ISSUES OF COMBATING ORGANIZED CRIME
JOURNAL: «SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section CRIMINAL LAW AND PROCESS
Publication text (PDF):Download
UDK: 343.341
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Obolensky Y. B., Sevastopol state university
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-281-285
PAGES: from 281 to 285
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: organized crime, signs of organized crime, counteraction, determinants of organized crime.
ABSTRACT (ENGLISH):
The paper analyzes the authors ‘ opinions on the definition of the concept of «organized crime», as well as measures aimed at countering this phenomenon. The article describes the international normative legal acts that provide for measures to counter organized crime. The author’s position on the definition of this concept, as well as the main measures to counter this phenomenon, is indicated.
Организованная преступность, являет собой один из основных факторов, который определяет характер криминальной ситуации в стране. Она распространяет свое влияние на много сфер деятельности общества, активно внедряется в легальную экономику, имеет стремление проникнуть во властные структуры. Преступная среда пытается накапливать ресурсный и функциональный потенциал, усиливать свою организованность, от разрозненных бандитских групп к интеллектуально и технически обеспеченным, должным образом законспирированным, преступным организациям.
Раскрывая этот вопрос необходимо остановиться на определении понятия «организованная преступность». Необходимо отметить, что среди ученых нет единства мнений относительно определения указанного понятия.
По мнению отдельных авторов организованная преступность в буквальном понимании – это совокупность преступлений, совершенных преступными группами на определенной территории или в определенной отрасли человеческой деятельности [1, с. 9].
А.И. Гуров указывает, что под ней необходимо понимать относительно массовое функционирование устойчивых управляемых сообществ преступников занимающихся совершением преступлений как промыслом, бизнесом и создающих с помощью коррупции систему защиты от социального контроля [2, с. 12].
Отдельные авторы указывают, что организованная преступность представляет собой некий преступный синдикат созданный с целью извлечения прибыли и от легального бизнеса его отличают только способы и методы ее достижения [3].
По мнению В. В. Лунеева, «организованную преступность можно определить как устойчивое объединение лиц, организовавшихся для совместной преступной деятельности в корыстных целях и для достижения контроля (власти) в определенной социальной сфере или на определенной территории» [4].
По нашему мнению, можно дать следующее определение понятию «организованная преступность» – это социальное явление, которое выражается в деятельности преступных объединений, которые характеризуются определенной структурой и правилами поведения, и имеют целью получения незаконных доходов в любой отрасли деятельности общества, нередко с использованием антиобщественных связей с представителями органов власти и управления или правоохранительных органов, с целью укрывательства своей преступной деятельности.
Относительно мер предупреждения целесообразно привести те, которые содержатся в международных актах:
- более тесная согласованность законодательных актов, которые касаются организованной преступности;
- укрепление международного сотрудничества в вопросах оперативной деятельности на уровнях следствия, уголовного преследования и судебного разбирательства;
- внедрение методов и основных принципов для международного сотрудничества на региональном и мировых уровнях;
- разработка международных соглашений по борьбы с организованной транснациональной преступностью;
- принятие мер относительно предупреждения отмывания денег и борьбы с этим явлением, а также борьбы с использованием преступных достижений;
- принятие мер к предупреждению расширения операций организованных преступных групп;
- содействие внедрению в жизнь региональных стратегий;
- предоставление государствами взаимной помощи в борьбе с организованной преступностью;
- обеспечение необходимой координации мер по двустороннему и многостороннему техническому сотрудничеству;
- в соответствии с запросами, развивать техническое содружество и содействовать ее развитию;
- организация специальных учебных курсов для сотрудников полиции, прокуроров, судей и всех тех должностных лиц, которые обеспечивают техническую поддержку следственным органам;
- сбор, анализ и обмен информацией о преступных организациях [5];
- содействие разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе публичных и соответствующих частных организаций;
- предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, которые проводятся публичными органами, а также субсидиями и лицензиями;
- сотрудничество государств-участников, в соответствующих случаях, одно с другим, и с соответствующими международными и региональными организациями в разработке и содействии принятию мер, указанных выше [6].
Целесообразно отметить, что, по мнению отдельных авторов, которые исследуют вопросы возникновения организованной преступности отмечают, что ее детерминантами (особенно транснациональной) являются пробелы в Международном праве (его несовершенство), а также отсутствие:
- геополитического подхода к феномену организованной преступности;
- данных системного и структурно-функционального анализа об организации и управлении координацией преступной деятельность в мировых масштабах;
- анализу ее финансовых и политических возможностей в региональном масштабе;
- ясность о степени ее влияния на внешний и внутренний рынки;
- гибких технологий координации процессов реализации международных механизмов применения права к организованной преступности, как в системе в целом, так и к ее отдельным модулям по месту их выявления и документирования преступной деятельности [7, с. 12].
