УСТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНЫХ НОРМ ВЫРАБОТКИ И ОПЛАТЫ ТРУДА ГРУЗЧИКОВ В СССР В 1940 Г.

 

THE ESTABLISHMENT OF UNIFORM STANDARDS FOR THE PRODUCTION AND REMUNERATION OF MOVERS IN THE USSR IN 1940

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF):Download

UDK: 346.6

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Klimenko E. P., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-67-73

PAGES: from 67 to 73

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: loading and unloading operations; order, position, production, remuneration, loaders.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article deals with the establishment of uniform standards for the production and remuneration of movers in the USSR in 1940. It is indicated that until 1940, due to departmental disunity, there were no uniform production standards in the country, since they were set independently by each department, organization. It happened that in one port for the same work there were different standards of production and remuneration, which led to staff turnover. The beginning of standardization on a national scale was laid with the adoption in 1939 of the technical minimum for work producers and foremen of movers. June 2, 1940 The Economic Council of the Council of People’s Commissars of the USSR adopted Resolution No. 762 «On uniform standards of production and remuneration for loading and unloading operations». In the execution of this order of the highest authorities, on June 16, 1940, Order No. 612 was published by the People’s Commissariat of Procurement of the USSR «On uniform standards of production and remuneration for loading and unloading operations», which became the basis for regulating such types of work throughout the country.

Changes to this document were made after the Great Patriotic War, under the influence of wartime conditions.

Одной из мало исследованных проблем при изучении правового регулирования погрузочно-разгрузочных операций в торговых портах СССР в довоенный период, как и погрузочно-разгрузочных операций на различных видах транспорта (речном, железнодорожном, автомобильном, гужевом), как и специфика возникающих в ходе их реализации трудовых отношений все еще остаются мало исследованы в отечественной историко-правовой литературе, истории трудового права.

В тоже время, можно отметить следующий известный факт. Длительное время подобного рода отношения регулировались внутриведомственными нормативно-правовыми актами, возможно за исключением основных направлений трудовых отношений, для регуляции которых действовал КЗОТ 1918 г. [1], который заложил основы советского трудового права периода гражданской войны и военного коммунизма, а с внедрением с 1921 г. новой экономической политики (НЭП), в 1922 г. был принят новый трудовой кодекс [2].

Однако именно из-за того, что погрузочно-разгрузочные работы производились в рамках правового регулирования того или иного наркомата, ведомства, а также в различных климатических условиях, при использовании (или без использования) средств механизации, единых норм выработки на погрузочно-разгрузочных работах не существовало.

Основной причиной такой ситуации, очевидно, служили достаточно частые преобразования (слияние и разделение ведомств), изменения их структуры и т.п. в 1920-1930-х гг. В тоже время, достаточно часто возникала ситуация, когда в одном и тоже городе, а иногда и в рамках одного и того же порта, за аналогичную работу грузчики получали совершенно различные зарплаты, что вызывало не только не понимание и удивление, но и значительную текучесть рабочей силы. Подобные факты никак не способствовали установлению как стабильной работы самих предприятий, так и успешной организации погрузочно-разгрузочных работ.

Отдельные ведомства производили попытки ввести единые нормы. В частности, нам удалось найти соответствующие инструкции, расценки и правила Экспортлеса [3]. Данный документ содержит: «Правила премирования грузчиков и стивидоров бирж круглого леса» [3, c. 15]; «Инструкция для бригад грузчиков на лесоэкспортных биржах Экспортлеса» [3, c. 6-10]; «Нормы расценки для бригад грузчиков пилотоваров» [3, c. 11]; «Правила премирования грузчиков и стивидоров пилотоваров» [3, c. 12-14].

Следует указать, что подобная ситуация продолжалась вплоть до конца 1930-х гг. Однако уже в 1939 г. был сделан важный шаг в деле унификации отдельных норм при производстве погрузочно-разгрузочных работ – издан «Технический минимум для производителей работ и бригадиров грузчиков» [4], который, однако, не сумел решить всех стоящих в данной отрасли труда проблем, а 2 июня 1940 г. Экономический совет при СНК Союза СССР принял постановление №762 «О единых нормах выработки и оплате труда на погрузочно-разгрузочных работах».

