FACTORS, CAUSES AND CONDITIONS FOR THE FORMATION OF EXTREMIST BEHAVIOR AMONG YOUNG PEOPLE
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW
Publication text (PDF):Download
UDK: 377 (799.31)
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Chunosov M.A., Taranin M.A., Crimean Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-169-173
PAGES: from 169 to 173
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: youth, extremism, delinquent behavior, ideology, factors, causes, conditions, prevention.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article deals with the peculiarities of the manifestation of extremism among young people. It is noted that modern youth is not ready for both economic and social upheavals, which leads to spontaneous protests and aggressive forms of behavior, the extreme of which is extremism. It is noted that extremist manifestations among minors can be attributed to acts of delinquent behavior. It is argued that the study of the process of formation of extremist ideology in the youth environment should be complete and comprehensive, if its integral, differential and dynamic characteristics are considered. The article describes the social, cultural and communication factors that influence the spread of extremist ideology. Attention is focused on socio-political, socio-demographic, socio-cultural and socio-psychological reasons. Personal, socio-pedagogical and situational conditions for the formation of extremist behavior of young people are shown. It is concluded that understanding the peculiarities of determining extremist behavior of young people makes it easier to plan preventive measures and predict a surge in the number of extremist offenses among young people.
Одной из социальных проблем, которые существуют в современном обществе, является проблема экстремизма. Попытка раскрытия понятия «экстремизм» является междисциплинарной проблемой, носит дискуссионный характер, в зависимости от парадигмы научных направлений (юридической, психолого-педагогической, социологической и др.). Попытки осмысления экстремизма как социального феномена предпринимали такие отечественные исследователи, как С. Боровая, Д. Брайко, С. Буткевич, А. Быба, И. Вехов, Т. Гаврилова, А. Григорьева, А. Гузенко, И. Добаев, Т. Дьячкова, В. Жученко, Л. Заика, А. Кашкаров, С. Кубинец, Е. Кубякин, Н. Лушникова, А. Лысенко, Д. Некрасов, Э. Паин, А. Померлян, Р. Райзберг, Д. Саенко, А. Сериков, Е. Ткач, П. Томникова, А. Хоровинников и др. В юридических науках, проблема экстремизма рассматривается с точки зрения нарушения норм права. В психолого-педагогических науках экстремизм рассматривается как одна из форм отклоняющегося поведения, в социологических науках, как следствие наличие межкультурных противоречий. Во избежание продолжения научной дискуссии в рассмотрении данного социального феномена, в нашей работе, мы будем придерживаться обобщенного понимания «экстремизма», как приверженности к крайним взглядам и мерам, имеющим политические основания [1].
Между тем, если ранее экстремизм ассоциировался лишь с политическими процессами, то сегодня мы можем говорить об экстремизме как следствии межкультурных, межрасовых взаимодействий, которые воплощают систему определенных культурологических, генотипических и фенотипических признаков, которые в совокупности с религиозными особенностями формируют систему ценностей, традиций, мировоззренческих позиций, определяют черты материальной и духовной культуры, как ответ на глобализационные процессы унификации, и, таким образом, экстремистская деятельность рассматривается как попытка сохранения своей культуры, предотвратив, таким образом, процесс ассимиляции. Культурологический аспект, сформулированный выше, подтверждает и то, что, если исходить из перечня, представленного в Федеральном законе № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности», большая часть обозначенных в ФЗ деяний имеет прямое или косвенное отношение к межкультурным и межнациональным взаимодействиям [2].
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что мировая научная мысль формирует понятие экстремизма как комплекс действий, направленных на насильственное изменение политических и социальных основ жизнедеятельности общества, как фактор дестабилизации социальных отношений, который приводит к деградации общества в целом.
Особо подверженными к экстремистским идеям является молодежь. В современном обществе проблема распространения экстремизма среди молодёжи анализируется в рамках различных научных подходов, прежде всего юридических, психолого-педагогических, социологических и др. наук.
