DIRECTIONS OF STATE-LEGAL REGULATION OF TOURISM ACTIVITIES
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section CIVIL LAW; BUSINESS LAW; FAMILY LAW; PRIVATE INTERNATIONAL LAW; CIVIL PROCEDURE; LABOR LAW; SOCIAL SECURITY LAW
Publication text (PDF): Download
UDK:347
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Sachenok L. I. Zmerzlij B.V., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-1-289-303
PAGES: from 289 to 303
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS:tourism activity, strategy, regulation, anti-crisis programs, citizens rights.
ABSTRACT (ENGLISH):
Russia has a huge potential for the development of domestic and inbound tourism. The strategy for the de-velopment of tourism in the Russian Federation for the period up to 2025 puts the maximum implementation of these types of tourist activities as a priority. The development of tourism is also an incentive for such sectors of the economy as trade, construction, agriculture, utilities, transport, communications. Tourism, as such, contributes to strengthening the physical and spiritual health of citizens, enriching knowledge about the world around them, helps to understand and accept foreign culture, traditions, and customs. In this regard, the author conducted a study, studied the goals and principles of the main regulatory legal acts at the federal and regional levels that regulate the tourist activity of the Russian Federation and identified problematic aspects. The author has developed ways and methods of solving problems and prospects for the development of legal regulation of tourist activities in the Russian Federation.
В настоящее время туристская сфера деятельности выходит на качественно новый уровень. Государство разрабатывает программы по реализации планов развития и совершенствования туристической отрасли, постепенно увеличивает финансирование и усиливает безопасность российских и иностранных граждан, как в нашей стране, так и за её пределами.
Основными целями государственного регулирования являются положения, выполнению которых служат все нормативно – правовые акты Российской Федерации. Это могут быть обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и других прав при осуществлении путешествия, охрана и защита окружающей среды и развитие международного сотрудничества, также сюда можно отнести увеличение количества рабочих мест, рост дохода государства и сохранение, и развитие туристических ресурсов.
Государственное регулирование туризма – значительный компонент в экономике страны. Регулирование туристической деятельности в нашей стране базируется на принципах законности, справедливости и добросовестности сторон гражданско–правовых отношений. Ему посвящена глава в ФЗ «Об основах туристской деятельности».
Практически все эксперты туристической сферы считают, что туризм – это сложная система и для её развития необходимо слаженное взаимодействие органов государственной власти. Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, на законодательном уровне содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития, определяет и поддерживает приоритетные направления в этой сфере [8].
Государственные интересы и международная конкуренция – основные причины, которые требуют внимания государственных органов в регулировании туристской сферы. Если государство будет разумно принимать решения, то это привлечет не только инвестиции, но и изменит к лучшему образ Российской Федерации.
Координирующими органами являются Президент РФ и Правительство РФ.
В Российской Федерации регламентирование туристской сферы осуществляет Федеральное агентство по туризму, непосредственное участие принимает Министерство иностранных дел РФ, Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности и таможенная служба.
Федеральное агентство по туризму функционирует на базе Указа Президента РФ «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (12 мая 2008 г.). Агентство предоставляет государственные услуги, регулирует государственное имущество и законодательство в туристской отрасли.
Руководит федеральным агентством Министерство культуры Российской Федерации.
Основными задачами ФАТ являются:
- осуществление главных направлений государственного регулирования туристической сферы в РФ, ведение единого федерального реестра туристических операторов;
- продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
- информирование об угрозе безопасности туристов;
- прием граждан.
Федеральное агентство по туризму занимается продвижением туристского продукта на мировой и государственный рынок. В законе «Об основах туристской деятельности» сказано, что продвижение туристического продукта – это множество мер, которые направлены на его продажу. К ним относятся: реклама, выставки, ярмарки, издание каталогов и буклетов. Эту работу осуществляют туристические операторы и агенты.
Министерство иностранных дел Российской Федерации действует согласно Положению о Министерстве иностранных дел в Российской Федерации. Это орган исполнительной власти, осуществляющий выработку и ведение государственной политики.
Важнейшими функциями МИДа РФ в туристической сфере являются:
- защита дипломатических прав, свобод и интересов граждан РФ;
- участие в создании связей и контрактов с гражданами РФ, живущими за границей.
