СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И НОРМАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ

SOCIO-CULTURAL AND REGULATORY DIMENSION OF THE HOUSING PROBLEM

JOURNAL: « Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science », Volume 18 (70), 2020

Section CIVIL LAW; BUSINESS LAW, FAMILY LAW; INTERNATIONAL PRIVATE LAW CIVIL PROCESS; ARBITRATION PROCESS; LABOR LAW; SOCIAL SECURITY LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 351.778.532

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Krasavtseva N. G., Moscow University for the Humanities

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-2-134-141

PAGES: from 134 to 141

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: housing crisis; housing construction; housing; right to housing; USSR.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article examines the evolution of the population’s priorities in relation to housing, examines the legal regulation and socio-cultural aspects of public housing construction at various stages of the history of the USSR. The research reveals the impact of the developing industry on the country’s economy.

В настоящее время значительная часть населения современной России испытывает ту или иную проблему, связанную с жильем. Это может быть необходимость в улучшении жилищных условий, невозможность приобретения жилья в условиях рыночной экономики или потребность в безопасности проведения сделок на первичном или вторичном рынке. И проблемы с жильем остаются актуальными для нашей страны уже более 100 лет.

Жилищный кризис является одним из наиболее болезненных мест современной экономики ввиду острой социальной значимости проблемы. Суть жилищного кризиса состоит в том, что действующие регуляторные механизмы, нормы права, отношения и институты не отвечают потребностям и/или не защищают в полной мере пользователей и собственников жилья.

Учитывая циклический характер любого экономического кризиса, а также успехи, имеющиеся в данном направлении в истории нашей страны, настоящая статья призвана раскрыть изменения в подходах к решению жилищного кризиса на протяжении последнего столетия.

На рубеже XIX-XX веков в Царской России жилищный вопрос практически не поднимался ни властью, ни населением, не смотря на плачевное состояние жилищных условий большей части населения страны. Активное с точки зрения публичного выражения своего мнения сословие ‒ рабочие ‒ в большинстве случаев обходили в своих требованиях указанные проблемы. Как отмечал Козеренко Н. П. [5, с. 92], даже в бурные 1905-1906 гг., необычайно богатые стачками, ни разу в них не было предъявлено каких-либо требований об улучшении жилищ. Требования об улучшении санитарных условий выдвигались часто, но они касались обычно условий труда на фабриках и заводах. Что же касается самих жилищ, то в тех случаях, когда выдвигались какие-либо требования, они касались обычно бесплатности, а не качества жилищ.

Необходимо отметить, что и позднее, в годы первой пятилетки, как и на предшествующих этапах (начало ХХ в., период НЭПа), основной причиной забастовок во всех отраслях промышленности было недовольство различными аспектами оплаты труда, а также обеспечения продовольствием [21, с. 87].

Едва ли не единственное упоминание о требованиях рабочих, связанных с улучшением жилищных условий, было при известной забастовке на Ленском прииске в 1912 г., известной в историографии как Ленский расстрел. Со слов очевидца требования бастующих были следующие: 1) восьмичасовой рабочий день; 2) 30% надбавки на все работы; 3) уволить 27 человек служащих, очень вредных, плохо относящихся к рабочим; 4) построить на всех шахтах сушилки; 5) улучшить квартирные условия, отдельно комнаты для семей; 6) уплатить каждому рабочему 50 руб. за время забастовки, так как Ленская компания нарушила договор и другие требования, всего около 20-ти [10, с. 277].

Но и здесь мы видим, что в первую очередь требования рабочих в большей степени касались уменьшения рабочего времени (вместо бесчеловечных 11-ти часов), увеличения оплаты труда и улучшения условий работы в шахтах.

Правовое регулирование жилищного вопроса в капиталистической России также отсутствовало. Единственная попытка нормативного регулирования ситуации произошла в 1906 г., когда Министерство торговли и промышленности разработало проект по улучшению положения рабочих, в пояснительной записке к которому вопрос с жилищами для рабочих был назван важным элементом социальной политики наравне с заработной платой и рабочим временем. Указанный проект принят так и не был, то есть никаких практических шагов к решению жилищного вопроса власть не совершала [5, с. 89].

