JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION:
Чеботарева Г. В., Басов А. В.
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 429-433.
УДК 347.963
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ С ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чеботарева Г. В., Басов А. В.
- статье проведен анализ научных исследований, предметом которых, являлись различные аспекты осуществления взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Установлено, что необходимость глубокого научного осмысле-ния и дальнейшей детальной проработки вопросов организации взаимодействия Росфинмониторинга с Генеральной прокуратурой Российской Федерации путем проведения научных исследований с посто-янным акцентом на подготовку и внедрение в практику рекомендаций, направленных на научно-методическое и правовое обеспечение финансовой безопасности, является важным направлением научного поиска. Кроме того, анализ содержательной стороны различных научных концепций позво-лил обозначить ряд проблем, которые требуют современного научного осмысления и разрешения в сфере осуществления взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу с Генераль-ной прокуратурой Российской Федерации.
- статье рассматривается практические аспекты реализации отдельных форм взаимодействия Фе-деральной службы по финансовому мониторингу с Генеральной прокуратурой Российской Федерации при реализации национальных проектов, в частности «Демография», «Образование» и др.
Ключевые слова: взаимодействие, деятельность, законность, обеспечение, законодательство, Фе-деральная служба по финансовому мониторингу, Генеральная прокуратура Российской Федерации.
- современной правоприменительной практике фундаментальные исследования
имеют особую ценность, так как позволяют ориентировать государственное строи-тельство и правотворчество на формирование эффективных институтов правового регулирования и современную структуру законодательства, определять максималь-но точно место и роль судебной и правоприменительной практики в правовой си-стеме [1, c. 20].
Одним из приоритетных направлений государственной политики и значимым условием дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации является обеспечение защиты финансовой системы и экономики России от угроз отмывания денежных средств, финансирования терроризма и финансирования рас-пространения оружия массового уничтожения [2].
Проблемы в сфере обеспечения защиты финансовой системы и экономики от угроз отмывания денежных средств, а также организации деятельности государ-ственных органов, своевременности и законности их деятельности в данной сфере являются актуальными не только для России, но и для любой страны мира. В под-тверждение изложенного отметим, что объем реализованных Росфинмониторингом
- 2021 г. задач позволил существенно повлиять на: обеспечение устойчивости фи-нансово-экономической системы и ее способность противостоять современным вы-зовам и угрозам; сокращение теневого сектора и вовлеченности финансовых инсти-тутов в сомнительные операции. В 2021 г. на 23 % уменьшился объем сомнитель-ных операций с участием «фирм-однодневок» (номинальных юридических лиц); на 33 % снизился общий объем подозрительных финансовых операций; выявление,
429
Формы взаимодействия федеральной службы …
предупреждение и пресечение преступлений в сфере экономики; декриминализа-цию приоритетных отраслей, обеспечение возмещения причиненного ущерба.
- целью эффективной реализации указанных направлений, государство прини-мает необходимые меры, среди которых важное место занимают те, которые направлены на создание соответствующей системы государственных органов, обес-печивающих реализацию государственной политики в сфере финансовой безопас-ности, организации их взаимодействия и др. Однако, на сегодня четко прослежива-ется отсутствие надлежащего научного внимания теоретическим, правовым и орга-низационным вопросам взаимодействия Федеральной службы по финансовому мо-ниторингу (Росфинмониторинга) с Генеральной прокуратурой России. Такая ситуа-ция обуславливает актуальность вопроса относительно определения научных иссле-дований, посвященных данной проблематике, а также основных направлений дан-ного взаимодействия. Специфика исследуемой проблематики предполагает необхо-димость обобщения научных исследований ученых различных сфер знаний.
Итак, отдельные теоретические и правовые аспекты организации взаимодействия Генеральной прокуратурой Российской Федерации с Росфинмониторингом рас-сматривались в работах Р. В. Жубрина, В. А. Зубкова, А. В. Ивковой, И. Д. Камы-нина, И. А. Киселева, В. Н. Мазура, В. Н. Мельникова, В. И. Михайлова, О. В. Нар-диной, А. А. Паненкова, В. А. Фадеева, Е. С. Щетковой и др. Труды указанных уче-ных внесли весомый вклад в научную разработку различных аспектов указанной проблематики. Однако, в настоящее время существует значительное количество теоретических и практических аспектов, которые еще не исследовались.