- осуществление консульской работы;
- оформление паспортно-визовой документации.
Министерство внутренних дел РФ занимается государственной политикой и нормативно – правовым регулированием в сфере внутренних дел и миграции.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечивает безопасность путешественников на территории нашего государства.
Федеральная миграционная служба (ФМС России) – орган исполнительной власти, который осуществляет функции контроля и надзора в миграционной сфере.
Функции ФМС:
- оформление и выдача лицам другого государства к лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию;
- контроль над соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил временного пребывания в РФ.
ФМС занимается выдачей виз, созданием приглашений, оформлением запретов въезда в Россию, принимает решения о продлении или сокращении времени нахождения лиц другого государства в РФ.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ регулирует вопросы об особо охраняемых природных территориях.
Федеральная служба безопасности обеспечивает безопасность РФ: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и терроризмом.
Федеральная таможенная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет государственную политику, контроль и регулирование таможенной деятельности. Он взыскивает пошлины и сборы.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека защищает права граждан в туристской отрасли.
Выполнение скоординированных действий органов власти позволяет извлечь из туристской отрасли значительный вклад в рост показателей экономики, увеличить налоговые поступления в бюджет, создавать новые рабочие места и сохранить туристический потенциал.
Важнейшие задачи и принципы государственного регулирования туристической деятельности можно увидеть в ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности».
Ст. 4 гласит, что основными целями государственного регулирования является обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения, охрану окружающей среды, развитие туристической индустрии.
Единый федеральный реестр в Российской Федерации – один из методов государственного регулирования туристической сферы. Регламентируется Федеральным агентством по туризму.
Реестр – это информационная система, которая содержит в себе сведения о туроператоре: полное и сокращенное название; адрес; данные об учредителях; серия, номер и дата выдачи подтверждающего внесение в реестр документа и налогового свидетельства; фамилия, имя и отчество руководителя; объем денежного обеспечения; сфера туристической деятельности; адреса подразделений; адрес официального сайта.
Реестр ведется на бумажном и электронном носителе. Данные туроператора вносят в реестр на основании заявления, а орган не позже, чем через 5 дней со дня подачи заявления выносит решение о внесении или об отказе во внесение в реестр таких сведений. Слаженную работу туристической системы невозможно представить без планирования регулирования, координации и контроля со стороны ответственных структур.
Туристская политика – это система методов, мер и мероприятий социально – экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма [2].
При осуществлении туристической политики государство реализует такие функции:
- Регулирование. Заключается в предоставлении прав лицам на отдых, свободу перемещения, охрану окружающей среды и формирование необходимых условий для осуществления деятельности, которая направлена на воспитание, образование и поправку здоровья туристов, расширение туристической индустрии.
Государственное регулирование туризма осуществляется, как правило, путем создания соответствующей законодательной и нормативной правовой базы. Эта база обеспечивает эффективное функционирование туристского рынка, доступ к ресурсам и их использование в целях туризма, соблюдение и защиту прав и интересов субъектов системы туризма и туристов, установление правил въезда, выезда и пребывания на территории страны с учетом интересов развития туризма [9].
Отношения в туристической отрасли регламентируются нормами общего и специального законодательства.
Административное законодательство регулирует порядок приема въездных виз, валютное законодательство – формы расчетов, таможенное – режим перемещения через границу товаров.
Главными методами регулирования туристической деятельности являются лицензирование, стандартизация и сертификация.
- Планирование – это деятельность по развитию инфраструктуры и маркетинга.
«Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе» [9].
Планирование отображается в программе развития туристической деятельности. Программы могут быть национальными, региональными и местными;
- Координация — важная функция, которая реализуется государством в туристической отрасли. Государство способствует налаживанию взаимоотношений министерств и ведомств по решению поставленных задач по совершенствованию туристской политики;
- Стимулирование – предоставление государством субсидий (очень развито во Франции, Великобритании, Австрии, Италии и Греции), выдача кредитов туристическим предприятиям, налоговые льготы;
- Маркетинг способствует формированию, продвижению и позитивному развитию туристического образа государства, что важно для появления интереса у иностранных лиц.