Во время революций и последующих военных действий в стране наступила разруха, промышленность пришла в упадок, наступил продуктовый кризис. В годы Гражданской войны голодные рабочие на стачках требовали увеличения хлебного пайка и отмены продовольственных запретов, а в случаи отказа угрожали бросить работу [4, с. 135], то есть жилищная проблема отошла на задний план из-за невозможности соперничать с проблемой, реально угрожавшей жизни — голодом.

Советская власть с первых дней ее существования одной из важнейших задач считала улучшение жилищных условий трудящихся. В рассматриваемый период было определено основное направление развития жилищной политики Советского государства в виде распределения имеющихся жилищ между гражданами (от имущих к бедным), то есть преобладал административный характер регулирования жилищных отношений, как экстренная мера решения жилищного кризиса.

Большевики рассматривали наличие жилья у трудящихся одним из условий нормального труда. В то время издавались декреты об улучшении положения работников различных сфер (например, военной, медицинской или научной), а рабочие и служащие были освобождены от взимания платы за проживание и коммунальные услуги.

Нельзя не сказать, что для разрешения жилищного кризиса в рассматриваемый период отсутствовали и законодательные основы, и финансирование, и промышленные ресурсы. Да и исторический период ставил перед руководством страны совсем другие задачи, ведь военные действия, классовая борьба, междоусобицы требовали неотложных решений и постоянных ассигнований.

В отсутствии ресурсов для решения проблемы с жильем для всех категорий населения страны, новая власть должна была поддержать хотя бы свою основу – рабочих, в связи с чем бюджетные ассигнования направлялись именно на строительство рабочих поселков и бараков вокруг национализированных заводов и фабрик [18, л. 48-49; 19, л. 87-89].

Необходимо отметить, что в первые годы власти большевиков были также заложены законодательные основы жилищного строительства путем предоставления гражданам и организациям права застройки государственных земель [14], которые нашли свою дальнейшую реализацию в период НЭПа в Гражданском кодексе РСФСР и других нормативных актах.

1920-е гг. характеризуются частичным возвратом к капиталистическому укладу экономики. Власти, не имея возможности восстановить страну без сторонних инвестиций и частного капитала, увидели в новой экономической политике решение имеющихся проблем. Развитие жилищного кооперативного строительства в указанный период было закономерным следствием разворачивающейся политики. Надо сказать, что расчет на частный капитал и кооперативы себя оправдал ‒ за 10 лет с 1918 по 1928 гг. населением за счет собственных средств и с помощью государственного кредита было построено 19,2 млн.кв.м. или 43,6% от всего жилищного строительства в стране [8, с. 126].

Интересно, что именно в Постановлении ЦИК СССР, СНК СССР от 19 августа 1924 г. «О жилищной кооперации» [11] было впервые законодательно констатировано наличие жилищного кризиса в стране, а также избранный способ борьбы с ним – развитие жилищного строительства. А 23 июля 1926 г. объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) принял расширенную резолюцию по жилищному строительству [6, с. 54-56], в которой были подробно изложены причины кризиса и предложены меры для «плановости всего дела жилищного строительства», рассчитанные на несколько лет. К таким мерам пленум партии отнес создание постоянного фонда жилищного строительства, составление перспективного плана рабочего жилищного строительства, удешевление строительства, развитие строительной промышленности и рынка строительных материалов, уменьшение процентов по жилищному кредиту, выработка наиболее дешевого типа жилищ, усиление кооперативного строительства и поощрение частных застройщиков.

В постановлении «О жилищной политике» ЦИК СССР, СНК СССР от 04 января 1928 г. [12] власть констатирует, что «состояние жилищного дела продолжает оставаться тяжелым», и подтверждает, что строительство рабочих жилищ и улучшение общего состояния жилищного и коммунального хозяйства имеет первостепенное значение в деле индустриализации страны.