Данным документом:

1) утверждались единые нормы выработки, тарифные ставки заработной платы и положение об оплате труда на погрузо-разгрузочные работа, разработанные ВЦСПС с участием наркоматов и организаций, производящих погрузочно-разгрузочные работы;

2) устанавливалось, что единые нормы выработки, тарифные ставки и система оплаты труда на по погрузочно-разгрузочных работах обязательны для народных комиссариатов путей сообщения, речного флота, морского флота, народного комиссариата заготовок; организаций, входящих в систему Всекомпромсовета, и всех других организаций, выполнявших погрузо-разгрузочные работы на договорных началах независимо от того, выполнялись ли эти работы на станциях железных дорог, в морских портах и на речных пристанях;

3) все остальные народные комиссариаты, производящие погрузо-разгрузочные операции своими средствами, обязывались привести действующие на их предприятиях нормы выработки, тарифные ставки и системы оплаты труда в соответствие с утвержденными с данным постановлением едиными нормами, тарифными ставками и системой оплаты труда и ввести их по согласованию с ВЦСПС в действие не позднее 1 августа 1940 г.;

4) единые нормы выработки, тарифные ставки и положение об оплате труда на погрузо-разгрузочные работы вводились в действие с 15 июня 1940 г.;

5) в тоже время, при применении на погрузо-разгрузочных работах новых приспособлений, механизмов, повышающих производительность труда, пользоваться едиными нормами запрещалось, а в этих случаях предписывалось устанавливать местные повышенные нормы выработки и подсчитанные на их основе сдельные расценки по соглашению с соответствующим ЦК профсоюза.

Пересмотр единых норм выработки в сторону их понижения запрещался;

6) в тех случаях, когда действующие в отдельны организациях и предприятиях местные нормы выработки на погрузочно-разгрузочные работы превышали единые нормы и выполняются, следовало сохранить действующие нормы.

Однако, сдельные расценки на эти нормы полагалось определять по новым тарифным ставкам;

7) НКПС, Наркомречфлот, Гаркомморфлот и Всекопросовет, по согласованию с соответствующими ЦК профсоюзов, обязывались, применительно к единым нормам выработки пересмотреть местные нормы выработки на переработку грузов, не предусмотренных в единых нормах выработки.

Новые тарифные ставки для указанных выше работ следовало ввести одновременно с введением пересмотренных норм выработки;

8) Прокурору СССР и Наркомюсту СССР предлагалось дать указания соответствующим органам о привлечении к уголовной ответственности руководителей организаций, уклоняющихся от применения единых норм выработки, тарифных ставок и системы оплаты труда на погрузо-разгрузочных работах, а также всех допускающих отклонения от них;

9) Кроме того, постановление обязывало издать в месячный срок единые нормы выработки и положение об оплате труда тиражом, обеспечивающим потребность всех наркоматов и организаций, производящих погрузо-разгрузочные работы:

а) Народный комиссариат путей сообщения на погрузо-разгрузочные работы;

б) Народный комиссариат речного флота по работам на речном флоте;

в) Народный комиссариат морского флота по работам на морском флоте;

10) все наркоматы, производящие погрузо-разгрузочные работы, обязывались разработать и ввести с 25 июня 1940 г. технические правила переработки грузов, обеспечивающих сохранность грузов и предотвращение их от порчи;

11) комиссариаты путей сообщения, речного флота, морского флота, заготовок и Всекопромсвет совместно с ВЦПСС обязывались организовать на местах изучение результатов, утвержденных этим постановлением норм выработки на погрузо-разгрузочные работы и предоставить в Экономсовет при СНК СССР отчет к 1 января 1941 г. [5, c. 3].

Во исполнения данного распоряжения высших органов власти, уже 16 июня 1940 г. был опубликован приказ № 612 по народному комиссариату заготовок СССР «О единых нормах выработки и оплате труда на погрузо-разгрузочных работах».

В нем, кроме прочего, указывалось, что установленные еще в 1936 г. и действовавшие до данного приказа на предприятиях системы Наркомзага нормы выработки и сдельные расценки на погрузо-разгрузочные работа уже не соответствовали возросшему уровню освоения техники и организации работ и нередко тормозили дальнейший рост производительности труда.

Все возрастающий объем механизированных работ на погрузке-выгрузке и наиболее эффективное использование увеличивающегося парка механизмов не стимулировалось действующими нормами выработки и расценками.

Кроме того, множество расчетных ставок и наличие в других организациях различных норм выработки и расценок на одни и те же виды погрузо-разгрузочных работ вызывали, как уже указывалось, текучесть рабочих-грузчиков, искусственное повышение расценок за счет всевозможных незаконных доплат и приписок, что в результате приводило к систематическому перерасходу фондов зарплаты и не стимулировало роста производительности труда.