Национальный туристический продукт – это множество существующих природных, культурных и историко–архитектурных ресурсов, которые используются в туристской отрасли.
В маркетинге большое значение имеет рекламная и информационная деятельность, она способствует притоку денежных средств;
- Социальный туризм – применение программ по обеспечению возможностей туризма для инвалидов, детей, молодежи и пенсионеров.
Туристическую политику можно разделить на национальную и международную. Национальная политика осуществляется на местном уровне и определяется государством.
Международная политика – государство действует согласовано с другими государствами и использует договора и соглашения для регулирования отношений международного характера.
В широком смысле под туристской политикой понимают систему методов, мер и мероприятий социально – экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера. Осуществляется парламентом, правительством, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышение эффективности функционирования системы туризма [10].
Существуют такие рычаги государственного регулирования туризма:
- создание законодательных актов, регулирующих туристскую сферу;
- формирование антикризисных программ, смягчающих спад показателей;
- создание благоприятных и комфортных условий для инвестирования;
- согласование темпов развития туристической сферы и др. похожих;
- регулирование туристических потоков путем образования спроса и предложения в туристской сфере.
Принципами государственного регулирования в сфере туризма являются важнейшие мысли и идеи, воплощение в жизнь которых способствует продуктивному осуществлению и развитию туристской отрасли с учетом интересов всех её участников.
К целям государственного регулирования можно отнести:
- предоставление права гражданам на отдых, свободу передвижения и др. прав при осуществлении путешествий;
- охрана окружающей среды;
- построение таких условий, которые способствовали бы воспитанию, образованию и оздоровлению туристов;
- совершенствование индустрии туризма.
Лицензирование – один из видов государственного регулирования туристской сферы. Оно предусматривает выдачу лицензии на оказание туристических услуг.
Лицензирование – это деятельность, выполнение которой может вызвать причинение вреда правам, интересам, жизни и здоровью граждан. Её регулирует ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Целью лицензирования является защита прав и интересов государства и туристов, улучшение качества обслуживания.
Лицензирование – это осуществление процедур по переоформлению документов, которые подтверждают наличие лицензий, прекращение и возобновление действия лицензий, контролю лицензирующих органов за выполнением требований и ведению реестра лицензий.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии [11].
Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, у которого есть лицензия на осуществление конкретного вида деятельности.
В нашей стране лицензированию подлежит отдельно туроператорская и отдельно турагентская деятельность. Органом, занимающимся лицензированием является Федеральное агентство по туризму.
Лицензирование туристической деятельности, выполнение лицензионных требований помогает (содействует) поддержке высокой степени качества обслуживания и защите прав туристов.
Лицензии выдаются уполномоченным государственным органом при таких условиях:
- наличие служебного помещения;
- наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в туризме 3 года;
- наличие полной информации о работе лицензиата;
- наличие документов на туристический продукт;
- наличие условий и возможностей доведения до туристов полной информации о туристическом продукте [8].
Основным средством государственного регулирования является стандартизация.
Стандартизация – это действия, направленные на построение и утверждение требований и норм, обязательных для выполнения и рекомендуемых.
Цель стандартизации – обеспечение роста уровня качества обслуживания и защиты прав граждан.
Важнейшие задачи, которые ставит перед собой стандартизация, можно разделить на:
- утверждение перечня показателей качества услуг;
- формирование требований к технологиям;
- формулирование требований для безопасности услуг;
- постановка задач для сертификации;
- координация деятельности туристических организаций;
- утверждение терминов и определений, важнейших понятий в стандартизации и управлении качеством в туристической сфере.
Объектом стандартизации является услуга или процесс обслуживания, для них создают различные требования и параметры.
Стандартизация может быть международной, региональной, национальной, государственной, отраслевой.
Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области [12].
Государственные стандарты (ГОСТы) диктуют необходимые условия туристического обслуживания, которые защищают жизнь и здоровье граждан, окружающую природу.
Сертификация – это мероприятия, которые подтверждают соответствие, с их помощью организация утверждает в рукописной форме, что услуги и продукты проходят проверку на качественное выполнение требований.