А.В. Ивкова в исследовании «Проблемы взаимодействия органов прокуратуры с контрольно-надзорными органами при осуществлении надзора за исполнением за-конодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере» выделяет такие формы взаимодействия прокуратуры с контрольно-надзорными органами:
1) взаимодействие в рамках координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в том числе: участие в координационных сове-щаниях руководителей правоохранительных органов, межведомственных группах, комиссиях, комитетах; совместная разработка комплексных программ по борьбе с правонарушениями и преступностью;
2) взаимодействие в процессе профилактики правонарушений, которое охваты-вает: проведение совместных проверочных мероприятий при осуществлении надзо-ра за исполнением законов и законностью правовых актов в сфере противодействия легализации преступных доходов; участие прокуроров в рассмотрении контрольно-надзорными органами протестов и представлений;
3) взаимодействие по вопросам правотворчества: участие в рабочих группах, ко-митетах и комиссиях по подготовке проектов нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации преступных доходов [3].
Анализ правоприменительной практики позволяет выделить дополнительные направления взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу с Генеральной прокуратурой, которые успешно реализуются с помощью:
– использования судебных механизмов в противодействии схемам отмывания денег. Анализ статистических данных показывает, что в 2021 г. сохранялась акту-альность проблемы использования исполнительных документов, выданных судеб-
Чеботарева Г. В., Басов А. В.
ными органами, в целях легализации преступных доходов. Продолжалось взаимо-действие с Верховным Судом РФ, куда регулярно направлялись типологии мнимых судебных споров, содержащие описание наиболее распространенных схем осу-ществления незаконных финансовых операций. При участии сотрудников финансо-вой разведки удалось не допустить использования судебных механизмов в противо-правных целях на сумму свыше 75 млрд руб. В ряде случаев Росфинмониторингом информация о таких спорах, имеющих признаки фиктивности, направлялась в орга-ны прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопроса о воз-буждении уголовных дел [2];
– использование механизмов нотариата. Исследование результатов работы Рос-
финмониторинга за 2021 показывает, что в ходе проведенных мероприятий были выявлены многочисленные факты совершения нотариальных действий в отношении сделок, обладающих признаками фиктивности, с целью обналичивания и легализа-ции денежных средств, полученных преступным путем. Во взаимодействии с орга-нами прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России и МВД России в 27 субъек-тах РФ проведены масштабные проверочные мероприятия в отношении более 70 нотариусов. Итогом реализации указанных мероприятий стали: ликвидация 3-х «те-невых» площадок по легализации преступных доходов с использованием механизма нотариата; привлечение к уголовной, административной и дисциплинарной ответ-ственности нотариусов, которые были вовлечены в противоправные схемы; с ис-пользованием материалов Росфинмониторинга прокурорами заявлено ряд исков о признании мнимых сделок, в отношении которых совершены нотариальные дей-ствия, ничтожными и взыскании полученных по ним денежных средств в доход государства на сумму около 200 млн руб. Также прокурорами и региональными но-тариальными палатами направлены в суды 4 иска о лишении нотариусов права но-тариальной деятельности за нарушение законодательства в данной сфере [2].
Многие принципиальные вопросы, даже имеющие законодательные решения, до сих пор не имеют концептуальной правовой проработки [1, c. 20]. По нашему мне-нию указанные аспекты «нуждаются» в научной проработке и осмыслении.
Продолжая исследование следует подчеркнуть, что сфера противодействия кор-рупции в России, в частности, вопросы возмещения ущерба, причиненного преступ-лениями коррупционной направленности, являются важным направлением взаимо-действия Росфинмониторинга с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Отметим, что в 2021 г. при участии Росфинмониторинга во взаимодействии с Гене-ральной прокуратурой России было изъято 22 млрд руб. в рамках возмещения ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности.