Исходя из этих установок, с целью «решительного устранения имеющихся недостатков в организации труда и зарплаты на погрузо-разгрузочных работах, коренного улучшения в организации и проведении этих работ, а также ликвидации текучести рабочих-грузчиков, в соответствии с постановлением Экономического Совета при СНК СССР от 2 июня 1940 г. №762 «О единых нормах выработки и оплате труда на погрузо-разгрузочных работах», в своем приказе, заместитель народного комиссара заготовок СССР Клавдий Петрович Субботин предписал ввести в действие с 1июля 1940 г. положение об оплате труда рабочих на погрузо-разгрузочных работах единые нормы выработки и расценки на основные погрузо-разгрузочные работа на всех предприятиях, элеваторах, пунктах и базах Наркомзага (п. 1).

Согласно постановлению Экономсовета, установленные нормы и расценки стали обязательными и не могли меняться в сторону снижения норм; при применения на погрузо-разгрузочных работах новых механизмов или приспособлений, повышающих производительность труда, пользование едиными нормами выработки запрещалось, а новые повышенные нормы выработки следовало устанавливать на месте методом технического нормирования и вводить в действие по утверждению начальников главков (объединений) и согласованию с ЦК профсоюзов (п. 2); действующие же на момент издания приказа местные нормы выработки на погрузо-разгрузочные работы, которые превышали единые нормы и выполнялись рабочими следовало сохранить. Сдельные расценки на такие работы определялись исходя из новых тарифных ставок (п. 3).

Начальникам главных управлений и объединений в 2-месячный срок, по согласованию с ЦК профсоюзов, предлагалось установить нормы выработки и расценки на прочие погрузо-разгрузочные работы, не предусмотренные едиными нормами и расценками.

Новые тарифные ставки для рабочих, занятых на указанных работах, предписывалось применять одновременно с введением новых норм выработки (п. 4), в тоже время, единые нормы выработки и расценки вводились в пределах утвержденных фондов зарплаты на 1940 г. (п. 5), вряд ли на них рассчитанных.

В связи с этим управляющим конторами, директорам трестов, предприятий, элеваторов, пунктов и баз предлагалось «провести борьбу за полную ликвидацию всех непроизводительных работ и операций, особенно на внутрискладских (внутрипунктовых) перемещениях, за недопущение нарушений единых норм, расценок и производства различных незаконных доплат и приписок» (п. 6); а также следовало установить порядок, по которому оплата за произведенные погрузо-разгрузочные работы могла производится только после утверждения нарядов (рабочих листков) директором или его заместителем (п. 7).

Начальникам главных управлений, объединений, управляющими конторами и директорам трестов предписывалось установить систематический контроль за правильным применением единых норм и расценок на погрузо-разгрузочные работы, обязав ревизорско-бухгалтерский и диспетчерский аппарат выявлять случаи нарушений, а конкретных виновников привлекать к ответственности (п. 8).

Бухгалтерам предприятий, элеваторов, пунктов и баз, ревизорам и диспетчерам контор и трестов о всех обнаруженных ими случаях нарушения норм и расценок следовало докладывать лично Субботину, через отдел рабочих кадров и зарплаты Наркомзага для привлечения виновных к соответствующим видам ответственности (п. 9).

Начальнику отдела рабочих кадров и зарплаты Гольштейну и начальнику сектора учета и отчетности Петрову предписывалось в двухдекадный срок ввести формы по учету выполнения норм выработки на погрузо-разгрузочных работах (п. 10).

В свою очередь, начальникам главных управлений и объединений, управляющими конторами и директорам трестов следовало: а) организовать инструктаж работников по организации труда и расчетам зарплаты по применению единых норм и расценок; б) полностью укомплектовать штат нормировщиков и экономистов по труду, считая их основной задачей правильное применение единых норм и расценок, а также полное нормирование всех работ на предприятии (п. 11) [5, c. 4].

Естественно, что все действующие до этого приказа нормы выработки на погрузо-разгрузочные работа, за исключением норм, оговоренных в пп. 3 и 4 данного приказа, с введением единых норм и расценок отменялись (п. 12).