Не так давно в нашей стране образовалась концепция национальных инновационных систем (НИС). Это разнообразие отношений государственных, частных и общественных предприятий по поводу формирования, развития и сохранения свежих знаний и превращение их в туристические продукты и услуги.
Большинство стран создают свои особые национальные организации для распространения различных инноваций в туристской отрасли: Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia Turystyczna.
Общегосударственное и региональное значение туризма состоит в способности приносить большие поступления доходов в государственный бюджет и региональный бюджет через налоги. И чем больше доходы туристских организаций и предприятий, тем больше поступлений в эти бюджеты [11].
Применение сертификации формирует условия для удачного разрешения возникающих проблем.
Сертификация продукции может быть обязательной и добровольной.
Туристская политика нацелена на усиление туризма с экономической точки зрения и рост эффективности этого сектора. На сегодняшний день, государство стремится передать свои полномочия на региональный уровень.
Государство при регулировании туристической политики ставит перед собой такие задачи:
- построение программ развития туризма;
- утверждение принципов охраны окружающей среды;
- контроль над соблюдением качественного обслуживания туристов;
- льготы для новых туристских предприятий;
- организация поддержки рекламы, ярмарок, фестивалей и спортивных мероприятий;
- обеспечение новыми кадрами с профессиональной подготовкой.
Принципы государственной политики:
- Поддержка туристической сферы и создание комфортных условий для её улучшения;
- Установление и поддержка главных отраслей туристической деятельности;
- Принятие туризма с экономической и социальной стороны, как значимую отрасль. Социальная сторона проявляется в совершенствовании социального туризма в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Экономическая же во влиянии на структуру бюджетов субъектов РФ;
- Содействие в доступности туристических услуг всем гражданам нашей страны и гражданам с минимальным доходным уровнем;
- Создание представления о России как о государстве, благоприятном для туризма, укрепление отношений между государствами (международное сотрудничество);
- Содействие российским туристам, туроператорам и турагентам заключается в создании нормативно – правовых актов, которые регулируют туризм, принятии мер обеспечения безопасности, установлении мер административной, уголовной и гражданской ответственности за несоблюдение закона.
О. В. Ткаченко считает, что туризм – явление социальное, требующее хорошего знания и учета местных природно–климатических, историко–литературных, экономических условий, обычаев и традиций, инфраструктуры, в связи, с чем развитие туристской деятельности возможно при сочетании федерального и регионального ведения при безусловном первенстве федеральной политики в области туризма [9].
Туристская деятельность объединяет различные отношения между разнообразными субъектами. Туристские взаимоотношения регламентируются разнообразными отраслями права. Если говорить о нахождении содержания договора, то это ведение только Российской Федерации, сюда также можно причислить отношения, складывающиеся по поводу пересечения государственной границы РФ, установления валютных и таможенных правил, стандартизацией в туризме.
Туристская деятельность – важнейший инструмент физического и духовного развития и оздоровления граждан, гарантия обновления и возрождения страны.
Вследствие перехода РФ к рыночной модели развития, проявились некоторые проблемы: отсталость отечественной туристской отрасли, недостаток методологического материала и нехватка разработок осуществления государственного регулирования.
Эти проблемы могут быть решены в условиях реализации государственной политики реформ и включения в средне и долгосрочные программы социального и экологического развития Российской Федерации.
Перспективы совершенствования туристской отрасли напрямую зависят от государственного регулирования на общенациональном и региональном уровнях.
В Российской Федерации система правового регулирования туристской сферы деятельности трехуровневая: федеральный, региональный и муниципальный уровни работают слаженно и дополняют друг друга:
- На Федеральном уровне: Министерство курортов и туризма РФ;
- На региональном уровне: Министерство курортов и туризма в регионе
- Управление курортами и туризмом на муниципальном уровне: город, район, микрорайон, село, хозяйственные субъекты
На муниципальном уровне разрабатывается система документов, которая не противоречит и соответствует федеральным и региональным актам, регулируются вопросы местного налогообложения и финансирования, а также подготавливаются местные программы развития.
Региональный уровень характеризуется исполнением вопросов местного налогообложение и поступлений выплат в бюджеты всех уровней.
На федеральном уровне выносят решения по поводу владения, распоряжения и пользования собственностью, федерального налогообложения, сертификации услуг и таможенных пошлин.
На федеральном и региональном уровне государственная политика в Российской Федерации ориентирована на:
- поиск экономических данных, которые необходимы для эффективного развития туристской политики;
- увеличение конкурентоспособности и производительности туристской деятельности;
- образование условий для привлечения большего количества граждан;
- усиление сотрудничества в международном плане.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической отрасли считают поддержку и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Устойчивое развитие туризма является определяющим принципом при формировании структуры регулирования туристской деятельности. Устойчивое развитие должно учитывать социальные и экономические, экологические факторы, живую и неживую ресурсную базу, долгосрочные и краткосрочные преимущества и недостатки альтернативных действий [8].
Всемирная хартия «Об устойчивом развитии туризма», которая была принята на Всемирной конференции по устойчивому развитию туризма в 1995 году, содержит эти основные положения «устойчивого развития туризма». В Малайзии в мае 2001 г. принят кодекс устойчивого развития туризма. Эти документы направлены на укрепление мира, развитие межгосударственных отношений, рост взаимопонимания между нациями. Огромное значение для развития туристской деятельности имеет государственная поддержка, а именно: образование инфраструктуры, строительство гостиниц и рационализация нормативно – правового законодательства.
Государство, признавая туристическую деятельность важной задачей в экономической политике Российской Федерации, поддерживает это направление деятельности и обеспечивает благоприятные условия для её совершенствования.
Для вынесения туристского продукта на мировой рынок федеральный орган исполнительной власти организует работу представительств за пределами РФ.
Регламент их деятельности определяется Правительством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
При чрезвычайных ситуациях наше государство осуществляет экстренную эвакуацию из страны временного пребывания.
Для защиты прав и интересов потребителей туристского продукта применяются лицензирование, стандартизация и сертификация туроператорской и турагентской деятельности.
В России развитие сферы туризма во многом определяется государственной политикой. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики Российской Федерации соответствует международным нормам, а также регламентируются нормами российского права.
Цели государственного регулирования достигаются путем:
- нормативно – правового регулирования в туристской сфере, утверждения правил реализации туристического продукта;
- разработки и реализации программ развития туризма;
- поддержки в продвижении туристического продукта на рынок;
- защите прав и интересов туристов;
- помощи в обеспечении кадрами;
- стандартизации и сертификации;
- формирования и ведения единого федерального реестра.
Также составляющей государственного регулирования туризма признают участие его в образовании культуры туризма.
Культура туризма – это такое состояние, которое характеризуется высоким коэффициентом развития отношений между туристами, должностными лицами, представителями власти и работниками. В узком смысле, культура туризма – это понимание места и роли туристской отрасли в мировой экономике.
В результате слаженного и эффективного сотрудничества федерального органа исполнительной власти в туристской сфере, Правительства Российской Федерации и Федерального собрания Российской Федерации были утверждены нормативно–правовые акты, которые на сегодняшний день соответствуют положениям международного права.
Ю. А. Барзыкин подчеркнул, что задача государства – разработка действующих, эффективных механизмов защиты прав и туристов, и туристического бизнеса, а затем внедрить их.
Туристическая система – это важнейшая отрасль экономики Российской Федерации. От её гибкости и полезности зависит интенсивность их функционирования.
Государственное регулирование туристской сферы в наше время является объективной реальностью. Его роль в развитии туристических услуг:
- обеспечение роста его показателей эффективности;
- содействие туризму;
- создание условий для возрождения традиций, культуры и рационального использования природных ресурсов в РФ;
- поддержке и защите производителей туристского продукта;
- разработка такого механизма в экономике, который содействует совершенствованию доступного туризма;
- обеспечение равных условий для реализации туристских услуг физическими и юридическими лицами;
- создание нормативно – правовой базы;
- оказание помощи в развитии межрегиональных и международных отношений;
- защите законных интересов и прав местных разработчиков туристического продукта.
Опыт последних лет показывает, что сейчас для эффективного функционирования народного хозяйства необходимо качественное государственное регулирование.