Данные документы (резолюция 1926 г. и постановление 1928 г.) являлись знаковыми для государственного жилищного строительства в СССР, поскольку руководящим документом партии, а затем и законодательным актом, власть обозначила курс на развитие нового направления экономики страны, что подтверждается статистическим данными. Удельный вес государственных застройщиков в 1926 г. составлял 27% против 10,5% жилтовариществ и 62,5% частных застройщиков, а к 1930 г. данное соотношение уже выглядело так: 67,8% ‒ 11,9% ‒ 20,3% [9, с. 301].

Тем не менее, развитие государственного жилищного строительства, как варианта купирования кризиса, не могло принять на себя весь удар ситуации – строительная индустрия просто не в состоянии была в то время обеспечить страну необходимыми миллионами квадратных метров площади. Поэтому власти рассматривали решение проблемы сразу в нескольких направлениях: восстановление жилищ, сохранение наличного жилищного фонда, упорядоченная эксплуатация жилья, развитие жилищного законодательства и строительства.

Следующим важным документом в разрешении жилищной проблемы являлось постановление Пленума партии от 15 июня 1931 г. «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР» [13], которое констатировало завершение восстановительного периода в жилищном хозяйстве. Главная задача власти теперь состояла в том, чтобы превратить существующие города в культурные, технически и хозяйственно развитые центры, поскольку констатировался «рост бытовых и культурных потребностей широких трудящихся масс», и построить десятки и сотни новых социалистических городов [7, с. 313-326].

Финансирование всего жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства, а также комплексного строительства новых городов и поселков постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 5 мая 1932 г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений» было возложено на Цекомбанк (банк финансирования коммунального и жилищного строительства).

Цекомбанк, как и другие банки долгосрочных вложений, осуществлял контроль за целевым использованием бюджетных ассигнований по факту выполненных работ, для чего имел право производить обследования строек и подрядных организаций; производить контрольные обмеры выполненных работ; требовать предъявления всех необходимых документов; получать балансы и другую установленную по строительству периодическую и годовую отчетность.

Фактически, банки, как органы государственного управления, осуществляли систематический контроль в капитальном строительстве, то есть являлись частью складывающегося механизма правового регулирования.

Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг., принятый Верховным Советом СССР 18 марта 1946 г., создал новую отрасль промышленности – крупнопанельное домостроение [1, с. 4].

В 1950 г. был образован Госстрой СССР – орган межотраслевой координации всей архитектурной и строительной деятельности в стране, что, по нашему мнению, завершило формирование механизма правового регулирования строительства.

В соответствии с Положением о Госстрое СССР комитет должен был выполнять свои полномочия, исходя из необходимости обеспечения в проектах всемерного сокращения стоимости строительства, повышение качества проектов, улучшения проектно-сметного дела, применения в строительстве типовых и стандартных проектов [17, л. 8-11].

Приказ председателя Госстроя СССР №10 от 09.05.1950 «О снижении стоимости строительства» [17, л. 17-32] передал указания Правительства, выраженные в одноименном Постановлении Совета Министров СССР, а именно: было необходимо снизить стоимость за счет устранения излишеств в проектах и сметах, выражавшихся в завышении объемов и площадей зданий, размеров территорий и коммуникаций для них, завышении архитектурных требований к отделке, излишних количествах и объемах вспомогательных и обслуживающих площадей и сооружений, снижения стоимости строительно-монтажных работ.

В ноябре 1955 года вышло Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [15], которое положило начало проектированию и строительству типовых жилых зданий с малогабаритными квартирами. Можно по-разному относится к данному образцу советского домостроения, но нельзя не признать, что со своей задачей «хрущевки» справились. По словам Дмитрия Медведева «задача переселить людей из бараков в собственное жилье, небольшое по площади, была выполнена, надо отдать должное нашим предшественникам» [3].

Планомерные действия власти по развитию отрасли и законодательства, регулирующего жилищное строительство, имели важное социо-культурное значение в многолетней перспективе. Нельзя не согласиться с мнением Голомазовой Т. Н. [2]: «Массовое жилищное строительство, появившееся в 1950-х гг., повлекло за собой развитие других отраслей экономики: производство строительных материалов, деревообработка, стекольная и мебельная промышленность, машиностроение и т.п., т.е. стало одной из причин быстрого экономического роста СССР. Однако, по мере экономического развития страны росли социальные требования населения к жилью, т.е. постепенное решение жилищной проблемы создало социокультурную основу для изменения образа жизни людей».

За период 1918-1963 гг. государственными, кооперативными и частными застройщиками было построено и восстановлено жилых домов общей площадью 1 036 млн.кв.м., что позволило власти в 1977 г. впервые включить в Конституцию страны право граждан СССР на жилище. Указанное право согласно Конституции обеспечивалось развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Поскольку праву граждан на жилище корреспондирует обязанность государства по обеспечению жильем, то появление в основополагающем законодательном акте страны данной нормы свидетельствует о наличии у власти возможностей для такого обеспечения. И данное является заслугой плановой экономики СССР.

Период перестройки и первые годы РФ (1985-1995 гг.) резко изменили жилищную политику государства, в т.ч. была разрушена государственная система распределения жилья. На смену плановой экономике пришла рыночная, для многочисленных групп населения приобретение и строительство жилья оказалось за пределами досягаемости [16, с. 47].

Если в начале XX века среднестатистическому гражданину достаточно было иметь крышу над головой в виде сухой комнаты в коммуналке, в середине века такому гражданину хотелось собственную квартиру, пусть и «малосемейку», то в XIX веке мы говорим о доступном и, что не менее важно, комфортном жилье. Учитывая исторический опыт нашей страны, решение поставленной задачи должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях.

Для решения проблемы доступности жилья возможен возврат к типизации домов экономического класса, дальнейшее снижение ставок ипотечного кредитования и реанимация кооперативного строительства, которое внесло свой вклад в решение жилищной проблемы 100 лет назад.