Е.В. Красникова в исследовании «К вопросу о возмещении ущерба от преступле-ний коррупционной направленности» выделяет причины, затрудняющие процесс возмещения ущерба:
– во-первых, недостатки законодательного регулирования. Так, конфискация имущества как мера уголовно-правового характера применяется только на основа-нии обвинительного приговора суда (ч. 1 ст. 104.1 УК РФ). Конфискация имущества не может применяться в случаях, когда вынесение обвинительного приговора суда невозможно, в том числе в случаях прекращения уголовного преследования по не-реабилитирующим основаниям, в связи с деятельным раскаянием, с применением судебного штрафа и др. Кроме того, законом не конкретизировано, является ли
431
Формы взаимодействия федеральной службы …
конфискация имущества правом или обязанностью суда, в связи с чем суды не во всех случаях применяют данную меру и изымают имущество;
– недостатки в деятельности правоохранительных органов нередко обусловлены низким уровнем взаимодействия органов предварительного расследования с опера-тивными и экспертными подразделениями, а также с контрольно-надзорными, нало-говыми и регистрирующими органами. В связи с недостатками деятельности право-охранительных органов по возмещению ущерба, причиненного данными преступ-лениями, на этапе предварительного расследования нередко арест на имущество совершивших его лиц накладывается непосредственно в судебном заседании по хо-датайству прокурора. Как отметил Генеральный прокурор И.В. Краснов, арест имущества предполагается не только в целях возмещения ущерба, но и для обеспе-чения исполнения наказания, в частности, в виде штрафа [4, c. 41-44].
Нельзя оставить без внимания научное обеспечение реализации национальных проектов. На протяжении последних лет увеличивается активное участие Универси-тета прокуратуры Российской Федерации в процесс реализации ежедневной функ-циональной деятельности Генеральной прокуратуры РФ, усиления ее научного обеспечения. Отметим, что ведущими учеными Университета прокуратуры России проводятся фундаментальные исследования по вопросам обеспечения законности при реализации национальных проектов, к их числу относятся: «Прокурорский надзор за исполнением законов при реализации национальных проектов» [5]; «Обеспечение законности при реализации национальных проектов и работа органов прокуратуры»; «Прокурорская проверка исполнения законов: понятие и содержа-ние, поводы и основания, предмет и пределы (теоретический подход)» [6] и др.
В целях должной реализации национальных проектов органами прокуратуры осуществляется их надзорное сопровождение. На постоянной основе ведется работа по выявлению и пресечению нарушений закона при выполнении мероприятий национальных проектов и защите прав граждан. В 2021 г. прокурорами в данной сфере выявлено свыше 61,1 тыс. нарушений в 2020 г. – 45,5 тыс. нарушений. С уче-том значительных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов из бюджетов всех уровней самое пристальное внимание в процессе обеспечения за-конности при реализации нацпроектов прокурорами уделяется выявлению и устра-нению нарушений бюджетного законодательства, а также законов о закупках това-ров, работ, услуг, осуществляемых с целью реализации мероприятий, предусмот-ренных нацпроектами [7].
С использованием информации Росфинмониторинга удалось сохранить от воз-можного хищения около 3 млрд руб., в федеральный бюджет возместить порядка 2 млрд руб., также выявить сговор участников торговых процедур на общую сумму свыше 2,5 млрд руб. Кроме того, по результатам проверок, проведенных прокуро-рами субъектов РФ с использованием материалов финансовой разведки приняты следующие меры реагирования: внесено более 160 представлений; привлечено к административной ответственности более 50 должностных лиц организаций; при-влечено к дисциплинарной ответственности более 20 должностных лиц; исключены из ЕГРЮЛ около 80 юридических лиц [2]. Указанное выше обуславливает необхо-димость глубокого научного осмысления и дальнейшей детальной проработки во-просов организации взаимодействия Росфинмониторинга с Генеральной прокурату-рой России, путем проведения научных исследований с постоянным акцентом на
Чеботарева Г. В., Басов А. В.
подготовку и внедрение в практическую деятельность рекомендаций, направленных на научно-методическое и правовое обеспечение финансовой безопасности.
Список литературы:
- Синюков В. Н. Общая теория права и развитие отраслевых юридических наук // Актуальные про-блемы российского права. 2018. №9 (94). – С. 20.
