., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TYPE: Article
PAGES: from 402 to 407
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: extremism, radicalism, recruitment, information and psychological impact.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article deals with the problems of involving citizens in extremist activities and the spread of radicalism through the use of modern information and telecommunication systems. The web communication platforms used by extremist organizations are listed, as well as the forms of propaganda materials.
The recruitment activity is characterized as a multi-stage system of successive stages, each of which serves as a means to achieve the ultimate goal. The ways and mechanism of psychological influence on persons when they are involved in extremist activity are considered. The stages of involvement in extremist activity are characterized. The alleged motivation of such persons, which contributes to the involvement in extremist activities and persons more susceptible to information and psychological influence from extremists, is considered. The demographic, social, moral and psychological characteristics of the recruiter’s personality are considered.
На современном этапе развития человечества проблема экстремизма сохраняет свою актуальность, сохраняются и тенденция к дальнейшему распространению радикализма среди отдельных групп населения – преимущественно молодежи.
Ряд государств, как инструмент передела мирового господства, используют методы поддержки и стимулирования деструктивной деятельности посредством деятельности иностранных или международных неправительственных организаций. Деятельность указанных организаций направлена на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, попытки осуществления посягательств на единство и территориальную целостность Российской Федерации, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, посредством распространения экстремистской идеологии и радикализма в обществе.
Популяризация приемлемости разрешения конфликтов и достижения поставленных целей путем применения насилия угрожает государственной и общественной безопасности ввиду усиления агрессивности и увеличения масштабов пропаганды экстремистской идеологии в обществе.
Основным средством связи, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии и привлечения в свои ряды новых членов стали информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет». Реализуя цели рекрутирования в состав экстремистских организаций используются не только информационные сайты экстремистов и террористов, но и коммуникационные веб-платформы: чаты, блоги, социальные сети, IP-телефония, мессенджеры и электронная почта. Обычно пропагандистские материалы имеют форму мультимедийных коммуникаций, содержащих идеологические и практические наставления, разъяснения, оправдание или рекламу экстремистских и террористических действий. К ним могут относиться виртуальные сообщения, презентации, журналы, аудио- и видеофайлы, а также электронные игры, разрабатываемые экстремистскими организациями или их сторонниками.
Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также вовлечения новых сторонников экстремистской идеологии [4]. Распространение экстремистской идеологии не ограничивается лишь распространением идей, а содержит набор конкретных установок, наставлений, разъяснений, рекомендаций, направленных на решение сложных социальных, экономических, политических, национальных иных проблем простыми радикальными, насильственными мерами. Указанные действия способствуют созданию психологической почвы для радикализации и вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность либо пособничество такой деятельности. Как результат – формирование лояльно настроенной массы индивидов, которая при определенных условиях может оказывать активную поддержку экстремистским и террористическим организациям.
Вербовочная деятельность, как разновидность социальной деятельности имеет структуру, цель, инструменты и ожидаемые результаты. Подбирая плодотворную почву для вербовки важное значение представляет изучение личности жертвы информационно-психологического воздействия. Разрабатывая сценарий вовлечения лица в экстремистскую идеологию, как правило учитывается социальный запрос личности, её мотивация при вовлечении в экстремистскую деятельность. Мотивация личности представлена таким образом: 1) попытка самоутверждения; 2) возможность самоидентификации; 3) молодежная романтика (в большей степени касается представителей женского пола); 4) героизм (в большей степени касается представителей мужского пола); 5) придание своему существованию особой значимости; 6) преодоление отчуждения, конформизма, стандартизации, маргинальности, пресыщения и т. п. [9, с. 75-89]. Не редким является и наличие корыстных мотивов, которые могут вытеснять идейные или переплетаться с ними. Основным мотивом считается «идейный абсолютизм», «железные» убеждения в обладании единственной, высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом спасения своей субкультуры или даже человечества. Некоторым присущ нарциссизм, который, не получая должного удовлетворения, ведет к недостаточному чувству самоуважения. При нарциссических установках личность все причины своих неудач и ошибок видит только в окружающем их обществе, они уверены, что все эти причины никак не могут быть порождением их собственной группы или их самих.
Лицам, склонным к совершению преступлений экстремистской направленности также свойственна нетерпимость к тем, кто думает иначе, они исключают всякую критическую мысль и свободу выбора. Следствием данных действий является узость и односторонность взглядов, которая ведет к максималистской абсолютизации частного, совершенно не учитывающего другие позиции и представления.
При подборе так называемой «жертвы» психологического воздействия может использоваться кибербуллинг (кибериздевательства). Это способ представляет собой психологическую атаку, которая происходит в социальных сетях посредством ряда следующих действий: неоднократные сообщения с угрозами; публикация фотографий и видеоматериалов представителей молодежи, которые они не хотели бы, чтобы стали достоянием широкого круга посторонних лиц и т. д. [2, с. 63-65].
Не секрет, что вербовка в экстремистские и террористические организации осуществляется специально подготовленными специалистами, обладающими знаниями в области психологии, в том числе и различными психотехниками. Рассмотрим особенности так называемых пропагандистов экстремистской идеологии [1].
Личность вербовщика в экстремистские ячейки нельзя отождествлять с определенной религией, полом, национальностью, гражданством, тем не менее, она имеет определенные признаки. Так, например, мнение о том, что вербовщиками становятся только лица мужского пола– ошибочно. Практике известны случаи, когда вдовы, матери, сестры убитых боевиков участвовали в вербовочной деятельности, являясь носителями псевдоисламской идеологии и преисполненные чувства мести. В Северо-Кавказском регионе продолжает существовать практика, когда женщины продолжают заниматься террористической или экстремистской деятельностью после уничтожения своего близкого родственника в ходе контртеррористической операции. Они самостоятельно создают общественные организации и объединения, деятельность которых направлена на пропаганду непринятия существующего государственного строя и порядка управления. Например, данные организации формируют у общества негативное мнение о работе правоохранительных органов и т.д. Имеется мнение, что вербуемые лица наиболее предрасположены к установлению контакта с лицом противоположного пола, тем не менее данное правило не является определяющим, поскольку большинством вербующих являются все-таки мужчины в молодом возрасте (до 35 лет).
Рассматривая образовательный уровень вербовщика, следует сказать, что в основном вербовщики, в отличие от боевиков более образованы (неполное среднее образование менее, чем у 30%) [10]. Поскольку активным боевикам образование ни к чему. Их обучают основам тактики, боевой подготовке, боевым искусствам, в то время, как вербовщики развивают интеллект, навыки коммуникации, установления психологического контакта с вербуемыми и другие навыки, необходимые для успешной вербовки лиц. Реальность диктует вербовщикам такие требования, как необходимость знания психологических приемов и методик, определения потенциальной жертвы, поэтому личность вербовщика можно охарактеризовать как лицо, обладающее специальными знаниями в области психологии. При этом отметим, что вербовщики обладают высоким уровнем коммуникативных, организаторских способностей, нестандартными методами убеждения и «вживления» своей идеологии.