Начальнику главных управлений и объединений следовало к 20 августа 1940 г. представить отчет о введении единых норм и расценок (п. 13), а уже упоминаемому выше начальнику отдела рабочих кадров и зарплаты Гольштейну совместно с главными управлениями, объединениями и центральными комитетами профсоюза мукомолов следовало организовать изучение результатов применения единых норм выработки на погрузо-разгрузочные работы, представив программу работ Субботину на утверждение в двухдекадный срок (п. 14); ему же предписывалось к 1 июля представить на утверждение программу работ и смету по разработке единых норм и расценок на подвозку зерна на зерноочистительных машинах и внутрискладские операции с хлебными грузами  (п. 16).

Для проведения инструктажа и оказания практической помощи по внедрению единых норм и расценок, было принято решение командировать на места 10 работников наркомата, главков и объединений сроком на 15 дней (п. 15).

В завершение своего распоряжения К. П. Субботин предупредил управляющих конторами, директоров трестов, предприятий, элеваторов и баз, что за нарушение единых норм и расценок, а также перерасход фондов заработной платы он будет привлекать виновных «к строжайшей ответственности» (п. 17).

С введением во всех отраслях народного хозяйства единых норм и расценок на погрузо-разгрузочные работы устраняется основная причина текучести кадров грузчиков – различные условия и уровень оплат труда.

Одновременно с выше рассмотренными приказами было издано «Положение об оплате труда на погрузо-разгрузочных работах» [5, c. 6]; «Общая (инструктивная) часть к нормам выработки и расценкам [5, c. 9]; таблица приведения уклонов к горизонтальному пути [5, c. 12], а также «Таблицы норм выработки и расценок».

Последний документ состоял из следующих разделов:

Раздел 1. Вагонные работы;

Раздел 2. Речные судовые работы.

Раздел 3. Морские судовые работы.

Раздел 4. Работы на автогужтранспорте.

Формы наряда на производство работ.

В завершение настоящего исследования следует также указать, что аналогичные приказы, с соответствующими изменениями, были опубликованы для всех климатическо-часовых поясов [6-9]. Кроме того, опираясь на произведенные уже реформы, в этом же, 1940 г. было введено в действие «Типовое положение о диспетчерском руководстве погрузо-разгрузочными работами морского порта» [10].

Указанные нормы действовали вплоть до активизации боевых действий Великой отечественной войны, когда были дополнены и изменены [11-13].

REFERENCES

  1. The Labor Code of Laws. The collection of Laws and Orders of the workers ‘and peasants’ Government of the RSFSR. 1918; No. 87-88. St. 905.
  2. The collection of Laws and Orders of the workers ‘and peasants’ Government of the RSFSR. 1922; No. 70. St. 903.; The decree of the VTSIK from 09.11.1922 «On the introduction of the Code of Labour Laws of the R. S. F. S. R. ed. 1922» (along with «the Code of Laws on Labour of R. S. F. S. R.»).
  3. Manual for teams. Prices and rules for awarding movers of the Export section. Arkhangelsk, 1931. 15 p.
  4. L. A. Kogan, I. S. Morderer. Technical minimum for work producers and foremen of cargo carriers. M.: 1939. 179 p.
  5. Uniform production standards and prices for loading and unloading operations. The first tariff zone. Moscow: Zagotizdat, 1940. 36 p.
  6. Uniform production standards and prices for loading and unloading operations. The second tariff zone. Moscow: Zagotizdat, 1940. — 36 p.
  7. Uniform production standards and prices for loading and unloading operations. The third tariff zone. Moscow: Zagotizdat, 1940. — 36 p.
  8. Uniform production standards and prices for loading and unloading operations. The fourth tariff zone. Moscow: Zagotizdat, 1940. — 36 p.
  9. Uniform production standards and prices for loading and unloading operations. The fifth tariff zone. M.: Zagotizdat, 1940. — 36 p.
  10. Standard regulation on dispatching management of loading and unloading operations of the seaport. M.: Gosmorizdat, 1940. 17 p.
  11. Changes to the uniform norms and prices for loading and unloading operations. Moscow: Zagotizdat, 1943. 102 p.
  12. Unified unified production standards and prices for the main and auxiliary production of Glavazcherrybprom enterprises for loading and unloading processing and cleaning of fish products. Kerch, 1941, 71 p.
  13. N. V. Shankarenko. Techminimum of the foreman of loaders of grain cargo. M.: Zagotizdat, 1942. 46 p.
Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login Cherry188 Slot Pulsa Login Cherry188 Slot Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login macaoslot official cherry188 official cherry188 pusat gacor isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin link alternatif interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam