MODERN PROBLEMS OF CRIME PREVENTION IN THE SPHERE OF FAMILY AND HOUSEHOLD RELATIONS
JOURNAL: « Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science », Volume 18 (70), 2020
Section CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; PENITENTIARY LAW
Publication text (PDF):Download
UDK: 340.1
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Ivasuk O. N., Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V. Ya. Kikotya
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-2-230-235
PAGES: from 230 to 235
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: individual prevention, family, prevention, prevention, suppression, crime in the sphere of domestic relations, social consequences, minimization, social protection, internal Affairs bodies, criminal law prevention measures.
ABSTRACT (ENGLISH):
In the article, based on the analysis of modern crime in the sphere of family and household relations, approaches to the problems of prevention and prevention of various forms of domestic violence are formulated. The article is devoted to modern problems of preventing domestic crimes by legal and General social measures, the main factors that determine the existence of modern domestic crime are considered. Some reasons and conditions of criminalization of the family and domestic relations at the present stage of development of society are analyzed. The main areas of activity of police district commissioners as the most significant subjects of counteraction to offenses in the domestic sphere. The necessity of improvement of the main directions of combating modern crimes in the sphere of domestic relations and of improving law enforcement, including internal Affairs bodies, particularly local police officers, aimed at the prevention of domestic crimes and offences in the domestic sphere.
Несмотря на все усилия субъектов систем профилактики, в последние годы количество бытовых преступлений в целом в стране возросло. В указанной сфере совершается каждое четвертое убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Согласно статистике, более 40 % тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Жертвы семейно-бытовых конфликтов составляют наиболее многочисленную группу среди погибших и пострадавших от преступлений. Согласно данным материалов уголовных дел, более 15 % насильственных преступлений в семье были совершены с особой жестокостью, и более 10 % – с применением издевательств. Каждое шестое преступление (16,5 %) совершено в отношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии [5, с. 418-422].
Происходит криминализация семьи, складывается особый образ жизни, при котором насилие, алкоголизм, наркомания становятся в 40% российских семей нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому. Насилие в семье становится трагедией для многих людей и разрушает фундамент безопасности общества.
Проблема домашнего и бытового насилия всегда крайне драматична. Не говоря уже о том, что эта категория преступлений чрезвычайно латентна. Следует отметить, что около 20 % опрошенных нами женщин допускают некоторые формы насильственного поведения в семье со стороны своих мужей или сожителей и не станут заявлять о подобном в правоохранительные органы [3, с. 108].
С другой стороны, латентность насилия объясняется нежеланием и отчасти неспособностью правоохранительных органов обеспечить реальную защиту пострадавших. Нередки случаи сокрытия обращений о фактах насилия в семье самими правоохранительными органами. В ходе интервьюирования участковых уполномоченных органов внутренних дел респондентами было отмечено, что проблема семейного насилия должна решаться не правоохранительными органами, а другими службами, оказывающими психологическую либо социальную помощь неблагополучным или проблемным семьям [3, с. 131]. Хотя, в соответствии с действующей Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке [2], участковый уполномоченный полиции при несении службы на обслуживаемом административном участке решает следующие задачи:
— принимает меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений в соответствии с распределением обязанностей, установленных нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими вопросы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях;
— осуществляет превентивные меры по снижению риска совершения преступлений лицами, имеющими непогашенную (не снятую) судимость, уделяя особое внимание выявлению деяний, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 и 314.1 Уголовного кодекса РФ, статьями 6.1.1 и 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также бытовых преступлений [2].
Несмотря на это, достаточно слабо решается в настоящее время проблема ранней профилактики тяжких насильственных преступлений в сфере семейных отношений, другими словами, проблема своевременного выявления и применения достаточных превентивных мер к лицам, совершающим правонарушения и преступления небольшой и средней тяжести (например, угроза убийством, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, истязания, вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и др.), которые, как правило, предшествуют совершению в семье тяжких и особо тяжких насильственных преступлений.
Особое внимание следует обратить на обеспечение безопасности детей в семье. К сожалению, иногда наши еще совсем юные граждане вместо родительской любви и заботы подвергаются домашнему насилию и неоправданной агрессии со стороны взрослых. По статистике последних лет, каждое шестое преступление против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних совершено членами их семей или близкими лицами [6, с. 241-243].
Для осуществления эффективной профилактической деятельности необходимо учитывать следующие факторы:
— социально-экономическое состояния общества, его позитивные и негативные тенденции с выделением факторов, обуславливающих бытовую преступность;
— социально-психологическое состояние общества, включая преобладающее в общественном мнении отношение к бытовой преступности, в частности, к семейному насилию;
— состояние социально-правового контроля и тенденции его развития;
— состояние инфраструктуры криминологической профилактики и реабилитационного пространства с их реальными возможностями (финансовыми, организационными, правовыми), их реформирование и развитие.
Программа социальных реформ в России как одну из стратегических целей выделяет переориентацию социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи. Одной из приоритетных задач названо формирование системы государственных мер по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации пострадавших от такого насилия [4, с. 352-355].
Учитывая современные тенденции бытовой преступности в России в целях ее профилактики необходимо проанализировать специфику отражения картины преступности в СМИ и ее возможные психологические и социальные последствия.
В проанализированных публикациях выявлены факты злоупотребления свободой СМИ: демонстрация жестоких подробностей криминального насилия; описание технологии совершения убийства; нагнетание чувства страха, беспомощности; циничный, кощунственный стиль изложения. Это ведет к формированию в общественном сознании представлений о возможности, допустимости и распространенности определенных форм социального поведения, десенсибилизации личности и общества к фактам криминального насилия в семье, а также усвоению новых форм агрессивно-насильственного поведения по механизму социального научения [3, с. 84].
Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучных семьях предполагают осуществление различных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи.
В настоящее время борьба с насилием в семье ведется в основном уголовно-правовыми средствами, но их применение не может его предотвратить [7; 8], обеспечить социальную реабилитацию семьи и ее сохранение. К тому же выявление фактов насилия в семье в целях использования в борьбе с ними уголовно-правовых средств, как уже указывалось, находится на низком уровне.
Помимо предупредительных мер, не менее важным является совершенствование законодательства. В частности, до настоящего времени в нашей стране не существует федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия». Кроме того, Государственной Думой рассматривается законопроект, направленный на декриминализацию отдельных нетяжких посягательств в бытовой сфере, таких как побои, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и др. Его принятие позволит расширить возможности профилактического воздействия и минимизации негативных последствий семейно-бытовых конфликтов.
По поводу необходимости принятия подобного закона существует несколько точек зрения.
Одна из них заключается в том, что действующий Уголовный кодекс содержит исчерпывающий перечень составов преступлений, посягающих на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность любого члена общества. Недостатки борьбы с насилием в семье определяются не несовершенством действующего законодательства, а серьезными упущениями в практике его применения. Поэтому конкретные усилия должны быть направлены на установление истинных масштабов распространения этого явления и на улучшение деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы практически устранились от работы в семье и не принимают мер, направленных на разрешение кризисной ситуации в семье. Они занимаются только теми фактами, которые имеют явную уголовно-правовую перспективу – убийствами и нанесением тяжкого вреда здоровью. Вне их внимания очень часто остаются побои, истязания и почти всегда оскорбления, сексуальные домогательства и другие виды насилия, которые считаются «личным» делом членов семьи.
В соответствии с другой точкой зрения предлагается усилить карательную функцию уголовного закона: дополнить все статьи Уголовного кодекса, в которых речь идет о насильственных действиях, указанием на те же действия, совершенные в отношении того или иного члена семьи, с обязательным изменением санкции в сторону усиления наказания. Один из членов рабочей группы по разработке законопроекта о предотвращении насилия в семье предлагает ввести в Уголовный кодекс понятие «зависимые члены семьи» (именно они чаще всего становятся жертвами домашнего насилия и нуждаются в защите и поддержке). Насильственные преступления против зависимых членов семьи должны рассматриваться как совершенные при отягчающих обстоятельствах.
Профилактика любых бытовых преступлений помимо прочего должна быть направлена на обеспечение неотвратимости наказания за совершенные деяния. Наказание должно удерживать от преступлений не только тех, кто уже привлечен к ответственности, и не совершит нового деяния, но и тех, кто склонен к совершению уголовно наказуемого посягательства.
Таким образом, очевидно, что ориентация на карательную функцию закона не обеспечивает безопасности в семье. Необходимы комплексные меры – профилактика и воспитание: программы экстренной и долговременной помощи жертвам насилия и семьям; специальные программы просвещения, консультирования и психокоррекции для виновника насилия, жертвы и других членов семьи, включая детей; соединение усилий правоохранительных органов, судов, социальных служб, кризисных центров, общественных правозащитных организаций, образовательных и медицинских учреждений. Требуется координация усилий различных служб и комплексный подход к этой проблеме.
REFERENCES
- Ob osnovax sistemy` profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii : Federal`ny`j zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ // Sobranie zakonodatel`stva Rossijskoj Federacii. ‒ 2016. ‒ № 26 (chast` I). ‒ St. 3851. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
- O nesenii sluzhby` uchastkovy`m upolnomochenny`m policii na obsluzhivaemom administrativ-nom uchastke i organizacii e`toj deyatel`nosti» (vmeste s «Instrukciej po ispolneniyu uchastkovy`m upolnomochenny`m policii sluzhebny`x obyazannostej na obsluzhivaemom administrativnom uchastke», «Nastavleniem po organizacii sluzhby` uchastkovy`x upolnomochenny`x policii») : Prikaz MVD Rossii ot 29.03.2019 g. № 205 (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.07.2019 g. № 55115). ‒ SPS «Konsul`-tantPlyus» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328491/ (data obrashhe-niya: 13.04.2020). – Tekst e`lektronny`j.
- Ivasyuk, O. N. Prestupnost` v sfere by`tovy`x otnoshenij: social`ny`e posledstviya i ix mini-mizaciya : diss. … kand. yurid. nauk : special`nost` 12.00.08 Ugolovnoe pravo i kriminologiya; ugolov-no-ispolnitel`noe pravo /Ivasyuk Ol`ga Nikolaevna ; Moskovskij universitet MVD Rossijskoj Fede-racii. ‒ Moskva, 2008. ‒ 195 s. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
- Ivasyuk, O. N. Problemy` profilaktiki semejno-by`tovy`x prestuplenij / O. N. Ivasyuk. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.//Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. ‒ 2015. ‒ № 1. ‒ S. 352-355.
- Ivasyuk, O.N. Rol` zhertvy` v mexanizme soversheniya nasil`stvenny`x by`tovy`x prestuplenij / O. N. Ivasyuk. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.// Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. ‒ 2012. ‒ № 1(29). ‒ S. 418-422.
- Ivasyuk, O. N. Semejnoe nasilie v mexanizme determinacii prestupnogo povedeniya nesovershennoletnix / O. N. Ivasyuk. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.// Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. ‒ 2013. ‒ № 3. ‒ S. 241-243.
- Ignatov, A. N. O nasilii, ego vidax i ix ugolovno-pravovom otrazhenii / A. N. Ignatov. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Vestnik Dal`nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. ‒ 2016. ‒ № 4 (37). ‒ S. 59-65.
- Ignatov, A. N. Strategiya protivodejstviya kriminal`nomu nasiliyu v sovremennom obshhestve / A. N. Ignatov. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Biblioteka kriminalista. Nauchny`j zhurnal. ‒ 2015. ‒ № 6 (23). ‒ S. 157-168.