В настоящее время в различных регионах мира активизировалась противоправная деятельность экстремистских организаций, имеющих рациональную и иррациональную формы. Молодёжным экстремистским организациям присуща иррациональная форма проявления, базирующаяся на поведенческих актах логически трудно объяснимых (спортивный фанатизм, вандализм, движение скинхедов). Для зарубежных стран проблема экстремистских проявлений в молодёжной среде более актуальна и значима в сравнении с Россией. В основе идеологии молодёжных экстремистских организаций лежит ненависть к иностранцам, всё большую силу набирает движение бритоголовых, усиливаются экстремистские настроения. Антиобщественная природа экстремизма по идеологическому содержанию и противоправности по смыслу, является разновидностью сепаратизма, целью которого является политико-территориальное обособление для конкретно-определённой этнической или религиозной общности, вопреки интересам других этнических и конфессиональных групп [3].
Является очевидным, что возникновение и распространение экстремизма в молодёжной среде определены историческими предпосылками, что выводит на первый план проблему её детерминации. В нашей работе мы сделаем акцент на психолого-педагогическом аспекте детерминации экстремизма среди молодёжи. Принятие идеологии экстремизма приводит к формированию у молодых людей девиантного (отклоняющегося) поведения. Криминализация обществом «экстремизма» как противоправного деяния (ст. 20.3 КоАП РФ, ст. 20.29 КоАП РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ, ст. 282 УК РФ, 280) [4, 5]. Позволяет утверждать, что экстремистские проявления в среде несовершеннолетних можно отнести к актам делинквентного поведения.
Под делинквентным поведением мы понимаем такое поведение несовершеннолетних, при котором они совершают «противоправные поступки», которые имеют внешние признаки «правонарушений», но за которые они не могут нести юридическую ответственность в силу того, что у них не наступило состояние юридической «дееспособности». «Делинквентное поведение» состоит из «делинквентных поступков» (актов), и всегда конкретизировано [6].
Анализ научных трудов (Д. Брайко, А. Быба, А. Григорьева, А. Гузенко, И. Добаев, Т. Дьячкова, В. Жученко, Л. Заика, С. Кубинец А. Померлян, Н. Лушникова, Д. Саенко, П. Томникова, и др. и др.) позволяют утверждать, что большинство авторов, при описании особенностей детерминации отклоняющегося поведения, используют такие термины как «фактор», «причина» и «условия».
Анализ научных трудов позволяет нам выявить факторы формирования, влияющие на распространение экстремисткой идеологии, которые делятся на социальные, культурологические и коммуникационные группы факторов. К социальной группе факторов мы относим: обострение социальной напряженности, трудности в реализации на рынке труда, проблемы социального неравенства и др. К культурологическим факторам целесообразно отнести: деформация ценностных ориентаций, «внедрение» в традиционную культурологическую сферу деструктивных ценностей, радикализация религиозных течений, рост националистических настроений и др. К коммуникационной группе факторов целесообразно отнести использование сети Интернет для пропаганды экстремистских идей, моделей поведения и др.
Следует отметить, что факторы распространения идеологии экстремизма являются теми предпосылками, которые оказывают влияние на его формирование, но не порождают его практическую реализацию – акт экстремистского поведения т.е между экстремистским поведением и факторами, которые его формируют, нет жесткой динамической связи. Существование таких связей не сразу и не всегда ведут к тому, что молодые люди примут экстремистскую идеологию и будут совершать проступки экстремистской направленности. Однако чем больше будет присутствовать факторов, тем более вероятно возникновение делинквентного поведения.
Между тем, необходимо учитывать, что принятие экстремисткой идеологии, происходит в результате действия причин, а не факторов. Признаком действия причины является ее способность порождать следствие. Именно причины предопределяют появление последствий, при этом они всегда имеют специфическую направленность, происходят по времени, и характеризуются необратимостью.
Причины формирования делинквентного поведения нами обобщены в социально-политическую, социально-демографическую и социально-культурологическую и социально-психологические группы.