REFERENCES

  1. Belov, V. P. Krupnopanel`noe zhilishhnoe stroitel`stvo v SSSR / V. P. Belov. – M. : Mini-sterstvo promy`shlennogo stroitel`stva SSSR. Central`noe byuro nauchno – texnicheskoj informacii, 1976. ‒ 18 s. ‒ Tekst : neposredstvenny`j
  2. Golomazova, T. N. Znachenie opy`ta zhilishhnogo stroitel`stva v SSSR kak sredstva formirova-niya gumanitarnogo prostranstva cheloveka dlya sovremennoj Rossii / T. N. Golomazova. ‒ Tekst : nepo-sredstvenny`j // Stroitel`stvo: nauka i obrazovanie. ‒ 2015. ‒ № 2. ‒ St. 3. // Kiberleninka : [sajt]. ‒ . ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-opyta-zhilischnogo-stroitelstva-v-sssr-kak-sredstva-formirovaniya-gumanitarnogo-prostranstva-cheloveka-dlya-sovremennoy (data obrashheniya: 01.03.2020).
  3. «Kabinet» s vidom na Rossiyu // Rossijskaya gazeta : [E`lektronny`j resurs]. ‒ . ‒ URL: https://rg.ru/2019/04/17/dmitrij-medvedev-otchitalsia-o-rabote-kabineta-ministrov.html?utm_source=rg.ru&utm_medium=subscription&utm_campaign=fresh (data obrashheniya: 18.04.2019). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  4. Kamardin, I. N. Rabochij protest v Povolzh`e v 1919-1920 gg. / I. N. Kamardin. ‒ Tekst : nepo-sredstvenny`j // Nauchny`e vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. ‒ 2013. ‒ № 22 (165). ‒ S. 134-140.
  5. Kozerenko, N. P. Zhilishhny`j krizis i bor`ba s nim / N. P. Kozarenko. ‒ Moskva, Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel`stvo, 1928. ‒ 264 s. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  6. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyax i resheniyax s«ezdov, konferencij i plenumov CzK (1898-1986). T. 4: 1926-1929. ‒ M. : Politizdat, 1984. ‒ 575 s. ‒ Tekst : neposredstven-ny`j.
  7. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyax i resheniyax s«ezdov, konferencij i plenumov CzK (1898-1986). T. 5: 1929-1932. ‒ M. : Politizdat, 1984. ‒ 446 s. ‒ Tekst : neposredstven-ny`j.
  8. Narodnoe xozyajstvo SSSR za 1913–1955 gg. (kratkij statisticheskij sbornik) // Istoricheskie materialy` : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://istmat.info/node/36699 (data obrashheniya: 29.02.2020). ‒ Tekst : e`lek-tronny`j.
  9. Narodnoe xozyajstvo SSSR. Statisticheskij spravochnik, 1932 // Istoricheskie materialy` [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://istmat.info/node/22079 (data obrashheniya: 29.02.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  10. Nevlev, V. K. Istoriko-pravovaya obstanovka na Lenskix priiskax v 1912 g. / V. K. Nevlev, V. V. Nevlev. ‒ Tekst : neposredstvenny`j // Vestnik arxivista. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ S. 272-284.
  11. O zhilishhnoj kooperacii: Postanovlenie CIK SSSR, SNK SSSR ot 19 avgusta 1924 g. // SZ SSSR. 1924. № 5. St. 60. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  12. O zhilishhnoj politike: Postanovlenie CIK SSSR, SNK SSSR ot 04 yanvarya 1928 g. // SZ SSSR. 1928. № 6. St. 49. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  13. O moskovskom gorodskom xozyajstve i o razvitii gorodskogo xozyajstva SSSR: Rezolyuciya po dokladu t. Kaganovicha L. M., prinyataya plenumom CzK VKP(b) 15 iyunya 1931 g. ‒ Moskva, Leningrad: Moskovskij rabochij, 1931. ‒ 16 s. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  14. O socializacii zemli: Dekret VCIK ot 19 fevralya 1918 g. // SU RSFSR. ‒ 1918. ‒ № 25. ‒ St. 346. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  15. Ob ustranenii izlishestv v proektirovanii i stroitel`stve: Postanovlenie CzK KPSS, Sov-mina SSSR ot 04 noyabrya 1955 g. № 1871 // SPS «Konsul`tantPlyus» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=8049#034239030983361585 (data ob-rashheniya: 08.01.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  16. Platonov, A. M. Razvitie mexanizmov obespecheniya dostupnosti zhil`ya dlya naseleniya v SSSR i Rossii / A. M. Platonov. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.// Vestnik UGTU–UPI. Seriya e`konomika i upravlenie. ‒ 2004. ‒ № 4. ‒ S. 45-53.
  17. RGAE`. F.339. Op. 1. D. 1. Prikazy` №№ 1-77 Gosstroya SSSR s prilozheniyami k nim. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  18. RGAE`. F. 2259. Op. 9. D. 2. Protokoly` zasedanij Rasporyaditel`nogo byuro Glavkomgosoora i prezidiuma Raspredbyuro. Kopii. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  19. RGAE`. F. 2259. Op. 23. D. 5. Doklad po obsledovaniyu Ugorsel`stroya — osnovny`e danny`e ob upravlenii. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  20. SSSR v cifrax v 1963 g. (kratkij statisticheskij sbornik) // Gosudarstvennaya publichnaya isto-richeskaya biblioteka Rossii [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23894-v-1963-godu-1964 (data obrashheniya: 29.02.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  21. Shil`nikova, I. V. Zabastovki v sovetskoj promy`shlennosti v gody` pervoj pyatiletki (po ma-terialam informacionny`x obzorov i svodok OGPU) / I. V. Kil`nikova. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // E`konomicheskaya istoriya. 2016. № 4 (35). S. 80-89.
Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login INTERWIN Login Link Hoki Pola Slot Toto 4D Sensasional Hari Ini INTERWIN Login Link Hoki Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login macaoslot official cherry188 official cherry188 pusat gacor isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin link alternatif interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam Interwin Link Gacor Interwin Link Gacor macaoslot login RTP interwin ibet44 login link alternatif interwin link