Важное значение при характеристике личности пропагандиста-экстремиста имеют нравственно-психологические черты. Чаще всего у данных лиц трагическая судьба (смерть близкого для них человека, тяжелое заболевание). Нередко присутствует и меркантильный мотив, когда вербовщики испытывают острую потребность в финансовой поддержке для себя или своей семьи. Нередко указанная категория лиц имеет криминальное прошлое. Наблюдается деформация этических идеалов и принципов человеческой жизни (честность, уважение к старшему поколению, патриотизм, трудолюбие) – изменены на противоположные качества и принципы, моральные и нравственные ценности (совесть, стыд) им чужды. Вовлечение в экстремистские и террористические группы новых приверженцев, лицами, ранее судимыми за совершение указанной категории преступлений, порой становится потребностью, необходимость в удовлетворении которой с каждым разом только растет, что дает нам возможность судить об устоявшихся экстремистских взглядах и убеждениях. Помимо вышеперечисленного, с нравственной стороны экстремистов-пропагандистов отличает аморальный образ жизни, эгоизм. Они дорожат своей жизнью и полностью пренебрегают жизнью других. Данная категория лиц довольно агрессивна, они жестоки и хладнокровны, мстительны и расчетливы. Экстремисты-пропагандисты являются садистами по своей натуре, склонны к непредсказуемым действиям, в том числе, издевательским, а также к наведению страха на окружающих, насилию и физическому уничтожению лиц, которых считают своими «врагами». Потребность в систематическом переживании сильных аффективных состояний позволяет экстремисту-пропагандисту временно снизить свои эмоциональные переживания. Данные лица обладают любовью к себе как к исполнителю действий экстремистского и террористического характера, они гордятся тем, во что верят и что совершают.
Процесс вербовки имеет многоступенчатый характер и представляет собой систему последовательных этапов, каждый из которых служит средством достижения конечной цели. Существуют различные мнения по поводу содержания процесса вербовки. Выделяется первоначальный (подготовительный), исполнительный и заключительный.
Первоначальный этап носит информационно-оценочный характер, как со стороны идеологов и руководителей экстремистских организаций, так и со стороны потенциальной «жертвы»: распространение информации, оценка степени её влияния и корректировка, а также оценка информации в ходе её восприятия пользователями.
Непосредственное вовлечение происходит на втором этапе, когда радикальные идеи приобретают характер убеждений в сознании вовлекаемого лица и обеспечение готовности к активным действиям («радикализация»). Исследователь Крис Хеффельфингер предложил модель радикализации, охватывающую четыре стадии: 1) введение в экстремистскую идеологию; 2) погружение в «тип мышления и образ мыслей» данной идеологии; 3) разочарование бездействием других приверженцев идеологии; 4) решимость осуществить насилие во имя утверждения идеи [6].
Завершающий этап предполагает готовность к практическим действиям по реализации воспринятых идей экстремисткой пропаганды и сформировавшихся мотивировок: планирование конкретных акций, приискание средств совершения преступлений, изучение условий, при которых будет совершено преступление и т.д. На завершающем этапе происходит самоопределение личности индивида как последователя радикальной идеологии и сторонников экстремистских методов её реализации.
Сеть «Интернет» выступает в роли катализатора, предоставляя вербовщикам возможность анонимно общаться с жертвами. Состояние идеологического вакуума современного общества, заполнение идеологического пространства радикальными объединениями путем бесконтрольного использования системы «Интернет», служащей площадкой для обращения к аудитории напрямую, возможность бесконтрольного использования нелегитимных технологий управления и манипуляции поведением человека и социальных сообществ создают дополнительные благоприятные условия для распространения экстремистской идеологии [3, с.106]. На сегодняшний день достижения информационных технологий широко используются для упрощения, удешевления и эффективности вовлечения и завуалированной координации экстремистских акций.
Совокупная аудитория «Интернета» обеспечивает экстремистским организациям глобальный резерв потенциальных новобранцев. Сеть «Интернет» переполнена контентном, содержащим информацию, оказывающую психологическое и идеологическое влияние на сознание; информацией для поиска ресурсов, средств, инвестиций, резервов и сторонников экстремистских акций; информацией о картах, схемах, планах, местах особо опасных объектов, ядовитых и других веществ, боеприпасов и тому подобное, их приобретения, изготовления и последующего использования и т.д. [5, с.113-118].
Основная задача информационных операций заключается в манипулировании массовым сознанием, преследуя различные цели: внесение в сознание террористических и экстремистских идей и взглядов; дезориентация и дезинформация личности; ослабление антитеррористических и антиэкстремистских убеждений; запугивание в киберпространстве и т.д. [8, с. 1-13]. Как правило вербовка осуществляется при помощи фальшивых аккаунтов в социальных сетях посредством психологического воздействия на молодежь [7, с. 32-34]. Это связано с тем, что виртуальный мир работает быстрее и безопаснее, чем традиционные массмедиа. Таким образом, использование интернет-технологий террористическими и экстремистскими организациями с целью распространения своей идеологии в кругу молодежи значительно затрудняет дальнейшую возможность их выявления и ликвидацию сетевых центров.
Умело играя на чувствах верующих, а также на человеческих потребностях они вовлекают в преступную деятельность новых и новых последователей. Идеологическое противодействие экстремизму с копированием старых форм идеологической работы не оказывает эффективного воздействия и значительно проигрывает наступательной экстремизации населения. Для осуществления противодействия преступным элементам необходимо разрабатывать действенные превентивные меры, а также проводить соответствующую репрессивную политику в отношении лиц, уже уличенных в такой деятельности. Все это на благо цивилизованного и процветающего общества, лишенного насилия и радикальных движений.
1. Aldoxina V.V. Sub«ekt v prestupleniyax e`kstremistskoj napravlennosti i kriminologicheskie priznaki lichnosti prestupnika, sovershayushhego e`ti deyaniya // YuP. 2017. №1 (80). S. 54-58.
2. Bengina E.A., Grishaeva S.A. Kiberbulling kak novaya forma ugrozy` psixologicheskomu zdorov`yu lichnosti podrostka // Vestnik GUU. 2018. №2. S. 63-65.
3. Ivanov S.I, Shishina E.A. Problemy` profilaktiki radikal`nogo religioznogo e`kstremizma i nekotory`e napravleniya ix resheniya v sovremenny`x usloviyax // Aktual`ny`e problemy` teorii i praktiki operativno-rozy`sknoj deyatel`nosti: materialy` VII Vseros. nauch.-prakt. konf., 12 okt. 2018 g. / redkol.: A.A. Safronov, V.V. Stukalov, K.V. Bedarev, A.G. Bely`j, A.Yu. Petuxov, A.N. Gorbunov, A.V. Alexin, A.E`. Dobrosmy`slov, D.B. Danilov. – Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2019. – S. 100–107.
4. Kolesnikova I.E., Shishina E.A. Prizy`v: yuridicheskij i lingvisticheskij aspekt
5. Lugovenko T.S. Kriminologicheskie texnologii izucheniya masshtabov i mexanizmov vovlecheniya molodezhi v e`kstremistskuyu i terroristicheskuyu deyatel`nost` // Obshhestvo i pravo. 2017. №4 (62). S. 113-118.
6. Radikalizaciya i nasilie v internete. Interv`yu s direktorom Centra izucheniya terroristicheskoj radikalizacii Davidom Gartenstajn-Rossom//Rossijskij sovet po mezhdunarodny`m delam. http: // russiancouncil/ru (data obrashheniya 03.06.2022).
7. Rudik M.V., Volkov D.V. Social`ny`e seti kak sredstvo rasprostraneniya e`kstremizma // Vestnik KrU MVD Rossii. 2017. №2 (36). S. 32-34.
8. Sedy`x N.S. Sovremenny`j terrorizm i molodezh`: problemy` informacionno-psixologicheskogo protivodejstviya // Musul`manskij mir. 2017. №2. S. 1-13.
9. Stolyarenko A.M. Psixologicheskie aspekty` destruktivnogo informacionno-psixologicheskogo vozdejstviya// Psixologiya i pravo. 2019. № 4. S. 75-89.
10. Xarzinova V.M. Social`no-psixologicheskaya, kriminologicheskaya xarakteristika lichnosti e`kstremista, terrorista, zanimayushhegosya propagandoj sredi molodezhi. Krasnodar: Istoricheskaya i social`no-obrazovatel`naya my`sl`. 2016. Tom. 8. № 4. Chast` 1. S. 66-69.