На сегодняшний день цель государственного регулирования туризма – это образование новейшего конкурентоспособного и высокоэффективного туристского комплекса, который обеспечил бы обширные возможности для удовлетворения спроса российских и иностранных граждан в различных услугах.
Регулирование туризма состоит из координирующих действий, способствующих развитию туризма в полном объеме с помощью Всемирной туристской организации, также, из согласованности на межгосударственном, национальном и региональном уровне.
Главными направлениями государственного регулирования являются совершенствование концепции государственного регулирования относительно туристской деятельности и исследования методических положений и представлений, которые обеспечивают выполнение целей государственного регулирования.
Можно сделать вывод, что в последние годы в туристической сфере деятельности активно формируется нормативно – правовая база, создаются местные, региональные и федеральные программы развития туристской сферы, образуются новые средства и инструменты, которые содействуют росту показателей эффективности туризма в Российской Федерации.
Закон «О техническом регулировании предусматривает передачу контроля качества выпускаемых товаров и услуг саморегулируемым организациям (некоммерческая организация, которая создана на базе членства), она закрепляет высокие стандарты выполнения профессиональных обязанностей участниками и регулирует их соблюдение. История саморегулирования и самоуправления длится уже более 140 лет.
Важной функцией саморегулируемых организаций является защита интересов предпринимателей в их отношениях с государством [12].
Значение туристической сферы деятельности очень велико, несмотря на все существующие проблемы.
Существующие нормативно – правовые акты в Российской Федерации не всегда регламентируют важнейшие проблемы совершенствования туризма на региональном уровне.
Для эффективного развития туризма на региональном уровне необходимо выявлять такие вопросы правового регулирования, как поиск и поддержка важнейших направлений туристической деятельности, систематизация туристических ресурсов и их оценка, организация режима и охраны, а также порядка сохранения целостности и выполнение мер по их восстановлению, поддержка предпринимателей в туристской сфере.
Очень важна для туризма поддержка государства и формирование инфраструктуры, также развитие нормативного законодательства и строительство новых объектов.
Исходя из имеющийся проблем туристического бизнеса, необходимо разработать пути и методы решения проблем и перспективы развития правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации
Важнейшими направлениями развития туристической сферы Российской Федерации в настоящее время являются:
- рост регионального развития и возникновение новых центров на туристическом рынке;
- совершенствование IT – технологий и on – line магазинов;
- уменьшение деятельности туристических поездок и объединение разных видов отдыха;
- изменение спроса от массового к индивидуальному туризму;
- повышение спроса на качественные лечебно – оздоровительные услуги.
Для эффективного развития туристической сферы необходимо в первую очередь решить такие вопросы:
- Разработать и утвердить электронные туристические путевки как бланки строгой отчетности;
- Улучшать область страхования рисков в туристских путешествиях;
- Признать лечение в санаториях страховым случаем;
- Повысить качество системы классификации гостиниц и снизить цены на данные услуги;
- Ввести запрет на требования авиакомпаний о доплате туроператоров и туристов за выкупленные билеты на чартерные рейсы (за месяц до вылета авиалайнера).
Предпринимательство в туристской сфере может развиваться с помощью:
- разработки эффективных средств взаимодействия на рынке и создания системы коллективной безопасности;
- образование новых направлений и технологий совершенствования бизнеса;
- совершенствование на рынке и эффективная политика в области рекламы;
- сокращение затрат, минимизация рисков и развитие бизнеса;
- введение IT – технологий;
- повышение квалификации персонала.
Для рынка туристических услуг РФ необходимо развитие пляжного и оздоровительного туризма. Требуется реализовывать санаторно–курортный туристский продукт с помощью применения ресурсов уже имеющегося комплекса. В этой ситуации очень выручает заполнение курортных учреждений в низкий сезон туристами, приехавшими в деловых целях.
Сегодня, с помощью ведения активной политики по совершенствованию туризма, внимательному отношению государства и осуществлению масштабных международных культурных и спортивных мероприятий в государстве – степень развития туристской индустрии значительно возросла.
Около половины населения планеты принимает участие в туристской деятельности, несмотря на катаклизмы, терроризм и разнообразные социально–экономические и политические ситуации.