Также необходимо указать, что среди ученых, которые занимаются исследованием этой проблематики, нет единства мнений относительно мер противодействия организованной преступности.
Отдельные авторы отмечают, что эффективными мерами борьбы с организованной преступностью являются: усовершенствование профессиональной подготовки юристов, путем ввода специальных дисциплин по противодействию организованной преступности; расширение международного сотрудничества в указанной сфере; выступление с инициативой о создании международной организации по борьбе с транснациональной организованной преступностью [8, с. 258].
По мнению некоторых авторов мерами предупреждения организованной преступности являются: объединение сил общества и государства в борьбе с данным явлением, так как необходимы совместные действия, а не только работа одних силовых структур. Следует отметить, что на общегосударственном уровне возможно эффективное воздействие на причины организованной преступности. Они находятся в социальной, политической, экономической, нравственной и духовной сферах; борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков; предупреждение коррупции; контроль за финансовой сферой и игорным бизнесом; слаженная работа правоохранительных органов и государственных служб. При этом каждая структура должна четко выполнять свои функции; координация работы полицейских служб разных стран. Сотрудничество с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол), с правоохранительными органами стран СНГ и другими организациями; высокий профессионализм сотрудников, а также отлаженная государственная система их социальной поддержки и защиты; профилактическая работа с осужденными, которые являются активными членами преступных сообществ и группировок; усовершенствование поощрительных мер для лиц, которые добровольно выходят из преступных организаций и прекращают преступную деятельность; научное и пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Средства массовой информации должны формировать общественное мнение в соблюдении всеми основных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются международным сообществом [9, с. 126].
Учитывая вышеуказанное, по нашему мнению, на современном этапе необходимо осуществление следующих мер противодействия организованной преступности:
- привлечение представителей соответствующих органов, которые непосредственно осуществляют борьбу с объединениями, являющими проявлением организованной преступности, к разработке нормативных правовых актов, направленных на борьбу с указанным явлением;
- внесение изменений в уголовное законодательство, относительно усиления ответственности за создание и деятельность организованных преступных объединений;
- повышение механизма реализации антикоррупционных действий, в частичности совершенствования законодательной базы в этой сфере;
- комплектование подразделений, деятельность которых направлена на пресечение деятельности и создания указанных объединений, наиболее опытными сотрудниками;
- усовершенствование системы подготовки молодых специалистов, путем ориентации на противодействие созданию и деятельности указанных объединений;
- осуществление мер, которые направлены на проведение более тщательных проверок при регистрации и деятельности уже существующих общественных объединений;
- увеличение количества мер, направленных на повышение уровня развития и воспитания молодежи, в частности проведения различных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение преступности среди молодежи в учебных заведениях;
- активизация усилий соответствующих учреждений, в том числе и высших учебных заведений, на разработку предложений и их научное обоснование относительно противодействия организованной преступности.
REFERENCES
- Malozhon A. Souchastie v prestuplenii / A. Malozhon // YUridicheskaya konsul’taciya. – 2004. – № 6. – S. 9-12.
- Gurov A.I. Organizovannaya prestupnost’, ne mif a real’nost’ : (Social., pravovye i kriminol. aspekty bor’by s organiz. prestupnost’yu) : Posobie dlya slushatelej nar. un-tov. – M. : Znanie, 1992. – 79 s. ISBN 5-07-000964-8
- Gilinskij YA.I. Kriminologiya: teoriya, istoriya, empiricheskaya baza, social’nyj kontrol’ : Monografiya. – 3-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. – SPb: Alef-Press, 2014. – 574 s.
- Organizovannaya prestupnost’ / Pod red. A.I. Dolgovoj, S. B. D’yakova. – M : Izd. Kriminologicheskaya associaciya. – 1996. – 326 s.
- Neapol’skaya politicheskaya deklaraciya i Global’nyj plan dejstvij protiv organizovannoj transnacional’noj prestupnosti. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decl_organizedcrime.shtml (data obrashcheniya 15.02.2021).
- Konvenciya OON Protiv transnacional’noj organizovannoj prestupnosti. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (data obrashcheniya 15.02.2021).
- Kroshko V. Bor’ba s terrorizmom – s chego nachat’? / V. Kroshko // S mesta proisshestviya. – 17-23 marta 2006. – № 11. – 16 s.
- SHakir’yanov M.M. Protivodejstvie organizovannoj prestupnosti: rossijskij i zarubezhnyj opyt / M.M. SHakir’yanov // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. – 2018. – № 2 (32). – S. 254-259.
- Koshelyuk B.E. Profilaktika organizovannoj prestupnosti: osnovnye problemy / B.E. Koshelyuk // Pri-kladnaya yuridicheskaya psihologiya. – 2016. – № 4. – S. 124-126.