- Отчет о работе Росфинмониторинга по состоянию на 31 декабря 2021 г. URL: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2022/%D0%B0nnualreport21.pdf
- Ивкова А. В. Проблемы взаимодействия органов прокуратуры с контрольно-надзорными органами при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмы-ванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере // Вестник КГУ. 2014. №3.
- Красникова Е.В. К вопросу о возмещении ущерба от преступлений коррупционной направленности // Современная наука. 2022. №2. С. 41–44.
- Прокурорский надзор за исполнением законов при реализации национальных проектов: информа-ционно-аналитический обзор / Н.Д. Бут, Т.В. Ашиткова, Д.Г. Добрецов, С.Г. Хусяйнова. – М.: НИИ Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2021. – 92 с.
- Амирбеков К.И. Прокурорская проверка исполнения законов: понятие и содержание, поводы и ос-нования, предмет и пределы (теоретический подход) // Российский следователь. 2020. № 2. С. 63–68.
- Обеспечение законности при реализации национальных проектов и работа органов прокуратуры: Научный доклад Н.Д. Бут, Т.В. Ашиткова, Д.Г. Добрецов, Н.А. Игонина, К.В. Камчатов, К.А. Кленина, Е.В. Ступаченко. – М.: НИИ Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2022.
Chebotareva G. V., Basov A. V. Forms of interaction of the federal financial monitoring service with the prosecution general of the Russian Federation // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 429-433.
Annotation. The article analyzes scientific research, the subject of which was various aspects of the inter-action between the Federal Financial Monitoring Service and the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation. It has been established that the need for deep scientific understanding and further detailed study of the issues of organizing interaction between Rosfinmonitoring and the Prosecutor General’s Office of the Rus-sian Federation by conducting scientific research with a constant focus on the preparation and implementation of recommendations aimed at scientific, methodological and legal support of financial security is an important area of scientific research. . In addition, the analysis of the content side of various scientific concepts made it possible to identify a number of problems that require modern scientific understanding and resolution in the field of interaction between the Federal Financial Monitoring Service and the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation. The article discusses the practical aspects of the implementation of certain forms of interaction between the Federal Financial Monitoring Service and the General Prosecutor’s Office of the Rus-sian Federation in the implementation of national projects, in particular «Demography», «Education», etc.
Key words: interaction, activity, legality, provision, legislation, Federal Financial Monitoring Service, General Prosecutor’s Office of the Russian Federation.
Spisok literatury:
- Sinyukov V. N. Obshchaya teoriya prava i razvitie otraslevyh yuridicheskih nauk // Aktual’nye problemy rossijskogo prava. 2018. №9 (94). – S. 20.
- Otchet o rabote Rosfinmonitoringa po sostoyaniyu na 31 dekabrya 2021 g. URL: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2022/%D0%B0nnualreport21.pdf
- Ivkova A. V. Problemy vzaimodejstviya organov prokuratury s kontrol’no-nadzornymi organami pri osushchestvlenii nadzora za ispolneniem zakonodatel’stva o protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma v bankovskoj sfere // Vestnik KGU. 2014. №3.
- Krasnikova E.V. K voprosu o vozmeshchenii ushcherba ot prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti //
Sovremennaya nauka. 2022. №2. S. 41–44.
- Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov pri realizacii nacional’nyh proektov: informacionno-analiticheskij obzor / N.D. But, T.V. Ashitkova, D.G. Dobrecov, S.G. Husyajnova. – M.: NII Un-ta prokuratury Ros. Federacii. 2021. – 92 s.
- Amirbekov K.I. Prokurorskaya proverka ispolneniya zakonov: ponyatie i soderzhanie, povody i osnovaniya, predmet i predely (teoreticheskij podhod) // Rossijskij sledovatel’. 2020. № 2. S. 63–68.
- Obespechenie zakonnosti pri realizacii nacional’nyh proektov i rabota organov prokuratury: Nauchnyj doklad N.D. But, T.V. Ashitkova, D.G. Dobrecov, N.A. Igonina, K.V. Kamchatov, K.A. Klenina, E.V. Stupachenko. – M.: NII Un-ta prokuratury Ros. Federacii. 2022.
.
433