Значительная часть стран – лидеров туристических прибытий заняты увеличением бюджета и держат ориентир на совершенствование внутреннего туризма – наиболее перспективной сферы мировой экономики, Российская Федерация же, которая обладает всеми предпосылками для его динамичного развития.
У Российской Федерации есть все шансы построить большой рынок туристских услуг согласно с мировыми требованиями и стандартами.
Туристскую отрасль необходимо развивать так, чтобы усиливать локальную экономику, рационально и бережно применять природные ресурсы, нести пользу местным жителям с помощью предоставления рабочих мест, поддерживать развитие местных ремесел и народных промыслов, развивать инфраструктуру и сервис для туристов так, чтобы приносить пользу местным жителям.
Главные направления развития нормативно – правового регулирования в туристической сфере допускают разработку правовых актов, которые касаются всех секторов совершенствования туристской индустрии.
Сюда входят вопросы развития федерального и регионального законодательства, стимулирование инвестиционной деятельности, рост качества туристических услуг и государственной поддержки внутреннего туризма.
Актуальным вопросом является осуществление мер, которые направлены на улучшение культуры безопасности туризма и, которые предполагают у туристов образование сознательного отношения к обеспечению личной безопасности и к охране окружающей среды, культурно – историческому и природному наследию.
В настоящее время в Российской Федерации осуществляются серьезные процессы развития правового регулирования отношений, которые возникают при предоставлении туристских услуг.
Главнейшим принципом сегодняшней туристической деятельности считается его стабильное развитие. В 1 ст. Всемирной хартии «Об устойчивом развитии» под устойчивым развитием понимается такое развитие туризма, которое должно быть экологически приемлемым в долгосрочной перспективе, экономически жизнеспособным, этически и социально сбалансированным для местных общин. Устойчивое развитие является контролируемым процессом, предусматривающим глобальное управление ресурсами с целью обеспечения их жизнеспособности, создавая, таким образом, возможность сохранения нашего природного и культурного богатства, включая охраняемые зоны.
В 1995 году общими усилиями Всемирной туристической организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму и Совета Земли был разработан документ «Повестка дня на 21 век для отрасли путешествий и туризма» (Agenda 21, for the Travel and Tourism Industry). В этом документе были определены важнейшие принципы устойчивого развития туризма.
- Путешествиям и туризму подобает предоставлять гражданам здоровую и продуктивную жизнь в согласии с природой.
- Путешествиям и туризму подобает вносить вклад в защиту, сохранение и восстановление экосистем Земли.
- Они должны базироваться на устойчивом потреблении и производстве.
- Защита окружающей среды составляет основную часть процесса развития туризма.
- Проблемы, возникающие в процессе развития туризма, решаются с заинтересованными лицами, с планированием решений, которые принимаются на локальном уровне.
- Путешествия и туризм обеспечивают создание полной занятости местного населения.
- Совершенствование туризма распознает и поддерживает индивидуальность, культуру и интересы местных жителей.
- Международное законодательство, которое защищает окружающую среду должно исполняться туристской индустрией.
Развитие индустрии туризма сегодня происходит по интенсивному пути в условиях жесткой зависимости от различных угроз современного мира, от периодов спадов мировой экономики, техногенных аварий и природных катаклизмов, террористических актов, вооруженных конфликтов и т.д. в условиях сильнейшего воздействия геополитики различных стран и государственных объединений.
Сегодня важным шагом для туристской индустрии является решение проблемы с транспортом. Важно увеличить количество назначенных перевозчиков по межправительственному соглашению, совершенствовать lowcost – перевозки, увеличить географию дотирования сезонных перевозок, отменить НДС на внутренние пассажирские перевозки, осуществлять мониторинг ценообразования на авиатопливо и услуги транспорта с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства.
Росту туристского потока в РФ препятствует визовая проблема. Привлечению иностранных туристов важно упрощение туристских формальностей: установление безвизового въезда на 72 часа в большие туристские центры страны при существовании ваучера на гостиницу и другого авиа – или железнодорожного билета, применение безвизового въезда на масштабные мероприятия, список которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Российская Федерация – самая большая страна по площади в мире. Соответ-ственно, здесь необходима развитая транспортная сеть. Особенно применяется железнодорожный транспорт, а, значит, подающим надежды туризмом является железнодорожный.