Социально-политические: кризис доверия граждан к политикам; непонимание, неприятие политического курса государства; сепаратистские тенденции, которые проявляются в установке на создание независимого теократического государства по конфессиональному признаку; финансовая поддержка зарубежных организаций; пропаганды идеологии, проповедующей насилие через Интернет и др. К социально-демографическим причинам распространения экстремисткой идеологии мы относим: активизацию миграционных процессов населения, неоднородность общества; восприимчивость отдельных групп населения к насилию; нарастание внутренней неприязни к мигрантам. Социально-культурологические причины проявляются в: усилении влияния фундаменталистических идеологий, подавлении прав национальных меньшинств со стороны доминирующей нации; усилении влияния этнических меньшинств в обществе и др. К социально-психологическим причинам целесообразно отнести: невозможность индивидом достичь высоко статусных целей в группе; неадекватную социализацию; наличие социальных ограничений; социальное одиночество; неприятие личности обществом; не разделение обществом взглядов человека; негативное влияние ближайшего окружения, привлечение к экстремистской деятельности взрослыми, подстрекательство со стороны сверстников и др.
Причина вызывает к жизни следствие, однако, экстремистское поведение может развиться только при наличии определенных «условий». Влияние условий направлено не на акт проявления экстремистского поведения, а на причину его возникновения. Изменение условий, может препятствовать формированию экстремистской идеологии. В целом, условия определяют лишь конкретную внешнюю форму его формирования и реализации.
Условия появления экстремистского поведения могут иметь как личностный, так и социально-педагогический и ситуационный характер. Личностные условия формирования экстремистского поведения носят индивидуально-психологический характер, к ним можно отнести: не развитость высших чувств (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким); глубокую деформацию нравственных ориентации и установок; отсутствие или недостаточность правовых знаний; низкий уровень образования; слабое развитие волевой сферы; недостаточное развитие коммуникативных навыков; недостаточной развитости психической саморегуляции; неадекватная самооценка (завышенная или заниженная); недостаточный нравственный контроль поведения, нарушение контролирующей функции «Эго»; проблемы в развитии познавательных процессов; наличие опыта противоправных действий (идеального или непосредственного) и др. Социально-педагогические условия: недостаточное правовое информирование граждан об экстремистской деятельности; отсутствие специальной либо недостаточный уровень подготовки субъектов, которые осуществляют профилактику экстремизма; недостаточное развитие организованный инфраструктуры досуга (отсутствие либо недоступность спортивных секций, кружков, студий) и др. Ситуационные условия – характеризуют внешнюю среду и обстановку которые могут стимулировать появление намерения, удовлетворить потребность экстремистской моделью поведения.
Таким образом, экстремизм является актуальным деструктивным социальным явлением, которое требует комплексного, глубокого исследования. Изучение процесса формирования экстремистской идеологии в молодёжной среде, должно быть полным и всесторонним, если происходит рассмотрение его интегральных, дифференциальных и динамических характеристик. Исходя из вышеизложенного, нами выделены социальные, культурологические и коммуникационные факторы, влияющие на распространение экстремистской идеологии. Также акцентировано внимание на социально-политических, социально-демографических, социально-культурологических и социально-психологических причинах, а также личностных, социально-педагогических и ситуационных условиях, приводящих к формированию экстремистского поведения. В целом, понимание особенностей детерминации экстремистского поведения молодёжи, облегчает планирование профилактических мероприятий и прогнозирования всплеска количества правонарушений экстремистской направленности среди молодёжи.
REFERENCES
- Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. – M., 1993. S. 942.
- On countering extremist activities: the Federal law of 25 July 2002 No. 114-FZ // meeting of the legislation of the Russian Federation, 2002. – No. 30. – St. 1
- Countering extremism and terrorism in the Crimean Federal district: problems of theory and practice. Monograph. — Simferopol / ed. S. A. Butkevich. 2015. 328 p.
- Comments on the Criminal Code of the Russian Federation / [S. A. Bozhenok, Yu. V. Gracheva, L. D. Ermakov, etc.] / ed. A. I. Rarog. — Moscow: Prospekt, 2014 – — 960 p.
- The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses. — Moscow: Prospekt. 2019 – — 720 p.
- Chunosov M. A. Theoretical analysis of the category «delinquent behavior» / / Bulletin of the Academy of Knowledge. 2013 No. 4. pp. 154-159.