Существует множество обстоятельств, которые определяют совершенствование туристской деятельности. Благоприятные обстоятельства приводят регион или государство к позиции лидера в туризме на мировом рынке, неблагоприятные – вызывают падение туристического потока.
Воплощение в жизнь государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2025 годы дает возможность получить такие результаты:
- Образование высокой конкуренции туристского комплекса государства.
- Увеличение внутренних и въездных туристических потоков.
- Улучшение качества туристических услуг.
- Интеграция отечественного туризма в мировое туристское хозяйство.
- Увеличение части международного туристического рынка, который занимают отечественные предприятия.
- Улучшение образа Российской Федерации как страны, которая благоприятна для туристической деятельности.
- Высокий уровень совершенствования международного сотрудничества РФ в туристской области.
- Рост информированности зарубежных граждан о возможностях и преимуществах туризма в России.
Основной итог Государственной Программы – формирование целостной общегосударственной системы туризма, которая основана на выполнении туристического потенциала во всех регионах нашей страны.
Мировая практика показывает, что первейшими технологиями выступают технологии создания особых экономических зон туристско–рекреационного типа, туристско–рекреационных кластеров муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального (общегосударственного) и трансграничного (международного) уровней, инновационные технологии продвижения регионов и стран на внутреннем и международном туристическом рынке, технологии научного и кадрового сопровождения туристской индустрии.
С помощью технологий, скоростных путешествий и современных процессов экономики совершается стремительное увеличение региональных и международных связей.
Для воплощения Программ необходима активная деятельность учреждений образования, которые готовят профессионалов для туристского бизнеса и которые доказывают свою конкурентоспособность.
Подводя итог, можно сделать вывод, что туризм – важная отрасль экономики, которая предполагает экспортно-импортные процедуры с услугами. Туризм очень существенно влияет на совершенствование смежных сфер народного хозяйства: транспорта, торговли, бытового обслуживания, связи и многих других.
REFERENCES
- Civil Code of the Russian Federation No. 151-FZ of 30.11.1994
- Federal Law» On the basics of tourist activity in the Russian Federation » of 24.11.1996 N 132-FZ (last edition) of November 24, 1996 N 132-FZ.
- Decree of the President of the Russian Federation «On the Federal Agency for Tourism and the Federal Agency for Physical Culture and Sports «(May 12, 2008).
- Decree of the Government of the Russian Federation of December 3, 2020 N 2000 » On approval of the Rules for accreditation of organizations that classify hotels, classify ski trails, classify beaches.
- Resolution of the Government of the Russian Federation of November 18, 2020 N 1852 «On approval of the Rules for the provision of services for the sale of a tourist product»
- Decree of the Government of the Russian Federation No. 1532 of September 23, 2020 «On approval of the Rules for Compensation of Real Damage to Tourists and (or) Other Customers of a tourist Product from the Funds of the personal Responsibility fund of a Tour Operator in the Field of Outbound Tourism»
- Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1853 of November 18, 2020 «On approval of the Rules for the Provision of Hotel Services in the Russian Federation».
- Grebenkova Ya. V. Innovations in the hotel business / / Southern Federal University / No. 10-2, 2013. 247 p.
- Levochkina N. A. Regional tourism: organizational and legal aspects of regulation // Omsk State University named after F. M. Dostoevsky. No. 4, 2011 p. 23-27.
- Sachenok L. I., Nikitina A. P. State policy of the Russian Federation in the field of tourism and its implementation in the regions of the Republic of Crimea / / Materials of the conference Problems and prospects of tourism development in the Southern Federal District. Collection of scientific papers. Simferopol, 2016. pp. 37-41.
- Sirik I. B. Subjects, contracts, provision of tourist services// Smolensk Humanitarian Institute-here. No. 3, 2008 Pp. 6-10.
- Tulyaganov S. H. the Concept, content and place of the agreement for the provision of tourist services in civil law relations // Tashkent state University of law No. 10-12 (220-222), 216. P. 17-38.
- Udalov E. D. State regulation of tourist activity // MGII them. Senkevich. M., No. 3(17). 2012. pp. 19-23.